Научная статья на тему 'К вопросу организации мониторинга финансового состояния предприятия на примере ОАО «Елочка»'

К вопросу организации мониторинга финансового состояния предприятия на примере ОАО «Елочка» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмельницкая Н.В.

Рассмотрены современные проблемы функционирования народно-художественных промыслов на примере ОАО «Ёлочка». Обосновывается важность мониторинга финансового состояния не только для предприятия и его акционеров, но и для потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации мониторинга финансового состояния предприятия на примере ОАО «Елочка»»

УДК 336.6

Хмельницкая Н. В.

к.э.н., доцент,

Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Минеральные Воды

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЕЛОЧКА»

Рассмотрены современные проблемы функционирования народно-художественных промыслов на примере ОАО «Ёлочка». Обосновывается важность мониторинга финансового состояния не только для предприятия и его акционеров, но и для потенциальных инвесторов.

Ключевые слова: народно-художественные промыслы, финансовый мониторинг, кредиторская и дебиторская задолженности, инвестиции.

В условиях постоянно меняющихся факторов внешней среды и внутренних условий предприятия увеличивается вероятность периодического возникновения кризисов [1].

Общество в условиях рыночной экономики постоянно переживает различные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности. Помимо множества прочих, к числу проблем сегодня следует отнести вопросы развития и необходимости поддержки предприятий народно-художественных промыслов. Эти уникальные предприятия с огромным историческим прошлым и самобытной культурой находятся на грани выживания, многие из них закрываются или перепрофилируются. Причиной является высокая себестоимость изделий вследствие использования ручного труда и конкуренция со стороны производителей, использующих технологическое оборудование и производящих продукцию с невысокими затратами.

Рассмотрим современные проблемы функционирования народно-художественных промыслов на примере старейшего российского предприятия по выпуску стеклянных елочных украшений ОАО «Ёлочка». По отраслевой принадлежности ОАО «Ёлочка» является предприятием легкой промышленности, производящим игрушки.

Предприятие выпускает более 650 наименований стеклянных ёлочных украшений ручной работы в традиционном и современном стилях. Изделия отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм, гибкой системой цен (от 18 до 5000 рублей). Доля предприятия на рынке стеклянных елочных игрушек составляет около 10%.

Технологический процесс делится на шесть этапов: выдувание, металлизация, окраска, разрисовка, сборка, упаковка. В собственном музее «Клинское подворье», включающем выставочные залы, два мини-цеха, демонстрируются самые интересные технологические стадии — выдувание и роспись.

О высоком качестве и художественной ценности продукции свидетельствуют дипломы Всероссийских («Игры и игрушки», «Мир детства») и Международных («Amdiente», «ChristmasWorld», «Christmas Time») выставок.

Для рынка елочных украшений характерна высокая конкуренция и сезонный характер, индустрия новогоднего праздника имеет тенденцию к расширению, привлекая внимание производителей и торговли.

Отечественными конкурентами ОАО «Ёлочка» являются:

- ООО «Алиса» (Москва) — компания, объединяющая в себе несколько мелких производителей, активно торгующая продукцией производимой в Украине, и в Китае. Доля на рынке — 15%. Сильные стороны: огромный ассортимент, сравнительно низкая цена,

работа во всех регионах РФ, наличие Интернет-магазина, осуществление оптовых и розничных поставок, работа с сетями «Ашан», «Метро», «Детский мир»;

- ООО «Витус» (Москва) — производитель елочных украшений из стекла и лавсановой пленки. Основное направление — выполнение корпоративных заказов с логотипами фирм и елочных украшений «Премиум» класса. Доля на рынке — 10%;

- ООО «Ариэль» (Нижний Новгород) — производитель елочных украшений «премиум» класса из стекла, с использованием шелкографии, стразов, ориентированный на Европу. Доля на рынке около 5%.

Основные иностранные конкуренты ОАО «Ёлочка»:

- китайские производители, низкая цена продукции которых позволяет торговле делать наценку более 300%. Негативные выступления в прессе по поводу качества и безопасности китайских игрушек позволили потеснить данных производителей. Доля на рынке около 30%.

- украинские производители, использующие новейшие западные технологии (производство на полуавтоматах и автоматах), дешевое сырье и рабочую силу. При надлежащем качестве это позволяет устанавливать цену ниже, чем у российских производителей. Доля на рынке около 20%.

- около 10% занимают производители Польши, Ирландии, Чехии, продукция которых относится к «премиум» классу, цена за единицу составляет от 2 000 руб. и выше. Скорее всего, ее можно отнести к коллекционной либо сувенирной продукции, а не к традиционным елочным игрушкам. Доля на рынке около 10%.

Продукция ОАО «Ёлочка» пользуется спросом на всей территории РФ, а также на территории ближнего зарубежья Казахстана и Белоруссии. Ведутся переговоры с Америкой, Францией, Германией и Израилем. Основной сегмент продаж по географическому принципу — Центральный федеральный округ (72%), с которым связан рост продаж. Еще одно из преимуществ — наличие в Москве Торгового Дома «Снегурочка» — представительства ОАО «Ёлочка».

Объем реализации неизменно растет, предприятие плодотворно сотрудничает со старыми покупателями, расширяет сбыт путем привлечения новых клиентов. Существует реальная возможность расширения ассортимента, дальнейшего роста продаж.

При этом, выполненный в соответствии с известными методиками анализ финансового состояния [2], свидетельствует о неудовлетворительной работе предприятия: сокращается объем прибыли с 54 млн руб. в прошедшем периоде до 50 млн руб. в отчетном. Также наблюдается значительная дебиторская задолженность, в том числе и просроченная. На начало года она составляла 22 млн руб., а на конец года 33 млн руб. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности очень низок и составил всего лишь 2,35, а кредиторской задолженности — 5,85. То есть, среднее время возврата дебиторской задолженности составляет 153 дня (при установленной законодательно норме 3 месяца), а кредиторской 61,5 дней.

Значит, предприятие своевременно рассчитывается с поставщиками, но недостаточно хорошо работает с должниками.

И здесь возникает проблема, характерная для народно-художественных промыслов — нужны крупные инвестиции из негосударственных источников. Но те инвесторы, кто хотел и мог бы вложить свободные денежные средства в развитие предприятия, должен быть уверены в его надежности, финансовом благополучии.

Особенностью предприятий народно-художественных промыслов является их высокая зависимость от внешних факторов — уровня государственного регулирования, конъюнктуры рынка, степени развития инфраструктуры и т.п.

Ситуация усугубляется внутренними факторами: ошибками в разработке производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, непрофессиональным менеджментом, низким уровнем организационной и корпоративной культуры.

На наш взгляд, чтобы избежать либо уменьшить потери, необходим постоянный контроль реального финансового состояния предприятия. Мониторинг важен не только для предприятия и его акционеров, но и для потенциальных инвесторов. Результаты анализа позволяют выявлять уязвимые места, требующие особого внимания, разрабатывать мероприятия по их ликвидации [3].

На первой стадии в системе общего финансового мониторинга для конкретного предприятия нами установлена особая группа объектов наблюдения, формирующих возможное «кризисное поле», то есть, сеть параметров, нарушение которых свидетельствует о кризисном развитии. Опыт показывает, что в современных условиях все аспекты деятельности предприятия могут генерировать угрозу его банкротства [4].

На второй стадии в разрезе параметров сформована система наблюдаемых показателей деятельности — «индикаторов кризисного развития» [5]. При помощи создания четкой системы мониторинга показателей финансового состояния, у предприятия появляется возможность снизить кредиторскую и дебиторскую задолженности до нормальной. Для чего были разработаны следующие рекомендации [6]:

Во-первых, мероприятия по изысканию резервов дополнительного производства продукции, при помощи внедрения новых моделей, что позволит снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

Во-вторых, поскольку дебиторская задолженность — величина управляемая, при расширении рынков сбыта, необходимо реализовывать меры по управлению процессом недопущения и ликвидации дебиторской задолженности, а именно [7]:

1. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности (просроченные или неоправданные задолженности).

2. Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям.

3. Ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

4. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей: рост дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования [8].

5. Использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате [9].

Итак, мониторинг финансового состояния ОАО «Ёлочка» повысит прозрачность бизнеса, гарантирует потенциальным инвесторам получение достоверной информации о надежности вложений, что придаст дополнительный импульс его развития.

Литература

1. Бланк И.А. Антикризисное управление предприятием. — К., Эльга, Ника-Центр, 2008. — 672 с.

2. Виноградская Н.А., Каплин А.С. Практика использования механизма самооценки кредитоспособности предприятия (статья) //. Экономика в промышленности.2011. — №4. — с.68-73.

3. Виноградская Н.А., Очерет А.Ю. Формирование системы раннего диагностирования кризисных симптомов в управлении предприятием (статья) //. Экономика в промышленности. 2010. — № 4. — С. 28-37.

4. Зотикова О.Н., Попова С.С., Ливадина С.П. Методы диагностики фиктивного и преднамеренного банкротства на основе финансовой отчетности. // Сервис в России и за рубежом. 2014. — № 9 (56). — С. 56-64.

5. Вихрова Н.О. Прогнозирование развития компании малого бизнеса на основе процессного подхода (статья) //. Экономика в промышленности. 2012. — № 1. — С. 22-29.

6. Ларионова А.А. Финансовое обоснование стратегии развития предприятия (статья) // Сборник научных статей. Вольное экономическое общество России. ФГБОУ ВПО «МАТИ» Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского, том 155, М., 2011. — Стр.267-269- 0,15 п.л.

7. Ларионова А.А. Оценка результативности реализации стратегии развития предприятия на основе модели экономической добавленной стоимости//Экономика в промышленности №3, 2012. — стр.62-65

8. Ларионова А. А., Зайцева Н.А., Мартыненко И.Н. Подходы к повышению качества дебиторской задолженности // Научное обозрение. 2014. — № 11-1. — С. 245-250.

9. Вихрова Н.О. Практические аспекты управления финансовой устойчивостью компании // Новая наука: стратегия и вектор развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 декабря 2015 г., г. Стерлитамак). / в 3 ч. Ч. 1 — Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. — 271 с., С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.