Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов России (на примере Нижегородской области)*'

Анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов России (на примере Нижегородской области)* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4048
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / АНАЛИЗ / ТЕНДЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ПОДДЕРЖКА / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Породина С.В.

В статье уточнены основные характеристики народных художественных промыслов (НХП), проанализировано их состояние в России и Нижегородской области. Сделан вывод о том, что одним из основных условий эффективного функционирования предприятий НХП является стабильная государственная поддержка на всех уровнях власти и инновационная активность самих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов России (на примере Нижегородской области)*»

12 (36) - 2010

Экономическое прогнозирование

анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов россии

(на примере нижегородской области)*

С. в. ПОРОДИНА,

ассистент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: lana-th25@mail.ru Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

В статье уточнены основные характеристики народных художественных промыслов (НХП), проанализировано их состояние в России и Нижегородской области. Сделан вывод о том, что одним из основных условий эффективного функционирования предприятий НХП является стабильная государственная поддержка на всех уровнях власти и инновационная активность самих предприятий.

Ключевые слова: народный, художественный промысел, анализ, тенденция, государственный, поддержка, динамика.

Народные промыслы являются органической частью отечественной культуры и одновременно представляют собой одну из составляющих экономики нашей страны. Россия относится к числу немногих стран, сумевших сохранить исторические традиции и стилевые особенности народных художественных промыслов. Их изделия, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств, мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением культурного наследия России.

В Федеральном законе от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» дается

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при ННГУ им. Н. И. Лобачевского — Национальном исследовательском университете.

определение: «Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».

В соответствии с законом к организациям народных художественных промыслов принято относить организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия НХП, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 %.

Народные художественные промыслы России на современном этапе своего развития — это особая сфера предпринимательской деятельности, для которой характерны:

• изготовление изделий (предметов) преимущественно декоративно-художественного и сувенирного характера с целью сбыта на рынке;

• ручной творческий и механизированный труд мастера с использованием простых наборов инструментов, отсутствие или небольшое ко-

личество сложного, энергоемкого оборудования;

• коллективность накопленного опыта и умений и передача вековых традиций и мастерства от поколения к поколению; отсутствие самодеятельного творчества, идущего только от себя или от поверхностного знания;

• сохранение и развитие народных традиций;

• индивидуальность мастера, его личностные характеристики и врожденная художественная чуткость;

• производство изделий из дешевых природных материалов: дерева, бересты, лыка, глины, камня, кости, металла, кожи и меха, шерсти, шелка, хлопка, льна;

• использование стандартов при изготовлении предметов народных промыслов и их неповторимость;

• выпуск изделий небольшими партиями;

• тесная связь с историей народа [4].

На сегодня к художественной промышленности относятся две группы предприятий: «предприятия народных художественных промыслов, расположенные в местах исторически традиционного бытования, которые сформировались на основе ручного художественного ремесла, а также те художественные предприятия, которые исторически были связаны с фабричным или заводским способом производства (фарфор, хрусталь, художественное литье и др.)» [6].

Народные промыслы являются многопрофильным производственным комплексом, который обеспечивает потребности населения изделиями, имеющими высокую художественную ценность и в то же время выполняющими утилитарную функцию.

Как самостоятельный вид деятельности НХП обычно не фигурируют в официальной статистической информации, поскольку по прежней классификации относились к категории «Другие промышленные производства» наряду с изготовлением ювелирных изделий, музыкальных инструментов, химчисткой и другими малозначимыми сферами деятельности. Современный Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) также причисляет эту сферу к категории «Прочие производства» (код 36.63.8 «Производство изделий народных художественных промыслов» введен изменением 1/2007 ОКВЭД, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст), что принижает значительную роль, которую играло и играет производство изделий народных промыслов в экономике России.

Народные промыслы расположены на территориях 63 субъектов Российской Федерации. По итогам 2009 г. в России действует более 200 предприятий НХП с общей численностью работающих 30 тыс. чел. Ежегодный объем выпуска изделий промыслов в фактических ценах (без НДС и акцизов) составляет около 4 млрд руб. За 2009 г. произведено изделий на сумму 4,04 млрд руб., в том числе изделий признанного художественного достоинства — на 1,19 млрд руб. В настоящее время существует 15 видов производств НХП, основным из которых является художественная обработка дерева и других растительных материалов. Доли ее и других видов производств в общем объеме выпускаемой продукции представлены на рис. 1 [7].

Кроме того, имеются сравнительно небольшие виды обслуживающей деятельности: производство и торговля дерево-, металлообрабатывающим и другим оборудованием и наборами инструментов, банковский сектор (кредитные услуги), сервисное обслуживание (оценка стоимости и качества изделий НХП), транспортировка, работа складов, колледжей и училищ. Таким образом, художественную промышленность можно рассматривать как своеобразный межхозяйственный комплекс, включающий в себя организации различных секторов экономики, отличающихся по роли, масштабу, функциям и уровню регламентирования деятельности. Вместе с тем следует отметить пристальное внимание к этому комплексу (начиная с 2005 г.) со стороны государства.

Трансформация системы общественных отношений, переход отечественной экономики к рынку внесли существенные изменения в производственно-экономическое развитие народных художественных промыслов России, в корне изменили ту общественно-политическую и экономическую среду, в которой НХП находили приемлемые условия для хозяйственной деятельности. В условиях, когда

5

Рис. 1. Структура видов производств изделий НХП в российской Федерации:

1 — художественная обработка дерева; 2 — производство

изделий из стекла; 3 — художественная обработка металлов; 4 — производство художественной керамики; 5 — производство строчевышитых изделий; 6 — прочие

основной целью развития и функционирования предприятий стало извлечение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособной продукции, развитой инфраструктуры сбыта, а основой развития производств — накопление собственных средств, народные художественные промыслы оказались в сфере экономических отношений без учета особенностей функционирования и традиций их существования.

Исследование и анализ тенденций развития НХП показывают, что с середины 1990-х гг. они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 г. более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объем производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 г., когда был нанесен основной удар по народным промыслам.

За последние десять лет еще 42 предприятия перестали функционировать. Размер средней ежемесячной заработной платы работников НХП составляет 6 тыс. руб., что значительно ниже средней по стране. Износ основных фондов — от 70 до 100 % [6].

Только с 2005 г. народные художественные промыслы преодолели тенденцию падения объемов производства продукции и ежегодно увеличивали выпуск изделий. По данным Росстата, наметились положительные темпы роста производства НХП. В 2006 г. они составили всего по Российской Федерации 105,4 % (к уровню 2005 г.), в 2007 г. -117 % (к уровню 2006 г.). Этому способствовали как стабильные социально-экономические условия 2005-2008 гг., так и меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, направленные на стабилизацию и развитие названных организаций.

К местам традиционного расположения народных художественных промыслов со значительными объемами производства в первую очередь можно отнести Московскую, Нижегородскую, Вологодскую, Ивановскую, Брянскую, Ярославскую, Владимирскую области.

Нижегородская губерния по развитию кустарных промыслов, которых насчитывалось более 200

видов (хохломская роспись, полховско-майданс-кая, городецкая, семеновская роспись и резьба по дереву, художественная обработка металла, городецкая золотная вышивка и др.), занимала одно из ведущих мест в России. Наибольшее распространение промыслы получили в северных и западных уездах — Семеновском, Балахнинском, заволжской части Макарьевского, Ардатовском, Горбатовском. Здесь процент работников, занятых в промыслах, доходил в конце XIX в. до 90 %.

Необыкновенность Нижегородского края, давшего миру такое количество высокоразвитых в качественном отношении художественных промыслов и ремесел, объяснялась обилием природных богатств (леса, глины, железной руды, поделочного камня и др.); удобным географическим положением и наличием не только двух больших рек — Волги и Оки, но и целой системы мелких; существованием в регионе Нижегородской ярмарки, главного торжища России. В годы советской власти доля нижегородских предприятий НХП в общем числе всех аналогичных предприятия СССР составляла 70 %. Однако сегодня местные производства по многим показателям утратили свои позиции. На некоторых предприятиях количество работающих с начала 1990-х гг. уменьшилась в 40—60 раз, а в целом по области число занятых в этой сфере — с 18 до 2,5 тыс. чел.

Нижегородская область относится к наиболее значимым и видным центрам традиционного бытования народных художественных промыслов — их здесь сосредоточена одна треть от всех российских. На сегодня регион занимает второе место в РФ после Московской области по объему производства продукции и количеству организаций, производящих изделия НХП.

Сегодня сфера народных художественных промыслов Нижегородской области представлена 40 субъектами. В их числе 22 малых предприятия, два крупных предприятия (ЗАО «Хохломская роспись» и «ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова») и 16 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которые специализируются на производстве изделий с полховско-майданской росписью, утвержденных художественно-экспертным советом в качестве изделий НХП (Воскресенский район). На производстве изделий с хохломской росписью специализируются три сельскохозяйственных производственных кооператива Ковернинского района («Хохлома», «Семинский» и колхоз-племзавод имени Ленина).

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис 2008—2009 г, в области не только не закрылись действующие предприятия, но и в состав НХП с 2009 г. вошли два новых—ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) и ООО «Городецкий пряник» (г Городец) [2].

В инфраструктуру поддержки НХП Нижегородской области входят: некоммерческая организация «Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области», государственное предприятие «Художественные промыслы», два образовательных учреждения — художественный профессиональный лицей № 30 (г. Семенов) и Павловский техникум народных художественных промыслов России (г. Павлово).

Кроме того, производством изделий НХП занимаются четыре некоммерческие организации Нижегородской области: «Центр ремесел и досуга» (Чкаловский район), Богородский центр «Досуг», детская школа искусств (г. Кулебаки) и Клуб мастеров «Кружевная сказка» (г. Балахна).

В ходе анализа динамики развития предприятий НХП области за последние пять лет выявля-

динамика роста предприятий

ется тенденция роста их числа. Большинство индивидуальных предпринимателей, занятых в этой сфере, в 2005—2006 гг. находились в тени, поэтому определить их число на тот момент не представлялось возможным (табл. 1).

Динамика развития НХП в 2005—2009 гг. представлена в табл. 2 и на рис. 2.

Предприятиями НХП Нижегородской области произведено продукции в 2009 г. на сумму 727,9 млн руб., — на 14,6 % меньше, чем за аналогичный период 2008 г. (852,6 млн руб.). Объем производства изделий НХП в 2009 г. составил 492,2 млн руб. и снизился на 15,6 % по сравнению с 2008 г. Тем не менее предприятиям удалось сохранить удельный вес продукции НХП в общем объеме производства на достаточно высоком уровне (67,6 %). За 2009 г. предприятиями реализовано продукции на общую сумму 751,4 млн руб. — на 8,6 % меньше, чем в 2008 г. (822,3 млн руб.). Объем реализации изделий НХП в 2009 г. составил 512,3 млн руб. — на 16,7 % меньше, чем в 2008 г. (614,8 млн руб.). Налицо снижение доли продукции НХП в общем объеме реализованной продукции в 2009 г. (68,2 %) по сравнению с

Таблица 1

нхп нижегородской области

годы Число предприятий нхп*, ед. индивидуальные предприниматели темп роста числа предприятий нхп, % Абсолютный прирост числа предприятий нхп, ед. темп прироста числа предприятий нхп, %

цепные базисные (к 2005 г.) цепные базисные (к 2005 г.) цепные базисные (к 2005 г.)

2005 15 Нет данных — 100,0 — 0 — 0

2006 17 Нет данных 113,3 113,3 2 2 13,3 13,3

2007 20 14 117,7 133,3 3 5 17,7 33,3

2008 22 15 110,0 146,7 2 7 10,0 46,7

2009 24 16 109,1 160,0 2 9 9,1 60,0

Средний темп роста 112,5

* В том числе и потенциальные предприятия НХП, у которых доля изделий НХП < 50 %.

Таблица 2

динамика развития народных промыслов в нижегородской области

показатель год

2005 2006 2007 2008 2009

Общий объем произведенной продукции, млн руб. 489,5 616,3 695,2 852,6 727,9

Объем производства продукции народных художественных промыслов, млн руб. 349,5 457,6 533,7 583,2 492,2

Удельный вес продукции народных художественных промыслов в общем объеме произведенной продукции, % 71,4 74,2 76,8 68,4 67,6

Общий объем реализованной продукции, млн руб. 529 627 722 822,3 751,4

Объем реализации продукции народных художественных промыслов, млн руб. 345,7 420,9 549,5 614,8 512,3

Удельный вес продукции народных художественных промыслов в общем объеме реализованной продукции, % 65,3 67,1 76,1 74,7 68,2

Перечислено налоговых платежей во все бюджеты, млн руб. 74,3 73,5 84,1 91,4 81,7

Средняя заработная плата на предприятиях народных художественных промыслов, руб. 4 010 5 576 6 068 6 445 7 044

Источник: данные предприятий НХП Нижегородской области [8].

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 57

ю ^

а £ С

1 000

800

600

400

200

0

Рис. 2. Динамика производства и реализации продукции, в том числе изделий НХП, предприятиями НХП Нижегородской области:

1 — общий объем производства; 2 — объем производства изделий НХП; 3 — общий объем реализации; 4 — объем реализации изделий НХП

Таблица 3

Уровень средней заработной платы трудящихся по России, Нижегородской области и на предприятиях НХП Нижегородской области, тыс. руб.

Годы Средняя зарплата по отрасли НХП Нижегородской обл. средняя зарплата по Нижегородской обл. средняя зарплата по России

2005 4,0 6,4 8,6

2006 5,6 7,7 9,4

2007 6,1 9,4 11,9

2008 6,4 10,2 15,4

2009 7,0 14,5 17,4

4 000

X

н к 3 000

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

о ш 2 000

н

си

г 1 000

о

3 050 2 817 2 707 2 501

~-♦- t 2 457

--♦- -♦

2005

2006

2007 Годы

2008

Рис. 3. Динамика изменения численности работающих в сфере НХП Нижегородской области

х

25 20 15 10

18,5

13,9 12,9 17, 2

11,1

3,2

П

2003 2004 2005 2006 2007

Годы

Рис. 4. Динамика экспорта продукции НХП

2008 г. (74,7 %). Такая динамика объясняется снижением общего потребительского спроса. Кроме того, падение объемов реализации обусловлено сокращением заказов крупных предприятий и государственного заказа на сувенирную продукцию, повышением тарифов на электроэнергию, ростом цен на драгоценные металлы.

Средняя заработная плата на предприятиях НХП отстает от аналогичной на предприятиях малого бизнеса в области и по стране в целом (табл. 3). Тем не менее по сравнению с 2008 г. она повысилась на 599 руб. (9 %) и составила 7 044 руб. (см. табл. 2).

В настоящий момент сохраняется негативная тенденция сокращения численности занятых в сфере НХП (рис. 3).

Число занятых в сфере НХП в 2009 г. на 44 чел. меньше (на 2 %) по сравнению с 2008 г. Как правило, в связи с низким уровнем заработной платы мастера или уходят из промыслов (меняют вид деятельности), или регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей.

В отрасли в 2009 г. отмечается незначительное снижение значений по ряду основных показателей, но есть и положительные тенденции. С 2003 г. в области наблюдается положительная динамика (исключение — 2007 г.) экспорта продукции НХП (рис. 4).

Благодаря эффективной маркетинговой политике, проводимой областным министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, объем экспорта в 2009 г. возрос по сравнению с 2008 г. на 7,6 %, составив 18,5 млн руб. В Нижегородской области пять экспортно ориентированных предприятий народных промыслов: ЗАО «Хохломская роспись», «ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова», ЗАО «Гипюр» (г. Чкаловск), ООО

2009

2008

2009

0

5

0

«ТД «Семеновская роспись» 700 и с 2009 г. - ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель». Кроме того, ряд предприятий НХП Нижегородской области поставляют свою продукцию за рубеж не напрямую, а через фирмы-посредники. Таким образом поставляются варнавинская резная кость, городецкая зо-лотная вышивка, изделия Ка-тунской швейной фабрики с вышивкой «чкалов-ский гипюр». Это говорит о высоком экспортном потенциале НХП Нижегородской области. Следует заметить, что новые крупные заказчики в Японии появились в результате участия предприятий в выставке НХП, организованной правительством области в городе Тохоку (провинция Мияги) в октябре 2008 г. [2].

Анализ значений показателей за пять лет свидетельствует о положительной динамике развития предприятий народных художественных промыслов при невысоких темпах роста. Рассмотрим перспективы развития этой отрасли в Нижегородской области. Используя статистические данные, построим прогноз производства изделий НХП на ближайшие пять лет. Графически данные о производстве изделий народных промыслов в 1997-2009 гг. представлены на рис. 5.

С помощью средств Excel построим линии тренда, которые применяются в задачах прогнозирования. Для этого использован метод аналитического выравнивания. При этом используются линейная, логарифмическая, полиномиальная, степенная, экспоненциальная функции для аппроксимации данных по методу наименьших квадратов.

Величина достоверности аппроксимации для экспоненциальной функции равна R2 = 0,711, для

линейной — R2 = 0,826, для лога- _

рифмической — R2 = 0,833, для полиномиальной функции второй степени — R2 = 0,834, для полиномиальной функции третьей степени — R2 = 0,862, для степенной — R2 = 0,8863. Для прогнозирования и расчетов в нашем случае будем использовать степенную функцию, поскольку величина достоверности аппроксимации для нее больше других коэффициентов

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

□ Производство изделий НХП Рис. 5. производство продукции нхп нижегородской области в 1997—2009 гг.

приближена к 1, и установленная зависимость наиболее достоверна.

Таким образом, формула прогноза объема производства изделий НХП в зависимости от периода времени будет иметь следующий вид: Y= 87,911л0'7217, где Y— объем производства изделий НХП Нижегородской области (млн руб.), х — период времени.

Используя установленную зависимость, сделаем прогноз объемов производства изделий НХП Нижегородской области на 2010—2014 гг. Для прогнозирования на базе полученной модели на одну точку вперед необходимо подставить в нее соответствующее значение временного параметра, т. е. х = 14. Этому периоду времени соответствует 2010 г. Y2010 = 87,911 х 140'7217 = 590,48 (млн руб.). Таким образом, в 2010 г. объем производства изделий НХП Нижегородской области будет, по прогнозу, на 20 % больше, чем в 2009 г. Прогноз на 2011 г. — 620,62 млн руб., годовой прирост — 5,1 %. В 2012 г. объем произ -водства продукции НХП составит 650,21 млн руб., т. е. изделий народных промыслов будет произведено на 4,8 % больше, чем в 2011 г., в 2013 г. прирост составит 4,5 %, а в 2014 г. - 4,21 % (рис. 6).

Результаты прогноза показывают, что с 2010 г. в сфере народных промыслов будет наблюдаться рост объемов производства продукции НХП, хотя с каждым годом он будет замедляться, если

750 700

ю >

о. X

с.

650

600

550

500

рис. 6. прогноз производства изделий нхп нижегородской области на пять лет

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

59

условия функционирования предприятий НХП не изменятся.

Сейчас для нижегородских промыслов характерны основные общероссийские тенденции, как положительные, так и отрицательные: медленный рост производства и реализации художественной продукции, увеличение объемов экспорта изделий НХП, снижение численности работающих в этой сфере, высокая кредиторская задолженность, нехватка средств для закупки сырья и материалов, сравнительно невысокая средняя заработная плата, неразвитость инфраструктуры сбыта. В то же время специфика художественной промышленности не предоставляет возможности полного распространения законов рыночной экономики на предприятия народных промыслов. Это накладывает целый ряд принципиальных ограничений на бизнес, вовлекаемый в организацию и финансирование производства отрасли. Среди них выделяются:

• неконкурентоспособность продукции народных промыслов по цене на внутреннем рынке по сравнению с товарами китайского, турецкого, польского производства;

• нежелание российского банковского сектора под приемлемые проценты осуществлять кредитование НХП и подготовку производства конкурентоспособной продукции;

• малая рентабельность вложений по сравнению с другими видами хозяйственной деятельности. В связи с этим необходимо отметить, что

развитие промыслов в современных социально-экономических условиях возможно на основе поиска и восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства, органичного соединения их с достижениями науки, техники, технологии, информатики. В условиях затянувшегося кризиса многие предприятия, в том числе и комплекс предприятий народных художественных промыслов, должны выработать особую стратегию развития и эффективного функционирования, используя весь свой потенциал и резервы, опираясь на государственную поддержку на федеральном, региональном и местном уровнях.

Эффективность функционирования предприятий народных художественных промыслов непосредственным образом зависит от степени и направлений государственного влияния и содействия. Причем государственное регулирование предприятий НХП должно носить не спонтанный, а постоянный характер, так как изделия этой отрасли не являются товарами первой необходимости. В

отношении народных промыслов госрегулирование должно проявляться в своевременном обеспечении сырьем высокого качества, упорядочении каналов сбыта изделий народных мастеров и формировании льготного налогового режима.

Руководителям предприятий и правительству Нижегородской области в течение определенного времени удается сохранять и поддерживать народные художественные промыслы, и эта работа не останавливается, о чем свидетельствует принятая областная целевая программа «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009—2011 годах» [9], которая является основным инструментом государственной поддержки НХП на ближайшие годы.

Наряду с государственной поддержкой основным вектором стабильного и рентабельного развития рассматриваемых предприятий должна стать их инновационная активность на базе собственного потенциала. В работе П. Друкера говорится, что «любые организации — и не только те, что занимаются бизнесом, — нуждаются хотя бы в одном кардинальном нововведении, обеспечивающем их конкурентоспособность» [3]. Инновации — это решающий элемент новой корпоративной философии и основной фактор успеха любой компании. При этом инновациями на предприятиях НХП могут выступать:

• новые или измененные изделия НХП;

• новые или усовершенствованные производственные процессы и технологии, а также процессы, которые организация использует для планирования своей деятельности и управления;

• измененные и улучшенные социальные отношения в учреждении;

• новые или усовершенствованные модели или концепции бизнеса [5, с. 32—38].

Для предприятий НХП характерна маркетинговая инновационная деятельность, которая касается в основном процесса производства и реализации изделий народных мастеров, а не технологическая, связанная с внедрением нового оборудования, использованием новейших технологий и требующая зачастую значительных финансовых вложений. Это обусловлено спецификой НХП, для которых характерна высокая доля ручного творческого труда. Маркетинговые инновации менее связаны с риском, чем технологические, но чаще копируются конкурентами. Эти процессы затрагивают вопросы управления, сбыта и коммуникации, например новый способ продаж, новая презентация товара,

новая форма торговли, новый вид рекламы, новая 3. комбинация эстетических и функциональных свойств, новое применение известного товара, 4. новое средство платежа [1, с. 44—50].

Сегодня, когда предприятия народных промыслов оказались не в самых благоприятных условиях функционирования и развития, решающими 5. факторами для них должны стать требования рынка, спрос и предпочтения потребителей, которые спровоцируют всплеск инновационной активности предприятий НХП. А государство, в свою очередь, 6. должно поддержать все начинания субъектов народных промыслов в этом направлении, так как вопрос сохранения художественных промыслов — это задача государственной важности.

7.

Список литературы

1. Демченко А. А. Маркетинговые инновации 8. в условиях кризиса // Маркетинг. 2009. № 1 (104). 9.

2. Доклад заместителя министра об итогах деятельности Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области за 2009 г. URL: http://government.nnov. rn/?id=14083.

Друкер П. Эффективное управление: пер. с англ. М. Котельниковой. М.: Астрель, 2004. 284 с. Ковригина В. М. Экономика, организация и планирование производства изделий декоративно-прикладного характера и художественных промыслов. М.: Высш. школа, 1986. 280 с. Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. Лужков Ю. М, Линович С. М. Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения. М.: ЗАО «Народные промыслы», 2009. 176 с.

Сайт народных художественных промыслов Нижегородской области. URL: http://www. promisly.ru.

Сайт правительства Нижегородской области. URL: http://www.government.nnov.ru. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009—2011 годах: областная целевая программа (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 20.10.2009 № 737, от 11.11.2009 № 815, от 19.04.2010 № 212).

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.