НИНАЛАЛОВА Л.Г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ОСНОВА ИХ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы законодательного и правового обеспечения народных художественных промыслов (НХП) как Российской Федерации, так и Республики Дагестан. Отмечается, что НХП как отрасль в условиях рыночной экономики без государственной поддержки самостоятельно выжить не может.
Ключевые слова: законы, акты, промыслы, центры, изделия, традиции, господдержка, финансирование, кадры.
NINALALOVA Ь.С.
STATE SUPPORT OF NATIONAL ART CRAFTS AS BASIS OF THEIR REVIVAL
This article discusses the legislative and legal folk art and crafts, as the Russian Federation and the Republic of Dagestan. It is noted that the development of NHP industry in the country as a market economy, without government support, cannot survive independently.
Keywords: laws, acts, fisheries, centers, products, traditions, government support, funding, personnel.
Российская Федерация — одна из немногих стран мира, где тысячелетиями существуют народные художественные промыслы, на территории которой сохранены и передаются из поколения в поколение их традиции и навыки. За последние 20 лет появилась угроза утраты уникального культурного наследия народов России, каким являются народные художественные промыслы. К числу важнейших художественных промыслов России отнесены: изделия с хох-ломской и городецкой росписью, гжельский фарфор, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, богородская и беломорская резьба по дереву, кубачинские ювелирные изделия, холмогорская и тобольская резная кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, псковская керамика, торжокское золотое шитьё, кисловодский фарфор, оружие злато-устовских и тульских мастеров, художественное и ковровое ткачество, вышивка узоров в различных регионов России.
Наиболее характерными видами народных художественных промыслов Дагестана являются (по местностям): оружейное дело (Амузги, Гоцатль, Харбук); ювелирное дело (Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух, Ругуджа, Унцукль, Хунзах); бронзовое литьё (Акуша); бурочное производство (Анди, Гидатль, Голотль, Мачата, Кулла и др.); резьба по камню ( Кубачи, Сутбук, Уркарах и др); кайтагская вышивка (Баршамай, Карацан); золотое шитьё и вышивка (Балхар, Кази-Кумух, Кубачи); медночеканное производство (Гоцатль, Ичичали, Кубачи, Кунди, Ху-ри); производство керамических изделий (Балхар, Джули, Испик, Сулевкент), войлочное производство (Балхар, Гоцатль); деревообработка (Унцукль); суконное производство (Вихли); ковроткачество (Анти, Акрит, Ахты, Гиндиб,Дербент, Верхний и Нижний Дженгутай, Икра, Кабир, Кандик, Кардиб, Кумторкала, Кутлаб, Ляхля, Межгюль, Орта-Стал, Рутул, Рушуль, Татиль, Тлярота, Урма, Хидинях, Хунзах, Эрпели, Куруш, Хив, Хучни, Джули, Касумкент); узорное вязание (Ахты, Балхар, Гоцатль, Рутул, Чарода) [1].
Представляется, что народные художественные промыслы самостоятельно, без поддержки государства, выжить в условиях рыночной экономики вряд ли способны. Законодательное обеспечение развития народных художественных промыслов является важнейшей задачей государства. Профильный комитет Государственной Думы, рассмотревший вопрос «о народных художественных промыслах» 19 апреля 2008 г., отмечал, что «в рыночных условиях традиции народных художественных промыслов могут сохраниться только при обязательной государственной поддержке, которая предусмотрена Федеральным законом от 6 января 1999 г. №7-ФЗ о народных художественных промыслах, с изменениями, которые были внесены 22 августа 2004 г.» [2].
В данном федеральном законе определено правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов, и они основываются на основных положениях Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации о народных художественных промыслах от 22 августа 2004 г. [3].
В вышеупомянутом федеральном законе даны следующие основные понятия о народных художественных промыслах:
- народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятель-
_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_
ность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
- место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.
-изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.
- уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своём роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла.
- типовой образец изделия народного художественного промысла — образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета( модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в т. ч. с применением творческого варьирования.
- мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделие определённого народного художественного промысла в соответствии с его традициями.
- творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления народного художественного промысла
[4].
По образцу Федерального закона №7-ФЗ от 6 января 1999 г. с изменениями от 22 августа 2004 г.[5] был издан Закон Республики Дагестан от 15 декабря 2004 г. с изменениями от 29 декабря 2004 г. о народных художественных промыслах [6].
В Законе РД в основные понятия о НХП добавлены следующие понятия:
- традиции народного художественного промысла — процесс освоения и преемственности развития от поколения к поколению исторически формирующихся художественного опыта, технологических приёмов и навыков мастерства, обеспечивающих устойчивость и жизнеспособность основных художественно-стилевых особенностей данного промысла.
- художественно-стилевые особенности НХП — комплекс средств художественной выразительности, приёмов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий, характеризующий данный промысел в его историческом развитии и обусловленный социальной и природной средой бытования промысла.
- творческий процесс в НХП — исторически формирующаяся и развивающаяся система организации деятельности по созданию изделий промысла на основе взаимодействия коллективных и индивидуальных основ творчества мастеров и художников в целях сохранения, возрождения и развития традиций данного ремесла.
- художник НХП — творческий работник, разрабатывающий типовые образцы и уникальные изделия народного художественного промысла в соответствии с его традициями.
Депутаты Государственной Думы И. Кобзон, А. Хинштейн отмечают, что «в рыночных традициях НХП могут сохраниться только при обязательной государственной поддержке. Эта поддержка предусмотрена Федеральным законом о народных художественных промыслах от 6 января 1999 г., Налоговым кодексом РФ, Указом Президента РФ №1987 от 7 октября 1994 г. "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов", Постановлением правительства РФ № 268 от 22 марта 1995 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации"» [7].
6 января 2006 г. был принят новый Федеральный закон (Ф37-93) о развитии художественных промыслов России [8]. Несмотря на это в последние годы (в 2008-2010 гг.) поддержка НХП на федеральном и региональном уровнях существенно сократилась. Были отменены льготы по налогу на прибыль, объём производства изделий промыслов сократился более чем на 30%, численность работающих мастеров уменьшилась наполовину, ощущалось уменьшение ставок оборотных средств, износ оборудования, значительно повысились цены на потребляемую электроэнергию, водоснабжение, инструменты. Средняя заработная плата в сфере народных художественных промыслов — самая низкая по стране. Многие предприятия НХП являются убыточными. Ряд уникальных предприятий НХП сегодня простаивают из-за отсутствия расходных материалов (Дербентская ковровая фабрика, ковровые фабрики Табасаранского и Хивского районов, художественные комбинаты по обработке металла, дерева и др.). Серьёзной проблемой для Дагестана становится неразвитость инфраструктуры, сложность
участия в международных и российских выставках из-за дороговизны аренды помещений, штамповочных изделий, изделий, выполненных посредством применения механизированного труда, что значительно снижает качество изделий НХП.
Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Г. Дрожжин считает сегодняшнее положение сферы НХП в РФ «катастрофическим». Сложившаяся бедственная ситуация в этой отрасли ведёт к прерыванию преемственности между мастерами разных поколений. Народные художественные промыслы сегодня оказались невостребованными, значительный удельный вес ручного труда в производстве НХП не позволяет им самостоятельно конкурировать на рынке. Поэтому главной задачей государства является поддержка НХП на всех этапах производства, послабление и льготы в налогообложении, создание развитой инфраструктуры, отечественной торговой сети для распределения продукции НХП, площадок для организации выставок.
В декабре 2010 г. была утверждена республиканская программа «Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 гг.». Программа была составлена в соответствии с ранее принятыми законами РД: 1) 2000 г. — Закон о народных художественных промыслах; 2) 2001 г. — Постановление правительства РД от 10.10.2000 г. №54 «О создании художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при правительстве РД»; 3) 2004 г. - постановлением правительства РД была принята «Республиканская целевая программа развития народных художественных промыслов на период до 2010 г.»; 4) Указом президента РД от 3 марта 2010 г. № 54 Департамент по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности, транспорта и связи был преобразован в Комитет по народным художественным промыслам Республики Дагестан
На реализацию программы до 2012 г. в течение 7 лет (2004-2010 гг.) было предусмотрено выделение из республиканского бюджета 45,6 млн руб. Фактически финансирование началось с 2008 г., и за три года (2008-2010 гг.) было выделено 14,42 млн руб. или 31,6% от предусмотренной суммы. Даже на эти выделенные суммы были приобретены чисто шерстяные ковровые пряжи для ковровых фабрик. А в Махачкале были открыты специализированный магазин при ГУП «Кубачинский художественный комбинат» и «Дом ремёсел» при ГУП, «Ботлихская фабрика народных промыслов». Для художественных комбинатов (Кубачи, Гоцатль, Унцукль) были приобретены сырьё и материалы, проведены мероприятия по возрождению сулевкент-ской керамики, были и другие юбилейные мероприятия.
Важным моментом в дальнейшем развитии и популяризации народных художественных промыслов Дагестана является решение правительства РД закрепить за Комитетом НХП республики нежилые помещения бывшей Республиканской выставки НХП и декоративно-прикладного искусства народов Дагестана общей площадью 375,8 кв. м. Следует отметить, что в республике в настоящее время имеются 20 предприятий, производящих изделия НХП, среди них 8 ГУПов. Численность работающих на этих предприятиях порядка 1500 человек и около 500 человек работают на дому. Даже эти предприятия за 2009 г. произвели НХП на сумму 745,5 млн руб.
НХП имеют большие потенциальные возможности в увеличении объёмов производства, налоговых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды республики, в создании дополнительных рабочих мест. Но необеспеченность оборотными средствами предприятий НХП для закупки сырья и материалов, отсутствие технического перевооружения, отсутствие инфраструктуры поддержки НХП, несовершенство кредитно-финансового механизма являются основными причинами, которые препятствуют реализации возможностей НХП Республики Дагестан.
В целях сохранения, возрождения и развития НХП в соответствии с поручением правительства РД Комитетом НХП сегодня разработана новая Республиканская целевая программа развития НХП на 2011-2016 гг., где предусмотрено: а) популяризация НХП через СМИ, проведение фестивалей НХП, семинаров, конференций и «круглых столов», издание рекламных проспектов, книг и др.; б) организация и проведение выставок и ярмарок НХП в крупных городах России и за рубежом; в) организация 6 отдельно стоящих коттеджей, стилизованных под городские сакли, где предполагается организовать демонстрацию приёмов изготовления изделий традиционных центров НХП (Кубачи, Гоцатль, Балхар, Унцукль) и др.; г) создание и развитие «Домов ремёсел», «Центров развития народных художественных промыслов» (Кубачи, Унцукль, Балхар, Сулевкент, Ляхля, Межгюль, Ботлих, Гоцатль); д) техническое перевооружение и расширение производства организаций НХП, расположенных в местах традиционного их бытования; е) возрождение забытых промыслов (производство ковров с применением натуральных красителей, производство новых керамических изделий, медночеканное производство и кайтагская вышивка).
Важное место в программе занимает подготовка и повышение квалификации кадров.
На весь период действия программы общий объём финансирования всех мероприятий предусматривается в сумме 223,0 млн руб., в т. ч. за счёт республиканского бюджета 89,3 млн
_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_
руб., местного бюджета — 0,7 млн руб., внебюджетных средств, собственных средств предприятий и кредитов коммерческих банков — 133 млн руб. [9].
На сегодняшний день положение народных художественных промыслов таково, что государство должно рассматривать возрождение этой отрасли как важную государственную задачу, потому что возрождение этой отрасли позволит стабилизировать социально-экономическое положение нашей республики, обеспечить занятость населения, создать дополнительные рабочие места в трудоизбыточных районах. Опираясь на опыт прошлых лет, когда изделия народных художественных промыслов были гордостью нашей республики и Советского Союза в целом, необходимо не просто сохранить наследие наших предков, но и модернизировать всю систему народных художественных промыслов, дать им новую жизнь, сделать их визитной карточкой Дагестана и Российской Федерации.
Литература
1. Указ Президента РФ от 6 ноября 1993 г. «Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ № 1987 от 07 октября 1994 г. « О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов».
3. Постановление Правительства РФ № 268 от 22 марта 1995 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 14 июля 1995г. №88-ФЗ о государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации.
5. Федеральный закон РФ о народных художественных промыслах от 6 января 1999 г.
6. Закон Республики Дагестан от 15 декабря 2000 г. о народных художественных промыслах.
7. Постановление Правительства РФ от 25 октября 2004 г. № 254 «О республиканской программе сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов на период до 2010 г.».
8. Федеральный закон (ФЗ 7-93) от 6 января 2006 г. о развитии художественных промыслов России.
9. Закон Республики Дагестан об утверждении Республиканской целевой программы Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 гг.» (декабрь 2010 г.).