Научная статья на тему 'Собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления'

Собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1271
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / СОБРАНИЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калитин Евгений Валерьевич

В статье анализируется понятие «непосредственная демократия» в системе местного самоуправления. Автор на основании федерального и регионального законодательства рассматривает такие способы реализации непосредственной демократии органами территориального общественного самоуправления как собрания и конференции граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калитин Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 342.729

Калитин Евгений Валерьевич,

магистр 1 курса кафедры конституционного и муниципального права Орловского филиала РАНХиГС ( Российская Федерация, г. Орел)

г. Орел, бульвар Победы, 5а e-mail: kalitin.e@bk.ru

СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье анализируется понятие «непосредственная демократия» в системе местного самоуправления. Автор на основании федерального и регионального законодательства рассматривает такие способы реализации непосредственной демократии органами территориального общественного самоуправления как собрания и конференции граждан.

Ключевые слова

Местное самоуправление, непосредственная демократия, собрание, конференция граждан.

MEETINGS AND CONFERENCES ON CITIZENS TERRITORIAL PUBLIC SELF

Annotation

The article analyzes the concept of "direct democracy" in the local government system. The author based on the federal and regional legislation is considering ways to implement such direct democracy bodies of territorial public self-government as meetings and conferences of citizens.

Keywords

Local government, direct democracy, meeting, conference citizens.

Территориальное общественное самоуправление отнесено к главе 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:

- правотворческая инициатива граждан;

- публичные слушания;

- собрания граждан;

- конференции граждан (собрания делегатов);

- опрос граждан;

- обращения граждан в органы местного самоуправления.

Так же статьей 33 указанного Федерального закона допускает возможность населения участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах.

Анализ Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на родственный характер норм закрепляемых в статьи 27 «Территориальное общественное самоуправление», статьи 29 «Собрание граждан» и статьи 30 «Конференция граждан (собрание делегатов)». Такое сходство выказывает в следующих признаках. Во-первых, тем, что они представляют собой формы непосредственной демократии, которые путем прямого волеизъявления мнение населения по отдельным вопросам местного значения позволяют выявить собственные инициативы населения по вопросам социально-экономического развития и благоустройства муниципального образования. Во-вторых, все названные консультативные формы непосредственной демократии позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу местного значения, для принятия по внимание при выработке (доработке) своих решений. В-третьих, в силу единства субъекта их организации, проведения и принятия решений населением

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

муниципального образования, а также единого объекта осуществления местного самоуправления и территориального общественного самоуправление они обладают единой муниципально-правовой природой. В-четвертых, они имеют единую правовую основу в лице Конституции России, федерального и регионального законодательства, а также муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми принимается и изменяется устав территориального общественного самоуправления.

Следуя данной логике, законодатель в статье 29 «Собрание граждан» и статье 30 «Конференция граждан (собрание делегатов)» указанного Федерального закона рассматривает собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления в качестве разновидности собраний и конференций граждан, отнесенных к числу форм институтов непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления [5].

Среди целей и задач проведения собраний (конференций) граждан можно выделить следующие:

- обсуждение вопросов местного значения,

- информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,

- осуществление территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Для определения особенностей каждой из названных целей проведения собрания или конференции следует проанализировать: во-первых, предмет проводимого собрания; во-вторых, субъекты обладающие правом инициировать и принимать участие в собрании; в-третьих, порядке назначения собрания и, в-четвертых, обязанности принимаемого решения.

1. Собрание граждан, проводимые для обсуждения вопросов местного значения, инициируются населением и назначаются представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Например, Уставом города Орел установлено, что «инициативная группа граждан численностью не менее 100 человек вправе обратиться в Орловский городской Совет народных депутатов с предложением о проведении собрания по обсуждению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города Орла. Указанное предложение рассматривается Мэром города Орла с приглашением представителя инициативной группы не позднее чем через месяц с момента выражения указанной инициативы. В случае если предлагаемые к обсуждению на собрании граждан вопросы относятся к ведению города Орла, Орловский городской Совет народных депутатов назначает собрание граждан и определяет порядок его проведения. Данное решение Орловского городского Совета народных депутатов должно быть принято не позднее трех месяцев с момента выражения указанной инициативы» [2].

Собрание правомочно принимать решение, если в нем приняло участие количество граждан, установленное уставом муниципального образования. Например, в Нижнем Новгороде это не менее половины граждан, проживающих на соответствующей территории.

Итоги собраний, проводимых для обсуждения вопросов местного значения для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и подлежат обязательному опубликованию.

На наш взгляд следует отметить наличие неточности при буквальном толковании статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Установлено, что для обсуждения вопросов местного значения собрание граждан может проводиться на части территории муниципального образования, что по нашему мнению ограничивает возможность применения данного института. Например, в небольших поселениях в проведении собрания могут быть заинтересовано все население муниципального образования, а не только жители определенной территории. Так же представляет интерес для анализа формулировка, согласно которой собрания могут проводиться только для обсуждения вопросов местного значения. В таком случае круг вопросов ограничивается нормами установленными в статьей 14 «Вопросы местного значения городского, сельского поселения», статьей 15 «Вопросы местного значения городского, сельского поселения» и статьей 16 «Вопросы местного значения городского округа». Вместе с тем, существует значительное число других проблем, которые в сельском поселении можно было бы решить на сходе граждан.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

2. Собрание граждан, имеющее целью информирование населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, проводимое по «инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования» [1]. В данном случае положение не учитывает роль главы местной администрации, замещающего свою должность по контракту, в случае, предусмотренном установленном уставом муниципального образовании, который так же должен иметь возможность инициативы проведения собраний.

Собрания могут проводиться для сбора наказов избирателей, отчетов перед жителями муниципального образования, агитации перед голосованием по вопросу преобразования муниципального образования.

3. В значительной степени от рассмотренных видов собраний отличается правовое регулирование тех, которые проводятся для осуществления территориального общественного самоуправления. Важной новеллой Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» явилось также существенное расширение пределов правового регулирования территориального общественного самоуправления в части детальной регламентации исключительных полномочий осуществляющих его собраний, конференций граждан. Речь идет о полномочиях, касающихся:

- формирования органов территориального общественного самоуправления;

- определения их структуры;

- утверждения отчета об их деятельности;

- правового регулирования территориального общественного самоуправления;

- определения стратегии развития территориального общественного самоуправления;

- утверждения отчета о финансово-экономической деятельности территориального общественного самоуправления.

Как было отмечено ранее часть 3 статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на то, что порядок назначения и проведения рассматриваемых собраний определяется уставом территориального общественного самоуправления. Таким образом, указанные бланкетные нормы Федерального закона должны детализироваться и конкретизироваться в его уставе.

Юридическая процедура организации собраний и конференций по вопросам территориального общественного самоуправления включает в себя правовую регламентацию периодичности созыва таких собраний, определения субъектов права реализации такого права, порядка формирования инициативной группы граждан, определения даты, места времени, повестки дня собраний и конференций, уведомление об этом жителей соответствующей территории муниципального образования, определения порядка проведения собраний по выдвижению делегатов на конференцию и др. В соответствии с Положением «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле» порядок назначения и проведения собрания, конференции граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также полномочия собрания, конференции граждан определяются Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Орла, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, Уставом территориального общественного самоуправления. В собрании, конференции участвуют граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие на день проведения собрания или конференции шестнадцатилетнего возраст [3].

Положением «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле» установлено, что для ведения собрания, конференции избирается рабочий президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания, конференции, а также других лиц по усмотрению участников собрания, конференции.

Выборы состава президиума, утверждение регламента проведения собрания, конференции производится открытым голосованием простым большинством голосов участников собрания, конференции по представлению инициативной группы или участников собрания, конференции. Голосование ведётся по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

каждому вопросу повестки дня собрания, конференции. Решение принимается большинством голосов присутствующих на собрании, конференции граждан открытым голосованием.

Представители Орловского городского Совета народных депутатов, администрации города Орла присутствуют на собрании, конференции и обладают правом совещательного голоса.

Секретарь собрания, конференции ведёт протокол собрания, конференции, в котором указываются: фамилия, имя, отчество участников, их адрес, телефон; сведения об инициаторах; дата, время, место проведения собрания, конференции; полная формулировка рассматриваемых вопросов повестки дня; фамилия, имя, отчество выступающих, приглашённых; краткое содержание выступлений по рассматриваемым вопросам; принятое решение.

Приложением к протоколу является список участников собрания, конференции с их подписями и список участвующих в собрании, конференции представителей Орловского городского Совета народных депутатов, администрации города Орла [3].

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

- установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

- принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

- избрание органов территориального общественного самоуправления;

- определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

- утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления [1].

Решения собрания, конференции граждан, принятые по вопросам связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления в пределах полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер, а для органов территориального общественного самоуправления носят обязательный характер. Например, в городском округе Белгород решения собрания, конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в комитет по управлению округом. Итоги проведения собрания, конференции граждан подлежат официальному опубликованию в газете «Наш Белгород». Если подобные решения затрагивают имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций, то они не могут носить обязательный характер [4].

Следует отметить, что у рассмотренных видов собраний есть существенные различия:

1. Возраст участников собрания (при решении вопросов местного значения возраст участников 18 лет, а в собраниях территориального общественного самоуправления - 16 лет);

2. Собрания граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, назначается представительным органом муниципального образования, а порядок назначения и проведения собрания территориального общественного самоуправления определяется территориальным общественным самоуправлением.

3. Собрания граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления правомочно принимать решение если в нем принято участие установленное уставом количество жителей муниципального образования, а собрание граждан по вопросам организации территориального общественного самоуправления, если в нем приняли участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

Список использованной литературы:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗРФ. 06.10.2003.№ 40. ст. 3822.

2. Устав города Орла: принят Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 года № 72/753-ГС (ред. от 29.06.2016) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу в Орловской области 18.10.2005 № RU573010002005001) //Орловская городская газета. - № 15. -01.12.2010.

3. О принятии новой редакции Положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле»: Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 29апреля 2014 года № 48/0915-ГС (второе чтение - окончательная редакция) // Орловская городская газета. - № 18. - 08.05.2014.

4. О принятии Устава городского округа «Город Белгород»: Решение Белгородского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года № 197 (ред. от 27.04.2016) (Зарегистрировано в отделе ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу в Белгородской области 07.12.2005 № RU313010002005001) //Наш Белгород. - № 50. - 16.12.2005.

5. Алешкин А.В. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. - Москва, 2011.

© Калитин Е.В., 2016

УДК 342.9.01

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: pkobets37@rambler.ru

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАСРТВЕННО-ПРАВОВОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

Процесс системного формирования в Российской Федерации антинаркотического законодательства сопровождался признанием выделения самостоятельного направления правовой политики, получившего наименование государственно-правовой политики противодействия наркотизации российского общества, антинаркотической политики, наркополитики, государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, обусловил рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся этого вида правовой политики.

Ключевые слова.

Наркопреступность, противодействие преступности, государственная политика по контролю за наркотиками, прекурсоры, опиаты, незаконный оборот.

Виды правовой политики и конкретные составляющие этих видов могут образовывать отдельные массивы правовой политики, которые также можно рассматривать в качестве самостоятельных видов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.