Научная статья на тему 'СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДОГОВОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДОГОВОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РАЗНОВИДНОСТИ РИСКА / РЕСУРСЫ / ПРОЦЕССЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карандаева Татьяна Сергеевна

Юридическая определенность относительно правовой природы обеспечения экологической безопасности определяется тем, что она представляет собой регламентированную нормами экологического права деятельность уполномоченных субъектов, в пределах которой реализуются соответствующие средства обеспечения. В свою очередь, экологическую безопасность специального природопользования целесообразно рассматривать как состояние окружающей среды, достигнутое в результате реализации нормативно определенных средств ее обеспечения, при котором не наносится негативных воздействий на жизнь и здоровье населения. Кроме того, целесообразно рассматривать процессы обеспечения экологической безопасности и осуществления специального природопользования как формы проявления соответственно экологической и экономической составляющих устойчивого развития, которые нужно сбалансировать правовыми методами на основе приоритетности первой из названных составляющих. Видами специального природопользования, при реализации которых нужно обеспечивать экологическую безопасность, следует признать те, которые характеризуются наличием экологического риска. При этом, разновидности указанного риска следует распределять по: - источником происхождения (вследствие использования загрязненного ресурса или вследствие особенностей конкретного вида деятельности по использованию такого ресурса); - масштабам (распространение на определенную территорию, количество населения) и особенностями и опасностью проявления риска, а также вероятными последствиями такого проявления (химическими, физическими, медицинскими, генетическими и т. п); - степени вероятности проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карандаева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE LEGAL NATURE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF ENVIRONMENTAL SAFETY

The requirement of legal certainty regarding the legal nature of ensuring environmental safety in the area under study. We believe that it represents the activity of authorized entities regulated by the norms of environmental law, within which the appropriate means of ensuring are implemented. In turn, it is advisable to consider the environmental safety of special nature management as the state of the environment achieved as a result of the implementation of standard-defined means of ensuring it, in which there are no negative impacts on the life and health of the population. In addition, it is advisable to consider the processes of ensuring environmental safety and implementing special environmental management as forms of manifestation of the environmental and economic components of sustainable development, respectively, which need to be balanced by legal methods based on the priority of the first of these components. The types of special nature management, in the implementation of which it is necessary to ensure environmental safety, should be recognized as those that are characterized by the presence of environmental risk. Thus, the species of this risk, should be distributed according to: - the origin (due to use of contaminated resource or because of the characteristics of a particular activity on the use of such a resource); - scale (distribution on a given territory, population) and features and danger of risk and the likely consequences of such events (chemical, physical, medical, genetic, etc.); - the degree of probability of manifestation.

Текст научной работы на тему «СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДОГОВОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Карандаева Татьяна Сергеевна

к. филос. н., доцент ВАК, доцент кафедры философии и права МГРИ им. С. Орджоникидзе e-mail: karandaevats@mgri.ru

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДОГОВОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Юридическая определенность относительно правовой природы обеспечения экологической безопасности определяется тем, что она представляет собой регламентированную нормами экологического права деятельность уполномоченных субъектов, в пределах которой реализуются соответствующие средства обеспечения. В свою очередь, экологическую безопасность специального природопользования целесообразно рассматривать как состояние окружающей среды, достигнутое в результате реализации нормативно определенных средств ее обеспечения, при котором не наносится негативных воздействий на жизнь и здоровье населения. Кроме того, целесообразно рассматривать процессы обеспечения экологической безопасности и осуществления специального природопользования как формы проявления соответственно экологической и экономической составляющих устойчивого развития, которые нужно сбалансировать правовыми методами на основе приоритетности первой из названных составляющих. Видами специального природопользования, при реализации которых нужно обеспечивать экологическую безопасность, следует признать те, которые характеризуются наличием экологического риска. При этом, разновидности указанного риска следует распределять по: - источником происхождения (вследствие использования загрязненного ресурса или вследствие особенностей конкретного вида деятельности по использованию такого ресурса); -масштабам (распространение на определенную территорию, количество населения) и особенностями и опасностью проявления риска, а также вероятными

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

последствиями такого проявления (химическими, физическими, медицинскими, генетическими и т. п); - степени вероятности проявления.

Ключевые слова: природопользование, разновидности риска, ресурсы, процессы, экологическая безопасность.

Karandaeva Tatyana S.

Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Law

MSRI named after S. Ordzhonikidze e-mail: karandaevats@mgri.ru

COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE LEGAL NATURE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF

ENVIRONMENTAL SAFETY

Annotation. The requirement of legal certainty regarding the legal nature of ensuring environmental safety in the area under study. We believe that it represents the activity of authorized entities regulated by the norms of environmental law, within which the appropriate means of ensuring are implemented. In turn, it is advisable to consider the environmental safety of special nature management as the state of the environment achieved as a result of the implementation of standard-defined means of ensuring it, in which there are no negative impacts on the life and health of the population. In addition, it is advisable to consider the processes of ensuring environmental safety and implementing special environmental management as forms of manifestation of the environmental and economic components of sustainable development, respectively, which need to be balanced by legal methods based on the priority of the first of these components. The types of special nature management, in the implementation of which it is necessary to ensure environmental safety, should be recognized as those that are characterized by the presence of environmental risk. Thus, the species of this risk, should be distributed according to: - the origin (due to use of contaminated resource or because of the characteristics of a particular activity on the use of such a resource); - scale (distribution on a given territory, population) and features and danger of risk and the likely

2020 T.5 №4 Legal Bulletin

consequences of such events (chemical, physical, medical, genetic, etc.); - the degree of probability of manifestation.

Keywords: environmental management, types of risk, resources, processes, environmental safety.

Отдельные аспекты правового обеспечения экологической безопасности в сфере специального природопользования регламентируются на уровне актов действующего законодательства России, общая характеристика которого в соответствующей части будет приведена в этом разделе [2].

Указанные акты следует распределить по их содержательным наполнением и значению на группы, что даст возможность проиллюстрировать их особенности и систему, а именно:

1) Конституция России как нормативный акт высшей юридической силы;

2) законодательные акты политико-программного характера;

3) международно-правовые акты, ратифицированные Госдумой России;

4) Закон России «Об охране окружающей среды» как системообразующий акт экологического законодательства;

5) законодательные акты, определяющие общие принципы разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и распространяются в том числе на сферу специального природопользования;

6) акты экологического законодательства, в том числе поресурсовые законодательные акты, которые определяют порядок приобретения прав на осуществление отдельных видов специального природопользования;

7) подзаконные нормативно-правовые акты, принятые во исполнение и в развитие положений поресурсовых актов в части определения порядка приобретения и реализации права специального природопользования; 8) нормативно-правовые акты, которые определяют количественно-качественные показатели (требования) экологической безопасности относительно отдельных видов природопользования.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

В научной литературе справедливо отмечается, что Конституция России де-факто определяет основы публичного договора и с точки зрения современных реалий определяет основные социальные ценности, в отношении которых должен быть разработан соответствующий правовой режим их охраны и защиты [5]. Очевидно, что такой режим должен быть введенным во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе - в сфере природопользования.

Важное значение для эффективного обеспечения экологической безопасности в исследуемых правоотношениях имеют предписания законодательных актов политико программного характера, которыми определяется общее состояние соответствующих отношений, определяются меры по его улучшению, а также формулируются важные концептуальные подходы к их регулированию и определяются цели правового регулирования и основные задачи для ее достижения [10].

Основное место среди таких актов программного характера, по нашему мнению, принадлежит Основным принципам (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года [13]. Как свидетельствует ее «Общие положения», основные проблемы современной России в экологической сфере связаны, прежде всего, с состоянием безопасности окружающей среды для жизни и здоровья человека. Так, в этом разделе указано, что антропогенная и техногенная нагрузка на окружающую природную среду в России в несколько раз превышает соответствующие показатели в развитых странах мира [4]. Продолжительность жизни в России составляет ниже, чем во многих других развитых странах мира, что в значительной степени обусловлено загрязнением окружающей природной среды вследствие осуществления производственной деятельности предприятиями горнодобывающей, металлургической, химической промышленности и топливно-энергетического комплекса, которые в процессе своей деятельности осуществляют экологически опасное специальное природопользование [7]. Очевидно, что источниками негативного влияния на население являются как упомянутое загрязнение, так и перечисленные виды деятельности. Не смотря на то, что указанные положения рассматриваемого акта

не имеют непосредственного регулятивного нагрузки, они имеют важное значение для направления развития и совершенствования нормативно-правового регулирования, ведь определяют основные проблемы, которые подлежат решению и преодолению правовыми средствами. [11]

Кроме того, проиллюстрированное основных принципов (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года состояние отдельных природных ресурсов и сфер деятельности свидетельствует об их опасности прежде всего для человека [9]. Так, угрожающими являются уровни загрязнения атмосферного воздуха и вод (которые являются жизненно необходимыми для любого физического лица и ежедневно используются ею для обеспечения физического существования), состояние земель (которые прямо и косвенно влияют на экологическую безопасность, в том числе через использование для выращивания продуктов питания), а также состояние других экологически рискованных (то есть таких, при осуществлении деятельности в пределах которых возможно причинение вреда жизни и здоровью людей) сфер: обращение с отходами и опасными химическими веществами и обращения с генетически модифицированными организмами [3]. Также недостаточно регламентированной и обеспеченной, в том числе правовыми средствами, является сфера реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и реагирования на них.

Следует отметить, что подавляющее большинство выделенных в Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года угроз в сфере ненадлежащей охраны окружающей природной среды и ее отдельных компонентов (атмосферного воздуха, вод, почв, лесов, недостаточный объем финансирования работ, направленных на уменьшение влияния на окружающую природную среду, обусловленного разработкой месторождений), так или иначе являются опасными для экологической безопасности, ведь через названные компоненты осуществляется негативное воздействие на жизнь и здоровье людей [8].

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Указанное дает основания констатировать, что российским государством признано наибольшее количество угроз в сфере экологии именно для права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, которая может нарушаться и нарушается при осуществлении различных видов деятельности [14]. С учетом указанного нормативного акта, который анализируется, сформулированы цель национальной экологической политики, которая заключается в стабилизации и улучшении состояния окружающей природной среды России путем интеграции экологической политики с социально-экономическим развитием России для гарантирования экологически безопасной природной среды для жизни и здоровья населения (что выделено на первом месте), внедрение экологически сбалансированной системы природопользования и сохранения природных экосистем [6].

Также в Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года среди основных принципов национальной экологической политики определено несколько непосредственно направленных на обеспечение экологической безопасности: - предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах стратегической экологической оценки, государственной экологической экспертизы, а также государственного мониторинга окружающей природной среды; - обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории России, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы; - ответственность современного поколения за сохранение окружающей среды на благо будущих поколений; - ответственность органов исполнительной власти за доступность, своевременность и достоверность экологической информации; - доступность, достоверность и своевременность получения экологической информации; - государственная поддержка и стимулирование отечественных субъектов хозяйствования, осуществляющих модернизацию производства, направленную на уменьшение негативного влияния на окружающую природную среду [12].

2020 T.5 №4 Legal Bulletin

Основные принципы (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года определены:

1) улучшение экологической ситуации и повышение уровня экологической безопасности (за отдельными сферами природных ресурсов и сфер: атмосферный воздух; охрана водных ресурсов, земель и почв, лесов; геологическую среду и недра; защита от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; отходы и опасные химические вещества; биобезопасность);

2) достижение безопасного для здоровья человека состояния окружающей природной среды.

Опосредованно (то есть, влияя на сферы и объекты, от состояния которых зависит отсутствие недопустимых угроз экологической безопасности) обеспечению права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду должны, по нашему мнению, способствовать другие предусмотренные в основных принципах (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года стратегические цели национальной экологической политики, а именно:

1) повышение уровня общественного экологического сознания;

2) интеграция экологической политики и совершенствование системы интегрированного экологического управления;

3) прекращение потерь биологического и ландшафтного разнообразия и формирование экологической сети;

4) обеспечение экологически сбалансированного природопользования;

5) совершенствование региональной экологической политики.

Приведенные положения Основных принципов (стратегии) государственной

экологической политики на период до 2020 года дают обоснованные основания утверждать о декларировании важности и даже жизненной необходимости принятия широкого круга мер, направленных на гарантирование нерушимости экологической безопасности [15]. Также, применяя системно-логическое толкование положений анализируемого акта, можно прийти к выводу о подтверждении в нем первоочередности обеспечения права человека на

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

безопасную для жизни и здоровья окружающую среду по отношению к другим видам деятельности в сфере природопользования [1].

В то же время надо отметить, что непосредственно в тексте основных принципов (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года отсутствуют положения о приоритетном обеспечении экологической безопасности относительно специального природопользования, что, по нашему мнению, требует исправления путем внесения соответствующих изменений и дополнений в этот нормативный акт.

the dust v 128

generated during mine tunneling. Building and Environment, 178. https://doi.org/10.1016/j .buildenv.2020.106846

8. Ivanisova, N., & Kurinskaya, L. (2019). Biogeochemical activity of park plants as an indicator of stability of wood plants. World Ecology Journal, 9(1), 40-54. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2019.20.18.003

9. Jia, H., Pan, K., Liu, S., Peng, B., Fan, K., Zhuo, J., & Wang, Q. (2020). The deformation and failure mechanism and control technology ofmining influenced roadway

sides Caikuang Yu Anquan Gongcheng

Xuebao/Journal of Mining and Safety Engineering, 37(4), 689-697. https://doi.org/10.13545/j.cnki.jmse.2020.04.006

10. Kaliuzhnyi, A. N., & Shurukhnov, N. G. (2020). Using the capabilities of computer modeling in the software and hardware complex "safe City." In Journal of Physics: Conference Series (Vol. 1582). https://doi.org/10.1088/1742-6596/1582/1/012039

11. Li, M., Si, W., Du, S., Zhang, M., Ren, Q., & Shen, Y. (2020). Thermal deformation coordination analysis of CC-RCC combined dam structure during construction and operation periods. Engineering Structures, 213. https://doi.org/10.1016/j.engstruct.2020.110587

12. Mazahir, S., & Ardestani-Jaafari, A. (2020). Robust global sourcing under compliance legislation. European Journal of Operational Research, 284(1), 152-163. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2019.12.017

13. Pan, T. (2020). Study on the Impact of New Crown Epidemic Situation on China's Foreign Trade Enterprises and the Countermeasures. In Proceedings - 2020 International Conference on Big Data, Artificial Intelligence and Internet of Things Engineering, ICBAIE 2020 (pp. 388-392). https://doi.org/10.1109/ICBAIE49996.2020.00087

14. Popovych, T. G., Polyukhovych, V. I., Pozhodzhuk, T. B., & Kovalyshyn, O. R. (2020). Economy, law, community: Sustainable development and a new paradigm. Asia Life Sciences, (1), 39-56.

15. Ravi, P., Rajput, B., & Ruhela, S. (2020). Emerging Techno-Socio spaces of Juvenile Correctional Facility. In ICRITO 2020 - IEEE 8th International Conference on Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions) (pp. 667-673). https://doi.org/10.1109/ICRITO48877.2020.9198035

16. Yang, J., Wang, H., Wang, T., Wang, Q., & Liu, J. (2020). Removal law of typical pollution components during underground storage of mine water: Taking

Mindong No.1 Mine Inner Mongolia as an example

^^SI&Mit-^faRS^^—fir^J]. Meitan Xuebao/Journal of the China Coal Society, 45(8), 2918-2925. https://doi.org/10.13225/j.cnki.jccs.SH19.0712

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.