Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чжан Чи

В объективном понимании экологическая безопасность представляет собой состояние окружающей среды, то есть определенный результат деятельности, направленной на обеспечение такого результата. Поэтому именно от правильного определения содержания и составляющих названного обеспечения зависит, будет ли достигнут его результат, каким является собственно экологическая безопасность. Итак, по нашему мнению, важным является четкое понимание категории «правовое обеспечение экологической безопасности». Категория «правовое обеспечение экологической безопасности в доктрине экологического права раскрывается через организационно-правовые формы и механизм такого обеспечения, который, в свою очередь, реализуется через совокупность определенных средств. Так, указанными формами предлагается понимать опосредованные правовым регулированием и организационно обособленные типы функциональной деятельности специально уполномоченных организационных государственных структур, других институтов, направленных на осуществление организации координации, распоряжения, согласования, информирования, лицензирования, сертификации, контроля, других функционально-распорядительных действий и санкционирования с целью обеспечения соблюдения всеми юридическими и физическими лицами, государством требований, норм и нормативов экологически безопасности. При этом указывается, что указанные формы являются неотъемлемым элементом механизма государственно-правового обеспечения экологической безопасности и предусматривают два основных блока соответствующего обеспечения: наличие согласованных организационно-правовых структур по реализации законодательства по вопросам экологической безопасности и организационно-функциональное обеспечение экологической безопасности на стадии предотвращения (профилактики) экологического риска и ликвидации последствий его проявления. Правовая организация обеспечения экологической безопасности признана центральным звеном внедрения нормативно-правовых требований, норм и нормативов экологической безопасности в систему соответствующих правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чжан Чи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN CIVIL LAW RELATIONS

In an objective sense, environmental safety is the state of the environment, that is, a certain result of activities aimed at ensuring such a result. Therefore, it is precisely on the correct definition of the content and components of this provision that it depends whether its result will be achieved, what is actually environmental safety. So, in our opinion, it is important to have a clear understanding of the category of "legal provision of environmental safety". The category " legal provision of environmental safety in the doctrine of environmental law is revealed through the organizational and legal forms and the mechanism of such provision, which, in turn, is implemented through a set of certain means. So, these forms are encouraged to understand indirect legal regulation and organizationally separate types of functional activities of organizational specially authorized state institutions, and other institutions to implement the organization, coordination, order, agreement, communication, licensing, certification, control, and other functional administrative actions, and authorization to ensure compliance with all legal and physical persons, government requirements, rules and regulations environmentally safe. This indicates that these forms are an integral part of the mechanism of state-legal environmental safety and provide two main clusters corresponding provision: a coherent organizational and legal structures for the implementation of legislation on environmental safety and organizational environmental security under the prevention (prophylaxis) of environmental risk and elimination of consequences of its manifestations. The legal organization of ensuring environmental safety is recognized as the central link in the implementation of regulatory requirements, norms and standards of environmental safety in the system of relevant legal relations.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

Чжан Чи

аспирант кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе e-mail: kaf-economy@mgri.ru

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ отношениях

наличие

согласованных организационно-правовых структур по реализации законодательства по вопросам экологической безопасности и организационно -функциональное обеспечение экологической безопасности на стадии предотвращения (профилактики) экологического риска и ликвидации последствий его проявления. Правовая организация обеспечения экологической безопасности признана центральным звеном внедрения нормативно-правовых требований, норм и нормативов экологической безопасности в систему соответствующих правоотношений.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологические риски, ликвидация последствий, нормативно-правовые требования, нормы.

Zhang Chi

a graduate student of the Department of Economics of the mineral complex of the Russian state geological prospecting University named after Sergo Ordzhonikidze e-mail: kaf-economy@mgri.ru

THE PLACE AND ROLE OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN CIVIL

LAW RELATIONS

Annotation. In an objective sense, environmental safety is the state of the environment, that is, a certain result of activities aimed at ensuring such a result. Therefore, it is precisely on the correct definition of the content and components of this provision that it depends whether its result will be achieved, what is actually environmental safety. So, in our opinion, it is important to have a clear understanding of the category of "legal provision of environmental safety". The category " legal provision of environmental safety in the doctrine of environmental law is revealed through the organizational and legal forms and the mechanism of such provision, which, in turn, is implemented through a set of certain means. So, these forms are encouraged to understand indirect legal regulation and organizationally separate types of functional activities of organizational specially authorized state institutions, and other institutions to implement the organization, coordination, order, agreement, communication, licensing, certification, control, and other functional administrative actions, and authorization

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

compliance with all legal and physical persons, government requirements, rules and regulations environmentally safe. This indicates that these forms are an integral part of the mechanism of state-legal environmental safety and provide two main clusters corresponding provision: a coherent organizational and legal structures for the implementation of legislation on environmental safety and organizational environmental security under the prevention (prophylaxis) of environmental risk and elimination of consequences of its manifestations. The legal organization of ensuring environmental safety is recognized as the central link in the implementation of regulatory requirements, norms and standards of environmental safety in the system of relevant legal relations.

Keywords: environmental safety, environmental risks, elimination of consequences, regulatory requirements, norms.

Механизм правового обеспечения экологической безопасности предлагается понимать как совокупность государственно-правовых средств, направленных на регулирование деятельности, способной усиливать уровень экологической безопасности, предупреждения ухудшений экологической обстановки и возникновения опасности для населения и природных систем, локализацию проявлений экологической опасности [2].

При этом, как было указано выше, механизм правового обеспечения экологической безопасности раскрывается через определенные средства (меры) такого обеспечения, среди которых выделяют собственно экологическое право и законодательство, организационно-функциональные средства, под которыми понимают систему органов управления и их функций, в том числе -предоставление разрешений на осуществление экологически опасных видов деятельности, наличие юридической ответственности за нарушение экологической безопасности и т. д [5]. Указанные средства (мероприятия) предлагается разделить на организационно превентивные, регулятивно-стимулирующие, распорядительно-исполнительные, обеспечительные и охранно-

восстановительные.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Отдельные разновидности средств по обеспечению экологической безопасности приведены в Закона России» Об охране окружающей среды", в котором такими средствами определены требования к осуществлению определенных видов деятельности или обращения с определенными объектами, формализованные в форме субъективных обязанностей определенных субъектов, соблюдение (осуществление) которых, с позиций законодателя, будет гарантировать недопущение нарушения экологической безопасности [10].

Следует отметить, что приведенные выше подходы к пониманию категории "правовое обеспечение экологической безопасности«, по нашему мнению, согласуется с общеязыковым значением термина» обеспечение", под которым понимают систему мер, направленных на достижение определенной цели, гарантирование и предупреждение чего-то, предохранение от чего-то, а также со значением указанного термина, который принимается в действующем законодательстве [13].

Указанная позиция подтверждается также содержанием термина "обеспечение", который употребляют в действующем законодательстве [4]. Под обеспечением качества в сфере использования ядерной энергии понимается комплекс мероприятий, планируемых и систематически реализуемых с целью достижения уверенности в том, что осуществляемые виды деятельности соответствуют нормам, правилам и стандартам по безопасности, а при захоронении радиоактивных отходов в геологических хранилищах этим термином называют комплекс мероприятий, планируемых и систематически реализуемых с целью достижения уверенности в том, что виды деятельности, которые осуществляются, соответствуют нормам, правилам и стандартам по безопасности [7].

Как видим, как можно чаще обеспечением называют комплекс мер (средств), направленных на достижение определенной цели, а также определенные гарантии такого достижения. Именно в таком значении предлагаем употреблять названный термин в сфере специального природопользования [11]. Кроме того, исследование доктринальных подходов и действующего законодательства дает основания для вывода, что обеспечение экологической безопасности происходит в двух ее

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

основных проявлениях - как состояния безопасности для жизни и здоровья окружающей среды и как права человека на такую окружающую среду. При этом указанные проявления обеспечиваются одновременно, ведь в случае достижения вышеуказанного состояния окружающей среды не будет нарушаться названное право и наоборот - в случае соблюдения такого права будет безопасным все, что окружает человека (окружающая среда) [9].

Обеспечение экологической безопасности имеет проявление, прежде всего, в деятельности специально уполномоченных субъектов (прежде всего - органов государственной власти, в штате которых работают специалисты по соответствующим вопросам и которые имеют необходимое материально-техническое обеспечение), которые реализуют соответствующие средства обеспечения в урегулированных нормами экологического права общественных отношениях [3].

Важное значение для понимания особенностей правового обеспечения экологической безопасности в исследуемой сфере имеет понимание его стадий. Специальное природопользование требует прохождения процедуры получения санкционирования от государства (территориальной общины в лице соответствующих органов местного самоуправления) за выдачу соответствующего разрешительного документа [8]. Процедура такой выдачи, как правило, детально регламентирована действующим законодательством и по сути является отдельной разновидностью правоотношений по отношению к правоотношениям, в рамках которых осуществляется указанное право природопользования на основании полученного разрешительного документа, ведь имеет свой состав, основания возникновения, изменения и прекращения [14]. Так, в рамках разрешительных правоотношений заявитель лишь приобретает статус специального природопользователя (при чем с обретением такого статуса законодательство связывает прекращение соответствующих правоотношений) и не осуществляет использования соответствующего природного ресурса, в рамках таких правоотношений не имеет проявления экологического риска, связанного с соответствующим разновидностью природопользования. Вместо этого, после

получения соответствующего разрешительного документа возникают отношения специального природопользования, в пределах которых может иметь проявление экологический риск, а значит - может быть нарушено экологической безопасности [6].

Поэтому, с целью учета особенностей каждого из вышеупомянутых разновидностей правоотношений, следует выделять их в качестве отдельных стадий обеспечения экологической безопасности в сфере специального природопользования:

1) обеспечение экологической безопасности на стадии выдачи разрешительных документов на осуществление специального природопользования, и

2) обеспечение экологической безопасности при осуществлении специального природопользования на основании полученного разрешительного документа) с присущими каждому из них особыми средствами такого обеспечения.

Под термином «разрешительный документ», который употребляется в этом исследовании, предлагаем понимать любой определенный действующим законодательством официальный документ независимо от его названия (разрешение, специальное разрешение, решение, лесной или лесорубный билет, приказ, распоряжение, лицензия и тому подобное) и формы (бумажная, электронная), который предоставляет право на осуществление определенного вида специального природопользования [12]. Термин "разрешительный документ" следует отграничивать от приближенного по смыслу законодательно определенного термина "документ разрешительного характера". Так, «разрешительный документ» является обобщающим термином, который мы предлагаем употреблять в отношении всех соответствующих документов в сфере специального природопользования, включая таким специфическим его разновидностью, как лицензия (которую предусмотрено выдавать отношении ограниченного перечня выделенных в этой работе видов указанного природопользования, прежде всего в сфере обращения с отходами), тогда как документом разрешительного характера есть все документы, кроме лицензий,

предоставляющих право на осуществление различных видов деятельности, в том числе по использованию природных ресурсов [15].

Важное значение для этого исследования имеет также понимание понятия "специальное природопользование", которое представляет собой деятельность, имеющую влияние на обеспечение экологической безопасности. В подавляющем большинстве классификаций права природопользования, предлагаемых в юридической литературе до конца 1980-х годов, речь не шла о специальное и общее природопользование. В тот период ученые выделяли использования природных ресурсов как:

а) ресурсов материального производства и ресурсы непроизводственной сферы;

б) природных условий существования человека,

в) общедоступного пользования природными ресурсами и

г) всесторонне урегулированного права природопользования, связанного с эксплуатацией объектов природы как таких, что находятся в собственности государства, так и тех, что не поддаются индивидуализации.

Природопользование как правовой институт было предметом исследования также В. Л. Мунтяна, Б. В. Ерофеева (применил термин «право эколого пользования»), которые выделили его разновидности по критерию используемых ресурсов (земле-, недро-, водопользования и т. п.) и за основаниями приобретения (общее и специальное).

На сегодня специальное природопользование понимают, прежде всего, как отдельный правовой титул, на основании которого используют природные ресурсы или их комплексы. Юридическими признаками указанного вида природопользования являются:

1) необходимость получения разрешительного документа;

2) платность;

3) закрепление отдельного природного ресурса или его части за отдельным природопользователем.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Такой подход вызвал определенную критику со стороны отдельных представителей науки экологического права. Так, В. М. Комарницкий отмечает, что с позиций настоящего вышеприведенное легальное определение, поданное в Законе России «Об охране окружающей среды», является слишком общим, а названные в нем признаки не дают представления о назначении этого вида природопользования, не стали непременной составляющей отдельных видов специального природопользования, а также приводят к ограниченному пониманию последнего [1]. Указанная позиция, хоть и обоснована некоторыми примерами, однако, по нашему мнению, не учитывает основной особенности указанного закона - закладка основных общих положений, которые детализируются и модифицируются (иногда путем предсказания уникальных, свойственных только определенному конкретному ресурса, особенностей) на уровне отдельных «поресурсовых» нормативных актов.

Библиографический список.

1. Bekezhanov, D., Omirali, A., Aitimov, B., Nurmukhankyzy, D., & Zhumagulov, T. (2020). Environmental and legal framework for regulating consumer and industrial waste management. Journal of Environmental Management and Tourism, 11(1), 186-193. https://doi.org/10.14505/jemt.v11.1(41).21

2. Belitskaya, M. (2019). Dendrophages Ulmus spp. in the forest plantation of the Volga region. World Ecology Journal, 9(1), 24-39. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2019.77.24.002

3. Brechtelsbauer, E., & Shah, S. (2020). Update on pharmaceutical waste disposal regulations: Strategies for success. American Journal of Health-System Pharmacy, 77(7), 574-581. https://doi.org/10.1093/ajhp/zxz360

4. Gao, Y., Ma, C., & Tian, L. (2020). Impact Simulation and Structural Optimization of a Vehicle CFRP Engine Hood in terms of Pedestrian Safety. SAE Technical Papers, 2020-April(April). https://doi.org/10.4271/2020-01-0626

5. Jiang, L. (2020). Commercialization of the gene-edited crop and morality: challenges from the liberal patent law and the strict GMO law in the EU. New Genetics and Society, 39(2), 191-218. https://doi.org/10.1080/14636778.2019.1686968

6. Jose, J., Sandra Pinto, J., Kotian, B., Mathew Thomas, A., & Narayana Charyulu, R. (2020). Comparison of the regulatory outline of ecopharmacovigilance of pharmaceuticals in Europe, USA, Japan and Australia. Science of the Total Environment, 709. https: //doi. org/ 10.1016/j. scitotenv.2019.134815

7. Lu, E.-H., Huang, S.-Z., Yu, T.-H., Chiang, S.-Y., & Wu, K.-Y. (2020). Systematic probabilistic risk assessment of pesticide residues in tea leaves. Chemosphere, 247. https: //doi. org/10.1016/j.chemo sphere.2019.125692

8. Makarenko, A. I., Tarakanova, V. V, & Romanenko, A. I. (2020). Implementation of Technosphere and Fire Safety Program (TFSP) to Increase Production Efficiency and Minimize Losses. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 459). https://doi.org/10.1088/1755-1315/459/5/052063

9. Marcotrigiano, V., Cinquetti, S., Flamini, R., De Rosso, M., Ferraro, L., Petrilli, S., ... Napoli, C. (2020). Safety in wine production: A pilot study on the quality evaluation of prosecco wine in the framework of ue regulation. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(9). https://doi.org/10.3390/ijerph17093283

10. Markiewicz, M. T. (2020). Analysis of spatial planning documents and strategic environmental assessment reports with regard to hazards of major industrial accidents: a case study involving six Polish cities. Environmental Science and Pollution Research, 27(15), 18269-18286. https://doi.org/10.1007/s11356-020-08346-7

11. Peña-García, A., & S<?dziwy, A. (2020). Optimizing Lighting of Rural Roads and Protected Areas with White Light: A Compromise among Light Pollution, Energy Savings, and Visibility. LEUKOS - Journal of Illuminating Engineering Society of North America, 16(2), 147-156. https://doi.org/10.1080/15502724.2019.1574138

12. Putra, A. B. (2020). Analysis on construction services laws for civil engineering projects on building failures. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 426). https://doi.org/10.1088/1755-1315/426/1/012041

13. Quapp, U., & Holschemacher, K. (2020). Heritage Protection Regulations in Germany and their Relations to Fire Safety Demands. In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (Vol. 753). https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/4/042036

14. Sellitto, A., Riccio, A., Magno, G., D'Errico, G., Monsurro, G., & Cozzolino, A. (2020). Feasibility Study on the Redesign of a Metallic Car Hood by Using Composite Materials. International Journal of Automotive Technology, 21(2), 471-479. https://doi.org/10.1007/s12239-020-0044-5

15. Terán, J., Navarro, L., Quintero M., C. G., & Pardo, M. (2020). Intelligent driving assistant based on road accident risk map analysis and vehicle telemetry. Sensors (Switzerland), 20(6). https://doi.org/10.3390/s20061763

16. Xu, H., Zhu, M., Yu, W., & Han, X. (2020). Robust adaptive control for

automatic berthing of intelligent ships

Huazhong Keji Daxue Xuebao (Ziran Kexue Ban)/Journal of Huazhong University of Science and Technology (Natural Science Edition), 48(3), 25-29 and 40. https://doi.org/10.13245/j.hust.200305

17. Игнатьев А. А. К вопросу о дискреции суда при принятии решения о приостановлении и прекращении деятельности причиняющей вред окружающей среде // Legal Bulletin. 2019. Т. 4. № 2. С. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.