Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / МЕРЫ / ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карандаева Татьяна Сергеевна

Программным законодательным актом отраслевого направления следует признать Общегосударственную целевую программу развития водного хозяйства и оздоровления бассейна реки Волга. Целью данного нормативного акта является определение основных направлений государственной политики в сфере водного хозяйства для удовлетворения потребности населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, сохранения и воспроизводства водных ресурсов, внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, восстановление роли мелиорированных земель в продовольственном и ресурсном обеспечении государства, оптимизация водопотребления, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод. Как усматривается из приведенного, в качестве составной цели Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и оздоровления бассейна реки Волга на период до 2021 года не определено совершенствование правовых основ обеспечения экологической безопасности в соответствующей сфере при приобретении и осуществлении права специального водопользования. В то же время, среди задач и мероприятий этой программы, определенных в ее одноименном разделе, определены только мероприятия, имеющие отношение к основной водной артерии России - реке Волга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карандаева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LAW REGULATION OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT ACTIVITIES

The program legislative act of the branch direction should be recognized as a National target program for the development of water management and improvement of the Volga River basin. The purpose of this regulation is to define the main directions of state policy in the field of water management to meet the needs of the population and sectors of the national economy in water resources, the preservation and reproduction of water resources, introduction of integrated water resources management at the basin principle, recovery the role of reclaimed land in the food and resource security of the state, the optimization of water consumption, prevention and liquidation of consequences of the harmful effects of water. As can be seen from the above, as an integral goal of the National Target Program for the Development of Water Management and Improvement of the Volga River Basin for the period up to 2021, the improvement of the legal framework for ensuring environmental safety in the relevant area when acquiring and exercising the right of special water use is not defined. At the same time, among the tasks and activities of this program, defined in its eponymous section, only those related to the main waterway of Russia - the Volga River-are identified.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Карандаева Татьяна Сергеевна

к. филос. н., доцент ВАК, доцент кафедры философии и права МГРИ им. С. Орджоникидзе e-mail: karandaevats@mgri.ru

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ регулирование ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Программным законодательным актом отраслевого направления следует признать Общегосударственную целевую программу развития водного хозяйства и оздоровления бассейна реки Волга. Целью данного нормативного акта является определение основных направлений государственной политики в сфере водного хозяйства для удовлетворения потребности населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, сохранения и воспроизводства водных ресурсов, внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, восстановление роли мелиорированных земель в продовольственном и ресурсном обеспечении государства, оптимизация водопотребления, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод. Как усматривается из приведенного, в качестве составной цели Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и оздоровления бассейна реки Волга на период до 2021 года не определено совершенствование правовых основ обеспечения экологической безопасности в соответствующей сфере при приобретении и осуществлении права специального водопользования. В то же время, среди задач и мероприятий этой программы, определенных в ее одноименном разделе, определены только мероприятия, имеющие отношение к основной водной артерии России - реке Волга.

Ключевые слова: целевая программа, водопользование, меры, водное хозяйство, водопотребление.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Karandaeva Tatyana S.

Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Law

MSRI named after S. Ordzhonikidze e-mail: karandaevats@mgri.ru

CIVIL LAW REGULATION OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

ACTIVITIES

Annotation. The program legislative act of the branch direction should be recognized as a National target program for the development of water management and improvement of the Volga River basin. The purpose of this regulation is to define the main directions of state policy in the field of water management to meet the needs of the population and sectors of the national economy in water resources, the preservation and reproduction of water resources, introduction of integrated water resources management at the basin principle, recovery the role of reclaimed land in the food and resource security of the state, the optimization of water consumption, prevention and liquidation of consequences of the harmful effects of water. As can be seen from the above, as an integral goal of the National Target Program for the Development of Water Management and Improvement of the Volga River Basin for the period up to 2021, the improvement of the legal framework for ensuring environmental safety in the relevant area when acquiring and exercising the right of special water use is not defined. At the same time, among the tasks and activities of this program, defined in its eponymous section, only those related to the main waterway of Russia - the Volga River-are identified.

Keywords: target program, water use, measures, water management, water consumption.

Никаких мер по обеспечению экологической безопасности при использовании других водных объектов Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и оздоровления бассейна реки Волга на период до 2021 года по непонятным причинам не содержит [10]. Так же в ее тексте отсутствуют положения, которые бы предусматривали конкретные меры, направленные на

2020 T.5 №4 Legal Bulletin

достижение указанных выше задач и мероприятий, что, по нашему убеждению, делает невозможным их реализацию [13].

Важное значение среди нормативно-правовых актов в сфере обеспечения экологической безопасности специального природопользования принадлежит актам экологического законодательства, которые определяют порядок приобретения прав на осуществление и осуществления специального использования отдельных природных ресурсов. Речь идет о так называемых поресурсовых законодательных актах, то есть актах, которыми регламентирован порядок использования, охраны и воспроизводства отдельных природных ресурсов, которые могут быть объектами права специального природопользования, а также осуществления обращения с объектами повышенной опасности и отходами

[4].

Указанные законодательные акты определяют виды природопользования, которые требуют получения разрешительных документов, порядок получения (выдачи) таких документов (включительно с определением уполномоченных на выдачу органов, порядке обращения к ним, требований к перечню и содержанию документов, представляемых заявителем, оснований выдачи или отказа в выдаче и тому подобное) [7].

Также указанные поресурсовые акты регламентируют порядок осуществления соответствующего права природопользования путем определения прав и соответствующих обязанностей природопользователей, особенностей их осуществления, ограничения и прекращения, что в этой работе признается средствами обеспечения экологической безопасности специального природопользования [11].

Во исполнение и с целью детализации предписаний законодательных актов в сфере природопользования действуют подзаконные нормативно-правовые акты, которые детализируют отдельные процедурные вопросы, касающиеся как стадии выдачи разрешительных документов, так и осуществления права специального природопользования [9]. В частности, условия и механизм выдачи лесорубного или лесного билета в качестве специального разрешения на использование лесных

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

ресурсов установлены Порядком выдачи специальных разрешений на использование лесных ресурсов, а порядок специального использования лесных ресурсов определен [3].

Единый механизм проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками установлены Порядком проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения [8].

Учитывая критически оцененные в этой работе изменения в Закон России "Об объектах повышенной опасности", в соответствии с которыми из него исключены нормы, которые требовали получения разрешений на строительство и эксплуатацию указанных объектов, непосредственно норм разрешительного характера в названном законодательном акте на сегодня не осталось [14]. Наиболее подобными разрешительных процедур в соответствующей сфере в настоящее время являются процедуры идентификации и декларирования объектов повышенной опасности, детально регламентированы на подзаконном уровне [6].

Не менее важной группой нормативно-правовых актов, регламентирующих обеспечение экологической безопасности специального природопользования, нормативно-правовые акты, которые содержат количественно-качественные показатели (требования) экологической безопасности относительно осуществления отдельных видов такой деятельности [12]. При этом следует уточнить, что под количественными показателями целесообразно понимать те, которые подлежат числовому выражению в определенных величинах (единицах измерения), а качественными - те характеристики, которые указываются без указания на их числовое значение в любых единицах измерения [15].

К указанным нормативам относятся предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни допустимого вредного влияния на него физических и биологических

2020 T.5 №4 Legal Bulletin

факторов, нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде, которые сегодня относят к наиболее значимым для правового механизма обеспечения экологической безопасности. Указанная условность обусловлена тем, что перечисленные разновидности нормативов не нормируют непосредственно отдельные виды деятельности по специальному природопользованию, а преимущественно касаются последствий такой деятельности в виде воздействий на отдельные элементы окружающей среды.

Подытоживая, следует признать наличие в России значительного количества нормативно-правовых актов, которые прямо или косвенно могут быть применены для обеспечения экологической безопасности специального природопользования. Такие акты целесообразно разделить на группы по уровню юридической силы и по предмету регулирования. В то же время, положения указанных нормативно-правовых актов соответствующего направления нередко являются нечеткими, бланкетными, коллизионными, что затрудняет их эффективное применение. В отличие от отечественных нормативно-правовых актов, в контексте пригодности для предупреждения нарушений экологической безопасности, акты ЕС кажутся более прогрессивными по своим содержательным наполнением, назначенными им процедурами и порядком их реализации. Поэтому одним из способов усовершенствования национального законодательства в исследуемой сфере является его адаптация к законодательству ЕС.

Первые специальные исследования проблем правового регулирования безопасности природопользования для населения были проведены на территории современной России представителем МГУ в 60 - е-80-е годы ХХ века в рамках исследований, посвященных правовой охране природы. Исследование ученого в указанный период является примером эволюционирования научной концепции "рационального природопользования" и "правовой охраны природы" в части усиления внимания к правовому обеспечению безопасной для человека среды его существования, которое приобрело негативные качественные свойства вследствие нерационального потребительского использования природных ресурсов; в этот же период важным явлением в развитии научно-правовых исследований

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

рационального и экономного природопользования и обеспечения безопасности среды жизнедеятельности населения были работы Ю. С. Шемшученко, Б. В. Розовского, Н. И. Малышевой, В. И. Андрейцева.

В период независимости России проблемы правового обеспечения экологической безопасности исследовались прежде всего представителями научной школы экологического права, которая функционирует на базе юридического факультета МГУ; указанные вопросы исследуются также представителями других школ экологического права, а также представителями других наук (географии, экономики, государственного управления и тому подобное) [1].

Важное значение для эффективного обеспечения экологической безопасности в исследуемых правоотношениях имеют предписания законодательных актов политико-программного характера, в частности, Основных принципов (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 года, Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Волга на период до 2021 года, Программы обращения с твердыми бытовыми отходами.

Библиографический список.

1. Aneziris, O., Koromila, I., Salzano, E., Gerbec, M., & Nivolianitou, Z. (2020). Safety and security of ports with LNG bunkering systems. In Proceedings of the 29th European Safety and Reliability Conference, ESREL 2019 (pp. 3390-3397). https://doi.org/10.3850/978-981-11-2724-3_0040-cd

2. Baliuk, G. I., Kuchynska, O. P., Kovalchuk, T. G., Vlasenko, Y. L., & Tsyganyuk, Y. V. (2020). Criminal-environmental policy of Ukraine: Compensation for damage caused by crimes against the environment [Кримшально-еколопчна пол^ика Украши: вщшкодування шкоди внаслщок злочишв проти довкшля]. Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu, 2020(3), 157-163. https://doi.org/10.33271/nvngu/2020-3/157

3. Belyaev, A., Repnikov, B., Semenyutina, A., Solonkin, A., & Khuzhakhmetova, A. (2020). Scientific substantiation of formation of a selection-seed-breeding center for wood and agricultural plants. World Ecology Journal, 10(2), 3-17. https://doi.org/10.25726/worldjournals.pro/WEJ.2020.2.1

4. de Souza Marinho, L., Alo, C. P., de Andrade Loureiro, S., de Oliveira, T. J. L., & Martins, A. L. (2020). Corporate strategy to tackle offshore drilling discharge regulation. In Offshore Technology Conference Brasil 2019, OTCB 2019.

5. Erten, B., Oral, B., & Utlu, Z. (2020). Assessment of occupational health and safety issues in geothermal energy systems. In ECOS 2020 - Proceedings of the 33rd International Conference on Efficiency, Cost, Optimization, Simulation and Environmental Impact of Energy Systems (pp. 2287-2298).

6. Famakin, I. O., Aigbavboa, C., & Molusiwa, R. (2020). Exploring challenges to implementing health and safety regulations in a developing economy. International Journal of Construction Management. https://doi.org/10.1080/15623599.2020.1850201

7. Formici, G. (2020). Novel Food between market needs, food safety and sustainable development: The complex regulation of traditional food coming from third countries [Novel Food tra esigenze di mercato, sicurezza alimentare e sviluppo sostenibile: La complessa disciplina degli alimenti tradizionali provenienti da Paesi terzi]. BioLaw Journal, 2020(2), 67-87.

8. Gang, W. X., Li, L. H., & Hui, L. G. (2020). Influencing factors of eco-environmental safety of mines and their green development: A case study of taoshan coal mine in Heilongjiang Province, China. Nature Environment and Pollution Technology, 19(2), 831-838. https://doi.org/10.46488/NEPT.2020.V19I02.041

9. Pobedinsky, V., Yerezhepkyzy, R., & Shestak, V. (2020). Improving environmental legislation in central asia: Current trends and features of cooperation with the European Union. European Energy and Environmental Law Review, 29(2), 39-48.

10. Samanta, P. R., Gupta, R., Gupta, R., Chauhan, S., & Johri, A. (2020). Printing inks for food packaging - a rising issue in sustainability or to build sustainable reputations. Ink World, 26(1), 42-45.

11. Sanchez, S. E. A., & Ravishankar, K. R. (2020). Process safety, process risk, environmental and social responsibility considerations in the abandonment and remediation of the porvenir gas plant and production field, Bolivia. In Society of Petroleum Engineers - SPE International Conference and Exhibition on Health, Safety, Environment, and Sustainability 2020, HSE and Sustainability 2020.

12. Savchenkova, V. A., Korshunov, N. A., Perminov, A. V, & Voinash, S. A. (2020). The problem of fire fighting during the hours of darkness. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 421). https://doi.org/10.1088/1755-1315/421/6/062002

13. Shepeleva, A. V, Shelest, K. D., & Glebova, A. B. (2020). Environmental safety and development of the «Aerodrome environs». In International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM (Vol. 2020-August, pp. 307-314). https://doi.org/10.5593/sgem2020/5.1/s20.039

14. Vedysheva, N. O. (2020). Environmental and legal aspects of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation using the genomic technologies. In E3S Web of Conferences (Vol. 208). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020801015

15. Wang, L., Zhang, P., Ma, L., Cong, X., & Skibniewski, M. J. (2020). Developing a corporate social responsibility framework for sustainable construction using partial least squares structural equation modeling. Technological and Economic Development of Economy, 26(1), 186-212. https://doi.org/10.3846/tede.2020.11263

16. Zhechkova, N. (2020). Modern trends in environmental economics. In International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM (Vol. 2020-August, pp. 341-348). https://doi.org/10.5593/sgem2020/5.2/s21.042

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.