Научная статья на тему 'СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ И ГЛАСНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РФ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА'

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ И ГЛАСНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РФ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ / ГЛАСНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ / СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ / СТАНДАРТЫ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ) / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / МОНИТОРИНГ ОТКРЫТОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономаренко Кирилл Сергеевич

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Счетная палата Российской Федерации, в стремлении обеспечить максимальную степень эффективности внешнего государственного аудита (контроля), для достижения своей стратегической цели - расширение возможностей исполнения Указов Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 и от 14 июля 2020 года № 474, определила основные задачи. В рамках данного исследования рассматривается одна из задач, которой является реализация принципов открытости и гласности в процессах принятии государственных решений посредствам информирования общественности через сети «Интернет», а также информационных изданий государственных органов и органов местного самоуправления. Новизной данного исследования является анализ реализации указанных принципов на практике в рамках обозначенной Счетной палатой РФ миссии, предполагающей содействие справедливому государственному управлению, как условию достойной жизни человека и развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE WITH THE PRINCIPLES OF OPENNESS AND TRANSPARENCY BY THE ACCOUNTING CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC AUDIT

The relevance of the research topic is due to the fact that the Accounts Chamber of the Russian Federation, in an effort to ensure the maximum degree of effectiveness of external state audit (control), in order to achieve its strategic goal - expanding the possibilities of executing Presidential Decrees No. 204 of May 7, 2018 and No. 474 of July 14, 2020, has identified the main tasks. Within the framework of this study, one of the tasks is considered, which is the implementation of the principles of openness and transparency in the processes of public decision-making through informing the public via the Internet, as well as information publications of state bodies and local self-government bodies. The novelty of this study is the analysis of the implementation of these principles in practice within the framework of the mission designated by the Accounting Chamber of the Russian Federation, which involves the promotion of fair public administration as a condition for a decent human life and the development of civil society.

Текст научной работы на тему «СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ И ГЛАСНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РФ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА»

Соблюдение принципов открытости и гласности счетной палатой РФ, как условие развития стратегического аудита

Пономаренко Кирилл Сергеевич,

преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: p.kirill333@mail.ru

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Счетная палата Российской Федерации, в стремлении обеспечить максимальную степень эффективности внешнего государственного аудита (контроля), для достижения своей стратегической цели - расширение возможностей исполнения Указов Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 и от 14 июля 2020 года № 474, определила основные задачи. В рамках данного исследования рассматривается одна из задач, которой является реализация принципов открытости и гласности в процессах принятии государственных решений посредствам информирования общественности через сети «Интернет», а также информационных изданий государственных органов и органов местного самоуправления. Новизной данного исследования является анализ реализации указанных принципов на практике в рамках обозначенной Счетной палатой РФ миссии, предполагающей содействие справедливому государственному управлению, как условию достойной жизни человека и развития гражданского общества.

Ключевые слова: Счетная палата РФ; гражданское общество; федеральный закон; открытые данные; гласность; открытость; публичность; стандарты организации деятельности Счетной палаты РФ; стандарты внешнего государственного аудита (контроля); обращения граждан; мониторинг открытости.

В настоящее время органы государственной власти, государственные учреждения с целью развития гражданского общества и достойной жизни человека стремятся продемонстрировать открытость и гласность в своей деятельности, используя эти принципы, как условия решения поставленных задач, что свидетельствует об актуальности данной проблемы на любом уровне власти.

В современной России высшим независимым органом внешнего государственного аудита (контроля) является Счетная палата Российской Федерации, которая, способствуя реализации национальных проектов и задач социально-экономического развития страны, эффективно содействует при этом совершенствованию системы государственного управления, что и закреплено в качестве стратегической цели Счетной палаты в её Стратегии развития на 2018-2024 годы [10].

Одними из важных принципов, на основе которых Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль), являются принципы открытости и гласности, закрепленных в ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О Счетной палате Российской Федерации» [2].

Поэтому целью настоящей статьи является рассмотрение приоритетных направлений деятельности Счетной палаты РФ в реализации принципов открытости и гласности.

Во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.03.2022 года утвержден в новой редакции Регламент Счетной палаты Российской Федерации [11], в ст. 3 которого характеризуются указанные принципы.

Так, полное и своевременное ознакомление должностных лиц объектов аудита (контроля) с целями и результатами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий характеризует принцип открытости.

При этом следует учитывать, что при соблюдении рассматриваемого принципа аудируемые лица не могут быть ознакомлены с:

- промежуточными результатами контрольных проверок;

- данными экспертно-аналитических мероприятий; Ю

' "О

- материалами, содержащими государственную Д тайну; Е

- иной тайной, охраняемой законом. К Принцип гласности характеризуется тем, что §

для всеобщего сведения в средствах массовой У информации в установленном законом порядке, А

в том числе на официальном сайте Счетной палаты в сети Интернет могут публиковаться:

- отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденные Счетной палатой РФ;

- документы, подготовленные или разрабатываемые Счетной палатой в рамках выполнения возложенных на нее задач.

При этом необходимо помнить, что огласке не подлежат материалы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Понятие «гласность», как политический термин впервые стало применяться в России в конце

XIX века и означало открытость работы отдельных органов власти, прежде всего судебных, где разрешалось присутствие общественности и прессы, что ассоциировалось с судопроизводственной реформой Александра II (1818-1881 г.г.) [12].

С целью повышения публичности и прозрачности в деятельности правительства и ослабления цензуры этот термин широко использовал, как политический лозунг, руководитель Советского государства Горбачев М.С. в середине 80-х годов

XX века [13].

В настоящее время ст. 29 Конституции РФ [1] запрещает цензуру, гарантирует свободу мысли и слова, массовой информации, позволяет распространять её любым законным способом.

Таким образом, в современный период развития государства и общества под гласностью, по-нашему мнению, следует понимать свободу информации, распространяемую законным способом и политику максимальной публичности и открытости в деятельности государственных учреждений, как условие в достижении национальных целей России, развития современного гражданского общества и установления справедливости.

14 июля 2020 года Президент РФ Путин В.В. издал Указ № 474, в котором определены национальные цели развития России до 2030 года [8].

Наряду с этим указом продолжает действовать Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7], за исключением пунктов 1 и 16, как утративших силу.

Во исполнение данных Указов Президента РФ Путина В.В. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 03 августа 2018 г. № 39К (1260) утверждена Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы [10], в которой указано, что расширение возможностей достижения национальных целей развития России, является её стратегической целью.

Для достижения этой стратегической цели Счетная палата РФ намерена совершенствовать систе-— му государственного аудита в стране, сосредото-2 чившись на выполнении основных задач, опреде-Я ленных её Стратегией, при соблюдении принципов ° законности, эффективности, объективности, неза-ав висимости, открытости и гласности [10].

При этом, чтобы государственные ресурсы направлялись на достижения национальных целей и решения стратегических задач развития России, Счетная палата РФ, используя принципы открытости и гласности, объективно информирует общество о нецелевом и неэффективном использовании ресурсов и злоупотреблениях в сфере финансов.

Итак, Счетная палата РФ, в стремлении обеспечить максимальную степень эффективности внешнего государственного аудита (контроля), для достижения своей стратегической цели - расширение возможностей исполнения Указов Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204[7] и от 14 июля 2020 года № 474[8], определила основные задачи.

В рамках данной темы исследования рассмотрим одну из них, а именно «укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений» [10].

Сосредотачиваясь на выполнении этой задачи, Стратегией Счетной палаты РФ определены приоритетные направления развития и совершенствования эффективности внешнего государственного аудита (контроля), которые сводятся к следующему:

- для органов власти и организаций, финансируемых из государственного бюджета разработать стандарты открытых данных;

- в целях оценки финансовых, коррупционных и других рисков организовать непрерывность мониторинга открытости, достоверности, полноты и качества данных в государственных информационных системах;

- в целях повышения публичности Счетной палаты РФ предоставлять в открытых источниках информацию о её деятельности на основе регулярной обратной связи с использованием открытых данных;

- в рамках достижения национальных целей и стратегических задач страны содействовать развитию мониторинга открытости в управлении органов власти, государственных организаций;

- развивать механизмы общественного контроля, а также парламентские и гражданские инструменты публичности, подотчетности и экспертизы [10].

Прежде чем рассмотреть понятие «открытые данные» отметим, что в Счетной палате РФ, на основании ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ, разрабатываются и действуют стандарты по организации её деятельности, и стандарты внешнего государственного аудита (контроля), установленные стандартом Счетной палаты, регулирующим методологическое обеспечение по организации конкретной работы,

Указанные стандарты Счетной палаты РФ подлежат опубликованию на её официальном сайте в сети Интернет [2].

В настоящее время Счетной палатой РФ уже накоплен определенный опыт по информированию граждан о собственных правах и предостав-

лению им открытых данных по широкому кругу вопросов использования и расходования бюджетных средств в области здравоохранения, образования, безопасности, экономики и др., во исполнение следующих нормативных правовых актов:

1) Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3];

2) Федерального закона от 14 июля 2022 года № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [4];

3) Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [5];

4) Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [6]. Исполняя вышеуказанные нормативные правовые акты, Правительство РФ обеспечивает доступ к открытым данным, то есть, к информации, создаваемой госорганами и публикуемой в виде различных машиночитаемых форматов, например,: ODS, JSON, CSV, XML и другие, в сети Интернет с целью обеспечения социально-значимых и общественно-полезных проектов [9].

При этом следует обратить внимание на то, что открытые данные могут поступать из различных источников.

С целью повышения активности общественного контроля наибольшие массивы открытых данных публикуются государственными органами, органами местного самоуправления и научным сообществом, на основе принципов открытости и гласности. Работа чиновников по обеспечению открытости деятельности своих органов способствует увеличению объема взаимодействия с гражданами.

Счетной палатой РФ на основе принципов открытости и гласности организован порядок работы с обращениями граждан и организаций, в том числе в форме электронных сообщений. [11, ст.ст. 52-56].

На официальном сайте в сети Интернет и в официальном информационном издании Счетной палаты, каковым является Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, издаваемый в виде самостоятельного электронного издания, публикуется вся информация, кроме информации, содержащей государственную тайну, о деятельности Счетной палаты РФ [11, ст.ст. 57-59].

Так, например, в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации опубликован отчет о завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, проведенных в сфере обязательного медицинского страхования.

Анализ Счетной палаты показал, что для эффективной работы системы органов обязательного медицинского страхования не хватает прозрачности и достаточного нормативного регулирования [14].

Таким образом, на практике реализуются принципы открытости и гласности, на основе которых Счетная палата РФ стремится проявлять максимальную степень открытости завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивая доступность информации для граждан страны и способствуя содействию справедливому государственному управлению, как условию достойной жизни человека.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02. 2014 № 2 ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О счетной палате Российской федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

3. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. 2022. № 154 (8802).

5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. 2012. 10 мая.

6. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817; № 30. Ст. 4717.

5 -а

сз ж

<

8. Указ Президента Российской Федерации от 14.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 15 июля 2020.

9. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» // Российская газета. 11 июля. 2013.

10. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы. Утверждена Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 03.08. 2018 № 39К (1260) // Российская газета. 2018. 05 августа 2018.

11. Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 15.03.2022 года «Об утверждении Регламента Счетной палаты Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 3. 2022.

12. Случевский В.К. Гласность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.

13. Высшие органы государственной власти и управления России в IX-XX вв.: Справочник / Ред. А.С. Тургаев. СПб.: Издательство СЗАГС. 2000. 368 с.

14. Суркова А. Государственное управление обязательным медицинским страхованием. М., 2020. 100 с.

COMPLIANCE WITH THE PRINCIPLES OF OPENNESS AND TRANSPARENCY BY THE ACCOUNTING CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC AUDIT

Ponomarenko K.S.

O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

The relevance of the research topic is due to the fact that the Accounts Chamber of the Russian Federation, in an effort to ensure the maximum degree of effectiveness of external state audit (control), in order to achieve its strategic goal - expanding the possibilities of executing Presidential Decrees No. 204 of May 7, 2018 and No. 474 of July 14, 2020, has identified the main tasks. Within the framework of this study, one of the tasks is considered, which is the implementation of the principles of openness and transparency in the processes of public decision-making through informing the public via the Internet, as well as information publications of state bodies and local self-government bodies. The novelty of this study is the analysis of the implementation of these principles in practice within the framework of the mission designated by the Accounting Chamber of the Russian Federation, which involves the promotion of fair public administration as a condition for a decent human life and the development of civil society.

Keywords Accounts Chamber of the Russian Federation; civil society; federal law; open data; publicity; openness; publicity; standards

CO CM

о

CM

<2

of organization of the Accounts Chamber of the Russian Federation;

standards of external state audit (control); appeals of citizens; monitoring of openness.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7- FKZ, dated 05.02. 2014 No. 2 FKZ, dated 01.07.2020 No. 11-FKz) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 01.07.2020, No. 31, Article 4398; Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of appeal: 01.12.2022).

2. Federal Law No. 41-FZ of 05.04.2013 "On the Accounts Chamber of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 14. St. 1649.

3. Federal Law No. 8-FZ of February 9, 2009 "On Ensuring access to information on the activities of State bodies and Local Self-Government bodies" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2009. No. 7. Article 776.

4. Federal Law No. 270-FZ of July 14, 2022 "On Amendments to the Federal Law "On Ensuring Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Self-Government Bodies" and Article 10 of the Federal Law "On Ensuring Access to Information on the Activities of Courts in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 2022. № 154 (8802).

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 601 dated 07.05.2012 "On the main directions of improving the system of public administration" // Rossiyskaya Gazeta. 2012. May 10.

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated 09.05.2017 "On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.05.2017. No. 20. St. 2901.

7. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 20. St. 2817; No. 30. St. 4717.

8. Decree of the President of the Russian Federation dated 14.07.2020 No. 474 "On National development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // Rossiyskaya Gazeta. July 15, 2020.

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 583 dated 10.07.2013 "On providing access to publicly available information on the activities of state bodies and local self-government bodies on their official websites on the Internet information and telecommunications network in the form of open data" // Rossiyskaya Gazeta. July 11. 2013.

10. Development Strategy of the Accounts Chamber of the Russian Federation for 2018-2024. Approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation, Protocol No. 39K (1260) dated 03.08.2018 // Rossiyskaya Gazeta. 2018. 05 August 2018.

11. Resolution of the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation dated 03/15/2022 "On approval of the Regulations of the Accounts Chamber of the Russian Federation // Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. No. 3. 2022.

12. Sluchevsky V.K. Glasnost // Encyclopedic dictionary of Brockhaus and Efron: in 86 t. (82 t. and 4 add.). St. Petersburg., 1890-1907.

13. The highest bodies of state power and administration of Russia in the IX-XX centuries.: Handbook / Ed. A.S. Turgaev. St. Petersburg.: Publishing House SZAGS. 2000. 368 p.

14. Surkova A. State management of compulsory medical insurance. M., 2020. 100 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.