Научная статья на тему 'СНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА (ГИПОТЕЗА): ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ'

СНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА (ГИПОТЕЗА): ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УИС ДО 2030 Г / АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усеев Ренат Зинурович

Раздел 8 Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрел создание в структуре российской пенитенциарной системы учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа. Первое такое учреждение начнет свою работу в 2024 г. Автором на уровне гипотезы предлагается рассмотреть основные вопросы, связанные со становлением и развитием учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа. В связи с этим в настоящей статье рассмотрены три основополагающих направления развития данных учреждений: пространственное развитие, законодательство, правоприменение. Каждый из указанных аспектов проанализирован автором с точки зрения как проблем, так и предполагаемых путей их решения. Цель работы - на основе исследования географии исправительных учреждений, уголовно-исполнительного законодательства РФ и правоприменительной деятельности показать основные проблемы, связанные с развитием учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа, и возможные пути их решения. Среди проблем показаны проблемы территориального (пространственного) размещения учреждений объединенного типа, законодательства и правоприменения вновь создаваемых учреждений. Методами исследования в научной статье явились универсальные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование); эмпирические методы (обобщение, классификация); теоретические методы (идеализация, абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод) и др. Выводы и результаты работы определяются достижением ее целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усеев Ренат Зинурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE CONCEPT OF THE ESTABLISHMENT OF A UNIFIED PENAL SYSTEM (HYPOTHESIS): SPATIAL DEVELOPMENT, LEGISLATION, ENFORCEMENT

Section 8 of the Concept for the Development of the Penitentiary System of the Russian Federation for the Period up to 2030 provided for the creation of a unified type of penal institutions in the structure of the Penal System of Russia. The first institution such type will begin its work in 2024. The author at the hypothesis level analyses the main issues related to the formation and development of institutions of the unified penal system. In this regard, the author considers three fundamental areas of development of the institutions under consideration: spatial development, legislation, law enforcement. Each of these projects was analyzed by the author in terms of both problems and suggested ways to solve them. The purpose of the work is to show on the basis of a study of the geography of correctional institutions, penal enforcement legislation of the Russian Federation and law enforcement activities the main problems associated with the development of penal correction institutions of a unified type and possible ways to solve them. Among the problems are the problems of territorial (spatial) placement of institutions of a unified type, legislation and enforcement of newly created institutions. The research methods in the scientific article were universal methods (analysis and synthesis, induction and deduction, analogy and modeling); empirical methods (synthesis, classification); theoretical methods (idealization, abstraction, hypothetical-deductive method) and others. The conclusions and results of the work are determined by the achievement of its goals.

Текст научной работы на тему «СНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА (ГИПОТЕЗА): ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ»

DOI 10.37523/SUI.2021.45.4.011 УДК 343.81

Усеев Ренат Зинурович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: useev@rambler.ru

Renat Z. Useev

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistаnt Professor of the Department of Regime and Supervision in Penal System,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: useev@rambler.ru

ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА (ГИПОТЕЗА): ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация. Раздел 8 Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрел создание в структуре российской пенитенциарной системы учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа. Первое такое учреждение начнет свою работу в 2024 г. Автором на уровне гипотезы предлагается рассмотреть основные вопросы, связанные со становлением и развитием учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа. В связи с этим в настоящей статье рассмотрены три основополагающих направления развития данных учреждений: пространственное развитие, законодательство, правоприменение. Каждый из указанных аспектов проанализирован автором с точки зрения как проблем, так и предполагаемых путей их решения.

Цель работы — на основе исследования географии исправительных учреждений, уголовно-исполнительного законодательства РФ и правоприменительной деятельности показать основные проблемы, связанные с развитием учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа, и возможные пути их решения. Среди проблем показаны проблемы территориального (пространственного) размещения учреждений объединенного типа, законодательства и правоприменения вновь создаваемых учреждений.

Методами исследования в научной статье явились универсальные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование); эмпирические методы (обобщение, классификация); теоретические методы (идеализация, абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод) и др. Выводы и результаты работы определяются достижением ее целей.

Ключевые слова: учреждения объединенного типа, исправительные учреждения, уголовно-исполнительное законодательство, правоприменительная деятельность, Концепция развития УИС до 2030 г., акты применения права.

FUNDAMENTALS OF THE CONCEPT OF THE ESTABLISHMENT OF A UNIFIED PENAL SYSTEM (HYPOTHESIS): SPATIAL DEVELOPMENT, LEGISLATION, ENFORCEMENT

Summary. Section 8 of the Concept for the Development of the Penitentiary System of the Russian Federation for the Period up to 2030 provided for the creation of a unified type of penal institutions in the structure of the Penal System of Russia. The first institution such type will begin its work in 2024. The author at the hypothesis level analyses the main issues related to the formation and development of institutions of the unified penal system. In this regard, the author considers three fundamental areas of development of the institutions under consideration: spatial development, legislation, law enforcement. Each of these projects was analyzed by the author in terms of both problems and suggested ways to solve them.

The purpose of the work is to show on the basis of a study of the geography of correctional institutions, penal enforcement legislation of the Russian Federation and law enforcement activities the main problems associated with the development of penal correction institutions of a unified type and possible ways to solve them. Among the problems are the problems of territorial (spatial) placement of institutions of a unified type, legislation and enforcement of newly created institutions.

The research methods in the scientific article were universal methods (analysis and synthesis, induction and deduction, analogy and modeling); empirical methods (synthesis, classification); theoretical methods (idealization, abstraction, hypothetical-deductive method) and others. The conclusions and results of the work are determined by the achievement of its goals.

Keywords: unified type institutions, Correctional facilities, Penal legislation, law enforcement, Concept for the development of the penal system until 2030, Acts of application of law.

© 2021 Усеев Р. З.

Принятая в конце апреля 2021 г. Концепция развития УИС до 2030 г. (далее - Концепция) определила политико-правовой формат развития российской пенитенциарной системы на ближайшее десятилетие. В числе прочих целей, задач, направлений ее совершенствования обозначено создание учреждения объединенного типа. Впервые на политико-концептуальном уровне государство объявило о необходимости создания объектов-территорий, в комплексе и системно обеспечивающих решения судов по уголовным делам.

Концепция, не раскрывая в своем содержании особенности, именует такие объекты-территории как учреждения уголовно-исполнительной системы объединенного типа. Попробуем на уровне гипотезы, используя накопленный опыт российской пенитенциарной системы и зарубежных пенитенциарных систем дать ответы на следующие вопросы: Что могли бы из себя представлять такие учреждения? Каково их территориальное расположение? Какое законодательство должно обеспечивать деятельность таких учреждений? Как будет складываться правоприменительная деятельность в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) объединенного типа?

Очевидно, что в основе этих и других (смежных) вопросов будет находиться триединый и взаимосвязанный аспект:

1) пространственное развитие;

2) законодательство;

3) правоприменение.

Пространственное развитие базируется на двух положениях Концепции, которые, с одной стороны, связаны с социальной функцией (расположение учреждений УИС должно быть таким, чтобы исключалась возможность негативного влияния на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры), с другой - функцией, в основе которой изначально закладывается практичность, удобство и комфорт для учреждений УИС (передислокация учреждений УИС за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой).

Из смысла этих двух положений можно сделать вывод, что учреждение УИС - это учреждение, как правило, территориально расположенное вне населенного пункта, но в условиях хорошего доступа к развитым коммуникациям и транспортной логистике. Это, к примеру, может быть окраина города, близлежащий район субъекта РФ, прилегающий городу, и т. д.

Вообще же если говорить о пространственном развитии учреждений УИС, необходимо отметить тенденции последних лет в России и за рубежом.

Общемировыми тенденциями пространственного развития в начале XXI в. являются концентрация населения и экономики в крупнейших формах расселения, среди которых ведущие позиции занимают крупнейшие городские агломерации. В самом простом виде агломерация - это компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

В настоящий момент в РФ сформировалось около 40 крупных и крупнейших городских агломераций, в большинстве из которых численность населения с начала 2000-х гг. устойчиво растет и в настоящее время превысила 73 млн человек [1]. Это означает, что около половины всего населения страны проживает в агломерациях. Этого нельзя сказать о персонале УИС и учреждениях. К примеру, в Красноярской агломерации (крупнейшая в Сибири) сосредоточено только 8 исправительных учреждений (далее - ИУ) и следственных изоляторов (далее - СИЗО) из двадцати девяти учреждений, обеспечивающих изоляцию личности от общества. Причем самое дальнее учреждение, расположенное от Красноярской агломерации (СИЗО-4 ГУФСИН России по Красноярскому краю), расположено в полутора тысячах километров. Однако если даже ИУ и СИЗО расположены в агломерации, это в условиях российской действительности вовсе не значит, что до учреждений можно легко и быстро добраться. Архитектура и инфраструктура населенных пунктов может быть достаточно сложной. К примеру, все ИУ и СИЗО, а также участки ИУ, функционирующие как исправительный центр (далее - УФИЦ) (при ФКУ ИК-10 и ФКУ КП-27 УФСИН России) территориально размещены в Самаро-Тольяттинской агломерации (третья по численности населения после Московской и Санкт-Петербургской). Однако 8 из восемнадцати учреждений УФСИН России по Самарской области с позиции доступности к коммуникациям и транспортной логистике представляются неудобными.

Вопрос пространственного развития в концепции учреждения объединенного типа получает продолжение в условиях сокращающегося в последнее десятилетие количества учреждений, обеспечивающих изоляцию личности от общества. Вот и теперь согласно положениям Концепции к 2024 г. подлежит ликвидации 88 учреждений из 900.

В этих условиях возникает необходимость концентрации учреждений УИС в максимальной близости друг к другу и с учетом разнообразия видов режимов.

Концепция на этот счет предлагает учреждение УИС объединенного типа. Стоит отметить, что подобное вновь создаваемое учреждение, имеющее в своей основе мультирежимный характер, не вступает в противоречие с действующим законодательством. И международное, и российское законодательство позволяет создавать пенитенциарные учреждения объединенного типа и содержать на их территории как осужденных, так и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В настоящий момент информации о проекте нового учреждения объединенного типа не так много. Предполагается, что такой тип учреждения будет построен в Калужской области недалеко от границы с большой Москвой (между Калугой и Обнинском) близ деревни Жерело. Данное объединенное учреждение будет включать в свой состав несколько изолированных участков с разными видами режима (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, исправительные колонии общего режима (для осужденных впервые и ранее отбывающих лишение свободы), исправительные колонии строгого режима (для осужденных впервые и ранее отбывающих лишение свободы), исправительная колония для осужденных женщин, колонию-поселение). Учреждение будет размещаться под одним охраняемым периметром (кроме колонии-поселения), протяженность которого будет составлять порядка пяти километров. Предполагаемый лимит наполнения - 3-4 тыс. человек.

В таких условиях основной пространственно-территориальной единицей учреждения УИС объединенного типа должен стать изолированный участок, предусматривающий содержание осужденных с тем или иным видом режима. Представляется, что охраняемый периметр каждого изолированного участка будет представлен в виде двух рубежей: первый - отделяет один изолированный участок от другого; второй, являясь общепериметральным, отделяет изолированный участок от инфраструктуры муниципалитета.

Очевидно, что организация учреждения нового типа в предлагаемых условиях будет иметь как позитивные стороны, так и проблемные моменты.

К первым можно отнести:

- исключение возможности негативного влияния учреждения, обеспечивающего изоляцию, на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры (заявлен Концепцией);

- сосредоточение на одном объекте-территории изолированных участков с разными видами режима (создание пенитенциарного «хаба»);

- минимизация процесса перемещения осужденных ввиду изменения вида режима;

- клиентоцентричный подход к созданию условий для человека в учреждении УИС объединенного типа. Этот момент имеет отношение как к лицам, содержащимся в учреждении (осужденные, подозреваемые и обвиняемые), так и к лицам, которые входят в сферу уголовно-исполнительных правоотношений и правоотношений в сфере содержания под стражей (родственники осужденных, прибывшие на свидание, представители правоохранительных правозащитных структур (представители судов, органов прокуратуры и следствия, адвокаты, общественные организации)). Также клиентоцентричный подход включает в себя оборудование в соответствии со строительными и санитарными нормами помещений (кабинетов) для свиданий, а также работы представителей правоохранительных правозащитных структур (заявлен Концепцией);

- новая инфраструктура (как морально, так и физически) учреждения.

К проблемным сторонам организации учреждения УИС объединенного типа можно отнести:

- удаленность учреждения от населенных пунктов;

- неразвитость коммуникаций и транспортной логистики;

- трансформация клиентоцентричного подхода в полуклиентоцентричный подход (ввиду первых двух пунктов невозможно добраться (доехать) до учреждения);

- осложнение оперативной обстановки в одном из изолированных участков объединенного учреждения (например, групповые нарушения, в том числе злостные нарушения общественного порядка, массовые беспорядки) может негативно сказаться на оперативной обстановке в изолированных участках с иным видом режима. Так, летом 2015 г. в г. Мелеуз осужденные (всего 66 человек), отбывающие наказание в участке колонии-поселения при ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике

Башкортостан, поддержали противоправные действия осужденных указанного учреждения, отбывающих наказание в строгом режиме (забаррикадировались в жилых помещениях отряда участка колонии-поселения).

Законодательство

Организация учреждений УИС объединенного типа, безусловно, повлечет за собой изменение законодательства в сфере организации деятельности учреждений, обеспечивающих исполнение наказаний и мер пресечения в учреждениях УИС.

Представляется, что Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», регулирующий вопросы организации ИУ, должен в определенной степени быть видоизменен и ориентирован, в том числе на новый вид учреждения УИС объединенного типа. Думается, что в этот закон можно было бы внести ряд изменений и дополнений, ориентированных на организацию деятельности нового учреждения УИС объединенного типа. Так, п. 1 ч. 1 ст. 5 «Организация уголовно-исполнительной системы» после слов «учреждения, исполняющие наказания» можно было бы быть дополнить словами «и учреждения объединенного типа;...».

Кроме того, закон можно было бы дополнить ст. 6.1. «Учреждение объединенного типа». Ее редакция представляется в следующем виде:

«Учреждением объединенного типа является учреждение уголовно-исполнительной системы, обеспечивающее в порядке, установленном законом, исполнение уголовных наказаний и меры пресечения в виде заключения под стражу.

В учреждениях объединенного типа исполнение наказаний и меры пресечения в виде заключения под стражу осуществляются в изолированных участках.

Порядок организации учреждений объединенного типа устанавливается статьей 6 настоящего Закона.».

В перспективе аналогичные изменения и дополнения следовало бы внести в ст. ст. 7 и 10 федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Изменениям необходимо подвергнуть раздел IV УИК РФ «Исполнение наказания в виде лишения свободы», а также целых спектр подзаконных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, участвующих в сфере общественных отношений по поводу и в процессе исполнения наказаний и меры пресечения в виде заключения под стражу. В первую очередь в этом плане необходимо акцентировать внимание на Правилах внутреннего распорядка ИУ, воспитательных колоний (далее - ВК) и СИЗО.

С учетом тенденций последних 10 лет для учреждений УИС объединенного типа должна быть разработана новая организационно-штатная структура. Действующий в настоящий момент приказ ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154 отчасти устарел и формально многие примерные структуры и расчеты штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ отсутствуют либо практически не используются. Для действующих же учреждений организационно-штатная структура должна быть актуализирована с учетом сбалансированного распределения штатной численности персонала по структурным подразделениям в зависимости от выполняемого объема задач. На сегодняшний день такая задача перед ФСИН России стоит [2]. Естественно, учреждение УИС объединенного типа потребует принятия новых строительных и санитарных норм и правил, которые будут учитывать особенности функционирования на одной изолированной территории множества зданий, помещений и сооружений, а также содержания разных категорий изолированных лиц, имеющих соответствующую социально-демографическую, уголовно-правовую и уголовно-исполнительную характеристику.

Правоприменение

Еще на рубеже веков руководство Главного управления Минюста России (далее -ГУИН Минюста России) в самый пик реформирования российской пенитенциарной системы отмечало, что реформа растянется на десятилетия, поскольку необходимо создать вновь всю исправительную систему во всем многообразии видов ее учреждений. В целом же руководители ГУИН Минюста России А. И. Зубков, Ю. И. Калинин отмечали, что необходимо изучить возможность постепенного перехода от колоний с различными видами режима к многопрофильным учреждениям, мультирежимным учреждениям, которые рассчитаны для отбывания наказания различными категориями осужденных. Авторы полагают, что необходимо уйти от советской системы организации отбывания наказания, которая основана на идее трудового перевоспитания. При этом, считают они, следует двигаться к идее отбывании наказания с различными условиями, где есть возможность привлечения осужденных к труду [3, с. 69, 129].

Практически эффект мультирежимности начал проявляться в ИУ в первые годы ХХI в., когда на базе ИК разрешено было создавать изолированные участки с различными видами режима (ФЗ от 09.03.2001 № 25-ФЗ). Этот тренд, закрепившийся и развившийся за последние 20 лет в законодательстве и практике, по нашему мнению, во многом осложняет и создает проблемы правового и организационного свойства в правоприменительной деятельности в таких учреждениях и в особенности в перспективных учреждениях УИС объединенного типа, заявленных Концепцией.

Первая проблема. Профессиональная деятельность работника такого ИУ, а в перспективе работника учреждений УИС объединенного типа, выходит за рамки общественных отношений, связанных с одним видом режима. Работник такого учреждения (в особенности оперативно-режимных, воспитательных подразделений, а также подразделений специального учета) фактически становится универсальным исполнителем наказания или наказаний, осуществляющим свои полномочия в отношении разных категорий осужденных, возможно представляющих разные виды ИУ (режимов, условий). Сложность вопроса может определяться еще и тем, что в ИУ могут содержаться изолированные лица, имеющие особенный статус и для которых созданы обособленные объекты. Например, это касается осужденных, содержащихся в транзитно-пересыльных пунктах и ожидающих направления в другое ИУ. Сюда же можно отнести подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО.

Очевидно, что в новых условиях (когда учреждение объединенного типа фактически является многорежимным, а на его территории в условиях изоляции содержится несколько десятков категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых) работник вновь создаваемого учреждения должен быть профессионально компетентным, а его спектр знаний, умений и навыков расширен и выходить за рамки профессиональной деятельности одного вида ИУ (режима).

Вторая проблема. Сосредоточение в одном месте разных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых ставит вопрос об удобстве применения в практической деятельности ведомственных нормативно-правовых актов, конкретизирующих тождественные (смежные) общественные отношения. В связи с этим, к примеру, Правила внутреннего распорядка ИУ, Правила внутреннего распорядка ВК, Правила внутреннего распорядка СИЗО можно было бы объединить в одном нормативно-правовом акте (например, Правила внутреннего распорядка учреждений УИС объединенного типа). Такое же предложение могло бы затронуть три самостоятельных инструкции о надзоре за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в исправительных колониях, в СИЗО и тюрьмах, а также в ВК. В правоприменительной деятельности ФСИН России опыт размещения в одном ведомственном нормативно-правовом акте конкретизированных тождественных (смежных) общественных отношений имеется. Например, речь идет о приказе Минюста России от 05.08.2021 № 132, утвердившего вопросы организации прохождения службы в УИС.

Третья проблема. Учитывая положения первых двух пунктов, следует сделать акцент еще на одном моменте. Уголовно-исполнительное право по своему характеру является процедурным правом [4, с. 31]. Однако законы, подзаконные нормативно-правовые акты в сфере уголовно-исполнительной деятельности в настоящее время не всегда содержат четкие и понятные алгоритмы различных процедур (порядков), связанных регулированием (конкретизацией) общественных отношений в той или иной сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы на определенный срок и бессрочно. Порой такие процедуры становятся как бы понятными (и то частично, неполностью и преимущественно в ведомственных нормативно-правовых актах) только через обязанности (их формальное перечисление) должностных лиц, которые в указанные процедуры вовлечены. Понятность реализации процедур подкрепляется еще одним аспектом - указаниями, методическими рекомендациями, направляемыми ФСИН России в территориальные органы ФСИН России, далее на места в ИУ. Данный аспект восполняет пробельность уголовно-исполнительного законодательства РФ. Так, производство по делам о нарушениях режима отбывания наказания, совершенных осужденными, законодательно (ни на уровне закона, ни на уровне подзаконного акта) не установлено. Этот вопрос в рекомендательном порядке закреплен в Методических рекомендациях по применению дисциплинарной практики в исправительных учреждениях, утвержденных ФСИН России в 2013 г. [5, с. 117-127]. Думается, что в таких условиях принцип законности уголовно-исполнительного законодательства определенно нивелирован, да и в целом регулирование общественных отношений в условиях пробельности рекомендациями и указаниями не самый лучший вариант.

Поэтому производство по делам о нарушениях режима отбывания наказания, совершенных осужденными, обязательно в своей сущности следует выводить на уровень закона - УИК РФ, а процедурные моменты - на уровень самостоятельного приказа Минюста России. В этом случае на уровне приказа Минюста России можно отразить вопросы:

1) подготовки и исполнения документов по применению к осужденным мер взыскания;

2) учета материалов по фактам нарушений и организация их проверок;

3) типового положения о дисциплинарной комиссии ИУ и работы комиссии ИУ по избранию мер взыскания к осужденным;

4) порядка исполнения постановлений о наложении взысканий.

Данные проблемы характерны и для других процедур, связанных с реализацией общественных отношений по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы.

Четвертая проблема. Ввиду того что отдельные процедуры слабо отражены в уголовно-исполнительном законодательстве РФ, центральный компонент правоприменительной деятельности -акт применения права - лишен в законодательстве его содержательного описания. К примеру, центральным документом правоприменительной деятельности ИУ по поводу и в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы в части применения к осужденному мер режимного или воспитательного воздействия является постановление начальника ИУ. Этот документ является формальным основанием к изменению правового статуса осужденного. Однако уголовно-исполнительное законодательство РФ (например, Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах УИС, утвержденная приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463) постановление как организационно-исполнительный документ в своих нормах не отражает. Это касается и названия, и содержания документа. В то же время в других отраслях законодательства РФ (административном, уголовно-процессуальном и т. д.) аналогичные вопросы закреплены и четко установлены. Например, КоАП РФ отражает в своих нормах название и содержание актов применения права. Этому посвящены отдельные нормы законов (ст. 27.4 «Протокол об административном задержании», ст. 28.2 «Протокол об административном правонарушении», ст. 29.10 «Постановление по делу об административном правонарушении» и т. д.). В УПК РФ название и содержание документов также находит отражение (ст. 166 «Протокол следственного действия», ст. 213 «Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования», ст. 443 «Постановление суда» и т. д.).

Для организационно-исполнительного производства и сопровождения процедур по поводу и в процессе исполнения наказаний в виде лишения свободы уголовно-исполнительным законодательством РФ, как правило, предусматриваются готовые формализованные бланки документов. Так, в сфере обеспечения режимных требований в ИУ и привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности Минюстом предусматриваются бланки постановлений начальника ИУ. Однако их формы предусмотрены в двух самостоятельных ведомственных нормативно-правовых актах Минюста России, конкретизирующих общественные отношения в сфере надзора за осужденными и проведения обысков и досмотров в учреждениях. Оба ведомственных нормативно-правовых акта носят гриф ограниченного пользования, что, по мнению ученых, подчас затрудняет их применение и исполнение [6, с. 15]. На наш взгляд, формализованные бланки документов, применение которых влияет на положение осужденных, должны быть сосредоточены в одном ведомственном приказе Минюста России, который не должен иметь гриф ограниченного пользования. Например, это могли бы быть соответствующие приложения к Правилам внутреннего распорядка учреждений УИС объединенного типа.

Пятая проблема - это проблема правосубъектности в учреждениях УИС объединенного типа.

В настоящий момент в УИС в целом и в ИУ в частности единоначалие и субординация (подчиненность) на службе является основополагающим принципом служебной деятельности. Возникает вопрос: кто в учреждениях УИС объединенного типа, реализуя уголовно-исполнительные правоотношения, будет являться центром принятия решений? К примеру, какое должностное лицо во вновь создаваемых учреждениях будет являться центральным и основным субъектом правоприменительной деятельности в сфере обеспечения правопорядка в учреждении? И кто будет выносить постановления - акты применения права - по этому поводу: начальник учреждения УИС объединенного типа, его заместители по направлениям деятельности или начальники изолированных участков, функционирующих как ИУ?

Думается, что в практической деятельности учреждений УИС объединенного типа таким центром принятия решений при реализации уголовно-исполнительных правовоотношений (с учетом единоначалия в службе) должен быть, прежде всего, начальник изолированного участка, функционирующего как ИУ.

Анализ исправительно-трудового законодательства РСФСР и правоприменительной деятельности показывает, что в 70-90-х гг. ХХ в. центр принятия решений при реализации исправительно-трудовых правовоотношений был более широким. Так, ИТК РСФСР 1970 г. предусматривал, что правом применения мер поощрения и взыскания обладает не только начальник исправительно-трудового учреждения (далее - ИТУ), но и иные лица. К ним ИТК РСФСР относил открытый перечень субъектов - заместителей начальника ИТУ. В этот же перечень должностных лиц входили вышестоящие руководители по отношению к начальнику ИТУ. Очевидно, что в перспективе с созданием учреждения УИС объединенного типа вопрос правосубъектности должен решиться, а перечень субъектов, принимающих решения и прямо влияющих на правовое положение осужденных, быть четким и окончательным.

Разработку и реализацию проекта учреждения УИС объединенного типа предполагается осуществить через 3 года (в 2024 г.). За это время необходимо осуществить комплекс правовых, организационных, технических, инженерных, кадровых и иных мероприятий. Представляется, что новые учреждения УИС объединенного типа являются началом не только новой эпохи для мест лишения свободы, но и началом иного понимания вопросов изоляции личности, где права и свободы человека (сотрудника, осужденного, иного лица), а также безопасность, законность и правопорядок будут основой гармоничного развития российской пенитенциарной системы. В связи с этим необходимо обсуждать новые вопросы и прорабатывать их в научно-теоретическом плане.

Библиографический список

1. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 207-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.02.2021).

2. Проект ведомственного акта Минюста России «Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: офиц. сайт. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=57&npa=116724 (дата обращения: 21.09.2021).

3. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М.: Норма, 1998. 176 с.

4. Селиверстов В. И. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса // Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 575 с.

5. Методические рекомендации по применению дисциплинарной практики в исправительных учреждениях // Сборник методических рекомендаций. М: Управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, 2013. 257 с.

6. Фефелов В. А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации (Социально-правовое обоснование уголовно-исполнительной цивилизации исправительных учреждений): научно-методическое и учебное пособие. Рязань, 1992. 166 с.

References

1. Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 13 fevralya 2019 goda no. 207-r [On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation no. 207-r of February 13, 2019]. Oficial'nyj internet-portalpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: www.pravo.gov.ru (Accessed: 15.02.2019) [in Russian].

2. Proyekt vedomstvennogo akta Minyusta Rossii «Ob utverzhdenii tipovykh struktur i tipovykh shtatnykh raspisaniy ispravitelnykh uchrezhdeniy, lechebno-profilakticheskikh uchrezhdeniy i sledstvennykh izolyatorov, podvedomstvennykh territorialnym organam Federalnoy sluzhby ispolneniya nakazaniy» [Draft departmental act of the Ministry of Justice of the Russian Federation «On approval of standard structures and standard staffing schedules of correctional institutions, medical and preventive institutions and pre-trial detention facilities subordinate to the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service»].

Federalnyy portal proyektov normativnykh pravovykh aktov [Federal portal of draft regulatory legal acts]. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=57&npa=116724 (Accessed: 21.09.2021) [in Russian].

3. Penitenciarnye uchrezhdeniya v sisteme Ministerstva yusticii Rossii. Istoriya i sovremennost' [Penitentiary institutions in the system of the Ministry of Justice of Russia. History and modernity]. Moscow, 1998, 176 p. [in Russian].

4. Seliverstov V. I. Ponyatie ugolovno-ispolnitel'nogo prava, predmet i sistema kursa [The concept of penal enforcement law, the subject and system of the course]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: uchebnik [Criminal enforcement law of Russia]. Moscow, 2010, 575 p. [in Russian].

5. Metodicheskie rekomendacii po primeneniyu disciplinarnoj praktiki v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Methodological recommendations on the application of disciplinary practice in correctional institutions]. Sbornik metodicheskih rekomendacij [Collection of methodological recommendations]. Moscow, 2013, 257 p. [in Russian].

6. Fefelov V. A. Social'no-pravovye osnovy civilizacii ispravitel'nyh uchrezhdenij Rossijskoj Federacii. (Social'no-pravovoe obosnovanie ugolovno-ispolnitel'noj civilizacii ispravitel'nyh uchrezhdenij): nauchno-metodicheskoe i uchebnoe posobie [Socio-legal foundations of the civilization of correctional institutions of the Russian Federation (Socio-legal justification of the penal correction system of correctional institutions)]. Moscow, 1992, 166 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.