Научная статья на тему 'Снижение уровня неопределенности внешней среды на основе внедрения технологических и маркетинговых инноваций'

Снижение уровня неопределенности внешней среды на основе внедрения технологических и маркетинговых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ФАКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васин Н.С., Рябых К.С.

В статье показано, что высокий уровень технологических и маркетинговых инноваций способствует повышению устойчивости предприятия в нестабильной внешней среде. Предложен теоретико-вероятностный подход к оценке уровня и эффективности технологических и маркетинговых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение уровня неопределенности внешней среды на основе внедрения технологических и маркетинговых инноваций»

42 (180) - 2013

Вопросы экономики

УДК 338.34

снижение уровня неопределенности внешней среды на основе внедрения технологических и маркетинговых инноваций

В статье показано, что высокий уровень технологических и маркетинговых инноваций способствует повышению устойчивости предприятия в нестабильной внешней среде. Предложен теоретико-вероятностный подход к оценке уровня и эффективности технологических и маркетинговых инноваций.

Ключевые слова: диагностика, устойчивость, инновации, фактор.

Современные экономические условия определяются быстрым изменением запросов потребителей, ростом уровня конкуренции, наличием сезонности спроса и высокой динамикой других факторов внешней среды. Все это существенно усложняет технологию принятия управленческих решений, связанных с повышением устойчивости функционирования предприятия.

Под экономической устойчивостью предприятия понимается комплекс свойств организационной, инновационной, логистической, производственной, финансово-кредитной деятельности с учетом их взаимовлияния и взаимодействия, а также

Н. С. ВАСИН,

кандидат экономических наук, начальник отдела E-maN:vasinn@ramЫer.ru Тульский филиал ОАО «Банк Москвы» г. Тула

К. С. РЯБЫХ,

главный специалист E-mail:f0500669@gazmsk.ru ООО «Газпром межрегионгаз», Москва

качество выпускаемой продукции и ее новаторские свойства, уровень научно-технической развитости материальной базы, стабильность всего спектра ресурсного обеспечения, развитость кадрового и интеллектуального потенциалов, наличие инновационного менеджмента [1].

Вместе с тем устойчивость связана со способностью производственной системы сохранять и восстанавливать свои основные установившиеся функциональные параметры. Предприятие представляет собой производственную систему, которая является динамической, поэтому при изменении экзо- и эндогенных факторов, превосходящих по величине некоторый критический для нее порог, происходит потеря устойчивости. В противном случае, когда изменение этих факторов находится в допустимых границах, то производственная система будет функционировать в устойчивом состоянии. Кроме того, для устойчивого функционирования производственной системы необходимо поддерживать как устойчивость ее структуры, так и устойчивость всех ее элементов.

Одной из основных групп причин нарушения устойчивости функционирования предприятия

являются неопределенности внешней среды. В качестве факторов внешней среды, связанных с этими неопределенностями, обычно указывают следующие [3]:

- экономико-политические;

- социально-политические;

- рынок сбыта;

- предприятия-конкуренты;

- рынок ссудного капитала;

- рынок закупок сырья и материалов;

- состояние поддерживающих отраслей;

- рынок труда;

- научно-технический прогресс;

- рынок новых технологий;

- экологические требования;

- др. факторы.

Известно, что динамика системы во времени характеризуется переходами ее состояния от равновесия к неравновесию, а ее пространственная динамика реализуется через нарушение структурной устойчивости. При этом равновесие и устойчивость сложных динамических систем, с точки зрения диалектики, взаимосвязаны. Например, система может находиться в состоянии неравновесия, но обладать определенной степенью структурной устойчивости. Однако предприятие, находящееся в равновесии в процессе функционирования, постоянно утрачивает это качество и переживает новое состояние, именуемое «кризис». Затем предприятие преодолевает кризис и переходит к новому равновесию, но уже на другом, более высоком (прогресс) или низком (регресс) уровне развития.

В результате понятия «устойчивость» и «равновесие», с одной стороны, отражают различные, но взаимосвязанные стороны динамики организации процесса изменений, происходящих в системе, а с другой - между этими понятиями существует взаимосвязь, проявляющаяся в реальности. Поэтому исследование устойчивости функционирования предприятия необходимо проводить в нескольких взаимосвязанных направлениях, а именно:

- производственно-технологическом;

- логистическом;

- управленческом;

- финансовом и трансакционном.

В конечном итоге при устойчивом развитии предприятия обеспечивается как устойчивое производство, так и устойчивый сбыт произведенной продукции по ценам, достаточным для дальнейшего устойчивого производства. Устойчивость произ-

водственной системы определяется также целым рядом факторов, различным образом влияющих на устойчивость. В частности, это:

- внутренняя и внешняя финансовая устойчивость;

- физический и моральный износ оборудования;

- антропоэнтропия, которая определяется уровнем эффективности менеджмента;

- внедрение инноваций (технологических, продукционных или организационных);

- создание наукоемкой продукции;

- применение параллельного инжиниринга, предполагающего разработку продукции с одновременным моделированием процессов изготовления и эксплуатации;

- неопределенность сложной экономической системы;

- степень специализации и разделения труда в производстве;

- информационно-коммуникационная сбалансированность (скорость прохождения информации к элементам производственной системы);

- динамические характеристики производственной системы (запаздывание в изготовлении заказов и их оплате);

- др. факторы.

Устойчивость и изменчивость связаны с понятием адаптируемости. Структура должна обладать способностью адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней и внутренней среде, к новой стратегии развития предприятия. При этом отрицательные обратные связи направлены на сохранение сложившихся структур и соотношений, а положительные обеспечивают восприимчивость системы к новой информации, ее обмен энергией с внешней средой, т. е. усиливают тенденцию к отклонению от данного состояния. Особенно важным является сохранение устойчивости в условиях неопределенности внешней среды, так как внутренняя среда более управляема, хотя и в ней возможны нежелательные флуктуации.

Абсолютизация каждой из изложенных сторон имеет негативные последствия для развития. Устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие. Смена состояний устойчивости (неустойчивости), характеризующих этот процесс в каждый конкретный момент, образует во времени динамические циклы в развитии сложных систем.

Гармоническое равновесие, складывающееся на основе положительных и отрицательных обратных связей, формирует так называемую динамическую

устойчивость, которая, с одной стороны, позволяет системе сохранить свою целостность и системные признаки, а с другой - обеспечивает способность к развитию. Для повышения устойчивости функционирования предприятия необходимо использовать экономико-математические модели, осуществлять комплексное рассмотрение процессов, происходящих в производственной системе, и использовать механизмы саморегуляции.

Одним из важнейших способов обеспечения устойчивости развития и функционирования предприятия является внедрение технологических и маркетинговых инноваций. Эти направления позволяют существенно снизить негативное влияние неопределенности внешней среды. Технологические инновации позволяют создать гибкое адаптивное производство, своевременно подстраивающееся под изменение требований рынка. Эти требования также должны быть своевременно обнаружены на основе использования маркетинговых инноваций, в частности методов исследования рынка на основе современных информационных технологий. Вполне очевидно, что внедрение технологических инноваций всегда требует определенного времени для установки, запуска и обучения персонала работе с новым оборудованием или технологией. При этом чем более кардинальные технологические инновации вводятся, тем больше времени обычно требуется для их освоения. Однако после окончания периода внедрения любой технологической инновации наступает период их эффективного использования, когда присущая им гибкость начинает давать результат.

Существует целый ряд методик оценки инновационного потенциала производственного предприятия, предложенных различными авторами. При анализе уровня технологических инноваций, обеспечивающих гибкие производства, в качестве результирующего показателя можно использовать среднее время ТП (А.), требуемое для переналадки производства на выпуск нового ассортимента продукции А . Этот параметр имеет стохастический характер и может быть определен из выражения

Тп (А.) = М^ (О, где ^ (0 - распределение плотности вероятностей случайной величины времени, требуемого для переналадки продукции на выпуск нового ассортимента.

Чем меньше величина ТП (А.), тем выше уровень технологических инноваций на рассматриваемом предприятии.

С другой стороны, эффективное использование инновационных маркетинговых технологий на основе исследования рынка и состояния передовых научно-технических разработок в анализируемой области должно обеспечить своевременное прогнозирование спроса на новый ассортимент продукции А При этом с достаточно высокой степенью достоверности должно быть осуществлено прогнозирование, как самого нового ассортимента, так и периода, по прошествии которого появится спрос на продукцию ассортимента А Чем более эффективны используемые инновационные маркетинговые технологии, тем больше период маркетингового прогнозирования ТМ (А.), предсказывающего появление спроса на ассортимент продукции А . Этот параметр также имеет стохастический характер и может быть определен по формуле

Тм А) = Мм (t), где ^ (t) - распределение плотности вероятностей случайной величины периода прогнозирования появления спроса на ассортимент продукции А В частном случае, когда ТМ (А.) = 0, используемые маркетинговые технологии вообще не обеспечивают достоверного прогнозирования изменения спроса на ассортимент и требуется поиск новых маркетинговых технологий.

Однако для проведения маркетинговых исследований требуется некоторое время, которое также является случайной величиной и имеет среднее значение ТИ (А.). Аналогично предыдущим параметрам

Ти (А.) = МИ (t), где ^ (t) - распределение плотности вероятностей случайной величины продолжительности проведения маркетинговых исследований. Период времени ТИ (А ) отсчитывается от момента условно принятого за начало отсчета (^ = 0), когда принимается решение о начале работ по переходу на выпуск продукции нового ассортимента, но сам ассортимент еще не определен.

Предположив, что ассортимент А реально начнет пользоваться спросом через период времени ТС (А.), можно получить соотношения перечисленных периодов, соответствующие необходимым уровням технологических и маркетинговых инноваций. При этом следует учитывать, что период ТС (А.) также является средним значением случайной величины и определяется как

Тс (А.) = МГс (t), где ^ (t) - распределение плотности вероятностей случайной величины продолжительности проведения маркетинговых исследований.

Как известно из теории маркетинга, для спроса характерно изменение во времени и всегда имеет место некоторый максимум спроса. Однако период ТС (А.) целесообразно рассматривать не как время достижения максимума спроса, а именно как время начала реального спроса. Это связано с тем, что для захвата рынка инновационная продукция должна появиться на нем раньше, чем появится продукция конкурентов.

Перечисленные параметры характеризуют неопределенность как внешней, так и внутренней среды предприятия. При этом распределение УС (¿) связано с неопределенностью внешней среды, а распределенияуп (0,уи (0 иУМ (0 связаны с неопределенностью внутренней среды предприятия.

В случае низкого уровня технологического оснащения предприятия высока вероятность реализации условия

¿п (А) > ¿с (А).

При выполнении этого условия предприятие, независимо от эффективности маркетинговых исследований, не сможет вовремя подготовить производство нового ассортимента продукции.

Для того чтобы своевременно осуществить прогнозирование спроса на новый ассортимент, должно выполняться условие, определяющее высокую степень эффективности инновационных маркетинговых технологий:

¿и (А) + ¿М (А) > ^ (А)

или ^ (А) + ^ (А) - ^ (А) > 0. (1)

В случае сочетания высокого уровня технологических и маркетинговых инноваций одновременно с условием (1) обеспечивается выполнение условий:

¿С А > ¿М А > ¿п А или [^ (А) - М (А) > 0] А [^ (А.) - ^ (Аг) > 0]; (2)

^ (А) > tп (А.) + ^ (А.) или ^ (А) - ^ (А.) + ^ (А) > 0. (3)

Приведенные выражения могут включать как средние значения перечисленных параметров, так и конкретные реализации случайных величин, позволяющие учесть неопределенности внешней и внутренней среды. При этом следует рассматривать их как случайные величины и оперировать их распределениями.

Тогда для каждого из перечисленных условий может быть определена вероятность их выполнения, которая и будет зависеть от степени эффективности технологических и маркетинговых инноваций.

Вероятность выполнения условия (1) равна

*тах

Рм = ){и* и)* Ум а)]* М^)} л, (4)

* 0

где * - операция свертки распределений плотности

вероятностей.

Вероятность РМ является характеристикой уровня маркетинговых инноваций.

Вероятность выполнения условия (2) имеет

вид

Рмл = ] [Ус (0* Ум Ю][Ум (0* У ("О] Ж. (5)

0

Вероятность РМП является суммарной характеристикой уровней и технологических, и маркетинговых инноваций.

Вероятность выполнения условия (3) равна

¿тих

Рспи = ] УС(0*УшНЖ (6)

0

гдеУип (0 = Уи (0 *УП (¿). (7)

Вероятность РСПИ также является суммарной характеристикой уровней и технологических, и маркетинговых инноваций.

Поскольку полученные вероятности могут быть использованы в качестве критериев уровней эффективности технологических и маркетинговых инноваций, то в дальнейшем будем называть их критериальными вероятностями.

Возникает вопрос: каким образом на практике осуществлять вычисление перечисленных выше критериальных вероятностей? Очевидно, что для их определения необходимо иметь информацию о

распределениях УС (t), уп (t), уи (0 и уМ (t). Получить распределения, связанные с неопределенностями внутренней среды, достаточно просто. Для этого необходимо собирать внутреннюю статистику по продолжительности подготовки производства новой продукции, продолжительности маркетинговых исследований и точности периодов, по прошествии которых появляется спрос на новую продукцию.

Более сложно оценить распределение, связанное с неопределенностью внешней среды УС (¿). Это связано с тем, что спрос на различную продукцию возникает через неравные промежутки времени. В ряде случаев новая продукция сразу завоевывает рынок, особенно в условиях грамотно проведенной рекламной компании, предшествующей выходу товара на рынок. В других случаях продукция завоевывает доверие покупателей более медленно, постепенно, в течение некоторого времени. Однако в любом случае можно обнаружить некоторый промежуток времени - от начала появления спроса до

его максимума AtC. Тогда распределение плотности вероятностей для этой случайной величины ^ (Д^) можно условно принять в качестве распределения ^ (0, сместив его на величину tC (минимальный промежуток времени от начала перехода на новый ассортимент до появления спроса).

Полученные статистические распределения могут быть представлены в форме гистограмм, и перечисленные критериальные вероятности определяются путем численного интегрирования. При этом указанные в выражениях (4) - (6) пределы интегрирования ^ определяются границами гистограмм. Для удобства определения разностей значений плотности вероятностей гистограммы целесообразно строить для одинаковых интервалов по оси времени.

Кроме численного интегрирования, указанные критериальные вероятности могут быть определены аналитически, если удастся найти соответствующий закон распределения и вычислить его параметры. В общем случае возможны следующие законы распределения:

- показательное распределение;

- гамма-распределение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- распределение Вейбулла - Гнеденко;

- нормальное распределение;

- логнормальное распределение.

Однако это возможно только при достаточно большом объеме статистического материала и может привести к значительным ошибкам аппроксимации распределений. Поэтому вариант с вычислением вероятностей путем численного интегрирования предпочтительнее.

Сравнение значений различных критериальных вероятностей позволит оценить и сравнить уровни эффективности технологических и маркетинговых инноваций. Например, большое значение РМ при меньших значениях РМП и РСПИ свидетельствует о высоком уровне эффективности маркетинговых инноваций при недостаточном уровне эффективности технологических инноваций. Обратное соотношение свидетельствует о высоком уровне эффективности технологических инноваций при низких прогнозирующих возможностях существующей на предприятии системы маркетинга.

Числовые примеры определения некото -рых критериальных вероятностей приведены в табл. 1-10. Распределение вероятностей представлено в форме распределений вероятностей попадания соответствующего параметра в некоторый

временной интервал. Для упрощения вычислений величина этого интервала принята равной 10 дн., в таблице указаны середины интервалов. Свертка гистограмм производилась путем перемножения вероятностей для всех сочетаний продолжитель-ностей и сложения или вычитания, в зависимости от используемого для вычисления выражения (7) или (6), продолжительностей соответствующих периодов. На основе приведенных данных может быть вычислена критериальная вероятность РСПИ, которая для примера достаточного уровня технологических и маркетинговых инноваций будет равна 0,87 (табл. 1-5).

Если же вследствие недостаточного уровня технологических инноваций выход нового ассортимента на рынок несколько замедлится (табл. 6-10), то критериальная вероятность РСПИт станет равной 0,57, и появится риск потери конкурентоспособности.

Таблица 1

распределение вероятностей для продолжительности маркетинговых исследований

ч Ри

20 0,08

30 0,12

40 0,23

50 0,48

60 0,09

Таблица 2

распределение вероятностей для продолжительности подготовки производства нового ассортимента

ч

200 0,11

210 0,13

220 0,16

230 0,43

240 0,17

Таблица 3

распределение вероятностей для периода появления спроса на новый ассортимент

'с Рс

270 0,09

280 0,11

290 0,16

300 0,52

310 0,12

Таблица 4 распределение вероятностей /Цд

'ип, р

220 0,0088

230 0,0236

240 0,0537

250 0,1363

260 0,1743

270 0,2078

280 0,2599

290 0,1203

300 0,0153

Таблица 5 распределение критериальных вероятностей р 1 спит

*пиж р

-30 0,00138

-20 0,01251

-10 0,03907

0 0,0745

10 0,14453

20 0,21428

30 0,18696

40 0,14542

50 0,10378

60 0,04903

70 0,02012

80 0,00741

90 0,00101

Ч Рц

20 0,08

30 0,12

40 0,23

50 0,48

60 0,09

ч рп

220 0,08

230 0,09

240 0,25

250 0,46

260 0,12

Таблица 8

распределение вероятностей для периода появления спроса на новый ассортимент

Таблица 6

распределение вероятностей для продолжительности маркетинговых исследований

'с Рс

270 0,09

280 0,11

290 0,16

300 0,31

310 0,33

Таблица 9 распределение вероятностей рип

'ип, р

240 0,0064

250 0,0168

260 0,0492

270 0,1259

280 0,1727

290 0,2483

300 0,2709

310 0,099

320 0,0108

Таблица 10 распределение критериальных вероятностей р спит

'пит р

-50 0,00097

-40 0,0101

-30 0,03701

-20 0,07134

-10 0,12044

0 0,18671

10 0,21228

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

распределение вероятностей для продолжительности подготовки производства нового ассортимента

Естественно, что в конечном итоге эффективное внедрение технологических и маркетинговых инноваций найдет свое отражение в таких показателях эффективности, как увеличение доли рынка, повышение рентабельности продукции, прибыли компании и т. д. Однако все эти показатели отразят положительные изменения во внутренней среде предприятия только по прошествии определенного времени. В то же время предложенные показатели в форме критериальных вероятностей позволяют оценить эффективность изменений внутренней среды предприятия еще до выхода новой продукции на рынок.

Для оценки уровней технологических и маркетинговых инноваций и возможности рассматриваемого предприятия сохранять устойчивость в условиях неопределенности и изменения внешней

среды необходимо установить некоторое предельное, минимально допустимое значение предлагаемых критериальных вероятностей. Очевидно, что это значение должно быть достаточно велико, в противном случае предприятие будет проигрывать в конкуренции на рынке сбыта продукции. Проведенный авторами анализ показал, что независимо от формы технологических и маркетинговых инноваций рекомендуемое минимально допустимое значение критериальных вероятностей может быть выбрано в пределах 0,8-0,9. Подобные показатели соответствуют общепринятому уровню вероятности для безрисковой инновационной деятельности [2]. Большие значения практически недостижимы, а меньшие ведут к негативным последствиям, которые могут быть особенно ощутимы при уменьшении этой величины менее 0,6. Предложенный

подход может быть использован для диагностики предприятия при функционировании в условиях неопределенности внешней среды и будет способствовать обеспечению его устойчивости.

Список литературы

1. Захарченко В. И. Экономическая устойчивость предприятия в переходной экономике // Машиностроитель. 2002. № 1. С. 9-11.

2. Канов В. И., Помулев А. А. Управление рисками инновационной деятельности как основа устойчивого экономического развития предприятий // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 4.

3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под ред. А. П. Градова, Б. И. Кузина. СПб: Специальная литература, 1996.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.