Научная статья на тему 'Формирование основных компонентов и факторов рыночной стоимости инновационного предприятия'

Формирование основных компонентов и факторов рыночной стоимости инновационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТНОЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Елена Анатольевна, Козловская Эра Анатольевна

Рассмотрены факторы и компоненты формирования рыночной стоимости промышленного предприятия, осуществляющего инновацииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article factors and components of formation of fair value of the industrial enterprise which are carrying out innovations are considere

Текст научной работы на тему «Формирование основных компонентов и факторов рыночной стоимости инновационного предприятия»

УДК 330.322.54

Яковлева Е.А., Козловская Э.А.

Формирование основных компонентов и факторов

рыночной стоимости инновационного предприятия

В настоящее время актуальной является проблема обоснования экономической эффективности (ЭЭ) инвестиций в инновационную деятельность промышленных предприятий (ИДП). Большое значение при этом приобретают специфические признаки инвестиционных и инновационных проектов (ИИП): неопределенность (случайный характер) получения ожидаемых результатов реализации ИИП (или незначительная вероятность получения ожидаемых результатов); большая продолжительность цикла реализации инноваций и сомнительная возможность достижения приемлемой окупаемости оцениваемых затрат, оцениваемых традиционными подходами; значительная величина инвестиционных затрат (в НИОКР, интеллектуальную собственность), существенная доля которых приходится на конечные этапы цикла выполнения ИИП, где высока вероятность получения отрицательного результата; «мультипликативный характер» экономического эффекта, получаемого на последних этапах реализации инновационных проектов, что позволяет в случае успешного завершения проекта достичь окупаемости всех капитальных затрат предшествующих этапов.

Отсутствие задач в методологии оценки ЭЭ инноваций, адекватных указанным выше особенностям, а также соответствующего им инструментария анализа ЭЭ капитальных вложений применительно к инновациям диктует необходимость использования для обоснования эффективности инноваций критериев и методов, применяемых для обоснования «обычных» коммерческих инвестиционных проектов, что отрицательно сказывается на параметрах ЭЭ инноваций. Одним из перспективных направлений является подход, основанный на использовании «стоимостной концепции» - максимизации рыночной стоимости предприятия (РСП). Для этого требуются: теоретическое переосмысление ряда фундаментальных положений экономической науки; решение методологических проблем, свя-

занных с разработкой принципов формирования РСП, параметров, определяющих ее величину, критериев оценки и определением влияющих факторов; создание механизма управления РСП. Последний должен представлять эффективную систему управления активами, генерирующими доход, и обеспечить принятие управленческих решений, нацеленных на максимизацию РСП, в условиях имеющихся ресурсных возможностей, высокой неопределенности инновационного процесса и вероятностного характера прогнозных параметров. Стоимостной подход трансформирует традиционные представления об эффективности, стоимости, индикаторах эффективности хозяйственной деятельности предприятия: от относительных показателей результативности (производительность, рентабельность) к рыночной оценке стоимости. Реализация стоимостного подхода на всех уровнях системы управления требует разработки и обоснования базового принципа формирования РСП - конвертации хозяйственного результата деятельности в РСП по формуле «экономический результат деятельности ^ финансовый результат ^ формирование/приращение РСП». На рис. 1 представлена схема управления основными компонентами РСП, их взаимосвязь с ЭЭ при максимизации стоимости.

По Т. Коупленду [1] фактор стоимости определяется как любая переменная, которая влияет на РСП. Факторы РСП - это ключевые конкурентные преимущества предприятия, позволяющие преуспеть на рынке относительно других, и величины, которые влияют на компоненты РСП, а компоненты РСП - это основные элементы и составляющие РСП.

На рис. 2 схематично представлены новый и традиционный подходы к формированию компонентов РСП.

Чтобы использовать компоненты и связанные с ними факторы, необходимо установить их приоритетность, соподчиненность, взаимозависимость, значимость, влияние на конкретный

Рис. 1. Схема управления основными компонентами РСП при оценке ЭЭ

Новые подходы к формированию РСП

Оптимизация структуры

капитала, налоговые эффекты, дезинвестиции

Научные исследования и разработки, интеллектуальный капитал (НМА и ИС)

Инновации и ИИП

Реструктуризация активов

Традиционный взгляд на компоненты РСП

Инвестиции

Использование активов

Прибыль

Рис. 2. Основные компоненты РСП в соответствии с современным и традиционным подходами к формированию РСП

экономический параметр. Необходимо разработать такую модель управления факторами РСП, чтобы фактор соотносился с показателями, которые используются для принятия решений на соответствующем уровне управления предприятия. Основной проблемой при этом является необходимость учета и варьирования ключевых

факторов, учета риска и неопределенности, определения оптимальной структуры капитала при финансировании ИИП. На рис. 3 представлены векторно компоненты формирования РСП, отражающие неопределенность между РСП и требуемой доходностью для акционеров и инвесторов на вложенный капитал.

Требуемая доходность

Налоговые эффекты

Рис. 3. Экономическая зависимость компонентов РСП

Ключевые принципы формирования факторов РСП, которые обеспечивают прирост экономической добавленной стоимости, связаны с целями, дифференцированной стратегией, распределением ресурсов и т. д.: верные цели - формирование стратегии развития предприятия, направленной на максимизацию РСП для каждого уровня управления; дифференцирование стратегии развития - с целью определения отличительных особенностей предприятия от отраслевых конкурентов (выявление сильных сторон, конкурентных преимуществ) для создания дополнительной стоимости; распределение ресурсов в соответствии с оптимизацией финансовых потоков - для создания дополнительной стоимости. Компромисс между акционерами и потребителями - в поиске новых возможностей, которые не только позволили бы увеличить финансовый результат для акционеров, но и создавали бы стоимость для их потребителей.

Кроме важных факторов, влияющих на РСП предприятия, осуществляющего инновации, таких как жизненный цикл предприятия, технологии, продукта, для оценки и инноваций характерны более традиционные факторы, однако имеющие характерные особенности. Так, в составе инновационных факторов имеют главное значение затраты и их структура.

Затраты на инновации бывают текущими и капитальными. Текущие затраты образуют производственные расходы инновационной продукции (проекта), по правилам бухгалтерского учета списываются на налогооблагаемую прибыль предприятия вне зависимости от полученного результата, а для целей управления РСП их не-

обходимо капитализировать и учитывать для формирования добавленной экономической стоимости. Классификация инновационных затрат по традиционным экономическим элементам следующая: материальные затраты; оплата труда с отчислениями; амортизация основных производственных фондов и нематериальных активов; прочие затраты.

Капитальные вложения (инвестиции) представляют собой затраты на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию новых или усовершенствованию существующих объектов - зданий, сооружений, машин, оборудования и других основных средств, предназначенных для реализации с их помощью инновационных решений, на приобретение, строительство или изготовление этих объектов, подготовку строительной площадки, прирост оборотного капитала, приобретение объектов интеллектуальной собственности, ликвидацию и утилизацию замещаемого имущества и некоторые другие затраты единовременного характера.

Структура инновационных затрат непосредственно зависит от стадии инновационного цикла. На стадиях исследований и проектирования доля материальных затрат (сырье, материалы, топливо, энергия) невелика. Преобладают затраты на НМА и объекты интеллектуальной собственности (ОИС), оплату труда и социальное страхование. Несколько меньше доля затрат на амортизацию, приобретение научного оборудования. Относительно велики прочие расходы (оплата услуг связи, командировок, аренды и т. д.). На стадиях производственной реализации инновационных решений растет доля материальных затрат при относительном сокращении остальных, особенно расходов на оплату труда и социальное страхование.

От состава и структуры затрат зависят направленность и выбор конкретных методов управления затратами. Величина инновационных затрат - важный показатель, от которого зависит еще более важный целевой показатель управления - величина полезного эффекта. Увеличивая или уменьшая инновационные затраты, изменяя их состав, можно влиять на результаты инновационной деятельности. Принимая во внимание разнообразие инновационной деятельности и действующих при этом многочисленных затра-тообразующих факторов, не позволяющих вывести однозначную функцию затрат, можно выделить несколько типичных и существенных факторов (см. рис. 4).

Рис. 4. Факторы, влияющие на инновационные затраты

Потребность в затратах смежных производств, потребителей в связи с реализацией ИИП

ЭЭ использования ресурсов, потенциала при разработке

и реализации инновационных решений и их жизненный цикл. НМЛ и ИС

Уровень цен, тарифов, ставок на используемые в инновационных процессах ресурсы, на выполнение организационно-правовых действий

Объективно обусловленные и технически обоснованные нормы расхода материальных, энергетических и трудовых ресурсов в процессах

Влияние перечисленных факторов на затраты может быть выражено количественно с различной степенью точности. Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления.

С другой стороны, при определении цены инновационной продукции необходимо учитывать факторы, представленные на рис 5.

Можно также дополнить структуру факторов ценообразования инновационной продукции: мультипликативный характер инноваций; уровень радикальности инновации (если продукт является абсолютно новым на данном рынке, то производитель становится на некоторое время монополистом и имеет возможность устанавливать высокие цены; тип рынка сбыта продукции, который во многом определяется видом продукции, может быть олигополией, монополией, но преимущественно относится к рынку монополистической конкуренции); уровень риска покупателя и продавца (если инновационный риск несет покупатель, то компания-производитель вынуждена снижать цену; если инновационный риск несет производитель, то он повышает цену, вводя дополнительную плату за риск); стратегии

предприятия (например, если организация придерживается активной наступательной инновационной стратегии, то она стремится установить цену, обеспечивающую наибольшую массу прибыли; если же организация придерживается оборонительной стратегии, то может снижать цену с целью не допустить конкурентов в данный сектор рынка); уровень доходов покупателей инновационной продукции; изменение цен на дополнительные товары; уровень издержек не только на производство, но и на реализацию, эксплуатацию продукции; уровень планируемой рентабельности; конкретные условия сделки между производителем и покупателем инновационной продукции.

Для инновационной научно-технической продукции в основном применяются договорные цены, условия определения размеров которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях, государственных или муниципальных заказах. В процессе определения договорной цены на разработку осуществляются следующие мероприятия: обоснование технико-экономических показателей инновационного изделия; разработка целевой программы и расчет

Уровень издержек производства

Степень конкуренции на рынке

Вид товара или услуги

Уникальность предлагаемого товара или услуги

Имидж компании

Соотношение спроса и предложения на аналогичные товары или товары-заменители на рынке

Эластичность спроса

Факторы «внешней среды» (например, государственное регулирование цен на определенные виды товаров)

Риск, неопределенность

Рис. 5. Факторы, влияющие на ценообразование новой продукции

ожидаемых инновационных затрат; оценка ожидаемой эффективности проекта; установление допустимых отклонений результатов и затрат от их планируемых значений и согласование соответствующих надбавок и скидок к цене; окончательный расчет договорной цены.

Для целей управления РСП необходимо также учитывать эффект мультипликации РСП при управлении затратами на ИИП, включая затраты на вхождение на новый рынок, завоевание нового потребителя (маркетинг), на приобретение нематериальных активов и создание объектов интеллектуальной собственности, коммерциализацию НИОКР. При этом важно определить мультипликацию РСП на основе так называемого НИР-мультипликатора. Поясним на примере. Реализация любого инвестиционного проекта требует осуществления как капитальных вложений в основные фонды и оборотные средства, так и затрат на НИОКР. Пропорции между инвестициями в НИОКР и капитальными вложениями можно выразить через так называемый НИР-мультипликатор, или отношение затрат на разработку нового продукта к капитальным вложениям для производства и реализации этого продукта. На базе НИР-мультипликатора могут быть

построены различные показатели ЭЭ ИДП (как модификации показателя рентабельности затрат). Считается, что, поскольку конечным долгосрочным ограничением для предприятия являются, как правило, основные фонды, цель предприятия - прирост РСП, а не «краткосрочная» отдача собственно затрат на НИОКР. В некоторых случаях, особенно для инновационных компаний, эти случаи совпадают. При таком подходе необходимо расширить определение НИР-мультипликатора - как отношение затрат на НИОКР и разработку нового продукта ко всем совокупным затратам предприятия.

Тогда в условиях ограниченности ресурсов можно перераспределять затраты в пользу увеличения доли затрат на НИОКР и новый продукт:

V' = 0,51 - <р' | + (А -ф'),

I ф ) 1-ф

где V - РСП; ф и ф' - доли затрат на научно-исследовательские разработки и новый продукт; А - расходы.

При этом эффект (только по пути перераспределения затрат) может быть выражен в виде модели, представленной схематично на рис. 6.

Рычаги мультипликаторов

Рис. 6. Модель формирования эффекта мультипликации РСП при перераспределении инновационных затрат

Таким образом, в статье представлены основные компоненты и факторы РСП, которые можно разделить на внешние и внутренние. Задача менеджмента обеспечить «защиту» РСП от негативных изменений внешних факторов путем их прогноза, предвидения, т. е. минимизировать неблагоприятные последствия и, наоборот, при благоприятной конъюнктуре максимизировать выгоды и преимущества. Совокупность внутренних факторов РСП представляет собой систему аналитических показателей операционной, фи-

нансовой, инвестиционной деятельности предприятия и отдельных его подразделений, так как ЭЭ ИДП на основе стоимостного подхода на предприятии обусловлена соотношением внутренней и внешней, как правило требуемой, доход-ностей от инвестиций. При этом если внутренняя доходность определяется только параметрами ИИП и зависит в первую очередь от соотношения затрат и результатов, то требуемая зависит от ряда внешних факторов, в том числе от риска и выбранной структуры финансирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Т. Стоимость компании: оценка и управление. М.: Олимп Бизнес, 2002. 565 с.

2. Маршал В. Мейер. Оценка эффективности биз-

неса. М.: Вершина, 2004.

3. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. М.: Экон. шк., 2005. 890 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.