Научная статья на тему 'Снижение трансакционных издержек инвестирования экономики региона при взаимодействии трансакционного и трансформационного секторов'

Снижение трансакционных издержек инвестирования экономики региона при взаимодействии трансакционного и трансформационного секторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЙ / ИЗДЕРЖКИ / ИНСТИТУТ / СЕКТОР / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ / ПОЛИТИКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапыгин Ю.Н., Гойхер О.Л.

В статье обоснована актуальность элементов, определенных в модели взаимодействия трансакционного и трансформационного секторов Дж. Уоллиса и Д. Норта, в инвестиционной деятельности на уровне региона. На основе графической модели формирования трансакционных издержек инвестирования экономики региона представлен механизм снижения указанных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение трансакционных издержек инвестирования экономики региона при взаимодействии трансакционного и трансформационного секторов»

УДК 336.63

СНИЖЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТРАНСАКЦИОННОГО И ТРАНСФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРОВ

В статье обоснована актуальность элементов, определенных в модели взаимодействия трансакционного и трансформационного секторов Дж. Уоллиса и Д. Норта, в инвестиционной деятельности на уровне региона. На основе графической модели формирования трансакционных издержек инвестирования экономики региона представлен механизм снижения указанных расходов.

Ключевые слова: трансакционный, издержки, институт, сектор, трансформационный, инвестиционный, политика, регион.

Инвестиционный процесс экономики региона требует не только внимания со стороны органов власти в части своевременности ее реализации, но и повышения качества ее функционирования. Это направление диктует необходимость инвестирования через систему институтов, на основе которых существует данная политика. Эффективность самих институтов можно определить через систему трансакционных издержек с их стороны. Таким образом, создание и реализация механизмов, направленных на формирование базы оценки транс-акционных издержек, решает задачи повышения эффективности функционирования институтов и, соответственно, всего процесса инвестирования экономики региона.

ю. н. лапыгин,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и стратегического управления E-mail: granit-proekt@mail.ru

о. л. гойхер,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и стратегического управления E-mail: goll@pochta.ru Владимирский государственный университет

Прежде чем представить общую модель взаимодействия трансакционного и трансформационного секторов инвестиционной политики региона для всего сегмента экономики области, необходимо назвать элементы, которые Д. Норт и Дж. Уоллис включали в трансакционный сектор:

• оптовая и розничная торговля;

• страхование;

• банковский сектор;

• операции с недвижимостью;

• затраты на аппарат управления в других отраслях;

• затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность.

Все перечисленное представляет собой составные части инвестиционной политики, хотя следует заметить, что носят они обобщенный характер. Этот недостаток можно нейтрализовать, используя плавный переход от сектора к группам издержек (рационирования, сделки, управления), а также к сферам, формирующим конкретные трансакционные издержки инвестирования экономики региона.

Если рассмотреть более подробно каждый элемент трансакционного сектора, представленного Д. Нортом и Дж. Уоллисом, то необходимо сказать, что торговые операции и сделки с недвижимостью

17 (59) - 2011

Эффективность экономической политики

образуют действенные инвестиционные ресурсы, так как предприятия и организации, входящие в данный элемент сектора, входят также в реальный сектор региональной экономики и являются базой развития региона в общем и инвестиционной политики в частности.

Страхование и банковский сектор являются обязательными и важнейшими посредническими системами, которые имеют целью развитие производственной и воспроизводственной структуры экономики региона, что, безусловно, играет важную роль в инвестиционном развитии территории.

Регион не ограничивается названными секторами, так как есть и другие (транспорт, связь, культура и др.), которые также требуют прогнозирования, организации, учета, контроля и содержат инвестиционную составляющую.

Решение этого вопроса находится в группе, названной Д. Нортом и Дж. Уоллисом как затраты на аппарат управления в других отраслях. Кроме того, не следует забывать и о прямых обязанностях региона в части гарантий ведения бизнеса, которые формулируются в методике как затраты государства

на судебную и правоохранительную деятельность. Этот элемент дает возможность региональным властям создавать инвесторам одну из важнейших составляющих привлечения и развития инвестора— стабильность.

Перечисленные элементы трансакционного сектора содержат весь спектр трансакционных издержек, приходящихся на формирование и реализацию процесса инвестирования экономики региона.

С учетом изложенного можно создать модель взаимодействия элементов трансакционного и трансформационного секторов процесса инвестирования экономики региона на основе методики, представленной Д. Нортом и Дж. Уоллисом (рис. 1).

Предлагаемая модель характеризуется взаимодействием шести элементов трансакционного сектора региона, представленного трансформационным сектором. Здесь присутствуют три группы трансакционных издержек:

• издержки внутри каждого сектора;

• издержки взаимодействия между секторами;

• издержки влияния региона на секторы.

Регион

Рационирование, сделка и управление

Операции с недвижимостью

Инвестиционная политика региона

Оптовая и розничная торговля

Рационирование, сделка и управление

Банковский сектор

Затраты на судебную, X 4 правоохранительную X деятельность \ ^

Трансакционный сектор инвестиционной политики региона

Рис. 1. Графическая модель формирования трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона на основе взаимодействия трансакционного и трансформационного секторов: Р — рационирование; С — сделка; У — управление

Несмотря на то, что все группы трансакци-онных издержек представлены издержками рационирования, сделки и управления, тем не менее их внутреннее содержание может отличаться в зависимости от:

- специфики секторов, расположенных на данной территории;

- особенностей самого региона;

- глубины и качества взаимодействий «сектор — сектор», «регион — сектор», «рационирование — сделка — управление» внутри сектора;

- качества и эффективности формирования и реализации инвестиционной политики региона;

- внимания региональных властей к проводимой инвестиционной политике в общем и к транс-акционным издержкам в частности.

В связи этим необходимо не забывать о коммуникационном, информационном процессе. А. Ляско определяет трансакционные издержки, связанные с коммуникациями, таким образом: «Соответствующие трансакционные издержки, оценки и интерпретации информации порождаются различиями в характере воспринимаемых знаний, которые могут быть явными и неявными, базовыми или дополнительными, более или менее доступными для передачи, усвоения и имитации» [1, с. 50]. И далее: «Преодоление неравенства в знаниях партнеров достигается в этом случае ценой высоких трансакци-онных затрат на обеспечение плотной коммуникации, взаимного приспособления и дополнительной координации и контроля, необходимых в тесно связанных структурах» [1, с. 51].

Обмен информацией требует определенных затрат. Трансакционные издержки коммуникационного процесса особенно велики, когда существует неравенство в знаниях, т. е. непонимание между партнерами. Эффективный коммуникационный процесс позволяет решать проблемы вертикального и горизонтального взаимодействия как внутри региона, так и экономическими агентами между собой, а также предопределить принципиальные элементы взаимодействия между регионом и секторами, представленными экономическими агентами. В результате это помогает выстроить оптимальную организационную структуру, создать основы для внутрифирменного, межфирменного и регионального общения.

Говоря о территориальной системе управления информационными потоками, необходимо учитывать одно обстоятельство: чтобы обладать знаниями о положении дел в каждой отдельной

отрасли, иметь информацию о возможностях развития торговли и участия в транснациональных воспроизводственных циклах, осознавать потенциальные угрозы и возможности роста региональной производственной системы и конкурентной системы, необходимо иметь организованную сеть поступления необходимой информации. Тем самым обозначается проблема организации региональной системы управления информационными потоками, тем более что органы власти обладают всеми необходимыми средствами для налаживания эффективной системы получения, обработки и распространения информации [3, с. 16—18].

Хотя можно снизить издержки потока информации, ведения переговоров и заключения контракта, наблюдается рост других типов расходов. В первую очередь растут издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма. Чем больше участников во взаимодействии с регионом, тем меньше возможности соединения их интересов с интересами общества, и тем больше нужно затрачивать усилий на мониторинг и контроль за действиями экономических агентов в различных секторах инвестирования экономики региона.

Отсюда можно сделать вывод, что рост регионального взаимодействия проходит до того момента, пока трансакционные издержки внутри региона не станут равны издержкам той же трансакции на рынке. Этот эффект Р. Коуз назвал «убывающей предельной эффективностью менеджмента» [2, с. 245].

Региональные органы, разрабатывая инвестиционную политику, опираются на законодательные основы, которые регламентируют данный вид экономической деятельности. Для инвестиционной работы, как и для любой другой, характерно оппортунистическое поведение экономических агентов. Для снижения или прекращения этого вида помех требуется наиболее тщательное описание условий контракта на основе формальных и неформальных правил, предназначенных для инвестиционного процесса.

С учетом рассмотренных трех групп трансак-ционных издержек, определения их иерархии и последовательности действий по их выявлению, использованию и мероприятий по снижению возможна разработка механизма уменьшения транс-акционных издержек инвестиционной политики региона при взаимодействии трансакционного и трансформационного секторов. В основе данного механизма может вполне обоснованно лечь модель, представленная на рис. 1, так как она является обобщением и приложением материала по транс-

17 (59) - 2011

Эффективность экономической политики

Определение институтов в каждом секторе инвестирования экономики региона

Выявление трансакционных издержек рационирования, сделки и управления инвестиционной политикой региона

II

III

Издержки влияния региона на секторы инвестиционной политики

Издержки внутри каждого сектора инвестиционной политики

Издержки взаимодействия между секторами инвестиционной политики

IV

V

Рис. 2. Схема механизма снижения трансакционных издержек процесса инвестированияэкономикирегионапри взаимодействиитрансакционного итрансформационногосекторов

Определение ядра корневых трансакционных издержек

инвестиционной политики региона

Матрица решений Матрица решений Матрица решений

снижения снижения снижения

трансакционных трансакционных трансакционных

издержек влияния издержек внутри издержек

региона на секторы каждого сектора взаимодеиствия

инвестиционной инвестиционной между секторами

политики региона политики региона инвестиционной

(для групп институтов) (для групп институтов) политики региона

(для групп институтов)

Снижение трансакционных издержек инвестиционной политики региона

акционным и трансформационным секторам, а также базируется на теоретических выводах Д. Норта и Дж. Уоллиса. Названный механизм представлен на рис. 2.

Общей характерной особенностью механизма является обоснование необходимости выявления и дальнейшего снижения трансакционных издержек в отдельных секторах инвестиционной политики, между секторами, а так же издержки влияния региона на секторы для групп институтов.

Представленные секторы создают комплексность выявления издержек через взаимодействие трансак-ционного и трансформационного секторов, а группы институтов определяют точность принадлежности трансакцион-ных издержек к элементам процесса инвестирования экономики региона.

Данное обстоятельство является еще и подтверждением универсальности предлагаемого подхода для любого рода территориального института. Простота и последовательность действий предлагаемого механизма характеризуют его практическую результативность и применимость, что может стать обоснованием его реализуемости на уровне региональных властей.

В общем виде механизм представляется совокупностью пяти шагов, каждый из которых несет свою целевую нагрузку.

Шаг I — определение институтов в секторе позволяет обосновать «объем работ» трансакций, а также приоритетность в решении задач для каждого института в отдельности.

Шаг II — выявление трансакционных издержек. Он решает две задачи: определение всего перечня издержек (рационирования, сделки, управления); определение принадлежности издержек внутри и между секторами, а также издержек влияния региона на секторы.

Шаг III — определение ядра корневых издержек. Он позволяет существенно сузить область расходов, а также их количество (используя экспертные и статистические методы анализа).

Шаг IV—разработка матрицы решений. Он ре-

1) 2)

I

шает задачу разработки конкретных мероприятий по снижению трансакционных издержек каждого сектора для групп институтов;

Шаг V направлен на создание синергетическо-го эффекта, связанного со существенным снижением уровня трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона.

Предлагаемый автором механизм является результатом апробирования методики Д. Норта и Дж. Уоллиса. Для точности и полноты оценки результатов не следует забывать об основных недостатках методики, приводимых рядом авторов. Основные трудности — в формулировке, определении и измерении трансакционных издержек. Несмотря на сложность определения, а иногда и альтернативность отдельных трансакционных издержек, после определения критериев и рамок функционирования можно выделить сферы, формирующие трансакционные издержки инвестиционной политики региона.

Еще одним замечанием называют отсутствие универсальности в методике, так как сама процедура в ней создает трансакционные издержки. С этим можно согласиться, но следует определить, что с повышением квалификации сотрудников,

занимающихся трансакциями на уровне региона, и улучшением качества мониторинга действий, связанных с трансакционными издержками, данный недостаток можно если не нейтрализовать, то существенно минимизировать.

Представленный механизм апробирует теоретические постулаты Д. Норта и Дж. Уоллиса на уровне региональной инвестиционной политики. Применение такого подхода может стать как начальным, так и основным инструментом в цепи снижения трансакционных издержек инвестирования экономики региона в зависимости от целей и «упорства» региональных властей в части реализации этого вида политики.

Список литературы

1. Ляско А Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 2003. № 1.

2. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2000.

3. Сулимова А К Сетевые структуры как стратеги -ческий фактор развития региона // Проблемы новой политической экономии. 2002. IV кв.

Нужны статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

дЕньги@так.гиЕ II mstü

VISA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.