Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления институтами в структуре инвестиционной политики региона'

Повышение эффективности управления институтами в структуре инвестиционной политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гойхер О.Л.

В статье обоснована целесообразность рассмотрения инвестиционной политики региона как продукта деятельности совокупности институтов, отмечена возможность повышения эффективности процесса инвестирования через снижение уровня трансакционных издержек. Рассмотрены пути повышения качества указанных взаимоотношений за счет формального объединения институтов и механизм снижения трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона на основе интегрированных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления институтами в структуре инвестиционной политики региона»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332

повышение эффективности управления институтами в структуре инвестиционной

политики региона

о. л. гойхер,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и стратегического управления

E-mail: goll@pochta. ru Владимирский государственный университет

В статье обоснована целесообразность рассмотрения инвестиционной политики региона как продукта деятельности совокупности институтов, отмечена возможность повышения эффективности процесса инвестирования через снижение уровня трансакционных издержек. Рассмотрены пути повышения качества указанных взаимоотношений за счет формального объединения институтов и механизм снижения трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона на основе интегрированных структур.

Ключевые слова: институт, инвестиционная политика, регион, трансакционные издержки.

Инвестиционный процесс в экономике региона требует не только внимания со стороны органов власти в части своевременности реализации, но и повышения качества его функционирования. Данный процесс строится на основе инвестиционной политики региона, которая в свою очередь требует учета специфики институтов, с помощью которых она осуществляется. Эффективность существования самих институтов можно определить через систему трансакционных издержек, которые возникают в результате их функционирования. Таким образом, создание механизмов, направленных на формирование базы оценки трансакционных издержек, позволяет решать задачу повышения

эффективности функционирования институтов и, соответственно, всего процесса инвестирования экономики региона.

Анализ системы выявления трансакционных издержек инвестиционной политики экономики региона позволяет определить сферы формирования данных издержек и перспективы их дальнейшего снижения. Внутреннее содержание институтов создает трансакционные издержки, основанные на формальных и неформальных правилах и «порожденные» процессами и взаимоотношениями внутри них. Данные процессы носят как межличностный, коммуникативный, так и информационно-аналитический характер, что предопределяет порождение издержек управления и сделки. Кроме того, институты не существуют вне среды, которая в свою очередь заставляет их находиться в рамках формального состояния, что порождает издержки рационирования. Также не следует забывать о том, что институт управляется людьми и «живет» в структуре общественного развития. Это также формирует среду неформального состояния и трансакционные издержки рационирования. Совокупность указанных издержек формирует трансакции конкретных институтов, входящих в сферу инвестиционной политики экономики региона.

Разработка механизмов, направленных на снижение трансакционных издержек, является

актуальной и перспективном задачей для региона как с точки зрения административного регулирования, так и для получения положительного, возрастающего экономического эффекта реализации инвестиционной политики в частности и региональной стратегии в общем. Для получения указанного результата необходимы:

— «сила принятия управленческого решения» на уровне региональных властей в части необходимости признания существования такого вида издержек, как трансакцион-ные;

— включение в задачи инвестиционной политики «работы» с данным направлением развития региональной институциональной среды;

— использование всего комплекса инструментов и механизмов снижения трансак-ционных издержек процесса инвестирования экономики региона. Определим основные направления снижения

трансакционных издержек, которые сопровождают процесс инвестирования экономики региона:

— в период создания институтов;

— в процессе функционирования уже существующих институтов;

— выявленные в процессе мониторинга необходимые новые институты.

Итак, можно сделать вывод о том, что институты, входящие в институциональную среду региональной инвестиционной политики, не находятся в вакуумной среде, а постоянно взаимодействуют как между собой, так и с регионом.

Актуализируя представленные умозаключения, можно сформировать последовательность действий, направленных на снижение трансакционных издержек, в виде схемы механизма (рис. 1).

Далее необходимо остановиться на более детальном рассмотрении схемы механизма снижения трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона на основе интегрированных структур.

Рис. 1. Схема механизма снижения трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона на основе интегрированных структур

Начальное интеграционное действие определяет создание элемента, имеющего задачи, исключительно связанные с всесторонним анализом процессов взаимодействия «институт—институт» и «регион—институты». Обозначим этот элемент как интегрированную структуру, так как она объединяет функции административного и рыночного характера. Практическая возможность управления взаимодействиями «регион—институты» на основе интегрированных структур подтверждается тем, что двигаясь от внешней формы проявления к содержанию, институты можно рассматривать как системы социальных правил и норм взаимодействия агентов, объединенных в устойчивую структуру на основе эффективного разделения функций в процессе совместной деятельности [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стремление к процессу интегрирования, созданию сообществ при представлении институтов во внешней среде носит скорей объективный, эволюционный характер, подтверждающий историческую этапность развития институтов. В связи с этим следует резюмировать, что создание системы интегрированных структур на

уровне управления региональной инвестиционной политикой является не только актуальной и обоснованной, но и практически реализуемой мерой.

Указанный механизм можно представить в виде совокупности последовательных шагов. Шаг 1. Определение взаимосвязей:

— между институтами в группах институтов;

— между различными группами институтов;

— между регионом и различными группами институтов.

Реализация данного шага предполагает предметное изучение указанных взаимосвязей для определения сфер, в которых происходит формирование непосредственных трансакционных издержек в инвестиционной политике экономики региона. Этот процесс наряду с преследованием позитивных целей имеет ряд барьеров на пути реализации, что предопределяет необходимость организации мероприятий по их преодолению. Определим основные препятствия.

1. Барьер группировки институтов. Определяет необходимость создания выборки

из всего перечня региональных институтов:

— относящихся к инвестиционной политике региона;

— относящихся соответственно к группам существующих и формирующихся институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга.

2. Барьер руководства.

Определяет «силу влияния» действий региональных властей в процедуре решения задач, связанных с трансакционными издержками.

При рассмотрении данного барьера следует отметить один момент, связанный с прямо пропорциональным воздействием на уровень трансак-ционных издержек. Важным элементом являются так называемые «инвестиции во власть», уровень которых может воздействовать, а в некоторых случаях и формировать издержки, связанные с такими факторами, как коррупция, преференции, оппортунизм и т. п. Как отмечают В. Вишневский и В. Дементьев, результатом инвестиций во власть стало формирование определенного хозяйственного порядка (а на его основе — политического и социального устройства) как совокупности устойчивых социально-экономических отношений и форм хозяйствования, посредством которого создается, а затем извлекается и присваивается экономическая прибыль собственниками активов. Основной стер-

жень, несущая конструкция такого хозяйственного порядка — это отношения доминирования и власти, которые выстраиваются в экономике [1]. В данном случае высказывание полностью относится к институтам инвестиционной сферы регионального развития в части воздействия на трансакционный сектор указанной сферы.

3. Барьер взаимодействия. Определяет создание условий для итеративного, эволюционного движения институтов и региона друг к другу для плодотворного решения поставленных задач.

Останавливаясь на действиях региональных властей, направленных на преодоление указанных барьеров, можно заметить, что строятся они на раскрытии представленных проблемных точек. Если укрупненно представить решения, то они находятся в создании правильного (с точки зрения целеполагания) и эффективного (с точки зрения квалификации) менеджмента, а также наделении его полномочиями и некоторой самостоятельностью в части конкретных действий. В свою очередь указанные действия по преодолению барьеров при определении взаимосвязей несут ряд собственных трансакционных издержек (например, связанных с временными рамками и коммуникационным процессом, так как отсутствует методическая база по решению вопросов, связанных с трансакциями). В настоящее время снизить данные издержки возможно лишь используя мониторинговый процесс. Это связано с тем, что на начальном интервале времени реализации указанного шага издержки будут высокими, а далее — при создании мониторингового процесса (отчасти несущего функции планирования и прогнозирования) и его систематическом использовании трансакционные издержки будут иметь тенденцию к снижению, что в свою очередь придаст системность всему процессу реализации шага 1.

Шаг 2. Определение трансакционных издержек, сопровождающих процесс взаимодействия институтов:

— «существующие—существующие»;

— «формирующиеся—формирующиеся»;

— «институты, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга — институты, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга»;

— «существующие — формирующиеся — институты, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга»;

— «группы институтов — регион».

При данном шаге предметно рассматриваются и выявляются:

— трансакционные издержки рационирования;

— сделки и управления в процессах взаимодействия и взаимосвязей между группами институтов и регионом в части реализации процесса инвестирования экономики региона. Выполнение указанного шага связано с рядом

трудностей. Первой и основной является проблема однозначного понимания и менеджерами институтов, и менеджерами региона методологических основ отображения трансакционных издержек отдельной региональной политики.

Шаг 3. Реализация подхода снижения транс-акционных издержек процесса инвестирования экономики региона.

Выполнение данного шага определяется последовательностью действий:

— создание на уровне региона отдельной интегрированной структуры;

— создание проекта долгосрочного взаимодействия «регион — институты»;

— преобразование интегрированной структуры (региона и институтов) в фильтр трансакцион-ных издержек.

Взаимодействие процессов «регион—институты» на основе интегрированных структур можно представить в виде схемы (рис. 2).

На рисунке обозначен ряд основополагающих элементов, которые создают концептуальные основы взаимодействия «регион — институты». Рассмотрим эти элементы.

1. Обозначена сфера существующих институтов, которая позволяет утверждать следующее: хотя представлены самостоятельные институты с определенными особенностями, тем не менее их можно группировать по ряду признаков (принадлежности к отраслям, времени создания или периоду существования, территориальному признаку и т. п.). Такого рода группировка позволит прагматично и эффективно регулировать административно-мониторинговые решения со стороны региона. Однако необходимо отметить некоторые «узкие места», которые требуют преодоления до момента реализации создания интегрированных структур.

Несмотря на нахождение в одной и той же отрасли, институты могут преследовать самостоятельные цели. Такого рода независимость создаст отдельные барьеры единого целеполагания. В этом случае ре-

гион должен играть роль информационного центра, при помощи которого можно довести до менеджмента институтов, что создание интегрированных структур — это не объединение самих институтов, а общее целеполагание только в той части, которая касается возможности снижения трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона в части их общего взаимодействия. Для большей эффективности преодоления данного барьера со стороны региона возможно принятие решений о взаимоотношениях не с отдельными институтами, а с их уже существующим объединением (в виде союзов, альянсов, комиссий и т. п.). Это действие позволит снизить первоначальный уровень транс-акционных издержек, неизбежно возникающий на этапах реализации подобных шагов.

2. Существуют формирующиеся институты и институты, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга, на начальных этапах не подлежащие группировке. Это связано с тем, что процессы формирования и тем более прогнозирования можно представить в законченном виде только в рамках виртуальной модели. Кроме того, необходимо заметить, что в конечном итоге данные виды институтов станут существующими и вольются в имеющуюся сферу институтов инвестиционной политики. В связи с этим взаимоотношения «институт—институт» и «регион—институты» по большей части представляют контрольно-мониторинговые процедуры.

Можно отметить, что задачи снижения транс-акционных издержек процесса инвестирования экономики региона при взаимодействии с данными институтами ложатся на плечи интегрированных структур региона и соответствующих существующих институтов.

На этой основе целесообразно сделать вывод о хорошей эффективности интегрированных структур при грамотном их создании и качественном управлении.

Дальнейшая реализация шага 3 требует создания проекта долгосрочного взаимодействия «регион— институты». Продолжительный срок проекта нужен для того, чтобы взаимоотношения институтов и региона были постоянными. Кроме того, это позволит повысить эффективность мониторинговых процедур, что в совокупности позволяет решать задачи постоянного снижения трансакционных издержек.

Для уменьшения уровня возможного оппортунистического поведения необходимо согласование данного долгосрочного проекта со всеми заинтере-

ч

Отдельная интегрированная структура

Сфера существующих институтов

Объединения существующих институтов

Конкретные существующие институты

/

Формирующиеся институты

< » - взаимодействие между объединениями институтов и регионом

Рис. 2. Схема взаимодействия «регион — институты» на основе интегрированных структур

сованными сторонами. Еще более продуктивным будет участие в разработке указанного проекта всех сторон: на начальным этапе инициатива исходит от региона, а основные составляющие проекта представлены группами заинтересованных институтов. Также требуется четкое соблюдение временных рамок реализации проекта (от замысла до практического внедрения). Это позволит систематизировать работу и повысить дисциплину заинтересованных агентов, что в свою очередь снизит трансакционные издержки данного процесса.

Далее может возникнуть вопрос: если знаем о сферах, формирующих трансакционные издержки инвестиционной политики региона, и создаем интегрированную структуру, то каким же образом она может снизить уровень данных издержек? Ответом на него должно стать преобразование задач интегрированных структур в фильтр трансакционных издержек. Это может привести к постановке нового вопроса: каким образом фильтр может снизить трансакционные издержки? В этом случае необходимо обратиться к сферам, которые создают данные издержки. Основными из них являются:

— сфера коммуникационно-переговорного процесса;

— сфера законодательного, нормативного регулирования.

Практически любой менеджер знает, что для снижения уровня конфликтов внутри организации необходимо создание прозрачности в части принятия управленческих решений. Такой же принцип действует на уровне региона, если необходимо сократить трансакции коммуникационно-переговорного процесса. Следует обеспечить участие всех сторон в принятии решений, что и создаст эффект прозрачности. Это позволит снизить уровень влияния бюрократических барьеров на процесс реализации инвестиционной политики.

Такое же отношение должно быть и к нормативному регулированию.

Безусловно, ряд самостоятельных институтов не может влиять на законодательный процесс на уровне региона, а уж тем более на федеральном уровне. Но объединения институтов уже способны заставить считаться с их существованием. Это позволяет принимать более эффективные и практи-

чески жизнеспособные законопроекты в части реализации инвестиционной политики региона. Такое сокращение дистанции взаимоотношений между регионом и институтами поможет преодолеть возникающие барьеры на пути реализации процесса инвестирования экономики региона и тем самым снизить уровень трансакционных издержек.

Создание интегрированных структур как фильтра трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона дает принципиально новые возможности развития как для региона, так и для институтов, его формирующих. В целом реализация шага 3 позволит:

— создать новые административные регуляторы инвестиционной политики;

— получить экономическую эффективность при процессе снижения трансакционных издержек;

— сблизить регион и институты.

В совокупности все это даст возможность повысить результаты инвестиционной деятельности региона.

Шаг 4. Создание мониторинга системы интегрированных структур.

Так как решения, принимаемые на уровне интегрированных структур, в большинстве своем должны носить целевой экономический характер, то отслеживание результатов обязано стать неотъемлемой функцией бизнес-структур. Реализация данной функции возможна при помощи использования такого инструмента, как мониторинг. Он может быть представлен следующими предметными характеристиками:

— ненавязчивость (всегда присутствует, но не надоедает);

— обязательность (использовать мониторинг как инструмент оценки эффективности);

— постоянство (только через данную характеристику достигается серьезный результат использования мониторинга);

— рамочность (четко определить сферы, требующие мониторинга);

— своевременность (определить временные границы оценки результатов каждого элемента, требующего мониторинга).

Значение мониторинга системы интегрированных структур сложно переоценить. Имея такую цель, как снижение трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона, именно данная система может стать тем недостающим источником жизненно необходимой информации о результативности функционирования всей системы интегрированных структур.

Нет сомнения, что создание и включение в работу мониторинговой системы интегрированных структур придаст устойчивость, надежность и завершенность системе снижения трансакционных издержек реализации инвестиционной политики экономики региона.

Обобщая все полученные результаты, следует заметить, что снижение трансакционных издержек инвестиционной политики региона строится на обязательном и всестороннем учете всех факторов воздействия на сферы, формирующие издержки, подробном рассмотрении взаимоотношений «регион—институты» и «институты—институты». Кроме методики региональным властям необходимы комплексное представление о месте института в структуре регионального развития, а также четкое определение значения трансакционных издержек в процессе инвестирования экономики региона.

Список литературы

1. Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ишанов О., Фролов Д. Эволюционная перспектива экономического институционализма// Вопросы экономики. 2010. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.