Инновационная площадка как институт оптимизации трансакционных
издержек в сфере образования Innovational platform as institution of transaction costs optimisation in education1
Фурин Александр Геннадьевич Furin Alexandr Gennadievich
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Россия, г. Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический
университет [email protected]
Манукянц Сурен Валерьевич Manukyants Suren Valerevich
старший преподаватель кафедры экономической теории Россия, г. Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический
университет manukyancsv@volgatech. net
Аннотация: Исследование инновационной площадки как института оптимизации трансакционных издержек в сфере образования представляет несомненный интерес в условиях необходимости повышения эффективности и качества образования. В статье рассматриваются теоретико-методические и институциональные основы инновационной площадки и направления ее функционирования, ориентированные на снижение трансакционных издержек. В данном исследовании, во-первых, дана характеристика инновационной площадки посредством качественного метода экономического анализа и
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 16-36-00236 мол_а «Теория и методология оценки трансакционных издержек в сфере образования на основе институциональных, социально-экономических и демографических показателей региона (на примере Республики Марий Эл)»
институционального подхода; во-вторых, рассмотрены особенности формирования института инновационных площадок; в-третьих, определены основные функциональные характеристики данного института. Сделан вывод о том, что инновационная площадка является институтом, повышающим эффективность предоставления образовательных услуг и обеспечивающим снижение трансакционных издержек в сфере образования.
Abstract: The study of innovational platforms as an institution of optimisation of transaction costs in education is of great interest in terms of the need to improve efficiency and quality of education. The article deals with theoretical-methodological and institutional framework for innovational platforms and directions of its operation, focused on reducing transaction costs. In this study, firstly, the characteristic of the innovation platforms is given through qualitative method of economic analysis and the institutional approach; secondly, the features of the formation of the Institute of innovation platforms are observed; thirdly, the basic functional characteristics of this institution are determined. It is concluded that innovational platform is the institution for enhancing the effectiveness of educational services and reducing transaction costs in education.
Ключевые слова: институт, инновационная площадка, инновационная инфраструктура, образование, трансакционные издержки,
Keywords: Institution, innovational platform, innovational infrastructure, education, transaction costs
Введение. Повышение эффективности и качества образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики и изменяющимися запросами общества является важнейшим направлением государственной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Решение данной задачи предполагает постоянное совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы образования. Рассмотрение нормативно-правовых документов федерального уровня, посвященных развитию науки и образования, позволило выделить
основные направления совершенствования: модернизация дошкольного и общего образования; приведение профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; разработка новой системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг со стороны потребителей; трансформация отрасли образования в конкурентоспособный сектор исследований и разработок; создание и внедрение новых институтов, обеспечивающих функционирование инновационной инфраструктуры; модернизация экономики на основе полученных результатов.
Важным изменением законодательства в сфере образования, отвечающим требованиям инновационного характера развития экономики, стало принятие Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплена норма об инновационных площадках и инновационной деятельности в сфере образования.
Инновационная площадка - это форма государственной поддержки инновационной деятельности в образовательных организациях. Теоретическое осмысление роли, особенностей создания и функционирования инновационных площадок является актуальным направлением экономико-правовых исследований, поскольку вопросы государственной поддержки деятельности в сфере образования сохраняют свою значимость в условиях инновационного развития страны.
Целью статьи является теоретико-методическое исследование инновационной площадки как института системы образования, ориентированного на совершенствование обеспечения системы образования, направленного в том числе и на снижение трансакционных издержек.
Методика исследования инновационных площадок в сфере образования предполагает использование комплексного подхода, сочетающего в себе методы экономической науки, качественного метода экономического анализа, институциональный подход, которые в совокупности позволяют раскрыть сущность, особенности создания и механизм их функционирования.
Основная раздел. Применяя качественный метод экономического анализа, акцентируем внимание на описании, интерпретации и объяснении положений, касающихся инновационных площадок и государственной поддержки инновационной деятельности.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является структурная диверсификация экономики на основе научно-технологических трансформаций существующей инновационной инфраструктуры. [3]
Процесс развития инновационной инфраструктуры предполагает формирование финансовой инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инноваций; появление частно-государственных фондов прямого инвестирования инноваций и инновационного бизнеса; развитие венчурного капитала; снижение административных барьеров; изменение нормативно-правового обеспечения, содержащего новые стандарты и правила; стимулирование взаимодействия научных, образовательных организаций и частных компаний в инновационной сфере.
Целью формирования инновационной инфраструктуры является модернизация системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития страны, в том числе с учетом государственной политики в сфере образования.
Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 года № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» устанавливает порядок и функционирование инновационной инфраструктуры в системе образования.
«...Инновационная инфраструктура - это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых,
информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг ...»
[4].
Документом, устанавливающим правовые, организационные, экономические основы образования в стране, принципы государственной политики в сфере образования и регулирующим общественные отношения в связи с реализацией прав на образование, является Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В предшествующих ему законах Федеральный закон от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» и Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании») практически отсутствовали нормы, определяющие порядок получения образования на возмездной основе и оказания платных образовательных услуг; условия внедрения новых форм и технологий организации образовательного процесса; правила организации и ведения инновационной деятельности.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации, осуществляющие инновационную деятельность в форме реализации инновационных проектов и инновационных программ, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками (статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования). [5]
Федеральными или применительно к субъекту РФ региональными инновационными площадками, составляющими инновационную инфраструктуру, признаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы. Деятельность инновационных площадок в образовательной сфере может осуществляться в рамках инновационных образовательных проектов (программ), которые имеют важное значение для обеспечения реализации направлений государственной политики в сфере образования. Инновационная площадка представляет собой особую форму организации совместной деятельности науки, образования и практики по
разработке и реализации инновационных проектов (программ) по основным направлениям инновационной политики в сфере образования.
Перспективы реализации любой инновации зависят от сложившейся институциональной среды, которая, как правило, формируется из группы институтов (политико-правовые институты; институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала; экономические институты; система институтов стратегического управления; институты развития). Появление инновационных площадок как институциональное изменение в соответствующей среде в значительной степени ориентировано на развитие человеческого капитала путем повышения качества и доступности образовательных услуг. Реализация данных услуг на основе инновационной площадки включают в себя четкую регламентацию порядка их предоставления, внедрение механизмов, направленных на упрощение процедур, снижение трансакционных и временных издержек, затрачиваемых потребителями на их получение, а также внедрение процедур по оценке качества предоставляемых услуг с целью проверки востребованности полученных знаний, навыков, умений при последующем обучении или на рынке труда.
Деятельность инновационной площадки полностью формализована, что обеспечивает реализацию проекта в соответствии с установленной программой в определенные сроки с полным соблюдением прав и законных интересов участников образовательного процесса. Инновационные площадки в рамках проекта (программы) планируют свою деятельность, осуществляют мониторинг проекта, организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя участников проекта о целях, задачах, механизмах реализации и предполагаемых результатах.
Рассматривая институциональную сущность инновационной площадки, следует отметить наличие основных характеристик, присущих категории «институт» в его классическом понимании (порядок признания организации
инновационной площадкой, направления деятельности инновационной площадки, система управления, финансирование).
По мнению Д. Норта «институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [1, с. 17]. В рамках исследования под институтом понимаются не только формальные и неформальные правила и механизмы, задействованные в процессе оказания образовательных услуг, но и в широком смысле организации и иные экономические структуры (в данной работе - это инновационная площадка).
Причиной появления и трансформации любого института является появление потребности у экономических агентов определенного набора формальных или неформальных правил, оптимизирующих их деятельность в рамках экономической системы. Любой институт имеет свое функциональное назначение, в частности основной целью создания инновационной площадки является модернизация и развитие системы образования с учетом экономических интересов субъектов образовательной среды и инновационного развития государства. Потребители заинтересованы в качественном предоставлении образовательных услуг, ориентированных на формирование знаний и навыков. Работодатели нуждаются в специалистах, подготовленных по программам профессионального образования, максимально приближенным к реалиям рынка труда и требованиям национальной структуры производства. Государство заинтересовано в повышении эффективности и качества образования как фундаментального направления реализации государственной политики в рамках системных преобразований, обеспечивающих социально-экономическое развитие страны. Удовлетворение потребностей субъектов экономики посредством реализации инновационных проектов и инновационных программ образовательными учреждениями дает им возможность получения статуса инновационной площадки.
Следовательно, одним из направлений инновационного развития сферы образования является преобразование, направленное на формирование
института инновационных площадок. Образовательные организации; организации, осуществляющие обучение; прочие организации и их объединения, действующие в сфере образования, могут осуществлять инновационную деятельность, если она не нарушает права и законные интересы всех участников образовательных отношений и предоставляет качественные образовательные услуги в соответствии с действующими стандартами. Следовательно, организации осуществляют сознательную деятельность в сфере образования, путем создания, внедрения и использования инновационного института (инновационной площадки), обеспечивающего оптимальное предоставление услуги и сокращение трансакционных издержек в данной сфере.
Создание института инновационной площадки, обеспечивающей переход системы образования на более качественный уровень, не может быть спонтанным (неформальным), это результат целенаправленных институциональных преобразований, основанных на формальных институтах регулирования, установленных государством. Формальным институтом является Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 года № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», который устанавливает порядок институционального планирования инновационной площадки. [2]
Деятельность инновационной площадки направлена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, материально-технического, финансового, кадрового обеспечения системы образования, что, в свою очередь, позволит оптимизировать трансакционные расходы, возникающие в научной и образовательной деятельности, в том числе и в процессе оказания образовательных услуг.
Трансакционные издержки в образовательной сфере представляют собой дополнительные затраты как материальных так и моральных ресурсов, которые несут субъекты рынка образовательных услуг в процессе выполнения взятых на себя обязательств. Поскольку образовательная услуга представляет собой
нематериальный продукт, то это придает определенную специфику трансакционным издержкам и причинам их появления.
Причины появления трансакционных издержек в образовании по своей сущности соотносимы с другими сферами национальной экономики, но вместе с тем они имеют свою специфику и отраслевой характер. К наиболее важным причинам появления трансакционных издержек относятся ограниченность и (или) асимметрия информации, а порой и ее недоступность; неотделимость образовательного продукта от субъекта его создающего; оппортунизм в поведении субъектов образовательных отношений; сложность учета данного вида издержек.
Следует отметить, что ограниченность информации и оппортунизм - это те факторы, которые в большей степени оказывают влияние на появление дополнительных расходов у субъектов, принимающих участие в образовательных трансакциях. Именно данные причины приводят к появлению материальных затрат у лиц, пользующихся образовательными услугами, в то время как субъективизм и сложность учета приводят в большей степени к моральным «потерям».
Рассматривая специфику трансакционных издержек в сфере образования (поиска информации; ведения переговоров; измерения; заключения контракта; издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма; спецификации и защиты прав), следует отметить, что они вполне оправданы как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика образовательной услуги, поскольку, руководствуясь экономическими законами, субъекты рынка всегда несут альтернативные расходы в поисках лучшего варианта развития событий. [6]
Качественный анализ Приказа от 23 июня 2009 года «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» позволил сделать вывод о том, что одним из результатов функционирования инновационной площадки является создание условий для достижения оптимального состояния как в сфере образования и науки, так и на
рынке труда за счет согласованности интересов субъектов экономики, оптимизации внешних эффектов и снижения трансакционных издержек.
В экономической литературе при описании того или иного института особое внимание уделяется характеристикам, раскрывающим сущность данного явления. К наиболее часто встречающимся параметрам, по которым дается характеристика института, относятся: обеспечение предсказуемости результатов деятельности; применение того или иного института предполагает наличие стимулов у субъектов рынка; институты обеспечивают определенную свободу, безопасность и предсказуемость действий каждого субъекта экономики; институты уменьшают трансакционные издержки. Заложив в основу исследования инновационной площадки данные параметры, можно сформулировать основные функциональные характеристики данного института.
Сущностная характеристика инновационной площадки предполагает, что каждый потребитель, приобретая ту или иную образовательную услугу, с высокой степенью вероятности получит необходимые знания, которые, с одной стороны, будут соответствовать его ожиданиям, а с другой - будут востребованы на рынке труда. Реализация данного параметра основана на фундаментальном направлении деятельности инновационной площадки, состоящем в разработке и внедрении инновационных образовательных программ и новых профилей подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала страны в соответствии с инновационными направлениями социально-экономического развития.
Разработка и внедрение новых методик подготовки и переподготовки научно-педагогических и руководящих работников сферы образования, а также апробация новых образовательных технологий и систем воспитания, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях направленных на более качественное и практико-ориентированное предоставление образовательной
услуги, создадут новые стимулы и ориентиры в стратегическом взаимодействии всех субъектов рынка услуг образования на основе инновационной площадки.
Взаимодействие потребителей образовательной услуги, образовательных учреждений и субъектов бизнеса в рамках инновационной площадки, позволяет скоординировать образовательный процесс под нужды реального сектора экономики и сформировать такие знания, навыки и умения, которые давали бы определенные гарантии «безопасности» и востребованность участникам рынка труда.
Внедрение в деятельность образовательных учреждений новых технологий, содержащих механизмы, формы и методы организации образовательного процесса и управления образованием на платформе инновационной площадки позволит минимизировать трансакционные издержки (затраты информационных, материальных, временных, трудовых ресурсов как потребителей образовательной услуги, так и образовательных учреждений).
Заключение. Система отношений между населением, образовательными учреждениями, субъектами бизнеса на основе инновационной площадки является новой формой хозяйствования, направленной на совершенствование учебно-методического, материально-технического, организационного, финансового, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и ориентированной на получение с минимальными трансакционными издержками образовательного продукта, отвечающего требованиям, предъявляемым со стороны потенциальных работодателей. Реализация данного проекта выведет на качественно новый уровень процесс предоставления образовательных услуг, тем самым повысив эффективность функционирования инновационной инфраструктуры. Библиографический список
1. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт; пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» [Электронный ресурс]. -Режим доступа https://rg.ru/2009/08/20/innovacii-obrazovanie-dok.html (дата обращения 05.10.2016)
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009 года) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.coшultantru/document^oш_doc_LAW(дата обращения 05.10.2016)
4. Федеральный закон от 23.08.1996 года № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014 года) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс ] / Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - ст. 4137. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
5. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ (ред. от 03.02.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - ст. 7598. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
6. Фурин, А.Г. Трансакционные издержки при оказании платных образовательных услуг: особенности, виды и формы проявления /А. Г. Фурин // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - №5 (Том 8) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN516.pdf (дата обращения 05.10.2016)
References:
1. North, D. Institutions, Institutional Change And Economic Performance / D. North translated from English by A.N. Nesterenko; foreword and edited by B.Z. Milner. -M.: Economics books foundation «Nachala», 1997. - 180 p.
2. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation order № 218 dated 23.06.2009 «About the submission of Education innovation infrastructure creation and development procedure» [Electronic resource]. -
URL: https://rg.ru/2009/08/20/innovacii-obrazovanie-dok.html (reference date
05.10.2016)
3. The decree of the Government of the Russian Federation № 1662-R dated 17.11.2008 «On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020» [Electronic resource]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (reference date 05.10.2016)
4. Federal law dated 23.08.1996 № 127-FZ (edition dated 22.12.2014) «On science and state research and technology policy» [Electronic resource] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (reference date 05.10.2016)
5. Federal law dated 29.12.2012 № 273-FZ (edition dated 03.02.2014) «On education in the Russian Federation» [Electronic resource] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (reference date 05.10.2016).
6. Furin, A.G. Transaction costs of rendering paid educational services: specialties, types and forms of appearance / A. G. Furin // Naukovedenie web journal. - 2016. -№5 (vol. 8) [Electronic resource]. -URL: http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN516.pdf (reference date 05.10.2016)