Научная статья на тему 'Специфика трансакционных издержек в сфере образования в условиях формирующейся экономики знаний'

Специфика трансакционных издержек в сфере образования в условиях формирующейся экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЛЕГАЛЬНЫЕ И НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / KNOWLEDGE ECONOMY / EDUCATION / TRANSACTION COSTS / LEGAL AND ILLEGAL TRANSACTION COSTS / EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурин Александр Геннадьевич

В работе рассмотрена специфика трансакционных издержек в сфере образования. Сравнительный анализ теоретической базы исследований, посвященных теории трансакционных издержек, позволил определить причины появления и виды трансакционных издержек в образовательной среде. На основе существующего понятийного аппарата и специфики системы образования в статье сформулировано определение трансакционных издержек и приведена их классификация на основе принципа законности. Сделан вывод о том, что минимизация «нелегальных» затрат возможна посредством создания системы управления информацией в рамках образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фурин Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF TRANSACTION COSTS IN THE SPHERE OF EDUCATION IN THE EMERGING KNOWLEDGE ECONOMY

The paper considers the specifics of transaction costs in the sphere of education. Comparative analysis of the theoretical framework of the research devoted to the theory of transaction costs, allowed us to determine the causes and types of transaction costs in the educational environment. On the basis of the existing conceptual framework and specifics of the education system the paper formulates the definition of transaction costs and their classification is given on the basis of the principle of legality. The conclusion is that the minimization of the «illegal» costs is possible through the creation of information management system within the education cluster.

Текст научной работы на тему «Специфика трансакционных издержек в сфере образования в условиях формирующейся экономики знаний»

с

МОДЕРНИЗАЦИЯ

СПЕЦИФИКА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

SPECIFICITY OF TRANSACTION COSTS IN THE SPHERE OF EDUCATION IN THE EMERGING KNOWLEDGE ECONOMY

А. Г. Фурин,

кандидат экономических наук, доцент

В работе рассмотрена специфика трансакционных издержек в сфере образования. Сравнительный анализ теоретической базы исследований, посвященных теории трансакционных издержек, позволил определить причины появления и виды трансакционных издержек в образовательной среде. На основе существующего понятийного аппарата и специфики системы образования в статье сформулировано определение трансакционных издержек и приведена их классификация на основе принципа законности. Сделан вывод о том, что минимизация «нелегальных» затрат возможна посредством создания системы управления информацией в рамках образовательного кластера.

The paper considers the specifics of transaction costs in the sphere of education. Comparative analysis of the theoretical framework of the research devoted to the theory of transaction costs, allowed us to determine the causes and types of transaction costs in the educational environment. On the basis of the existing conceptual framework and specifics of the education system the paper formulates the definition of transaction costs and their classification is given on the basis of the principle of legality. The conclusion is that the minimization of the «illegal» costs is possible through the creation of information management system within the education cluster.

Ключевые слова: экономика знаний, образование, трансакционные издержки, легальные и нелегальные трансакционные издержки, образовательный кластер.

Key words: knowledge economy, education, transaction costs, legal and illegal transaction costs, educational cluster.

В современной экономической науке понятие трансакционных издержек часто применяется для исследования эффективности функционирования производственного и торгового секторов экономики. Вместе с тем, учет данного вида затрат в сфере нематериального производства является не менее важным и приобретает особую актуальность в условиях формирующейся экономики услуг. На постиндустриальной стадии развития общества, рост и дифференциация услуг являются следствием изменения структуры потребностей, что в свою очередь влияет на количество транзакций именно в данной сфере национального производства. Анализ причин и оценка трансакционных издержек в условиях функционирования сферы услуг могут существенно скорректировать результаты деятельности субъектов экономики и стать эффективным инструментом оптимизаций получаемых результатов.

Целью исследования является анализ причин появления и видов трансакционных издержек в сфере образования в контексте формирующейся экономики знаний.

Устойчивые темпы экономического роста любого государства возможны только при условии, что экономическая и социальная системы будут более динамично адаптироваться к рыночной конъюнктуре. Обеспечение конкурентоспособности страны возможно при условии перехода на инновационный тип развития. В этих условиях повышается роль инноваций, обеспечивающих необходимые социально-экономические и институциональные изменения. Согласно Распоряжению Правительства от 13.08.2013 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», должны измениться факторы экономического роста. Важнейшими из них станут научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем 1. Данные ресурсы становятся стратегическими факторами развития в условиях экономики знаний. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 года отмечается, что:

1 Распоряжение Правительства РФ от 13.08.2013 года № 1414-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. -19.08.2013. - № 33, ст. 4422. - Режим доступа: [Консультант Плюс].

МИР

А. Г. Фурин

Специфика трансакционных издержек в сфере образования в условиях формирующейся экономики знаний

1. Значительная доля среднего класса должна включать людей занятых развитием экономики знаний.

2. Экономика знаний станет ведущим сектором национальной экономики.

3. Под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.

4. Приоритетом социальной и экономической политики является формирование высококонкурентных отраслей, основанных на экономике знаний.

5. Важнейшим условием формирования новой экономики является модернизация системы образования.

6. Инновационное развитие, включающее формирование человеческого капитала, являющегося основой экономики знаний, предполагает интеграцию интеллектуального и культурного развития 1.

Директор Центрального экономико-математического института РАН В.Л. Макаров отмечает, что знания - это термин, который используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста [3].

Действительно, знания являются «стратегическим лифтом» перехода экономики и общества к инновационному типу развития. В связи с этим приобретает особую значимость отрасль, где производится, распределяется и потребляется данный ресурс -сфера образования. Эффективность функционирования данной отрасли во многом зависит от структуры издержек субъектов принимающих участие в образовательном процессе. Минимизация расходов возможна за счет эффективного управления обменными процессами, в том числе и посредством снижения трансакционных издержек. Подобного рода расходы возможны на любом уровне образовательной системы, начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным, поэтому своевременное и эффективное управление, может существенно минимизировать как индивидуальные издержки потребителей данных услуг, так и общественные социальные издержки.

Рассматривая сущность трансакционных издержек, следует отметить их непроизводственный характер и важнейшую роль в процессе совершения сделок. Применительно к сфере образования трансакционные издержки практически не связаны с самим процессом создания образовательной услуги, свойства которой так важны для потребителя, но вместе с тем могут повлиять на саму трансакцию.

В настоящее время существует множество определений трансакционных издержек, каждое из которых отражает авторское видение данного понятия. Каждый из авторов концентрирует свое внимание на особом виде издержек, входящих в общую группу трансакционных затрат:

• Р. Коуз (издержки функционирования рынка);

• Дж. Стиглер (информационные издержки);

• О. Уильямсон (издержки оппортунистического поведения);

• М. Дженсен, У. Меклинг (издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения);

• И. Барцель (издержки измерения);

• Г. Хансманн (издержки коллективного принятия решений),

• К. Далман (издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»).

Несмотря на то, что мнения авторов расходятся, и каждый концентрирует свое внимание на особом виде издержек, их позиции являются комплементарными и в полной мере раскрывают данную категорию. Трансакционные издержки - это затраты ресурсов для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе [1].

«Источником трансакционных издержек является дифференциация и интеграция видов хозяйственной деятельности в реалиях информационной асимметрии агентов» [4, С. 86]. Ввиду того что в сфере образования производится нематериальный продукт - это придает определенную специфику трансакционным издержкам и причинам их появления.

1. Основной причиной появления трансакци-онных издержек является ограниченность и

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009 года) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47, ст. 5489. - Режим доступа: [Консультант Плюс].

(или) асимметрия информации, а порой и ее недоступность. Как следствие, это приводит к платности информационного ресурса. В образовательной среде это может быть связано с недостаточной информацией о месте обучения, качестве и количестве предоставляемых образовательных услуг, профессионализме преподавателей, институциональных основах образовательного процесса и т.д.

2. В процессе производственной деятельности образовательный продукт чаще всего неотделим от субъекта его создающего (например, проведение лекционного занятия), тем самым фактор субъективизма становится причиной появления издержек в процессе трансакции образовательной услуги. Например, навязывание позиции, предоставление недостоверной информации, формирование мнения, агитация - все это в итоге может привести к появлению как положительных так и отрицательных последствий.

3. Фактор оппортунизма является причиной появления издержек в процессе трансакционно-го оборота, поскольку каждый агент рыночных отношений старается получить максимальный экономический эффект. Вариантом оппортунистического поведения в образовательной среде может служить процедура возложения своих обязательств на другого участника сделки. Возмещение своих расходов за счет другого может происходить ввиду институциональной асимметрии сложившейся между образовательным учреждением и получателем образовательной услуги.

4. Не менее важной причиной появления транс-акционных издержек является сложность учета. Данный вид расходов трудно измерить, а еще сложнее оценить степень последующих отрицательных эффектов, которые могут возникнуть у субъекта, понесшего данный вид расходов. Например, достаточно сложно оценить качественный уровень продукта получаемого в результате образовательного процесса и практически невозможно спрогнозировать отдачу от его применения в профессиональной деятельности.

Причины появления трансакционных издержек в образовании по своей сущности соотносимы с другими сферами народного хозяйства, но вместе с тем они имеют свою специфику и отраслевой характер.

С учетом вышеперечисленных причин появления трансакционных издержек, следует отметить, что ограниченность информации и оппортунизм - это те факторы, которые в большей степени оказывают влияние на появление дополнительных расходов у субъектов, принимающих участие в образо-

вательных трансакциях. Именно данные причины приводят к появлению материальных затрат у лиц, пользующихся образовательными услугами, в то время как субъективизм и сложность учета приводят в большей степени к моральным «потерям».

Применение общепринятого понятийного аппарата теории трансакционных издержек применительно к сфере образования, позволяет сформулировать определение с учетом особенностей образовательного процесса. Трансакционные издержки в сфере образования - это дополнительные затраты материальных и моральных ресурсов, которые вынуждены нести субъекты рынка ввиду асимметрии информации и возникающим впоследствии оппортунистическим поведением в процессе планирования, адаптации и контроля за выполнением субъектами рынка образовательных услуг взятых на себя обязательств.

Интерес к трансакционным издержкам подтверждается многообразием авторских теории, каждая из которых раскрывает специфику данного вида затрат посредством их классификации. Примеры классификаций трансакционных издержек, содержатся в работах Кл. Менара, П. Милгрома, Дж. Робертса, Р. Рихтера, Д. Норта и т.д. Подробная классификация представлена Т. Эггертссо-ном, которая включает следующие виды затрат: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров; издержки заключения контрактов; издержки мониторинга; издержки на принуждение; издержки на защиту прав собственности.

Множество классификаций подтверждает разнообразие подходов к дифференциации трансакци-онных издержек. Рассматривая систему образования, следует отметить следующие виды издержек, которые возникают у получателя образовательной услуги:

1) издержки альтернативного поиска (расходы, связанные с профессиональной ориентацией, со сбором информации об учебных заведениях (как общеобразовательных, так и профессиональных), с выбором направления или специализации);

2) издержки на поддержание существующего типа системы (расходы на приобретение учебно-методических материалов; оплата ремонта, охраны и уборки помещения; затраты на приобретение вспомогательных средств обучения);

3) издержки оппортунистического поведения (односторонне изменение учебных планов, необоснованное введение или повышение платы за образовательные услуги, несогласованное изменение направления подготовки обучающихся).

А. Г. Фурин

Специфика трансакционных издержек в сфере образования в условиях формирующейся экономики знаний

Рассматривая сущность издержек на поддержание соответствующего типа системы, следует отметить их противоречивый характер: с одной стороны, они являются трансакционными, поскольку перекладываются на получателя образовательной услуги, с другой стороны - трансформационными, так как служат дополнительным ресурсом для создания образовательного продукта и предоставления образовательной услуги. В данном случае домохозяйства частично берут на себя финансовые обязательства государства, поскольку несут расходы на образование, при том, что согласно российскому законодательству обществу гарантируется общедоступность и бесплатность данной социально значимой услуги. Данный тип издержек тесно связан с оппортунистическими издержками и в большинстве случаев прослеживается каузальная связь. Это проявляется в том, что граждане вынуждены платить за оппортунизм государственной бюрократической системы и прочих субъектов слаборазвитого рынка образовательных услуг.

Отдельно стоит отметить трансакционные издержки, связанные с контролем качественных и количественных показателей образовательного процесса. Данный вид издержек может возникать не только у получателя образовательной услуги, но и у образовательного учреждения и у государства. В целом все издержки государственных структур, учреждений и домохозяйств по осуществлению контроля за эффективностью работы системы общего и профессионального образования относятся к категории трансакционных издержек. Данный вид издержек, хотя и стоит «особняком», при этом он не может быть полностью исключен, так как при его отсутствии теряется смысл образовательного процесса. Учитывая естественно необходимый характер данного вида издержек, можно говорить о необходимости организационных методов по минимизации общей величины этих затрат при оптимальном качестве контрольных мероприятий.

Рассматривая данные группы трансакционных издержек, следует отметить разную степень их влияния на субъекты экономических отношений. Важным критерием оценки подобного рода затрат является степень их легальности, поскольку любой потребитель образовательной услуги порой добровольно соглашается на такие расходы, например в виду институциональной асимметрии, либо вынуждено их покрывает, в случае с поиском лучшего варианта поведения. Принцип дозволенности (или законности) как классификационный признак позволяет разделить трансакционные издержки на легальные и нелегальные.

К легальным издержкам относятся расходы, связанные с альтернативным поиском информации и частично с контролем. Субъекты добровольно го-

товы нести издержки с целью поиска приемлемой цены услуги, качества, информации о поставщике услуги. Ограниченная рациональность субъектов не дает полной информации, что может привести к отказу от совершения сделки, поскольку потребители предпочтут больше не тратить время и прочие ресурсы на снижение неопределенности. Трансакционные издержки, связанные с контролем носят частично легальный характер, с одной стороны, потребители вправе доверять установленным стандартам и обычаям делового оборота, с другой - могут проверять качество и количество предоставляемых услуг.

К нелегальным трансакционным издержкам относятся расходы на поддержание существующего типа системы и расходы оппортунистического поведения. Подобного рода затраты ресурсов носят не узаконенный характер и противоречат институциональным нормам. Действия, приводящие к данным расходам, не обоснованы нормативно-правовыми нормами и не связаны с соображениями морали, а субъект, инициирующий их, занимается стратегическим манипулированием информации в условиях неопределенности и порой сознательного асимметричного распределения информации.

Повсеместное распространение нелегальных трансакционных издержек подчеркивает необходимость соответствующих институциональных преобразований носящих инновационный характер. Эффективная институциональная среда, необходимая для инновационного социально-ориентированного типа развития в условиях формирующейся экономики знаний, должна содержать следующие институты: политико-правовые; обеспечивающие развитие человеческого капитала; экономические; институты развития. Снижение нелегальных трансакционных издержек будет возможным, прежде всего, за счет совершенствования институтов, обеспечивающих развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, пенсионной система, обеспечение жильем), т.е. фундаментального типа институтов, обеспечивающего гарантии базовых прав. Практической мерой минимизации так называемых «нелегальных затрат» может стать создание системы управления информацией субъектов образовательной деятельности, которая станет информационной платформой функционирования образовательного кластера. Образовательный кластер - это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные заведения, органы государственного управления, бизнес, инфраструктурные компании), функционирующих в образовательной сфере на определенной территории (город, регион) и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образо-

ванности» человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе [5]. Государство оказывает определенное влияние на отдельные структуры кластера. При этом, выделяется три уровня влияния на кластер: уровень влияния государства, частного бизнеса (рынка) и общественности [2, С. 344]. Конкретные задачи информационного обеспечения образовательной деятельности решаются на все уровнях влияния и включают в себя: сбор, обработку и актуализацию информации о законодательстве в сфере образования и науки; состоянии рынка образовательных услуг; о научных и учебно-методических мероприятиях, формах обучения, направлениях подготовки и соответствующих им учебным планам; перспективах развития экономики и отдельных отраслей; о планах предприятий, заинтересованных в привлечении рабочей силы, и т.д.

Рассматривая специфику трансакционных издержек в сфере образования, следует отметить, что легальные трансакционные издержки вполне оправданы, поскольку руководствуясь экономическими законами, субъекты рынка всегда несут альтернативные расходы в поисках лучшего варианта развития событий. Результат их деятельности должен соответствовать принципу эффективности, согласно которому каждый субъект экономики старается максимизировать свое удовлетворение или доход, выбирая соответствующую институциональную технологию. Существование трансакционных издержек нелегального типа требует создание инновационного механизма оптимизации, основанного на институциональных и информационных технологиях, поскольку только инновации способны изменить состояние образовательной среды и тем самым обеспечить эффективный тренд образования и науки в условиях формирующейся экономики знаний.

Список литературы

1. Асаул Н.А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m11/3_3. htm (дата обращения 04.03.2014).

2. Ларионова Н.И. Формирование института рынка социальных услуг: теория и методология / Н.И. Ларионова. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. - 444 с.

3. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nkj.ru/archive/articles/2874/ (дата обращения 04.02.2014).

4. Фролов Д.П. Аксиоматика, гипотетика и будущее теории трансакционных издержек / Фролов Д.П. // Журнал экономической теории. - 2012. - № 2. -С. 83-93.

5. Фурин А.Г. Понятие «образовательный продукт» общего образования: сущность и особенности формирования в образовательном кластере /А.Г. Фурин, И.И. Ахматов // Современные проблемы науки и образования. - ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр». - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/108-8717 (дата обращения 07.02.2014).

References

1. Asaul N.A. Theory and Methodology of institutional interactions of subjects of investment - the construction industry. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.aup.ru/books/m 1 1 /3_3.htm (date accessed 04/03/2014).

2. Larionov N.I. Formation Institute social services market: Theory and Methodology / NI Larionov. Yoshkar-Ola, Mari State Technical University, 2010. - 444 p.

3. Makarov V.L. Knowledge Economy: Lessons for Russia [electronic resource]. - Mode of access: http:// www.nkj.ru/archive/articles/2874/ (date accessed 04.02.2014).

4. Frolov D.P. axiomatics and hypothetical future transaction cost theory / Frolov DP / / Journal of Economic Theory. - 2012. - № 2. - S. 83-93.

5. Furin A.G. The term "educational product" general education: the nature and features of the formation in the education cluster / A. G. Furin, I. Ahmatov / / Modern problems of science and education. - Federal State Unitary Enterprise "Scientific-Technical Center" Informregistr". - 2013. - № 2 [electronic resource]. -URL: http://www.science-education.ru/108-8717 (date accessed 02/07/2014).

Фурин Александр Геннадьевич - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет

Furin Alexandr G. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of department of economic theory, Volga State University of Technology

e-mail: furin_ag@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.