УДК 338.24
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СНИЖЕНИИ
ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
THE ROLE OF STATE IN REDUCING TRANSACTION COSTS IN INNOVATIVE ECONOMY
Мамаева Людмила Николаевна
Mamaeva Lyudmila Nikolayevna
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Максимова Валентина Дмитриевна
Maximova Valentina Dmitrievna
студентка, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
student, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Зимин Вадим Артурович
Zimin Vadim Arturovich
студент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
student, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В научной статье показана роль государства в снижении трансакционных издержек в период становления инновационной экономики в Российской Федерации.
Авторы обращают внимание на актуальность инновационных территориальных кластеров, приводят их характеристику.
Немаловажное значение в снижении трансакционных издержек имеют инновационная инфраструктура, нормативно-правовая база, а также подготовка высококвалифицированных кадров.
The article highlights the role of the state in reducing transaction costs during the establishment of innovation economy in the Russian Federation.
The authors emphasize the importance of innovative territorial clusters and discuss their characteristics.
The article argues that innovative infrastructure, legislative and regulatory framework, as well as highly qualified workforce play a significant role in reducing transaction costs.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы.
Ключевые слова: трансакционные издержки, государство, аутсорсинг, краудсорсинг, оффсорсинг, инновационная экономика.
The methodology of the research is based on general scientific methods.
Keywords: transaction costs, state, outsourcing, crowdsourcing, offsourcing, innovative economy.
Основная роль государства в снижении трансакционных издержек состоит в осуществлении грамотной трансакционной политики, представляющей собой совокупность мер, направленных на регулирование определенной сферы экономических взаимоотношений, которые призваны обеспечивать интенсификацию процессов обмена, оптимизацию взаимодействия экономических субъектов, фиксацию передачи прав собственности посредством заключения контрактов и контроль их последующего исполнения в условиях рыночной неопределенности, информационной асимметрии и оппортунистического поведения контрагентов.
Следует отметить, что для снижения издержек взаимодействия контрагентов и поиска необходимой информации требуется наличие в стране развитой инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать становлению внутреннего информационного пространства, связывающего в единую сеть всех инновационных субъектов, производителей и потребителей инновационной продукции. Это позволило бы в любой удобный момент найти информацию о необходимом контрагенте и связаться с ним, максимально снизив временные трансакционные издержки [3].
Обратим внимание, что в последнее время особую актуальность приобретают инновационные территориальные кластеры как особая форма объединения инновационных субъектов, под которыми понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
1) объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
2) механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
3) синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Перед тем, как кластер будет официально считаться таковым, он должен пройти кон-
курсный отбор. На данный момент в России функционируют 25 территориальных кластеров, деятельность которых варьируется от фармацевтики до производства летательных и космических аппаратов.
Также для снижения трансакционных издержек взаимодействия экономических субъектов в процессе инновационной деятельности важным является построение информационного общества - задача, которая решается кол -лективными усилиями институтов государства. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий на высоком уровне позволит всем субъектам инновационного процесса, будь то инновационные фирмы, занимающиеся разработкой технологий, или потребители инноваций, эффективно взаимодействовать друг с другом, все чаще выстраивая прямые связи, избегая множества посредников. Ведь информационно-коммуникационные технологии имеют множество преимуществ перед традиционным способом связи, позволяя также сократить время взаимодействия, что в инновационном процессе обладает несомненной важностью, ведь любая задержка ведет к отставанию от графика.
В последнее время широкое распространение получают технологии i-leaming, позволяющие с минимальными временными и материальными затратами получать индивидам образовательные услуги, которые становятся доступнее благодаря широкому распространению интернета. Образование в сети также пользуется популярностью среди предприятий, сотрудники которых проходят необходимые для их деятельности курсы повышения квалификации [1].
Россия постепенно идет к тому, чтобы доступ к информационной сети имело большее число экономических агентов. Что, в свою очередь, приведет к значительному сокращению издержек взаимодействия субъектов в инновационной экономике и затрат на поиск информации.
Трансакционные издержки на обеспечение инновационной экономики специалистами в своей, чаще всего узкой, области представляют собой совокупность затраченных ресурсов на поиск такого рода высококвалифицирован-
ШшшяШ
ных кадров. Решение этой задачи является актуальным в настоящее время, потому что именно от числа таких специалистов и их креативной активности в инновационной деятельности зависит скорость становления нашей страны на инновационный путь развития. Нехватка российских специалистов подталкивает отечественные предприятия к поиску кадров за рубежом, что становится причиной роста трансакционных издержек.
Одним из вариантов решения данной проблемы стало наращивание пласта национальных кадров, главной задачей которых является оптимизация всех стадий инновационного процесса. Ярким примером тому является утверждение и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Инноватика» (степеней - бакалавра и магистра). В основные компетенции инновационных менеджеров входит сопровождение всех стадий инновационного процесса с момента проведения исследований и заканчивая рядом процедур при коммерциализации готовой продукции [5].
Государство играет важную роль в процессе регистрации прав интеллектуальной собственности, ведь от длительности и сложности этого процесса зависит число инновационных разработок и степень развития инновационной экономики в стране соответственно. Поэтому важно обеспечить эффективный процесс спецификации прав собственности с целью вовлечения большего количества экономических субъектов в инновационную деятельность.
Помимо обеспечения эффективной деятельности государственных органов, регистрирующих права интеллектуальной собственности, также важно наличие эффективно функционирующих институтов суда и правоохранительной системы, в задачу которых входит выявление, предупреждение и пресечение нарушений прав собственности и иных противоправных деяний, разрешение конфликтов и противоречий, восстановление ранее нарушенных прав интеллектуальной собственности, а также применение санкций в отношении субъектов, не выполняющих условия заключенных соглашений или требования нормативно-правовых актов [2].
При становлении новых видов трудовых отношений стоит отметить, что аутсорсинг, краудсорсинг, оффсорсинг и другие формы отношений между работником и работодателем являются во многих случаях более удобными,
чем традиционные, и поэтому экономические субъекты будут искать различные способы, позволяющие обойти вступивший в силу с 1 января 2016 г. запрет на использование заемного труда. Получается, что запрет - это не выход из сложившейся ситуации. Поэтому роль государства в данном случае заключается в обеспечении экономике достаточной нормативно-правовой базой, которая бы удовлетворяла интересы и государства, и предприятий (насколько это возможно) и позволила экономическим субъектам обращаться к услугам аутсорсинга и другим видам трудовых отношений на законных основаниях [4].
Стоит помнить, что нормативно-правовая база имеет огромное значение, создавая рамки деятельности экономических субъектов в процессе становления инновационной экономики: внесение изменений в законодательные акты влияет на трансакционные издержки двояко: с одной стороны, четкая регламентация тех или иных действий может снизить затраты на проведение сделок (процесс проведения трансакции будет четко регламентирован, исключая оппортунистическое поведение), а с другой стороны, слишком строгие рамки для проведения сделок в условиях инновационной экономики могут вызвать рост затрат, тем самым принуждая экономических субъектов искать пути, позволяющие совершить сделку с меньшими затратами.
Стоит заметить, что хотя формально и существует достаточная на первый взгляд нормативно-правовая база для эффективного функционирования экономических субъектов в инновационной экономике, она не всегда эффективна, что сказывается на развитии отношений и проведении сделок между экономическими субъектами и затягивает становление экономики инновационного типа в Российской Федерации.
Таким образом, в условиях становления инновационной экономики особенно велика роль в снижении трансакционных издержек такого экономического субъекта, как государство. Задача государства состоит в создании и поддержании функционирующей инновационной инфраструктуры, обеспечении инновационной экономики действующими нормативно-правовыми актами, способствуя спецификации и защите прав собственности с минимальными затратами, и обучении высококвалифицированных кадров - ресурса, без которого переход на инновационную линию развития становится невозможным.
ШяшШ
Библиографический список References
1. Мамаева Л.Н. Образовательный дизайн на предприятиях // Вестник СГСЭУ 2014. № 2 (61).
2. Мамаева Л.Н., Кондратьева О.А. Интеллектуальная собственность в России: ее защита и безопасность // Информационная безопасность регионов. 2016. № 3 (24).
3. Мамаева Л.Н., Кондратьева О.А. Основные направления обеспечения информационной безопасности предприятия // Информационная безопасность регионов. 2016. № 2 (23).
4. Манахова И.В. Информационное государство благосостояния: инновации для человека и общества // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14).
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222000 Инноватика (квалификация (степень) «бакалавр») : Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 25.01.11№ 97. URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d 11/m97.html.
1. Mamayeva L.N. (2014) Obrazovatel'nyy dizayn na predpriyatiyakh [Educational design at enterprises] // Vestnik SGSEU. № 2 (61).
2. Mamayeva L.N., Kondrat'yeva O.A. (2016) Intel-lektual'naya sobstvennost' v Rossii: yeye zashchita i bezo-pasnost' [Intellectual property in Russia: protection and security] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 3 (24).
3. Mamayeva L.N., Kondrat'yeva O.A. (2016) Os-novnyye napravleniya obespecheniya informatsionnoy bezo-pasnosti predpriyatiya [Ways of ensuring information security of the business] // Informatsionnaya bezopasnost' re-gionov. № 2 (23).
4. Manakhova LV. (2014) Informatsionnoye gosudarst-vo blagosostoyaniya: innovatsii dlya cheloveka i obshchest-va [Information welfare state: innovations for man and society] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (14).
5. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 222000 Innovatika (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»): Pri-kaz ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 25.01.11№ 97 [On the approval and implementation of the federal state educational standard of higher professional education of the professional course 222000 Innovation (qualification (degree) of "Bachelor"): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 25.01.11 № 97]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m97.html.