Научная статья на тему 'Трансакционные издержки, сопровождающие процесс инвестирования экономики региона'

Трансакционные издержки, сопровождающие процесс инвестирования экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гойхер О.Л.

Определена роль и место трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона, а также выделены факторы, их формирующие. Представлены аспекты, характеризующие понятие неопределенности в структуре создания и преобразовании региональных институтов, а также установлены виды трансакционных издержек в структуре региональных институтов и обозначены фазы процесса их снижения на уровне инвестиционной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансакционные издержки, сопровождающие процесс инвестирования экономики региона»

УДК 332.146:330.322.01

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

О. Л. ГОЙХЕР, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и стратегического управления E-mail: goll@pochta.ru Владимирский государственный университет

Определены роль и место трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона, а также выделены факторы, их формирующие. Представлены аспекты, характеризующие понятие неопределенности в структуре создания и преобразовании региональных институтов, а также установлены виды трансакцион-ных издержек в структуре региональных институтов и обозначены фазы процесса их снижения на уровне инвестиционной политики в регионе.

Ключевые слова: трансакция, трансакционные издержки, институциональная экономика, инвестиции, инвестиционная политика, регион.

Институциональное преобразование региональной инвестиционной политики требует детального осмысления по причинам, связанным с качеством функционирования институтов, определяющих данную политику. Это вызвано прежде всего тем, что уровень развития региона определяется на базе формальных и неформальных элементов, формирующих региональную стратегию и создающих тенденции дальнейшего развития. «С одной стороны, регионы или группы выдвигаются в результате технического процесса, при котором накапливаются знания и навыки, формируются сети и организации, вступают в действие прогрессивные привычки и нормы, улучшается психологическое и физическое состояние индивидов. Другие регионы отстают, потому что испытывают недостаток в ресурсах, росте, обусловленном предшествующим развитием, и в институциональныхинновациях» [3].

Представленное мнение Ф. О'Хара предопределяет необходимость выделения причин, воздейству-

ющих на уровень развития региональных институтов. Можно предположить, что одним из факторов влияния на институт являются затраты наего функционирование. Данные затраты имеют форму как прямых (явных), так и трансакционных издержек.

«Понятие трансакционных издержек неотделимо от моделирования, формирования и развития институтов» [2]. Тем самым в дальнейшем будем рассматривать факторы снижения трансакционных издержек в процессе инвестирования экономики региона, отталкиваясь именно отданного постулата.

Определим основные направления снижения трансакционных издержек, сопровождающих процесс инвестирования экономики региона:

• в период создания институтов;

• выявление трансакционных издержек уже существующих институтов;

• разработка системы контроля и мониторинга разработки системы минимальных трансакционных издержек.

Процесс инвестирования экономики региона должен не просто учитывать возможности влияния на уровень трансакционных издержек, но и изначально базироваться на фундаментальных характеристиках первоначального учета сфер, в которых формируются издержки. Это необходимо выполнять с целью определения и оценки перспектив развития тех или иных институтов, влияющих на процесс инвестицирования экономики региона.

Особое внимание при оценке эффективности инвестиционной политики в регионе и определения качества ее институтов необходимо уделять выявлению и нейтрализации неопределенности.

Именно присутствие неопределенности предопределяет сложности в оценке региональными властями функционирования институтов, атакже в обосновании ими направлений снижения уровня трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона. Таким образом, соблюдение условия выявления и нейтрализации неопределенности становится начальным, но при этом определяющим элементом установления стабильности общей региональной экономической системы. Рассмотрим данный элемент подробнее.

Наличие неопределенности проявляется в двух основных аспектах:

а) система («пирамида») является неустойчивой;

б) существование «пустых мест» или отсутствие должного внимания к особенностям того или иного элемента (главным образом касается сферы формальных институтов, на которые власть имеет большую степень воздействия). Далее возможно создание более подробной

схемы, имеющей вид «неустойчивой пирамиды» (рис. 1).

Рассматривая данную систему неустойчивости, можно выделить два вида неустойчивости: • между блоками по уровням иерархии институтов;

• между блоками в каждом из уровней иерархии.

Причинами появления первого вида неопределенности является несоответствие (отклонение) целей верхнего уровня с задачами нижних уровней.

Причинами появления второго вида неопределенности являются отсутствие учета, незнание, а в некоторых случаях и нежелание учитывать все виды элементов и факторов влияния при создании или преобразовании институтов, влияющих на инвестиционную политику в регионе.

Подробнее анализируя созданную систему, необходимо выделить ряд важных элементов, обязательных для учета институтов в процессе инвестирования экономики региона. В вершине пирамиды находится элемент, удерживающий систему в стационарном состоянии (т. А на рис. 1). Рассматривая «крепеж» уровней иерархии, влияющих на инвестиционную политику в регионе, можно определить основной элемент, обеспечивающий само существование государства как института. Этим элементом должна являться государственная независимость в вопросах принятия любых решений. Суверенитет позволяет создавать, воссоздавать, регулировать, редактировать и производить всевозможные операции как в области формальных, так и в сфере неформальных институтов.

На схеме причин появления неопределенности также присутствуют так называемые «пустые места», представляющие собой свободные полости в структуре регулирования институтов на уровне инвестирования экономики региона. «Пустые места» представляют собой элементы системы, которые:

• не учтены руководством региона полностью;

• на данный момент времени находятся в изменении, но не управляемы регионом:

• имеют тенденцию к появлению новых элементов, не прогнозируемых регионом или не поддающихся прогнозированию.

В общем виде устойчивая система институтов, влияющих на инвестиционную политику в регионе, представляет собой конусообразную пирамиду, верхней точкой которой является государственный суверенитет (т. А на рис. 1). Стабильность системе придает стержень, проходящий из т. А в центр основания пирамиды. Данным стержнем является система государственного управления, основанная как на исторически сложившихся неформальных правилах, так и на созданной и эффективно функционирующей системе формальных правил.

Система иерархически сформированных институтов, влияющих на процесс инвестирования экономики региона, становится неустойчивой при деформировании (изгибе) системы государственного управления. Изменение конфигурации стержня происходит по нескольким причинам:

1) нечетко выражена конгруэнтность блоков;

2) увеличен размер и (или) количество неопределенности в системе;

3) существуют «целые» места в системе. Кроме этого, необходимо помнить о возможности разрыва стержня, что, безусловно, негативно скажется на системе государственного управления и впоследствии может не только ослабить государственную власть, но и привести к полной нейтрализации государственной независимости и потере такого важного института как само государство.

Разрыв стержня может произойти по двум основным причинам:

1) критический выход блока (блоков) за пределы стабильности;

2) критически высокий разрыв между блоками, т. е. большой размер неопределенности. Причинами появления нестабильной системы

иерархии институтов, влияющих на инвестиционную политику в регионе, является сама система появления и существования институтов. В этой связи необходимо помнить о том, что существование любого института невозможно без существования

трансакционных издержек. Именно количество и размер (объем) трансакционных издержек и являются основной причиной нестабильности в системе иерархии институтов, влияющих на процесс инвестирования экономики региона.

Процесс снижения трансакционных издержек, сопровождающих указанный ранее процесс, должен происходить в ходе трех основных фаз:

1) снижение трансакционных издержек уже существующих и функционирующих институтов;

2) снижение трансакционных издержек формирующихся институтов;

3) снижение трансакционных издержек институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга.

Безусловно, минимизация уже существующих издержек является наиболее актуальным вопросом для современных органов регионального управления инвестиционной политикой. Связано это с тем, что максимум экономического эффекта от проведения инвестиционной политики может быть получен не только за счет увеличенного прямого дохода, но и за счет снижения издержек. Также следует сказать, что сам процесс выявления, оценки и определения методов снижения трансакционных издержек технически проводить проще для уже существующих институтов, чем для формирующихся и, тем более, институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга. Это объясняется более явной, наглядной и прозрачной системой видения самого существующего института, а также возможностью более точного определения результатов его деятельности. На основании сказанного можно заметить, что уровень издержек, связанных непосредственно с проведением инвестиционной политики, можно достаточно точно определить, а уровень трансакционных издержек на сегодняшний день практически не определяется, так как нет методики их определения.

Если сгруппировать выявленные издержки по представленным группам институтов, то можно данное формирование представить в виде схемы (рис. 2).

Проведенный ранее анализ позволяет говорить, что для всех видов институтов формальные правила, в части законов, содержат наиболее значимые издержки. Это связано прежде всего с жизненной необходимостью для каждого института действовать в рамках правового поля. Но необходимо помнить, что для экономического агента в определенное время стоит дилемма между стремлением к максимизации прибыли и право-

Рис. 2. Виды трансакционных издержек в группировке региональных институтов

мации, адаптирования к внутренней и внешней средам, а также особое внимание к мониторингу и контролю являются обязательными трансакциями. Это связано с тем, что любое действие экономического агента в части реализации инвестиционной политики региона, связано с действием в среде с уже существующими методами, что, следовательно, приводит к столкновению мента-

выми барьерами при ее достижении (например: налоговое бремя). В результате у ряда институтов проявляется желание оппортунистического поведения в части государства или своих партнеров, что ведет к дополнительному росту трансакционных издержек. В той же части можно рассматривать и поведение прочих, неэкономических институтов, где может сложиться ситуация, при которой изменения в этих институтах смогут привести к росту новых издержек, связанных с динамикой в сферах технологий и управления персоналом (например: трудовое законодательство и/или дополнения в части законов инвестиционной деятельности региона). Кроме того, большинство региональных институтов, прямо или косвенно связанных с инвестиционной деятельностью, принципиально не имеют серьезного воздействия на принимаемые на уровне региона (страны) решения в части формальных правил, в результате чего можно сделать вывод о том, что существуют издержки «вытекающие», а именно связанные с анализом рынка, мониторингом внешней среды, общей динамикой правового поля страны. При условии постоянного внимания в части анализа и грамотных управленческих решений к подобным трансакционным издержкам со стороны региона, с течением времени они имеют тенденцию к снижению, а при отсутствии данного внимания — имеют тенденцию к росту.

Далее следует обратить внимание на трансакци-онные издержки сделки и управления, где выделены общие для всех видов институтов издержки (см. рис. 2). Объединяет их один общий фактор, а именно — зависимость от влияния человека (руководителя, коллектива, общества). Именно манеры ведения переговоров, язык общения, процесс отбора инфор-

литетов, что, в свою очередь, ведет к образованию трансакционных издержек. Кроме того, время, требующееся для адаптации и «притирки» интересов региона и экономических агентов, также ведет к увеличению данных издержек в процессе инвестирования экономики региона.

Если еще более подробно рассмотреть издержки сделки и управления, то можно заметить, что как для вновь зарождающихся институтов, для уже существующих, так и для выявленных в процессе мониторинга, существуют общие виды трансакционных издержек. Издержки, связанные с оригинальной миссией, объективны тем, что в современной среде организация, не видящая себя существующей в долгосрочной перспективе, практически выжить не может. Это отчетливо видно в среде регионального управления политикой и программами, где решения, направленные на получение краткосрочной выгоды, не только неэффективны, но и опасны в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Издержки, связанные со стандартизацией, вызваны тем, что в инвестиционной политике региона преобладает нормативный подход, вызванный тем, что как для инвестора, так и для объекта инвестирования важны четко прописанные и регламентированные документы, где прописаны все основные действия сторон и их правовые и номенклатурные рамки. В современных условиях институциональности инвестор предпочитает надежность и стабильный доход, нежели рискованное инвестирование и максимизацию прибыли, что в результате и приводит к необходимости создания более широкого спектра гарантий реализации инвестиционной деятельности. Эта задача ложится на региональные органы власти,

которые в своих ограниченных законом рамках могут создавать основы для базового становления инвестиционной политики на уровне региона.

Одной из основных трансакционных издержек при реализации инвестиционной политики региона для всех видов институтов также является менталитет участников процесса. Одной из важных целей при реализации инвестиционной политики региона является привлечение новых инвесторов, как резидентов, так и не резидентов страны. В результате этого происходит столкновение не только экономических интересов, но и процесс некой адаптации культурного содержания, истории, языка и т. п. Это подтверждается принципом круговой и кумулятивной причинности, отправной точкой для которой является анализ культуры в социально-экономическом процессе. [3] Хотя законы экономического развития теоретически для любого государства и региона одинаковы, тем не менее в реальной практике в значительной степени присутствуют «притирки» интересов на уровне межличностного общения. В этой связи перед региональными органами власти стоит не только задача создания качественных формальных правил, но и адаптация их к менталитету участников инвестиционного процесса на уровне региона.

Любой институт, будь то искусственно созданный или естественно преобразованный, имеет форму инновации [1]. Любые нововведения, прежде чем стать важным звеном системы, должны преодолеть ряд информационных, административных, временных и прочих барьеров. При создании институтов существует ряд явных издержек, связанных с проектированием, внедрением, обоснованием применения и т. д. В этой связи не следует забывать и о скрытых трансакционных издержках, процент которых в общих затратах довольно высок. Необ-

ходимо создание единой методики, позволяющей минимизировать трансакционные издержки процесса инвестирования экономики региона. Если говорить о долгосрочной перспективе, то оценка правильности применяемых методик возможна лишь с эффективно разработанной и грамотно внедренной системой контроля и мониторинга за определением трансакционных издержек на всех стадиях управления процессом инвестирования экономики региона. Только совокупность всех инструментов может привести к минимизации трансакционных издержек и, следовательно, получению большей выгоды, а кроме того определению оптимального управления инвестиционной политикой региона.

Для эффективного функционирования процесса инвестирования экономики региона необходима не только отлаженная система управления уже существующих институтов, но и вновь создаваемых, а также выявленных в процессе мониторинга. В этой связи разработка методики определения, выявления и снижения трансакционных издержек в этом процессе, безусловно, приведет к оптимальному управлению, повышающему качество принимаемых решений в части реализации инвестиционной политики региона.

Список литературы

1. Институты: от заимствования к выращиванию / Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5—7.

2. Кузьминов Я., Юдкевич М. За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире //Вопросы экономики. 2010. № 1. С. 115.

3. О'Хара Ф. Современные принципы неортодоксальной политической экономики // Вопросы экономики. 2009. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.