Научная статья на тему 'Инвестирование экономики региона с учетом возможностей снижения уровня трансакционных издержек'

Инвестирование экономики региона с учетом возможностей снижения уровня трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНСТИТУТ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гойхер О.Л.

В статье обосновывается подход повышения эффективности управления инвестиционными процессами в регионе через систему институтов в части трансакций. Определены основные направления снижения трансакционных издержек, сопровождающих процесс инвестирования экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестирование экономики региона с учетом возможностей снижения уровня трансакционных издержек»

43 (322) - 2013

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332

инвестирование экономики региона с учетом возможностей снижения уровня трансакционных издержек

О. Л. гойхер, доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики и менеджмента E-mail: goH@pochta.ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и н. Г. столетовых

В статье обосновывается подход к повышению эффективности управления инвестиционными процессами в регионе через систему институтов в части трансакций.

Определены основные направления снижения трансакционных издержек, сопровождающих процесс инвестирования экономики региона.

Ключевые слова: регион, инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционный процесс, институт, трансакционные издержки.

Развитие регионов РФ на современном этапе, как правило, предполагает довольно серьезные проблемы в области инвестирования. Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов. Решение данных проблем лежит именно на уровне субъекта Федерации

Формирование общей стратегии развития территории, составной частью которой выступает инвестиционная политика, требует системного подхода к анализу институциональной системы региональной инвестиционной политики региона.

Такое развитие в рамках реализации региональных политик качественно невозможно без создания оптимальных институциональных основ.

Инвестиционный процесс экономики региона предполагает не только внимание со стороны органов власти к своевременности его реализации, но и повышение качества функционирования через систему совокупности институтов, лежащих в основе инвестиционной политики.

институциональное преобразование региональной инвестиционной политики диктует необходимость детального осмысления по причинам, связанным с качеством функционирования институтов, определяющих данную политику. это обусловлено тем, что уровень развития региона определяется на базе формальных и неформальных элементов, формирующих региональную стратегию, создающих впоследствии тенденции дальнейшего роста. Рассмотрение и анализ институциональных форм управления инвестиционной политикой на региональном уровне требует учета параметров структурной перестройки и взаимосвязи со стратегическим направлением развития в масштабах всей страны.

Несмотря на то, что каждый институт - это отдельная структура, тем не менее он представляет собой открытую систему, которой требуются затра-

ты на формирование, функционирование и дальнейшее развитие. Данные затраты - не только то, что принято считать издержками на микроуровне, но и определенная совокупность трансакций. Эффективность существования самих институтов можно определить через систему трансакционных издержек, им принадлежащих. Большинство органов власти, отвечающих за реализацию инвестиционной политики, не учитывают институциональных аспектов существования региона, а также трансакционных издержек, сопровождающих данный процесс.

Следует отметить и то, что регионы из-за своих территориальных, ментальных, политических, климатических, исторических и прочих особенностей отличаются друг от друга. Это надо помнить как при оценке степени воздействия на процессы, создающие трансакционные издержки, так и при определении причин, формирующих их уровень. Есть еще один момент, требующий внимания органов власти, решающих задачи, связанные с выявлением и определением трансакций. Речь идет о стремлении к идеальному состоянию во всех «правилах игры» в структуре инвестиционной политики для любых экономических агентов. Это может привести к нейтрализации самого создаваемого или существующего института, что в конечном итоге значительно снизит результативность усилий заинтересованных субъектов.

Как подчеркивает Я. Буденко: «В настоящее время особую актуальность имеет построение эффективной инвестиционной стратегии, способствующей привлечению иностранных и отечественных инвесторов посредством построения благоприятной инвестиционной инфраструктуры и при наличии инвестиционной привлекательности» [1]. Инвестиционная система на региональном уровне представляет собой реализацию части региональной стратегии в виде отдельной функциональной политики. Данная инвестиционная политика - действенный элемент стратегии, необходимый для эффективного развития любого региона страны. Основные трудности, связанные с реализацией инвестиционной политики региона, основаны на фундаментальных характеристиках самого понятия «инвестиции», которое имеет прогностический характер. Это подтверждает Ф. О'Хара: «инвестиции обычно делаются с учетом перспективы, а будущие экономические условия неизвест-ны....Преобладающий деловой климат становится главным определяющим фактором для инвестиций» [2]. Становление деловой среды дает возможность развивать имеющиеся региональные институты.

Хотя сама указанная среда (ее более часто встречающееся название - «культура бизнеса») испытывает на себе воздействие не только неформальных, но и формальных институтов. Это вызывает необходимость при выдвижении законотворческих инициатив учитывать ментальность территории, для которой они предназначены. Отдельных региональных институтов не существует. На практике все они постоянно взаимодействуют между собой и тем самым создают трансакционные издержки (как при взаимоотношениях между институтами, так и при взаимоотношениях «регион-институт»).

Руководствуясь тем, что институты обладают различными условиями по экономии трансакци-онных издержек, можно утверждать, что процесс снижения данных издержек является не только экономически целесообразным инструментом повышения конкурентоспособности, но и базовой составляющей выживания самого института.

Одной из основных проблем, выделяемой авторами в области трансакций, является определение их происхождения, и только потом - разработка действий или определение тенденций к их минимизации.

Трансакционные издержки являются не только инструментами оценки эффективности региональных институтов, но и совокупным фактором оценки общего развития территории. кроме того, данные издержки позволяют предопределить через формирование и управление институтами региональные политики, а через них - общую стратегию развития региона.

В связи с тем, что доля трансакционных издержек (в том числе и на уровне региональной инвестиционной политики) высока, а степень воздействия на развитие институтов сильна, попытки борьбы с данным видом издержек являются вполне актуальными и (что особенно важно) обоснованными с точки зрения их практической применимости.

инвестиционный процесс (в корневом его содержании) предопределяет стремление экономического агента к получению прибыли. качественное управление издержками (трансакционными в том числе) связано с необходимостью разработки методов их снижения в процессе инвестирования и создания единых подходов к повышению эффективности управления процессом инвестирования экономики региона на основе снижения трансакционных издержек с учетом территориальных особенностей.

В связи с определением такой цели следует учитывать как особенности взаимодействия инс-

титутов между собой, так и их взаимоотношения с регионом (как институтом). Г. Саторов отмечает: «.. .если власть по тем или иным причинам не откликается на возникающие напряжения и не идет на совершенствование институтов, то преодоление возникших и нарастающих напряжений происходит революционным путем» [3].

Определим основные направления снижения трансакционных издержек, которые сопровождают процесс инвестирования экономики региона:

- в период создания институтов;

- выявление трансакционных издержек уже существующих институтов;

- разработка системы мониторинга и контроля за институтами.

В связи с этим можно определить основу процесса снижения трансакционных издержек, которая состоит из трех основных фаз:

- снижение трансакционных издержек уже существующих и функционирующих институтов;

- снижение трансакционных издержек формирующихся институтов;

- снижение трансакционных издержек институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга.

Концентрируя внимание на данной классификации, можно с наивысшей степенью эффективности охватить все возможные группы институтов и создать условия для формирования инструментов снижения трансакций. Реализация данного подхода позволит сформировать комплекс элементов, требующих детального анализа и оценки эффективности функционирования (текущей или будущей, прогнозной), а это придаст системности инвестиционной деятельности в структуре региональной стратегии. на основе данного шага также можно определить области, где возникают трансакционные издержки инвестиционной политики.

Минимизация уже существующих издержек -наиболее актуальный вопрос для современных органов регионального управления инвестиционной политикой. Связано это с тем, что максимальный экономический эффект от проведения инвестиционных процессов может быть получен не только за счет увеличенного прямого дохода, но и за счет снижения издержек. Следует сказать, что сам процесс определения, выявления, оценки и определения методов снижения трансакционных издержек технически проводить проще для уже существующих институтов, чем для формирующихся, и тем более для институтов,

потребность в которых выявлена в процессе мониторинга. это объясняется более явной, наглядной и прозрачной системой видения самого существующего института, а также возможностью более точного определения результатов его деятельности.

Следующим шагом должен стать процесс выявления конкретных трансакционных издержек традиционной классификации (рационирования, сделки и управления), относящихся к представленной группе институтов и к инвестиционной политике региона.

Очевиден тот факт, что для всех видов институтов формальные правила в сфере законодательства содержат наиболее значимые издержки. Это связано с жизненной необходимостью для каждого института действовать в рамках правового поля. Кроме того, большинство региональных институтов, прямо или косвенно связанных с инвестиционной деятельностью, не имеют возможности серьезно воздействовать на принимаемые на уровне региона (страны) решения о формальных правилах. можно сделать вывод о том, что существуют издержки «вытекающие», связанные с анализом рынка, мониторингом внешней среды, общей динамикой правового поля страны. При условии постоянного внимания к ним и грамотных управленческих решений со стороны региональных властей с течением времени они имеют тенденцию к снижению, а при отсутствии данного внимания - к росту.

Далее следует обратить внимание на трансак-ционные издержки сделки и управления, где выделены общие для всех видов институтов издержки. Объединяет их один общий фактор - зависимость от влияния человека (руководителя, коллектива, общества). Это обусловлено тем, что любое действие экономического агента по реализации инвестиционной политики региона связано с действием в среде с уже существующими методами. Это приводит к столкновению менталитетов, которое способствует образованию трансакционных издержек. Кроме того, время для адаптации и «притирки» интересов региона и экономических агентов также ведет к увеличению данных издержек в процессе инвестирования экономики региона.

Сложность процесса выявления трансакцион-ных издержек заключается в следующем:

- этот процесс довольно противоречив, так как не всегда ясно, где, собственно, они находятся;

- необходимо определить, какие издержки принадлежат конкретному институту.

Первую проблему можно разрешить, выбрав сферы, которые формируют трансакционные издержки инвестиционной политики региона. Практическую реализацию данного шага и решение второй проблемы представляет собой матрица, где по горизонтали рассматриваются сферы, формирующие трансакционные издержки, а по вертикали - виды институтов (существующие, формирующиеся и институты, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга). До создания матрицы необходимо подробнее рассмотреть каждую из сфер (рационирования, сделки и управления), пояснив их принадлежность к инвестиционной политике региона.

Внутреннее содержание матрицы характеризуется разработкой конкретных действий, направленных на снижение трансакционных издержек процесса инвестирования экономики региона. Данные действия должны отражать ликвидацию разрывов, пустот и смещений.

На основе разработанной матрицы можно сформировать схемы снижения трансакционных издержек для существующих и формирующихся институтов, а также институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга. Это дает возможность в дальнейшем разработать механизмы снижения издержек региона для всех групп институтов. Данные механизмы должны представлять собой системные действия, связанные с совокупностью решений минимизации издержек, обоснованные и понятные для региональных органов власти.

Также следует заострить внимание на необходимости выявления и дальнейшей минимизации трансакционных издержек в отдельных секторах инвестиционной политики, между секторами, а также издержек влияния региона на сектора для каждой из трех групп институтов (существующих институтов, формирующихся и институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга). Типологию секторов следует рассматривать на основе методики оценки трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллиса и Д. Норта. Представленные секторы комплексно выявляют издержки через взаимодействие трансакционного и трансформационного секторов, а группы институтов определяют точность принадлежности трансакционных издержек к элементам инвестиционной политики.

Механизм повышения эффективности управления процессом инвестирования экономики региона на основе снижения трансакционных издержек как поля проявления трансакционных издержек и транс-

формационного сектора представлен на рисунке. Он представляет собой совокупность пяти шагов, каждый из которых несет свою целевую нагрузку.

I шаг - определение институтов в секторе позволяет выявить «объем работ» трансакций, а также приоритетность в решении задач для каждого института в отдельности.

II шаг - выявление трансакционных издержек, где необходимо решить две задачи:

- определить весь перечень издержек (рационирования, сделки, управления);

- определить принадлежность издержек внутри и между секторами, а также издержек влияния региона на секторы.

III шаг - определение «ядра» корневых издержек позволяет существенно сузить область нахождения издержек, а также их количество (используя экспертные и статистические методы анализа).

IV шаг - составление матрицы решений решает задачу разработки конкретных мероприятий по минимизации трансакционных издержек каждого сектора для трех групп институтов.

V шаг - создание комплексного эффекта, связанного с существенным снижением уровня транс-акционных издержек процесса инвестирования экономики региона.

Представленный механизм апробирует теоретические постулаты Д. Норта и Дж. Уоллиса на уровне региональной инвестиционной политики. Применение данного механизма может стать как основным, так и начальным инструментом в цепи повышения эффективности управления процессом инвестирования на основе снижения трансакционных издержек в зависимости от целей и «упорства» региональных властей при реализации отдельной политики.

Характерная особенность механизма - обоснование необходимости выявления и дальнейшей минимизации трансакционных издержек в отдельных секторах инвестиционной политики, между секторами, а также издержек влияния региона на секторы для каждой из трех групп институтов (существующих, формирующихся и институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга). Представленные секторы комплексно выявляют издержки через взаимодействие транс-акционного и трансформационного секторов, а группы институтов определяют точность принадлежности трансакционных издержек к элементам инвестиционной политики.

Определение институтов (существующих, формирующихся и институтов, потребность в которых выявлена в процессе мониторинга) в каждом секторе инвестиционной политики региона

Выявление трансакционных издержек рационирования, сделки и управления инвестиционной политики региона

III

IV

Издержки влияния региона на сектора инвестиционной политики

Издержки внутри каждого сектора инвестиционной политики

Издержки взаимодействия между секторами инвестиционной политики

Определение «ядра» корневых трансакционных издержек инвестиционной политики региона

Матрица решений

минимизации трансакционных издержек влияния региона на секторы инвестиционной политики региона трех групп институтов

V

Матрица решений

минимизации трансакционных издержек внутри каждого сектора инвестиционной политики региона трех групп институтов

Матрица решений

минимизации трансакционных издержек взаимодействия между секторами инвестиционной политики региона трех групп институтов

Минимизация трансакционных издержек процесса инвестирования экономики

региона

Схема механизма повышения эффективности управления процессом инвестирования экономики региона на основе снижения трансакционных издержек

Анализ системы выявления трансакционных издержек инвестиционной политики экономики региона помогает определить сферы формирования данных издержек и перспективы их дальнейшего снижения. Внутреннее содержание институтов создает трансакционные издержки, основанные на формальных и неформальных правилах и «порожденные» процессами и взаимоотношениями внутри них. Данные процессы носят как межличностный, коммуникативный характер, так и информационно-аналитический, что предопределяет порождение издержек управления и сделки. Кроме того, институты не существуют вне среды, которая заставляет их находиться в рамках формального состояния, порождая

издержки рационирования. Не следует забывать и о том, что институт управляется людьми и «живет» в структуре общественного развития, что создает среду неформального состояния и, следовательно, трансакционные издержки рационирования. Совокупность данных издержек формирует трансакции конкретных институтов, входящих в сферы инвестиционной политики экономики региона.

Проблемы институтов развития региона по повышению эффективности инвестирования экономики субъекта зависят от качества использования институциональных аспектов развития территории, где одно из главенствующих мест занимают трансакци-онные издержки, снижение уровня которых существенно повысит эффективность организации регионального хозяйства в целом и инвестиционной политики в частности.

Повышение эффективности управления процессом инвестирования экономики региона на основе снижения трансакционных издержек направлено на стабилизацию инвестиционной политики и создание синергии эффектов (экономического, социального, бюджетного), что для региона является приоритетной задачей.

Список литературы

1. Буденко Я. Совершенствование инвестиционной стратегии как фактор повышения конкурентоспособности страны // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2.

2. О'Хара Ф. Современные принципы неортодоксальной политической экономии // Вопросы экономики. 2009. № 12.

3. Сатаров Г. Пролегомены к последней модернизации в России // Вопросы экономики. 2011. № 5.

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.