Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ ЗА СЧЕТ МНОГОПЛАНОВОГО РАСКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА'

СНИЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ ЗА СЧЕТ МНОГОПЛАНОВОГО РАСКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайленко Е.Д., Фомин А.И.

В данной статье авторами на основании проведенных исследований зарубежных и отечественных ученых, исследований, выполненных на угольных шахтах Кемеровской области - Кузбасса - изучены поведение работников при выполнении ими своих трудовых функций в соответствии с трудовым договором, причины такого поведения, приводящие к нарушениям требований безопасного поведения, авариям, инцидентам, несчастным случаям на производстве. Авторами приводятся причины поведения работников угольных шахт при ведении технологических процессов горного производства, приводящие в большинстве случаев к созданию нештатных аварийных ситуаций, несчастным случаям, нанесению вреда здоровью работникам, а также представлены факторы, средства, мероприятия по повышению компетентности шахтеров, способствующие безопасному поведению работников при выполнении технологических операций на своих рабочих местах, а также безопасному поведению в случае любой аварийной ситуации на угледобывающем предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайленко Е.Д., Фомин А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COAL MINE OCCUPATIONAL INJURIES’ REDUCTION DUE TO MULTIPLE HUMAN FACTOR DISCLOSURE

In this article, the authors, on the basis of the studies carried out by foreign and domestic scientists, studies carried out at the coal mines of the Kemerovo region - Kuzbass, studied the workers’ performing their labor functions in accordance with the employment contract behavior, the reasons for such behavior, leading to the safe behavior requirements’ violations, accidents, incidents, accidents at work. The authors cite the coal mine workers’ behavior reasons in the conduct of mining processes, leading in most cases to the creation of abnormal emergencies, accidents, harm to the health of workers, and also present factors, means, measures to increase the competence of miners, contributing to the safe behavior of workers during performing technological operations at their workplaces, as well as safe behavior in the event of any emergency at a coal mining enterprise.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ ЗА СЧЕТ МНОГОПЛАНОВОГО РАСКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»

| Е.Д. Михайленко // Ye.D. Mikhailenko katya_ku4@mail.ru

соискатель АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 Applicant of JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

УДК 331.464; 371.315

СНИЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ ЗА СЧЕТ МНОГОПЛАНОВОГО РАСКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

COAL MINE OCCUPATIONAL INJURIES' REDUCTION DUE TO MULTIPLE HUMAN FACTOR DISCLOSURE

В данной статье авторами на основании проведенных исследований зарубежных и отечественных ученых, исследований, выполненных на угольных шахтах Кемеровской области - Кузбасса - изучены поведение работников при выполнении ими своих трудовых функций в соответствии с трудовым договором, причины такого поведения, приводящие к нарушениям требований безопасного поведения, авариям, инцидентам, несчастным случаям на производстве. Авторами приводятся причины поведения работников угольных шахт при ведении технологических процессов горного производства, приводящие в большинстве случаев к созданию нештатных аварийных ситуаций, несчастным случаям, нанесению вреда здоровью работникам, а также представлены факторы, средства, мероприятия по повышению компетентности шахтеров, способствующие безопасному поведению работников при выполнении технологических операций на своих рабочих местах, а также безопасному поведению в случае любой аварийной ситуации на угледобывающем предприятии. In this article, the authors, on the basis of the studies carried out by foreign and domestic scientists, studies carried out at the coal mines of the Kemerovo region - Kuzbass, studied the workers' performing their labor functions in accordance with the employment contract behavior, the reasons for such behavior, leading to the safe behavior requirements' violations, accidents, incidents, accidents at work.

The authors cite the coal mine workers' behavior reasons in the conduct of mining processes, leading in most cases to the creation of abnormal emergencies, accidents, harm to the health of workers, and also present factors, means, measures to increase the competence of miners, contributing to the safe behavior of workers during performing technological operations at their workplaces, as well as safe behavior in the event of any emergency at a coal mining enterprise.

Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, МОТИВАЦИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ.

Key words: LABOR SAFETY, OCCUPATIONAL INJURY, HUMAN FACTOR, SAFE HUMAN BEHAVIOR, MOTIVATION, COMPETENCES.

Любой вид физического труда или другой предметной деятельности в той или иной мере связан с опасностью для здоровья человека. «По сравнению с другими отраслями промышленности во всех странах мира условия труда в горнодобывающей промышленности являются одними из наиболее опасных [1,2]. Анализ травматизма на шахтах показывает, что большинство травм и аварий происходит под воздействием человеческого фактора. «Анализ опыта работы предприятий и данных мировой и отечественной статисти-

ки показал, что 93 - 97 % причин травмирования обусловлены опасными действиями персонала» [3]. Это подтверждает целый ряд исследовательских и аналитических работ. В своей работе "Безопасность труда шахтеров: Человеческий фактор'' Френкель Ю.М. приводит: «75%-80% всех аварий в шахте и случаев травмирования обусловлено влиянием личностных факторов», это подтверждается в анализах и исследованиях Бабокина И.А., Ворошилова Я.С., Карасева Н.А., Неволиной Е.М., Савенка С.К., Павлова А.Ф.. Седельникова Г.Е., Фомина А.И., Шевалдина

Рисунок 1. Распределение причин несчастных случаев Figure 1. Accident causes' distribution

И.А., Шуцкого В.И. и других.

При этом опасные действия работника являются причинами более чем 96% несчастных случаев, а опасные условия - менее 4% (рис.1).

Как видим, происходящие с человеком несчастные случаи обусловлены его поведением [1-8]. И даже в тех случаях, когда несчастный случай происходит, казалось бы, из-за технической неисправности механизмов или из-за других объективных факторов, то после детального изучения становится ясно, что эти "объективные" причины, оказывается, вызваны в большинстве случаев человеческим фактором.

Поведение человека складывается из факторов, т.е. причин, по которым субъект ведет себя так, а не иначе. Факторы могут исходить как от человека - субъективные факторы, так и от внешней среды - объективные факторы.

Существуют следующие причины возникновения опасных (травмоопасных) ситуаций 4]:

- объективное осложнение горно-геологических условий;

- возрастание опасности труда (с развитием и внедрением новой современной высокопроизводительной горной техники опасность труда возрастает быстрее, чем растут защитные свойства человека);

- иллюзия безнаказанности (авария -сложное случайное событие, обусловленное одновременным проявлением многих простых событий, поэтому, совершая незначительные нарушения требований правил безопасности (ПБ), работник не осознает опасность катастрофического явления);

- низкий уровень профессионализма, компетентности;

- адаптация человека к опасности (происходит потеря разумной осторожности и снижение восприятия технологического горно-шахтного оборудования, машин, механизмов как источника повышенной опасности);

- недостаточная информированность персонала об уровне аварийности и травматизма (умалчивание ведомственной информации, отсутствие обзорных данных по проблеме без-

опасности производства);

- отсутствие взаимосвязи нарушения ПБ и цены ошибки (увеличение взаимозависимости работников друг от друга, повышение концентрации персонала у возможного эпицентра аварии);

- низкий уровень профотбора (противоречие психофизических свойств человека и требований профессии приводит к снижению производительности труда и, как следствие, к росту травматизма);

- провоцирование нарушений (непреднамеренное создание условий, вынуждающих персонал шахт идти на нарушение норм ПБ, как в процессе эксплуатации горно-шахтного оборудования, так и в процессе его технического обслуживания и ремонта).

Перечисленные факторы являются как субъективными (провоцирование нарушений, низкий уровень профотбора, отсутствие взаимосвязи нарушения ПБ и цены ошибки, недостаточная информированность персонала, адаптация человека к опасности, низкий уровень профессионализма, компетентности, иллюзия безнаказанности), так и объективными (осложнение горно-геологических условий, техническое усложнение горно-шахтного оборудования, технологических машин, механизмов). На объективные причины-факторы мы можем повлиять с помощью технических и организационных мер.

Влиять на субъективные причины - факторы поведения человека мы имеем возможность через формирование равнозначных средств, способов. Например, на мотивационные причины поведения человека мы можем влиять только мотивационными средствами, именно поэтому невозможно приказать не травмироваться, как не получится работать высокоэффективно с улыбкой и радостью в сердце, да ещё и безопасно ''из-под палки''.

Под формированием поведения человека понимается комплекс мер, создающих благоприятную атмосферу для работы и повышающих адаптивность поведения человека (рис.2).

Рассмотрим более подробно факторы и средства воздействия на безопасное поведение

человека.

Одним из основных факторов является мотивационный. Мотивация - индивидуальное явление, это сознательное, намеренное действие, так как осуществляется при управлении работником. Каждая личность рассматривается большинством теорий как уникальный объект мотивации (так, разные люди имеют различные потребности, ожидания, цели и т.д.). Мотивация - многоаспектное явление, включающее результат действия самых разнообразных факторов: внешних и внутренних, социальных и технологических и т.д.

Современные подходы к проблеме мотивации состоят, с одной стороны, в выделении и составлении системы принуждающих к безопасному поведению факторов, с другой стороны -системы мотивов и стимулов к эффективному и безопасному труду. От правильного сочетания этих систем зависит, станет ли для работника цель трудиться безопасно и качественно внутренне значимой, ценной и осознанно необходимой.

Основными факторами мотивации можно назвать следующие:

- условия и содержательность труда;

- постановка четких и понятных целей;

- система экономических нормативов и

льгот;

- уровень заработной платы;

- справедливость вознаграждений;

- возможность продвижения по службе и

др. [9].

Общая схема воздействия мотивацион-ных средств на формирование человека представлена на рисунке 3.

В настоящий момент для мотивации сотрудников необходимо увеличивать диапазон стимулов. В наши дни просто хорошая зарплата уже не может служить достаточным средством мотивации работников, потребности высших уровней не менее важны для них. При проведении исследований по данному вопросу, проведении тестирования выявлено, что большинство работников стремятся не столько к успеху, сколько к полноценной жизни. Для них досуг, семья, стиль жизни и нематериальные блага так же важны, как и работа. Чтобы найти побудительные мотивы для таких работников, следует расширять деятельность работника и вовлекать его в дела организации, в целом используя индивидуальный подход и методы.

При формировании системы мотивации необходимо разработать четкие положения и неукоснительно их соблюдать, так как даже единовременное нарушение может негативно отразиться на мотивации персонала.

Не менее важным фактором формирования поведения работников является коммуникативный фактор, поскольку общение - это важнейший процесс в жизнедеятельности человека. Человек - социальное существо, его профессиональное развитие и успехи во многом зависят от эффективности отношений с другими людьми. Люди, способные устанавливать и поддерживать эффективные деловые отношения, быстрее адаптируются в новых условиях, эффективнее и безопаснее работают.

В последнее время в эпоху стремительного развития информационных технологий в нашу жизнь все больше входят социальные сети, различные мессенджеры, которые совме-

Рисунок 2. Формирование безопасного поведения человека Figure 2. Safe human behavior formation

Мотив ационны е средства

Материальное стимулировани е

Моральное стимулировали е

■ поощрение за досрочное и безаварийное выполнение поставленной задачи (монтаж, перекрепка, проходка и др.);

- «пятерка за идею» - материальное поощрение за внесенные предложения по улучшениям;

- поощрение за длительное выполнение работ без травм и аварий;

- премии, подарки, путевки и др.

- благодарность перед коллективом;

- благодарственные письма в семьи;

- выдвижение в наставники;

- назначение экспертом какого-либо направления;

- доски почета;

- размещение портретов на корпоративных календарях и буклетах и др.

Рисунок 3. Мотивационные средства формирования безопасного поведения Figure 3. Safe behavior formation motivational tools

щают в себе обе составляющие общения. Уделяя большее внимание этим видам общения, мы тем самым убыстряем служебное общение и обмен информацией, а также имеем уникальную возможность проведения грамотных и эффективных инструктажей, разработки и внедрения видео-инструкций и регламентов, видеороликов, возможностей для предоставления развивающей обратной связи [5].

Значительный эффект в снижении уровня травматизма на угледобывающих предприятиях дает внедрение компьютерного видеоинформационного комплекса непрерывного развития компетентности работников в сфере охраны труда.

Посредством коммуникативных средств обеспечивается оперативное и более качествен-

ное управление производственными процессами на шахте, возможность эффективного общения формирует коммуникативную среду и ведет к более полному использованию человеческих ресурсов. Через коммуникативные средства раскрываются возможности по усилению других поведенческих средств. Например, общаясь в процессе выполнения незнакомого процесса, работник всегда имеет возможность получить совет, повысить свои знания и поделиться ими с остальным коллективом (рис.4).

Одним из основных факторов, формирующих безопасное поведение человека является познавательный (когнитивный) фактор. Сталкиваясь с проблемой нехватки знаний или отсутствия информации на фоне других людей, или на сравнении своих знаний в личном поиске,

Коммуникативные средства

Невербальные

Вербальные

Объединение компьютерной

-наглядная агитация безопасности;

- использование светоотражающих материалов;

- предупреждающие знаки;

- нашивки на спецодежду,

- информационные листы безопасности;

- грамотная выдача наряда;

- эффективные инструктажи;

- поведенческие беседы безопасности;

- видео-ролики;

- дни информирования (таун-холлы);

- развивающая обратная связь;

- транслирование информации на нарядах;

- внедрение симуляторов по безопасности;

- слежение и идентификация в реальном времени за персоналом и оборудованием;

- база данных инструктажей и др.

Рисунок 4. Коммуникативные средства формирования безопасного поведения Figure 4. Safe behavior forming communicative means

^^ ^^^ научно-технический журнал №2-2021

5o вестник

человек испытывает потребность в устранении пробела знания. Культивируемый в среде рабочих принцип ''если не знаешь, не заставят делать'', возник на основе безмотивационного труда, и с введением четкой системы поощрений (за что работник получает заработную плату), этот принцип потеряет свою эфемерную силу. Когнитивный фактор проявляется как способность анализировать собственное состояние и условия внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Существует множество методов развития профессиональных знаний и навыков, повышения уровня профессиональных компетенций. Все они могут быть разделены на две большие группы - обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места. Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество, поведенческие беседы безопасности. Обучение на рабочем месте отличается своей направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, представляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не

дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

Вне рабочего места возможна реализация мероприятий, направленных на повышение уровня основных компетенций, необходимых для эффективной реализации своих рабочих функций: технико-технологических, организационно-управленческих и социально-экономических (рис.5).

Особое место в формировании безопасного поведения шахтера занимает социально-нравственный фактор. От значимости данного фактора для работника зависит, какой стиль поведения в конкретной ситуации он выберет, каким образом будут складываться его отношения в коллективе.

Поэтому особое внимание при формировании безопасного поведения уделяется социально-нравственным средствам. Это и повышение имиджа организации, и пропаганда шахтерского труда, и социальная поддержка молодых работников, пенсионеров, и повышение статуса и престижа шахтерского труда.

Важное значение здесь имеет социально-психологический климат, который является результатом совместной деятельности работников, их межличностных отношений, детерминированных не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и ее удовлетворением. Для улучшения социально-психологического климата руководителям шахтерских коллективов (от директора до мастера и звеньевого) необходимо улучшать как

Средства. формирования компетенций

Технино-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технолоптческих

Организационно-управ л енч еских

Социально-энономич еских

■ научно-практические конференции;

■ технические форумы;

■ школы главных специалистов

■ обучение новым технологиям

- управленческие тренинги; - конкурсы безопасности;

- разработка политик и регламентов; - социологические исслед.,

- совершенствование оргструктуры - доп. программы (эконо-

- участие в проектах; мика, психология и др.)

- деловые игры

Рисунок 5. Средства формирования компетенций Figure 5. Competencies' forming means

производственное общение, так и непроизводственное общение, начиная от проведения календарных праздников и доходя до уровня дня рождения каждого члена коллектива. Сплочение коллектива всегда способствует решению производственных и бытовых задач и, как следствие, вызывает снижение травматизма (рис.6).

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, также управляют трудовым поведением человека. К примеру, можно отметить мотивирующую роль эмоций (Додонов Б.Д., 1987, Симонов П.В., 1996, Изард К., 1979 и др.), которые играют в управлении безопасным трудовым поведением такие роли, как отражательно-оценочную (сигнальную), побудительную и актива-ционно-энергетическую. Кроме того, важна прикладная роль эмоций в регуляции поведения и деятельности человека: коммуникативная роль, влияние на когнитивные процессы, а также их оздоровительная роль. Кроме того, чувства связывают с потребностями и мотивами. Именно поэтому так важна роль эмоционально-чувственного фактора в управлении поведением человека.

Эмоционально-чувственные средства формирования поведения человека являются важными с точки зрения влияния на травматизм и аварийность. В научных работах, выполненных НИИ гигиеной труда, определялась степень предрасположенности шахтеров к несчастным случаям. Сопоставлялись данные инструментальных измерений, показателей внимания, сенсомоторной координации и эмоциональных проявлений в двух группах шахтеров по сорок человек. Одна группа шахтеров с неоднократными травмами, другая - шахтеры без травм. Исследования показали, что в обычных условиях

труда значительного различия в измеряемых показателях деятельности обеих групп не обнаружилось. Однако в экстремальных условиях точность работы шахтеров из группы, имеющих производственные травмы, была значительно ниже, чем тех, кто не имел травм. Следовательно, те, кто имел травмы, показали худшие способности к преодолению трудностей и опасностей.

Проведено сопоставление психофизиологических показателей групп шахтеров, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве по собственной вине из-за опасных действий и неправильного поведения, и аналогичной по стажу и возрасту контрольной группы, где не было несчастных случаев. Исследование показало, что в группах шахтеров с несчастными случаями было явно выражено неадекватное отношение к опасности: у них отсутствовало ощущение тревоги или же, наоборот, наблюдалась гиперболия - чрезмерное чувство тревоги.

Для поддержания адаптивного поведения, необходимой составляющей безопасного ведения работ необходимо постоянное личностное совершенствование. Этого возможно добиться поощряя и мотивируя результаты, достигнутые работником на производстве. Занятия спортом, чтение книг, самообучение и саморазвитие, различные хобби благоприятно сказываются на взаимоотношении в коллективе, поэтому необходимо всячески поощрять и стимулировать у работников интерес к полноценной жизни. В этом случае достигается повышенная отдача на производстве, потому что человек ''так привык работать'' и по-другому уже не может.

Особенно важным моментом усматривается организация психодиагностического сопрово-

Социально-нравственные средства

- политика безопасности;

- кардинальные требования безопасности;

- отличительные знаки лидеров безопасности;

- шахтерская форма

- чествование лучших; ■ поддержка шахтерских династий; - фильмы, ролики; награды за работу

- путевки;

- лечение, страховка;

- ипотека;

- поддержка пенсионеров; - мобильная связь;

- спортивные и культурные мероприятия

Рисунок 6. Социально-нравственные средства формирования поведения Figure 6. Behavior forming social and moral means

60

Эмоционапьно-чувств енны е средства

Психологии есш>е сопровожд ени е

Эргономичность средств и условий труда

Личностное самосов ерш енствован

- создание психологической службы;

- релаксационные тренинги;

- психологическое консультирование, тестирование работников и членов их семей;

- комнаты психологической разгрузки;

- современные СИЗы;

- использование современных материалов;

- удобные и безопасные инструменты и оборудование, транспортные средства (автобусы), столовые и мойки;

- самообразование, саморазвитие;

- поощрение увлечений работн.;

- конкурсы, выставки, соревнования;

■ статьи и фото работников в СМИ

- тренинги личностого роста;

- содействие получению образования, повышению квалификации

и др.

Рисунок 7. Эмоционально-чувственные средства формирования поведения Figure 7. Behavior forming emotional and sensory means

ждения на производстве и в процессе обучения. Многие вынужденные негативные последствия, которые работник приобретает на работе, можно и нужно ликвидировать с помощью различных психологических методик, которые на сегодняшний день достигли хорошего практического уровня.

Работа психолога на шахте не должна заключаться только в устранении возникающих проблем личности [10]. Полноценной работа станет тогда, когда работник, находясь под землей, в шахте, на рабочем месте в лаве, забое, горной выработке, будет эффективно и конструктивно преодолевать возникающие экстренные ситуации, когда будут четко разработаны методики поведения в экстремальных ситуациях. То есть ''последовательность действий при пожаре'' должна быть обогащена и понята работниками

полностью, на подсознательном уровне (рис.7).

Следует отметить, что разработанная система влияет в комплексе не только на снижение травматизма и повышение безопасности работ, но и на повышение сплоченности коллектива, повышение личного комфорта работника, что влечет за собой улучшение производственных показателей бригад, участков, шахты.

Для практической реализации описанной выше системы, для повышения культуры организации, для раскрытия человеческого фактора в направлениях безопасности и высокопроизводительной работы необходимо разработать и реализовать проект мероприятий по многоплановому раскрытию человеческого фактора, включающий всю систему вышеперечисленных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котик М.А. Психология и безопасность. Изд. 2-е, испр. И доп.-Таллин: Валгус, 1987. - С. 440.

2. Onder, S., Evaluation of occupational injuries with lost days among opencast coal mine workers through logistic regression models. Safety Science, 59, pp. 86-92, 2013.

3. Неволина Е.М. Снижение травматизма на горнодобывающем предприятии на основе развития компетентности персонала: дис. канд. техн. наук. - Челябинск, 2004. - 128 с.

4. Гимельштейн Л.Я. Безопасность труда шахтеров. Человеческий фактор / Л.Я. Гимельштейн, Ю.М. Френкель // Кемерово. - Кемеровское книжное из-во. - 1999. - 172 с.

5. Седельников Г.Е. Внедрение технологий цифрового обучения для повышения качества обучения работников охране труда / Г.Е. Седельников, А.И. Фомин, А.М. Ермаков, Е.А. Петров // Безопасность труда в промышленности. - 2019. - № 1. - С. 62-66.

6. Фомин А.И. Оценка влияния «склонности работников к риску» на уровень производственного травматизма на предприятиях угольной промышленности / А.И. Фомин, А.А. Осипова // Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2020. - № 3. - С. 31-35.

7. Ворошилов Я.С. Научное обоснование и разработка технических решений для контроля пылевой обстановки горных выработок угольных шахт с учетом человеческого фактора: дис. д-р техн. наук. - Кемерово. - 2020. - С. 308.

8. Михайленко Е.Д. Управление персоналом угледобывающего предприятия по критерию влияния на человеческий фактор / Е. Д. Михайленко, А.И. Фомин // Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной

промышленности. - 2021. - № 1. - С. 44-50.

9. Мишурова И.В., Кутелелев П.В. Управление мотивацией персонала: учебно-практическое пособие / И.В. Ми-шурова, П.В. Кутелелев // Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003.- С.224.

10. Алекина Е.В., Мельникова Д.А., Яговкин Г.Н. Формирование мотивации у персонала к безопасной деятельности / Е.В. Алекина, Д.А. Мельникова, Г.Н. Яговкин //Безопасность и охрана труда, № 3, 2017. - С. 17.

11. Утюганова В.В. Прогнозирование и оценка профессиональных рисков в горной отрасли с применением теоремы Байеса / В.В. Утюганова, В.С. Сердюк, А.И. Фомин //// Безопасность труда в промышленности. — 2021. — № 1. — С. 79- 87.

REFERENCES

1. Kotik, M.A. (1987). Psikhologia i bezopasnost [Psychology and safety]. Tallinn: Valgus [in Russian].

2. Onder, S., Evaluation of occupational injuries with lost days among opencast coal mine workers through logistic regression models. Safety Science, 59, pp. 86-92, 2013 [in English].

3. Nevolina, Ye.M. (2004). Snizheniye travmatizma na gornodobyvayushchem predpriyatii na osnove razvitiya kompe-tentnosti personala [Reducing injuries at a mining enterprise based on the development of personnel competence]. Candidate's thesis. Chelyabinsk [in Russian].

4. Gimelstein, L.Ya., & Frenkel, Yu.M. (1999). Bezopasnost' truda shakhterov. Chelovecheskiy faktor [Work safety of miners. Human factor]. Kemerovo. Kemerovskoye knizhnoye izdatel'stvo - Kemerovo book publishing house [in Russian].

5. Sedelnikov G.E., Fomin, A.I., Yermakov, A.M., & Petrov, Ye.A. (2019). Vnedreniye tekhnologiy tsifrovogo obucheniya dlya povysheniya kachestva obucheniya rabotnikov okhrane truda [Implementation of digital learning technologies to improve the quality of labor protection training for workers]. Bezopasnost truda v promyshlennosti - Industrial Labor Safety, 1, 62-66 [in Russian].

6. Fomin A.I., & Osipova, A.A. (2020). Otsenka vliyaniya «sklonnosti rabotnikov k risku» na uroven' proizvodstvennogo travmatizma na predpriyatiyakh ugol'noy promyshlennosti [Assessment of "workers propensity to risk" influence on the level of industrial injuries at coal industry enterprises]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 3, 31-35 [in Russian].

7. Voroshilov, Ya.S. (2020). Nauchnoye obosnovaniye i razrabotka tekhnicheskikh resheniy dlya kontrolya pylevoy ob-stanovki gornykh vyrabotok ugol'nykh shakht s uchetom chelovecheskogo faktora [Scientific substantiation and development of technical solutions for monitoring the dusty environment of mine workings of coal mines taking into account the human factor]. Doctor's thesis. Kemerovo [in Russian].

8. Mikhailenko, Ye. D., & Fomin, A.I. (2021). Upravleniye personalom ugledobyva-yushchego predpriyatiya po kriteriyu vliyaniya na chelovecheskiy faktor [Coal mining enterprise personnel management according to the criterion of influence on the human factor]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center,1, 44-50 [in Russian].

9. Mishurova, I.V., & Kutelelev P.V. (2003). Upravleniye motivatsiyey personala: uchebno-prakticheskoye posobiye [Personnel motivation management: training manual]. Moscow: iCc "MarT"; Rostov nD: Publishing Center '' MarT '' [in Russian].

10. Alekina, E.V., Melnikova, D.A., & Yagovkin G.N. (2017). Formirovaniye motivatsii u personala k bezopasnoy deyatel'nosti [Formation of staff motivation for safe activity]. Bezopasnost i okhrana truda - Safety and labor protection, 3, 17 [in Russian],

11. Utiuganova, V.V., Serdiuk, V.S., & Fomin, A.I. (2021). Prognozirovaniye i otsenka professional'nykh riskov v gornoy otrasli s primeneniyem teoremy Baiyesa [Forecasting and assessment of professional risks in the mining industry using Bayes' theorem], Bezopasnost truda v promyshlennosti - Industrial Labor Safety, 1, 79-87 [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.