Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГЛЕДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГЛЕДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Е.Д., Фомин А.И.

В данной статье освещаются вопросы, связанные с безопасностью трудовой деятельности на угледобывающем предприятии. Рассматриваются такие понятия, как культура безопасности и поведенческие беседы безопасности, которые, в свою очередь, способствуют созданию и поддержанию безопасной рабочей среды, поскольку позволяют своевременно обнаружить назревающие проблемы и тенденции и принимать необходимые меры. Кроме того, авторы статьи акцентируют внимание на том, что именно поведенческие беседы безопасности на угледобывающем предприятии являются основой для разработки программ обучения и мероприятий по обеспечению безопасной рабочей среды на опасном производственном объекте, а кроме того, такие поведенческие беседы безопасности позволяют создать стабильность в коллективе, сохранить жизнь и здоровье работников в процессе осуществления ими трудовой деятельности на предприятиях угольной промышленности. В свою очередь, система и механизм формирования культуры безопасности дают возможность создать такую рабочую атмосферу, в которой сотрудники предприятия участвуют в улучшении условий, охраны труда, безопасности горного производства. Такой подход определяет своевременное выявление и устранение рисков и мотивирует сотрудников на безопасный труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL SAFETY CONVERSATIONS AS A SAFETY CULTURE CREATING TOOL AT A COAL MINING ENTERPRISE

This article covers issues related to the safety of labor activity at a coal mining enterprise. Concepts such as safety culture and behavioral safety conversations are considered, which, in turn, contribute to the creation and maintenance of a safe working environment, since they allow you to detect emerging problems and trends in a timely manner and to take the necessary measures. In addition, the authors of the article emphasize that it is behavioral safety conversations at a coal mining enterprise that are the basis for the development of training programs and measures to ensure a safe working environment at a dangerous production facility, and in addition, such behavioral safety conversations allow you to create stability in the team, save the life and health of employees in the process of their work at coal mining enterprises. In turn, the system and mechanism of forming a safety culture make it possible to create a working atmosphere in which the company's employees participate in improving the conditions, labor protection, and safety of mining production. This approach determines the timely identification and elimination of risks and motivates employees to work safely

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГЛЕДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ»

| Е.Д. Михайленко // Ye.D. Mikhailenko katya_ku4@mail.ru

соискатель АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 Applicant of JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

I А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

УДК 331.45; 331.46; 371.315

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГЛЕДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ

BEHAVIORAL SAFETY CONVERSATIONS AS A SAFETY CULTURE CREATING TOOL AT A COAL MINING ENTERPRISE

В данной статье освещаются вопросы, связанные с безопасностью трудовой деятельности на угледобывающем предприятии. Рассматриваются такие понятия, как культура безопасности и поведенческие беседы безопасности, которые, в свою очередь, способствуют созданию и поддержанию безопасной рабочей среды, поскольку позволяют своевременно обнаружить назревающие проблемы и тенденции и принимать необходимые меры. Кроме того, авторы статьи акцентируют внимание на том, что именно поведенческие беседы безопасности на угледобывающем предприятии являются основой для разработки программ обучения и мероприятий по обеспечению безопасной рабочей среды на опасном производственном объекте, а кроме того, такие поведенческие беседы безопасности позволяют создать стабильность в коллективе, сохранить жизнь и здоровье работников в процессе осуществления ими трудовой деятельности на предприятиях угольной промышленности. В свою очередь, система и механизм формирования культуры безопасности дают возможность создать такую рабочую атмосферу, в которой сотрудники предприятия участвуют в улучшении условий, охраны труда, безопасности горного производства. Такой подход определяет своевременное выявление и устранение рисков и мотивирует сотрудников на безопасный труд. This article covers issues related to the safety of labor activity at a coal mining enterprise. Concepts such as safety culture and behavioral safety conversations are considered, which, in turn, contribute to the creation and maintenance of a safe working environment, since they allow you to detect emerging problems and trends in a timely manner and to take the necessary measures. In addition, the authors of the article emphasize that it is behavioral safety conversations at a coal mining enterprise that are the basis for the development of training programs and measures to ensure a safe working environment at a dangerous production facility, and in addition, such behavioral safety conversations allow you to create stability in the team, save the life and health of employees in the process of their work at coal mining enterprises.

In turn, the system and mechanism of forming a safety culture make it possible to create a working atmosphere in which the company's employees participate in improving the conditions, labor protection, and safety of mining production. This approach determines the timely identification and elimination of risks and motivates employees to work safely.

Ключевые слова: УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНА ТРУДА.

Key words: COAL MINING ENTERPRISE, LABOR SAFETY, SAFETY CULTURE, BEHAVIORAL SAFETY CONVERSATIONS, OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH.

Введение

Вопрос охраны труда на сегодняшний день стоит очень остро, так как в мире ежегодно более 2,3 миллионов людей погибают на рабочих местах, более 300 миллио-

нов получают производственные травмы. В связи с этим внедрение системы менеджмента по безопасности труда, повышение культуры безопасности должны стать приоритетным направлением при функционировании любого угледо-

бывающего предприятия.

Так, на угледобывающих предприятиях Кузбасса за 2020 год произошло 2 аварии, общие травмы на производстве получили 106 работников, травмы, не совместимые с жизнью получили 11 работников, в том числе 10 несчастных случаев допущено на предприятиях, ведущих добычу угля подземным способом, и 1 смертельный случай на открытых горных работах.

Культура безопасности - это высокий уровень развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности [1].

Впервые понятие «культура безопасности» появилось в 1986 году. Авторами данного термина стали эксперты Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ). Было предложено такое определение: «Культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемой их значимостью» 2].

ПРОБЛЕМЫ В КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Анализ вопросов, связанных с безопасностью трудовой деятельности, позво-

лил выделить основные проблемы в культуре безопасности:

1. Недостаточное личное участие руководителей. Руководители не поощряют выявление проблем и не способствуют инициативе рабочих в области улучшения безопасности.

2. Неэффективное управление безопасностью, отсутствие единой, понятной каждому работнику системы, большое количество разрозненных документов по безопасности (положений, стандартов, регламентов). Вместо выявления корневых причин и предотвращения происшествий производится, как правило, разбор последствий произошедших событий, аварий, травм.

3. Приоритет производства перед безопасностью, когда выполнение сменного месячного плана больше влияет на размер дохода рабочих, чем соблюдение правил безопасности.

4. Несоблюдение правил безопасности. Большинство работников знают правила, но все-равно нарушают их (нехватка времени, недостаток людей, опасные условия труда, нетребовательность со стороны линейных руководителей).

5. Отсутствие позитивной мотивации, когда не приветствуется соблюдение абсолютно всех правил.

6. Неэффективная система сбора информации о проблемах и предложениях по их решению, отсутствие механизма контроля их реализации.

7. Не работает система оценки рисков, ра-

Рисунок 1. Система формирования культуры безопасности Figure 1. Safety culture formation system

Рисунок 2. Механизм формирования культуры безопасности Figure 2 Safety culture formation mechanism

бочие не вовлечены в процесс оценки рисков и выявления опасных ситуаций.

Наличием данных проблем обусловлена необходимость в кардинальном перевороте культуры безопасности. Культура безопасности не может быть построена в тех компаниях, которые обращают внимания на вопросы условий, охраны труда, безопасности горного производства только в рамках расследования аварий, несчастных случаев и инцидентов. Эффективная культура безопасности обеспечивается внедрением таких эффективных инструментов, как идентификация опасностей и оценка рисков, связанных с безопасностью. В таких компаниях и руководство, и сотрудники придерживаются общих взглядов на вопросы безопасности [3].

При этом культура безопасности рассматривается как совокупность убеждений, поведения и привычек. Система формирования культуры безопасности представлена на рисунке 1.

Механизм формирования культуры безопасности состоит из нескольких этапов, представленных на рисунке 2.

Система и механизм формирования культуры безопасности позволяют создать рабочую атмосферу, в которой сотрудники участвуют в улучшениях безопасности, на всех уровнях осуществляются коммуникации с обратной связью, сотрудники смело говорят о возникающих проблемах, а руководители являются примером для подражания. Такой подход обеспечивает своевременное выявление и устранение рисков, признание и мотивацию безопасного труда.

Управление безопасностью - не теоретический, а практический предмет, поскольку предотвращение аварий, инцидентов, происшествий и травматизма представляет собой умение решать проблемы и предупреждать их возникновение. Одним из самых важных инструментов управления безопасностью труда, который имеется в распоряжении каждого руководителя, - это аудит безопасности, осуществляемый при посещении рабочих мест, при котором руководитель дает и закрепляет положительную оценку безопасным условиям и действиям работников, исправляет опасные условия и корректирует

Рисунок 3. Развитие культуры безопасности (кривая Бредли) Figure 3. Safety culture development (Bradley curve)

Распознавание

Исправление

Рисунок 4. Навыки руководителя по управлению безопасностью Figure 4. Safety manager skills

опасные действия работников. Речь идет о поведенческих беседах безопасности (ПББ), которые позволяют создать привычку безопасного поведения, показать реальными действиями руководителей заботу о подчиненных и, самое главное, позволяют находить и устранять проблемы, влияющие на безопасность труда.

Рассмотрим кривую Бредли, которая демонстрирует, что чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, тем меньше вероятность возникновения аварий, инцидентов и получения травм. То есть если работники будут не только охранять свой труд под влиянием природных инстинктов выживания и надзора руководителей, но и активно действовать лично, то гарантия безопасного труда увеличится [4] (рисунок 3).

Рассмотрим подробней каждый уровень развития культуры безопасности.

Уровень 1: Профилактики нет. Меры принимаются только после возникновения несчастного случая. Работники проходят инструктажи и предаттестационную подготовку. Есть служба охраны труда. Фундаментом являются инстинкт и надзор.

Уровень 2: Руководители демонстрируют, как надо работать безопасно. Они - образец безопасного поведения, не просто говорят о безопасности и о том, что нужно соблюдать инструкции, а это стиль их повседневной жизни. Здесь появляются поведенческие беседы безопасности как один из инструментов изменения отношения к безопасности.

Уровень 3: Здесь забота о себе проявля-

ется как принятие нормы и ответственности.

Уровень 4: Забота о коллегах, внимание каждого не только к собственной безопасности, но и к безопасности других.

Непрерывность процесса повышения уровня безопасности и его поддержания можно изобразить в виде постоянно вращающегося колеса, состоящего из трех секторов. Усилия руководителя по распознаванию опасных действий, по принятию мер, направленных на их исправление и планирование шагов с целью предотвращения их повторения в будущем, неразрывно связаны между собой и являются частью повседневной работы руководителя (рисунок 4).

Именно поведенческие беседы безопасности (ПББ) способствуют созданию благоприятного климата безопасной работы. Кроме того, ПББ оказывают положительное влияние на многие аспекты работы, поскольку способствуют:

- предотвращению аварийности, травматизма и материального ущерба;

- укреплению и поощрению безопасного поведения;

- повышению уровня осознания необходимости мер безопасности;

- установлению стандартов безопасной работы и проверке их понимания и соблюдения;

- обнаружению слабых мест в системах управления охраной и безопасностью труда;

- идентификации и корректировке опасных ситуаций.

Для проведения ПББ руководитель должен обладать навыками распознавания безопасных и опасных действий, условий и приемов выполнения работ; коммуникативными навыками, а также навыками управления поведением работников.

Методика проведения ПББ включает два

этапа:

1 - наблюдение за поведением работника;

2 - беседа между работником и руководителем работ (проверяющим).

Время, необходимое для проведения ПББ, составляет 15-20 минут. Оценив поведение работника во время выполнения трудовых операций, руководитель проводит с ним беседу по алгоритму, представленному в таблице 1.

Одним из основных этапов при подготовке и проведении поведенческих бесед по безопасности является наблюдение, целью которого служит понимание того, что и как делает работник, какое горно-шахтное оборудование, машины, механизмы, инструмент он использует, какими средствами индивидуальной защиты пользуется, что представляет собой его рабочее

Таблица 1 - Алгоритм беседы с работником Table 1 - Algorithm of conversation with an employee

Если работник работает опасно Если работник работает безопасно

Оценить ситуацию и обратиться к работнику Узнать, есть ли у работника время на общение с Вами

Отметить, что работник делал небезопасно Начать общение с положительного комментария

Обсудить последствия опасного действия и способы безопасного выполнения работы Узнать мнение работника о возможных улучшениях в области безопасности

Получить согласие выполнить работу безопасно Поблагодарить работника

Узнать мнение работника о возможных улучшениях в области безопасности

Поблагодарить работника

Таблица 2 Категории наблюдений оценки опасного поведения Table 2 Dangerous behavior assessment observation categories

Реакция работника Положение/поза работника, действия людей Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ)

- Приводит в порядок СИЗ - Меняет положение - Перестраивает работу - Прячется, убегает - Меняет инструмент - Устанавливает необходимые защитные ограждения, знаки безопасности и др. - Не подвергает ли себя опасности получения травмы - Безопасны ли и правильны приемы работ - Не находится ли кто-то в опасном положении, в результате которого возможны падение, удар, поражение электротоком и др - Соответствует ли спецодежда и СИЗ характеру выполняемых работ - В наличии ли регламентированные для данных работ СИЗ - Используют ли работники положен- ные СИЗ - Правильно ли используются СИЗ (если нет - почему?)

Состояние инструмента и оборудования Инструкции, политики и процедуры Порядок на рабочем месте

- Находится ли оборудование в ис- правном состоянии - Используется ли в соответствии с правилами эксплуатации по назначению - Не используются ли самодельные приспособления и инструмент - Доступны ли процедуры и инструк- ции - Адекватны ли правила и инструк- ции выполняемой работе - Все ли опасности, риски и методы управления ими описаны - Соблюдаются ли установленные нормы и правила - Правильно ли выписаны наряды-допуски, правильно ли они выдаются - Проведены ли замеры воздушной среды и исправны ли приборы ее контроля - Поддерживается ли порядок на рабочем месте Обеспечено ли рациональное размещение инструментов, деталей, оборудования - Не допущено ли загромождение, захламленность и загроможден- ность проходов - Убраны ли неиспользуемые инструменты, запасные части и оборудование

Таблица 3 Программа ПББ Table 3 BSC Program

Зачем ПББ Как наблюдать Как обсудить Как завершить

Принципы ПББ. Роль руководителя. Принципы/приемы наблюдения за поведением работника Приемы/методы коммуникации с работником на тему безопасности Заполнение чек-листа и анализ результатов

Место ПББ в СУОТ. Роль руководителя. Процедура проведения ПББ Идентификация опасностей. Производственный травматизм. Что делать при идентификации опасности. Как объяснить... Как обсудить. Как убедить. Как поощрить. Правила заполнения чек-листа Правила обработки Что делать после

67

Таблица 4 Отличие поведенческих бесед по безопасности от проверок-инспекций Table 4 Behavioral safety conversations difference from audits-inspections

Инспекция ПББ

Объект Условия (оборудование, освещенность, вентиляция, оформление документации и др.) Действия людей (поведение, реакции, понимание инструкций, правильное использование инструментов и др.)

Стиль Жестко регламентированный, административный. Цель - выявить недостатки Повседневный, неформальный. Цель - выявить достоинства и недостатки

Взаимодействие Начальник - Подчиненный Коллега - Коллега

Вовлеченность Специалисты Весь персонал

Результат Наказание Воспитание, выработка приверженности к выполнению правил безопасности, безопасным методам и приемам выполнения технологических операций горного производства

Рисунок 5. Схема использования информации, полученной в результате ПББ Figure 5. Obtained as a result of BSC information use diagram

место и, самое важное, увидеть опасные места и опасные действия, спрогнозировать возможные опасные аварийные ситуации.

При описании работ, выполняемых работником, используются категории таблицы 2.

Обязательным условием эффективности ПББ является доведение до собеседника ее цели - конструктивного двустороннего диалога. Важно показать, что это не проверка и не аудит. Главное - обсудить безопасные методы выполнения работы. При этом необходимо, чтобы работник сам оценил правильность своих действий, посмотрел на процесс со стороны. Задача руководителя - поправить опасные действия работника, разъяснить его возможные ошибки, совместно спрогнозировать возможные негативные последствия, выявить основную причину опасных действий, сформулировать предложения по предотвращению опасных действий.

Если же все действия работника во время выполнения трудовых технологических операций верные, важно похвалить его и оценить его профессионализм.

Использование информации, полученной в результате беседы, осуществляется по следующей схеме (рис.5).

Беседы по безопасности осуществляют все руководители: директор шахты (2 раза в месяц), главный инженер, заместитель директора

по производству (еженедельно), технические руководители, служба ОТ и ПБ, горные диспетчеры (2 раза в неделю), начальники участков, их заместители и помощники, механики (3 раза в неделю), горные мастера (ежесменно).

В целом программа ПББ состоит из четырех блоков, каждый из которых представлял из себя ответ на вопрос: зачем ПББ? Как наблюдать? Как обсудить? Как завершить? (таблица 3).

Важно отметить отличие ПББ от инспекций (таблица 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, поведенческие беседы безопасности способствуют созданию и поддержанию безопасной рабочей среды, поскольку позволяют своевременно обнаружить назревающие проблемы и тенденции, принять необходимые меры, оценить персонал. Кроме того, результаты ПББ являются основой для разработки программ обучения и разработки превентивных мероприятий по обеспечению безопасной рабочей среды на опасном производственном объекте - угледобывающем предприятии, создают стабильность в коллективе, сохраняют жизнь и здоровье работников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Интернет-ресурс: http://www.iksystems.ru/a234, дата обращения 17.03.2021.

2. «Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности», № 75-INSAG-4, КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ, МАГАТЭ, ВЕНА, 1991 г.

3. Интернет-ресурс: http://srg-eko.ru/article/kultura-bezopasnosti-na-predpriyatii/ дата обращения 17.03.2021.

4. Прыгунов П.В. Культура безопасности - приоритет производственной деятельности // Молодой ученый, № 26 (264), июнь 2019г. С. 373-375.

5. Фомин А.И. Анализ условий и охраны труда на предприятиях угольной отрасли Кузбасса / А.И. Фомин // Вестник Научного центра ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности. - 2020. - №3. - С.57-61.

6. Фомин А.И. Оценка влияния "склонности к риску" на уровне производственного травматизма на предприятиях угольной промышленности в рамках риск-ориентированного подхода / А.И. Фомин, А.А. Осипова // Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2020. - №3. - С. 31- 35.

7. Фомин А.И. Причинно- следственные связи профессиональных рисков на предприятиях угольной отрасли Кузбасса / А.И. Фомин, А.Ф. Павлов, В.Б. Попов, М.Н. Малышева // Безопасность труда в промышленности. - 2017. - №1. - С.74 - 82.

8. Седельников Г.Е. Компетентность работников - основа безопасности труда горняков / Г.Е. Седельников, А.И. Фомин// Вестник Научного центра ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности. - 2020. - №1. -С. 53-58.

REFERENCES

1. Retrieved from: http://www.iksystems.ru/a234 [In Russian].

2. Report of the International Advisory Group on Nuclear Safety, No. 75-INSAG-4, SAFETY CULTURE, IAEA, VIENNA, 1991. [In Russian].

3. Retrieved from: http://srg-eko.ru/article/kultura-bezopasnosti-na-predpriyatii/ [In Russian].

4. Prygunov, P. V. (2019). Kul'tura bezopasnosti - prioritet proizvodstvennoy deyatel'nosti [Safety culture - the priority of production activity]. Molodoi ucheny - Young Scientist, 26 (264), 373-375. [In Russian].

5. Fomin, A. I. (2020). Analiz usloviy i okhrany truda na predpriyatiyakh ugol'noy otrasli Kuzbassa [Analysis of labor conditions and labor protection at the enterprises of the coal industry of Kuzbass]. Vestnik Nauchnogo tsentra VostNII po promyshlennoi i ekologicheskoi bezopasnosti. - Scientific Center VostNII Herald of Industrial and Environmental Safety, 3, 57-61 [in Russian].

6. Fomin, A. I. & Osipova, A.A. (2020). Otsenka vliyaniya "sklonnosti k risku" na urovne proizvodstvennogo travmatizma na predpriyatiyakh ugol'noy promyshlennosti v ramkakh risk-oriyentirovannogo podkhoda ["Risk-propensity" impact assessment at the level of industrial injuries at coal industry enterprises in the framework of a risk-oriented approach]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 3, 31-35 [in Russian].

7. Fomin, A. I., Pavlov, A. F., Popov, V. B., & Malysheva, M. N. (2017). Prichinno- sledstvennyye svyazi professional'nykh riskov na predpriyatiyakh ugol'noy otrasli Kuzbassa [Causal relations of professional risks at Kuzbass coal industry enterprises]. Bezopasnost truda v promyshlennosti - Industrial Labor Safety,1, 74-82 [in Russian].

8. Sedelnikov, G. E., & Fomin, A.I. (2020). Kompetentnost' rabotnikov - osnova bezopasnosti truda gornyakov [Competence of workers is the basis of miners' labor safety]. Vestnik Nauchnogo tsentra VostNII po promyshlennoi i ekologicheskoi bezopasnosti -Scientific Center VostNII Herald of Industrial and Environmental Safety, 1, 53-58 [in

Russian].

СИСТЕМЫ ПНЕВМОГИДРООРОШЕНИЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПЫЛЬЮ

Система пылеподавления разработана ГК«ВостЭКО и Горный-ЦОТ»

создаёт водовоздушный туман до 3,5 мкм, который поглощает угольную, породную, рудную и др виды пыли и

препятствует её дальнейшему распространению • Снижение расхода воды до 12 раз, рабочее давление 5 атм, расход воды от 0,5 л/мин на 1 форсунку

^джет использоваться со спец добавкой для работы щательных температурах

ленности на 80 %

дены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.