Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ'

СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаева З.З.

В статье представлены некоторые теоретические подходы к понятию административных барьеров, выявлены природа и характер их возникновения, а также негативные последствия для экономики. С использованием данных, полученных в ходе исследования методом анкетирования представителей малого и среднего предпринимательства, рассмотрена сложившаяся система административных барьеров, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия в Республике Дагестан. В результате выявлено, что в Дагестане административные барьеры для предпринимателей возникают при: регистрации субъектов малого предпринимательства; лицензировании отдельных видов деятельности; сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг; контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью; размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Отмечено, что предприниматели сталкиваются с административными барьерами как на этапе создания бизнеса, так и при ведении предпринимательской деятельности, причем при осуществлении текущей деятельности малый бизнес сталкивается с административными барьерами чаще, чем на этапе создания. Обосновано, что наличие большого числа административных барьеров способствуют уходу малых предприятий в "тень". Проведенное исследование подтвердило, что административные барьеры, препятствуя развитию и нормальному функционированию предпринимательского сектора, по-прежнему остаются острой проблемой в республике, что требует принятия и реализации государственных мер по их снижению и создания благоприятной среды для развития предпринимательства. Первоочередными задачами при этом являются: повышение правовой грамотности представителей малого и среднего предпринимательства; усиление контроля за деятельностью общественных организаций защиты прав потребителей; использование СМИ для доведения необходимой информации до сведения контролирующих органов и предпринимателей; составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reduction of administrative barriers as a condition of developing entrepreneurship in the region

The article reviewed and summarized some theoretical approaches to the concept ofadministrative barriers, identified the nature and character of their occurrence, as well as negative consequences for the economy. The current system of administrative barriers faced by small and medium-sized enterprises in the Republic of Dagestan has been considered on the basis of data obtained during the study by surveying representatives of small and medium enterprises As a result, it was revealed that in Dagestan administrative barriers for entrepreneurs arise when: registrating subjects of small business; licensing certain activities; certifying and standardizing products, works and services; monitoring and overseeing the ongoing business activities; placing orders for state and municipal needs. Entrepreneurs face administrative barriers at the stage of business creation and entrepreneurial activity, and in the implementation of the current activities of the small business is faced with administrative barriers more frequently than at the stage of creation. It has been proved that a large number of administrative barriers lead to "shadowing" most enterprises. The study confirmed that administrative barriers remain an acute problem in the country, hindering the development and normal functioning of the business sector that requires the adoption and implementation of government measures to reduce them and create an enabling environment for business development. The priorities are: improving legal literacy among small and medium enterprises; strengthening of control over activity of public organizations of consumer protection; use of mass media for dissemination of this information to the attention of regulatory authorities and entrepreneurs; establish a comprehensive list of organizations committed to the implementation of control functions and performing scheduled and other types of checking activities of subjects of small enterprises.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ»

УДК 334 З.З. Абдулаева

Снижение административных барьеров как условие развития предпринимательства в регионе

Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН; Россия, 367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75; zaira-76@yandex.ru

В статье представлены некоторые теоретические подходы к понятию административных барьеров, выявлены природа и характер их возникновения, а также негативные последствия для экономики. С использованием данных, полученных в ходе исследования методом анкетирования представителей малого и среднего предпринимательства, рассмотрена сложившаяся система административных барьеров, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия в Республике Дагестан. В результате выявлено, что в Дагестане административные барьеры для предпринимателей возникают при: регистрации субъектов малого предпринимательства; лицензировании отдельных видов деятельности; сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг; контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью; размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Отмечено, что предприниматели сталкиваются с административными барьерами как на этапе создания бизнеса, так и при ведении предпринимательской деятельности, причем при осуществлении текущей деятельности малый бизнес сталкивается с административными барьерами чаще, чем на этапе создания. Обосновано, что наличие большого числа административных барьеров способствуют уходу малых предприятий в "тень".

Проведенное исследование подтвердило, что административные барьеры, препятствуя развитию и нормальному функционированию предпринимательского сектора, по-прежнему остаются острой проблемой в республике, что требует принятия и реализации государственных мер по их снижению и создания благоприятной среды для развития предпринимательства. Первоочередными задачами при этом являются: повышение правовой грамотности представителей малого и среднего предпринимательства; усиление контроля за деятельностью общественных организаций защиты прав потребителей; использование СМИ для доведения необходимой информации до сведения контролирующих органов и предпринимателей; составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, административные барьеры, регион.

Важным условием развития предпринимательства является формирование благоприятного предпринимательского климата. Здесь на первое место выходит политика снижения и устранения многочисленных административных барьеров, препятствующих открытию и ведению бизнеса. В самом общем виде они представляют собой те многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, которые связаны с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, необоснованно ограничивающими свободу предпринимательской деятельности и затрудняющими создание и развитие новых предпринимательских структур.

Анализ обширной литературы по теме исследования показал наличие многих подходов к трактовке самого понятия «административные барьеры». Одни авторы рассматривают их с позиции узкого понимания как чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые могут выражаться как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законода-

тельством [3, с. 22-24].

Другие авторы считают, что административные барьеры - явление сложное, выходящее за рамки узкого понимания, и с этой точки зрения они представляют собой нарушения законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, выражающиеся:

- в действиях или в бездействии органов власти (органов местного самоуправления), тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством;

- в действиях или в бездействии занимающих монопольное положение на рынке организаций (например, водо-, энерго-, теплоснабжающих организаций), тормозящих, осложняющих или делающих невозможным осуществление предпринимательской деятельности;

- в невозможности реализации нормативных требований, заложенных в действующем законодательстве, ввиду наличия невыполнимых норм, отсутствия единообразного толкования положений закона органами государственной власти (местного самоуправления) и пр. [7, с. 17].

Обобщая эти и другие подходы к данному понятию, можно определить административные барьеры как совокупность процедур, которые должен пройти предприниматель, чтобы получить законное право осуществлять предпринимательскую деятельность. Это и порядок регистрации предприятия, и процесс получения необходимых лицензий на осуществление выбранного вида деятельности, и вопросы, связанные с землеотводом, и, конечно же, вопросы, возникающие при контроле и надзоре за осуществлением предпринимательской деятельности. В действительности это не полный перечень всех существующих барьеров, но наиболее весомый и значимый, с точки зрения самих предпринимателей.

В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х гг. Массовое проникновение на рынок некачественных товаров, лавинообразное развитие рынка услуг привели к распространению лицензирования и сертификации для контроля большей части товаров и услуг. Вследствие этого административные барьеры были закреплены как формальный институт. Из-за широкого поля применения этих процедур создать реальные механизмы контроля не удается до сих пор. Фактически административные барьеры потеряли свою регулятивную функцию, превратившись в бизнес-чиновников и обретя неформальный характер [2, с. 122].

Существование административных барьеров в экономике приводит к значительным негативным последствиям. В первую очередь потому, что они ведут к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, обусловленным недопроизводством ВВП из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, они затрудняют использование иных, более результативных методов государственного регулирования. Неэффективность системы административных барьеров и прямая заинтересованность чиновников в их существовании обусловливают мультипликацию барьеров, введение дополнительных способов контроля и регулирования.

Установление административных барьеров ведения хозяйственной деятельности приводит к экономическим потерям общества, складывающимся из двух частей:

- прямые потери, к которым чаще всего относят трансакционные издержки (плата за пользование ресурсами), вызванные необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен;

- косвенные потери, к которым относятся падение эффективности использования

имеющихся ресурсов и недопроизводство стоимости. Именно они, как правило, связаны со снижением уровня конкуренции на рынках и соответственно со снижением общей эффективности экономики [3, с. 45-48].

Наиболее серьезную проблему административные барьеры составляют для малого бизнеса и мелких предпринимателей, которые являются наиболее чувствительными к любым препятствиям, поскольку, в отличие от среднего и крупного бизнеса, мелкий предприниматель не может заплатить за вход на рынок до начала хозяйственной деятельности. Данные барьеры порождают издержки, которые можно назвать условно-постоянными, малому бизнесу их сложнее преодолеть ввиду невозможности использования экономии на масштабе. Именно наличие большого числа административных барьеров способствует уходу малых предприятий в "теневую" экономику, возникновению ситуации, когда затраты на преодоление барьеров становятся столь значительными, что требуют компенсации за счет уменьшения размера уплачиваемых налогов путем активизации «серых» схем. В итоге административные барьеры являются одной из главных причин, препятствующих развитию малого предпринимательства.

В качестве примера мы предлагаем рассмотреть сложившуюся систему административных барьеров, с которыми сталкиваются предприятия в Дагестане.

Практика деятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры. Среди них - сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов разных уровней.

Изучение административных барьеров в Республике Дагестан проводилось в ходе исследования методом анкетирования 500 представителей малого и среднего предпринимательства в 2012 г. В результате проведенного исследования было выявлено, что в Дагестане административные барьеры для предпринимателей возникают при: регистрации субъектов малого предпринимательства; лицензировании отдельных видов деятельности; сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг; контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью; размещении заказов для государственных и муниципальных нужд [1].

Предприниматели сталкиваются с административными барьерами как на этапе создания бизнеса, так и при ведении предпринимательской деятельности, причем при осуществлении текущей деятельности малый бизнес сталкивается с административными барьерами чаще, чем на этапе создания.

Помимо изучения административных барьеров опрос предполагал выявление актуальных проблем малого бизнеса в ключевых отраслях - торговле, строительстве, сфере услуг, сельском хозяйстве, промышленности, ЖКХ.

Группировка проблем малого и среднего предпринимательства по видам деятельности показала, что для отдельных видов деятельности распределение проблем по актуальности не всегда совпадает с общей картиной в малом бизнесе. Так, например, в торговле и сфере услуг основными проблемами для бизнеса являются высокие ставки арендной платы (35 % опрошенных), ограниченность финансовых средств (32 %), лицензирование (18 %), процесс регистрации (15 %); в строительстве - лицензирование (30 % опрошенных), высокие ставки аренды (30 %), криминальная обстановка в республике (20 %). Для сельского хозяйства и промышленности основными препятствиями развития являются ограниченность финансовых средств (50 %), высокие ставки арендной платы (25

%) и трудности с получением кредита (16 %).

В целом наиболее обременительными проблемами для предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых средств и процесс регистрации.

Нередки были случаи незаконных действий общественных организаций по защите прав потребителей. Представители таких организаций посещали субъекты малого и среднего бизнеса с незаконными требованиями предоставления документации, связанной с предпринимательской деятельностью, вымогали у предпринимателей деньги за несоставление акта о якобы выявленных нарушениях прав потребителей. Недостаточная правовая грамотность предпринимателей, незнание или слабое знание ими своих прав играло на руку представителям таких организаций. Так основополагающим документом, регулирующим процедуру проверок, является Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Но только 22 % опрошенных представителей малого бизнеса были знакомы с содержанием данного закона, 31 % респондентов ничего не знали об этом законе и 47 % респондентов только слышали, что такой закон существует.

Наиболее часто из всех представленных отраслей подвергались проверкам предприятия торговли, сферы услуг и пищевой промышленности. Больше половины респондентов (60 %) отметили, что предпочитали выполнять указания должностных лиц при проверке, и не ссылались на какие-либо нормативно-правовые документы.

Необоснованные проверки приводят к тому, что тормозится деятельность малых предприятий, уходит много сил и времени, предприниматели несут непредвиденные расходы (в т. ч. и на взятки проверяющим). Контролирующие органы не соблюдают частоту проверок, установленную законодательством, нарушая таким образом закон, однако крайне редко несут ответственность за свои действия. В большинстве случаев проблемы, возникающие с проверяющими органами, заканчиваются после дачи определённой суммы. Наибольшие нарекания предпринимателей, по данным исследования, вызывают представители Госсанэпиднадзора (28,6 %), Энергонадзора (17,8 %), милиции (16,5 %).

В случаях явного ущемления законных прав представителей малого бизнеса со стороны контролирующих органов, предприниматели редко обращаются в суд, а предпочитают иные способы защиты своих интересов. В большинстве случаев предприниматели обращаются к так называемым авторитетным людям из властных структур (24,8 %), в структуры государственной поддержки малого бизнеса (15,2 %), в органы исполнительной власти (13,8 %), в правозащитные организации (11,8 %). О неблагополучности в судебной системе республики говорит тот факт, что только 18,1 % предпринимателей считают, что судебные органы могут защитить их интересы.

В подобных случаях предприниматели предпочитают решать возникающие проблемы при помощи взяток и откатов. Так, в Дагестане на преодоление административных барьеров у предпринимателей уходит от 5 000 до 10 000 и более рублей ежемесячно [9, с. 25].

Наибольшее возмущение представителей малого бизнеса республики вызывает высочайший уровень коррупции в органах власти практически на всех уровнях. По словам предпринимателей, в республике невозможно решить ни один вопрос без определённого подношения какому-либо чиновнику. Практически каждый предприниматель (на условиях анонимности) подтверждал факты дачи взяток госчиновникам в процессе ведения предпринимательской деятельности. В ответ на вопрос, каким образом можно добиться улучшения ситуации в данной области, предприниматели в подавляющем большинстве высказали уверенность в практической невозможности решения этой проблемы (76,4 %),

абсолютное неверие в действенность принимаемых антикоррупционных законодательных актов (86,2 %), и высказали мнение о необходимости кардинального ужесточения антикоррупционного законодательства.

Что касается условий предпринимательской деятельности в Республике Дагестан, треть опрошенных респондентов считали условия для предпринимательства неблагоприятными, 15 % опрошенных отметили, что их положение бесправное, и лишь 8 % опрошенных считали условия для предпринимательства благоприятными. Отрицательную оценку условиям для ведения бизнеса в Дагестане дали большинство предпринимателей в сфере сельского хозяйства: лишь 15 % респондентов сферы сельского хозяйства назвали условия приемлемыми, остальные 85 % дали отрицательную оценку.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что административные барьеры по-прежнему остаются острой проблемой в республике, препятствующей развитию и нормальному функционированию предпринимательского сектора. Это требует принятия и реализации государственных мер по снижению административных барьеров и создания благоприятной среды для развития предпринимательства. Первоочередными задачами при этом являются: повышение правовой грамотности представителей малого и среднего предпринимательства; усиление контроля за деятельностью общественных организаций защиты прав потребителей; использование СМИ для доведения необходимой информации до сведения контролирующих органов и предпринимателей; организация телефонной «горячей линии» для предпринимателей по вопросам административных барьеров; составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.

В Республике Дагестан проводится определенная работа по снижению административных барьеров. В частности, при Главе Республики Дагестан создан Совет по координации работы контролирующих органов, разработан единый порядок организации и проведения совместных проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами. В целях снижения административных барьеров в сфере экономики Министерством экономики разработаны проекты нормативных правовых актов, предусматривающие проведение процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов и экспертизу действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Тем не менее, практика показывает недостаточность и неэффективность этих мер, что требует принятия и реализации самых жестких государственных мер по снижению административных барьеров и создания благоприятной среды для развития предпринимательства.

Литература

1. Административные барьеры в малом и среднем бизнесе / Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан. ММЦ «Дагестан - Москва». - Махачкала, 2012. - 58 с.

2. Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2010. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/460/63511-11.php, свободный. - Загл. с экрана.

3. Аузан А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. - М.: ИИФ «Спрос» КопфОП, 2005. - 176 с.

4. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: современные проблемы и механизм легали-

зации. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2014. - 88 с.

5. Баширова А.А. Направления экономического стимулирования экологоориетиро-ванного бизнеса в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010.

- № 4. - С. 498-506.

6. Казиханов А.М. Человеческий капитал в предпринимательстве // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 5. - С. 65.

7. Крючкова П.В. Административные барьеры в российской экономике. - М.: ИНП «Общественный договор», 2007. - 112 с.

8. Кутаев Ш.К., Гасанова М.А. Развитие сектора малого предпринимательства как фактор развития рынка труда // Апробация. - 2014. - № 7 (22). - С. 42.

9. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан / Аналитическая записка. - Махачкала: Лотос, 2010. - 34 с.

10. Хаджалова Х.М. Развитие малого предпринимательства как инструмента повышения качества жизни // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012.

- № 3. - С. 45-48.

Поступила в редакцию 18 апреля 2014 г.

UDC 334

Reduction of administrative barriers as a condition of developing entrepreneurship in the region

Z.Z. Abdulaeva

Institute of socio-economic researches of the Dagestan scientific center of Russian academy of science; Russia, 367030, Makhachkala, 75М.Yaragsky Str.;zaira-76@yandex.ru

The article reviewed and summarized some theoretical approaches to the concept ofadministrative barriers, identified the nature and character of their occurrence, as well as negative consequences for the economy. The current system of administrative barriers faced by small and medium-sized enterprises in the Republic of Dagestan has been considered on the basis of data obtained during the study by surveying representatives of small and medium enterprises As a result, it was revealed that in Dagestan administrative barriers for entrepreneurs arise when: registrating subjects of small business; licensing certain activities; certifying and standardizing products, works and services; monitoring and overseeing the ongoing business activities; placing orders for state and municipal needs. Entrepreneurs face administrative barriers at the stage of business creation and entrepreneurial activity, and in the implementation of the current activities of the small business is faced with administrative barriers more frequently than at the stage of creation. It has been proved that a large number of administrative barriers lead to "shadowing" most enterprises.

The study confirmed that administrative barriers remain an acute problem in the country, hindering the development and normal functioning of the business sector that requires the adoption and implementation of government measures to reduce them and create an enabling environment for business development. The priorities are: improving legal literacy among small and medium enterprises; strengthening of control over activity of public organizations of consumer protection; use of mass media for dissemination of this information to the attention of regulatory authorities and entrepreneurs; establish a comprehensive list of organizations committed to the implementation of control functions and performing scheduled and other types of checking activities of subjects of small enterprises.

Keywords: entrepreneurship, small and medium business, administrative barriers, region.

Received 18 April, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.