Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / МОНИТОРИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / NATIONAL PROJECT / ADMINISTRATIVE BARRIERS / CLASSIFICATION / MONITORING OF THE BUSINESS ENVIRONMENT / REGION / MUNICIPAL DISTRICTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикеева М. В., Иншаков В. А., Фадеева И. М.

Цель исследования. Малое и среднее предпринимательство в зарубежных странах обеспечивает около 50% ВВП и почти 60% производственной занятости. По своей роли в экономике предпринимательство России уступает многим странам, среди которых США, Ирландия, Япония, Италия и др. К основным приоритетам развития сферы предпринимательства в России относятся улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, упрощение налоговой отчетности, доступ к льготному финансированию, совершенствование системы закупок и др. Среди негативных сторон государственного регулирования, препятствующих развитию сферы малого и среднего предпринимательства, можно выделить административные барьеры. Согласно оценкам экспертов, из-за наличия избыточных административных барьеров величина «замороженного» потенциала экономического роста страны составляет 5-7%. В связи с этим возникает потребность в статистической оценке условий ведения предпринимательства на региональном уровне для последующего определения направлений повышения эффективности и результативности деятельности государственных (муниципальных) органов власти и выявления резервов улучшения деловой среды бизнеса.Материалы и методы. В качестве информационной базой исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики за 2019 г., а также результаты мониторинга условий деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе, проведенного Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга». Эмпирическая база исследований включала количественные данные массовых репрезентативных опросов предпринимательского сообщества за период с 2014 по 2019 гг. Кроме опросов представителей бизнес-сообщества проводились экспертные опросы, отбор которых осуществлялся на основе стажа предпринимательства и принадлежности их к формализованным региональным структурам предпринимателей. Количество экспертов-участников исследования варьировало от 40 до 50 человек.Результаты. По состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации действовало 2659,9 тыс. малых предприятий. В расчете на 10000 человек населения при среднем значении 156 по Приволжскому федеральному округу, наибольший показатель зафиксирован в Самарской области (216 малых предприятий), наименьший - в Республике Мордовия (86 малых предприятий). Исследование демонстрирует устойчивое сокращение масштабов хозяйственной деятельности и числа субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Мордовия. Проведенное исследование подтвердило наличие административных барьеров для предпринимательской деятельности в регионе, которые проявляются как на начальном этапе ведения бизнеса, так и при длительном ведении. В рамках проведенного исследования сформулированы предложения по сокращению административных барьеров и созданию благоприятной бизнес-среды. В условиях текущей социально-экономической ситуации основными мерами поддержки предпринимательства являются снижение ставок налогообложения и введение льготной системы налогообложения. Значимыми для бизнеса мерами поддержки также являются снижение процентных ставок, повышение доступности кредитования, предоставление льгот на энергоресурсы, контроль за ценовой политикой услуг естественных монополий. Наряду с институциональными мерами, необходимо распространять различные формы обучения предпринимательству и наставничества, которые широко распространены в зарубежной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA: MATERIALS OF PRACTICAL RESEARCH

Purpose of the study. Small and medium enterprises in foreign countries provide about 50% of GDP and almost 60% of industrial employment. In terms of its role in the economy, entrepreneurship in Russia is inferior to many countries, including the United States, Ireland, Japan, Italy, etc. The main priorities for the development of the sphere of entrepreneurship in Russia include improving the conditions for doing business, simplifying tax reporting, access to concessional financing, and improving the procurement system and others. Among the negative aspects of state regulation that hinder the development of small and medium-sized businesses, administrative barriers can be singled out. According to experts, due to the presence of excessive administrative barriers, the size of the country's "frozen" potential for economic growth is 5-7%. In this regard, there is a need for a statistical assessment of the conditions for doing business at the regional level for the subsequent determination of directions for increasing the efficiency and effectiveness of the activities of state (municipal) authorities and identifying reserves for improving the business environment.Materials and methods. As an information base for the study, we used the data of the Federal State Statistics Service for 2019, as well as the results of monitoring the conditions for the activities of small and medium-sized businesses in the region, conducted by the State Treasury Institution of the Republic of Mordovia "Scientific Center for Socio-Economic Monitoring". The empirical research base included quantitative data from mass representative surveys of the business community for the period from 2014 to 2019. In addition to surveys of representatives of the business community, expert surveys were conducted, the selection of which was carried out on the basis of the experience of entrepreneurship and their belonging to formalized regional structures of entrepreneurs. The number of experts participating in the study ranged from 40 to 50 people.Results. As of January 1, 2019, there were 2,659.9 thousand small enterprises operating in the Russian Federation. Per 10,000 people, with an average of 156 in the Volga Federal District, the highest indicator was recorded in the Samara region (216 small enterprises), the lowest - in the Republic of Mordovia (86 small enterprises). The study demonstrates a steady decline in the scale of economic activity and the number of small and medium-sized businesses in the Republic of Mordovia. The study confirmed the existence of administrative barriers to entrepreneurial activity in the region, which are manifested both at the initial stage of doing business and during long-term conduct. Within the framework of the study, proposals were formulated to reduce administrative barriers and create a favorable business environment. In the current socio-economic situation, the main measures to support entrepreneurship are to reduce tax rates and introduce a preferential tax system. Support measures that are significant for business are also a decrease in interest rates, an increase in the availability of credit, the provision of incentives for energy resources, and control over the pricing policy of services of natural monopolies. Along with institutional measures, it is necessary to disseminate various forms of entrepreneurship training and mentoring, which are widespread in foreign practice.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

удк 336 7.(470345) М.В. Бикеева1, В.А. Иншаков2, И.М. Фадеева2

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2020-6-22-30 „ - ... -

'Национальным исследовательским Мордовскии государственный

университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Россия

2Научный центр социально-экономического мониторинга,

Саранск, Россия

Административные барьеры развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия: материалы практического исследования

Цель исследования. Малое и среднее предпринимательство в зарубежных странах обеспечивает около 50% ВВП и почти 60% производственной занятости. По своей роли в экономике предпринимательство России уступает многим странам, среди которых США, Ирландия, Япония, Италия и др. К основным приоритетам развития сферы предпринимательства в России относятся улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, упрощение налоговой отчетности, доступ к льготному финансированию, совершенствование системы закупок и др. Среди негативных сторон государственного регулирования, препятствующих развитию сферы малого и среднего предпринимательства, можно выделить административные барьеры. Согласно оценкам экспертов, из-за наличия избыточных административных барьеров величина «замороженного» потенциала экономического роста страны составляет 5—7%. В связи с этим возникает потребность в статистической оценке условий ведения предпринимательства на региональном уровне для последующего определения направлений повышения эффективности и результативности деятельности государственных (муниципальных) органов власти и выявления резервов улучшения деловой среды бизнеса.

Материалы и методы. В качестве информационной базой исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики за 2019 г., а также результаты мониторинга условий деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе, проведенного Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга». Эмпирическая база исследований включала количественные данные массовых репрезентативных опросов предпринимательского сообщества за период с 2014 по 2019 гг. Кроме опросов представителей бизнес-сообщества проводились экспертные опросы, отбор которых осуществлялся на основе стажа предпринимательства и принадлежности их к фор-

мализованным региональным структурам предпринимателей. Количество экспертов-участников исследования варьировало от 40 до 50 человек.

Результаты. По состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации действовало 2659,9 тыс. малых предприятий. В расчете на 10000 человек населения при среднем значении 156 по Приволжскому федеральному округу, наибольший показатель зафиксирован в Самарской области (216 малых предприятий), наименьший — в Республике Мордовия (86малых предприятий). Исследование демонстрирует устойчивое сокращение масштабов хозяйственной деятельности и числа субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Мордовия. Проведенное исследование подтвердило наличие административных барьеров для предпринимательской деятельности в регионе, которые проявляются как на начальном этапе ведения бизнеса, так и при длительном ведении.

В рамках проведенного исследования сформулированы предложения по сокращению административных барьеров и созданию благоприятной бизнес-среды. В условиях текущей социально-экономической ситуации основными мерами поддержки предпринимательства являются снижение ставок налогообложения и введение льготной системы налогообложения. Значимыми для бизнеса мерами поддержки также являются снижение процентных ставок, повышение доступности кредитования, предоставление льгот на энергоресурсы, контроль за ценовой политикой услуг естественных монополий. Наряду с институциональными мерами, необходимо распространять различные формы обучения предпринимательству и наставничества, которые широко распространены в зарубежной практике.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, национальный проект, административные барьеры, классификация, мониторинг предпринимательской среды, регион, муниципальные районы.

Marina V. Bikeeva1, Vitaliy A. Inshakov2, Irina M. Fadeeva2

1National Research Mordovia State University, Saransk, Russia 2Scientific Center for Socio-Economic Monitoring, Saransk, Russia

Administrative Barriers to the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Republic of Mordovia: Materials of Practical Research

Purpose of the study. Small and medium enterprises in foreign countries provide about 50% of GDP and almost 60% of industrial employment. In terms of its role in the economy, entrepreneurship in Russia is inferior to many countries, including the United States, Ireland, Japan, Italy, etc. The main priorities for the development

of the sphere of entrepreneurship in Russia include improving the conditions for doing business, simplifying tax reporting, access to concessional financing, and improving the procurement system and others. Among the negative aspects of state regulation that hinder the development of small and medium-sized businesses, administrative

barriers can be singled out. According to experts, due to the presence of excessive administrative barriers, the size of the country's "frozen" potential for economic growth is 5-7%.

In this regard, there is a need for a statistical assessment of the conditions for doing business at the regional level for the subsequent determination of directions for increasing the efficiency and effectiveness of the activities of state (municipal) authorities and identifying reserves for improving the business environment. Materials and methods. As an information base for the study, we used the data of the Federal State Statistics Service for 2019, as well as the results of monitoring the conditions for the activities of small and medium-sized businesses in the region, conducted by the State Treasury Institution of the Republic of Mordovia "Scientific Center for Socio-Economic Monitoring". The empirical research base included quantitative data from mass representative surveys of the business community for the period from 2014 to 2019. In addition to surveys of representatives of the business community, expert surveys were conducted, the selection of which was carried out on the basis of the experience of entrepreneurship and their belonging to formalized regional structures of entrepreneurs. The number of experts participating in the study ranged from 40 to 50 people.

Results. As of January 1, 2019, there were 2,659.9 thousand small enterprises operating in the Russian Federation. Per 10,000people,

with an average of 156 in the Volga Federal District, the highest indicator was recorded in the Samara region (216 small enterprises), the lowest — in the Republic of Mordovia (86 small enterprises). The study demonstrates a steady decline in the scale of economic activity and the number of small and medium-sized businesses in the Republic of Mordovia. The study confirmed the existence of administrative barriers to entrepreneurial activity in the region, which are manifested both at the initial stage of doing business and during long-term conduct.

Within the framework of the study, proposals were formulated to reduce administrative barriers and create a favorable business environment. In the current socio-economic situation, the main measures to support entrepreneurship are to reduce tax rates and introduce a preferential tax system. Support measures that are significant for business are also a decrease in interest rates, an increase in the availability of credit, the provision of incentives for energy resources, and control over the pricing policy of services of natural monopolies. Along with institutional measures, it is necessary to disseminate various forms of entrepreneurship training and mentoring, which are widespread in foreign practice.

Keywords: small and medium-sized businesses, national project, administrative barriers, classification, monitoring of the business environment, region, municipal districts.

Введение

Устойчивое социально-экономическое развитие страны невозможно без жизнеспособного и эффективного предпринимательства. Являясь гибкой формой хозяйствования, предпринимательство быстро реагирует на происходящие рыночные изменения, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Активное развитие сферы малого и среднего предпринимательства становится важным фактором экономического роста, развития научно-технического прогресса, инноваций, повышения занятости населения и развития общества в целом.

Возникновение малых и средних предприятий в регионах происходит неравномерно и в основном зависит от социально-экономической ситуации, инвестиционного и налогового климата, правовой базы и ряда иных факторов, которые при проведении активной государственной политики могут быть изменены в позитивном направлении. Малое и среднее предпринимательство в зарубежных странах обеспечивает около 50% ВВП и почти 60% производственной занятости.

По своей роли в экономике предпринимательство России уступает таким странам как США, Ирландия, Финляндия, Япония, Италия и др. [15].

Приоритеты развития сферы предпринимательства определены государством в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». Среди целевых групп малого и среднего предпринимательства Стратегия выделяет массовый сектор и высокотехнологичный сектор. Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации поддерживаются направления системного взаимодействия органов государственной власти с представителями малого и среднего предпринимательства, с последующим их вовлечением в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков.

Оценка общих условий ведения предпринимательской деятельности основывается на ряде документов, среди которых Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Указ Президента Российской Федерации

от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 29 января 2018 г. № 45-Р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия». В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» представлены приоритетные направления реализации и развития предпринимательских программ в рамках национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства, поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы. В качестве целевого показателя проекта выступает увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных пред-

Административные барьеры

Административные барьеры при входе предпринимателей на рынок

• лицензирование;

• разрешения;

• регистрация;

• согласование проектной документации;

• получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий;

• заключение контрактов на государственные (муниципальные) закупки.

Административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынок

• сертификация;

• маркирование;

• паспоризация._

Административные барьеры, связанные с издержками предпринимателей в процессе текущей деятельности

• инспекционная деятельность;

• контроль и надзор;

• делопроизводство, документооборот, формы обязательной отчетности.

Рис. 1. Классификация административных барьеров

Источник: составлено авторами на основе [10]

принимателей, до 25 млн чел. Достижение указанной цели включает улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, упрощение налоговой отчетности, доступа к льготному финансированию, совершенствование системы закупок и др. [18].

Однако наряду с вышеперечисленными перспективными направлениями развития предпринимательских программ присутствуют и негативные стороны государственного регулирования, препятствующие развитию сферы предпринимательства в виде различных административных барьеров. Согласно оценкам экспертов, из-за наличия избыточных административных барьеров величина «замороженного» потенциала экономического роста страны составляет 5—7% [10, с. 9].

Исторически возникновение административных барьеров в России относят к началу 90-х годов XX столетия как способа регулирования хозяйственной деятельности от товарной интервенции. Массовое пополнение рынка некачественными товарами и услугами способствовали распространению процедур их лицензирования и сертификации и тем самым закрепляли административные барьеры в качестве института государственного регулирования и контроля. Однако широкий спектр подобных процедур не позволяет создавать эффективные механизмы контроля вплоть до сегодняшнего времени [16, с. 147].

В рамках исследования проведен литературный обзор существующих определений административных барьеров [2; 5; 6; 9; 11; 13; 19; 20]. Однако, несмотря на разнообразие подходов к их пониманию, авторы единодушны во мнении их негативного влияния на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, проявляющегося, во-пер-

вых, сокращением масштабов хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства, во-вторых, уходом субъектов предпринимательства в теневой сектор и, в-третьих, полным прекращением хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства.

Классификация административных барьеров представлена на рис. 1.

Основная часть

По состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации осуществляло деятельность 2659,9 тыс. малых предприятий (2421,6 тыс. составляли микропредприятия) и 2630,8 тыс. человек в статусе индивидуальных предпринимателей. В расчете на 10000 человек населения при среднем значении 156 по Приволжскому федеральному округу, наибольший показатель зафиксирован в Самарской области (216 малых предприятий), наименьший — в Республике Мордовия (86 малых предприятий) [14].

Оценка состояния деловой среды малого и среднего предпринимательства чаще всего производится путем опросов представителей данных видов бизнеса. В целом мониторинг предпринимательской среды включает оценку широкого спектра количественных и качественных показателей их деятельности. В качестве целевых индикаторов используются мероприятия, направленные на содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Результаты проведенного анализа позволяют своевременно обнаружить наиболее проблемные места и своевременно разработать направления для их устранения [7; 8].

Начиная с 2014 г. Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» ежегодно проводит социологические опросы представителей бизнеса Республики Мордовия, основная цель которых мониторинг условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Эмпириче-

Таблица 1

Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия за 2014—2019 гг., ед.*

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Малое предпринимательство 25 068 22 552 24 647 23 616 23 266 22 533

Среднее предпринимательство 104 97 92 83 81 73

* Данные на конец года

ская база исследований включала количественные данные массовых репрезентативных опросов предпринимательского сообщества за пятилетний период (2014-2019 гг.). В качестве респондентов выступали представители малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные в ГО Саранск и муниципальных районах Республики Мордовия. Выборка квотно-пропор-циональная со статистической погрешностью не более 5%, представляет структуру генеральной совокупности в виде квот по изучаемым признакам - основного места ведения деятельности и размера бизнеса. Объем выборочной совокупности составил: в 2014 г., 2016 г. и 2019 г. - по 378, в 2015 г. - 377, в 2017 г. и 2018 г. — по 379 респондентов.

Наряду с массовыми систематически проводились и экспертные опросы. Среди основных критериев отбора экспертов — стаж предпринимательства, а также их принадлежность к формализованным региональным структурам предпринимателей. К таким структурам можно отнести: Совет предпринимателей при Главе Республики Мордовия, Торгово-промышленная палата Республики Мордовия, комиссия Общественной палаты Республики Мордовия по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Координационный совет по развитию конкуренции в Республике Мордовия и др. Количество экспертов, участвующих в опросе «Оценка предпринимательским сообществом административных барьеров и конкурентной среды в Республике Мордовия» в разные годы варьировало от 40 до 50 человек.

В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в Республи-

ке Мордовия характеризуется сокращением масштабов хозяйственной деятельности. За анализируемый период наблюдалось снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 10,2%: с 25172 в 2014 г. до 22606 в 2019 г. (табл. 1) [14].

Приостановление ведения бизнеса связано с различными по силе и масштабу факторами, прямо или косвенно влияющими на его рентабельность: это, прежде всего, снижение покупательной способности населения, повышение фискальной нагрузки и страховых выплат в Пенсионный Фонд. Сокращение спроса препятствует процессам обновления и расширения ассортимента выпускаемой продукции, освоения инновационных технологий в производстве и реализации, в конечном счете, приводит к снижению объемов заказов оптовым поставщикам и отечественным производителям [4].

% 100 1

90 -

80 -

70 -

60 -

50 -

40 -

Одной из причин сокращения масштабов хозяйственной деятельности на территории Республики Мордовия являются кризисные процессы в экономике, а также административные барьеры в развитии субъектов регионального предпринимательства. В 2019 г. согласно результатам исследования, с административными барьерами при организации и осуществлении предпринимательской деятельности сталкивались 22,0% опрошенных представителей бизнеса, это на 2,2% больше, чем в 2018 г., но и на 4,8% меньше, чем в 2015 г. (рис. 2).

По мнению преобладающей части предпринимательского сообщества (43,4%), принимавшей участие в опросе 2019 г., уровень административных барьеров в регионе не претерпел значительных изменений за последний год. Его повышение отметили 12,7% представителей бизнеса. В городе столичного значения Са-

¡4.7 И

ЕЭ

Рис. 2. Динамика распределения ответов на вопрос «Сталкивались ли Вы при организации и осуществлении предпринимательской деятельности с административными барьерами?»,

2015-2019 гг., %

% 50 л

Повысился Остался без Понизился Затрудняюсь

изменений ответить

■ ГО Саранск 88 Муниципальные районы РМ

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Изменение уровня административных барьеров на территории региона за последний год?»,

2019, %

ранске число тех, кто указал, что он понизился — только 7,5%, в муниципальных районах таких респондентов 17,8%. Из ответов следует, что с административными барьерами чаще всего сталкиваются жители более крупного города, где выше уровень конкуренции. При этом изменение уровня административных барьеров не замечали чаще предприниматели из муниципальных районов. Его снижение более очевидно также для предпринимателей из районов республики (рис. 3).

Предприниматели с стажем работы в бизнесе (до 5 лет) чаще сталкиваются в своей деятельности с административными барьерами, чем их более опытные коллеги (рис. 4). Разница в ответах, на наш взгляд, связана с тем, что «начинающие» предприниматели (чаще

всего это молодежь) имеют незначительный опыт взаимодействия с представителями власти, ограниченные финансы, низкую предпринимательскую грамотность, у них высок «порог риска», обусловленный ограниченным «входом» на рынок, конкуренцией с опытными представителями бизнеса, к тому же молодежь ориентирована на субъективное восприятие действительности, порой далекое от реальности. По мере развития бизнеса предприниматели утрачивают негативное восприятие деятельности органов власти: они чаще указывают на отсутствие системных действий по устранению административных барьеров.

По мнению большинства респондентов, административные барьеры присутствуют при получении государствен-

Рис. 4. Доля предпринимателей, указавших наличие административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности, в зависимости от стажа предпринимательской деятельности, 2019, %

ной поддержки (37,8%). 23,2% респондентов отметили их наличие при контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью. По 19,5% опрошенных предпринимателей отмечают присутствие административных барьеров при процедурах лицензирования видов деятельности и сертификации, стандартизации продукции, работ и услуг. Следует также отметить трудности при аренде зданий, помещений у 17,5% респондентов, при получении разрешения на осуществление строительных работ — у 15,9% и регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства — у 13,4%. Другие области присутствия административных барьеров упоминались реже.

Необходимым шагом к устранению избыточных административных барьеров является упрощение прохождения процедур, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности. К наиболее доступной среди всех процедур предприниматели отмечают процедуру государственной регистрации юридического лица либо статуса индивидуального предпринимателя. По данным 2019 г. наблюдается незначительное повышение данной позиции по сравнению с 2015 г., составившей 8,6 баллов из 10-ти возможных.

Результаты исследования показали, что оценка процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество варьирует в интервале от 6,0 до 7,6 баллов, процедуры сделок с ним — 7,6 балла, подключения к электросетям — 6,7 балла, получения разрешения на осуществление строительных работ — 6,5 балла, получения государственной поддержки —6,0 балла. Следует отметить, что по сравнению с 2015 г. данные оценки имеют положительную динамику.

Отчасти на преодоление административных барьеров в

муниципальных районах Республики Мордовия направлена организация сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, целью которых является повышение качества и доступности этих услуг для физических и юридических лиц. Возможность их получения по принципу «одного окна» ведет к снижению организационных, финансовых затрат, временного ресурса предпринимателей на локальном уровне. В современных условиях создаются цифровые платформы поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес» [12; 3]. Данная инфраструктура ориентирована на помощь предпринимателям в открытии и развитии своего дела и информирование о мерах государственной поддержки, в том числе о конкретных случаях столкновения с административной проблемой.

Наличие административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Республике Мордовия также оценивалось посредством экспертного опроса. В 2019 г. чуть менее половины экспертов (41,2 %) считала, что в регионе имеются препятствия при ведении бизнеса. По мнению этой группы экспертов, административные барьеры выступают фактором, снижающим качество бизнес-среды в регионе [1; 17]. К основным направлениям преодоления административных барьеров были отнесены: безусловно, их снижение; прекращение коррупционных схем ведения бизнеса; предоставление «налоговых каникул»; отказ от проведения проверок в отношении вновь зарегистрированных субъектов предпринимательства в течение 5 лет; выдача разрешительной документации на более длительный

срок; упрощение регистрационных процедур и процедур лицензирования видов деятельности; минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций; упрощение порядка представления отчетности; повышение правовой грамотности представителей малого и среднего предпринимательства; сокращение числа организаций, контролирующих субъекты предпринимательства; снижение количества документов при открытии предприятия; активное взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с органами местного самоуправления и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Результаты проведенных исследований по изучению проблем предпринимательства в регионе позволили определить направления повышения эффективности и результативности деятельности государственных (муниципальных) органов власти и выявить резервы для улучшения деловой среды бизнеса.

Экспертное сообщество подтверждает наличие разнообразных административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Столкновение с многочисленными препятствиями и со стороны существующего законодательства и государственных (муниципальных) органов власти способствует сокращению масштабов хозяйственной деятельности и числа субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. Возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, государство декларирует значимость развития предпринимательского сектора, предлагая меры поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы.

С другой — оно действует недостаточно эффективно, порождая специфические трудности в развитии малого и среднего предпринимательства. Бизнес-сообщество заинтересовано в наличии устойчивых правил ведения предпринимательской деятельности, ее свободы, позволяющих выстраивать стратегию дальнейшего своего развития. Данная противоречивая ситуация требует принятия и реализации мер по снижению административных барьеров и созданию благоприятного климата для ведения и развития предпринимательства.

Мерами поддержки предпринимательства в условиях текущей социально-экономической ситуации, прежде всего, должны являться снижение налоговых ставок и введение льготной системы налогообложения. Рост давления налогового «пресса» на малый бизнес, а также несовершенство налогового законодательства создают сложности для предпринимателей в части планирования развития своего дела на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В данных условиях необходимо принимать меры по упрощению системы налогообложения и введению «налоговых каникул» для вновь создаваемых малых предприятий в течение первых лет их работы, которые можно отнести к адаптационным. Значимыми для бизнеса мерами также являются повышение доступности кредитования и снижение процентных ставок, предоставление льгот на энергоресурсы, контроль за ценовой политикой услуг естественных монополий. Наряду с институциональными мерами, необходимо распространять различные формы обучения предпринимательству и наставничества, которые широко распространены в зарубежной практике.

Литература

1. Абдулаева З.З. Снижение административных барьеров как условие развития предпринимательства в регионе // Вестник государственного университета. 2015. № 5. С. 45—48.

2. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 73—88.

3. Бикеева М.В. Бизнес и власть: новые параметры взаимодействия: монография. Саранск: РИЦ МГПИ, 2020. 78 с.

4. Блинов А.О., Рудакова О.С. Диагностика развития малого предпринимательства в России // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 62-66.

5. Гилина Т.Г. Риск влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса крупного города: оценка и меры снижения // Вестник ТИУиЭ. 2010. № 2. С. 21-28.

6. Дегтярев А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ. Экономика. 2003. № 6. С. 42-58.

7. Иншаков В.А., Максимова Л.Ю. Административные барьеры в оценках предпринимательского сообщества Республики Мордовия // В сборнике: «Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Саранск. 2017. С. 250-253.

8. Иншаков В.А., Максимова Л.Ю. Административные барьеры в предпринимательской деятельности в Республике Мордовия // В сборнике «Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы» Саранск. 2015. С. 57-60.

9. Манушин Д.В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 52-60.

10. Методологические подходы к анализу влияния административных барьеров на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан: монография / Н.З. Солодилова, Р.В. Гибадуллин, Р.И. Маликов, К.Е. Гришин, В.И. Харисов,

References

1. Abdulayeva Z.Z. Reducing administrative barriers as a condition for the development of entrepreneurship in the region. Vestnik gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the State University. 2015; 5: 45-48. (In Russ.)

2. Auzan A., Kryuchkova P. Administrative barriers in the economy: deblocking tasks. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2001; 5: 73-88. (In Russ.)

В.В. Арапов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.З. Солодиловой. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. 354 с.

11. Милосердова А.И. Административные барьеры в предпринимательской деятельности // В сборнике «Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика». 2018. С. 151—156.

12. Национальный онлайн-портал для предпринимателей Мой бизнес [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/ (Дата обращения: 08.09.2020).

13. Носков Б.П., Симонова Е.В. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации (правовой аспект) // Безопасность бизнеса. 2005. № 3. С. 11-17.

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// rosstat.gov.ru / (Дата обращения: 05.08.2020).

15. Павлюкова О.В., Кулаков А.Д., Подзо-рова М.А. Сравнительный анализ административных барьеров в России и в Финляндии // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 36-37.

16. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство: монография / под науч. ред. Н.Н. Мироновой. М.: Научный консультант, 2017.

17. Рой В.И. Проблема развития и административные барьеры предпринимательства России // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 11. С. 2586-2590.

18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027/page/1 (Дата обращения: 29.06.2020).

19. Шагиева Д.И. Административные барьеры и их рост в России // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 4-8 (60). С. 84-87.

20. Шершнев М.Н. Административные барьеры и их влияние на бизнес. административные барьеры и их влияние на бизнес // Ростовский научный журнал. 2019. № 1. С. 294-302.

3. Bikeyeva M.V. Biznes i vlast': novyye parametry vzaimodeystviya: monografiya = Business and government: new parameters of interaction: monograph. Saransk: RITs MGPI; 2020. 78 p. (In Russ.)

4. Blinov A.O., Rudakova O.S. Diagnostics of the development of small business in Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Right. 2014; 4: 62-66. (In Russ.)

5. Gilina T.G. The risk of the influence of administrative barriers on the activities of small and medium-sized businesses in a large city: assessment and mitigation measures. Vestnik TIUiE = Vestnik TIUiE. 2010; 2: 21-28. (In Russ.)

6. Degtyarev A., Malikov R. Institutional factors for creating mechanisms to overcome administrative barriers in the development of entrepreneurship. Vestnik MGU. Ekonomika = Bulletin of Moscow State University. Economy. 2003; 6: 42-58. (In Russ.)

7. Inshakov V.A., Maksimova L.Yu. Administrative barriers in assessing the entrepreneurial community of the Republic of Mordovia. V sbornike: «Problemy metodologii i metodiki monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii = In the collection: "Problems of methodology and methods of monitoring the socio-economic development of regions of the Russian Federation. Saransk. 2017: 250-253. (In Russ.)

8. Inshakov V.A., Maksimova L.Yu. Administrative barriers in entrepreneurial activity in the Republic of Mordovia. V sbornike «Regional'naya differentsiatsiya i konsolidatsiya sotsial'nogo prostranstva Rossii: realii i novyye vyzovy» = In the collection "Regional differentiation and consolidation of the social space of Russia: realities and new challenges". Saransk. 2015: 57-60. (In Russ.)

9. Manushin D.V. Administrative barriers in the Russian economy as conditions conducive to the existence of corruption, and measures to eliminate them. Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava = Actual problems of economics and law. 2014; 4 (32): 52-60. (In Russ.)

10. Metodologicheskiye podkhody k analizu vliyaniya administrativnykh bar'yerov na razvitiye sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Bashkortostan: monografiya = Methodological approaches to the analysis of the impact of administrative barriers on the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Bashkortostan: monograph / N.Z. Solodilova, R.V. Gibadullin, R.I. Malikov, K.E. Grishin, V.I. Kharisov, V.V. Arapov; under total. ed. Dr. econ. Sciences, prof. N.Z. Solodilova. Ufa: Ufa State University of Economics and Service; 2014. 354 p. (In Russ.)

11. Miloserdova A.I. Administrative barriers in entrepreneurship. V sbornike «Konstitutsionno-pravovoye regulirovaniye obshchestvennykh otnosheniy: teoriya, metodologiya, praktika» = In

the collection "Constitutional and legal regulation of public relations: theory, methodology, practice.". 2018 : 151-156. (In Russ.)

12. Natsional'nyy onlayn-portal dlya predprinimateley Moy biznes = National online portal for entrepreneurs My business [Internet]. Available from: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/ (cited 08.09.2020). (In Russ.)

13. Noskov B.P., Simonova Ye.V. On some administrative barriers restraining the development of the economy and business in the Russian Federation (legal aspect). Bezopasnost' biznesa = Business Security. 2005; 3: 11-17. (In Russ.)

14. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki= Official site of the Federal State Statistics Service [Internet]. Available from: http:// rosstat.gov.ru / (cited 05.08.2020). (In Russ.)

15. Pavlyukova O.V., Kulakov A.D., Podzorova M.A. Comparative analysis of administrative barriers in Russia and in Finland. Transportnoye delo Rossii = Transport business of Russia. 2014; 1: 36-37. (In Russ.)

16. Prioritetnyye napravleniya razvitiya regionov: innovatsii i predprinimatel'stvo: monografiya = Priority directions of development of regions: innovation and entrepreneurship: monograph Ed. N.N. Mironova Moscow: Scientific consultant; 2017. (In Russ.)

17. Roy V.I. The problem of development and administrative barriers to entrepreneurship in Russia. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept = Scientific and methodological electronic journal Concept. 2016; 11: 2586-2590. (In Russ.)

18. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» = Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" [Internet]. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (cited 29.06.2020). (In Russ.)

19. Shagiyeva D.I. Administrative barriers and their growth in Russia. Aktual'nyye nauchnyye issledovaniya v sovremennom mire = Actual research in the modern world. 2020; 4-8 (60): 8487. (In Russ.)

20. Shershnev M.N. Administrative barriers and their impact on business. Rostovskiy nauchnyy zhurnal = Rostov scientific journal. 2019; 1: 294302. (In Russ.)

Сведения об авторах

Марина Викторовна Бикеева

К.э.н, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Россия Эл. почта: mbikeeva@yandex.ru

Виталий Александрович Иншаков,

К.соц.н., ведущий научный сотрудник, Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», Саранск, Россия E-mail: inshakov51@mail.ru

Ирина Михайловна Фадеева,

Д.соц.н., профессор, директор Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», Саранск, Россия E-mail: fadeeva5@yandex.ru

Information about the authors

Marina V. Bikeeva

Cand. Sci. (Economics), Assistant professor of the Department of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management National Research Mordovia State University, Saransk, Russia E-mail: mbikeeva@yandex.ru

Vitaliy A. Inshakov,

Cand. Sc. (Sociological), Leading researcher State Treasury Institution of the Republic of Mordovia «Scientific Center for Socio-Economic Monitoring», Saransk, Russia E-mail: inshakov51@mail.ru

Irina M. Fadeeva

D. Sc. (Sociological), Professor, Director State Treasury Institution of the Republic of Mordovia «Scientific Center for Socio-Economic Monitoring», Saransk, Russia E-mail: fadeeva5@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.