Научная статья на тему 'Уровень административных барьеров как индикатор качества взаимодействия властных и предпринимательских структур'

Уровень административных барьеров как индикатор качества взаимодействия властных и предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1585
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЛАСТНЫЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / ADMINISTRATIVE REGULATION / THE POWER AND BUSINESS STRUCTURES / LOYALTY / INFORMAL ADMINISTRATIVE PRESSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликов Рустам Илькамович, Гришин Константин Евгеньевич

В статье рассматриваются теоретическое и практические аспекты возникновения административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности и их влияние на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях. Научная новизна статьи заключается в обосновании новых подходов к определению термина «административные барьеры» и разработке расширенной классификации административных барьеров, возникающих в различных сферах отношений бизнеса и власти в ходе осуществления хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства. Также элементом новизны является аргументация необходимости разработки механизмов снижения административного бремени на бизнес с использованием мотивационного инструментария в процессе деятельности органов власти по развитию малого и среднего бизнеса в регионах и муниципальных образованиях. Практическую ценность может иметь предложенная в статье методика оценки эффективности административного регулирования предпринимательской деятельности в муниципальном образовании на основе критериев лояльности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маликов Рустам Илькамович, Гришин Константин Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF ADMINISTRATIVE BARRIERS AS AN INDICATOR OF INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES

The article examines the theoretical and practical aspects of the emergence and development of administrative barriers to entrepreneurial activity and its impact on sustainable development of small and medium-sized enterprises in the regions and municipalities. Scientific novelty of the paper is the rationale for new approaches to the definition of the term «administrative barriers» and the development of expanded classification of administrative barriers arise in various fields of business and government in the implementation of the economic activities of enterprises. Also an element of novelty is the argument of the need to develop mechanisms to reduce the administrative burden on business, using a motivational tool in the process of government for the development of small and medium-sized businesses in the regions and municipalities. Practical value may be proposed in the paper method of estimating the efficiency of the administrative regulation of business activity in the municipality on the basis of the criteria of loyalty business.

Текст научной работы на тему «Уровень административных барьеров как индикатор качества взаимодействия властных и предпринимательских структур»

ход, когда отдельные операции агрегируются в процесс и в отложенном режиме осуществляется проверка результата процесса.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества» (Национальный стандарт РФ) предполагает (пункт 8.2.3) мониторинг и измерение процессов. Организация должна установить подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерение процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигнуты, принимаются необходимые корректирующие действия. Выбирая методы, необходимо учитывать тип и объем измерений, подходящих для каждого процесса, в отношении их влияния на результативность системы менеджмента качества в целом.

Пункт 8.2.4 регламентирует мониторинг измерения продукции (услуг) с целью верификации соблюдения требований к продукции (услуге). Предоставление услуги потребителю не должно осуществляться до тех пор, пока все запланированные операции не будут удовлетворительно завершены.

Пункт 8.3 предусматривает идентификацию продукции (услуги), не соответствующей требованиям, и необходимость предпринимать в отношении несоответствующей продукции определенные действия, адекватные последствиям несоответствия.

Связь функций в системе управления учитывает Деминг в своей модели, названной циклом Деминга, или моделью РБСА (Р1ап-Бо-СЬеск-Ас1). Модель отражает циклический процесс «планирование - действие -проверка - корректировка», используемый в управлении качеством. Этап проверки подразумевает: сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности; выявление отклонений; установление причин отклонений. Эталонами для контроля в цикле Деминга являются показатели качества.

Организация должна собирать и анализировать данные о результативности системы менеджмента качества, документировать процедуры, предпринимать корректирующие и предупреждающие действия. Последние должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

В систематизированном виде возможности развития системы внутреннего контроля с использованием рассмотренных выше концепций управления сводятся к следующему.

1. Система менеджмента качества:

- ориентация показателей контроля на качество продукта;

- ориентация контрольных процессов на качество продукта.

2. Сбалансированная система показателей:

- создание базы для контрольных измерений.

3. Риск-менеджмент:

- разработка риск-ориентированных эталонов контроля.

4. Управление проектами:

- совершенствование организационных структур для контрольных процессов;

- управление реализацией «пилотных» проектов;

- предотвращение бюрократизации контроля.

5. Реинжиниринг процессов:

- контрольный процесс включается в более эффективную модель управления организацией.

Контрольная среда будет соответствовать цели и задачам контроля при профессиональных действиях контролеров и при условии, что все понимают значение системы внутреннего контроля для деятельности организации. Добиться эффективного контроля можно через систему мер, побуждающих сотрудников к проявлению честности и других этических ценностей, через формирование системы этических и поведенческих стандартов и доведения ее до сотрудников.

Список литературы:

1. Аманжолова В.А. Теоретические и методологические аспекты формирования систем внутреннего контроля взаимосвязанных организаций. - Новосибирск: НГУ, 2008.

2. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль. - М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

4. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. -М.: Омега-Л, 2007.

5. Хаммер М, Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.

List of literature:

1. Amanzholova V.A. Theoretical and methodological aspects of internal control systems formation for interrelated organizations. - Novosibirsk: NSU, 2008.

2. Serebryakova T.Yu. Organizational risks and internal economic control. - M.: INFRA-M, 2010.

3. Kaplan R„ Norton D. The strategy-focused organization / Translated from English. - M.: CJSC «Olymp-Business», 2005.

4. Mazur I.I., Shapiro V.D. Quality management. - M.: Omega-L, 2007.

5. Hammer M, Champv J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution / Translated from English. - Saint-Petersburg: Saint-Petersburg University Press, 1997.

Маликов Р.И.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Гришин К.Е.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 334-046.83:332.025-048.34

УРОВЕНЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

В статье рассматриваются теоретическое и практические аспекты возникновения административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности и их влияние на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях. Научная новизна статьи заключается в обосновании новых подходов к определению термина «административные барьеры» и разработке расширенной классификации административных барьеров, возникающих в различных сферах отношений бизнеса и власти в ходе осуществления хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства. Также элементом новизны является аргументация необходимости разработки механизмов снижения административного бремени на бизнес с использованием мотивационного инструментария в процессе деятельности органов власти по развитию малого и среднего бизнеса в регионах и муниципальных образованиях. Практическую ценность может иметь предложенная в статье методика оценки эффективности административного регулирования предпринимательской деятельности в муниципальном образовании на основе критериев лояльности бизнеса.

Ключевые слова: административные барьеры, административное регулирование, властные и предпринимательские структуры, лояльность, неформальное административное давление.

LEVEL OF ADMINISTRATIVE BARRIERS AS AN INDICATOR OF INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES

The article examines the theoretical and practical aspects of the emergence and development of administrative barriers to entrepreneurial activity and its impact on sustainable development of small and medium-sized enterprises in the regions and municipalities. Scientific novelty of the paper is the rationale for new approaches to the definition of the term «administrative barriers» and the development of expanded classification of administrative barriers arise in various fields of business and government in the implementation of the economic activities of enterprises. Also an element of novelty is the argument of the need to develop mechanisms to reduce the administrative burden on business, using a motivational tool in the process of government for the development of small and medium-sized businesses in the regions and municipalities. Practical value may be proposed in the paper method of estimating the efficiency of the administrative regulation of business activity in the municipality on the basis of the criteria of loyalty business.

Key words: administrative barriers, administrative regulation, the power and business structures, loyalty, informal administrative pressure.

На современном этапе социально-экономического развития российских регионов, характеризующегося ростом бюджетного дефицита в условиях расширения объемов финансирования социальных программ, все большее значение приобретает деятельность органов власти, направленная на стимулирование малого и среднего бизнеса, обладающего серьезным потенциалом для увеличения доходной части региональных бюджетов. В параметрах этой работы особое место занимает формирование благоприятного делового климата как институциональной основы устойчивого развития субъектов предпринимательства. Региональный деловой климат представляет собой совокупность факторов, влияющих на возникновение и развитие бизнеса в регионе, это своего рода среда, в которой рождается и растет компания. Качество современной деловой среды функционирования малого и среднего бизнеса во многом определяется системой административного регулирования предпринимательской деятельности. От того, насколько эта среда благоприятна, во многом зависит количество вновь создающихся субъектов бизнеса и успешность развития существующих предпринимательских структур. При всей важности других факторов для развития частной предпринимательской инициативы (отраслевая специфика тер-

ритории, уровень платежеспособного спроса и ряд других) именно административный климат оказывает решающее влияние на качество развития бизнеса, ввиду того что данный фактор определяет основные правила ведения бизнеса на территории.

Согласно докладу, подготовленному Всемирным банком, «Ведение бизнеса 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» Российская Федерация по степени создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности за 2011-2012 годы улучшила свои позиции, поднявшись со 120-го на 112-е место в рейтинге.

Из всех критериев, по которым оценивались экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. По этому критерию наша страна занимает 11-е место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 270 дней, что заметно быстрее, чем во многих развитых странах, при этом количество необходимых процедур (36) и стоимость судебных издержек (13,4% от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей. Однако остальные показатели, характеризующие условия ведения предпринимательской деятельности, которые в той или иной мере регулируются государством, имеют весьма критические значения (см. рис.).

Регистрация предприятий 2 ОС

Ликвидация предприяти

Обеспечение исполнения контрактов

Международная торговля

Налогообложение

Получение разрешения на строительство

Подключение к системе электроснабжения

Регистрация собственности

Кредитование

Защита инвесторов

Условия ведения бизнеса в России в 2011-2012 годах (место в рейтинге из 185 стран, 1-е место - лучшие условия, 185-е место - худшие условия)

Составлено по данным доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий»

Как видно из данной диаграммы, наибольшие проблемы в российской деловой среде имеются с подключением к системе электроснабжения (184-е место), получением разрешения на строительство (178-е место)

и по условиям ведения международной торговли (160-е место).

В целом характер взаимоотношений предпринимателя с государством продолжает оставаться клю-

чевым фактором успешности бизнеса на той или иной территории. Это продиктовано тем, что, помимо формализованного административного регулирования предпринимательской деятельности, которое имеет более-менее понятные количественные параметры, в российской деловой практике достаточно распространены схемы неформализованного административного давления на представителей бизнеса, масштабы которого очень сложно спрогнозировать. Таким образом, законопослушному предпринимателю, помимо легального административного бремени, в некоторых случаях приходится сталкиваться с непредусмотренным законом бременем, накладываемым представителями органов власти по своему усмотрению или «по просьбе» аффилированных бизнес-структур.

Мы должны понимать, что именно неэффективная система административного регулирования в условиях возможности решения вопросов в неформальных координатах отношений «власть - бизнес» выталкивает значительную часть субъектов предпринимательства из сферы легального бизнеса, заставляя часть своей деятельности держать в «тени». При этом нужно отметить, что у органов власти продолжают оставаться возможности дополнять формализованное давление на бизнес неформальным воздействием, например, с целью создания преференционных условий для аффилированных предпринимательских структур. В условиях серьезного формализованного бремени на бизнес и высокой вероятности применения неформальных подходов административного регулирования рациональная стратегия ведения бизнеса будет в том числе включать в себя элементы заключения неформального договора с властью. Неформальный договор помогает предпринимателю в определенной мере оптимизировать появляющиеся в процессе хозяйственной деятельности издержки, вызванные административными барьерами, до приемлемых параметров.

К настоящему времени до конца не разработаны методологические подходы к определению самого термина «административные барьеры», что в определенной мере не позволяет предложить развернутую теоретическую основу для формирования эффективного практического инструментария снижения избыточного административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства. В резолюциях ряда научно-практических конференций по проблемам предпринимательской деятельности административные барьеры определены как «специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников» [1], или как «субъективные для МСБ «барьеры входа» на

рынок, вызванные, прежде всего, тем, что действующие правила и механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности «настроены» на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений в соответствии с бюрократическими принципами работы и оплату из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих эти барьеры (которые требуется затем преодолевать бизнесменам самостоятельно)» [2].

Согласно подходу А. Аузана, П. Крючковой, административные барьеры в экономике - «это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур» [3].

По мнению А. Дегтярева и Р. Маликова, «административные барьеры являются препятствиями, возникающими при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающих возмездный характер их преодоления» [4].

Г. Казаченко, Е. Самойленко предлагают следующее определение административных барьеров - «это действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности» [5].

Административные барьеры можно классифицировать на следующие виды: 1) ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством; 2) установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей; 3) принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий.

Существует и иная классификация административных барьеров: 1) административные барьеры при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки; 2) административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация; 3) административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности [4].

Однако проводимые нами исследования во многом позволили расширить теоретическое понимание сути административных барьеров. Как показывает практика, административные барьеры могут продуцироваться чиновниками не только с использованием действующей нормативно-правовой базой, но и в обход нее. При этом обходить действующую нормативно-правовую базу чиновники могут, как правило, только в том случае, когда существует высокая вероятность того, что со стороны бизнеса - объ-

Типы и причины возникновен

екта давления не будет юридического и административного противодействия или это противодействие может быть блокировано административными или иными методами. Как правило, в обход действующей нормативно-правовой базы, в случае невозможности ее использовать, выстраиваются так называемые преднамеренные административные барьеры, когда отдельные чиновники пытаются создавать преференционные условия для определенных бизнес-структур (табл. 1).

Таблица 1

я административных барьеров

Тип барьера Причина возникновения

Преднамеренные (искусственные) административные барьеры (формируются с целью предоставления преференций в интересах определенных лиц или с целью получения ренты самим чиновником (группой чиновников), продуцирующим создание АБ) Административный барьер позволяет выстроить действующее законодательство, недостаточная проработанность (или отсутствие) административных регламентов

Административный барьер позволяет выстроить возможность уклониться от ответственности в случае обнаружения нарушений действующего законодательства или административных регламентов, а также невысокая «цена» наказания при высоком рентном доходе

Административный барьер позволяет выстроить низкую вероятность обращения предпринимателя в вышестоящий орган или суд при высоком рентном доходе

Непреднамеренные административные барьеры (формируются вследствие излишней зарегулированности и необоснованной обременительности действующего законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, а также ввиду низкой эффективности деятельности бюрократического аппарата) Административный барьер возникает в силу действующего законодательства (несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей и регламентирующей предпринимательскую деятельность, противоречия различных уровней законодательства, а также действующих административных регламентов)

Административный барьер возникает вследствие некомпетентности чиновника или неудовлетворительного (формального) выполнения им своих должностных обязанностей, в том числе в условиях низкого уровня мотивации как поощрительного, так и взыскательного характера

Таким образом, согласно нашему подходу административные барьеры в сфере предпринимательской деятельности - это совокупность формальных и неформальных действий (бездействия) административных органов государственного (муниципальной) власти с использованием действующей или вводимой в действие нормативно-правовой базы, а также в обход нее, ограничивающих и сдерживаю-

Классификация адмш

щих законную деятельность предпринимательских структур на различных этапах жизненного цикла бизнеса.

На основе проведенных исследований, по нашему мнению, всю совокупность административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности целесообразно классифицировать следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

(стративных барьеров

Сфера отношений власти и бизнеса, где возникает АБ Форма отношений власти и бизнеса, в которых возникает АБ Вид административного барьера

АБ при доступе к государственному (муниципальному) имуществу и земле и сделках с ними Оформление в собственность (имущества, земли) (в том числе приватизация, перерегистрация прав собственности и право преимущественного выкупа арендуемого имущества) Отказ в оформлении права собственности со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в оформлении права собственности

Оказание административного давления (явного, скрытого) с целью принуждения к отказу от сделки

Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков решения вопросов, введение в информационное заблуждение, административная волокита

Продолжение таблицы 2

Сфера отношений власти и бизнеса, где возникает АБ Форма отношений власти и бизнеса, в которых возникает АБ Вид административного барьера

Аренда (имущества, земли) (в том числе продление аренды и право преимущественной аренды) Отказ в заключении (продлении) договора аренды со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в заключении (продлении) договора аренды

Оказание административного давления (явного, скрытого) с целью принуждения к отказу от сделки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков решения вопросов, введение в информационное заблуждение, административная волокита

Завышенная стоимость арендной платы

АБ при доступе к государственному (муниципальному) финансированию (господдержка, госзаказ) Государственная поддержка Отказ от предоставления господдержки со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ от предоставления господдержки

Нарушение процедуры проведения конкурса заявок (в том числе в пользу определенных лиц)

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков решения вопросов, введение в информационное заблуждение, административная волокита

Государственный заказ Отказ в получении доступа к госзаказу со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в получении доступа к госзаказу

Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов (в том числе в пользу определенных лиц)

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Введение в информационное заблуждение, административная волокита

Затягивание сроков (или отказ) оплаты работы, выполненной в рамках госконтракта

АБ при доступе к инженерно-транспортной инфраструктуре Подключение объектов к инженерно-коммунальной инфраструктуре Отказ в доступе к инженерно-транспортной инфраструктуре со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу или отсутствие дополнительных мощностей

Немотивированный отказ в доступе к инженерно-транспортной инфраструктуре

Необоснованно высокая стоимость подключения и завышенные эксплуатационные тарифы

Предъявление дополнительных требований (проектов, документов, справок)

Затягивание сроков подключения, введение в информационное заблуждение, административная волокита

АБ при получении государственных (муниципальных) услуг Гос. регистрация Отказ в гос. регистрации со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в гос. регистрации

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков гос. регистрации, введение в информационное заблуждение, административная волокита

Предоставление информации, подготовка и выдача справок, иных документов и т. д. Отказ в предоставлении информации (справок, иных документов) со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в предоставлении информации (справок, иных документов)

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков предоставления информации (справок, иных документов), введение в информационное заблуждение, административная волокита

Окончание таблицы 2

Сфера отношений власти и бизнеса, где возникает АБ Форма отношений власти и бизнеса, в которых возникает АБ Вид административного барьера

АБ при осуществлении государственными (муниципальными) органами разрешительных, регулирующих и контрольно-надзорных функций Выдача разрешения на строительство Отказ в разрешении на строительство со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в разрешении на строительство

Оказание административного давления (явного, скрытого) с целью принуждения к отказу от строительства

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков выдачи разрешения на строительство, введение в информационное заблуждение, административная волокита

Лицензирование Отказ в получении лицензии со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ в получении лицензии

Предъявление дополнительных требований (документов, справок)

Затягивание сроков выдачи лицензии, введение в информационное заблуждение, административная волокита

Государственные стандарты Избыточность и противоречивость требований государственных стандартов, отсутствие связи требований государственных стандартов с обеспечением безопасности

Фискальная нагрузка Избыточность фискальной нагрузки

Обязательная отчетность Избыточность обязательной отчетности

Проверки контрольно-надзорных органов Нарушения при проведении проверок (расхождения с нормами 294-ФЗ)

«Заказные» проверки

АБ, вызванные деятельностью государственных судебно-правоохраните-льных органов Правоохранительная деятельность Отказ правоохранительных органов в реагировании на неправомерные действия против обратившегося предпринимателя, со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу

Немотивированный отказ правоохранительных органов в реагировании на неправомерные действия против обратившегося предпринимателя

Затягивание сроков предоставления информации, введение в информационное заблуждение, административная волокита при расследовании правонарушений

Незаконное вмешательство правоохранительных органов в хозяйственную деятельность субъекта бизнеса, формальное и неформальное давление на бизнес

«Заказное» уголовное или административное преследование

Судебная деятельность Неправомерность судебных решений

Затягивание сроков исполнения судебных решений

АБ в форме незаконного завладения активами (рейдерские захваты) Содействие гос. органов рейдерскому захвату бизнеса Содействие органов власти в преднамеренном банкротстве предприятия с целью перехвата прав на активы

Рейдерский захват при поддержке органов государственной (муниципальной) власти

Наши исследования показывают, что качество деловой среды, продуцирующей возникновение административных барьеров, определяется не только действующей нормативно-правовой базой, но и методами ее применения, а также целевыми установками государственных органов власти (местного самоуправления), осущест-

вляющих административное регулирование. То, что чиновники имеют возможность в различных городах по-разному регулировать условия для бизнеса, функционирующего, например, в строительной отрасли, наглядно демонстрирует исследование Всемирного банка и ШС «Ведение бизнеса е России - 2012» [6] (табл. 3).

Таблица 3

Стоимость и сроки получения разрешения на строительство и подключение к системе электроснабжения в различных городах РФ*

Город Получение разрешения на строительство Подключение к системе электроснабжения

Количество процедур Срок (дней) Стоимость (% дохода на душу населения) Количество процедур Срок (дней) Стоимость (% дохода на душу населения)

С.-Петербург 18 361 51,3 9 238 1080,0

Волгоград 23 371 186,0 10 205 804,3

Ульяновск 30 191 45,6 9 164 654,9

Казань 32 223 40,0 9 186 929,1

Ставрополь 23 216 47,1 7 238 443,5

Петрозаводск 18 285 117,2 10 226 564,9

Ярославль 22 247 130,6 9 146 696,8

Иркутск 17 215 141,0 9 228 573,6

Якутск 26 280 178,0 6 279 1012,2

Выборг 20 279 297,9 9 202 772,7

Калининград 17 239 86,3 9 308 641,6

Мурманск 16 347 137,4 10 328 375,6

Киров 29 206 47,3 9 164 654,9

Пермь 21 229 107,7 6 305 618,2

Томск 18 279 66,5 9 264 391,4

Воронеж 31 364 111,4 9 215 838,4

Калуга 24 264 48,0 10 144 289,8

Владивосток 26 218 169,4 9 260 852,4

Омск 29 312 62,4 10 222 112,2

Саранск 30 191 67,3 9 123 269,2

Тверь 30 488 75,2 9 183 869,2

Самара 30 200 417,9 6 290 1153,0

Новосибирск 20 248 146,7 10 265 815,9

Хабаровск 32 296 188,9 9 248 391,1

Москва 47 392 171,5 10 281 1852,4

Ростов-на-Дону 18 294 95,0 6 223 115,1

Владикавказ 29 201 91,1 9 120 441,2

Кемерово 24 322 74,8 6 259 392,5

Екатеринбург 21 217 136,1 9 360 458,0

Сургут 17 150 106,2 10 171 746,1

* Составлено по данным доклада Всемирного банка и 1БС «Ведение бизнеса в России - 2012» // http://russian.doingbusiness.org.

Как видно из таблицы 3, существует достаточно большой разброс показателей как по количеству процедур и срокам, так и по стоимости получения разрешений на строительство и подключения к системе электроснабжения в различных городах РФ, что свидетельствует о том, что на местах, даже при существующей системе административного регулирования, имеется определенный потенциал для оптимизации условий бизнес-деятельности. Совершенно понятно, что если муниципальная администрация заинтересована в развитии предпринимательства на своей территории, то она способна создавать вполне приемлемые для этого условия. В условиях неэффективности современ-

ной системы административного регулирования, в отдельных случаях, вполне оправдывает себя модель так называемого «ручного управления» процессами содействия развитию малого и среднего предпринимательства, при использовании которой органам власти удается создавать даже при наличии формальных ограничений вполне приемлемые условия для успешного функционирования бизнеса. Допустим, при формализованном содействии бизнесу в решении его проблем чиновники вполне могут выходить за рамки своих должностных обязанностей и компетенций, при этом не нарушая действующего законодательства, административных регламентов и т. д.

Другой вопрос - а зачем это чиновнику? Дополнительное бремя (дополнительные моральные, физические, временные издержки), которое берет чиновник в рамках формализованного превышения своих должностных обязанностей, как правило, ничем не компенсируется и в таком случае становится ему не выгодным. Другое дело - неформальный выход за пределы своих должностных обязанностей. В этом случае дополнительные «заботы» чиновника могут компенсироваться неформаль-

ной благодарностью предпринимателя, которому оказано административное содействие.

В таких условиях органы региональной (муниципальной) власти в области административного регулирования предпринимательской деятельности могут использовать следующие стратегии: общее содействие развитию бизнеса, избирательное содействие развитию бизнеса; формальные действия в отношении развития бизнеса, избирательное противодействие развитию бизнеса (табл. 4).

Стратегии органов региональной (муниципальной) власти в области административного регулирования предпринимательской деятельности

Таблица 4

Наименование административной стратегии Характеристика стратегии Уровень административных барьеров*

Общее содействие развитию бизнеса Органы власти формируют и поддерживают благоприятную административную среду для всех субъектов бизнеса Низкий для всех субъектов бизнеса

Избирательное содействие развитию бизнеса Органы власти формируют и поддерживают благоприятную административную среду для определенных субъектов бизнеса, для остальных обеспечивается общая формализованная (законодательно определенная) административная среда Низкий для отдельных субъектов бизнеса; средний для остальных бизнес-структур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формальный подход к развитию бизнеса Органы власти формируют и поддерживают общую формальную административную среду для всех субъектов бизнеса Средний для всех субъектов бизнеса

Избирательное противодействие развитию бизнеса Органы власти формируют и поддерживают агрессивную административную среду для определенных субъектов бизнеса, для остальных обеспечивают общую формальную административную среду Высокий для отдельных субъектов бизнеса; средний для остальных бизнес-структур

* Категории уровней административных барьеров рассматриваются относительно среднего уровня непреднамеренных административных барьеров, которые могут возникнуть в сфере предпринимательской деятельности в условиях формализованной системы действующего административно-правового регулирования.

Именно от того, на какую стратегию сделана ставка в том или ином регионе (муниципальном образовании), во многом и будет определяться уровень административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также издержки на их преодоление.

Представляется, что в настоящее время работа по содействию развитию малого бизнеса на местном уровне в значительной мере лишена мотивационной основы для чиновников, ответственных за данное направление работы. Более того, ни положительный, ни отрицательный результаты работы по развитию малого предпринимательства персонально никак ни отражаются ни на карьере, ни на материальных доходах ответственных лиц (по крайней мере официально). В таких условиях, наверное, сложно рассчитывать на то, что кто-либо из работников соответствующих отделов администраций будет находиться в постоянном поиске новых форм и методов содействия предпринимателям в решении их проблем в официально-правовом порядке.

С целью придания работе по содействию развитию малого предпринимательства в муници-

пальном образовании (в том числе путем снижения уровня административных барьеров) определенных контуров персонифицированной ответственности нами разработана и предложена методика оценки профессионально-компетентностных качеств сотрудников соответствующих отделов администраций (или отдельных чиновников) с последующим применением к ним мер мотивационного характера.

При разработке методики мы исходили из того, что показатель числа субъектов малого и среднего бизнеса сейчас уже нельзя рассматривать как ключевой критерий оценки уровня развития предпринимательства на территории (некоторые субъекты бизнеса после регистрации могут либо не осуществлять предпринимательскую деятельность, либо вести ее в вялотекущем режиме, например, предоставляя «нулевые» декларации). На современном этапе развития экономических отношений важнейшим критерием оценки развития малого предпринимательства становится эффективность бизнеса с точки зрения полезности обществу. То есть в настоящее время оценке должны подвергаться в первую очередь показатели деятельности

фективности удовлетворяет не только потребности самого предпринимателя, но и потребности местных сообществ. Таким образом, уровень лояльности бизнеса показывает, насколько в целом бизнес удовлетворен условиями своего функционирования и, самое главное, насколько ему выгодно участвовать в развитии местных сообществ. С полным основанием можно предположить, что чем более адекватные административные условия для развития бизнеса со стороны власти будут созданы, тем активнее предприниматели будут принимать участие в социально-экономическом развитии территорий. Все остальные характеристики деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются чисто экономическими показателями, которые, в принципе, конечно, важны, но могут лишь косвенно дополнять критерии лояльности. В целом рост показателей лояльности бизнеса в муниципальном образовании является индикатором правильно выбранной органами местной власти административной стратегии содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории.

Каждому из предложенных индикаторов соответствует определенная балльная шкала (табл. 5, 6).

Таблица 5

Количество занятых работников в малом и среднем бизнесе, имеющих заработную плату равную или превышающую среднюю по экономике в муниципальном образовании*

субъектов малого и среднего предпринимательства, характеризующие степень участия бизнеса в развитии местных сообществ.

Таким образом, согласно предлагаемой нами методике при оценке профессиональной эффективности чиновников используются всего два целевых индикатора:

1. Количество занятых работников в малом и среднем бизнесе, имеющих заработную плату равную или превышающую среднюю по экономике в муниципальном образовании.

2. Уровень налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет.

Данные целевые индикаторы мы называем показателями лояльности местного бизнеса к власти. В нашем понимании лояльность бизнесак власти - это категория, характеризующая совокупность институционально-правовых норм и правил рационального поведения бизнеса, обеспечивающих ему максимизацию полезности при максимизации общественной полезности. То есть лояльным к власти признается малый и средний бизнес, который с максимальной степенью эф-

Показатели численности работников, занятых в малом и среднем бизнесе, с заработной платой на уровне средней по экономике в муниципальном образовании (% от общего числа занятых в малом и среднем бизнесе) Балльная оценка

0 0

До 10% 1

До 20% 2

До 30% 3

До 40% 4

До 50% 5

До 60% 6

До 70% 7

До 80% 8

До 90% 9

Свыше 90% 10

* Показатели получают из территориальных органов Пенсионного фонда России.

Таблица 6

Уровень налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет (в части собственных доходов)*

Показатели налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет (в % от общего уровня собственных налоговых доходов местного бюджета) Балльная оценка

0 0

До 10% 1

До 20% 3

До 35% 5

До 50% 8

Свыше 50% 10

* Показатели получают в территориальных ИФНС.

В дальнейшем данные этих таблиц суммируются. Помимо этих двух основных показателей, может быть установлен дополнительный критерий, который характеризует наличие на территории муниципального образования социально ответственных субъектов малого и среднего бизнеса. Здесь под социально ответственным бизнесом мы подразумеваем участие предпринимателей в организации и проведении различных общественно значимых мероприятий, строительстве социальных объектов на основе благотворительности

Шкала оценки компетенций чиновников, отвеп в муниципальном образовании, на осное

и добровольного спонсорства. Данный показатель, оцениваемый в 5 баллов, может быть использован только в случае, если суммарные показатели двух основных индикаторов составляют не менее 10 баллов.

На основе суммирования полученных результатов предлагается следующая шкала оценки компетентности чиновников, ответственных за содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, на основе критериев лояльности бизнеса к власти (табл. 7).

Таблица 7

гвенных за развитие малого и среднего бизнеса критериев лояльности бизнеса к власти

Баллы Оценка лояльности бизнеса к власти на территории муниципального образования Уровень компетенции чиновников Меры мотивационного характера*

До 25 5+ Высокопрофессиональный Ежеквартальные стимулирующие надбавки до 100% от должностного оклада

От 20 до 15 4+ Высокий Ежеквартальные стимулирующие надбавки до 70 % от должностного оклада

От 14 до 10 3+ Средний Ежеквартальные стимулирующие надбавки до 50 % от должностного оклада

От 9 до 5 2+ Низкий Требование о необходимости повышения профессиональной квалификации

От 4 до 1 1+ Критический Предупреждение о неполном служебном соответствии занимаемой должности

0 - Отсутствие компетенций в данной сфере Расторжение трудового контракта

* Меры мотивационного характера носят условно-примерный характер.

Мониторинг лояльности бизнеса к власти с последующей оценкой компетенции отделов администраций и персонально ответственных чиновников целесообразно проводить ежеквартально с подведением общих итогов в конце года. По результатам двухгодичного мониторинга, в случае сохранения оценки лояльности бизнеса в муниципальном районе на уровне (1+) или (-), следует планировать принятие определенных административно-организационных и кадровых решений, позволяющих переломить неблагоприятную ситуацию в практике формирования приемлемых условий для ведения бизнеса на территории [7]. В целом показатели мониторинга могут рассматриваться как индикаторы эффективности сформированной системы административного регулирования предпринимательской деятельности в муниципальном образовании, что позволяет использовать их как основу для корректировки политики властных структур в сфере развития малого и среднего бизнеса.

Список литературы: I. Малые предприятия в России: состояние, проблемы, перспективы. - М., 1999. - С. 69.

2. Материалы Форума по развитию предпринимательства и предприятий в РФ [Электронный ресурс].

- Режим доступа: //http:www.rcmse.ru.

3. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. - 2001. - № 5. - С. 73-88 (с. 73).

4. Дегтярев А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ. Экономика. - 2003. - № 6.

- С. 42-58 (с. 48).

5. Казаченко Г., Самойленко Е. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ законодательства и судебной практики [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://sovbez-kbr.ru/.

6 .Доклад Всемирного банка и IFC «Ведение бизнеса в России - 2012» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org. 7. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин КЕ. Методологические основы оценки эффективности деятельности властных структур по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образовани-

ях // Государственная h муниципальная служба в Республике Башкортостан. - 2013. - № 1. - С. 9-14.

List of literature:

1. Small businesses in Russia : status, problems and prospects. - M., 1999. - P. 69.

2. Proceedings of the Forum on Entrepreneurship and Enterprise Development in the Russian Federation [Electronic resource ]. - URL: http:www.rcmse.ru.

3. Auzan A., Kryuchkov P. Administrative barriers in the economy: Challenges Release // Problems of Economics. - 2001. - № 5. - P. 73-88 (p. 73).

4. Degtyarev A., Malikov R. Institutional factors create mechanisms to overcome the administrative barriers to

business development // Bulletin of Moscow State University. Economy. - 2003. - № 6. - P. 42-58 (p. 48).

5. Kozachenko G., Samojlenko E. Some administrative barriers in the field of business activity: an analysis of legislation and judicial practice [Electronic resource]. -URL: http://sovbez-kbr.ru/.

6. Report of the World Bank and the IFC «Doing Business in Russia - 2012» [Electronic resource]. - URL: http://russian.doingbusiness.org.

7. Solodilova N.C., Malikov R.I., Grishin K.E. Methodological basis of evaluating the performance of government agencies for the development of small and medium-sized enterprises in the municipalities // State and municipal service in the Republic of Bashkortostan. - 2013. - № 1. - P. 9-14.

Баталова Н.Т.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУВПО «Уфимский государственный \ ' — V ^fb университет экономики и сервиса»,

........" УДК 336.71:001.895 (470)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Необходимость реализации инновационной направленности банковской деятельности как составляющей финансового рынка в условиях инновационного развития мировой экономики ставит задачу формирования адекватной инновационной среды. Однако инерционность перехода отечественной экономики от рынка продавца к рынку покупателя, которая продолжает наблюдаться в российских банках, усложняет задачу их инновационного развития, обеспечивающего конкурентоспособность на мировом финансовом рынке, в том числе в части использования передового мирового опыта инновационной деятельности в банковской сфере. Это означает необходимость создания инновационной среды, обеспечивающей ускоренное развитие отечественного банковского сектора, способного эффективно интегрироваться в мировую финансовую систему. Таким образом, развитие методов формирования инновационной среды в банковской сфере представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народно-хозяйственное значение.

В статье рассматриваются понятия инновации и банковской инновации, существующие в научной литературе. Приведено авторское определение банковской инновации, представлена классификация банковских инноваций с примерами из практики российской банковской системы.

Ключевые слова: банковская инновация, финансовый рынок, инновационная среда, инновационный потенциал, инновационные технологии.

PROBLEMS OF THE INNOVATION ENVIRONMENT IN THE BANKING SECTOR AND POTENTIAL WAYS OF TIII IR SOLUTION

Necessity of realization of innovative orientation of the banking activity as a component of the financial market inthe conditions of innovative development ofthe world economy makes the task of forming adequate innovation environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.