Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке блокирующих эффектов административного регулирования предпринимательской деятельности'

Методические подходы к оценке блокирующих эффектов административного регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЛОКИРУЮЩИЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Филипп Эрнстович

Статья посвящена вопросам оценки влияния системы административного регулирования на развитие частного предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Рассматриваются отдельные аспекты негативного воздействия избыточного государственного (муниципального) регулирования на качество развития предпринимательства в регионе. Особое внимание уделено обоснованию необходимости снижения административного бремени на бизнес как фактору способствующему придать дополнительный импульс развитию малого и среднего предпринимательства. Предложен новый подход к оценке блокирующих эффектов административного регулирования для развития малого и среднего предпринимательства в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Филипп Эрнстович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке блокирующих эффектов административного регулирования предпринимательской деятельности»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЛОКИРУЮЩИХ ЭФФЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE ADMINISTRATIVE BLOCKING EFFECT OF BUSINESS REGULATION

Исаев Филипп Эрнстович ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», аспирант, e-mail: Philipp. 89@mail. ru

Isaev Philipp Ernstovich Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Ufa State University of Economics and Service " graduate student, e-mail: Philipp.89 @ mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам оценки влияния системы административного регулирования на развитие частного предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Рассматриваются отдельные аспекты негативного воздействия избыточного государственного (муниципального) регулирования на качество развития предпринимательства в регионе. Особое внимание уделено обоснованию необходимости снижения административного бремени на бизнес как фактору способствующему придать дополнительный импульс развитию малого и среднего предпринимательства. Предложен новый подход к оценке блокирующих эффектов административного регулирования для развития малого и среднего предпринимательства в регионе

Abstract : This paper is devoted to assessing the impact of the administrative regulation on the development of private enterprise, especially small and medium-sized businesses. Separate aspects of the negative impact of excessive government (municipal) regulating the quality of business development in the region. Particular attention is given to the justification of the need to reduce the administrative burden on business as factors contribute to give an additional impetus to the development of small and medium-sized businesses . A new approach to the assessment of the effects of blocking the administrative regulation for small and medium-sized businesses in the region/

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, административное регулирование, блокирующие эффекты.

Key words: small and medium enterprises, administrative regulation, blocking effects.

Вопросы регулирования государством и муниципалитетами условий хозяйственной деятельности продолжают оставаться наиболее значимым

фактором, влияющим на устойчивое развития малого и среднего предпринимательства. В рамках совершенствования системы административного регулирования важнейшей задачей государственных органов власти явилась оптимизация действующего законодательства регламентирующего хозяйственную деятельность субъектов

предпринимательства. Основной целью этой работы декларировалась необходимость снижения избыточного административного давления на бизнес, накладываемого действующей нормативно-правовой базой. Однако, несмотря на принимаемые различными уровнями власти меры - бизнес (особенно малый и средний) все еще в значительной степени остается в «подчинении» у государственных и муниципальных структур. Даже с учетом пакета мер направленных на дебюрократизацию и дерегулирование сферы предпринимательской деятельности принятых в рамках административной реформы, государственный аппарат и муниципальные власти продолжают обладать достаточно внушительными регулятивными возможностями относительно бизнеса, позволяющими воздействовать на хозяйствующие субъекты, в том числе, по своему усмотрению. В таких условиях, среда функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться не прогнозируемой, что естественно не дает предпринимателям возможность со стопроцентной уверенностью планировать будущее своего бизнеса.

В ходе проведенного Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс «Опоры» - 2012» предприниматели оценили обременительность административных барьеров для их хозяйственной деятельности следующим образом. При ответе на вопрос об уровне административных барьеров и их влиянии на бизнес, треть респондентов высказали негативные оценки. Так, 24% руководителей малых и средних производственных компаний оценивают уровень административных барьеров как «достаточно высокий» и говорят об обременительности для бизнеса тех препятствий, которые государственные службы создают ввиду неэффективной работы, плохого законодательства или избыточного «рвения» при проверках. Для 9% компаний уровень является «крайне высоким», их руководители говорят о том, что административные барьеры «душат бизнес». Более позитивный взгляд демонстрируют 38% респондентов: по их мнению, административные барьеры есть, но их уровень невысок и они не слишком обременительны для бизнеса. И лишь 21% малых и средних компаний вообще не сталкиваются с административными барьерами в своих регионах (Рисунок 1)[1].

Рис 1. Оценка уровня административных барьеров (обременительность/необременительность для бизнеса) % от числа опрошенных

Отказались от ответа 8

Ярко позитивные оценки 21

Умеренно позитивные оценки 38

Умеренно негативные оценки 12

Сильно негативные оценки 9

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Как видно из итогов данного исследования административное регулирование предпринимательской деятельностью продолжает

характеризоваться своей неэффективностью, что в свою очередь оказывает серьезное блокирующее влияние на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. В условиях современной деловой среды функционирования российского бизнеса, которая характеризуется существенной ролью неформальной компоненты деловых отношений, так или иначе проявляющейся в сложившейся практике взаимодействия властных и предпринимательских структур, что «выражается в фактическом доминировании неформальных институтов «отката», коррупции, ухода от налогов, при решении вопросов получения государственных и муниципальных заказов, доступа к объектам производственной и коммунальной инфраструктуры, в процессе проведения конкурсов на продажу объектов госсобственности»^], оптимизация системы административного регулирования предпринимательской сферы является достаточно сложной институциональной проблемой. Необходимо понимать, что избыточное административное регулирование вызвано, прежде всего, желанием законодателей с максимальной эффективностью перекрыть все существующие лазейки как для недобросовестных предпринимателей, стремящихся в своей деятельности использовать незаконные или полузаконные методы ведения бизнеса, так и для рентоориентированной части чиновничества. Но как показывает практика такое «закручивание административных гаек» начинает в первую очередь блокировать развитие законопослушных представителей делового сообщества, в то время как отдельные рентоориентированные чиновники различных уровней власти наоборот получают дополнительный инструментарий регулирования условий ведения предпринимательской деятельности с учетом интересов аффилированного с ними бизнеса.[3]

В целом низкое качество государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности подтверждается такими

«нововведениями» увеличивающими административное давление на бизнес, как «дробление» единого социального налога на несколько взносов во внебюджетные фонды с одновременным увеличением размера общей ставки, введение обязательности бухгалтерского учета для «упрощенцев», резкое повышение для ИП фиксированных социальных платежей в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, распространение порядка ведения кассовых операций на индивидуальных предпринимателей. В конечном итоге все эти нормы федерального законодательства спровоцировали рост административных издержек бизнеса, и, как следствие этого, только за 6 месяцев текущего года легальную экономику покинули около 600 тыс. ИП.

По нашим оценкам действующая законодательная база регулирующая сферу хозяйственных отношений характеризуется высоким уровнем блокирующих эффектов для предпринимательской деятельности, которые в значительной мере повышают непроизводственные и неформальные расходы субъектов бизнеса. В таких условиях, негативное влияние избыточного административного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства может проявляться следующим образом:

1. Субъект бизнеса прекращает хозяйственную деятельность;

2. Субъект бизнеса уходит в «тень»;

3. Субъект бизнеса сокращает масштабы хозяйственной деятельности.

Как известно теневая деятельность субъектов предпринимательства в

значительной мере вызвана неэффективностью административного регулирования экономических отношений государством. Именно масштабы административных барьеров на пути функционирования легального бизнеса, в определенной мере провоцируют развитие теневого сектора предпринимательства. Следовательно, в условиях наличия избыточного административного воздействия на хозяйственную деятельность субъект малого предпринимательства при необходимости сохранить бизнес будет вынужден использовать две стратегии:

1. Полная, или частичная «теневизация» хозяйственной деятельности

2. Поиск возможностей покрывать дополнительные расходы на преодоление административных барьеров в рамках легальной деятельности.

И в том и другом случаях изменение параметров деятельности субъекта предпринимательства ведет к снижению налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. В этой связи необходимо отметить, что в секторе малого и среднего предпринимательства очень остро стоит вопрос «серых» заработных плат. Именно оптимизация зарплатных схем помогает малому и среднему бизнесу в значительной мере экономить на издержках, а дополнительные неформальные доходы направлять на сглаживание отдельных административных перекосов в сфере регулирования и регламентирования предпринимательской деятельности.

Для оценки стоимостных издержек бизнеса связанных с избыточным административным регулированием мы предлагаем следующий подход:

Если в ходе своей работы субъект бизнеса сталкивается с административными барьерами, то в данном случае, как правило, его

хозяйственная деятельность претерпевает определенные изменения негативного характера, которые отражаются на доходности бизнеса (доходы предприятия могут сократиться на 10, 20 % и т.д. или же вообще упасть до 0). В таких случаях вполне логично предположить, что выпадающие доходы (недополученная или вообще неполученная прибыль) это и есть стоимостное выражение блокирующих эффектов административных барьеров.

Таким образом, формула расчета стоимости преодоления избыточного административного регулирования в случае полной остановки (парализации) хозяйственной деятельности будет выглядеть следующим образом

Far = D*V (1)

Где Far - стоимость преодоления административных барьеров создаваемых избыточным административным регулированием

D - среднемесячный потенциальный доход предпринимателя (руб. в месяц)

V - время преодоления административного барьера (мес.)

В случае частичного снижения доходности вследствие негативного воздействия административных барьеров формула расчета стоимости преодоления административных барьеров будет иметь вид:

Far = (D- DR)*V (2)

где DR - среднемесячный реально получаемый, сниженный в результате негативного воздействия АБ, доход предпринимателя.

Однако в процессе преодоления административного барьера даже в случае временной приостановки хозяйственной деятельности у предпринимателя могут возникнуть обязательные платежи (штрафы, арендная плата и т.д.), а также потребуются дополнительные нехозяйственные ( в том числе неформальные) расходы (обеспечение юридической поддержки и сопровождения, неформальные выплаты «нужным людям» и т.д.)

Таким образом, окончательно формулы (1,2) будут иметь следующий вид:

Far =( D*V)+P+Z (3)

Far =((D-DR) *V) +P+Z (4)

где P - обязательные платежи

Z - дополнительные нехозяйственные расходы

В случае если административный барьер носит непреодолимый характер и фактически блокирует (разрушает) бизнес, то формула стоимостного выражения негативного влияния административных барьеров на предпринимательскую деятельность имеет следующий вид:

Far =( D*V)+P+Z+In (5)

где 1п - стоимость невозвращенных (не покрытых полученной прибылью) инвестиций вложенных в бизнес.

В данном случае если в структуре инвестиций имеются заемные средства, то в состав Р (обязательных платежей) должны быть включены проценты за пользование кредитом (заемом).

Предложенный подход к оценке стоимостных издержек бизнеса связанных с преодолением избыточного (неэффективного) административного регулирования может быть использован для обоснования и разработки механизма оптимизации системы государственного регулирования бизнес -деятельности, что является очень важным для формирования благоприятного делового климата, развития конкуренции и становления эффективной предпринимательской среды.

Библиографический список:

1. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2012- [Электронный ресурс.] -Режим доступа: http://opora.ru/

2. Дегтярев А. ,Маликов Р. Потенциальные риски в процессе модернизации деловой среды российского бизнеса:/// Экономика и управление: -2010.-№5.- С.62-69.

3. Маликов Р., Гришин К.. Влияние неформальной компоненты взаимодействия власти и бизнеса на эффективность региональной инвестиционной политики // Экономика и управление:.-2012.- №3.-С 17-22

4. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и нерациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. - 2004.- №2

5. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования// Вопросы экономики. - 2001. - №5. - С. 73-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.