АБДУЛАЕВА З.З.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. В статье изучены и обобщены некоторые теоретические подходы к понятию административных барьеров, рассмотрены административные барьеры для ведения бизнеса и затраты на их преодоление в Республике Дагестан, в т. ч. и с позиции самих предпринимателей. Обосновано, что административные барьеры по-прежнему остаются острой проблемой в республике, препятствующей развитию и нормальному функционированию предпринимательского сектора. Предложены пути и направления их снижения.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская среда малый и средний бизнес, административные барьеры, регион.
ABDULAEVA Z.Z.
ADMINISTRATIVE BARRIERS AND ENTREPRENEURAL ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The article studies and summarizes certain theoretical approaches to the notion of administrative barriers, discusses administrative barriers for doing business and expenses on overcoming these barriers in the Republic of Dagestan, including from the point of view of entrepreneurs themselves. It is substantiated that administrative barriers are still a pressing problem in the Republic which becomes an obstacle to the development and normal functioning of the entrepreneurial sector. Ways and focus areas to reduce these barriers are suggested.
Keywords: Entrepreneurship, entrepreneurial environment, small and medium-sized business, administrative barriers, a region.
Важным условием развития предпринимательства является формирование благоприятного предпринимательского климата. Здесь на первое место выходит политика снижения и устранения многочисленных административных барьеров, препятствующих открытию и ведению бизнеса. В самом общем виде они представляют собой те многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, которые связаны с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, необоснованно ограничивающих свободу предпринимательской деятельности и затрудняющих создание и развитие новых предпринимательских структур.
Анализ обширной литературы по теме исследования показал наличие многих подходов к трактовке самого понятия «административные барьеры». Одни авторы рассматривают их с позиции узкого понимания как чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые могут выражаться как в действиях, так и в без действии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохожде ние процедур, предусмотренных действующим законодательством [3, с. 22-24].
Другие авторы считают, что административные барьеры — явление сложное, выходящее за рамки узкого понимания, и с этой точки зрения они представляют собой нарушения законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, выражающиеся в:
- действиях или в бездействии органов власти (органов местного самоуправления), тормозя щих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством;
- действиях или в бездействии занимающих монопольное положение на рыке организаций (например, водо-, энерго-, теплоснабжающих организаций), тормозящих, осложняющих или д елающих невозможным осуществление предпринимательской деятельности;
- невозможности реализации нормативных требований, заложенных в действующем законо дательстве, ввиду наличия невыполнимых норм, отсутствия единообразного толкования поло жений закона органами государственной власти (местного самоуправления) и проч. [6, с.17].
Обобщая эти и другие подходы к данному понятию, можно определить административные барьеры как совокупность процедур, которые должен пройти предприниматель, чтобы получить законное право осуществлять предпринимательскую деятельность. Это и порядок регистрации предприятия, и процесс получения необходимых лицензий на осуществление выбранного вида деятельности, и вопросы, связанные с землеотводом, и, конечно же, вопросы, возникающие при контроле и надзоре за осуществлением предпринимательской деятельности. В действительности это неполный перечень всех существующих барьеров, но наиболее весомый и значимый с точки зрения самих предпринимателей.
В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 1990-х гг. Массовое проникновение на рынок некачественных товаров, лавинообразное развитие рынка услуг привели к распространению лицензирования и сертификации для контроля большей части товаров и услуг. Вследствие этого административные барьеры были закреплены как формальный институт. Из-за широкого поля применения этих процедур создать реальные механизмы контроля не удается до сих пор. Фактически административные барьеры потеряли свою регулятивную функцию, превратившись в бизнес-чиновников и обретя неформальный характер [2, с. 122].
Существование административных барьеров в экономике приводит к значительным негативным последствиям. В первую очередь потому, что они ведут к серьезным экономическим п отерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, обусловленным недопроизводством ВВП из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, они затрудняют использование иных, более результативных методов государственного регулирован ия. Неэффективность системы административных барьеров и прямая заинтересованность чиновников в их существовании обусловливают мультипликацию барьеров, введение дополнительных способов контроля и регулирования.
Установление административных барьеров ведения хозяйственной деятельности приводит к экономическим потерям общества, складывающимся из двух частей:
- прямые потери, к которым чаще всего относят трансакционные издержки (плата за пользование ресурсами), вызванные необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен;
- косвенные потери, к которым относятся падение эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводство стоимости. Именно они, как правило, связаны со снижением уровня конкуренции на рынках и, соответственно, со снижением общей эффективности экономики [3, с. 45-48].
Наиболее серьезную проблему административные барьеры составляют для малого бизнеса и мелких предпринимателей, которые являются наиболее чувствительными к любым препятствиям, поскольку в отличие от среднего и крупного бизнеса мелкий предприниматель не может заплатить за вход на рынок до начала хозяйственной деятельности. Данные барьеры порождают издержки, которые можно назвать условно-постоянными, малому бизнесу их сложнее преодолеть ввиду невозможности использования экономии на масштабе. Именно наличие большого числа административных барьеров способствуют уходу малых предприятий в «теневую» экономику, возникновению ситуации, когда затраты на преодоление барьеров становятся столь значительными, что требуют компенсации за счет уменьшения размера уплачиваемых налогов путем активизации «серых» схем. В итоге административные барьеры являются одной из главных причин, препятствующих развитию малого предпринимательства [4, с. 52].
В качестве примера мы предлагаем рассмотреть сложившуюся систему административных барьеров, с которыми сталкиваются предприятия в Дагестане.
Практика деятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры. Среди них сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов разных уровней.
Изучение административных барьеров в Республике Дагестан проводилось в ходе исследования методом анкетирования 500 представителей малого и среднего предпринимательства в 2012 г. В результате проведенного исследования было выявлено, что в Дагестане административные барьеры для предпринимателей возникают при: регистрации субъектов малого предпринимательства; лицензировании отдельных видов деятельности; сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг; контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью; размещении заказов для государственных и муниципальных нужд [1].
Предприниматели сталкиваются с административными барьерами как на этапе создания бизнеса, так и при ведении предпринимательской деятельности, причем при осуществлении текущей деятельности малый бизнес сталкивается с административными барьерами чаще, чем на этапе создания.
Помимо изучения административных барьеров, опрос предполагал выявление актуальных проблем малого бизнеса в ключевых отраслях — торговле, строительстве, сфере услуг, сельском хозяйстве, промышленности, ЖКХ.
Группировка проблем малого и среднего предпринимательства по видам деятельности показала, что для отдельных видов деятельности распределение проблем по актуальности не всегда совпадает с общей картиной в малом бизнесе. Так, например, в торговле и сфере услуг основными проблемами для бизнеса являются высокие ставки арендной платы (35% опрошенных), ограниченность финансовых средств (32%), лицензирование (18%), процесс регистрации (15%); в строительстве — лицензирование (30% опрошенных), высокие ставки аренды (30%), криминальная обстановка в республике (20%). Для сельского хозяйства и промышленности основными препятствиями развития являются ограниченность финансовых средств (50%), высокие ставки арендной платы (25%) и трудности с получением кредита (16%).
В целом наиболее обременительными проблемами для предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых средств и процесс регистрации.
Нредки были случаи незаконных действий общественных организаций по защите прав потребителей. Представители таких организаций посещали субъекты малого и среднего бизнеса с незаконными требованиями предоставления документации, связанной с предпринимательской деятельностью, вымогали у предпринимателей деньги за несоставление акта о якобы выявленных нарушениях прав потребителей. Недостаточная правовая грамотность предпринимателей, незнание или слабое знание ими своих прав играло на руку представителям таких организаций. Так, основополагающим документом, регулирующим процедуру проверок, является Федеральный закон № 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Но только 22% опрошенных представителей малого бизнеса были знакомы с содержанием данного закона, 31 % респондентов ничего не знали об этом законе и 47% респондентов только слышали, что такой закон существует.
Наиболее часто из всех представленных отраслей подвергались проверкам предприятия торговли, сферы услуг и пищевой промышленности. Больше половины респондентов (60%) отметили, что предпочитали выполнять указания должностных лиц при проверке и не ссылались на какие-либо нормативно-правовые документы.
Необоснованные проверки приводят к тому, что тормозится деятельность малых предприятий, уходит много сил и времени, предприниматели несут непредвиденные расходы (в т. ч. и на взятки проверяющим). Контролирующие органы не соблюдают частоту проверок, установленную законодательством, нарушая, таким образом, закон, однако крайне редко несут ответственность за свои действия. В большинстве случаев проблемы, возникающие с проверяющими органами, заканчиваются после дачи определённой суммы. Наибольшие нарекания предпринимателей по данным исследования вызывают представители Госсанэпиднадзора (28,6%), Энергонадзора (17,8%), милиции (16,5%).
В случаях явного ущемления законных прав представителей малого бизнеса со стороны контролирующих органов предприниматели редко обращаются в суд, а предпочитают иные сп особы защиты своих интересов. В большинстве случаев предприниматели обращаются к так н азываемым авторитетным людям из властных структур (24,8%), в структуры государственной поддержки малого бизнеса (15,2%), в органы исполнительной власти (13,8%), в правозащитны
е организации (11,8%). О неблагополучности судебной системы республики говорит тот факт, что только 18,1% предпринимателей считают, что судебные органы могут защитить их интере сы.
В подобных случаях предприниматели предпочитают решать возникающие проблемы при помощи взяток и откатов. Так, в Дагестане от 5000 до 10000 и более рублей ежемесячно уходит у предпринимателей на преодоление административных барьеров [7, с. 25].
Наибольшее возмущение представителей малого бизнеса республики вызывает высочайший уровень коррупции в органах власти практически на всех уровнях. По словам предпринимателей, в республике невозможно решить ни один вопрос без определённого подношения как ому-либо чиновнику. Практически каждый предприниматель (на условиях анонимности) подт верждал факты дачи взяток госчиновникам в процессе ведения предпринимательской деятельности. В ответ на вопрос, каким образом можно добиться улучшения ситуации в данной области, предприниматели в подавляющем большинстве высказывали уверенность в практической невозможности решения этой проблемы (76,4%), абсолютного неверия в действенность прини маемых антикоррупционных законодательных актов (86,2%) и высказывали мнение о необходимости кардинального ужесточения антикоррупционного законодательства.
Что касается условий предпринимательской деятельности в Республике Дагестан, треть опрошенных респондентов считали условия для предпринимательства неблагоприятными, 15% опрошенных отметили, что их положение бесправное, и лишь 8% опрошенных считали условия для предпринимательства благоприятными. Отрицательную оценку условиям для ведения бизнеса в Дагестане дали большинство предпринимателей в сфере сельского хозяйства: лишь 15% респондентов сферы сельского хозяйства назвали условия приемлемыми, остальные 85% дали отрицательную оценку.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что административные барьеры по-прежнему остаются острой проблемой в республике, препятствующими развитию и нормальному функционированию предпринимательского сектора. Это требует принятия и реализации государственных мер по снижению административных барьеров и создания благоприятной среды для развития предпринимательства. Первоочередными задачами при этом являются: повышение правовой грамотности представителей малого и среднего предпринимательства; усиление контроля за деятельностью общественных организаций защиты прав потребителей; использование СМИ для доведения необходимой информации до сведения контролирующих органов и предпринимателей; организация телефонной «горячей линии» для предпринимателей по вопросам административных барьеров; составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
В Республике Дагестан проводится определенная работа по снижению административных барьеров. В частности, при главе Республики Дагестан создан Совет по координации работы контролирующих органов, разработан Единый порядок организации и проведения совместных проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами. В целях снижения административных барьеров в сфере экономики Министерством экономики разработаны проекты нормативных правовых актов, предусматривающие проведение процеду ры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов и экспертизу действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Тем не менее практика показывает недостаточность и неэффективность этих мер, что требует принятия и реализации самых жестких государственных мер по снижению административных барьеров и создания благоприятной среды для развития предпринимательства.
Литература
1. Административные барьеры в малом и среднем бизнесе / Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан. ММЦ «Дагестан - Москва». — Махачкала, 2012.
2. Административные барьеры : опыт преодоления субъектами Российской Федерации. — М. : Ресурсный центр малого предпринимательства, 2010. — URL : http://www.pandia.ru/text/78/460/63511-11.php, свободный. — Загл. с экрана.
3. Аузан, А. А., Крючкова, П. В. Административные барьеры в экономике : институциональный анализ/ А. А. Аузан, П.В. Крючкова. — М. : ИИФ «Спрос» КопфОП, 2005.
4. Ахмедуев, А. Ш. Теневая экономика : современные проблемы и механизм легализации/А.Ш.Ахмедуев. — Махачкала : ИСЭИДНЦ РАН, 2014.
5. Баширова, А. А. Направления экономического стимулирования эколого-ориентированного бизнеса в регионе/ АА.Баширова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010.№ 4. С. 498-506.
6. Крючкова, П. В. Административные барьеры в российской экономике/ П.В. Крючкова. — М. : ИНП «Общественный договор», 2007.
7. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан : аналит. записка. — Махачкала : «Лотос», 2010.
References:
1. Administrative barriers to small and medium business / Committee for Development of Small and Medium Enterprises of the Republic of Dagestan. IMC "Dagestan - Moscow ". - Makhachkala, 2012.
2. Administrative barriers: the experience of overcoming the subjects of the Russian Federation. - M.: SME Resource Center, 2010. - URL: http://www.pandia.ru/text/78/460/63511-11.php, free. - Caps. from the screen.
3. Auzan, AA, Kryuchkov, PV Administrative barriers in the economy: Institutional Analysis / AA Auzan, PV Kryuchkov. - M.: IIF "Demand" KopfOP, 2005.
4. Ahmeduev, A. Sh shadow economy: current problems and the mechanism of legalization / A.Sh.Ahmeduev. -Makhachkala: ISEI DSC RAS, 2014.
5. Bashirov, AA Directions economic incentives ecological-oriented business in the region / A.A.Bashirova // Regional problems of economic transformation. 2010.№ 4. S. 498-506.
6. Kryuchkov, PV Administrative barriers in the Russian economy / PV Kryuchkov. - M.: INP "Social Contract", 2007.
7. Monitoring the situation in the sector of small and medium-sized businesses in the Republic of Dagestan: analyte. note. - Makhachkala: "Lotus", 2010.