А.В. Данич
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Снаряжение верхового коня (удила и сбруйные пряжки) из раскопок Питер (Степаново Плотбище) могильника
В статье обобщается такая часть снаряжение верхового коня, как удила и сбруйные пряжки, полученные из раскопок в ходе многолетних исследований Питер (Степаново Плотбище) могильника исследованного в 1997-1999, 2001, 2018 гг. отрядом Камской ар-хеолого-этнографической экспедиции Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Несмотря на разрушение целостности слоя объекта археологического наследия, собранная информация позволяет внести новые данные в характеристику ломоватовской археологической культуры на территории Пермского Предуралья. В работе впервые обобщен значительный материал IX-XI вв. из археологических раскопок, не введенный в научный оборот. Ключевые слова: Пермское Предуралье, снаряжение верхового коня, удила, сбруйные пряжки, могильник.
A. V. Danich
Perm state humanitarian pedagogical University
(Perm)
Equipment riding horse (the bit and spainie buckle) from the excavations of Peter (Stepanovo Plotbishche) of the site.
Abstract. The article summarizes such a part of the equipment of the riding horse as the bit and harness buckles obtained from excavations in the course of long-term research Peter (Stepanov's rafting ground) burial ground investigated in 19971999, 2001, 2018 by the detachment of the Kama archaeological and ethnographic expedition of the Perm state Humanities pedagogical University. Despite the destruction of the integrity of the object layer of the archaeological heritage, the information collected allows you to add new data to a feature lomovatovsky archaeological culture on the territory of the Perm Urals. In work for the first time the considerable material of IX-XI centuries from archaeological excavations which is not entered in a scientific turn is generalized.
Key words: the Urals region of Perm, riding horse equipment, bits, spainie buckle, a burial ground.
Одним из интереснейших памятников Пермского
Предуралья эпохи средневековья является Питер (Степаново Плотбище) могильник,
находящийся у деревни Городище Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа
Пермского края. Памятник расположен на правом берегу Камского водохранилища занимает часть бывшей первой надпойменной террасы р. Камы, подвергшейся затоплению.
Площадка, на которой расположен памятник, представляет собой подквадратный в плане полуостров, отделенный от основной материковой земли перешейком, затопляемым во время половодья. В 300 м к
линия правого коренного берега
научный оборот материалов по снаряжению верхового коня, полученных Камской археолого-этнографической экспедицией под руководством А.В. Данича и Е.О. Святовой (Бочаровой) в 1997-1999, 2001, 2018 гг. [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 25].
В состав снаряжения верхового коня, обнаруженного а могильнике, входят стремена, удила, сбруйные пряжки и чумбурный блок. На данный момент, стремена, найденные на могильнике, уже были рассмотрены в отдельной статье [12], поэтому в данной работе остановимся только на такой части снаряжения, как удила и сбруйные пряжки.
Удила — это приспособление лошади.
Являются наиболее важной
р. Камы, высотой до 40 м.
В результате работ на
размытой и неповрежденных частях могильника площадь вскрытой поверхности составила 725,7 м2 на которой было исследовано 32 погребения, удалось проследить детали погребального обряда — формы и размеры могильных ям, устройство погребений, положение костяка, инвентаря и другие детали. Практически все черты обрядности находят полные аналогии в
погребальных памятниках
частью узды. Их отличает относительная симметричность конструкции и бедность художественной отделки. Группы выделены по наличию псалиев и способу перегиба стержней, типы — по устройству окончаний, форме псалиев.
Группа 1 — одно' .. - ■ 1 I /
составные.
Тип 1 — со слабо изогнутым дуговидным грызлом. Имеющие круглые в сечении стержни, с подвижными кольчатыми пса-лиями-трензелями. Служили целям строгого управления конем в
Пермского Предуралья.
По обряду погребения и по вещевому материалу, Питер (Степаново Плотбище) могильник может быть датирован IX-XI вв.
Целью данной работы является обобщение и введение в
лесистой сильно пересеченной местности. Кольца расположены в одной плоскости, образованы крутым загибом расплющенных концов грызла. Грызло подквадратно-округлое в сечении (6 экз., рис.1/1-2 железо).
Такие удила встречаются от Сибири до Западной Европы. ГА. Федоров-Давыдов выделил их в тип В-1, датировав по аналогиям не позднее XI в, а корреляционным методом — XII в. В монографии А.Н. Кирпи-чникова односоставные удила отнесены к VI типу и датированы в основном Х-Х! вв. с указанием, что на Руси они почти не использовались в отличие от граничащего с ней Киевского Поросья и Подонья [16, с. 17-18]. Последнее демонстрируют
курганы X - первой четверти XI в. у Саркела-Белой Вежи [22, с. 48-49].
Односоставные удила
попадаются на селищах и городищах X-XII вв. Волжской Булгарии [14, с.105; 18, табл. тП/3, с. 193-195; 23, рис.14/18, с. 53]. В.А. Кригер пришел к выводу, что распространение односоставных удил в курганах Заволжья и Приуралья ограничено рамками конца IX -середины XI в. [2, с. 85].
Группа 2 — двусоставные с кольчатыми псалиями.
Подгруппа I — одно-кольчатые.
Все удила этого подотдела состоят из двух прямых грызел-звеньев с одинарными приемными кольцами на внешних концах.
Тип 1 — с кольчатыми псалиями из дрота круглого или квадратного сечения. Они имеют подвижные трензельные кольца, продетые по одному в приемные кольца грызел и выполняющие одновременно функции псалиев и поводных колец (11 экз., рис. 1/3-6, 8-14, железо). Такие удила использовались для тугоуздых, т.е. малочустви-тельных лошадей.
Данные удила соответствуют типам Г-[ и Г-Н классификации Г.А. Федорова-Давыдова, по многочисленным аналогиям широко датированным им IX-XIV вв. [28, с. 18, 20]. Бесконечные новые аналогии
подтверждают массовое
распространение этих типов удил в разные периоды на обширной территории.
Универсальность и популярность кольчатых удил отмечал А.Н. Кирпичников. В его классификации это тип IV, появляющийся на Руси в IX-X вв. и доминирующий в XII-XIП вв. [16, с. 16-17, рис. 4/ГЧ.
Кольчатые удила появились в Среднем Поволжье и Приуралье еще в первой половине I тыс. н.э. [26, с. 135, табл. XXXIII, 4].
Аналогии удилам данного подтипа находим на городищах и селищах Волжской Булгарии X-XШ вв. и на памятниках Южного Урала XII - начала XIII в. [13, рис. 16/1-2; 14, с. 103, рис. 36/21-22; 24, с. 54, рис. 14, 21].
Тип 2 — со стержневыми псалиями.
Подтип а. С прямыми стержневидными псалиями, продетыми в одну из петель восьмерковидного окончания грызла. Петли грызла по отношению друг к другу находятся во взаимоперпендикулярных плоскостях. У псалиев имеется боковой щиток с двумя отверстиями. Меньшее для петли грызла, большее для уздечного ремня. Псалии вставлены в приемные петли грызел вместе с поводными кольцами, по одному на каждом конце удил (2 экз., рис. 2/2-3, железо).
Аналогичные удила найдены в памятниках салтово-маяцкой культуры: в хазарском слое Саркела второй половины вв. [27, рис. 7/4], в катакомбе 30 Маяцкого могильника середины УШ - середины IX в., катакомбах 45, 82, 135 Дмитриевского могильника конца VIII - начала X в., на Правобережном Цимлянском городище [19, рис.15; 21, рис.38; 30, с.160-161, рис. 15/8], памятниках Волжской Булгарии (погребение 735 Танкеевского могильника и ранний слой Биля-
Данич Андрей Васильевич,
Ведущий специалист лаборатории археологической трасологии, антропологии экспериментальной археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
Рис. 1
Удила Питер (Степаново Плотбище) могильника.
Рис. 2
Удила Питер (Степаново Плотбище) могильника.
ра), памятниках поволжских и прикамских (Крюково-
Кужновский могильник IX-XI вв., Варнинский могильник VII-VIII вв.) [15, рис. 57/8; 18, табл. LXIII/2; 29, табл^Ш/15; LIX/12], в могильниках Южного Урала — Стерлитамакском могильнике и хусаиновских и бе-кешевских курганах IX-X вв. [20, рис. 26/11; 31/17; 50/11], кургане X в. в Юго-Восточном Приладо-жье и слое IX в. Старой Ладоги, в древнерусских материалах X в. из поселений и дружинных курганов [16, табл. I/1; III/2; V/1].
Подтип б — с «^»-образными плоскими псалиями. В качестве поводных колец использованы скобы на псалии (2 экз., рис. 2/4, 8, железо).
Аналогичные удила встречены на Больше-Тарханском могильнике [3, табл. IX/6].
Подгруппа II — двукольча-тые.
Тип 1 — это так называемые 8-видные удила, которые имеют по два кольца-петли на внешних концах грызел, лежащих в одной плоскости с большими круглыми внутренними и меньшими внешними кольцами. Грызла гладкие, круглого сечения. Большое кольцо служило для прикрепления оголовья, малое — для повода (3 экз., рис. 2/1, 9, 12 железо).
В классификации Г.А. Федорова-Давыдова идентичные удила отсутствуют, хотя двукольча-тые удила других типов там есть. По А.Н. Кирпичникову этот тип бытовал в IX - начале XI в., но с преобладанием в X в. [16, с. 1415, табл. I/3; IV/1].
Тип 2 — в одно отверстие вставлено два кольца различного диаметра. Грызла гладкие, круглого сечения. Большое кольцо служило для прикрепления оголовья, малое — для повода (1 экз., рис. 2/10, железо).
Также на могильнике найдены фрагменты стержневых пса-лий (3 экз., рис. 2/13-14, железо)
и фрагменты колец (6 экз., рис. 2/5-7, 11, 15 железо).
Сбруйные пряжки. Все обнаруженные пряжки относятся к типу рамчатых, у которых ремень охватывал непосредственно часть рамки, т.е. без специального приспособления для соединения ремня с пряжкой. Они имеют длинные, изогнутые хоботком граненые язычки квадратного или граненого сечения. По форме делятся на прямоугольные, полуовальные и лировидные.
Прямоугольные пряжки снабжены уплощенной рамкой и сглаженными углами (6 экз., рис. 3/1, 5-7, 9-10, железо).
Полуовальные пряжки имеют размеры 44х52 мм и рамку с круглым сечением (2 экз., рис. 3/8, 12, железо).
Лировидные пряжки (4 экз., рис. 3/2-4, 11, железо).
Все сбруйные пряжки существовали достаточно длительное время и узко датирующими не являются.
Чумбурный блок. К конскому оголовью относится фигурная подвеска — чумбурный блок (блок уздечного повода) (1 экз., рис. 3/13, бронза). Чумбур-ный блок представляет собой бронзовую составную подвеску, состоящую из фигурного щитка и соединенного с ним подвижного кольца. Такие блоки были широко распространены в салто-во-маяцких древностях и датируются концом VШ - началом X в. [1, рис. 35/8; 17, с. 161].
Таким образом, подводя некоторые итоги исследованию снаряжения коня на материалах Питер (Степаново Плотбище) могильника, мы наблюдаем следующую картину: удила на могильнике обнаружены односоставные и двусоставные с кольчатыми псалиями. Односоставные удила с изогнутым дуговидным грызлом и подвижными кольчатыми псалиями-трен-зелями служили с целью строгого управления конем в лесистой сильно пересеченной местности,
датируются Х-Х1 вв. Двусоставные удила можно разделить на однокольчатые и двукольчатые. Однокольчатые удила состоят из двух прямых грызел-звеньев с одинарными приемными кольцами на внешних концах. В одних случаях были оснащены стержневыми или «^»-образными плоскими псалиями. Датируются 1Х-Х вв. В других кольчатыми псалиями из дрота круглого сечения. Такие удила использовались для тугоуздых, т.е. малочуствительных лошадей довольно длительное время с IX по XIV в. Двукольчатые удила — это так называемые 8-видные удила, которые имеют по два кольца-петли на внешних концах грызел, лежащих в одной плоскости с большими круглыми внутренними и меньшими внешними кольцами. Большое кольцо служило для прикрепления оголовья, малое — для повода. Данные удила существовали в IX -начале XI в.
Литература:
1. Винников А.З., Афанасьев Г.Е. Культовые комплексы Маяцкого селища (Материалы раскопок Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991. 192 с.
2. Гарустович Г.Н., Иванов
B.А. Огузы и печенеги в евразийских степях. Уфа, 2001. 216 с.
3. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние булгары на Волге (Больше-Тарханский могильник). М.: Наука, 1964. 200 с.
4. Данич А.В. Отчет о разведочных работах в Юсьвенском районе Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области в 1996 году. Пермь, 1997 // Архив МАЭ ПГГПУ
5. Данич А.В. Отчет о раскопках Городищенского (Степаново Плотбище) могильника в Юсьвен-ском районе Коми-Пермяцкого автономного округа в 1997 году. Пермь, 1998 // Архив МАЭ ПГГПУ
6. Данич А.В. Раскопки Горо-дищенского (Степаново Плотбище) могильника. / А.В. Данич // Археологические открытия 1997 г. М., 1999.
C. 203-205.
7. Данич А.В. Раскопки Горо-дищенского (Степаново Плотбище) могильника в 1997 году. // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Пермь, 1999. С. 124-127.
8. Данич А.В. Отчет о раскопках Городищенского (Степаново Плотбище) могильника в Юсьвен-ском районе Коми-Пермяцкого автономного округа в 1999 году. Пермь, 2000 // Архив МАЭ ПГГПУ
9. Данич А.В. Отчет о раскопках Городищенского (Степаново Плотбище) могильника в Юсьвен-ском районе Коми-Пермяцкого автономного округа в 2001 г. Пермь, 2002 // Архив МАЭ ПГГПУ
10. Данич А.В. Отчет о мониторинге объектов археологического наследия в Юсьвинском районе Коми-Пермяцкого округа Пермского края в 2014 г. Пермь, 2014 // Архив МАЭ ПГГПУ
11. Данич А.В. Отчет о раскопках Питер (Степаново Плотбище) могильника в Юсьвинском районе Коми-Пермяцкого округа Пермского края в 2018 г. Пермь, 2018 // Архив МАЭ ПГГПУ
12. Данич А.В. Снаряжение верхового коня (стремена) на материалах раскопок Питер (Степаново Плотбище) могильника // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. XIV: Средневековая археология Евразии: от Ямала до Карпат. Пермь: ПГГПУ, 2018. С.144-154.
13. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.). М, 1988.
14. Казаков Е.П. Булгарское село X-XШ вв. низовий Камы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. 176 с.
15. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. М.: Наука, 1992. 335 с.
16. Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XШ вв. // САИ. Вып. Е-1-36. М, 1973. 190 с.
17. Крыганов А.В. Вооружение и конское снаряжение кочевников юга Восточной Европы вв.: автореф. дис.... канд. ист. наук. Харьков, 1987.
18. Культура Биляра. Булгар-ские орудия труда и оружие X-XШ вв. М.: Наука, 1985. 216 с.
Рис. 3
Сбруйные пряжки и чумбурный блок Питер (Степаново Плотбище) могильника.
19. Ляпушкин И.И. Памятники салтово-маяцкой культуры в бассейне р. Дона // МИА. № 62. М.-Л., 1958. С. 85-150.
20. Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. М.: Наука, 1981. 164 с.
21. Плетнева С.А. На славян-ско-хазарском пограичье. Дмитриевский археологический комплекс. М: Наука, 1989. 288 с.
22. Плетнева С.А. Печенеги и гузы на Нижнем Дону. М, 1990.
23. Руденко К.А. Тюркский мир и Волго-Камье в XI-XII вв. (археологические аспекты проблемы) // ТА. № 1-2 (6-7), 2000. С. 42-102.
АРХЕОЛОГИИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЕ
24. Руденко К.А. Металлическая посуда Поволжья и Прикамья в ШП^^ вв.. Казань: НМРТ, 2000. 155 с.
25. Святова (Бочарова) Е.О. Отчет о раскопках Городищенского (Степаново Плотбище) могильника в Юсьвенском районе Коми-Пермяцкого автономного округа в 1998 г. Пермь, 2007 // Архив МАЭ ПГГПУ.
26. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. / А.П. Смирнов // МИА. - № 28. М.: АН СССР, 1952. 276 с.
27. Сорокин С.С. Железные изделия Саркела - Белой Вежи // МИА. № 75. М.-Л., 1959. С. 135-19928. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: МГУ, 1966. 276 с.
29. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. М.: Наука, 1987. 512 с.
30. Флеров В.С. Маяцкий могильник // Маяцкое городище. М, 1984. С. 142-199.