Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / профессиональная самооценка / самомознание / студенты / смысловые ориентиры / смысложизненная ориентация / профессиональное образование / жизненная позиция / медицинский работник / self-esteem / professional self-esteem / self-awareness / students / semantic reference points / life orientation / professional education / life position / medical worker

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна, Прозорова Мария Николаевна

В статье представлены результаты теоретического исследования тенденций формирования профессиональной самооценки студентов. При этом выделены социальные и педагогические тенденции в формировании профессиональной самооценки студентов медицинских специальностей. Авторами проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по проблеме исследования и вопросам развития профессиональной самооценки с позиции смысловых ориентиров. Рассмотрены социальные и педагогические тенденции, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов медицинского колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и учреждений здравоохранения при работе с молодыми специалистами при планировании их карьеры и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна, Прозорова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a theoretical study of trends in the formation of professional self-esteem of students. At the same time, social and pedagogical trends in the formation of professional self-esteem of medical students are highlighted. The authors analyzed the Federal State Educational standard of vocational education on the problem of research and development of professional self-esteem from the position of semantic guidelines. The social and pedagogical tendencies allowing to form professional self-esteem of medical college students are considered. The theoretical analysis of the research presented in the article can be used in the practical activities of professional organizations and healthcare institutions when working with young specialists in planning their career and professional development.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

коммуникативных потребностей речи учащихся. Сама проблемная ситуация связана с элементами, включающими стимуляцию продуктивного мышления, преодоление определенных трудностей, активизацию деятельности вербального мышления, творческой деятельности. Это не только помогает в приобретении новых знаний, навыков и способностей, но и способствует личностному росту учащихся, особенно развитию их творческих способностей. Проблемная ситуация может включать в себя новый вид деятельности, предмет деятельности, условия для осуществления деятельности. Таким образом, проблемная ситуация побуждает учащихся самостоятельно формировать продуктивное выражение. В зависимости от типа информационного несоответствия проблемными ситуациями могут быть неожиданности, конфликты, предположения, опровержения, противоречия и сомнения.

В методологической литературе есть разница в зависимости от уровня проблемы:

- ситуации, вызванные и разрешенные учителем;

- ситуация, вызванная учителем и разрешенная учеником;

-учащиеся самостоятельно формируют проблемы и их решения [2].

Основываясь на вышесказанном, мы считаем, что проблемные ситуации в обучении иностранному языку - это, прежде всего, проблемные коммуникативные ситуации, и учащимся рекомендуется активно понимать и решать текущие задачи языкового мышления, выражая их собственными мыслями и продуктивными фразами учащихся. Таким образом, проблемно-ориентированное обучение иностранному языку предполагает постоянное целенаправленное развитие и представление учащимся проблемных ситуаций для решения проблемы, при которой учащиеся формируют свою собственную устную речь, которую они считают лично важной.

Выводы. Таким образом, метод постановки вопроса основан на формировании определенного типа внутренней мотивации - проблемы восприятия. В связи с этим учебный материал, которым должны овладеть учащиеся, должен быть представлен в виде набора проблемных задач. Проблемная задача - это особая интеллектуальная задача, в которой некоторые элементы решения проблем неизвестны учащимся, и они должны найти себя. Рассматриваемая задача всегда связана с преодолением любых препятствий и активизацией познавательной деятельности учащихся, включая речевую деятельность и элементы творческого мышления. Проблемные ситуации - это своего рода образовательная задача, которая стимулирует речь и поведение учащихся.

Если учащиеся обладают определенным уровнем владения иностранным языком, чувствуют себя комфортно в учебной среде и достаточно мотивированы, то осуществление образовательной деятельности, основанной на решении задач, начинается с изложения соответствующих задач. Важно тщательно выбрать вопрос и донести его до учащихся таким образом, чтобы он мотивировал их, вызывал интерес, бросал вызов их знаниям и навыкам. Задача задавания вопросов состоит в том, чтобы стимулировать потребность студентов в решении проблем. Для этого рекомендуется использовать документальные фильмы, подборки газетных публикаций, рекламные приложения или презентации экспертов в этой области.

Уделив должное внимание этой теме, учащиеся больше не будут считать преподавателей экспертами и начнут создавать свою собственную базу знаний, включающую вопросы, факты и цифры, которые все еще нуждаются в проверке. Эти задания предназначены для того, чтобы помочь учащимся создать алгоритм обработки существующей информации и создать свою собственную базу знаний для будущей деятельности.

Мы также считаем важным, что этот метод позволяет студентам полагаться на полученную или обнаруженную информацию и данные для формирования собственной позиции по обсуждаемым профессиональным вопросам и формировать собственное мнение после сравнения своей позиции с позициями других студентов. Анализируемый метод имеет большие возможности применения на уроках иностранного языка.

Однако, чтобы воспользоваться этими преимуществами, преподаватели должны убедиться, что учащиеся понимают основные принципы проблемно-ориентированного обучения и осознают, что они являются участниками эффективного учебного процесса. Тогда применение вышеперечисленных методов может значительно улучшить качество приобретаемых знаний и навыков. Но в то же время, при использовании этого метода учебный процесс усложняется и требует высокой степени профессионализма и дополнительных усилий со стороны преподавателей.

Литература:

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва, 1966. - 498 с.

2. Зимняя, И.А. Проблемность в обучении иностранным языкам / И.А. Зимняя // Иностранные языки. - 2016. -N0 3. -С. 45-48

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта Трегубова Татьяна Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент Прозорова Мария Николаевна Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский медицинский колледж» (г. Киров);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров)

СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования тенденций формирования профессиональной самооценки студентов. При этом выделены социальные и педагогические тенденции в формировании профессиональной самооценки студентов медицинских специальностей. Авторами проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по проблеме исследования и вопросам развития профессиональной самооценки с позиции смысловых ориентиров. Рассмотрены социальные и педагогические тенденции, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов медицинского колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и учреждений здравоохранения при работе с молодыми специалистами при планировании их карьеры и профессионального развития.

Ключевые слова: самооценка, профессиональная самооценка, самомознание, студенты, смысловые ориентиры, смысложизненная ориентация, профессиональное образование, жизненная позиция, медицинский работник.

Annotation. The article presents the results of a theoretical study of trends in the formation of professional self-esteem of students. At the same time, social and pedagogical trends in the formation of professional self-esteem of medical students are highlighted. The authors analyzed the Federal State Educational Standard of vocational education on the problem of research and development of professional self-esteem from the position of semantic guidelines. The social and pedagogical tendencies allowing to form professional self-esteem of medical College students are considered. The theoretical analysis of the research presented in the article can be used in the practical activities of professional organizations and healthcare institutions when working with young specialists in planning their career and professional development.

Key words: self-esteem, professional self-esteem, self-awareness, students, semantic reference points, life orientation, professional education, life position, medical worker.

Введение. Современная ситуация российского общества показывает, что наряду с экономическими, политическими, общенациональными и другими проблемами актуальной стала проблема поиска смысловых ориентиров профессиональной жизни и ее ценностных ориентаций. Поскольку именно смысловые ориентиры регулируют изменения, в среде современной молодежи это приводит к формированию качественно нового поколения среди молодых специалистов. Вслед за развитием общества и экономики приходят и новые ценности, формирующие смысловые ценности у молодых профессионалов, которые имеют особое значение, поскольку важна сама переоценка профессиональных ценностей.

Изложение основного материала статьи. Статья рассказывает о важности ценностно-жизненной ориентации студентов на раннем этапе профессиональной карьеры, особенно в системе среднего профессионального образования. Студенты должны быть готовы к самостоятельному проектированию своего будущего, принятию ответственных решений и адаптации к новой среде. Кроме того, формирование жизненной позиции является не менее важным аспектом. Однако, несмотря на большой интерес к этому вопросу, ценностно-смысловая ориентация студентов на разных уровнях профессионального образования изучена не до конца. Это означает, что существует потребность в дополнительном исследовании данной темы. Ценностно-жизненная ориентация является ключевым аспектом формирования личности студента. Она включает в себя систему ценностей, убеждений и мировоззрения, которые определяют его отношение к жизни, работе и обществу. Это позволяет студентам ориентироваться в мире, принимать правильные решения и достигать успеха в своей профессиональной деятельности. Поэтому, для успешной профессиональной карьеры, студенты должны иметь четкую ценностно-жизненную ориентацию. Это поможет им не только достичь успеха в своей профессии, но и стать полноценными членами общества. В целом, изучение ценностно-смысловой ориентации студентов является важной задачей, которая требует дополнительных исследований и внимания со стороны образовательных учреждений. Только так можно обеспечить успешную профессиональную карьеру студентов и их полноценное участие в общественной жизни.

Смысловые ориентиры отражают в сознании молодого специалиста те ценности, которые он считает целями в жизни. Они создают относительно устойчивое избирательное отношение студента к окружающей действительности и существенно влияют на выбор формы поведения, в профессиональной среде, и в то же время создают систему норм и ценностных ориентаций, которые определяют друг друга.

Статья рассматривает проблему смысла и смысловой регуляции, основанную на общетеоретических исследованиях. Д. Леонтьев разработал трехуровневую схему функционирования отношений понятийных структур, которые он определил, как «преобразованные способы формирования значимых позиций субъекта». На первом уровне находится личностный смысл и ценностное отношение, влияющее на сознание и практическую деятельность. Компоненты второго уровня создают описываемое личностное значение и смысловое отношение к конкретной профессиональной деятельности, которые являются основой этой деятельности, достоверными общими смысловыми конструкциями и осознанными ориентирами личности. На третьем, высшем уровне смысловая регуляция базируется на личностных ценностях, выполняющих смыслообразующую функцию всех вышеперечисленных структур.

Смыслообразование - это процесс распространения смысла от направленных, смыслообразующих «базовых» смысловых структур до отдаленных конкретных действий. Все три структуры формируются и функционируют в рамках единого индивидуального действия: это личностный смысл, смысловая установка и мотив. Данная тема имеет большое значение в психологии, так как понимание смысла и его регуляции помогает людям понимать себя и свои ценности, а также взаимодействовать с другими людьми. Она также важна для практического применения в различных областях, таких как бизнес, образование и межличностные отношения. Например, понимание смысла и его регуляции может помочь людям определить свои цели и мотивации в работе, что в свою очередь может привести к повышению производительности и удовлетворенности работой. Кроме того, понимание смысла и его регуляции может помочь людям лучше понимать друг друга и налаживать более эффективное взаимодействие, что может привести к улучшению межличностных отношений и решению конфликтов.

Смысложизненные ориентации как структура осознанной и избирательной коммуникации, отражающая ориентацию индивида, его жизненные и профессиональные цели и его работоспособность позволяет сделать осмысленный выбор и нести за неё ответственность. Будущий профессионал выступает активным субъектом социально-общественной деятельности, впитывая в себя ценности своего окружения и превращая их в смысловые ориентиры и мотивационные факторы собственного поведения.

Ценностно-смысловые ориентации как система убеждений человека, проявляющаяся в стремлении достичь определенных целей в различных моделях поведения, именно поведение определяет степень одобрения ценностей социумом как своих собственных и предполагает его включение в профессиональное пространство. В то же время основная трудность смыслового самоопределения представляется нам особенно острой в подростковом возрасте, когда молодой человек формирует свое восприятие жизни, окружающей действительности и находит способы взаимодействия с самим

Студенческий период, определенный этап развития личности, характеризующийся периодом кризиса, который обусловлен потребностью в независимости, выходе из зависимости от взрослых, вступлении в новые «взрослые» формы межличностных и социальных отношений. Наиболее важными новообразованиями в этом возрасте являются: развитие самопознания; определение жизненного плана и начало поиска смысла своей жизни; личностное и профессиональное самоопределение; активное стремление к самовыражению и самоутверждению. Исследователи отмечают, что у всех студентов есть общие черты. Суть их работы связана с систематическим усвоением и овладением новыми знаниями. Однако существуют определенные различия в развитии личности учащихся в зависимости от уровня образования, которое они получают.

Черты личности в молодом возрасте множество раз изучались учеными в рамках науки психологии. Освещение большого количества проблем этого возрастного периода можно увидеть в научных работах Б.Г. Ананьева, Л. Колберга,

И.С. Кона, Л.И. Божовнч, Э. Эрнксона и др. Несмотря на то, что многие исследователи подходили к изучению этой возрастной категории с разной позицией, были выделены такие черты личности, как трезвое понимание своей индивидуальности, развитые размышления и открытое «Я». В контексте этого возрастного периода человек определяет свой жизненный путь и активно формирует долгосрочные планы, определяет свою будущую жизнь на основе своих убеждений и смыслов своей жизни [1].

Е.С. Берберян доказывает, что особенностью ценностных ориентаций и собственно ценности жизненного пути в юном возрасте является то, что человек более ориентирован в построении индивидуальной высокопрофессиональной деятельности. Он осуществляет профессиональный выбор, создает в этих рамках конкретные планы, придерживается определенных идей, а также имеет свои убеждения [1].

Необходимо подчеркнуть, что в период личностного становления, в школьные годы, который отмечен стремлением к рассуждению о смысле жизни, самоопределением и выбором мировоззрения, педагоги и психологи назвали этот этап жизни «кризисом» [5]. Данный эффект, связан с тем, что для человека в период школьного обучения невозможно выделить смысловые ориентиры будущей профессиональной жизни. Так как современный мир представляет собой установление того или иного течения выбора вариантов при наличии большого многообразия профессиональных возможностей. По этой причине вопрос о ценности жизни так или иначе тревожит каждого человека в период взросления. Однако, по словам К. Абульханова-Славская часто люди не понимают и не погружаются в размышления о смысле жизни.

Л.В. Косикова и Ю.В. Лях считают, что направление смысла жизни должно быть соответствующим по отношению к ситуации, реальности и положению, в котором оказывается человек. При этом значительная часть ситуации формируется самим человеком в ходе его деятельности, ответственным за такие важные факторы, как информирование и прогнозирование последствий своих действий. В этом случае необходимо обратить внимание на проблему психологической устойчивости человека в неблагоприятных условиях. Стабильность характера означает не статичность, пассивность и приспособление к неблагоприятным условиям, а активное преображение, способность человека создавать благоприятные условия реализуется через главные цели жизни. В то же время стабильность - это не полная независимость от определенных условий. Стабильность личности - это зависимость от более индивидуальных факторов, таких как аккуратность, личная потребность в интересах и смысле, то есть зависимость от моральных ориентиров, сосредоточенность на смысле жизни [2].

Следовательно, каждый возрастной период содержит определенную взаимосвязь между возрастными характеристиками и формированием смысловых ориентиров. В любом возрасте смысловые ориентиры должны быть адаптированы к ситуации, реальности времени и положению, в котором находится молодой специалист, и, как следствие, это приводит к формированию профессиональной самооценки. В то же время значительная часть сложившейся ситуации формируется благодаря активным действиям молодого человека, важные элементы которого отвечают за построение и прогнозирование своего профессионального пути.

Существующие мотивы, смыслы и ценности оказывают регулирующее влияние на деятельность личности и ее жизненную позицию в соответствии с их содержанием и, по мере развития, через содержательный компонент смысложизненных ориентации. Регуляторные процессы, связанные с поведенческой структурой личности, обусловлены внутренними и внешними мотивами и, следуя этой цепи развития психических механизмов, соотносятся с ценностно-смысловой ориентацией и непосредственно влияют на формирование профессиональной самооценки [4].

Таким образом, все выше перечисленные регуляторные механизмы носят сугубо индивидуальный характер, и различия, существующие между ними, можно рассматривать в качественном аспекте принятия или непринятия личностью смысложизненных ориентаций. Результаты социологических исследований указывают на рост делинквентных форм поведения, таких как алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, отсутствие ценностей и замена их ложными. Это негативно влияет на психику не зрелых личностей, приводит к формированию ложных ценностей, полной апатии желанию сознательно нарушать социальные нормы и правила.

На формирование личности оказывает влияние социальное окружение, включая семью, учителей, одноклассников и близких друзей. В исследовании рассматривались мотивы, смыслы и ценности в ценностно-смысловой сфере на примере абитуриентов летней кампании 2022-2023 годов, периода поступления в учреждения профессионального образования. Опрос респондентов в возрасте 15-18 лет (287респондентов) показал, что 76% из них значительную часть своего свободного времени тратят на различные гаджеты, а на вопрос, сколько времени они проводят с близкими родственниками, 17% ответили, что они либо отсутствуют, либо почти отсутствуют в их жизни. Это явление связано с искажением когнитивного и социального функционирования, определяющего успех в учебе, профессиональной деятельности и других сферах жизни. Действительно, все большее число молодых людей нуждается в специализированной поддержке в профориентации. Большинство подростков 12-16 лет, обращающихся за профессиональной помощью в выборе профессии, имеют значительные внутренние конфликты, низкую самооценку и эмоциональные нарушения, что приводит к нарушениям ценностно-смысловых ориентаций.

В связи с этим, мы надеемся, что профессиональное самоопределение студента медицинского колледжа демонстрирует собой не только возможность получения конкретной профессии, но и альтернативность собственной профессиональной линии жизни, ориентированной на помощь людям в сохранении здоровья. Значимость смысловых ориентиров в профессиональной самооценке, с нашей точки зрения, представляется созидательным процессом совершенствования личности будущего медицинского работника среднего звена. Данный процесс включает в себя интерес к профессии, развитие и формирование способностей и профессионально-значимых особенностей личности, его эмоционально-волевые установки и мотивы, ценностные отношения и устремленность, преломляются через ощущения собственного образа «Я» [3].

В социальной структуре личности среднего медицинского работника совокупность ценностных ориентаций составляет высший уровень привязанности к сложившемуся восприятию условий жизни и профессиональному поведению в построении планов на будущее. Поскольку профессия медицинского работника действительно взаимосвязана с такими ценностными ориентирами, как «человек», «смысл жизни» и «физическое самочувствие», то в условиях жизненного и профессионального самоопределения человек опирается на совокупность смысложизненных ориентиров, которые развиты у него. Компонентами самоопределения ценностей будущего медицинского работника являются система ценностей личной жизни (понимание и личностно значимые практические цели), весомость профессиональной деятельности как ценности в иерархии жизненных задач личности, те же профессиональные ценности (цели, которые человек стремится достичь в построении профессиональной деятельности, несмотря на все трудности и их достижение) ценностей [6].

В настоящем исследовании считается необходимым остановиться на внешней и внутренней ситуации ценностного самоопределения в карьерном развитии медицинских работников. При обсуждении внешней ситуации ценностного самоопределения мы акцентируем внимание на важности относительно реалистичной социально-экономической ситуации, в которой происходит эволюция созревания профессионального самосознания, что отражается в профессиональном и личностном сознании в следующих аспектах:

- необходимость в профессии;

- обстоятельства профессиональной деятельности, мотивирующие выбор профессии;

- содержательные особенности профессиональной деятельности.

Внутренние (личностные) условия в самоопределении ценностей включают не только сам процесс развития личности, но и механизм его формирования ценностными ориентациями и профессиональной мотивацией.

Сочетание внутренних и внешних обстоятельств приводит к качественному преобразованию личности студента медицинского вуза. Это связано с формированием у личности будущего студента сестринского дела целостного и ценностно-ориентированного взгляда на окружающий мир, понимания своего места и роли в профессиональной деятельности. В жизни человека время от времени возникают проблемы выбора жизненного ориентира, определения ценностного отношения к профессиональному миру, осмысления профессиональных достижений, понимания целей и идеалов в прогнозировании своего профессионального будущего в сфере здравоохранения.

Выводы. В результате самоопределение ценностей соотносится с процессом выбора будущими медицинскими работниками своей позиции, формированием чувства самости, появлением потребности познать себя как целостную личность, отличную от других, и определением своего «Я». В процессе приобретения социального и профессионального опыта дополняются, определяются, формулируются и реконструируются ценности, которые будущие медсестры имеют о себе. Они формируют основу для самоорганизации поведения, самообразования, рефлексии и выработки мер по защите жизни и здоровья пациента с учетом собственных ресурсов.

Авторы данной статьи считают, что самоопределение ценностей будущих специалистов медицинских профессий - это процесс формирования профессионального сознания, отношения к профессиональной деятельности, который достигается путем совпадения личностных потребностей с социальными и профессиональными нуждами и охватывает весь жизненный и профессиональный путь человека со стремлением к культурным, научным и профессиональным ценностям. Мы считаем, что это так.

Литература:

1. Берберян, A.C. Самопонимание этнической идентичности как сущностная характеристика самосознания студенческой молодежи / A.C. Берберян, Е.С. Романова, O.A. Корнилова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2019. -№(2). - С. 66-72

2. Косикова, Л.В. Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014 г.) / Л.В. Косикова. - М.: КРЕДО, 2014 - С. 196-196

3. Лесникова, A.A. Самооценка и ее роль в формировании личности / A.A. Лесникова, С.Г. Куприянова. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2021. - № 5 (46). - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2499/ (дата обращения: 30.05.2023)

4. Ноговицына, Н.М. Роль самооценки в профессиональном самоопределении учащихся старших классов / Н.М. Ноговицына, М.Н. Константинов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. -С. 321-325,-URL: http://e-koncept.ru/2015/95349.htm (дата обращения: 15.05.2023)

5. Паукова, A.M. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков / A.M. Паукова. -Текст: непосредственный // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий,2012. - С. 55-57. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2476/ (дата обращения: 15.05.2023)

6. Щелокова, Е.Г. Ценностно-смысловые приоритеты будущих профессионалов с разными карьерными ориентациями / Е.Г. Щелокова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 788-794

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект проектной деятельности, а также деятельность как способ организации профессионального обучения. Проектное обучение реализуется посредством проектной деятельности, которая характеризуется высокой направленностью на реализацию целей проектирования и формирование определенного продукта-результата деятельности, представленного в особой субъективной форме и характеризующегося какой-либо новизной. Проектная деятельность рассматривается как один из основных видов деятельности студентов на протяжении всего периода их обучения в образовательной организации и указывается в образовательной программе. Осуществление проектной деятельности в профессиональном обучении является важным элементом в подготовке квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: профессиональное обучение, проектная деятельность, организация обучения, виды педагогической деятельности, проект.

Annotation. The article deals with the historical aspect of project activity, as well as activity as a way of organizing vocational training. Project-based learning is implemented through project activities, which are characterized by a high focus on the implementation of design goals and the formation of a specific product-result of activity, presented in a special subjective form and characterized by some kind of novelty. Project activity is considered as one of the main activities of students throughout the entire period of their education in an educational organization and indicated in the curriculum. The implementation of project activities in vocational training is an important element in the training of qualified specialists.

Key words: vocational training, project activity, organization of training, types of pedagogical activity, project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.