Научная статья на тему 'Смысловые границы научного дискурса в методологии социального познания'

Смысловые границы научного дискурса в методологии социального познания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловые границы научного дискурса в методологии социального познания»

Курбатов Владимир Иванович

доктор философских наук, профессор, декан факультета социологии и политологии Южного федерального университета, г. Ростов-на Дону

Смысловые границы научного дискурса в методологии социального познания

Щискурс - это речь, И«погруженная в жизнь», поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст»,не применяется к древним текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно. Дискурс является центральным моментом человеческой жизни «в языке», того, что называется языковым существованием. Коммуникативный дискурс - это своеобразное коммуникативное мышление и коммуникатитвное взаимодействие.

Выделяют несколько основных значений термина «дискурс»:

1) эквивалент понятия «речь» (по Ф. Сос-сюру), т.е. любое конкретное высказывание;

2) единицу, по размерам превосходящую фразу;

3) воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания;

4) беседу как основной тип высказывания;

5) речь с позиций говорящего в противоположность повествованию, которое не учитывает такой позицию (по Э. Бенвенисту);

6) употребление единиц языка, их речевую актуализацию;

7) социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс;

8) теоретический конструкт, предназначен-

ный для исследований условий производства текста.

Некоторые исследователи противопоставляют дискурсию (процесс развертывания текста в сознании получателя информации) и дискурс (результат восприятия текста, когда воспринимаемый смысл совпадает с замыслом отправителя текста).

Такое понимание соответствует логико-философской традиции, согласно которой противопоставляются дискурсивное и интуитивное знания, т. е. знания, полученные в результате рассуждения и в результате озарения.

Суммируя различные понимания дискурса, можно показать основные координаты, с помощью которых определяется дискурс: формальная, функциональная и ситуативная интерпретация. Формальная интерпретация - это понимание дискурса как образования выше уровня предложения. Функциональная интерпретация в самом широком понимании - это понимание дискурса как использования (употребления) языка, т. е. речи во всех ее разновидностях.

Компромиссным (более узким) вариантом функционального понимания дискурса является установление корреляции «текст и предложение» - «дискурс и высказывание», т. е. понимание дискурса как целостной совокупности функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка.

Ситуативная интерпретация дискурса - это учет социально, психологически и культурно зна-

94

чимых условий и обстоятельств общения, т. е. поле прагмалингвистического исследования. Ситуативное (точнее - культурно-ситуативное) понимание дискурса раскрывается в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», где дискурс определяется как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное, социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)1»

Человеческий опыт органически включает этнокультурные модели поведения, которые реализуются осознанно и бессознательно, находят многообразное выражение в речи и кристаллизуются в значении и внутренней форме содержательных единиц языка.

Наряду с культурными концептами в качестве единиц данной области знания предложены такие понятия, как логоэпистема - «знание, несомое словом как таковым - его внутренней формой, его индивидуальной историей, его собственными связями с культурой».

Этнокультурные модели поведения выявляются в различных речевых образованиях, например, в речевых рефлексах - определенных структурах, используемых в речи не с номинативными целями, а для выполнения речеорганизующих (дискурсивных), модальных, аргумента-тивных функций.

Анализ дискурса - междисциплинарная область знания, находящаяся на стыке лингвистики, социологии, психологии, этнографии, семиотического направления литературоведения, стилистики и философии. Анализ дискурса осуществляется с различных позиций, но всех исследователей дискурса объединяют следующие основные посылки:

1) Статическая модель языка является слишком простой и не соответствует его природе;

2) Динамическая модель языка должна основываться на коммуникации, т. е. совместной деятельности людей, которые пытаются выразить свои чувства, обменяться идеями и опытом или повлиять друг на друга;

3) Общение происходит в коммуникативных ситуациях, которые должны рассматриваться в культурном контексте;

4) центральная роль в коммуникативной

ситуации принадлежит людям, а не средствам общения;

5) Коммуникация включает докоммуника-тивную и посткоммуникативную стадии;

6) Текст как продукт коммуникации имеет несколько измерений, главными из которых являются порождение и интерпретация текста.

Дискурс представляет собой явление промежуточного порядка между речью, общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, остающимся в «сухом остатке» общения, с другой стороны.

Существенным, на наш взгляд, является также противопоставление личностно - ориентированного и статусно-ориентированного дискурса.

Личностный (персональный) дискурс представлен двумя основными разновидностями -бытовой (обиходный) и бытийный дискурс.

Бытийный дискурс предназначен для нахождения и переживания существенных смыслов, здесь речь идет не об очевидных вещах, а о художественном и философском постижении мира.

Статусно-ориентированный дискурс представляет собой институциональное общение, т.е. речевое взаимодействие представителей социальных групп или институтов друг с другом, с людьми, реализующими свои статусно - ролевые возможности в рамках сложившихся общественных институтов, число которых определяется потребностями общества на конкретном этапе его развития.

Институциональный дискурс есть специализированная клишированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума. Институциональ-ность носит градуальный характер. Институциональный дискурс строится по определенному шаблону, но степень трафаретности различных типов и жанров этого дискурса различна.

Базовые социологические характеристики бытового и институционального общения проницательно схвачены в трудах известного американского социолога Эрвина Гоффмана, который разработал категориальный аппарат для измерения личности как участника социального действия.

Институциональный дискурс рассматривается в различных исследованиях, посвященных политическому, научному, деловому, рекламному, педагогическому, религиозному, массово -

Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3.

информационному общению.

Политический дискурс - это парламентские дебаты, речи политических деятелей, голосование. Пространство между дискурсом масс - медиа и политическим дискурсом представлено в виде шкалы, включающей по мере нарастания политического содержания следующие тексты: памфлет, фельетон, проблемная политическая статья (написанная журналистом), колонка комментатора, передовая статья, репортаж (со съезда, митинга и т. д.), информационная заметка, интервью с политиком, проблемная аналитическая статья (написанная политиком), полемика (теледебаты, дискуссия в прессе), речь, политика, политический документ (указ президента, текст закона, коммюнике).

Политический дискурс пересекается с педагогическим как политическая социализация личности, специфика этого пограничного образования состоит в его двумерном модусе - формальном и неформальном политическом воспитании, осуществляемом через государственные учебные учреждения и в быту (в разговорах с родителями, сверстниками, соседями)1.

Юридический дискурс пересекается с политическим в сфере государственного законодательства. Политическая реклама - гибридный жанр политического и рекламного дискурса - направлена на регуляцию ценностных отношений в обществе, для политической рекламы (как и рекламы вообще) характерны резкое сужение тематики, упрощенность в подаче проблемы, употребление ключевых слов, простых, но выразительных образов, повторение лозунгов, тавтологич-ность.

Пересечение политического и религиозного дискурса возникает в сфере мифологизации сознания, веры в магию слов, признании божественной роли лидера, использовании приемов манипулятивного воздействия и ритуализации общения.

Политический дискурс граничит и со спортивно-игровым, ожесточенная борьба за власть разыгрывается как состязание, как большие национальные игры, для которых важны зрелищность, определенные имиджи, формы проявления речевой агрессии и т. д.

Научный дискурс, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными канонами научного общения - логичностью изложения, доказательством истинности и лож-

ности тех или иных положений, предельной абст-рактизацией предмета речи.

В рамках научного стиля исследователь выделяет собственно научный (академический), научно-учебный, научно-технический, научнопублицистический, научно-информационный и научно-разговорный подстили.

Научно - разговорный подстиль, в котором разграничиваются доклад и полемическое выступление, не отличается принципиальными особенностями, тип мышления, как показано в другой работе, является более сильным фактором, чем форма речи.

Научный дискурс характеризуется богатством интертекстуальных связей, которые применительно к тексту статьи представлены в виде цитат и ссылок и выполняют референционную, оценочную, этикетную и декоративную функции.

Границы делового дискурса выглядят в современных исследованиях очень расплывчатыми: от предельно широкого понимания этого феномена как любого небытового и нехудожественного общения до сведения делового дискурса к жанру официально деловой корреспонденции.

Прикладной характер многих разработок в этой области проявляется в том, что базовые понятия «деловое общение», «деловой дискурс», «официально деловой текст» вводятся аксиоматически и трактуются произвольно.

Существенной характеристикой, определяющей специфику делового дискурса, является ограничение круга субъектов и целей такого общения - этот дискурс ограничен рамками профессиональной деятельности бизнесменов и ведется для достижения взаимовыгодного соглашения по обсуждаемому деловому вопросу.

Рекламный дискурс является средством социального регулирования, формирования ценностных ориентаций и соответствующего образа жизни. Цель коммерческой рекламы - продажа товара или предоставление платных услуг.

При анализе педагогического дискурса необходимо осветить его цели, ценности, стратегии, жанры, прецедентные тексты и дискурсивные формулы. Цель педагогического дискурса -социализация нового члена общества (объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка

1 Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса //Языковая личность: аспекты лингвистики и лингво-дидактики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С.17-18.

____________________________________________________96

понимания и усвоения информации, оценка результатов).

Жанры педагогического дискурса исчисляются либо в рамках дедуктивной модели, построенной на основании тех или иных признаков (например, цели, типы участников, типы сценариев, степень ритуализации и т. д.), либо на основании реально существующих естественно сложившихся форм общения, для которых возможно выделить прототипные (канонические) единицы: урок, лекция, семинар, экзамен, родительское собрание, диспут, беседа родителей и ребенка, учителя и ученика и др.

К числу прецедентных текстов педагогического дискурса относятся прежде всего, школьные учебники и хрестоматии, правила поведения учащихся, а также многие известные тексты детских книг, сюжеты популярных художественных и мультипликационных фильмов, тексты песен, пословицы, поговорки, известные афоризмы на тему учебы, знаний, отношений между учителем и учеником1.

В педагогическом дискурсе выделяются остенсивные, классификационные, трансформационные, интерпретационные, экземплификатив-ные, инструментальные, косвенные, а также ква-зи - и псевдодефиниции.

Стратегии религиозного дискурса следующие: молитвенная, исповедальная, призывающая, утверждающая, разъясняющая и обрядовая. Соответственно выделяются основные жанры религиозного дискурса: молитва, исповедь, проповедь и обрядовое действие .

Сущность социальной коммуникации составляют взаимодействия индивидов, обеспеченные стандартными паттернами. Паттерны есть лишь символические посредники релевантных действий. Их наличие еще не гарантирует взаимопонимание между индивидами и вовсе не обязательно побуждает их к этому.

Ключевым вопросом является вопрос о взаимопонимании людей, общающихся друг с другом в обыденных жизненных ситуациях. Какова природа взаимопонимания? Зависит ли она от самой ситуации в которой находятся индивиды, зависит ли она от целей, намерений, установок последних?

Взаимопонимание есть интерсубъективный процесс. Глубокую, философски утонченную кон-

цепцию интерсубъективности дает А. Шюц. Интерсубъективный мир - мир повседневной жизни. Повседневность одна из сфер человеческой реальности или, как называл их А. Шюц, конечных областей значений жизненного опыта4.

Наряду с повседневностью существуют иные миры (науки, религии, искусства, игры и т.п.). Каждый такой мир обладает только ему присущим когнитивным стилем, т.е. особенным способом субъективного отношения к жизни. Однако именно повседневная жизнь обладает верховенством над иными мирами. В ее основе донаучный жизненный мир.

Он существует в виде самодостаточного наличного знания. Он не подвергается сомнению и открывается нам в непосредственном обыденном восприятии (естественной установке). Между индивидами устанавливается единое коммуникационное поле. Что помогает индивидам ком-муницировать друг с другом в повседневных ситуациях? Шюц полагал, что такая возможность содержится в фундаментальных постулатах или идеализациях, которые принимаются индивидами как естественные установки.

Первый постулат - взаимозаменяемости точек зрения. Мы не сомневаемся в том, что воспринимаем мир так же как другие, с которыми мы общаемся в повседневной жизни, причем, таким образом, что если Я поменяюсь местами с ними, Я будет находиться на том же расстоянии от предметов и видеть их в той же типичности, что и они.

Второй постулат - совпадение систем релевантностей. Я и любой другой индивид принимаем на веру то, что при осуществлении практических целей, мы вполне можем пренебречь различиями в оценках значимости тех или иных фрагментов повседневного опыта, обусловленных уникальностью Моей и Его биографических ситуаций. Это позволяет интерпретировать мир одинаковым образом.

Благодаря этим постулатам (идеализациям) люди не только способны друг друга понимать, но и совместно конституировать общий для них социальный порядок. Эти возможности реализуются, как было отмечено, в повседневных дискурсах или коммуникативных практиках, которые являются связующим звеном между индивидами и социальными ситуациями, в которых

1 Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 18-19.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990. С. 136 - 137.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., Гносис, 2004, с. 43., 6. Ильин М. Политический дискурс: слова смыслы // Полис, 1994 г. № 2. С. 56.

4

Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследвоания. 1995. № 2.

97

они находятся.

Коммуникативные практики, являющиеся основой совпадения систем релевантностей, базируются на стратегиях типизации, рутиниза-ции, идеализации, стереотипизации, символизации, ритуализации, взаимной категоризации, те-матизации, ретематизации и интернализации.

Типизация жизненных ситуаций связана с идеализацией и известным огрублением ситуаций. Включает в себя наборы клише, шаблонов, навыков, рецептов. Типизированные действия часто доводятся до автоматизма (поведение в общественном транспорте, кафе, на работе, дома) или приобретают форму стиля. Благодаря типизированным действиям человек не выходит за рамки повседневной нормальности.

Несмотря на то что типизация упрощает жизненные ситуации, подводит их под определенные типы, она выполняет очень важную функцию - онтологизирует общение участвующих в ситуации индивидов, а также придает онтологический статус самому дискурсу.

Рутинизация (сведение ситуации к простым непротиворечивым логическим схемам, клише, которые не нуждаются в особых интерпретациях, или, точнее говоря, интерпретация осуществляется по отлаженной формуле, например, путем наклеивания ярлыков).

Идеализация и стереотипизация (подведение элементов ситуации и ее участников под идеальные типы, стереотипы).

Символизация и ритуализация. Символ -знак, который указывает на нечто, имеющее смысл для определенных групп, общностей, социумов. Символы позволяют людям единообразно реагировать на социальные объекты, явления. Ритуал - своего рода правила игры. Но этим правилам люди придают большее значение чем просто условностям. Ритуал - специфическое ценностно-нормативное действие, императивность и целесообразность которого актуализируются и подтверждаются в самом ритуальном действии.

Взаимная категоризация - исключительно важное условие повседневного общения. Практически она означает взаимную соотнесенность людей с определенными образами-индикатора-

ми, которые культивируются в данном обществе, социальной среде.

При этом интерпретативная функция осуществляется в рамках повседневных дискурсов, как правило, через простейшие стереотипные выражения, дефиниции.

Тематизация (определение и введение на орбиту ситуации круга тем, по поводу которых можно высказываться и которые можно обсуждать).

Оборотной стороной тематизации является ретематизация, т.е. процесс вынесения за скобки тех тем, которые не принято обсуждать. Рете-матизация не означает элиминацию указанных тем. Последние остаются, образуя глубоко скрытый мир поразумеваемого.

Процесс интернализации объективной реальности не осуществляется автоматически. В самом образе жизни явно или неявно содержатся способы и формы вхождения социального мира в бытие людей.

В самом общем виде образ жизни можно представить как систему эпистем (греческое слово epistema, означающее знание, концептуализировал М. Фуко). Обыденные эпистемы как феномен социальной коммуникации не следует путать с идеологическими парадигмами, доктринами. Они скорее ближе к мифам. По крайней мере, ряд признаков мифа в них явно присутствует. Эпистемы выражены в форме конкретных чувственных образов, представлений. Обыденные эпистемы инкорпорируют в себя то, что греки называют doxa (мнение). Эпистемы играют роль нормативных, ценностных ориентиров, воспринимаемых людьми как нечто самоочевидное. Символические образы, образующие эпистемы, постоянно меняются, подвергаются рациональной интерпретации, могут исчезнуть1.

Современные эпистемы являются продуктом интерпретативной работы людей, которые стремятся заявить свое символическое право генерировать знание для всех, экспансировать свои дискурсы, свое мировосприятие. Коммуникативные паттерны, императивы и эпистемы задают смысловые границы социума.

1 Фуко М.П. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. С. 98-99.

98

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №2(16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.