Научная статья на тему 'Смысловые диспозиции личности как основа стратегии действий в конфликтной ситуации'

Смысловые диспозиции личности как основа стратегии действий в конфликтной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ ДИСПОЗИЦИЯ / КОНФЛИКТ / КООПЕРАЦИЯ КОНКУРЕНЦИЯ / УСТАНОВКА / ЛИЧНОСТЬ / РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SEMANTIC DISPOSITION / CONFLICT / COOPERATION COMPETITION / ATTITUDE / PERSONALITY / ACTIVITY REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Лариса Васильевна, Сафонова Марина Вадимовна

Рассматриваются результаты изучения смысловых отношений к себе, к другим, к миру, зафиксированные в структуре личности в форме смысловых диспозиций и участвующие во «внеситуативной» регуляции деятельности в конфликтной ситуации. Корреляционный анализ позволил выделить статистически значимые связи между смысловыми диспозициями личности и стратегиями действий в конфликте противоборством, уступкой, избеганием, компромиссом и сотрудничеством, которые могут быть рассмотрены как субъективные факторы психологической готовности к позитивным или негативным формам взаимодействия в конфликтной ситуации или отказу от взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давыдова Лариса Васильевна, Сафонова Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY SEMANTIC DISPOSITIONS AS THE BASIS OF THE STRATEGY OF ACTIONS IN A CONFLICT SITUATION

The article discusses the results of the study of semantic attitudes to oneself, to others, to the world, fixed in the structure of personality in the form of semantic dispositions and involved in the not-situational regulation of activity in a conflict case. The correlation analysis allowed revealing statistically significant relationships between the personality semantic dispositions and strategies of actions in a conflict situation, including antagonism, concession, avoidance, compromise and cooperation, which can be considered as subjective factors of psychological readiness for positive or negative forms of interaction in a conflict situation or refusing to cooperate.

Текст научной работы на тему «Смысловые диспозиции личности как основа стратегии действий в конфликтной ситуации»

СМЫСЛОВЫЕ ДИСПОЗИЦИИ личности КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

PERSONALITY SEMANTIC DISPOSITIONS AS THE BASIS OF THE STRATEGY OF ACTIONS IN A CONFLICT SITUATION

Л.В. Давыдова, M.B. Сафонова L.V. Davydova, M.V. Safonova

Смысловая диспозиция, конфликт, кооперация -конкуренция, установка, личность, регуляция деятельности.

Рассматриваются результаты изучения смысловых отношений к себе, к другим, к миру, зафиксированные в структуре личности в форме смысловых диспозиций и участвующие во «внеситуативной» регуляции деятельности в конфликтной ситуации. Корреляционный анализ позволил выделить статистически значимые связи между смысловыми диспозициями личности и стратегиями действий в конфликте - противоборством, уступкой, избеганием, компромиссом и сотрудничеством, которые могут быть рассмотрены как субъективные факторы психологической готовности к позитивным или негативным формам взаимодействия в конфликтной ситуации или отказу от взаимодействия.

Semantic disposition, conflict, cooperation - competition, attitude, personality, activity regulation. The article discusses the results of the study of semantic attitudes to oneself, to others, to the world, fixed in the structure of personality in the form of semantic dispositions and involved in the not-situ-ational regulation of activity in a conflict case. The correlation analysis allowed revealing statistically significant relationships between the personality semantic dispositions and strategies of actions in a conflict situation, including antagonism, concession, avoidance, compromise and cooperation, which can be considered as subjective factors of psychological readiness for positive or negative forms of interaction in a conflict situation or refusing to cooperate.

В современном обществе психология конфликта - одна из динамично развивающихся областей знания, имеющая как научное, так и прикладное значение. Проблема психологической готовности личности к позитивному взаимодействию, сотрудничеству с другими людьми, когда обеспечение устремлений «одного» достижимо через удовлетворение стремлений «другого», как никогда актуальна в текущей социальной ситуации.

С одной стороны, современная психология конфликта, объединяя различные подходы -психодинамический, бихевиористический, когнитивный, ситуационный, конструктивный и т.д., объясняет психологические процессы регуляции поведения индивида фактором субъективной интерпретации действительности, субъ-

ективным значением, которым индивид наделяет стимулы окружающей среды и собственный опыт в пределах конфликтной ситуации [Гришина, 2008]. С другой - вопрос о том, как регулируется деятельность в конфликтной ситуации на уровне личности, а именно смысловой сферой личности, за рамками конкретной ситуации, остается без ответа. Отсутствие исследований по проблеме «внеситуативной» организации деятельности в конфликтной ситуации приводит к необходимости изучения регуляции действий в конфликте в соответствии с психологией смысла [Леонтьев, 2003], что определяет научную новизну нашего исследования.

Необходимость изучения смысловой регуляции деятельности и внеситуативных личностных структур [Леонтьев, 2003, с. 212], оказываю-

щих влияние на выбор стратегий действий в конфликтной ситуации, приобретает особую важность в связи с развитием возможностей человека позитивно взаимодействовать с участниками конфликтной ситуации и конструктивно разрешать противоречия. Раскрытие активности субъекта, направленной на сотрудничество в конфликтной ситуации, возможно при условии раскрытия внутреннего плана действия. «Внутренний план действия - регуляция действия на основе выделения значимых связей и отношений, построения внутренней структуры действия, выступающего в качестве ориентира при реализации действия в различных условиях» [Дьячук, 2015, с. 162]. По определению Д.А. Леонтьева, превращенной формой смысловых отношений, обеспечивающих их устойчивую фиксацию в структуре личности, являются смысловые диспозиции [Леонтьев, 2003, с. 205].

В отечественной психологии исследованием смысловой сферы личности занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, B.C. Братусь, А.Г, Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, A.B. Серый, Е.Ю. Кор-жова и др. «Надситуативной активности» личности посвящены работы В.А. Петровского. Концепция смысловой диспозиции личности Д.А. Леонтьева основывается на теории установки Д.Н. Узнадзе и последователей его школы (A.C. Прангишвили, В.Г. Норакидзе), теории отношений В.Н. Мясищева, на исследованиях социальной установки - аттитюда (Г. Олпорт, М. Смит, В. Штерн и др.). Теория смысловой регуляции деятельности Д.А. Леонтьева позволяет увидеть компоненты смысловой сферы личности, но при этом возникает трудность в эмпирическом наблюдении влияния устойчивых смысловых отношений, определяющих латентную готовность субъекта к определенным действиям, на регуляцию деятельности в конкретной ситуации.

С целью выявления содержания и направленности смысловых диспозиций личности, взаимосвязанных со стратегиями действий в конфликтной ситуации, мы обратились к анализу взаимосвязей между поведенческими реак-

циями на ситуацию фрустрации и конфликтную ситуацию и устойчивыми личностными характеристиками, проявленными в диспозицион-ных отношениях «к себе», «к другим людям», «к жизненным ситуациям» в целом.

В настоящей статье мы представляем результаты пилотажного исследования, в котором приняли участие студенты Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева в возрасте от 19 до 22 лет (п=22).

Параметры для оценки смысловых диспозиций личности определены на основании представлений о личности как психологической структуре, в которой представлены и упорядочены устойчивые отношения, связывающие человека с миром [Леонтьев, 2003, с. 154], личности как субъекта жизни в триединстве отношений к миру, к другим людям, к самому себе [Рубинштейн, 2003]. А также характеристик структурных компонентов смысловой диспозиции: предметного (когнитивного) и смыслового (аффективного). Указанные параметры легли в основу выбора комплекса диагностических методик, в который вошли: са-моактуализационный тест Э. Шострома (CAT), опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Кор-жовой, незаконченные предложения Д. Сакс и С. Леви, методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной, методика изучения фрустрацион-ных реакций С. Розенцвейга и тест описания поведения в конфликтах К. Томаса.

Для статистической обработки полученных оценок использовалась программа SPSS Statistics v.17.0. Корреляционный анализ с помощью коэффициента линейной корреляции г Пирсона применялся для выявления взаимосвязей между изучаемыми величинами. В таблице приведены значения коэффициента корреляции г для статистически значимых связей по группам стратегий действий в конфликтной ситуации.

Анализ и интерпретация корреляционных связей позволяют представить следующие результаты.

<

са

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и

и

S

т

н

и

W PQ

Корреляционные связи стратегий действий в конфликтной ситуации

Показатель (шкала методики) Стратегия действий

противоборство избегание уступка компромисс сотрудничество

Компромисс -,325* -,464* ,599**

Сотрудничество -,504* ,599**

Тип реакции «с фиксацией на самозащите» -,325*

Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» ,348* ,302*

Тип реакции «с фиксацией на препятствии» ,343*

Интропунитивные реакции ,298*

Экстрапунитивные реакции -,404**

Импунитивные реакции ,437*

Процесс ,405**

Результат -,326* ,407** ,312*

Альтруизм ,306*

Эгоизм -,493**

Власть ,594**

Деньги ,400**

Труд ,327*

Свобода -,349*

Самоуважение -,470** ,314* ,419** ,300*

Природа человека -,536** ,514** ,442**

Синергия ,322* ,374*

Контактность ,675* -,53В**

Самопринятие -,337*

Принятие агрессии ,417**

Познавательные потребности ,371*

Трансситуативное творчество ,509*

Отношение к себе -,314*

Примечание. Значимые корреляции отмечены * р<0,05; ** р<0,01.

Стратегия действий «избегание» положительно коррелирует с представлениями «о природе человека» и «синергией» (в CAT синергия -восприятие человека в целостности и единстве положительных и отрицательных характеристик), социально-психологическими установками к процессу деятельности, альтруизму, власти, деньгам, а также ориентацией на «трансситуативное творчество» во взаимодействии с жизненными ситуациями. «Избегание» не имеет статистически значимых связей с другими стратегиями, так как является, по сути, отказом от взаимодействия. Характер связей указывает на то, что готовность к «избеганию» в конфликтной ситуации увеличивается, если смысловые отношения «к другим» зафиксированы в структуре личности в форме положительной концепции человека (например, «человек от природы

наделен склонностью к взаимопомощи и солидарности»); отношение к жизненным ситуациям отражено в установках к возможности отклониться от привычных схем мышления и поведения, а смысл социальных ориентаций выражен в установках на бескорыстную помощь другим, причастность к процессу деятельности (например, «лучше делом заниматься, чем отношения выяснять) либо к сохранению / получению выгоды в форме денег и / или власти от невмешательства в конфликт.

Стратегия действий «противоборство» отрицательно коррелирует с «компромиссом» и «сотрудничеством», что объяснимо противоположными смыслами этих форм взаимодействия. На уровне смысловых отношений личности к другим «противоборство» отрицательно связано с природой человека и положительно с

синергией. В сочетании этих взаимосвязей прослеживается направленность смысловых диспозиций на приоритет отрицательных характеристик в природной сущности человека. В сочетании с отрицательным диспозиционным отношением «к другим» людям выделяется ориентация на контактность, которая в данном случае имеет эгоцентричный характер: коммуникация односторонняя, направлена на то, чтобы выразить свое мнение и чувства, убедить оппонента в своей точке зрения, а не на обмен информацией, ее обогащение или совместный поиск решения в ходе равноправного диалога.

Противоборство отрицательно связано с самоуважением. Чем ниже значимость ориентации на чувство собственного достоинства по отношению к самому себе в структуре личности, тем выше готовность к отстаиванию исключительно своих интересов любыми способами, в том числе за счет ущемления интересов других. Эта связь логически объяснима: чем меньше самоуважение, тем меньше необходимость в уважении других людей, их мнений, потребностей, ценностей и т.п., напротив, стремление к самоутверждению над другими помогает скомпенсировать низкое самоуважение.

«Противоборство» имеет одну статистически значимую обратную связь с социально-психологической ориентацией на результат деятельности - чем выше значимость результативности, продуктивности взаимодействия, тем ниже вероятность противодействия. Наличие положительной корреляции «противоборства» с типом фрустрационной реакции с фиксацией на удовлетворении потребности подтверждает значимость ориентации на удовлетворение собственных потребностей и желаний в конфликтной ситуации.

Стратегия действий «уступка» отрицательно связана с «компромиссом»: смысл уступки в односторонней жертве в пользу другого, смысл компромисса - в балансе двухсторонних уступок со стороны каждого. На уровне смысловых диспозиций личности «к себе» уступка связана положительно с самоуважением и принятием агрессивных чувств как естественных для чело-

века и отрицательно - с самопринятием и контактностью. Сочетание связей свидетельствует о внутриличностном конфликте: с одной стороны, самоуважение и открытое проявление негативных чувств является значимыми личностными характеристиками, с другой - такой человек не принимает себя в целостности и единстве собственных позитивных и негативных проявлений. Смысловая диспозиция к общению с другими людьми направлена на осторожность в установлении открытых и доверительных контактов.

Уступка положительно связана с познавательными потребностями - вероятность односторонней уступки в пользу оппонента увеличивается с усилением потребности в получении новых знаний. Уступая «другому», такой человек получает возможность узнать, как и с какими последствиями будет реализовано на практике предложение оппонента без «афиширования» своего проигрыша или выигрыша. Уступка положительно коррелирует с социальной ориентацией на труд и отрицательно - с ориентацией на эгоизм. Вероятно, что интересы дела имеют для субъекта большую значимость, чем сугубо личные интересы, поэтому он готов уступить оппоненту в интересах дела. Позиция «наблюдателя» проявляется в импульсивных реакциях на фрустрацию. Уступка положительно коррелирует с фрустрационными реакциями, направленными на себя с фиксацией на препятствии или удовлетворении потребности и отрицательно - с реакциями, направленными на других. Характер связей указывает на то, что в смысловых диспозициях личности закреплено устойчивое отношение к трудностям конфликтной ситуации как малозначащему событию, которое можно проигнорировать, или подождать пока противоречие разрешится само собой с течением времени либо взаимопонимание или взаимная уступчивость устранят проблему.

Стратегия действий «компромисс» положительно связана с сотрудничеством, то есть вероятность перехода к сотрудничеству возрастает с увеличением готовности к компромиссу. На уровне смысловых диспозиций личности «к другим» компромисс связан прямо с положитель-

< 03

щ

УЗ

I %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

03 £ §

и 5

о

Рч

и

03

н

о

Рч

о ^

п ^

а и

« с *

н

и

ш

ной природой человека, на уровне смысловых диспозиций «к себе» - с самоуважением. Чем выше значимость самоуважения, тем выше значимость взаимоуважения и готовность учитывать интересы других людей. Компромисс положительно коррелирует с социальной ориентацией на результат деятельности, в частности на «сглаживание остроты конфликта» путем достижения баланса взаимных интересов через посредство уступок каждой из конфликтующих сторон. Компромисс имеет прямую связь с фрустра-ционными реакциями, направленными на самого себя. Чем сильнее выражена благоприятно выгодная значимость фрустрирующей ситуации или важность принятия вины либо ответственности за исправление ситуации на себя, тем выше готовность к поиску компромисса.

Стратегия действий «сотрудничество» на уровне смысловых диспозиций «к себе» имеет прямую связь с самоуважением, обратную связь с эмоциональным «отношением к себе» (Сакс и Леви) и обратную связь с социальной ориентацией на свободу. Характер связей указывает на значимую положительную роль самоуважения (в логической связи уважение к себе = уважение к другим) в увеличении вероятности выбора стратегии действий «сотрудничество» в конфликтной ситуации. Установочное отношение на повышенную чувствительность к собственной личности и собственным переживаниям, «болезненный» самоанализ и фиксация на негативных отношениях к самому себе связаны с латентной готовностью к сотрудничеству обратно пропорционально. Равно как и установочное отношение личности к «свободе», в смысле независимости от мнений, требований, обязательств перед другими людьми, а также избегание личной ответственности за последствия свободного выбора.

«Сотрудничество» положительно связано с результатом деятельности: чем выше значимость социальной ориентации на результативное взаимодействие, тем выше латентная готовность к поиску решения, позитивного для всех участников конфликтной ситуации, и разрешению исходного противоречия.

Отсутствие статистически значимых связей сотрудничества с фрустрационными реакциями может свидетельствовать о том, что выбор сотрудничества обусловлен не импульсивными реакциями, а сознательно-волевыми действиями личности.

Сопоставляя полученные статистически значимые связи по описанным группам действий, можно выделить некоторые общие смысловые диспозиции для стратегий взаимодействия (избегание исключено из анализа, так как является отказом от взаимодействия).

1. Самоуважение имеет прямые связи со стратегиями «уступка» (р<0,05), «компромисс» (р<0,01), «сотрудничество» (р<0,05) и обратную связь с «противоборством» (р<0,01).

2. Природа человека имеет прямую связь с «компромиссом» (р<0,01) и обратную связь с «противоборством» (р<0,01).

3. Контактность имеет прямую связь с «противоборством» (р<0,05) и обратную связь с «уступкой» (р<0,01).

4. Результат деятельности имеет прямые связи с «компромиссом» (р<0,01) и «сотрудничеством» (р<0,05) и обратную связь с «противоборством» (р<0,05).

Мы условно отнесли противоборство к форме социального взаимодействия «конкуренция», а компромисс и сотрудничество - к форме социального взаимодействия «кооперация».

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Основными устойчивыми формами отношений личности к самой себе, к другим людям, к миру (среде, делу, ситуациям и т.п.), участвующими в диспозиционной регуляции взаимодействия участников конфликтной ситуации на основе сотрудничества, являются: самоуважение личности, ориентация на позитивную природу человека (солидарность, взаимопомощь) и результативность, продуктивность деятельности.

2. Стратегия действий «сотрудничество» не является импульсивной ответной реакцией на образ «конфликтной ситуации», которая обусловлена только позитивным жизненным

опытом субъекта в успешном ведении переговоров в прошлом, умении договариваться. Выбор стратегии сотрудничества с оппонентом в конфликтной ситуации регулируется смысловой сферой личности на уровне сознательно-волевых действий.

3. Психологическая готовность к подлинному сотрудничеству, направленному на разрешение объективного противоречия и поиск решения позитивного для всех участников конфликтной ситуации, не совместима (взаимоисключающая значимость отношений) со смысловыми диспозициями личности к псевдосвободе - безответственному отношению к своим поступкам и результатам деятельности, самолюбию, чувствительности исключительно к собственной личности. На уровне неосознаваемых смыслов и бессознательных установок - с инфантильным мировоззрением, инфантильной установкой к другим людям и миру в целом.

4. «Конкуренция» взаимосвязана со смысловыми диспозициями личности «к себе» - как человеку, ориентированному скорее на самолюбие, чем на самоуважение; к другим - как существам, от природы наделенным эгоизмом, агрессией, вынужденным бороться за выживание и удовлетворение потребностей; взаимоотношение с другими ориентировано на выражение собственного мнения и чувств, получение личного преимущества.

5. «Кооперация», напротив, взаимосвязана со смысловыми диспозициями личности «к себе» - как самоуважающей личности; к другим -как существам, наделенным от природы взаимопомощью и солидарностью; установкой к открытому диалогу, равноправному обмену мнениями. Взаимодействие направленно на получение позитивного результата для всех участников процесса,

6. Заметно совпадение содержания установленных смысловых диспозиций личности и ситуативных факторов внешней среды, обусловливающих конкуренцию-кооперацию в теории конфликта М. Дойча [Coleman, Deutsch, 2014]. Это обстоятельство косвенно подтверждает предположение о том, что конкурентное или коопера-

тивное взаимодействие в конфликтной ситуации порождается не только соответствующими условиями внешней среды, но и смыслом кооперативных или конкурентных отношений к себе и к другим, отраженном во внеситуативных смысловых структурах личности.

Таким образом, анализ корреляционных связей стратегий действий в конфликтной ситуации показал, что процесс регуляции деятельности субъекта в конфликтной ситуации взаимосвязан с внеситуативными смысловыми диспозициями к себе и к другим. Изучение влияния смысловых отношений «к себе» и «к другим» может быть положено в основу определения резервов развития возможностей личности к позитивному взаимодействию в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению объективных противоречий.

Библиографический список

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

2. Дубовицкая Т.А., Щербакова О.И. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

3. Дьячук A.A. Личностные особенности организации деятельности студентов и возможности их оценки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 160-165.

4. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций личности. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003.720 с.

7. Яницкий М.С., Серый A.B. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82-97.

8. Coleman Р.Т., Morton D/, Marcus E.C. The Handbook of ConflictResolution: Theory and Practice. 3 ed. Jossey-Bass, 2014.

<

¡2 tS

I

4

с

03

С

b

к

щ

ш

03

н

о

Рч

<

CJ ^

о о с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и И

S

т

н

и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.