Научная статья на тему 'Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации'

Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
141
45
Поделиться
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СМЫСЛОВАЯ ДИСПОЗИЦИЯ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Давыдова Лариса Васильевна, Сафонова Марина Вадимовна

В статье рассмотрена проблема психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации как смысловой диспозиции. Представлены результаты эмпирического исследования сформированности психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации. Раскрыто содержание значимых отношений и фиксированных установок, соответствующих трем типам личности с высоким, средним и низким уровнем сформированности психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 740

Давыдова Лариса Васильевна

Магистрант кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева

г. Красноярск, РФ E-mail: larisadavydova27@yandex.ru Сафонова Марина Вадимовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования

КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск, РФ E-mail: marina.safonova@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации как смысловой диспозиции. Представлены результаты эмпирического исследования сформированности психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации. Раскрыто содержание значимых отношений и фиксированных установок, соответствующих трем типам личности с высоким, средним и низким уровнем сформированности психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации.

Ключевые слова

Психологическая готовность, сотрудничество, смысловая диспозиция, конфликтная ситуация.

Сотрудничество является формой позитивного социального взаимодействия, «человеческим» способом разрешения споров [9,с.40]. Современный образ жизни актуализирует в сознании людей социальные установки на конкуренцию и закон взаимной борьбы, которые, будучи источником общественных норм и требований, формируют предубежденность человека к соперничеству во взаимодействии с окружающими. Сотрудничество как форма позитивного взаимодействия и творческого разрешения противоречий в конфликтной ситуации слабо осознается современным человеком. Отсутствие прямых исследований сотрудничества как психологического феномена, исследований смысловой регуляции деятельности в конфликтной ситуации актуализируют важность изучения проблемы психологической готовности личности к сотрудничеству как компонента смысловой сферы личности.

Конфликтологический подход рассматривает сотрудничество как частный случай конфликтного взаимодействия, детерминированного особенностями восприятия и интерпретации сложившейся ситуации ее участниками. Актуальная установка на положительное взаимодействие, сформировавшаяся в прошлом опыте индивида предопределяет готовность к сотрудничеству в конфликтной ситуации. С одной стороны, вопрос обусловленности поведения индивида в конфликтной ситуации и психологической готовности к тактике поведения «сотрудничество» раскрыт в психологии конфликта. С другой стороны, вопрос о регуляции деятельность в конфликтной ситуации на уровне смысловой сферы личности, с точки зрения выделения значимый отношений и связей, являющихся устойчивыми ориентирами для реализации действий в различных ситуациях, остается без ответа.

В своем исследовании мы поставили цель выявить значимые, смысловые отношения и установки личности, характеризующие тип личности с высоким, средним и низким уровнями психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации. Методологической основной нашего исследования является теория смысловой регуляции деятельности Д.А. Леонтьева. Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации исследовалась как смысловая диспозиция. В определении личности мы основывались на идеях Ананьева Б.Г., Леонтьева Д.А., Рубинштейна С.Л.

В исследовании приняли участие студенты Красноярского государственного педагогического

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

университета им. В.П. Астафьева в возрасте от 19 до 22- х лет (n=22).

Мы определили психологическую готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации как смысловую диспозицию, фиксирующую инвариантный смысл сотрудничества как позитивной и творческой стратегии взаимодействия, трансформирующей устойчивые отношений субъекта к себе, к другим, к миру и оказывающей опосредованное влияние на выбор способа действий «сотрудничество» в конфликтной ситуации.

В структуре психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации были выделены устойчивые компоненты (предметный, смысловой) и ситуативные компоненты (мотивационный, поведенческий). Предметный и смысловой компоненты являются основанием для оценки устойчивых отношений личности к сотрудничеству в форме смысловых диспозиций личности. Мотивационный компонент характеризует социальные потребности, которые могут быть активированы под воздействием конфликтной ситуации. Поведенческий компонент позволяет оценить опосредованное влияние смысловой диспозиции во взаимосвязи с мотивом деятельности на выбор стратегии действий сотрудничество в конфликтной ситуации. На основании теоретического анализа трудов древних философов, биологов -эволюционистов, социологов и психологов мы выделили критериальные характеристики трех уровней сформированности психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации и составили комплекс из семи диагностических методик, в который вошли стандартизированные опросники, тесты, проективные методики.

Анализ полученных данных показал, что низкому уровню сформированности психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации соответствует результаты диагностики 48 % испытуемых, среднему - результаты 31% и результаты 21% испытуемых - высокому уровню. Это значит, что «смысловой заряд» сотрудничества как позитивной и творческой стратегии взаимодействия, трансформирующей и преобразующей субъективные и объективные отношения к миру, к другим людям и к себе невелик, либо не осознается.

Типы личности с низким, средним и высоким уровнем психологической готовности к

сотрудничеству в конфликтной ситуации

В фиксированных смысловых установках личности с низким уровнем психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации отражено устойчивое отношение «к себе» — как личности, восприимчивой исключительно к собственным чувствам и желаниям и зависимой от них в жизнедеятельности: «я не властен над своими чувствами и желаниями»; «я действую так, просто потому, что мне так хочется, невзирая на последствия и других людей» и т.п. Смысловые отношения «к другим людям» — как существам, наделенным от природы негативными характеристиками и вынужденным соперничать друг с другом, чтобы выжить: «люди по природе своей эгоисты»; «человек человеку волк»; «кто сильнее, тот и прав». Люди это те, с кем следует проявлять осторожность в общении — отрицательное отношение к открытому, искреннему общению с другими людьми: «каждый может навредить мне»; «доверять, можно только себе» и отрицательное отношение к проявлению негативных чувств и эмоций в межличностном общении: «главное, сохранить лицо»; «улыбайся». Фиксированные смысловые установки к взаимодействию с жизненными ситуациями отражают адаптивное, потребительско - пользовательское отношение к внешним ситуациям с выгодой для себя. Непосредственно к сотрудничеству, как форме взаимодействия с внешним миром смысловые диспозиции отсутствуют — значимость сотрудничества нулевая. Социальное взаимодействие направлено на удовлетворение потребности в личностной свободе или избегании личной ответственности и обязательств перед другими, а также на удовлетворение эгоистичных и властолюбивых мотивов. Ради удовлетворения данных потребностей, субъект готов либо отстаивать свою позицию в борьбе, либо готов пойти на односторонние жертвы для того, чтобы получить дополнительную выгоду для себя или не потерять имеющуюся. Реакции на препятствие направлены на защиту самого себя, эгозащиту. Субъект склонен обвинять других людей или внешние обстоятельства в возникновении препятствия и в его разрешении, либо склонен к самообвинению. Субъект не готов брать на себя ответственность за разрешение препятствия. Основные стратегии действий в конфликтной ситуации это противоборство либо отказа от взаимодействия через посредство «выхода из игры» или односторонней уступки в пользу более «сильного».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

В фиксированных смысловых установках личности со средним уровнем психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации отражены устойчивые отношения «к себе», как «самопринимающей» личности: «я такой, какой есть и ничего с этим не поделаешь». Такая личность безоценочно принимает себя. В целом отношение к себе положительное, но зависит или занимает промежуточное положение между идеальным образом «значимого другого» и негативным образом «абстрактного другого». Смысловая установка к другим людям может быть выражена так: «если другой человек важен и полезен для меня, хорошо ко мне относится, разделят мои потребности, готов мне помогать и т.п. - то он хороший, если нет - то, плохой». При этом, для такой личности характерна ориентация на позитивную природу человека, смысл которой заключается в способности человека к бескорыстной помощи и самопожертвованию ради других. Знак отношения к себе и другим людям может изменяться в зависимости от особенностей ситуации и субъективного восприятия их значимости для «меня». Фиксированные смысловые установки к взаимодействию с жизненными ситуациями отражают активное, деятельное отношение. Преобразующая жизненные обстоятельства активность направлена на изменение субъективного отношение к ситуации: «не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», «двигайся вперед, двигайся к цели» и т.п. Отношение к стратегии действий сотрудничество выражается в социально-практической значимости, смысл сотрудничества связан с действием, направленным на достижение конкретной цели. В межличностном взаимодействии, такая личность направлена на удовлетворение потребности в социальном одобрении, вызванной высоким социальным мотивом - альтруизмом. Компенсация стремления к удовлетворению собственных потребностей на фоне внутреннего конфликта между принятием себя, таким как есть, изменчивостью отношений к себе и другим под влиянием идеального образа значимого другого и высоких социальных мотивов достигается за счет готовности субъекта пойти на «справедливые» уступки в интересах другого. Тенденция к взаимным уступкам примиряет импульс к обеспечению личных интересов и социальную значимость альтруизма и удовлетворяет потребность личности в социальном признании: «я - хороший - бескорыстный - способный уступить другому и т.п.».

В импульсивных реакциях на препятствие преобладает направленность на игнорирование объективного противоречия или приуменьшение его значения, обвинение внешних обстоятельств в его возникновении. Целью взаимодействия является не разрешение исходного противоречия, а достижение баланса взаимных уступок и перевод конфликтной ситуации в процесс коммуникации. Ведущей стратегией действий в конфликтной ситуации является компромисс.

В фиксированных смысловых установках личности с высоким уровнем психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации отражены устойчивые отношения к себе как «самоуважающей» личности, личности с чувством собственного достоинства, творчески познающей внешний мир. Такая личность верит в свои силы и ей чуждо негативное отношение к себе. Смысловые отношения «к другим людям» - как существам, наделенным природой положительными качествами и способным к гармоничным отношениям друг с другом и внешним миром на принципах закона взаимной помощи. Люди, это те, с кем следует проявлять открытость и искренность в общении, даже если есть повод сообщить о негативных эмоциях и чувствах. Фиксированные смысловые установки к взаимодействию с жизненными ситуациями отражают активное, трансформирующее ситуацию, гармонизирующее отношение. Жизненные ситуации переживаются в своей целостности, единстве противоположностей, как стимул к познанию и развитию внутренних и внешних отношений. Такая личность относится к сотрудничеству как ценностной категории, «человеческому» способу взаимодействия в конфликтных ситуациях. В социальном взаимодействии не ограничивается удовлетворением потребностей в пределах собственного «я», а ориентируется на труд, совместную деятельность и достижение результатов, позитивных для всех участников взаимодействия. Такой человек не является «заложником» ситуации и внешних обстоятельств. В реакциях на препятствие доминируют ориентации на разрешение объективной проблемы, принятие на себя ответственности и взаимопомощь. В конфликтной ситуации выбирает стратегию действий сотрудничества, равноправного партнерства и открытого диалога.

Итак, данные исследования показали, что психологическая готовность к подлинному сотрудничеству, направленному на разрешение объективного противоречия и поиск решения позитивного для всех

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х

участников конфликтной ситуации, не совместима со значимостью отношений и фиксированными смысловыми установками к избеганию личной ответственности, самолюбию, чувствительности исключительно к собственным желаниям, мыслям, чувствам. На уровне неосознаваемых смыслов и бессознательных установок - с инфантильным мировоззрением, инфантильной установкой к другим людям и к миру в целом.

В целом исследование психологической готовности личности к сотрудничеству как одной из структур смысловой сферы личности - смысловой диспозиции, открывает возможность для изучения смысловой регуляции деятельности в конфликтной ситуации на уровне личности во внеситуативном пространстве устойчивых отношений к себе, к другим, к жизненным ситуациям. Список использованной литературы:

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

2. Дубовицкая Т.А., Щербакова О.И. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

3. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций личности / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

4. Косолапов Н. А. Политико-психологическая типология конфликта //Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность/Отв. ред.-сост. АД Воскресенский. М. - 2000.

5. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. — М.: Редакция журнала «Самообразование», 2007. [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.klex.ru/qjr

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.

7. Норакидзе В.Г. Типы характера и фиксированная установка. - Тбилиси: Мецниереба, 1966.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003.720 с.

9. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Под ред. С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1974. — 238с.

© Давыдова Л.В., Сафонова М.В., 2016

УДК 159.97

Луковцева Зоя Вячеславовна

канд. психол. наук, доцент МГППУ, г. Москва, РФ E-mail: kp_books@mail.ru

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ С НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Аннотация

В статье обсуждаются возможности применения нейропсихологического подхода к анализу последствий жестокого обращения с ребенком в семье. Автор исходит из традиционного для детской нейропсихологии положения о необходимости адекватного и своевременного социального воздействия на ребенка в процессе формирования головного мозга как функциональной системы. Жестокое обращение рассматривается как совокупность патогенных факторов, обуславливающих возникновение функциональной дефицитарности и/или несформированности различных структур формирующегося мозга.

Ключевые слова

Жестокое обращение, дизонтогенез, функциональная дефицитарность, функциональная несформованность. Различные аспекты проблемы жестокого обращения в течение многих десятилетий привлекают к себе