должны экспериментировать над проектами будущего. Именно прогнозированию отводят значительное место современные зарубежные дизайнерские фирмы и компании, которые рассматривают современный дизайн как бизнес-проектирование, необходимое для всех сфер жизни.
В представленном докладе ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI в. определены четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить. Современному студенту необходимо уметь совершенствоваться в своей профессии, познать свои возможности для наилучшего использования личностного потенциала в будущей конкурентной среде.
1. Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и науке. URL: http:// mon.gov.ru/str/dep/persp/ (дата обращения: 20.02. 2010).
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Париж, 1998.
3. Возрождение городов через культуру / Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф., Бьянчини Ф. СПб., 2000.
4. Фонд Баухауз // Архитектура, строительство, дизайн. 2006. № 3. С. 38-41.
5. Храмкова Е. IDEO. Инновации для людей // Identity. 2006. № 9. C. 72-92.
6. Конран Т. Современный дом. Искусство дизайна: Популярная энциклопедия. М., 1997.
Поступила в редакцию 21.05.2010 г.
UDC 378.036.5:658.512.23](075)
THE MAINTENANCE OF INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN SYSTEM OF PREPARATION OF DESIGNERS OF QUALIFICATION “BACHELOR”
Aleksey Yevgenyevich Mantulin, Oryol State Technical University, Oryol, Russia, Senior Lecturer of Design Department, e-mail: [email protected]
Conceptual bases of construction of independent activity of designers of qualification “bachelor” are considered. Features of use of methods of design research and modeling on the basis of visual and virtual prototypes are analyzed. Priority directions of independent research activity are offered.
Key words: research; modeling; prototype.
УДК 159.922
ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» © Светлана Анатольевна Слепцова
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: [email protected]
В статье автор анализирует термин «готовность», трактует готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик» и раскрывает содержание и структуру этой готовности.
Ключевые слова: готовность; готовность старшеклассников; преодоление конфликтов; отношения «учитель-ученик».
Одна из актуальных проблем современного образования - формирование личности, готовой не только адаптироваться в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влияющей на существующую действительность, изменяя ее в соответствии с требованиями времени (А. В. Пет-
ровский, З.К. Бектурова, Е.Е. Вахромов,
А.А. Реан и др.). Отсюда, содержание и технологии школьного образования должны обеспечивать полноценное, всестороннее развитие личности, формирование отечественного менталитета и способности к самореализации (Б.С. Гершунский).
Человеку, живущему в век новых технологий и глобальных перемен, недостает многих умений, и, в первую очередь, опыта диалогического общения с людьми в процессе совместной деятельности (З.К. Бектурова), в т. ч. и учебной (В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Это подтверждается повышением конфлик-тогенности участников учебного процесса, учащением ситуаций конфликтного общения между учащимися и учителями (В.Б. Тара-баева, К.С. Лисецкий, М.М. Рыбакова, Р.В. Овчарова и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования готовности учащихся (в нашем случае старшеклассников) к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» остается малоисследованной и актуальной, это и побудило нас рассмотреть ее некоторые аспекты, включающие такие понятия, как «конфликтное общение», «готовность», «преодоление», «рефлексивное поведение». С целью уточнения терминов, применяемых в нашем исследовании, обратимся к авторитетной справочной литературе.
Общение - это обмен информацией между людьми, их взаимодействие (Р.С. Немов); реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей (В.Н. Дружинин).
Если конфликтное общение заключается в противодействии (столкновении) субъектов и сопровождается переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов), то правомерно говорить об их успешном преодолении.
Преодолевать, согласно С.И. Ожегову, -умение или способность человека пересиливать, справляться с кем-чем-нибудь, т. е. преодолевать препятствие, преодолевать все трудности.
Когда такая способность сформирована, то следует говорить о рефлексивном поведении, которое заключается в осознании субъектом своих роли и места в социальной системе как активного члена общества (В.М. Колпаков).
На понятии «готовность» мы остановимся более подробно.
Готовность - согласие сделать что-нибудь; состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь (готовый - окон-
чательно сделанный, о человеке - сделавший все необходимые приготовления) [1].
Готовность - положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию; такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта (в зависимости от типа опыта это состояние может пониматься как относительно простое и биологически детерминированное или как сложное в когнитивном плане и в плане развития) [2].
Готовность к действию - форма установки, которая характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия, предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков [3].
Также необходимо добавить, что у авторитетных отечественных педагогов и психологов (С.Я. Батышев, Е.А. Климов, И.П. Кузьмин,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.П. Раченко,
B.В. Сериков, В. А. Сластенин, А. А. Деркач, М.И. Дьяченко) готовность рассматривается как:
- условие успешного выполнения деятельности, условие эффективности деятельности, предпосылка деятельности, регулятор деятельности (В.В. Сериков, Л.А. Филимо-нюк);
- состояние личности, способной и испытывающей потребность практически осуществлять конкретный творческий поиск (И.П. Раченко);
- синергетическое состояние психики (С.Я. Батышев);
- целостное образование, которое проявляется как потенциальное качество личности (Г.И. Хозяинов);
- особое психическое состояние (Л.А. Кан-дыбович);
- сложное качество личности, своего рода система интегрированных свойств (М.И. Дьяченко, А.А. Деркач, Л.А. Филимо-нюк) [4].
Кроме того, «готовность» рассматривается и в различных аспектах:
- готовность к труду (В. В. Сериков);
- готовность к деятельности (как наличие способностей - Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн; как качество личности - К.К. Платонов, В.И. Ширинский; как временное ситуативное состояние - П.А. Рудик; как синтез свойств личности - В. А. Крутецкий,
C.М. Лыбин);
- готовность к инновационной деятельности (Л.С. Подымова);
- готовность к действию (В.В. Давыдов, А.А. Запорожец, Б.Ф. Ломов);
- готовность к решению педагогических задач (М.И. Волошина, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Спирин, Ю.Н. Колюткин);
- готовность к обучению в школе (А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко, Н.А. Шевер-дина, Л.Л. Сужинскас, Т.В. Эксакусто,
О.Н. Истратова);
- готовность учащихся к профессиональному и личностному самоопределению (И.А. Зимняя, Е.А. Климов);
- готовность ученика к учебному взаимодействию (М.М. Рыбакова) [5];
- готовность субъекта с рефлексией к совершению некоторого действия; готовность к выбору (В. Лефевр).
Готовность ученика к взаимодействию в ходе учебной деятельности мы рассматриваем как важную составляющую готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик», обеспечивающую ему позицию субъекта учебной деятельности. В исследованиях Л. И. Божович, Д. Б. Элькони-на, Н.Г. Салминой, Н.И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребенка к школе. К ним относятся: сформированность внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил [6]; а также способность ребенка успешно отвечать когнитивным, социальным, физическим и эмоциональным ожиданиям, связанным с посещением школы. Эти основные показатели готовности ребенка к школе остаются актуальными на протяжении всех лет его обучения.
Однако возникает необходимость отметить тот факт, что различные трактовки феномена «готовность» и ее видов обусловлены спецификой деятельности, изучавшейся в каждом конкретном исследовании, и особенностями теоретических концепций авторов. Можно отметить следующие подходы к рассмотрению сущности термина «готовность»: личностный (Е.А. Антипов, А.Г. Ковалев. К.К. Платонов и др.), функциональный (Н.Д. Левитов, Е.Л. Ильин и др.), комплексный (Ф. Генов, В.А. Крутецкий). Мы рассматриваем «готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного обще-
ния в системе отношений “учитель-ученик”» на личностном фоне, т. е. как личностное образование.
В том случае если готовность рассматривается как личностное образование, то ее нужно трактовать как целенаправленное выражение личности, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, умения, навыки, установки, настроенность на определенное (рефлексивное) поведение, как выражение сформированности определенной системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Любая разновидность готовности обусловлена наличием у субъекта созданного им образа структуры того или иного действия и постоянной настроенности на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода установки поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в связи с возникающими трудностями и необходимостью достижения определенного (намеченного) результата, которого можно достичь, преодолевая эти трудности.
Таким образом, лексико-семантический анализ понятия «готовность», метод теоретического анализа феномена «готовность» в научной психолого-педагогической литературе, уточнение терминов «конфликтное общение», «преодоление» и «рефлексивное поведение», а также изучение диссертационных исследований позволяют в рамках настоящего исследования определить «готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений “учитель-ученик”».
Готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» мы рассматриваем как способность старшеклассников к рефлексивному поведению, которое проявляется в сформированных знаниях и умениях, в сложившейся системе ценностей и качеств личности, обеспечивающих старшекласснику конструктивное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.
Результатом готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» выступает целостное восприятие
(осознание) старшим школьником себя как субъекта системы отношений «учитель-ученик»; а также сформированные у него личностные качества, основанные на смысловых жизненных ценностях, знаниях, умениях и навыках, необходимых для эффективного (продуктивного), бесконфликтного
взаимодействия с учителями в ходе обучения и воспитания в старших классах, т. е. сформированное рефлексивное поведение.
В процессе изучения сущности самого понятия «готовность» и понятия «готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений “учитель-ученик”» мы увидели необходимость в выявлении содержания и структуры «готовности» в рамках исследуемой нами проблемы. Как мы уже отмечали ранее, различные подходы к определению феномена «готовность» к чему-либо обусловлены спецификой деятельности, а также спецификой рассматриваемой структуры деятельности.
В современной психолого-педагогичес-кой литературе в структуре готовности встречаются различные сочетания структур -ных компонентов: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); мотивационно-личностный, содержательный, операциональный [8]; мотивационно-ценностный, операционно-содержательный, эмоционально-волевой (Е.А. Савченко); эмоциональный, интеллектуальный, личностный, социально-психологический (Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Е.А. Пань-ко и др.).
Готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» отличается своей структурой от других видов готовности. Ядром структуры готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» является рефлексивное поведение. Как сложное личностное образование «готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений “учитель-ученик” включает следующие компоненты: ценностный, когнитивный, операциональный, регулятивный и оценочный. Рассмотрим эти компоненты подробнее.
Ценностный компонент готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» представляет собой систему ценностей духовно-нравственного порядка и отражает сформированность самосознания старших школьников. Содержание ценностного компонента составляют идеалы гуманизма, интересы, убеждения, мотивы достижения, социальные установки и отношения к нравственным и моральным нормам, стремление к разрешению и предупреждению конфликтов в процессе учебной деятельности.
Когнитивный компонент готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» включает знания теоретических основ психологии общения и конфликтологии; знания основных понятий, относящихся к общению в системе межличностных и общественных отношений к конфликтному и бесконфликтному общению; знания источников конфликтов в процессе учебной деятельности в системе отношений «учитель-ученик», а также знания нравственных правил, норм и принципов в сфере общения.
Операциональный компонент готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» предполагает владение конкретными методами, техниками и приемами, способствующими конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик»; умение грамотно и этично выходить из конфликтов; умение выстраивать эффективное взаимодействие не только с учителями, но и с другими участниками образовательного процесса; оценивать поведение окружающих и свое поведение в свете моральных норм; самостоятельно принимать нравственные решения и реализовывать их в действии; умение управлять своим текущим психическим состоянием и эмоционально предвосхищать позитивные результаты в разрешении конфликтных ситуаций.
Регулятивный компонент готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» является основой конструктивных способов преодоления и преду-
преждения конфликтов и трудностей в процессе общения и предполагает сформирован-ность у старших школьников механизмов психологической регуляции или совладания, которые помогают поддерживать эмоциональную устойчивость и согласованность социального поведения школьника. К таким механизмам можно отнести повседневные ритуалы и привычки, результатом которых является эффективное (продуктивное) взаимодействие в процессе учебной деятельности.
Оценочный компонент готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик» является важным условием своевременной и правильной коррекции деятельности в процессе ее выполнения и предполагает глубокий и оперативный анализ старшеклассником результатов своего взаимодействия с учителем в ходе этой деятельности. Оценочный компонент включает обнаружение возможного наличия искаженных фактов общения в системе отношений «учитель-ученик», а также определение адекватных стилей реагирования на создавшуюся конфликтную ситуацию с целью ее конструктивного разрешения.
Критериями готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» выступают социально-личностные ценности, конфликтологическая грамотность и качества конструктивного поведения. В качестве основы для непосредственного определения уровней готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» мы выделяем следующие показатели:
- стремление к утверждению гуманных взаимоотношений с другими, коммуникативность, потребность в самореализации (социально-личностные ценности);
- осознание старшеклассниками значимости теоретических знаний основ психологии общения и конфликтологии, самостоятельность и активность в принятии нравственных решений и реализации их в действиях (конфликтологическая грамотность);
- способность к эмпатии, сознательный контроль (воля), способность к рефлексии (качества конструктивного поведения).
С учетом этих показателей были разработаны характеристики пяти уровней готов-
ности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик»: деструктивный, относительно-конструктивный, достаточно-конструктивный, собственно-конструктивный и конструктивный.
Деструктивный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» характеризуется отсутствием активности ученика по отношению к проблеме разрешения конфликта и усугублением ситуации конфликта, а также отдельными недостатками показателей готовности старшеклассников к разрешению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» и дезорганизацией структурных компонентов.
Относительно-конструктивный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» присущ старшеклассникам с низкой активностью и заинтересованностью в пополнении своих знаний о сущности общения в системе межличностных и общественных отношений, с неустойчивой системой социально-личностных ценностей и недостаточно развитыми качествами конструктивного поведения.
Достаточно-конструктивный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» характеризуется осознанием старшим школьником конфликтной ситуации с учителем и необходимости ее разрешении. Однако недостаточно сформированные показатели готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях с учителями затрудняют продуктивность разрешения конфликтов.
Собственно-конструктивный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» характеризует старших школьников, имеющих достаточно сформированную систему социально-личностных ценностей, обладающих необходимыми качествами конструктивного поведения, но имеющих недостаточный уровень конфликтологической грамотности и устойчивости социально-личностных ценностей, который они активно повышают в процессе учебной и коммуникативной деятельности.
Конструктивный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» характеризует учащихся старших классов, у которых компоненты структуры готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» полностью сформированы и отличаются устойчивостью.
Отсюда, проблема формирования готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» представляет собой одну из важнейших сторон общественной направленности личности, что еще раз подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования. Мы полагаем, что готовность ученика к продуктивному разрешению конфликтного общения обеспечивается осознанием им важности развития умений и навыков рефлексивного поведения, сформирован-ности всех показателей компонентов данной
готовности, которая, в свою очередь, может быть успешно сформирована не только в учебно-воспитательном процессе, но и в специально организованных для этого условиях.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.
2. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2003.
3. Кондаков И.М. Психология: иллюстрированный словарь. СПб., 2007.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1998.
5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.
7. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
Поступила в редакцию 19.05.2010 г.
UDC 159.922
READINESS OF SENIOR PUPILS FOR COPING WITH CONFLICT RELATION SITUATIONS IN THE “TEACH-ER-PUPIL” SYSTEM
Svetlana Anatolyevna Sleptsova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail [email protected]
The author of the article analyses the term “readiness”, interpreters the readiness of senior pupils for coping with conflict relation situations in the “teacher-pupil” system and discovers the core and structure of the readiness.
Key words: readiness, readiness of senior pupils, coping with conflicts, “teacher-pupil” relations.
УДК 796/799
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП © Артем Александрович Литвинов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
В работе исследовалось влияние физических упражнений на формирование двигательных функции организма у детей дошкольного возраста, страдающих церебральными параличами.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; моторика; двигательные функции.
В современной литературе подробно средства адаптивной физической культуры,
описаны принципы, методы и содержание лечебная физкультура, различные виды мас-
комплексного восстановительного лечения и сажа, медикаментозные средства, ортопеди-
реабилитации детей с церебральными пара- ческая помощь, физиотерапевтические про-
личами, по мнению исследователей, основ- цедуры, рефлексотерапия.
ными компонентами которого являются