УДК 37.0l5. 3:3l6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
© Светлана Анатольевна СЛЕПЦОВА
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Российская Федерация, соискатель кафедры психологии, e-mail: [email protected]
В обзорной статье автор предлагает к рассмотрению программу специального учебного курса «Формирование готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях "учитель - ученик"». В основе программы лежит принцип компетентностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников, а теоретическая и практическая части интегрированы модульным путем. Основная задача, которая поставлена в рамках программы, - это помощь старшеклассникам в поиске тех целей и принципов, которые придадут смысл и направленность в реализации новых форм общения в системе «учитель - ученик».
Ключевые слова: программа; курс; система «учитель-ученик»; старшеклассник; готовность; конфликтное общение; преодоление.
Проведенный теоретико-методологический анализ научных источников и наши наблюдения повседневной практической учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе показали, что проблема эффективного общения старшеклассников с учителями, их готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик» в педагогической психологии изучена недостаточно и остается актуальной.
Ситуация общения (конфликтная - неконфликтная, конструктивная - деструктивная) в процессе учебной деятельности по своей сути является результатом взаимодействия старшеклассника, с одной стороны, с
обстоятельствами и условиями в образовательной среде - с другой. Характер ее складывается в ходе реализации тех или иных образовательных программ и технологий, являющихся, в свою очередь, источниками напряженности интеллектуального, эмоционального и физического состояния учащихся; и во многом определяется тем, в какой мере старшеклассники смогут разрешать эту напряженность [1], что, в частности, зависит не только от особенностей преподавания и стиля общения учителей, но и от готовности самих старшеклассников преодолевать ситуации конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик».
связи. Согласно логике структуры готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик», формирование ценностного, когнитивного, операционального, регулятивного и оценочного компонентов данной готовности осуществляется через обучение в рамках специального учебного курса «Формирование готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях "учитель - ученик"».
Для эффективного осуществления вышесказанного на практике нами была разработана программа курса, которая имеет следующие ключевые моменты: 1) предоставление лекционного материала каждого тематического блока (основы психологии общения, основы конфликтологии, ценностные ориентации, конструктивное решение конфликтных ситуаций); 2) показ механизмов межличностного взаимодействия; проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с трудностями общения в отношениях «учитель - ученик»; 3) моделирование ситуаций и ролевых игр с целью достижения изменений в сложившейся схеме поведения; 4) проведение тренингов по формированию компонентов готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций с учителями.
И в общей сложности имеет следующую последовательность, которая отражена в табл. 1.
Таблица 1 Этапы реализации учебной программы
Программа специального учебного курса «Формирование готовности старшеклассников к преодолению ситуаций __________________________конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик»____________________________
I блок Основы психологии общения II блок Основы конфликтологии III блок Ценностные ориентации IV блок Конструктивное решение конфликтных ситуаций
1. Освещение основ психологии общения 2. Активизация процесса самопознания и самоактуализации в области межличностных отношений 3. Обучение навыкам эффективного слушания и понимания окружающих 4. Расширение диапазона творческих способностей 1. Освещение основ конфликтологии 2. Обучение методам снятия напряжения в конфликтной ситуации 3. Расширение наличного фонда продуктивных схем поведения 1. Мотивация на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков 2. Анализ системы ценностей, выделение приоритетных 3. Развитие позитивной моральной позиции по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе 1. Овладение основными способами произвольной регуляции, тактикой и правилами поведения в конфликтной ситуации 2. Обучение способам конструктивного общения с окружающими, умения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации 3. Выработка продуктивных форм и стратегий поведения
Исходя из этого можно сказать о том, что одной из проблем обучения старшеклассников на современном этапе является недостаточность должного внимания общеобразовательной системы к формированию у старшеклассников определенных знаний и умений, которые необходимы для произвольного преодоления отрицательных психических состояний и налаживания партнерских форм коммуникативного поведения с окружающими, в т. ч. и с учителями. Это, естественно, порождает огромное количество противоречий и способствует созданию конфликтных ситуаций в отношениях «учитель -ученик», приводящих достаточно часто к искажениям в развитии эго-идентичности старшеклассников, к закреплению и формированию у них негативных личностных характеристик. Поэтому мы считаем целесообразным организацию и проведение целенаправленной работы по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик».
Работа со старшеклассниками в указанном нами направлении требует применения различных подходов к организации образовательного пространства и должна включать не только коррекцию и формирование личностных качеств у старшеклассников, но и возможность их интеллектуальной, эмоциональной и физической разгрузки [1] с помощью отлаженных каналов прямой и обратной
Формирование у старшеклассников готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик» должно включать следующие стороны:
1) общее знание основ психологии общения и конфликтологии, которое, в свою очередь, отражается: в знаниях теоретических основ процесса общения (конфликтного и бесконфликтного); знаниях приемов и способов эффективного взаимодействия с окружающими, применении их на практике; знаниях технологий предупреждения конфликтных ситуаций и конфликтов; знаниях конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и умения применять их на практике;
2) осознание своего наличествующего в данный момент уровня готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик»;
3) овладение основными способами произвольного изменения своего психического состояния (произвольная регуляция);
4) наличие соответствующей мотивации для преодоления ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик»;
5) осознание необходимости расширения вариативности ценностных ориентаций и формирования устойчивой системы ценностей;
6) все более углубляющееся осознание (рефлексия) отношений между компонентами системы «учитель - ученик»;
7) осознание важности рефлексивного поведения как ядра структуры готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик» и с окружающими вообще.
В основе программы лежит принцип компетентностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников, а теоретическая и практическая части интегрированы модульным путем [2].
Основной целью данной программы является формирование у старшеклассников готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель -ученик» в соответствии с их потребностью в самореализации.
Основная задача состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность в реализации новых форм общения в системе «учитель - ученик».
Конкретные цели курса.
1. Формирование рефлексивного поведения у старшеклассников, проявляющегося в устойчивой системе ценностей и личностных качеств; в сформированных знаниях и умениях конструктивного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, в частности с учителями; в способности к самоопределению и свободному осмысленному действию в различных ситуациях.
2. Формирование мотивации к изучению и реализации своих резервных возможностей.
3. Развитие способности диалогического общения и коммуникативных умений.
Конкретные задачи курса.
1. Сформировать основную базу знаний -совокупность психологических и конфликтологических знаний, повышающих общий уровень готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения и необходимых для эффективного разрешения конфликтных ситуаций с учителями в процессе учебного взаимодействия.
2. Обучить элементам самодиагностики.
3. Обучить старшеклассников снижению психофизиологических перегрузок через овладение приемами и методами саморегуляции.
4. Мотивировать учащихся на повышение уровня конфликтологической грамотности и совершенствование коммуникативных знаний, умений и навыков.
5. Способствовать развитию рефлексивного поведения старшеклассников.
6. Способствовать осознанию старшеклассниками важности коммуникативного, рефлексивного поведения и преимуществ полноценной самореализации в учебной деятельности.
7. Сформировать у старших школьников целостное представление о технологиях конструктивного взаимодействия в отношениях с учителями.
Специальный учебный курс «Формирование готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик» содержит занятия и виды работ, рассчитанные на то, чтобы полученные знания и умения прочно вошли в повседневную жизнь старшеклассников, повышая их гибкость и осознанность поведения в конфликтных ситуациях, поэтому основная направленность курса практическая.
Таблица 2
Учебно-тематический план курса «Формирование готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик»
№ п\п Наименование тем занятий Виды и формы занятий Кол-во часов Всего часов
I блок Основы психологии общения
1 Знакомство «Круглый стол», вводная лекция 1 15
2 Общение в системе межличностных отношений Проблемная лекция, практическая работа 2
3 Вербальное и невербальное общение как коммуникация Лекция-информация, проблемный семинар, практическая работа, тренинговая работа 4
4 Понимание в процессе общения Лекция-визуализация, практическая работа 2
5 Техники и приемы общения Т ренинговая работа, проблемная беседа 2
6 НЛП и синтоническая модель общения Проблемная лекция, практическая работа 2
7 По тропинке к общению Дискуссия, тренинговая работа 2
II блок Основы конфликтологии
8 Формула конфликта, или конфликт как тип трудных ситуаций Проблемная лекция, практическая работа, тренинговая работа 2 12
9 Поведение человека в трудных ситуациях Т ренинговая работа, практическое занятие 2
10 Классификация конфликтов Проблемная лекция, дискуссия 2
11 Корни конфликта Проблемный семинар 2
12 Методы снятия напряжения в конфликтных ситуациях Дискуссия, тренинговая работа 2
13 Предупреждение и разрешение конфликтов Проблемная дискуссия, тренинговая работа 2
III блок Ценностные ориентации
14 Ценностные ориентации личности Проблемная лекция, практическое занятие 3 12
15 Нравственные ценности как компоненты коммуникации Лекция-дискуссия, тренинговая работа 2
16 О моральных качествах и их полярности Лекция-дискуссия 2
17 Мысли и чувства Лекция-дискуссия, тренинговая работа 3
18 Спешите делать добро или мой жизненный выбор Т ренинговая работа 2
IV блок Конструктивное решение конфликтных ситуаций
19 Сердцебиение Практическое занятие, тренинговая работа 3 29
20 Раскрасить контуры человека, или чья обувь? Т ренинговая работа 3
21 Трудное решение Практическое занятие, тренинговая работа 3
22 Правильный выбор тренинговая работа 3
23 Вверх по лестнице Практическое занятие, тренинговая работа 4
24 Правила игры Практическое занятие, тренинговая работа 5
25 Создание стратегий регулирования конфликтной ситуации «Круглый стол», практическая работа, тренинговая работа 8
Всего часов: 68
Особое внимание уделяется таким общепризнанным ценностям, как умение видеть цель, принимать адекватные решения [3, 4], умение достойно выходить из трудных жизненных ситуаций.
Групповые занятия включают:
1) лекции, семинары, тренинговые и практические занятия, где старшеклассники знакомятся с основами психологии общения и конфликтологии, занимаются самопознанием, используя техники диалогического и монологического общения, анализа и синтеза процесса понимания других людей с целью совершенствования собственно коммуникативного поведения и повышения своего уровня конфликтологической грамотности;
2) психотехнические игры и упражнения, групповые дискуссии, технику «мозговой штурм», посредством которых расширяется понимание себя самого и окружающих, формируются умения и навыки конструктивного общения с другими, отрабатываются стратегии рефлексивного поведения;
3) рефлексию способов и приемов общения и поведения, интроспекцию, необходимые для реализации принципа индивидуальной ответственности старшеклассников за себя как субъекта общественных отношений;
4) техники трансактного анализа, элементы арт-терапии и сказкотерапии, сюжетно-ролевые игры, самостоятельную работу (метод проектов), аутогенную тренировку, с помощью которых происходит коррекция поведенческих стереотипов старшеклассников и формируются новые формы и стратегии межличностного общения.
Методической основой курса является система методик, позволяющих специалисту, работающему со старшеклассниками, осуществить необходимый выбор инструмента для процесса формирования готовности старше-
классников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель -ученик» (учебно-методическое пособие
«Формирование готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель - ученик», раздаточный дидактический материал, психодиагностические тесты и пр.).
Основные требования к специалисту, ведущему данный курс: знание особенностей подросткового и юношеского возраста; соблюдение этических правил психолога, например, таких как «не навреди», «конфиденциальность», «проработанность собственных проблем»; умение планировать ход беседы; обладание гибкостью в общении; умение формулировать открытые и закрытые вопросы; умение слушать молча, следуя правилам активного слушания; принимать любое мнение к сведению, давать членам группы осознать разные точки зрения и пр.; эффективно использовать резервы собственной психики: памяти, внимания, воображения, профессионального мышления [3].
Всего проведено 25 занятий (68 часов), темы которых прилагаются в табл. 2.
1. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.
2. Абдалина Л.В., Нефедова Т.А., Сысоева С.А. Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса: препринт / под ред. Л.В. Абдалиной. Воронеж, 2006.
3. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М., 2004.
4. Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Нью-Йорк, 1995.
Поступила в редакцию 13.07.2011 г.
UDC 37.015.3:316
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE IN FORMATION OF READINESS OF SENIOR PUPILS TO OVERCOMING OF SITUATIONS OF DISPUTED DIALOGUE IN RELATIONS “TEACHER - PUPIL”
Svetlana Anatolyevna SLEPTSOVA, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russian Federation, Competitor of Psychology Department, e-mail: [email protected]
In the review article, the author proposes to consider a special training course “Formation of readiness of senior pupils to overcome situations of conflict of communication in the relationship of “teacher - pupil”. In the basis of the program lies the principle of the competence approach in education and upbringing of pupils, and theoretical and practical part of the integrated modular way. The main task which is put in the framework of the program is assistance to senior pupils in the search for those purposes and principles, which will give meaning and direction in the implementation of new forms of communication in the system “teacher-pupil”.
Key words: program; course; system “teacher - pupil”; senior pupil; readiness; conflict communication; overcoming.