ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
®2012 Аминова Н.К.
Дагестанский государственный педагогический университет
Рассмотрена структура психологической готовности учителя, компонентами которой являются мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный или рефлексивный составляющие, представлены длительная готовность и временное состояние готовности, формы и методы ее формирования в системе образования.
The author of the article considers the structure of the teacher’s psychological readiness, the components of which are motivational, orientation, operational, strong-willed, estimated or reflexive elements. She represents the long-term readiness and the temporary state of readiness, forms and methods of its forming in the educational system.
Ключевые слова: готовность, готовность к действию, личностный подход,
функциональный подход, педагогическая деятельность, психологическая готовность, длительная готовность, временная готовность.
Keywords: readiness, readiness for action, personal approach, functional approach, pedagogical activity, psychological readiness, long-term readiness, temporary readiness.
В современной психолого-педагоги-ческой науке накоплен теоретический и практический материал, характеризующий готовность к разным видам деятельности, где представлено множество дефиниций, выведено содержание, структура и основные параметры готовности, обоснованы условия, влияющие на длительность и устойчивость ее проявления. Анализ литературы указывает на то, что готовностью занимались и разрабатывали идеи, связанные с ней, такие ученые, как М. И. Дьяченко, Г. М. Гаджиев, Ф. И. Иващенко, Л. А. Кандыбович, Я. Л. Коломенский, А. Т. Короткевич, И. Б. Котова, А. И. Кочетов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Н. Д. Левитов, А. С. Нерсисян, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, П. Р. Чамата и др.
Готовность в прямом смысле имеет два значения, первая, из которых характеризует согласие сделать что-нибудь, а в другом - состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. При этом в первом значении речь идет о добровольном и осознанном решении, направленном на деятельность, а во втором же используется как состояние, присутствие которого обеспечит выполнение решения [8].
Обзор психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что целостного представления о понятии готовности нет по причине наличия нескольких течений его раскрытия. При этом концентрируя проблематику готовности, рассматриваемой в различных аспектах, мы пришли к логическому выводу о важности готовности к деятельности, объясняемой через различные вариации школ и отраслей психологии. Первое течение характеризует готовность как вооруженность необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями и навыками, второе - как готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала и третье - как согласие на решимость совершить какое-то действие. При этом готовность к действию представляет собой состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [9].
Состояние готовности к действию определяется соединением факторов, характеризующих разные уровни и стороны, где выделяется физическая подготовленность, необходимая нейродинамическая обеспеченность действия, психологические условия готовности.
Анализ позиций рассмотрения проблемы готовности, представленный в различных работах, позволяет сделать вывод о том, что в отечественной психологии готовность к деятельности исследуется преимущественно через личностный и функциональный подходы. При личностном подходе готовность анализируется как проявление индивидуальных качеств личности в их целостности, которые обусловлены эффективным характером и высокой результативностью деятельности. Приверженцами использования личностного подхода являются М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, В. Д. Шадриков, А. А. Деркач, Ф. Генов, К П. Ильин, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин, В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе, А. Ц. Пуни и другие [ 10,11 ].
Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность характеризует определенное психическое состояние индивида, временное состояние, точнее как кратковременное или долговременное, преобладающее в данный момент состояние, активирующее психические функции, как умение себя мобилизовать психически и физически [7].
Следует отметить факт трактовки готовности к деятельности в виде структуры или системы оснований различных компонентов, где выделяют готовность к профессиональной деятельности как совокупность следующих компонентов:
- мотивационного, характеризующего интерес к профессии, согласного отношения к профессиональной деятельности;
- ориентационного, предполагающего профессионализм в своей работе;
- операционного, предполагающего комплексный подход к профессиональной деятельности;
- волевого, характеризующего самоконтроль в процессе профессиональной деятельности;
- оценочного, или рефлексивного [2].
Исследовав обширный материал готовности и готовности к деятельности, мы выяснили, что авторы, рассматривающие готовность, разделяли ее на комплекс различных свойств и отношений личности и на единое интегральное образование.
При этом для того чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность, рассматриваемой как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное их развитие, одновременно выступающее основой саморазвития и самосовершенствования. При этом для педагогической деятельности характерны целеполагание и педагогическое руководство, осуществляемое в специально организованных образовательных учреждениях.
Следует отметить, что педагогическая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, от чего напрямую зависит, насколько оно способствует развитию личности студента.
С этих позиций следует определять не просто как социальную, воспроизводящую структуру, а как культурно-смысловую, одновременно содержащую и позицию видения, и способ решения проблемы.
Таким образом, профессиональная деятельность учителя объясняется как культурно-смысловая реальность, подчиненная логическим,
индивидуально-творческим закономерностям той формы общения, которую избирает учитель в качестве средства взаимодействия с учеником. При этом решение проблемы психологической готовности студентов к педагогической деятельности следует искать в рамках изменения позиции профессионального видения и действования.
Психологическая готовность, являясь психическим состоянием, характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. При этом готовность, в общем, означает положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию, характеризует состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. Оно может пониматься как относительно простое и биологически
детерминированное или как сложное в когнитивном плане и в плане развития состояние, помогающее успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [4].
Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого выступают «предстартовое состояние» (Н. Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л. С. Нарсесян, В.
Н. Пушкин). При этом длительная готовность структурно включает: положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности; необходимые знания, умения и навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, а также эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации, основными чертами которой выступают относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.
Динамическая структура психологической готовности к сложным видам деятельности представляет собой целостное образование, включающее личностные характеристики, основными из которых являются:
- мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;
- познавательные - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;
- эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
- волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.
С учетом сказанного формирование психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий, направленных на:
- осознание потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи;
- осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей;
- осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;
- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;
- прогнозирование проявления интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами, самовнушение, вера в успешное достижение цели [5].
Результатом психологической подготовки студентов начальных классов выступает субъект деятельности с высоким уровнем педагогической культуры, где важнейшей характеристикой становится двойная разновекторная направленность и наличие реальной рефлексии.
Следовательно, педагог должен быть одновременно субъектом образовательного процесса педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает проектировщиком, конструктором, организатором и непосредственным участником, носителем определенной личностной бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и воспитание подрастающего поколения.
Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами ее осуществления, выступая как носитель предметной позиции, необходимой для достижения целей образования и развития личности. Следует отметить, что ценности образования в его сознании должны быть актуализированы и трансформированы в цели, реализующиеся адекватными средствами, поскольку педагог встречается с учеником и как с другим человеком и образует с ним событийную общность. При этом профессионально-педагоги-ческая позиция оказывается сдвоенной, сопряженной личностной и деятельностной составляющими, образуя единство педагогического сознания и деятельности, становясь способом реализации базовых ценностей и целей развития [6].
В современных условиях общественному развитию может способствовать творчески мыслящая, деятельная и всесторонне развитая личность, вследствие чего возрастают требования к личности учителя, его психологической и профессиональной подготовке. Сейчас, как никогда, требуются специалисты, в которых сочетаются глубокая профессиональная подготовка, ответственность, стремление к обновлению и обогащению знаний, для достижения чего важное значение имеют психологическая подготовка будущего учителя, сформированность его самосознания и профессиональная самоидентичность.
Следовательно, психологическая подготовка должна обеспечить мотивационную, операциональную и саморегуляционную готовность субъекта к профессиональной деятельности, способствовать приобретению студентами характеристик самоактуализирующейся личности. При этом на первом этапе подготовки основными методами следует считать наблюдение, рефлексия, моделирование ситуации и отношений деятельности. На втором этапе составляющей всей подготовки выступает моделирование, решение различного вида психологических задач. Формой усвоения психологических знаний, адекватной развитию творческого мышления и направленности личности, выступает не только решение психологических задач, но самостоятельная их постановка, способствующая самостоятельному выдвижению гипотез, предсказанию, разрешению конфликтов, решению личностных проблем и т. д.
Примечания
1. Вавилов Ю. П. О педагогических способностях учителя младших классов // Диагностика познавательных способностей. Ярославль : ЯГПИ, 1986. С. 18-25. 2. Дьяченко М. И., Кандыбович Д. А., Кандыбович С. Д. Психология высшей школы: Учебное пособие, 2006. 75 с. 3. Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6. 4. Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства. М. : Просвещение, 1989. 302 с. 5. Зимняя А. Н. Педагогическая психология. М., 2000. 6. Исаева Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога: Психология
профессионального образования // Вопросы психологии. 2000. № 3. 7. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969. 8. Слободчиков В. И., Исаева Е. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. 9. Узнадзе Д. Н. Общая психология. М. : Смысл, 2004. 317 с. 10. Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль : ЯГУ, 1981. 72 с. 11. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3.
Статья поступила в редакцию 06.11.2012 г.