Научная статья на тему 'Смысл жизни и семья'

Смысл жизни и семья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
470
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни и семья»

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЕМЬЯ

Каширских Екатерина, курсант 1 курса, Московский Университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя, (Москва. Россия)

Научный руководитель - д.пед.н. Ульянова И.В.

Пожалуй, вопрос о смысле жизни является одним из самых важных и волнующих как для конкретного человека, так и для цивилизованного мира в целом. Многие люди ищут смысл жизни в великих открытиях и достижениях, некоторые - своей повседневной деятельности, углубляясь в рутину. Другие же и вовсе приходят к тому, что лучше жить без смысла и просто, как говориться, плыть по течению. Однако я считаю, что смысл жизни обязательно должен обдумываться и отыскиваться - только в этом случае возможно развитие личности. В педагогике смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова) справедливо указывается на то, что в цивилизованном обществе смыслы задаются через ценности, которые на эмпирическом уровне представлены внутренним миром человека, семьей, профессией, обществом, досугом, природой, наукой, искусством. Но среди них выделяется, на мой взгляд, самая главная ценность - это семья. Семья как общность, в которой человек получает путевку в самостоятельную жизнь.

Из школьного курса обществознания известно, что семья - это социальный институт, группа людей, связанная общностью быта, добровольным вступлением в брак. Семья является первым институтом, в котором человек, а именно - ребёнок, начинает проходить процесс социализации, чтобы впоследствии стать личностью и реализовать себя в обществе людей.

Разумеется, такой социальный институт, как семья, необходим для жизни в обществе, но роль семьи также заключается и в другом. Каждый человек нуждается в заботе, любви и понимании; каждый человек хочет, чтобы его кто-то ждал; каждый человек хочет дарить кому-то тепло и радовать близких - все это возможно реализовать прежде всего в семье. Семья является той необходимой опорой и поддержкой человека, той силой, которая придаёт ему веру в себя и желание жить. Французский историк Ф. Гизо говорил: «Какими бы великими предприятиями человек не занимался, семейные привязанности составляют основу его жизни, и самая блистательная карьера приносит только поверхностные и неполные радости, если человеку чужды счастливые узы семьи и дружбы». Семья - это то, что связывает человека с окружающим миром, то, что является источником жизни в прямом и в переносном значениях. Стоит признать, что человек редко бывает удовлетворён блестяще выполненной работой, если, при его возвращении домой его никто не встречает, если ему не с кем поделиться радостью, не с кем разделить своё счастье. Но еще большая сила семьи проявляется в случае, когда тебя подстерегла неудача и, кажется, весь мир против тебя - нет понимания, искренности. И в этот опасный момент падения заботливые руки мамы, папы, бабушки, дедушки поднимут тебя, удержат, а в любящих глазах будут сострадание и вера.

Уверена, что никакие проблемы не сломят человека, если он знает, что дома его ждут родители или дети, которые поймут, успокоят, ободрят. Какой бы плохой день не настал, человек, имеющий семью, не отступит назад, а будет бороться за то, чтобы сделать жизнь своей семьи лучше. Он будет стараться для неё, оправдывать надежды и побеждать. На мой взгляд, семья и человек взаимосвязаны больше, чем может показаться. Если ты стараешься делать всё лучшее для своей семьи, то она отплатит тебе той же монетой.

В семье очень важна связь поколений, когда старшие оберегают младших, передают им свои нравственные ценности, традиции, требуют ответственности, честности. Именно в этом случае подрастающее поколение откликнется искренней заботой к ним. При этом следует заметиить: духовные ценности в таких семьях всегда преобладают над материальными.

Во время занятий по курсу «Общие основы педагогики» наш учебный взвод вовлекался в осмысление важности семьи в жизни ребенка, курсанты приводили многочисленные примеры из своей личной жизни, которые раскрывали красоту отношений в их родительских семьях, подчеркивали доброту, великодушие самых близких им людей. В эти минуты и мои одногруппники раскрывались как люди благодарные, совестливые, сердечные. Сейчас, становясь по-настоящему взрослой, я понимаю уникальность семьи, где основой бытия является подлинный гуманизм.

Сегодня, овладевая профессией социального педагога, который будет служить в органах внутренних дел, в отделе по делам несовершеннолетних, я знакомлюсь с асоциальными семьями, в которых отсутствует забота о детях или, напротив, в условиях попустительства, баловства ребенок растет эгоистом, деспотом. По отношению к ним у меня рождаются очень противоречивые чувства: и жалость, и негодование. Понимаю, как много надо изучить, понять, чтобы достучаться до сознания таких членов семьи. Уже сейчас я убеждена: работая с ними, необходимо будет решать не только правовые, но и экзистенциальные, нравственные проблемы, помогая осознать каждому быстротечность времени, жизни, помогая принять ценность семьи как смысл жизни.

ОЗНАЧАЕТ ЛИ НЕДОСТАТОК УСПЕХА УТРАТУ СМЫСЛА?

Скоренькая Анна, курсант 1 курс, Московский Университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя, (Москва, Россия)

Научный руководитель - д.пед.н. Ульянова И.В.

Что мы понимает под словом «успех»? Для кого-то это отсутствие неудач. Для кого-то -это жизнь, как говорится, «на широкую ногу». Для одних успех - это единичная ситуация, когда просто повезло, для других - жажда бесконечной демонстрации своих достижений, когда может теряться суть самой деятельности и фиксируется ориентация на популярность, славу...

Что же значит успех для меня? В первую очередь - это результат долгого и упорного труда. Если ты много работаешь над чем-то, стараешься, вкладываешь всю душу в то, что ты делаешь - то и успех не заставит себя ждать.

Но часто бывает и так, что сколько бы ты не бился, старался, добивался, - все без толку. Каждый человек бывал в такой ситуации, когда что-то сильно хочешь, уже представляешь, как твоя жизнь сложится, когда ты этого добьешься, но потом ты либо «перегораешь», и уже не хочешь этого, либо изначально не прикладываешь должных усилий, чтобы добиться желаемого.

Несмотря на такие ситуации, нужно всегда продолжать упорно идти вперед, анализировать свои неудачи, используя их как необходимую ступень для предстоящего роста. Одним из ярких примеров для меня является Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.). Он начал говорить только в четыре года, а писать - только в семь. Врачи и учителя называли его не только медлительным, но и отсталым. Но с течением времени он показал себя миру как успешного физика и математика, и за свои заслуги был удостоен Нобелевской премии по физике.

Всемирно известный основоположник теоретической космонавтики, разработчик теории реактивного движения, космической биологии и медицине Константин Эдуардович Циолковский (1857- 1935 гг.), русский и советский философ, с самого детства страдал тугоухостью, что стало серьезным препятствием для обучения. Рано потеряв мать, старшего брата, переживая неудачи в гимназии, откуда был отчислен, Константин после этого уже никогда и нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно. В юношеском возрасте, живя в Москве, перебивался в хлеба на воду, но упорно самостоятельно не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.