Научная статья на тему 'Смысл должен быть найден, но не может быть создан'

Смысл должен быть найден, но не может быть создан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысл должен быть найден, но не может быть создан»

РАЗДЕЛ 5

СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЕЙ ЖИЗНИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛАХ, ЧУВСТВАХ, СОВЕСТИ И АКМЕ

СМЫСЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЙДЕН, НО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАН

Смирнова Ольга, курсант 1 курса, Московский Университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя (Москва, Россия)

Научный руководитель - д.пед.н. Ульянова И.В.

Что такое смысл жизни? В самом широком значении - это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества. Это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Так, Ж.-Ж.Руссо видел смысл жизни в действии, в движении; Д. Дидро - в обогащении человечества знаниями; И. Кант - в достижении свободы, нравственного идеала И проч.

Мне близка точка зрения В. Франкла, который доказывал, что стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни - это врождённая мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности. Но может ли человек самостоятельно создавать смыслы своей жизни? В. Франкл отвечал на это отрицательно - так как это будет субъективность высшего уровня, вплоть до болезненности. В действительности смысл находится в объективном мире - человеку необходимо найти его, что возможно благодаря самореализации, активной деятельности. Вместе с тем смысл жизни каждый раз уникален - через него выражается его субъективность, индивидуальность; главное, чтобы человек в процессе своей самореализации ориентировался на три группы ценностей: творческую деятельность (ценности творчества), т.е. что дается жизни; переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания); позиция, которая занимается по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения).

.. .Когда Лев Толстой был уже писателем с мировым именем, он неожиданно ощутил, что утратил смысл жизни. Этот кризис чуть не привел его к самоубийству. Позднее он сам объяснял это тем, что был далек от созидательного труда, которым живет простой народ. И чтобы разрешить вопрос о смысле жизни, по мысли Толстого, нужно не быть в отрыве от самой жизни: участвовать в труде, добывать хлеб насущный - это и позволит ощутить удовлетворенность жизнью и ее осмысленность.

Изучая статистические данные, связанные с проблемами смысла жизни, я обратила внимание на информацию ВЦИОМ, в которой указывалось: большинство россиян видят смысл жизни в семье, детях и чистой совести. Главные цели жизни россиян (2015 г.):

- создание хорошей семьи (94%)

- воспитание детей и обеспечение их будущего (95%)

- поддержание и улучшение здоровья (95%)

- жить в согласии с совестью (90%)

- иметь хороших друзей (89%).

Это говорит о высоком нравственном потенциале российского общества. Однако принимать данные показатели как абсолютные не приходится, так как, обращаясь к несовершеннолетним, мы встречаем тревожную статистику правонарушений детей, подростков, юношества, что говорит о несформированности у них нравственных идеалов,

дезориентации в гуманистических ценностях. Каким образом оказывать подрастающему поколению помощь в смысложизненном поиске? Прежде всего - это семья, ее духовно-нравственная состоятельность, благодаря чему у ребенка появляется возможность воспринимать конкретные образцы поведения, осмыслять транслируемые ценности. Большое значение в этом процессе имеет искусство, к которому приобщаются дети, средства массовой информации. Следует подчеркнуть, что современное, постиндустриальное, общество страдает морально-нравственной неопределенностью поэтому педагогически грамотное поведение родителей дома, педагогов - в детских садах, школа - их непреложная обязанность.

Я уже сейчас готовлюсь к учебной практике, в процессе которой буду взаимодействовать и с подростками отклоняющегося поведения. Сегодня я понимаю, что многие их проблемы обусловлены именно смысложизненной неопределенностью. В образовательном процессе им не были созданы условия, благодаря которым ими изучались бы гуманистические ценности, осуществлялся выбор значимых ценностей, шло специальное обучение для формирования адекватного поведения. Понятно, что, с учетом возраста, для подрастающего поколения необходимо разрабатывать специальные методики, активно их использовать в воспитательной, учебной, досуговой деятельности.

Большое значение в данном процессе имеет метод примера, когда дети, подростки подражают не содержательному выбору взрослых, и самому явлению. Для этого взрослым необходимо озвучивать свои размышления смысложизненного характера, включать в диалог ребенка, предложить ему вариант собственных действий.

Самыми важными среди личностных форм психики человека, способными содействовать ему в смысложизненном самоопределении - это воля, решительность, саморегуляция, ответственость и самообладание. На это необходимо настраивать себя взрослому человеку и помогать в их формировании несовершеннолетним.

НЕТ НЕУВЛЕКАТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. ЕСТЬ ЛИШЬ ПАССИВНЫЕ ЛЮДИ, НЕ СПОСОБНЫЕ УВЛЕЧЬСЯ ТЕМ, ЧТО ПЕРЕ НИМИ

Якимченко Кристина, студентка 1 курса (ПСД), Университет ГПС МЧС России (Москва, Россия)

Научный руководитель - к.психол.н., доцент Е.В. Федосенко

В современном мире существует множество профессий, специальностей, что не может быть такого, чтобы человек не нашел то, что ему по душе.

Если говорить о древних временах, то там в первую очередь человек должен был чем-то заниматься, чтобы удовлетворить все возможные потребности, а самое главное выжить. Будь то это земледелие, скотоводство, то ли торговля или охота. Деятельность человека была так же связана не только с необходимостью выжить, но и собственными интересами и увлечениями. Но и в то время были люди, у которых не проявлялось желание чем-либо заниматься. Ничего не изменилось и в настоящее время. Если ссылаться на известного психиатра А.Е. Личко, которым было выведено 11 типов акцентуаций характера, то можно сказать, что человек, у которого нет интересов, имеет неустойчивый тип характера (об этом поговорим немного позже.)

Выясняя причину пассивного поведения людей, необходимо разобраться в чем вообще заключается их пассивность. Такие люди очень тяжелы на подъем, они плывут просто по течению, ограничивая себя в деятельности. Они лучше отсидятся в стороне, чем будут проявлять какую-либо активность. Таким образом они делают выбор в пользу пассивного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.