Научная статья на тему 'Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что пере ними'

Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что пере ними Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
505
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что пере ними»

дезориентации в гуманистических ценностях. Каким образом оказывать подрастающему поколению помощь в смысложизненном поиске? Прежде всего - это семья, ее духовно-нравственная состоятельность, благодаря чему у ребенка появляется возможность воспринимать конкретные образцы поведения, осмыслять транслируемые ценности. Большое значение в этом процессе имеет искусство, к которому приобщаются дети, средства массовой информации. Следует подчеркнуть, что современное, постиндустриальное, общество страдает морально-нравственной неопределенностью поэтому педагогически грамотное поведение родителей дома, педагогов - в детских садах, школа - их непреложная обязанность.

Я уже сейчас готовлюсь к учебной практике, в процессе которой буду взаимодействовать и с подростками отклоняющегося поведения. Сегодня я понимаю, что многие их проблемы обусловлены именно смысложизненной неопределенностью. В образовательном процессе им не были созданы условия, благодаря которым ими изучались бы гуманистические ценности, осуществлялся выбор значимых ценностей, шло специальное обучение для формирования адекватного поведения. Понятно, что, с учетом возраста, для подрастающего поколения необходимо разрабатывать специальные методики, активно их использовать в воспитательной, учебной, досуговой деятельности.

Большое значение в данном процессе имеет метод примера, когда дети, подростки подражают не содержательному выбору взрослых, и самому явлению. Для этого взрослым необходимо озвучивать свои размышления смысложизненного характера, включать в диалог ребенка, предложить ему вариант собственных действий.

Самыми важными среди личностных форм психики человека, способными содействовать ему в смысложизненном самоопределении - это воля, решительность, саморегуляция, ответственость и самообладание. На это необходимо настраивать себя взрослому человеку и помогать в их формировании несовершеннолетним.

НЕТ НЕУВЛЕКАТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. ЕСТЬ ЛИШЬ ПАССИВНЫЕ ЛЮДИ, НЕ СПОСОБНЫЕ УВЛЕЧЬСЯ ТЕМ, ЧТО ПЕРЕ НИМИ

Якимченко Кристина, студентка 1 курса (ПСД), Университет ГПС МЧС России (Москва, Россия)

Научный руководитель - к.психол.н., доцент Е.В. Федосенко

В современном мире существует множество профессий, специальностей, что не может быть такого, чтобы человек не нашел то, что ему по душе.

Если говорить о древних временах, то там в первую очередь человек должен был чем-то заниматься, чтобы удовлетворить все возможные потребности, а самое главное выжить. Будь то это земледелие, скотоводство, то ли торговля или охота. Деятельность человека была так же связана не только с необходимостью выжить, но и собственными интересами и увлечениями. Но и в то время были люди, у которых не проявлялось желание чем-либо заниматься. Ничего не изменилось и в настоящее время. Если ссылаться на известного психиатра А.Е. Личко, которым было выведено 11 типов акцентуаций характера, то можно сказать, что человек, у которого нет интересов, имеет неустойчивый тип характера (об этом поговорим немного позже.)

Выясняя причину пассивного поведения людей, необходимо разобраться в чем вообще заключается их пассивность. Такие люди очень тяжелы на подъем, они плывут просто по течению, ограничивая себя в деятельности. Они лучше отсидятся в стороне, чем будут проявлять какую-либо активность. Таким образом они делают выбор в пользу пассивного существования.

Начало любой активности для пассивного человека, будь то физическая, то ли эмоциональная, она вызывает у них большое сопротивление и тревогу, поскольку означает необходимость проявить себя, иными словами, оказаться замеченными. А именно они не любят находится в центре внимания других людей, и в какой-то степени боятся быть подвергнуты критике со стороны окружающих. Все это является по причине неуверенного пассивного поведения. Так же избегание какой-либо деятельности является защитной реакцией человека, которая, может быть вызвана детской психологической травмы или связана с неправильным воспитанием.

Но если рассуждать с другой точки зрения, то можно сказать, что все люди по-своему уникальны. Каждая личность отличается от другой мыслительными процессами, способностью определять и выражать свои чувства, а так же интересами и увлечениями. Кому-то нравятся больше рациональные увлечения (бухгалтерия, программирование), кому-то доставляет удовольствие творческая работа (рисование, пение), а кто-то предпочитает работать с людьми, потому что имеют хорошие коммуникативные навыки (психология, преподавание). То же самое можно сказать о профессиях, так как каждая уникальна по-своему, но она может подходить не всем и это абсолютно нормально, ведь и профессии, и мы - все разные. Другое дело, когда человека вообще не интересует никакая деятельность и тогда, мне кажется как начинающему психологу, это следует исследовать, чтобы понять настоящую причину.

В данной работе я бы хотела больше обратить внимание на подростков, так как именно они подвергнуты дальнейшему выбору своей специальности. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться те интересы, с которыми в каком-то смысле человек будет связывать всю свою жизнь. Если же в этом возрасте у подростка этого не происходит, а наоборот, проявляются признаки апатии, депрессии, что вполне возможно и ожидаемо в этот период, то уже рекомендуется прийти к дополнительной психологической помощи. По словам кандидата психологических наук Федосенко Е.В.: «Для проявления каких-либо интересов с подростками должна проводится профилактическая и развивающая работа, <...> сопровождение профессионального самоопределения подростков» (Федосенко, 1).

Коррекционно-развивающая работа может проходит в виде тренингов, обучающих встреч, а так же в виде коррекционно-развивающих занятий, и все это крайне необходимо для выяснения причины и ее устранение. Так же очень важна в данном процессе профилактика и просвещение.

Поговорим немного о неустойчивом типе характера, мне он очень интересен. Я еще мало знаю о психологии, но стараюсь многое познать. Поскольку мы должны выявить причину пассивного поведения людей, я думаю, что нам необходимо узнать где это поведение «берет свое начало». Любой тип характера начинает проявляться уже в детстве, дети с неустойчивым типом очень отличаются непослушанием, неусидчивостью, хоть и последнее, на мой взгляд, странно, ведь они могут не отличаться смелостью. Им очень сложно усидеть на месте, они легко следуют за другими детьми, подчиняются негативным авторитетам с целью «пустых развлечений», но в то же время боятся наказаний. Обычные нормы и правила им трудно даются для запоминания. За такими детьми следует лучше следить, как родителям, так и педагогам. Такие дети часто предоставлены сами себе, родители много работают, а дети большое количество времени проводят за компьютером. Далее в подростковом возрасте начинается полное формирование у ребенка его типа характера. Тут уже если не принимать дополнительные меры, то все может закончиться не лучшим образом. Поскольку в таких детях присутствует несмелость, то они не могут проявлять себя и занимать позиции лидеров и полностью ограничивают себя в различных видах деятельности. Слабоволие, по моему мнению, является самой главной чертой таких людей. Умение и понимание куда направить свои мысли и силы полностью отсутствует, а с ними и воля, которая со временем становится все слабее и слабее.

В случае, когда все вышесказанное проявляется у подростка без сомнений, то в первую очередь необходимо прибегать к помощи психологов, и пытаться без замедления решать проблему.

Подводя итоги, я хотела бы пояснить почему я выбрала эту тему для рассуждения. считаю именно ее наиболее актуальной среди своего поколения. У меня есть большое количество знакомых подростков, которых ничего не привлекает, они не хотят учиться, не хотят проявлять себя в какой-либо другой деятельности, в то время как другие подростки имеют хобби, участвуют в творческой или спортивной деятельности. И я считаю, что так быть не должно, каждый человек должен найти свое призвание, пусть даже не так рано, но это должно произойти. Поэтому мне было интересно разобраться в данной проблеме и выяснить причины и методы ее устранения.

Литература

1. Федосенко, Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста: методическое пособие / Е. В. Федосенко. - Новое изд. БГУ им. Канта, 2009. - 151 с

ЛЮБОВЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

Коростелев Руслан, курсант 1 курса, Московский Университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя,

(Москва, Россия)

Научный руководитель - д.пед.н. Ульянова И.В.

В чем суть человеческой жизни? Ответ на этот вопрос отыскивается веками - и великими мудрецами, и рядовыми людьми. С одной стороны, однозначно ответить на него всегда сложно, с другой стороны, - каждым он может быть сформулирован с учетом собственных потребностей, убеждений. Для кого-то смысл жизни заключается в богатстве и популярности, кто-то не может жить без любимого человека, работы или хобби, а кто-то не может жить нелюбимым. Но каждому человеку необходимо задумываться о своем смысле жизни, ведь это помогает нам определить жизненные цели, конкретизировать желания, выстраивать свой жизненный путь с меньшим количеством ошибок.

Смысл жизни - это не то, над чем можно мимолетно задуматься и отвлечься. На осознание этого у некоторых уходят месяцы, у кого-то годы, а у кого-то даже вся жизнь. Кто-то приходит к пониманию того, что самое важное для него - это любовь, мол, без любви жизнь вообще не имеет никакого значения. Но так ли это на самом деле? Стоит ли становиться таким максималистом? У каждого человека будет свой уникальный ответ. Но моя позиция такова: смысл жизни человека духовно развитого, ответственного, творческого - всегда в любви.

Любовь - понятие, которое имеет сотни толкований. Но обобщая их, можно сформулировать следующее: это нравственное чувство, проявляющееся а глубокой привязанности, устремлённости к другому человеку или объекту, это чувство глубокой симпатии, проявляющееся в альтруизме, уважении.

Мне близка позиция Э. Фромма, который указал на то, что чувство любви весьма многогранное. Так, им выделены такие виды любви, как братская, материнская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу. Действительно, это следует принимать, чтобы более осознанно относиться и ко всему разнообразию отношений, и к вопросу о смысле жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.