Научная статья на тему 'Геркулесовы столбы, или три модели образования'

Геркулесовы столбы, или три модели образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / «ДУХОВНОЕ Я» ЧЕЛОВЕКА / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / АНТРОПОПРАКТИКА / «INTELLECTUAL AGO» OF A PERSON / BASIC EDUCATION MODELS / PERSONAL DEVELOPMENT / SUBJECTIVE REALITY / CO-EXISTENTIAL COMMUNITY / SELF-TRANSCENDENCE / ANTHROPOLOGY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалов Александр Владимирович

Сравнительный анализ технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Представление о педагогической деятельности как об антропопрактике, практике «вочеловечивания человека». Необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геркулесовы столбы, или три модели образования»

Электронная версия

ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ, или Три модели образования

Александр Владимирович Шувалов,

руководитель психолого-логопедического отдела Центра развития творчества детей и юношества «Лефортово», кандидат психологических наук

В историческом опыте человечества сложились мировоззренческие ориентации и связанные с ними педагогические убеждения. Применительно к современному отечественному образованию можно выделить три типа центрации педагогической мысли: технократический, гуманистический и антропологический. Они существенно различаются своими исходными положениями и могут быть описаны как базовые образовательные модели. Каждая из них является источником устойчивых эталонных оснований, в соответствии с которыми образование строит свою повседневную практику. Вместе они оказывают ощутимое влияние на архитектуру всей системы образования, формируют её облик и стратегический ресурс.

• базовые образовательные модели • личностное развитие • «духовное Я» человека • субъективная реальность • со-бытийная общность

• самотрансценденция • антропопрактика

Технократическая модель

Технократическая модель — передовая версия классической «знание-во-просветительской» модели образования. Она полагается на силу человеческого разума и веру в научно-технический прогресс, оперирует принципом научной обоснованности и достоверности излагаемых знаний, рассматривает технику и технологию в качестве основных факторов всестороннего развития и регулирования жизни.

В основу модели положен компетентно-стный подход, который представляет собой попытку перехода от схоластичного преподавания разрозненных дисциплин к созданию условий для их комплексного освоения учениками. Акцент переносится с репродуктивной деятельности (по заданному шаблону) на продуктивную деятельность, которая предполагает способность деятельного применения знаний, умений и навыков в разнообразных проблемных ситуациях. В практику

обучения внедряются элементы исследовательской и проектной деятельности. Особое значение придаётся формированию межпредметных знаний и общеучебных навыков и умений (так называемых «ключевых ком-петентностей») в качестве основ развития ребёнка как субъекта деятельности.

В рамках технократической модели цель образования — помочь подрастающему человеку сориентироваться в сложных условиях окружающего мира и научиться продуктивно взаимодействовать с ними. Образовательная практика сосредоточена на формировании у учащихся «функционального Я». Ориентирами подхода можно считать профессионализацию и последующую адаптацию человека к наличным условиям жизни. Для обозначения эталона образования можно использовать латинское словосочетание «homo faber» — «мастеровитый человек», освоивший определённую профессиональную нишу и крепко вставший на ноги.

Гуманистическая модель

В гуманистической модели утверждается приоритет развития индивидуальности над обучением. Эффективность образования оценивается не количеством и качеством усвоенного материала, а рассматривается в связи с происходящими в учениках изменениями, которые описываются такими понятиями, как идентичность1, Я-концепция2, автономия3. При этом знания, умения и навыки (компетенции) воспринимаются не только как цель обучения, но и как средства развития и творческой реализации учащихся.

1 Переживание человеком определённости, подлинности и постоянства своего «Я»; вдохновляющее и придающее жизненные силы чувство тождественности самому себе: «Это и есть настоящий Я!».

2 Субъективный «образ Я», сопряжённый с самооценкой; выступает как установка по отношению к самому себе и как основа взаимодействия с другими людьми.

3 Самополагание в отношении жизненных планов и задач,

готовность и способность действовать на основе постоянного

самоопределения.

Гуманистическая педагогика проповедует отношение к каждому ребёнку как к самоценности — носителю уникальной индивидуальной сущности. В практической части она тяготеет к так называемому «свободному воспитанию» и «недирективному обучению», настраивает на эгалитарный4 тип отношений в образовательной общности и на партнёрский стиль взаимодействия старших и младших. Задача педагога в том, чтобы, не стесняя развитие детей формальными требованиями и ограничениями, постараться помочь каждому ребёнку понять и проявить себя, определиться в своих интересах и научиться согласовывать их с интересами окружающих людей, не только крепко встать на ноги, но и пойти по жизни своим путём.

Гуманистическая модель ориентирует образование на вариативность учебных программ и реализацию индивидуальных образовательных траекторий. Педагогический процесс богат импровизациями. Здесь не может быть однозначной и непререкаемой истины, она всегда субъективна и множественна. В обучении особое значение придаётся моменту самоопределения и сопутствующему опыту переживаний: от первичной осведомлённости до формирования своей точки зрения, от прояснения природы вещей до определения субъективно значимых ценностей, от непосредственного эмоционального отклика до созидания смысла собственных действий. Так в процессе учебной деятельности познание преобразуется в самопознание, постепенно вынашиваются и оформляются устремления самих учащихся. Таким образом, выражаясь словами Г. Гессе, они получают возможность наряду с внешней судьбой обрести судьбу внутреннюю, более сущностную, неслучайную.

С позиций гуманистической концепции цель образования — помочь человеку встретиться с собой (обрести себя), определиться в своих главных устремлениях и отличиться в их реализации.

4 От французского egalite — равенство.

Приоритетом образовательной практики является взращивание и культивирование у ребёнка его «индивидуального Я». Кульминацией данного подхода принято считать самоактуализацию человека. Для обозначения эталонного результата образования точнее всего подходит латинское определение «homo liber» — «свободный (самобытный) человек», идущий по жизни своим путём и преуспевающий на этом пути.

Антропологическая модель

В основу антропологической модели образования положена идея возможности и необходимости обретения человеком полноты собственной реальности, которая отнюдь не сводится к суверенитету и гегемонии «индивидуального Я». Человек здесь предстаёт в различных обликах, раскрывающих сущностные стороны и уровни субъективной реальности5: бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное), индивидуальности (единичное и уникальное) и личности (целостное и надобыденное). Человек как личность на протяжении всего жизненного пути непрестанно экзаменуется мучительной проблемой добра и зла и вытекающей из неё проблемой достойного и недостойного бытия в мире. Поэтому восхождение на уровень личностного бытия может приносить страдание. Однако оно может дать и наслаждение полнотой жизни.

Антропологическая модель ориентирует педагогическую деятельность на исконные духовные традиции, которые составляют культурно-историческую идентичность народов и сообщают людям их истинно человеческое измерение. Эвристическая ценность модели состоит в фиксации антиномии человеческой субъективности: она есть средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в его духовном возрастании. По сути, реализация антропологического подхода означает введение образовательной практики в духовный контекст.

Секулярное мировоззрение относится к теме духовного настороженно как к религиозной ар-

5 Субъективная реальность (субъективность, самость) — форма существования и способ организации человеческой реальности, суть — самостоятельность духовной жизни.

хаике, усматривая в ней чуть ли не происки мракобесия. Между тем реальность духовного настойчиво и последовательно предъявляет себя людям во всех культурах и во все времена. Сам термин «духовность» подразумевает важное для педагогики прикладное содержание: духовность есть предельное определение человеческого способа жизни, проявляющегося в родовой укоренённости, культурной преемственности и личностной (надобыденной) устремлённости человека, его сопряжённости в мотивах, делах и поступках с добром либо со злом.

Духовность в каждом человеке — живое начало, к которому можно обращаться. В рамках духовно ориентированной педагогики и психологии оно поименовано как «духовное Я». К его проявлениям относят позитивную свободу и чувство правды, творческую интуицию и восприятие прекрасного, веру и верность, надежду и терпение, любовь и милосердие. Ключевое свидетельство существования «духовного Я» — голос совести, знакомый каждому душевно здоровому человеку. В его призывах приоткрывается сокровенная тайна6 души человека, которая делает его потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершённым. В нём же заключена сила личности, устремляющая человека к доброму и верному даже перед лицом угроз и испытаний (В. Франкл называл это качество личности «упрямством духа»).

Голос совести можно развивать в себе, как и любую другую способность, и тогда он становится для человека личным внутренним наставником. Если же голос совести заглушается рассудочным самооправданием, господством страстей, дурных привычек и порочных наклонностей, человек склоняется на путь духовного вырождения и утрачивает человеческое достоинство.

6 Согласно Священному Писанию Бог создал человека по Своему образу, дал ему бессмертную душу и призвал к богоподобию.

Во время дошкольного и школьного детства пространством вынашивания и актуализации у ребёнка человеческих качеств и способностей является со-бытийная общность, условием развития служит диалогическое общение и сотрудничество в деятельности (игровой, учебной, организационной, практической), механизмом развития — внешняя рефлексия и сопереживание, а средством нравственного воспитания — личный пример и добрый совет (совесть) старших. По сути, на начальных этапах онтогенеза именно детско-взрослая со-бытийная общность является субъектом (полисубъектом) жизнедеятельности ребёнка и объектом (источником, ситуацией) развития его личности.

Образование — это естественное и наиболее оптимальное место встречи личности и общества. Соответственно, наиважнейший приоритет системы образования — педагогическое сопровождение детей к черте самоопределения в отношении проблемы достойного и недостойного бытия, добра и зла. Здесь важно своевременно осознать, что общество существует не потому, что каждый из нас сущест-

вует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас. Человек по своей духовной сути есть бытие для других. Личностное развитие неотделимо от позитивной социализации, которая предполагает воспитание у детей способности давать экологическую и нравственную оценку своим действиям и поступкам.

В русле антропологической модели цель образования — помочь ребёнку встать именно на человеческий путь развития и устоять на нём. Практика образования восходит к задачам духовно-нравственного воспитания и пробуждения «духовного Я» человека. Для обозначения эталона образования воспользуемся латинским оборотом «homo novus» — «новый (или обновлённый) человек», откликнувшийся на призыв своего «духовного Я» и преображённый в деятельном стремлении к Добру и Истине.

Базовые образовательные модели представлены в таблице.

Базовые модели образования

Общие тематические параметры Модели образования

Технократическая Гуманистическая Антропологическая

Мировоззренческая доминанта рационалистическая персоналистическая духовно-этическая

Объект педагогической деятельности ребёнок как субъект деятельности ребёнок как индивидуальность и как суверенный субъект жизнедеятельности детско-взрослая со-бытийная общность как полисубъект жизнедеятельности ребёнка и как пространство (источник) развития его субъективности

Педагогическая сверхзадача развитие ребёнка как субъекта деятельности, формирование компетентностей, отвечающих требованиям и тенденциям современного социокультурного контекста развитие ребёнка как индивидуальности, поддержка в самоидентификации и построении собственного «Л», культивирование чувства внутренней свободы, способности раскрыть своё призвание и реализоваться в жизни развитие ребёнка как личности, поддержка в сущностном познании и пробуждении «духовного Л» человека, сопровождение к черте самоопределения в отношении проблемы достойного и недостойного бытия, добра и зла

Центрация предметоцентризм (школоцентризм) детоцентризм (персоноцентризм) традиционализм (теоцентризм)

Общие тематические параметры Модели образования

Технократическая Гуманистическая Антропологическая

Направленность активная адаптация к условиям динамично изменяющегося мира самосовершенствование7 и творческая самореализация универсализация индивидуального бытия, самотрансценден-ция и синергия

Основные модельные характеристики составляющие ключевые компетентности субъекта деятельности: знания, умения, навыки атрибуты индивидуальности: идентичность, Я-концепция, автономия сущностные силы человека: субъектность, рефлексивность, совестливость

Ключевые задачи педагогической деятельности формирование «функционального Я», введение в культуру человеческого образа жизни, приобщение к ремёслам, воспитание функциональной грамотности и толерантности к неопределённости проблемных ситуаций актуализация «индивидуального Я», воспитание собственного отношения к действительности, способности размышлять, говорить, действовать, принимать решения и совершать поступки от первого лица пробуждение «духовного Я», введение в пространство экзистенциальных (смысложизнен-ных) проблем, позитивная социализация, воспитание способности давать экологическую и нравственную оценки своим действиям и поступкам

Ядро профессиональной идентичности педагога педагогическая компетентность педагогическая самобытность личностная зрелость

Условия реализации образовательной модели формальная общность: грамотная организация и методика обучения, обеспечивающие комплексное освоение ребёнком способов интеллектуальной, организационной и практической деятельности партнёрская общность: педагогический такт, доброжелательное отношение и доверие со стороны старших, поощрение познавательных, творческих, практических интересов и инициатив, обеспечивающие проявление склонностей ребёнка и реализацию индивидуальной образовательной траектории со-бытийная общность: устойчивая духовная связь как основа преемственности поколений, приобщение к святыням, воспитание в духе отеческой культуры, личный пример и добрый совет (совесть) старших, обеспечивающие врастание ребёнка в мир традиционных духовных ценностей

Норма развития самообладание («быть в себе»): воля к жизни и способность полагаться на собственные силы, реалистичность целей и разумное планирование жизни, верность избранному делу самобытность («быть самим собой»): вера в своё предназначение, выбор и прокладывание жизненного пути, дающего ощущение внутренней согласованности и подлинности индивидуального бытия, стремление к обретению смысла своей жизни и верность своему призванию самоодоление («быть выше себя»): чувство солидарности и ответственности перед людьми, сознательное, добровольное принятие моральных обязательств и следование им, служение и верность своему долгу

Общий результат развития самостоятельность и продуктивность в деятельности самобытность и жизнетворче-ство нравственное достоинство и деятельное стремление к добру (добродетель)

7 Представители гуманистического подхода используют в этой связи термин «личностный рост», под которым чаще всего понимается развитие таких качеств, как принятие себя, конгруэнтность переживаний и поведения, толерантное отношение к окружающим людям.

Общие тематические параметры Модели образования

Технократическая Гуманистическая Антропологическая

Эталон образования «homo faber» -«мастеровитый человек», освоивший профессиональную нишу и крепко вставший на ноги «homo liber» - «свободный (самобытный) человек», идущий по жизни своим путём и преуспевающий на этом пути «homo novus» - «новыш (или обновлённый) человек», откликнувшийся на призыв своего «духовного Л» и преображённый в деятельном стремлении к Добру и Истине

Дефициты недостаточность «функционального Л», педагогическая запущенность, примитивность адаптационных механизмов, ограниченность поведенческого репертуара и мыследеятель-ностны!х стратегий недостаточность «индивидуального Л» (диффузная идентичность), ограниченность мотивационно-смыс-ловой сферы (поверхностность, приземлённость), со-зависимость, выученная беспомощность вытеснение или отрицание «духовного Л», отчуждение нравственных чувств, моральная незрелость (опустошённость) или моральная распущенность (ценностная дез-ориентированность), своенравие, следование в делах и поступках принципу «ничего святого»

Деформации гипертрофия «функционального Л», развращение умом и умением, формальный, сугубо технический подход к решению сложнык проблем человеческой жизни («экстремизм простых решений») гипертрофия «индивидуального Л», развращение самомнением («комплекс полноценности»), иллюзия самодостаточности, односторонность мотивационно-смыс-ловой сферы (эгоцентризм), самонадеянность и самозамкнутость, гордыня образование «псевдодуховного Л», метафизическая интоксикация8, одержимость сверхценными идеями и фанатизм, иллюзия духовного совершенствования и самообольщение (духовная прелесть)

«Симфония» образования единство базовых образовательных моделей, основанное на принципе иерархии (соподчинения и взаимодополнения)

Симфония образования

Базовые образовательные модели разномасштабны, но определённым образом связаны и взаимодействуют между собой (см. рис.).

Так предпочтение технократической ориентации в образовании рождает в вообра жении аналогию с «оружейной лавкой». Её миссия предельно прагматична — оснастить учащихся самыми передовыми

Соотношение базовых образовательных моделей: формы и типы центрации педагогической деятельности

8 Состояние, характеризующееся стремлением разрешать отвлечённые проблемы глобального характера в отрыве от реальной жизни; может носить болезненный характер.

знаниями и средствами и выпустить в мир для завоевания своего «места под солнцем». Чтобы «оптимизировать» процесс обучения, уже на его начальных этапах вводятся процедуры селекции и деление на группы по способностям (точнее — по формальным признакам успеваемости). «На выходе» получаем страсти «воротничков»9 и вульгарное деление людей на «винеров» (социальных лидеров, выигравших схватку за жизнь) и «лузеров» (социальных аутсайдеров, неудачников)10. Технократизм подходит к человеку с мерками обыденности, отвергая метафизический план его развития. Усечённый человек знает уровень жизни, но не ведает полноты жизни. Уровень жизни — уровень материального потребления. Полнота жизни — наполненность её смыслом, но это удел неповторимо личностного бытия, которому нет места в рамках этой модели. Может быть, поэтому технократы предпочитают «простые решения»11 в отношении сложных проблем жизни людей.

Гуманистическая ориентация не умаляет ценности обучения и важности освоения компетенций, а как бы вживляет их в свой контекст, включает в новые системные отношения, поднимая при этом планку образования на принципиально иную высоту развития индивидуальности и самоактуализации человека. И всё же есть момент, который и здесь вызывает сомнение. Гуманистическая педагогика реализует установки персоноцентрического мировоззрения, для которого «индивидуальное Я» есть единст-

9 «Воротнички» белые, серые, синие — термины, применяемые для обозначения отдельных категорий лиц наёмного труда, применительно к их профессиональной принадлежности: белые воротнички — управленцы, инженерно-технический персонал, служащие; серые воротнички — работники сферы обслуживания; синие воротнички — квалифицированные рабочие.

10 Следуя этой примитивной логике в ряды «лузеров» нужно записать И.С. Баха, В. ван Гога, Ф.М.Достоевского, К.Э. Циолковского — людей, преодолевших обыденность своего исторического времени, но не сумевших преодолеть бедность и нужду, потому что их гений и вклад в культуру был признан и оценен обществом по достоинству уже после их кончины.

11 Вот лишь некоторые примеры «экстремизма простых реше-

ний», ежедневно затрагивающие интересы многих людей: в системе здравоохранения — это практика лечения болезней «по схеме» без необходимого внимания к особенностям организма, психики и личности пациента; в системе образования — введение процедуры единого государственного экзамена (ЕГЭ). Вместе их объединяет общий принцип обезличивания и пренебрежения человеком в угоду бюрократической и/или экономической целесообразности.

венная и конечная ценность. Эта линия с неизбежностью ведёт к индивидуализму ив конечном итоге к одиночеству человека, замыканию в своём самосовершенствовании ради самосовершенствова-ния12. Ограничившись этой стезёй, образование рискует уподобиться «фабрике звёзд». А «посевы» детоцентризма и толерантности, не подкреплённые духовно-нравственным воспитанием, могут дать сомнительные «всходы» эгоцентризма и самозамкнутости.

Антропологическая модель привносит идею полноты образования и эвристич-ное представление о педагогической деятельности как об антропопрактике — практике развития базовых, родовых способностей человека. При этом определение основной миссии образования — развитие ребёнка как личности не исключает, а включает в себя другие функции образования, приводя их на основе принципа иерархии (соподчинения) к состоянию согласия и взаимодополнения. Этот настрой системы образования мы и называем симфонией. В первом приближении он может быть очерчен в виде трёх уровней образовательных процессов, на которых осуществляется и результируется развитие.

На первом уровне ребёнок, интеллектуально познавая и практически осваивая разнообразные предметы, развивается как самодеятельный субъект, приспосабливающийся к сложным условиям природного и культурного пространств. Здесь отношения взрослого и ребёнка строятся по типу формальной общности, в которой параметры совместной деятельности заранее заданы, статусы (учитель и ученик) и функции (учить и учиться) предписаны. Качество образования обеспечивается грамотной организацией и методикой ведения учебного процесса.

12 Как заметил отечественный мыслитель К.Н. Леонтьев, индивидуализм, ставший доминантой развития, губит индивидуальность людей и своеобразие наций.

Но приобретаемые знания и умения (компетенции) в подлинном смысле облагораживают ребёнка лишь в той мере, в которой благоприятствуют развитию его индивидуальности: помогают ему формировать собственное видение и понимание действительности, оттачивать свой почерк и свой стиль в деятельности, учиться принимать решения и совершать поступки от первого лица, становиться и быть самим собой. Залогом решения образовательных задач второго уровня является «человеческий фактор» — личное обаяние и педагогический такт взрослых, которые обнаруживают себя в чутком и бережном отношении к проявлениям нарождающейся детской самобытности, умении заинтересовать, воодушевить ребёнка, предоставить соразмерные его возрастным возможностям степень свободы и пространство самоопределения. Задача педагога (специалиста) состоит в том, чтобы, не стесняя развитие детей формальными требованиями и ограничениями, постараться помочь каждому ребёнку понять и проявить себя, определиться в своих интересах и научиться их согласовывать с интересами окружающих людей, не только крепко встать на ноги, но и пойти по жизни своим путём. Здесь образовательная практика перестраивается на эгалитарный стиль отношений, складывается партнёрская общность взрослого и ребёнка.

Но и индивидуализация не самоцель для образования. Она, в свою очередь, должна становиться предпосылкой личностного развития и нравственного воспитания. Этот план развития определяют две вехи, в подготовке и обеспечении которых система образования играет великую роль: это встреча с самим собой и обращение к тому, Кто (Что) превосходит и восполняет тебя, пробуждает стремление не только быть собой с другими, но и быть выше себя, т.е. быть для других.

Человек как личность на протяжении всего жизненного пути непрестанно экзаменуется мучительной проблемой добра и зла и выте-

кающей из неё проблемой достойного и недостойного бытия в мире. Необходимость делать нравственный выбор побуждает искать высшие (спасительные) ориентиры, укрепляющие и направляющие человека. В контексте истории и культуры — это духовная традиция как форма приобщения к своей родовой сущности и обретения тем самым всей возможной полноты своего существования как человека; в религиозном миропонимании — это чувство присутствия живого Бога, твёрдая вера и добрые дела. Здесь человеческое бытие становится самим собой, лишь превращаясь в со-бытие, когда свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому. Во всеполноте развившихся свободы и любви в нас пробуждается личность Бога. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное. Неслучайно педагоги-новаторы придавали особое значение религиозному воспитанию детей. «Правила поведения для юношества» Я.А. Коменского начинались с наставления: «Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов — и, может быть, людей. <...> Первой мыслью как проснёшься, пусть будет мысль о Боге». К.Д. Ушинский говорил: «Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьётся с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог».

Подлинным пространством личностного развития и нравственного воспитания ребёнка является со-бытийная общность: духовное единение людей на основе общих ценностей и смыслов, преодоление каждым границ своей индивидуальности, переживание чувства солидарности, ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Педагогической нормой здесь является опыт децентрации взрослого и ребёнка в диалогическом общении, сотрудничестве и сопереживании.

Вызов современности

На наших глазах за последние годы стремительно изменился духовно-психологический климат общества. Кардинально меняется содержание внутренней жизни современного человека, балансирующего на грани «последней линии обороны». Одним из безусловных вызовов нашего времени является необходимость прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы культивирования человеческого в человеке. Эта задача прямо связана с преодолением отчуждённости, дезориентиро-ванности или опустошённости отдельной человеческой жизни.

У общества нет иного пути исторического развития: либо воспроизводство основ гражданской и нравственной солидарности людей, либо сползание к гуманитарной катастрофе, в которой не останется ни социальных лидеров, ни аутсайдеров. Великий психолог ХХ века В. Франкл так прокомментировал проблему: «Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут ещё хуже, если мы не будем делать всё, что в наших силах, чтобы улучшить их».

В настоящее время уже вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив нашей цивилизации от тех способностей и качеств человека, которые становятся и формируются в образовании. Современное педагогическое сообщество, как никогда ранее, стоит на пере-

путье: либо пребывать в позиции наблюдателя и комментатора (а по сути — «заложника») насущных проблем социальной и культурной жизни, либо искать и претворять формы осмысленного и деятельного ответа на вызовы XXI века.

При обращении к той или иной образовательной модели чрезвычайно важен «взгляд вглубь» — вплоть до ценностных оснований. Ни содержание, ни способы работы педагогов и специалистов системы образования, по сути, не являются идеологически нейтральными: за ними всегда (чаще всего имплицитно) стоят те или иные ценности и идеалы. Недооценка роли ценностного плана может приводить к «скрытым результатам» работы, которые не только не планируются, но и, возможно, вступают в противоречие с намерениями педагога. Поэтому и требуется мировоззренческое усилие, направленное на выработку системы взглядов, принципов и убеждений, определяющих персональную профессиональную позицию; на осмысление современных социокультурных тенденций и оценку их влияния на здоровье и развитие детей; на определение ценностных приоритетов и постановку профессиональной сверхзадачи. Здесь стержневым является вопрос «ради чего?» как точка отсчёта, альфа и омега профессиональной деятельности, как индикатор личностной зрелости педагога, ибо на этот вопрос отвечать словами, не становящимися делами, грешно: «Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.