Научная статья на тему 'Смысл и ценность концепта евразийства в пространстве межкультурного диалога'

Смысл и ценность концепта евразийства в пространстве межкультурного диалога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евразийство / Казахстан / Россия / ЕАЭС / интеграция / взаимопонимание / eurasian / Kazakhstan / Russia / Eurasian Economic Union / integration / mutual understanding
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысл и ценность концепта евразийства в пространстве межкультурного диалога»

Нысанбаев А.Н.1

Курманбаева Ш.А.2

СМЫСЛ И ЦЕННОСТЬ КОНЦЕПТА ЕВРАЗИЙСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ

МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

Ключевые слова: евразийство, Казахстан, Россия, ЕАЭС, интеграция, взаимопонимание.

Keywords: eurasian, Kazakhstan, Russia, Eurasian Economic Union, integration, mutual understanding.

Казахстан имеет исключительно выгодное геополитическое положение между Востоком и Западом и полиэтнический состав населения с вековыми традициями мирного сосуществования, культуры согласия, добрососедства и сотрудничества. Евразийская концепция направлена на разумное использование этого огромного потенциала межэтнического, межконфессионального и межкультурного евразийского взаимодействия. Такой путь развития может и должен сделать Казахстан обществом уникальным по новизне своих социокультурных оснований и гуманистических идеалов, ибо имеет прочное историческое обоснование.

Дело в том, что в древние и средние века траектории Великого Шелкового пути проходили в том числе по землям тюркоязычных народов, даже преимущественно по их территориям. Казахстанские степи входили в их число. Влияние тюрков на развитие пути было огромно. Но долгое время внимание было обращено только на угрозу со стороны кочевников караванам. Драматизм пути подчеркивался необходимостью нанимать охрану и оплачивать вооруженные отряды сопровождения, причем исследователи единодушно считают, что охрана набиралась как раз из воинов тюркского каганата [1]. Но сам факт угрозы со стороны кочевых тюрков был как бы тоже неоспорим. Кочевники считались разбойниками. В лучшем случае им отводилась роль таможенников, которые оставляли себе товарную долю.

Однако караваны не выходили бы в путь, если грабежи были регулярны, а пошлины неподъемны. Торговля сама по себе была важна в тюркских каганатах, и грабежи были просто бессмысленны. Источником благосостояния кочевников могла быть только постоянная меновая торговля. Поэтому кочевым племенам было выгодно поддерживать Шелковый путь в благополучном состоянии. Кочевым тюркам вообще не было нужды заниматься исключительно грабежом. Было много других дел. Кочевые общества столетиями и тысячелетиями существовали достаточно автар-кично за счет основного способа хозяйствования - кочевого скотоводства, которое только и возможно в степных ландшафтах Евразии. И именно торговля с оседлым населением соседних народов, чему, несомненно, способствовал Шелковый путь, была подспорьем кочевому скотоводству тюрков-кочевников. Но многие современные исследователи придерживаются теории зависимости кочевников от оседлых культур [2]. Концепция зависимости кочевников Евразии от оседлых культур находит крайнее выражение в теории даннических отношений кочевников и покоренного ими оседлого населения, которые якобы реализуются в не всегда упорядоченных вассально-даннических формах коллективной зависимости и эксплуатации [3, с. 129]. Но все же данничество носило, видимо, вторичный характер, поскольку подарки от покоренных народов обычно демонстративно раздаривались или даже уничтожались кочевниками на массовых праздниках [3, с. 271]. Быть определяющим фактором эволюции кочевого общества данничество не могло.

Поэтому не подчинение и завоевание оседлого населения с последующим растворением в среде горожан и земледельцев определяло циклический характер развития кочевых обществ - это было следствие, а не причина. А в первую очередь важнейшим фактором был сам кочевой способ хозяйствования, подчиняясь ритмам которого, шли кочевники евразийских степей по жизненному кругу - от рассвета до заката, от кочевья к кочевью, от одних степных пространств к другим в поисках счастья. И цикличность развития проявлялась на разных системных уровнях: в движении кочевых племен и родов по внутреннему кругу кочевания, в пространственных миграциях с освоением новых территорий (западные завоевания, покорение оседлых земледельческих и городских государств) и в многовековых циклах зарождения, подъема, расцвета и последующего распада тюркских кочевых империй. И фундаментальная цивилиза-ционная парадигма Великого Шелкового пути состояла в том, что тюркский кочевой мир органично вписался в глобальную мир-систему древнего мира и средневековья, которая реально соединяла государства и культуры. А наши современники воплотили идею интеграции в реальный Евразийский экономический союз.

Весна 1994 года. В Московском университете собирается российская научная элита: выступает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев [4]. Он говорит о вековом евразийском братстве, вечной дружбе, связывающей казахов и русских. О том, что Евразия - это не Восток и не Запад, а особая исторически сложившаяся экономическая и куль-

1 Нысанбаев Абдумалик Нысанбаевич - д.филос.н., профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, член Международного редакционного совета журнала «Вопросы философии», советник директора Института философии и политологии Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. E-mail: iphp@inbox.ru

2 Курманбаева Шырын Асылхановна - д.полит.н., профессор, ректор Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета (г. Семей), член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. E-mail: semey_urist@mail.ru

турная территория со своими традициями, менталитетом и ценностями. Нам, евразийцам, надо возродить дух евразийской цивилизации и в современных условиях использовать ее могучий потенциал интеграции.

Что это было? Боязнь потерять незыблемость национального суверенитета при понимании безусловной потребности единения? Нет, в сегодняшних условиях интеграция может состояться только благодаря сохранению суверенитета и строгого учета национальных интересов каждого государства. Укрепление суверенитета и независимости как наших главных ценностей возможно только в условиях усиления евразийской интеграции.

Евразийский проект, по существу, ознаменовал собой начало нового стратегического курса во взаимоотношениях государств Центральной Азии с Россией и другими бывшими советскими республиками. Он содержал перспективы развития отношений между азиатской и европейской частями бывшего СССР, а также принципы, механизмы и геополитические контуры этих взаимоотношений. В проекте создания Евразийского экономического сообщества казахстанская сторона предложила четкую и функциональную модель кооперативного развития, учитывающую опыт стран СНГ и предполагающую не имперский, а равноправный и добровольный тип интеграции. Добавим, что в рамках ЕврАзЭС проделан немалый объем работы, подписан ряд правовых базовых документов, которые служат основой к дальнейшему продвижению, по многим отраслям созданы соответствующие органы. Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, вступивший в новую фазу своего развития, - наглядное подтверждение правоты евразийской политики.

В веках прославился наш земляк Абу Наср аль-Фараби, чье имя по праву вошло в пантеон мировой культуры. Он стал создателем исламской онтологии как основы исламской духовности. Он оказался замечательным «архитектором» по строительству мостов взаимопонимания между различными культурами мира: античность, Восток, тюркский ареал и наша сегодняшняя виртуальная реальность постмодерна.

Современность невозможно также представить без голоса великого Абая как гуманиста, просветителя, мыслителя, воплотившего в своем творчестве самые сокровенные мотивы казахской ментальности: единство разума и сердца. Кто из сегодняшних философов мог бы сказать, как Абай, столь проникновенно и точно: «В ком господствуют чувства любви и справедливости, тот - мудрец, тот - учен».

Эти замечательные имена мы вспомнили, чтобы еще раз сказать, что история есть развертывание человеческой сущности во времени. Прошлое, настоящее и будущее невозможно выстроить линейно, они взаимосвязаны, образуя единую целостность. Необходимо еще раз подчеркнуть, что евразийство - это, прежде всего, единство многообразного. Не случайно умственный и психический склад жителей внутренней Евразии выражается одним емким словом «соборность», которое означает открытость любому человеку, любому народу, если, конечно, они не враждебны человеческой природе. Соборность смыкается с идеалом гуманизма, а в своем высшем пределе - с идеалом общечеловеческого братства и общепланетарной культуры.

И если девиз Запада - «Познай и переделай внешний мир», а девиз Востока - «Познай и переделай самого себя», то девизом евразийства может служить призыв «Твори добро». Или, говоря словами великого Абая, «Будь человеком!»

Таким образом, идея евразийства в своей сущности есть особый тип мироотношения, пронизанный нравственным началом и способный благодаря своему практически-гуманистическому потенциалу стать также и интегральным, то есть преодолеть крайности Запада и Востока и синтезировать их лучшие черты. Евразийство - это прообраз совершенно нового способа отношения человека к миру, новой формы жизни, единственно достойно отвечающей вызовам третьего тысячелетия.

Философия евразийского диалога и взаимопонимания есть основа духовного согласия современного полиэтнического общества. В этом отношении основы философии взаимопонимания, разработанные нами в Институте философии и политологии КН МОН РК, - это поистине философия будущего, нацеленная на решение фундаментальных проблем и задач, которые взывают к нам из прошлого во имя нашего достойного существования в XXI веке. Именно евразийство выступает системой новых отношений и ценностей, формируемых на постсоветском пространстве.

Активные евразийские инициативы, нашедшие отражение в идее создания Евразийского экономического союза, нацелены на всеобъемлющую интеграцию в третьем тысячелетии, напоминая, что промедление с интеграцией способно нанести необратимый вред. Очевидное беспокойство в условиях ужесточающегося противостояния культур, стремление к евразийской интеграции на всех уровнях, последовательное возрождение духовной связи поколений роднит инициативы Нурсултана Назарбаева с усилиями Чокана Валиханова по интеграции культур России и народов Центральной Азии.

Лев Гумилев незадолго до смерти, отвечая на вопрос «Как?», то есть на вопрос о путях подъема и развития России, сказал следующее: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство» [5]. На путях евразийской интеграции открываются большие возможности независимому Казахстану как евразийской державы. Поэтому мы должны уделить большое внимание развитию теории и практики евразийства.

Чтобы найти свое место в мировой системе отношений и эффективно и свободно конкурировать на мировом рынке, постсоветские государства должны делать шаги навстречу друг другу, согласовывать свои национальные интересы и основные параметры динамики социально-экономических процессов, развивать экономическую и гуманитарную интеграцию. Именно на пути региональной интеграции можно адекватно ответить на вызовы и угрозы глобализации. От национальных государств - к региональным интеграционным объединениям, и от них - к глобальному толерантному миру, такова перспективная формула концепта евразийства.

Если евразийская интеграция станет полноценной реальностью, к чему стремятся страны-участницы ЕАЭС, то в мире, наряду с американской, европейской и азиатской, возникнет «четвертая зона» - важный субъект мировой геополитики. Если эта интеграция не произойдет в полной мере, то евразийское пространство все равно будет интегриро-

вано, но уже по частям: что-то отойдет в Европу, что-то в Азию, что-то останется бессильным, изолированным, зависимым осколком.

Межгосударственная интеграция - закон XXI века, и она неизбежна. И выбор лишь в том, будет ли интеграция евразийской, то есть сводящей воедино потенциалы стран СНГ, и в частности, России и Казахстана, либо неевразийской. Либо участницы ЕАЭС и другие страны СНГ будут в центре интеграции, строя свою собственную свободную и защищенную «четвертую зону», либо окажутся на периферии интеграции западных стран как ее объекты, а не субъекты. Это общая угроза для всех новых независимых государств. Между тем, наличие четвертой - евразийской - зоны изменит геополитический статус остальных трех зон. Если Евразия станет единой и Евразийский экономический союз превратится в полноценную реальность, Европа и Азия будут более свободными и независимыми от американского доминирования, возникнет подлинная многополярность. Если же Евразия будет мировой периферией, расколотым пространством, мир будет однополярным и ассиметричным. От того, реализуется ли евразийский проект, напрямую зависит не только судьба наших народов, но и образ будущего глобализирующегося мира. Евразийская интеграция -это ключ к интеграционным процессам в мировом масштабе.

Дисбаланс между человеком и природой, техникой и нравственностью, исламом и христианством, национальным и общечеловеческим, атлантизмом и континентализмом чреват глобальными разрушительными последствиями, даже распадом всей планеты. Практическое воплощение идеи евразийства как типа мироотношения могло бы стать одним из главных путей преодоления этого дисбаланса, способом гармонизации различных сторон современного человеческого общежития. В этом смысле продуктивна новая евразийская философия взаимопонимания, необходимая для обеспечения духовно-нравственной и культурной безопасности государств и народов евразийского пространства. Духовное согласие, без преувеличения, можно рассматривать как основание всех иных форм согласия, поскольку оно есть внутреннее, мировоззренчески-мироотношенческое ядро межчеловеческих связей.

Что же касается евразийской интегральной философии взаимопонимания, основанной на культуре согласия и сосуществования этносов, добрососедских межгосударственных отношениях, то она - вполне естественное проявление глубинной сути идеи евразийства. И если говорить конкретно об идее Евразийского экономического союза наших государств, то она основана на убеждении во внутренней, этнокультурной и психоментальной близости народов, фактическом родстве славян и туранцев.

Возможно, на роль новой философии истории будет претендовать в нашем регионе идея евразийства как перспективная геополитическая и социо-культурная концепция, охватывающая глубокие многоуровневые интеграционные процессы. Ведь синтез национальных и общечеловеческих ценностей - важнейшее эффективное средство формирования пространства межэтнического диалога и межкультурной коммуникации. В этом заключается могучий интеграционный потенциал идеи евразийства, логическим выражением которого стал Евразийский экономический союз.

Список литературы

1. Сулейменов О. Шелковый путь и тюрки. -И11р://%'%'%г.сеп1га81а.ги/пе%г8А.рЬр?81=1382023740

2. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. 3-е изд. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 604 с.

3. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - 416 с.

4. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. - Астана: Деловой Мир Астана, 2012. -С. 142-143.

5. «Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава» // Дайджест «Социум». 1992. - № 5. -http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article28.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.