ЧЕЛОВЕК НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Аязбекова С.Ш.1
«БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ» В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Ключевые слова: «Большая Евразия»; цивилизации: мировые и локальные, номадическая и оседлая, тенгриан-ская, скифо-сакская, тюркская, монгольская, евразийская.
Проект «Большая Евразия» в его стремлении к созданию новой геоэкономической, геополитической и геокультурной общности ставит перед исследователями задачи по осмыслению истории цивилизационных процессов всего евразийского континента. Такой подход не является новым, в той или иной мере он нашел отражение во многих трудах классиков цивилистики и в современных исследованиях.
Однако сегодня становится очевидным, что цивилизационный понятийный аппарат нуждается в своем переосмыслении в контексте мировых и локальных цивилизаций. Представляется, что такой подход, объединяющий всю динамику развития континента Евразия, позволяет увидеть «Большую Евразию» как исторически обусловленный геостратегический проект, направленный на перспективу геополитической динамики и межцивилизационного взаимодействия. А это значит, что приобретает особую актуальность осмысление всего комплекса мировых и локальных цивилизаций на территории всего Евразийского континента.
I. Номадическая и оседлая мировые цивилизации
Российские исследователи Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец сформулировали концепцию «мировых цивилизаций», обозначающих высшую ступень общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура. В рамках этой концепции было выделено 6 мировых цивилизаций: неолитическая (VIII - IV тыс. до н.э.), раннеклассовая (конец IV - начало I тыс. до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средневековая (VI - XIV вв.), раннеиндустриальная (ХV - середина ХУШ вв.), индустриальная (середина Х\Ш - ХХ в.) и постиндустриальная (с ХХ! - начало XXIII в. - прогноз)2.
Однако изучение мировых универсалий обусловливает необходимость привлечения диасинхронного подхода к изучению мировых цивилизаций. Связано это с тем, что возникновение таких универсалий определяется, с одной стороны, исторической стадиальной сменой выше обозначенных мировых цивилизаций, а с другой, - одновременным сосуществованием и взаимодействием глобальных синхронных цивилизаций. К ним мы относим:
• номадическую и оседлую цивилизацию;
• цивилизации Востока и Запада;
• мировые цивилизации, созданные на конфессиональной основе (тенгрианскую, буддийскую, христианскую и исламскую).
Данные цивилизации объединим под общим названием «синхронные мировые цивилизации», тогда как под ди-ахронными стадиальными цивилизациями будем понимать неолитическую, раннеклассовую, античную, средневековую, раннеиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Стадиальные мировые цивилизации, также как и цивилизации Востока и Запада, мировые цивилизации, созданные на конфессиональной основе (буддийская, христианская, исламская), а также локальные цивилизации земледельческих народов достаточно широко освещены в литературе. Исходя из этого, сконцентрируем свое внимание на номадической и оседлой мировых цивилизациях, а также одной из самых ранних конфессиональных цивилизаций, не получившей на сегодняшний день достаточного осмысления - речь идет о тенгрианской мировой цивилизации и, созданных на ее основе, локальных цивилизациях номадических народов.
На внутрицивилизационную целостность номадического и оседлого мира обратил внимание итальянский медиевист Франко Кардини. Изучая роль кочевых народов Евразии в становлении европейского рыцарства, он заметил: «Оседлая цивилизация - это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников - стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность на-
1 Аязбекова Сабина Шариповна - д.филос.н., профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Казахстанский филиал. Профессиональные интересы: цивилизации Евразии, евразийская культура, тюркология, монголоведение. E-mail: [email protected]
2 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 томах. / Б.Н. Кузык, Ю.В Яковец; вступ. ст. А. Д. Некипелов. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. Т. I. Теория и история цивилизаций. - С. 92-93.
есться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью»1.
С палеолитического периода закладывались особенности номадической и оседлой мировых цивилизаций, причем одновременно с формированием их идентичности, на протяжении всего периода их существования прослеживается, с одной стороны, хозяйственная связь и глубокое духовное взаимодействие скотоводов и земледельцев, а, с другой стороны, - их непрекращающийся конфликт. Это достаточно полно зафиксировано в древнешумерском эпосе «О Гильгамеше» (образы Гильгамеша и Энкиду), в мифологии Древнего Египта - предании об Осирисе и Изиде, в библейской истории - о Каине и Авеле.
Деление цивилизаций на номадическую и оседлую, в первую очередь, обусловлено средой обитания. Для оседлых народов она более благоприятна и многообразна, предоставляющая возможности для земледелия, поскольку ландшафт имеет неиссякаемые ресурсы жизнеобеспечения, тогда как для кочевников - это степь и пустыня. В результате такого деления географического ландшафта возникло два основных способа жизнедеятельности, что и привело в период неолитической мировой цивилизации, диахронной по своему типу, к закреплению сущностных характеристик двух видов синхронных цивилизаций - номадической и оседлой. Масштаб их распространения, взаимодействие друг с другом, воздействие на становление и развитие особенностей локальных цивилизаций, а также значительный исторический период существования позволяют сделать вывод о том, что эти цивилизации имеют статус мировых цивилизаций.
Данные две цивилизации, будучи диаметрально противоположными по своим характеристикам, породили особый набор культурных универсалий, достаточно устойчивый на протяжении весьма длительного исторического периода, а также разнообразные механизмы и способы их взаимодействия. При этом, если в раннеклассовой, античной и средневековой мировых цивилизациях доминировало воздействие номадической цивилизации, то начиная с раннеин-дустриальной цивилизации, наоборот, практически повсеместно была распространена оседлая цивилизация. Взаимодействие этих двух мировых цивилизаций происходило таким образом, что сужение границ одной цивилизации приводило к расширению другой. Таким был, к примеру, постепенный переход от номадической цивилизации к оседлой в эпоху бронзы в Китае, в Казахстане это произошло к ХХ в.
Следует заметить, что именно на евразийском континенте номадизм и оседлость приобрели цивилизационные характеристики, а сосуществование и взаимодействие этих цивилизаций способствовало тому, что Евразия, несмотря на свою изолированность от Америки и Австралии, в последние 10 тыс. лет имела высокую степень внутриинтеграци-онных процессов, что и привело к высочайшей степени кооперации в Евразии, масштабным революциям в аграрных технологиях, зарождению больших империй и формированию Великих традиций - мировых религий. Не случайно поэтому, период с 1200 г. до н.э. по 1000 г. н.э. современные исследователи глобальной истории мировой системы Дж. Модельски и В.Томпсон определяют как Евразийскую или Классическую эру2.
Номадическая цивилизация
Номадизм или мир кочевья стал предметом пристального научного изучения относительно недавно. До середины ХХ века вопрос о его принадлежности даже к локальной цивилизации относился к числу дискуссионных. Во многом это связано с тем, что теория цивилизации сформировалась в рамках оседлой европейской культуры, а потому кочевье никак не вписывалось в рамки цивилизационного подхода - европоцентрического по своей сути. Именно поэтому понятие «номадическая цивилизация» отсутствует в описаниях цивилизаций А.Фергюсона, маркиза де Мирабо, И. Мораса, Л. Снетлаге, Э. Бенвениста, З. Фрейда, М. Хайдеггера, М. Мосса, Ф. Броделя, и далее во второй половине Х1Х - начала ХХ1 веков в концепциях локальных цивилизаций и культурно-исторических типов Ж. Гобино, Г. Рюкке-та, К.В. Леоньева, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, С.С. Аверинцева, В.П. Алексеева, В.Г. Ардзинба, Б.С. Ерасова, Б.Н. Кузыка, Ю.Б. Яковца, Э.Д. Фролова, Ю.В. Павленко, Д. Уилкинсона и др. В исследованиях этих ученых цивили-зационный состав Евразии ограничивается исключительно ареалом проживания земледельческих народов.
Отсутствие в типологических и классификационных исследованиях номадической мировой цивилизации, а также и номадических локальных цивилизаций во многом связано с пониманием цивилизации как феномена оседлого мира. Не случайна мысль С.Хантингтона: «Цивилизация начинается там, где совершается переход к сельскому хозяйству, ведут оседлый образ жизни, устанавливают определенную форму управления и осваивают письменность»3.
Впервые мир кочевья включен в перечень локальных цивилизаций в работах А.Тойбни и представлен как «застывшая, неразвивающаяся цивилизация»4. В дальнейшем, в ряде исследований, посвященных проблеме номадизма, анализируются его цивилизационные особенности или роль в межцивилизационном взаимодействии5. По признаку принадлежности к миру кочевья исследованы отдельные локальные цивилизации, к примеру, такие как:
1 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М., 1987. - С. 38.
2 Бакиров В.С., Фисун А.А. Евразия в геоисторической перспективе: вклад мир-системного анализа // Евразийская идея в новом мире: Международное научное исследование. - Астана, 2011. - С. 34.
3 Хантингтон Э. Движущие силы цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. -М., 1998.
4 Тойбни А.Дж. Исследование истории / Арнольд Тойбни; пер. с англ. К.Я. Кожурина. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. -С. 237-245.
5 Мак-Нил У. Восхождение Запада: История человеческого сообщества. - Киев; Москва: Ника-центр; Старклайт, 2004; Кра-дин Н.Н. Кочевники Евразии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - 416 с.; Павленко Ю.В. История мировой цивилизации. Философский анализ. - К.: Феникс, 2002 - 760 с. и др.
• скифо-сакская1;
• казахов2;
3
• монголов ,
• Золотой Орды4,
• кочевников евразийских степей5,
• Центральной Азии6,
• Сахары7.
Во всех этих исследованиях, несмотря на различные названия (степная, кочевая, номадическая, конно-кочевая, скифо-сакская, казахская, монгольская и т.д.), речь идет все же не о мировой цивилизации, а об отдельных локальных цивилизациях кочевых народов.
Что касается номадической цивилизации как мировой цивилизации, то ареал ее распространения охватывает не только евразийские, но и афразийские степи и пустыни. Время ее широкого распространения - от эпохи неолита и до наших дней.
К основным признакам этой цивилизации относятся:
1. общность степной и пустынной территории;
2. космизм как фундаментальная основа жизнедеятельности, градостроения, религиозных представлений, мировоззрения;
3. кочевой способ хозяйствования и экономики, государственного строительства и управления;
4. высокая степень мобильности и интеграционности;
5. общность мировоззренческого характера (представление об «открытом» пространстве как жизни и «закрытом» как смерти, циклическое бесконечное время, культовое отношение к космическим объектам, земле, природе);
6. при наличии разных видов письменности (пиктографии, клинописи, иероглифов, руники, буквенного письма) -доминирование устного способа передачи внутрицивилизационной и межпоколенной информации и культурного наследия;
7. интегрирующая роль профессиональных носителей устной культурной традиции, обеспечивающих внутри- и межродовую, этническую и цивилизационную коммуникацию, культурную целостность и социокультурную стратиф-кацию;
8. развитая система родовой идентификации и родовой градации;
9. доминирование духовного начала при материальном минимализме;
10. превалирование художественных форм над логико-рационалистическими способами познания мира.
История номадической мировой цивилизации со всей очевидностью обнаруживает ее связь с космическими излучениями, изменениями климата, а также с оседлой цивилизацией. Именно этими факторами зачастую и определялась высокая степень миграции и военных продвижений. Большую роль в исторической эволюции приобрел и переход (в особой мере - в ХХ в.) значительной части населения кочевников на оседлый способ жизнедеятельности и их вхождение в стадильные мировые цивилизации - в индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Все это приводило к значительным изменениям ареала распространения номадической цивилизации в исторической эволюции.
Значение номадизма в процессах формирования и развития многих древних локальных цивилизаций крайне велико. Задав первоначальную сетку координат «осевому времени»8, именно номадическая мировая цивилизация в своих локальных воплощениях определила становление и основные особенности многих оседлых локальных цивилиза-
1 Сако-скифская цивилизация // Цивилизациум. Энциклопедия. - https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/ sako-skifskaa-civilizacia; Скифская цивилизация. Историческое значение скифской цивилизации // Heritage of the Scythian - Sarma-tians - Alans - Ossetians. - historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.com/p/blog-page_21.html и др.
Омаров Е.С. «Краткая история казахской цивилизации». - Алматы: Арда, 2005; он же. Периодизация казахской цивилизации // Казахская цивилизация. - Алматы: Университет Кайнар, 2015; Казахская цивилизация в контексте мирового исторического процесса (мат. межд. науч. конф. 7-8 июля 2003 г.). - Алматы, 2003; Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Изд. 2-е, дополненное / Сост. Л.Е. Масанов, И.В. Ерофеева. - Алматы: Print-S, 2011. - 710 с. и др.
3 Пэрлээ Х. Некоторые вопросы истории кочевой цивилизации древних монголов. Автореф. дис. ...д-ра ист. наук. - Улан-Батор, 1978; Железняков Б.Ф. Монголия в классических и современных схемах мировой цивилизации // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Материалы международной конференции. Т. 4. - Улан-Удэ, 2000. - С. 100-123 и др.
4 Кульпин Э. Цивилизация Золотой Орды // Монгольская империя и кочевой мир. - Улан-Удэ, 2004. - С. 167-186 и др.
5 Баталов С.Г. Кочевая цивилизация Евразии в пространстве и времени // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. Вып. № 17 (72). 2006. - С. 14-20; Степная цивилизация Восточной Евразии. - Т. 1. Древние эпохи. Научное издание. - Астана, 2003. - 264 с.; Мартынов А.И. Модель цивилизационного развития в степной Евразии // Социально-демографические процессы на территории Сибири (древность и средневековье). - Кемерово, 2003. - С. 7-15; Он же. О степной скотоводческой цивилизации I тыс. до н.э. // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата, 1989. - С. 284-292; Оразбаева А.И. Цивилизация кочевников евразийских степей. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 310 с. и др.
6 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: АСТ, 2000. - 839 с.; Он же. Древние тюрки. - М.: Товарищество «Клышников - Комаров и К», 1993. - 501 с.; Он же. Поиски вымышленного царства. - М.: АСТ, 2002. - 457 с.; Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. 1. Археология. Этнология. - Мат. межд. науч. конф. - Алун-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000 и др.
7 Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли. 2-е изд. Пер. с франц. Г.А. Матвеевой. Предисл. Д.А. Ольдерогге, примеч. Л.Е. Куббеля. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. -20 с. и др.
8 Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - С. 33.
ций. Такое воздействие проявилось уже в эпоху неолита, когда возник ряд локальных цивилизаций - древнеегипетской и древнегреческой, цивилизаций Междуречья, Шан-Инь, Хараппской и др.
Оседлая мировая цивилизация
Мир оседлости в современных исследованиях рассматривается либо в контексте отдельных локальных цивилизаций, либо как их совокупность. Так, в описаниях цивилизаций многих исследователей XVШ-ХХI вв. представлен широкий спектр локальных цивилизаций, который, как правило, ограничивается ареалом проживания земледельческих народов. В своей совокупности в большинстве своем они отражены в исследовании Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее»1:
Развёртывание цивилизации во времени
Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации
Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н.э. -1-е тыс. н.э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н.э.) Раннеклассовая (конец 4-го -начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н.э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н.э. -V в. н.э.) 2-е поколение (VIII в. до н. э. - V в. н.э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская
Второй исторический суперцикл (VI-XX вв.) Средневековая (VI-XIV вв.) 3-е поколение (У^ГУ вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская
Раннеиндустриальная (XV - середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVШ-XX в.) 4-е поколение (XV-XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская
Третий исторический суперцикл XXI-XXШ вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI - начало XXIII в. -прогноз) 5-е поколение (XXI - начало XXIII в. - прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, арабо-мусульманская, буддийская, африканская
Оседлая мировая цивилизация, включающая значительное количество локальных цивилизаций, проявляет свою целостность и системность, что может свидетельствовать о мировом статусе этой цивилизации. Эта цивилизация распространена в природной зоне от субарктической до субтропической. Наличие лесов, горных хребтов, рек, - все это стало источником земледелия, охоты, рыболовства и собирательства.
Оседлый мир - со своими городами, развитой наукой, широким распространением мировых религий (буддизма, христианства и ислама) сформировал свой состав культурных универсалий, важнейшими среди которых являются теоцентрический, экоцентрический, социоцентрический и антропоцентрический типы картины мира, а также представление о структурированности и системности «замкнутого» пространства и бессистемности «открытого пространства», линейное конечное время. Значимым становится и преобладание материального начала над духовным, логико-рационалистического способа познания мира над художественным.
Возможности оседлой цивилизации, городской быт, стационарные условия способствовали развитию живописи, архитектуры, скульптуры, жанров театрального искусства, кино, фотографии. Городская культура способствовала и широкому распространению письменного способа передачи информации, формированию устойчивых и замкнутых в пространстве социокультурных институтов (промышленных объектов, организаций, школ, академий, институтов, театров, музеев, консерваторий, выставок, медицинских учреждений, и пр.).
Узкая профессионализация в сфере культуры соответствует жесткому разграничению системы творец-исполнитель-слушатель (зритель). Что касается социальной стратификации, то в оседлой культуре, именно ее творцы и носители своим творчеством поддерживают социальную и этническую стратификацию, в отличие от номадической цивилизации, в которой деятельность творцов направлена на поддержание межстратификационных и межэтнических связей.
Важной особенностью оседлой цивилизации становится большое многообразие этнических, стилистических и художественных особенностей. Соответственно, художественный язык, драматургия и композиция жанров искусства оседлой цивилизации имеют свое локальное воплощение в многообразных культурах Востока и Запада.
II. Тенгрианская мировая цивилизация и ее «сыновья»
Тенгрианская цивилизация - это цивилизация, созданная на конфессиональной основе. Наряду с буддийской, христианской и мусульманской цивилизациями, тенгрианская цивилизация имеет мировой статус, поскольку тенгри-анство как монотеистическая религия получило широкое географическое распространение и оказало существенное воздействие на становление буддизма, христианства и ислама. Об этом свидетельствуют многочисленные исследова-
1 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 томах. / Б.Н. Кузык, Ю.В Яковец; вступ. ст. А. Д. Некипелов. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. Т. I. Теория и история цивилизаций. - С. 92-93.
ния в области истории, генетики, археологии, мифологии, фольклористики, культурологии, филологии и лингвистики. Много информации по данному вопросу представлено в петроглифах, в особой мере, созданных от эпохи палеолита и до средневековья1.
Становление тенгрианской цивилизации можно отнести к периоду мезолита (XII-V тыс. до н.э.), когда две мировые цивилизации - номадическая и оседлая уже приобретают свои отличительные особенности. К V-IV тыс. до н.э. представление о Тенгри - Боге Неба, было распространено уже у многих народов Евразии. Представления об этом главном божестве сохраняются на протяжении достаточно долгого времени (а у некоторых народов - и по сей день): у древних тюрков (Тещр), шумер (Дингир), половцев, венгров (Тенгри, Тенгери), бурят (Тэнгэри), монгол (Тэнгэр), чувашей (Тура), тувинцев (Дээр), кумыков (Тэнгири), булгар (Тангра), якутов (Тангара), узбеков (Тангри), турков, азер-баджанцев и уйгур (Танри), казахов (Танир), киргизов (Тенир), башкир и татар (Тенре), туркмен (Танру). Бог Неба (опора неба) присутствует также в древнекитайской конфуцианской и японской синтоистской культурах (Тянь, Тянь-ди, Тянь-тай, Тэндай).
Тенгрианская мировая цивилизация - это цивилизация кочевых народов, которые всегда, на протяжении всей своей истории, находились в тесном взаимодействии с оседлыми народами. Так, синтез кочевого и оседлого типов хозяйствования наблюдается уже в атбасарском обществе (VII-III тыс. до н.э.), для которого характерны поселения до 2-3 тыс. кв. м., рыболовство, охота, собирательство, мастерские, добыча кремня и других пород, производство инструментов, керамики, технологии каменной и костяной индустрии, меновая торговля, приручение домашних живот-ных2. Аналогичная картина была обнаружена и в Чатал-Гуюке3, Ботае4, андроновской археологической культуре5.
На основе тенгрианской мировой цивилизации возник целый ряд локальных цивилизаций Евразии - скифо-сакская, тюркская, монгольская и др. Все эти цивилизации связаны с тенгрианской цивилизацией по «отеческо-сыновнему» принципу (термин А.Тойбни), поэтому значение тенгрианской цивилизации приобретает характер ведущего генотипа для всех последующих, созданных на ее основе локальных номадических цивилизаций Евразии.
1 См. об этом подробно: Аязбекова С.Ш. «Музыка=жизнь» и «Тишина=смерть» в тенгрианской философии бессмертия // Cultural and historical development of the society as the dynamic expression of the self-learning human existence. - London: JASHE, 2016. -P. 45-48. - http://gisap.eu/ru/node/97692; https://istina.msu.ru/publications/article/100924877/; она же: Сакральная история и география: тенгрианская цивилизация в зеркале археологии // Альманах «Мэдениет. Культура.Culture». 2017. - № 1. - С. 14-35. - https://istina. msu.ru/publications/article/90113917/; она же: Степная философия, запечатленная в камне (к проблеме начала тенгрианской цивилизации) // Актуальные проблемы мировой философии, развитие человека, его сознания, нравственности: Мат-лы III Междунар. на-уч.-теорет. конф., (16-17 февраля 2018 г., Астана, Казахстан) в 2-х тт. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2018. - Т. 1. -С. 85-89. - https://istina.msu.ru/publications/article/102227502/; она же: Образы кочевья в петроглифах тенгрианской цивилизации // Историко-культурные связи и интеграция Казахстана со странами Востока. Доклады научных чтений, посвященных 90-летию казахстанских востоковедов Вениамина Петровича Юдина и Юлии Григорьевны Барановой. 22 февраля 2018 г. - Астана: Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, 2018. - https://istina.msu.ru/conferences/presentations/102228530/; она же: Музыка и культурный код казахов // Музыкальная культура и национальное сознание: глобализация, модернизация, коммуникация: Материалы Международной научно-практической конференции Казахского национального университета искусств в рамках Международного научного форума «ASTANA ART-SCIENCE FORUM "Культура, искусство и образование в контексте духовного возрождения"», посвященного 20-летию столицы Республики Казахстан Астаны и 20-летию Казахского национального университета искусств. -Астана: Каз¥9У, 2018. - С. 74-88. - https://istina.msu.ru/publications/article/110369102/; она же: Петроглифы Казахстана как репрезентанты национального культурного кода // «^азак;стан мен iргелес елдердщ тарихи-мэдени мурасын зерттеудеп заманауи эдютер мен тургылар» атты «Х Оразбаев о;улары» хальщаральщ гылыми-эдгстемелж конференция материалдары / жауапты ред. ЕД. Омаров. - Алматы: ^аза; университета, 2018. - б. 150-156. - https://istina.msu.ru/publications/article/119031958/; она же: Культура в евразийском пространстве: теория, история и современность // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Научный журнал. 2018. - № 1 (2) - С. 16-21. DOI: 10.32340/2541-772Х-2018-1-16-21. -https://istina.msu.ru/conferences/presentations/118605142/; https://docs.wixstatic.com/ugd/8a9229_70462a0f8ab84803a1e8631df16fb7d8.pdf; она же: Тюрко-монгольская музыкальная общность в контексте номадической и тенгрианской цивилизаций // Монголика - ХХ: сб. ст. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2018. -С. 42-52; она же: Мифологический образ Мирового Древа, его эквиваленты и взаимодействие с другими образами в тенгрианской, скифо-сакской и тюркской цивилизациях (на примере петроглифов Казахстана) // Миф: история, политика, культура. Материалы II Международной научной конференции. - Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2018; она же: Тенгрианская и буддийская космология монголов: опыт сопоставительного анализа // Первые Ковалевские чтения: тезисы материалов международной научной конференции, посвященной 185-летию создания кафедры монгольской словесности в Казани (2426 сентября 2018 г.). - Казань: Изд. АН РТ, 2018. - С. 15-16; она же: Древние поселения и города как ранние очаги зарождения Небесной тенгрианской цивилизации // Материалы III Форума гуманитарных наук «Улы дала». - Астана: Международная тюркская академия, 2018.
Зайберт В.Ф. Атбасарская культура. - Екатеринбург, 1992; Предки наших предков. Чатал-Гуюк. Загадка индоевропейской прародины // Россия К. - https://tvkultura.ru/ video/show/brand_id/61663/episode_id/1479970/video_ id/1606372/
3 Предки наших предков. Чатал-Гуюк. Загадка индоевропейской прародины // Россия К. - https://tvkultura.ru/ video/show/ brand_id/61663/episode_id/1479970/video_ id/1606372/
4 Зайберт В.Ф. Ботайская культура. - Алматы: КазАкпарат, 2009. - 576 с.
5 Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. - Алма-Ата: Жалын, 1979. - С. 46-51.
Особенность тенгрианской цивилизации и ее «сыновей»1 состоит в том, что качественное наполнение набора их цивилизационных элементов во многом определяется совершенно иным, нежели в других локальных земледельческих цивилизациях, содержанием, обусловленным доминированием номадической составляющей. Именно номадизм определил формирование своего собственного пути постижения мира и законов взаимодействия с ним, наиболее полно выразившегося в тенгрианстве с его космоцентрической картиной мира. Номадизм определил и такие качества и особенности, как чрезвычайно высокий интеграционный потенциал, доминирование духовного над материальным, устного способа передачи информации над письменным, способность к восприятию инноваций и достижений других народов, внутренняя свобода и независимость, а также совершенно особый тип государственности и экономики, основанной на скотоводческом способе хозяйствования.
Осваивая различные территории, расширяя пространство своего мира, тенгрианская цивилизация вкупе со своими «сыновьями» способствовала распространению различных инноваций в пространстве Евразии, внося свой вклад в историю и культуру её народов.
Территорию тенгрианской цивилизации, как остов, пронизывал Великий шелковый путь, который стал один из самых эффективных механизмов взаимодействия народов, цивилизаций и культур. Продвижение товаров, знаний, языков, религий, миграция населения, межнациональные браки, - это далеко не полный перечень межцивилизацион-ных контактов. Великий шелковый путь, простирающийся от Дальнего Востока до стран Средиземноморья, контроль над значительной частью которого смог удержать и Тюркский каганат, позволил включиться не только в торговую, но и политическую систему таких государств, как Китай, Византия и Иран.
Важно заметить, что тенгрианская цивилизация, а также ее «сыновние цивилизации» в силу доминирования номадического компонента становилась для многих народов не только связующим звеном, но и тем вызовом, который способствовал осознанию и формированию их самобытных качеств. Осваивая различные территории, расширяя пространство своего мира, эти цивилизации способствовали распространению различных инноваций в пространстве Евразии, внося свой вклад в историю и культуру её народов.
В тенгрианской цивилизации была сформирована и своя особая система экономических отношений, объединяющая кочевое скотоводство и экономические ресурсы оседлого земледельческого и городского хозяйства. Именно это разделение, существующее в рамках одной цивилизации, и стало основой развитой системы экономических отношений, в основе которой - принцип общественного разделения труда2.
Взаимодействие мира кочевья и мира оседлости в рамках единой цивилизации выработало и особый тип социальной стратификации, в которой важнейшую роль играет группа обожествленных героев, устанавливающий и аккумулирующий эти контакты.
К родовым характеристикам тенгрианской цивилизации и ее «сыновей» относится и культ предков, который создавал устойчивые межпоколенные связи и целостность общества в длительной исторической перспективе. Показателен в этом смысле ответ скифского царя Иданфирса персидскому Дарию: «Если же тебе нужно, во что бы то ни стало спешно вступить в битву, то у нас есть отчие могилы. Попробуйте найти их и попытайтесь разрушить, и тогда вы узнаете, будем ли мы сражаться из-за могил или не будем»3.
История тенгрианской цивилизации свидетельствует также и о ее высочайшей способности к созданию самых разных интеграционных образований, затрагивающих не только государственные образования, но и этногенетические, политические, правовые, философские, экономические, культурные, религиозные и другие составляющие цивилизаций Евразии. Тем самым, можно заметить, что отличительной особенностью тенгрианской цивилизации стала ее открытость, высочайшая степень взаимодействия с другими народами, культурами и цивилизациями. Важно и то, что инновации не воспринимались механистически, а адаптировались через призму собственных культурных ценностей.
1 См. подробно о тюркской цивилизации: Аязбеков С.А., Аязбекова С.Ш. Тюркская цивилизация: теоретический и исторический контекст // Тюркский альманах, 2014 г. - Астана, 2014. - С. 172-195. - http://turkology.tk/media/info/Turkic_civilization.pdf; Ayazbekova S. Archaeological musical artefacts and protogenesis of the turkic civilization // GISAP: Culturology, Sports and Art History. 2015. - N 7. - P. 3-6. - London: JASHE, 2015. - http://journals.gisap.eu/index.php/Culture/article/view/1225/1325; Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов/ - Алматы: Институт философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан, 1999. - 285 с. - https://istina.msu.ru/publications/book/813326/; Она же: Функции музыки в воспитании детей (на примере тюркской культуры) // 82-ая Международная научно-практическая конференция «Субъект и объект познания в проекции образовательных методик и психологических концепций» / 2 этап первенства по педагогическим наукам. -Лондон: Международная академия наук и высшего образования (Великобритания), марта 2014 г. - http://gisap.eu/ru/node/50325 ; она же: Тюркское искусство в Китае // Cultural and historical development of the society as the dynamic expression of the self-learning human existence. - London: JASHE, 2016. - P. 34-37. - http://gisap.eu/ru/node/97694; она же: Монгольский и тюркский музыкальный фольклор: опыт сопоставительного анализа // Культурное наследие монголов: рукописные и архивные собрания Санкт-Петербурга и Улан-батора. Тезисы Третьей международной конференции при поддержке Президента Монголии. 20-22 апреля 2017. - Санкт-Петербург; Улан-Батор: Российская Академия наук. Институт восточных рукописей: Монгольская Академия наук. Институт истории, 2017. - С. 11-12. - https://istina.msu.ru/publications/article/90025319/; она же: Музыка Вселенной в шаманских обрядах, ритуалах и практиках // «¥лы Дала» II гуманитарльщ гылыми форумыньщ материалдары (екiншi бeлiм). - Астана: «Еылым» баспасы, 2017. -Б. 52-63. - https://istina.msu.ru/publications/article/90012877/; она же. Праздник в тюркской цивилизации (по мотивам «Книги отца нашего Коркута») // Международный Саммит Невруз. 20-23 марта 2018 г. - Анталья, 2018. - https://istina.msu.ru/conferences/ presentations/118999756/; она же: Наследие Аль-Фараби в контексте культурного кода казахов // «Эл-Фараби». - Алматы, 2018. - № 3 (63). - С. 31-45. - iph.kz/doc/ru/1331.pdf; она же: Творческое наследие Алишера Навои в контексте тюркской цивилизации // Творческое наследие Алишера Навои и современность: Материалы Международной научно-практической конференции (12-13 февраля 2018 г.). - М.: ИСАА МГУ, 2018.
2 Байжумин Ж. Туран: взгляд на историю человеческого общества. - Алматы: Арыс, 2012.
3
Геродот. История, т.4. - Алматы. 1999. - С. 127.
В отличие от многих оседлых цивилизаций, интровертных по способу сохранения своего энергетического ресурса, тенгрианская цивилизация экстравертна, для нее характерен широкий охват как в пространстве горизонтали, так и вертикали. Этому способствовали, с одной стороны, разнообразные миграционные процессы, а, с другой, - космоцен-тризм картины мира. Если говорить об энергетике всех этих номадических цивилизаций, то она заряжается от внешнего мира, ее фокус внимания распространяется на территорию всей Евразии, а потому ее связь и историческое значение в контексте «Большой Евразии» требует еще своего исследования.
«Сыновья» тенгрианской цивилизации восприняли все основные характеристики «отеческой цивилизации». Однако их повышенная экстравертность привела к распаду тенгрианской цивилизации. Во многом это было связано с двумя факторами - переходу к оседлости или принятием других религий: зароостризма - у народов Малой Азии, буддизма - у монголоязычных народов, христианства - у народов Восточной Европы, ислама - у тюркоязычных народов. И хотя во всех этих цивилизациях сохранились следы номадизма и тенгрианства (как правило, в фольклоре, музыке и обрядности), целостность как фундаментальная конструкция все же была утеряна. Однако сегодня важен исторический урок номадической и тенгрианской цивилизаций, поскольку именно эти цивилизации смогли объединить большую часть Евразии в некую целостность, задав тем самым основы для осмысления «Большой Евразии».
III. «Большая Евразия» как геостратегический проект в контексте мировых
и локальных цивилизаций
В ХХ веке многие кочевые народы, а среди них - арабы-кочевники, казахи, монголы, туркмены и другие, - в своем превалирующем большинстве перешли на оседлый образ жизни. Однако культурный код этих народов и по сей день несет в себе генотип номадической и тенгрианской цивилизаций, определяя идентичность национальных культур. Данный цивилизационный сдвиг особенно отчетливо проявился в становлении нового для этих народов типа культуры - бикультуры, в которой сосуществует и взаимодействует традиционная культура, восходящая к номадиче-ской цивилизации, и европейская - воплотившая все культурные универсалии оседлой цивилизации.
Новая парадигма, открывшаяся с переходом к постиндустриальной цивилизации, обозначила изменение содержательных, качественных и количественных характеристик номадической и оседлой цивилизаций в их взаимодействии. Так, с одной стороны, произошло повсеместное распространение оседлой цивилизации, с другой, - оседлая цивилизация приобрела многие признаки и характеристики номадической цивилизации. Такой неожиданный симбиоз двух мировых цивилизаций стал возможен благодаря многократно возросшему уровню миграции, революции в средствах передвижения; а компьютерные и мультимедийные технологии, изменения в сфере трудовой занятости и трудовых ресурсов при прогрессирующем увеличении фриланса, формирование многообразных международных организаций и союзов, широкое распространение массовой культуры (особенно жанров музыки и кинематографа), - все это привело к преодолению торговых, экономически, правовых, культурных и ментальных барьеров, позволяя индивидууму находиться (реально или виртуально) практически в любой точке мира, независимо от его государственной принадлежности.
В постиндустриальную эпоху оседлая цивилизация изменила присущую ей модель мира. Отныне теоцентриче-ская, экоцентрическая, социоцентрическая и антропоцентрическая модели мира отошли на второй план, поскольку доминантной стала космоцентрическая модель мира, исторически присущая номадической цивилизации1. Во многом такому переходу способствовали достижения науки, в особой мере, космонавтики.
Такое изменение содержательных характеристик номадической и оседлой мировых цивилизаций позволяет говорить об их глубоком взаимодействии и трансформации в современном мире.
Номадология как концепт глобального мира
На номадологию как глобальный концепт развития человечества обратили внимание еще в начале 90-х годов ХХ в. философы-постмодернисты - Жиль Делёз и Феликс Гваттари. Суть их суждений, нашедших воплощение в «Трактате о номадологии» сводиться не только к анализу того, как кочевникам удалось создать машину войны против аппарата государства, но, прежде всего, к осмыслению достоинств кочевого мира и признанием того, что кочевники обладают какой-то особой «моделью», способом действия, мышлением и сознанием - с присущим свободомыслием, децентрализованностью, подвижностью и множественностью. Эти характеристики номадного мироощущения и «кочевой науки», следы которой исследователи узрели в творчестве Демокрита, Лукреция, Архимеда и Платона, приобретают особую значимость в эпоху постмодерна, поскольку они прямо противоположны тотальному диктату оседлой 2
государственности .
Так, Жак Аттали - политолог, экономист и литератор, эксперт международного уровня, экс-советник президента Франции Миттерана и экс-глава Европейского банка реконструкции и развития, в своей книге «Линии горизонта», прогнозируя перспективы развития глобального мира, отмечает неизбежность постмодернистского кочевого мира, в котором «номадические объекты», созданные на основе информационных технологий, такие как плеер, кварцевые часы, DVD, персональный компьютер, магнитная кредитная карта, мобильный телефон, автоответчик и другие, осво-
1 См. об этом подробнее: Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. - Алматы: Институт философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан, 1999. - 285 с. - ИА^/^йпа. msu.ru/publications/book/813326/
2 Делёз Ж., Гваттари Ф. Трактат о номадологии: машина войны // Тысяча плато. — Онлайн-альманах «Восток», 2005. -http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm
бодят человека не только от «диктата пространства», но и от «диктата времени». Аттали полагает, что эти объекты помогут оторваться от пространства («кочевник будет "у себя" повсюду») и перейти к «обществу кочевников», позволяя человеку поддерживать связь с «местами своих корней».
Возвращаясь к самому термину «кочевничество», Ж. Аттали полагает, что в ближайшем времени это будет ключевой термин, который определит образ жизни, культурный стиль и форму потребления1.
В последней своей работе «Краткая история будущего» Ж. Аттали идет еще далее, говоря о том, что гиперкочевники (hypernomades) будут руководить открытой империей без почвы, без центра - гиперимперией. Никто не будет больше лоялен никому, кроме самого себя; предприятия не будут больше иметь никакой национальной принадлежности; бедные создадут рынок среди других; законы будут заменены контрактами, правосудие - арбитражем, полиция -наемниками. Установятся новые различия: пока оседлые развлекаются при помощи зрелищ и спортивных мероприятий, огромные массы кочевников нищеты - инфракочевников - будут преодолевать границы в поисках средств к су-2
ществованию .
Конечно, можно по-разному относиться к прогнозам французского политолога и экономиста, однако анализ произошедших изменений в сфере номадизма и оседлости позволяет говорить о продолжающемся взаимодействии в новых формах этих двух мировых цивилизаций.
Евразийская локальная цивилизация
Российские историки и философы, сформировавшие в прошлом веке геополитическое и социально-философское учение «евразийства», определили фундаментальные принципы, форму и сущность бытия евразийской культуры. Границы эти исходят из признания географической целостности русской культуры, что дало основание евразийцам по-иному структурировать евразийский материк. Евразия, по их мнению, состоит не только из Европы и Азии, а подразделяется на: «1) срединный континент или собственно Евразию и два периферических мира; 2) азиатский (Китай, Индия, Иран) и 3) европейский, граничащий с Евразией примерно по линии: реки Неман - Западный Буг - Сан-Устье Дуная»3.
Однако сегодня очевидно несоответствие этой градации с общенаучными географическими представлениями, согласно которым Евразия как континент состоит из двух основных частей - Европы и Азии. По классификации ООН, Европа членится на Западную, Северную, Южную и Восточную Европу, а Азия - на Западную, Центральную, Южную, Северную, Восточную и Юго-Восточную Азию. Согласно этой классификации Россия является составляющей частью Восточной Европы. При этом документами ООН признается изменчивость и контекстная зависимость термина «Восточная Европа», которая признается как «социальная и культурная конструкция».
В соответствии с этим начальные исторические границы евразийской культуры в концепции евразийцев прослеживаются с «имперского периода» русской государственности. С этим же периодом связано и географическое членение Евразии, и потому понятие «евразийская культура» было ассоциировано со «срединной частью» Евразии, территорией России, которая была представлена как особый этнографический мир - культурно-исторический тип, занимающий «срединное» место между Европой и Азией. При этом «местоположение» евразийской культуры, по мнению евразийцев, распространяется, в первую очередь, на русскую культуру. Не случайно поэтому, речь идет о русской культуре, объединяющей многие народы России. «Русские люди и люди народов "Российского мира" не суть ни европейцы, ни азиаты. Сливаясь с родною и окружающей нас стихией культуры и жизни, Мы не стыдимся признать себя -евразийцами» - манифестировали евразийцы»4.
Онтология евразийской культуры в концепции евразийства обозначила ее интегрированность с туранскими, славянскими, иранскими и европейскими элементами. При этом культура России воспринималась евразийцами как срединная, евразийская культура, противопоставляемая культурам и Европы, и Азии. Важно также и то, что евразийская культура в концепции евразийства - это не сумма или сочетание разнородных элементов, она есть особая, специфическая культура со своей «идеей» и «духом», с главенствующим положением в ней русского народа.
Такой подход определил и осмысление границ евразийской цивилизации, которая включает в себя три основные подсистемы: славяно-сибирскую, транскавказскую и южноазиатскую5.
Однако сегодня настало время переосмыслить географические рамки и особенности евразийской цивилизации. Коррективы вносит и геополитика, в частности, проект «Большая Евразия».
«Большая Евразия» и евразийская мировая цивилизация
Проект «Большая Евразия» сегодня становится воплощением современных реалий, происходящих на всем евразийском пространстве и является ответом на рождение новой евразийской цивилизации, имеющей мировой статус.
1 Аттали Ж. Линии горизонта. - М., 1993.
2 Аттали Ж. Краткая история будущего // Экологический постмодерн. - https://ecocrisis.wordpress.com/civilization/attali/
3 Евразийство (опыт систематического изложения) // Основы евразийства. - М.: Арктогея Центр, 2002. - С. 132.
4 Предчувствия и свершения (предисловие к сборнику «Исход к Востоку») // Основы евразийства. - М.: Арктогея Центр, 2002. - С. 105.
5 Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. - М.: НОРМА, 1998. -
С. 27.
Речь идет о цивилизации, которая не противопоставляет Европу и Азию, а объединяет их в своем геополитическом и общекультурном единстве, точно также, как это было присуще номадической и оседлой мировым цивилизациям, тенгрианской мировой цивилизации и ее «сыновьям» - локальной скифо-сакской, тюркской и монгольской цивилизациям. Отныне для нарождающейся евразийской цивилизации в ее мировом статусе теряет всякий смысл свойственные евразийцам «преодоление европоцентризма» и «исход к Востоку».
Новый политический контекст понятия «евразийская цивилизация» связан с современным этапом евразийской интеграции и институциональным оформлением в 2015 г. Евразийского Союза. Идея его создания принадлежит Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. Впервые она была озвучена в 1994 г. в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Особенность новой евразийской концепции состоит в равенстве и уважении к суверенитету и независимости входящих в него государств, в понимании прагматического характера интеграции, в ее добровольности, многоярусно-сти и разноскоростности, в поиске механизмов региональной безопасности; в отрицании любых форм насилия политики над экономикой; открытости в вопросах вхождения в Евразийский Союз государств Евразии и широком взаимодействии с Евросоюзом и другими объединениями1. Так, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выступая на пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума, отметил: «Сопряжение экономических пространств Европейского союза и Евразийского Экономического союза имеет большой потенциал для рывка в развитии и всей Большой Евразии, и мира в целом. Я был и остаюсь твердым сторонником такого процесса, постоянно поднимаю этот вопрос на встречах с нашими европейскими партнерами»2
Тем самым, современная концепция евразийства, на основе которой был создан и развивается Евразийский экономический союз, создает основы и для нового понимания евразийской цивилизации, имеющей не локальный, а мировой статус и отражает динамику исторического развития евразийского континента как самой значительной части всего мирового пространства.
1 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Московском государственном университете // Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова / Под общ. ред. М.Б. Касымбекова и В.А. Садовничего. - Астана: Казахстанский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. - С. 19; Назарбаев Н.А. Выступление на международной научно-практической конференции «Евразийство: от идеи к практике». - Астана, 2004. - 2 апреля; Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего // Известия. - М., 2011. - 26 декабря.
2 Назарбаев Н.А. Участие в пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума. - www. akorda.kz/ru/events/international_community/foreign_other_events/uchastie-v-plenarnom-zasedanii-xx-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma