Сыздыкова Жибек Сапарбековна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки ФГБОУ ВПО «Московский государственный
университет имени М.В.Ломоносова», г. Москва.
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, каб. 318. Тел.: 8 (495) 629-41-61. E-mail: [email protected]
© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .
Ж.С. Сыздыкова
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Со времени приобретения независимости перед странами Центральной Азии1 (ЦА) встали схожие задачи, прежде всего, связанные с государственным строительством, вхождением в мировое сообщество, формированием национальной идентичности. Заметим, что именно историческое наследие - один из наиболее влиятельных факторов становления и развития национального самосознания, которое консолидирует общество в деле утверждения его государственности. Представления о прошлом влияют напрямую на убеждения и мнения, а также действия личности в настоящем. «Историческое - есть некоторое откровение о глубочайшей сущности мировой действительности, о мировой судьбе, о человеческой судьбе как центральной точки судьбы мировой» [2, с. 78]. Поэтому при изучении Центрально-Азиатского региона (ЦАР) необходимо учитывать не только новую геополитическую ситуацию и условия переходного периода, а также роль исторического наследия, особенности и характер цивилизационного развития народов региона.
Центральная Азия - это нечто большее, чем просто связывающее звено, чем место исторических действий, последствия которых ощущались далеко за ее пределами - как в Азии, так и в Европе. Центрально-Азиатский регион - это место встречи цивилизаций христианской, исламской, буддийской, взаимовлияния тюрко-монгольской, индоевропейской, угро-финской сино-
1 По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, Кашмир, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских республик Средней Азии. -Ж.С.
тибетской, что отразилось на процессах этногенеза, формировании языков многих народов Евразии.
Отсутствие внутренних границ обусловило постоянные контакты. Корни возникновения государственности народов Средней Азии и Казахстана1 уходят в глубокую древность. В результате передвижений этносов, а также бесконечных войн в течение длительного времени области ЦА входили в состав различных государств, таких, как государство Ахеменидов, Македонского и Селевкидов, Греко-Бактрийское, Парфянское и Кушанское царства, государство эфталитов и др.
Специфика цивилизационного развития ЦАР состоит в том, что уже в глубокой древности состав местного населения в различные периоды пополнялись не только за счет внутреннего роста, но и внешних миграций. Миграционные процессы особенно усиливаются в эпоху энеолита и бронзы, когда отмечается широкое расселение древних земледельцев в предгорьях Копетдага, в низовьях Мургаба, в северном Афганистане, в долинах Сурхана и Зарафшана. Следует отметить также поэтапную инфильтрацию белуджистанского и хараппского населения с юга Афганистана и долины Инда в бассейн Пянджа [5, с. 119].
Границы древних историко-культурных областей не совпадают с современными границами государств ЦА. Например, осколки хорезмской цивилизации находятся на территории Узбекистана и Туркменистана, поселения и города Бактрии находятся в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане, согдийские памятники - на землях Узбекистана и Таджикистана. Города же одной из древнейших областей - Шаш2 - на территории Узбекистана и Казахстана.
Развитие территориальных границ будущих народов и государств не было первоначально связано с расселением единого этноса. Задолго до формирования границ этнических и государственно-политических наметились и сложились естественные, географические рубежи расселения. На протяжении тысячелетий многие племена и народы, особенно проживавшие на смежных территориях
1 В СССР существовал «Среднеазиатский экономический район», который включал в себя Киргизскую, Таджикскую, Туркменскую и Узбекскую ССР (Казахская ССР выделялась в отдельный экономический район, отсюда выражение «Средняя Азия и Казахстан»). В 1992 г. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев на саммите государств Средней Азии предложил отказаться от определения «Средняя Азия и Казахстан» в пользу понятия «Центральная Азия», охватывающего все постсоветские государства этого региона. - Ж.С.
2 Первоначальное название города, существовавшего на месте современного Ташкента, и окружавшей его местности — Шаш-тепа или Чач-тепа. - Ж.С.
расселения, имели общие культурные традиции. Их близкое соседство, длительные контакты и взаимовлияние приводили не только к культурному, но и этническому синтезу.
Земли современной Центральной Азии были заселены человеком еще в каменном веке, к У1-У тыс. до н.э. на юге Туркменистана появляются поселения ранних земледельцев, живших на периферии ареала наиболее передовых в те времена ближневосточных цивилизаций. Начиная со II тыс. до н.э. центрами земледелия становятся оазисы ЦА, но в целом переход к земледелию и скотоводству, производящим формам хозяйства, на просторах ЦАР завершился приблизительно к III тыс. до н.э. С эпохи бронзы определилось соотношение и взаимозависимость разных хозяйственно-культурных типов, а именно кочевого и полукочевого скотоводства с оседлым земледелием. Если на землях Средней Азии, Южного и Юго-Восточного Казахстана, Восточного Туркестана соотношение кочевой и оседло-земледельческих культур было в пользу последней, то на большей части степей Казахстана, пустынь Туркмении и Каракалпакии наблюдалась обратная картина, что наложило неизгладимый отпечаток на историю региона в последующие тысячелетия.
История ЦА этого времени связана с так называемыми арийскими (индоиранскими) племенами, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности и обособились в это время в казахских степях, где стали известны как представители археологической андроновской культуры, охватывавшей пространство от Южного Приуралья до Енисея и от Северного Казахстана до среднеазиатских земель. Арии Центральной Азии закончили свое существование под этим именем в нач. I тыс. до н.э., но не все они ушли в Иран и Индию. Те, что остались, явились предками новых народов - саков, савроматов, скифов, бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, кочевых и оседлых, с которыми связана следующая страница истории ЦАР. Эти народы уже с VI в. до н.э. попадают в поле зрения древнеиранских и древнегреческих авторов. От этого массива восточно-иранских древних народов и племен сохранилось лишь два островка - осетины на Кавказе и на Памире - ягнобцы.
Завоевание большинства оазисов ЦА и части ее кочевых районов ахеменидскими царями Ирана включило эти земли в состав крупнейшей в то время державы Ближнего Востока, по сути, мировой империи, и обусловило пребывание их в течение двух столетий в ее составе, что не могло не оказать влияния на культуру, религию и уровень социально-экономического развития
ЦАР. Народы ЦА вошли в соприкосновение не только с персами, но и с передовыми в то время культурами Ближнего Востока - вавилонской, финикийской, древнеегипетской, малоазийской, древнегреческой. Достижения империи Ахеменидов легли в основу дальнейшего развития многих государств, возникших позднее на землях Центральной Азии, их юридические нормы долгое время сохранялись в Хорезме. От языка официальных ахеменидских канцелярий ведут свое происхождение, в частности, хорезмийская и согдийская письменности, просуществовавшие вплоть до арабского завоевания.
В результате походов Александра Македонского, сокрушившего ахеменидов и наследовавшего их традиции, значительная часть ЦА вошла в состав эллинистического мира, а ее народы - в непосредственное соприкосновение с ним, с его религиозными, эстетическими воззрениями, канонами красоты и т.д. Появилось древнегреческое, эллинизированное местное население, а политика Александра по сближению эллинов и македонян с «азиатами» приобрела немало сторонников как среди эллинистических правителей-преемников, так и среди местной восточной знати. В результате на территории Средней Азии1 в течение нескольких веков существовала своеобразная историко-культурная общность - эллинистический мир, верхушка которого знала древнегреческий язык и литературу, поклонялась эллинским богам, придерживалась в искусстве древнегреческих эстетических представлений.
Крах эллинизма в регионе знаменует новую эпоху - «Великих переселений народов» с Востока. Вторжение кочевых племен юэчжей в оазисы Центральной Азии, а сюнну в кочевые области региона создали совсем иной политический и культурный климат. Завоевания юэчжей разделили оазисы Средней Азии между двумя мировыми империями пер. пол. I тыс. н.э. - Парфянским царством и Среднеазиатско-индийской Кушанской державой, у истоков создания которой стояли те же юэчжи. На смену культуре и искусству эллинистического периода в оазисах Центральной Азии возникла симбиозная культура при преобладании в ней местной и индийской традиций [7, с. 19].
В степных районах к северу от р. Сыр-Дарьи завоевания сюнну положили конец «сако-скифскому» периоду и ознаменовали наступление эпохи, которая стала связующим звеном между древностью и средневековьем и получила
1 Согдианы, Бактрии, Маргианы, а позднее Хорезма, с которой столь тесно были связаны кочевники-саки, обитатели степей Центральной Азии. - Ж.С.
название «Великих переселений народов». Влияние могущественной империи сюнну распространилось на гигантские степные просторы Центральной Азии, привело к образованию новых форм материальной культуры и общественных норм, бытовавших затем очень долгое время. К тому же историческая инерция эпохи «Великих переселений народов» вызвала в средние века такие грандиозные потрясения вселенского масштаба, как создание тюрками первой евразийской степной империи - Тюркского каганата от Кореи до Крыма и завоевание Чингисханом и его первыми наследниками огромного пространства от Японии до Адриатики.
В эпоху раннего средневековья (!У-У[ вв.) в Центральной Азии произошли серьезные перемены. Образование степной империи - Тюркского каганата - в 552 г. открыло новую эпоху в истории ЦА и других стран Евразии от Якутии до Балкан, получившую название древнетюркской. Ее значение в истории региона трудно переоценить. Ведь именно в это время была заложена традиция наследования власти в регионе намного веков вперед, когда появился правящий род, уже не связанный с каким-либо одним племенем. Возникли народы и государства, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных народов. Древнетюркская эпоха явилась началом современного тюркского мира, часть которого и ЦА, когда тюрки в течение столетий расселились на огромные расстояния и ассимилировали центрально-азиатское население потомков восточно-иранских народов. Тогда же, создав оригинальное письмо, подняв на новый уровень свою духовную культуру и приобщившись к мировым религиям -христианству несторианского толка, буддизму и даже к иудаизму, тюрки осваивали достижения великих цивилизаций и, в конечном итоге, стали частью мусульманской цивилизации, что связано с приходом в нач.УШ в. в ЦА арабских завоевателей, когда начался отсчет новой страницы центрально-азиатской истории.
Мир Центральной Азии накануне монгольского нашествия представлял пеструю картину. Большую часть Средней Азии, юг Казахстана, Иран, часть Афганистана включала в свой состав держава Хорезмшахов, Кашгарию и ЮгоВосточный Казахстан с Прииссыккульем - империя каракитаев Западное Ляо1 в зависимости от которой находилось Уйгурское княжество в Турфанском оазисе нынешнего Восточного Туркестана. Облик ЦА этого периода с ее сочетанием
1 У истоков ее стояли выходцы с востока Азии - монголоязычные или тунгусоманьчжуроязычные кидании. - Ж.С.
кочевой культуры Великой Степи и оазисной традиции, материкового перекрестка, где благодаря функционированию Великого Шелкового пути, встречались великие цивилизации Евразии, был многообразен [4, с. 87].
Монгольское нашествие отбросило оседло-земледельческие общества региона на несколько веков назад и Центральная Азия постепенно оказывается на периферии мирового исторического процесса. Роль тюркских кочевых народов региона в событиях монгольской эпохи весьма противоречива. С одной стороны, без их участия для глобальных завоеваний у Чингисхана и его первых наследников не хватило бы мощи, людских и интеллектуальных ресурсов только монголов, а с другой стороны, лишь те страны (хотя не все), где в правящей элите доминировали тюрки - выходцы из центрально-азиатских степей (Египет мамлюков, Делийский султанат в Индии) стали щитом, о который разбились волны монгольских завоевателей.
В то же время, при всех имевших место потрясениях, монгольское нашествие не столь серьезно повлияло на этническую карту Центральной Азии, как это произошло в древнетюркский период. Несмотря на тот факт, что например, при взятии Самарканда войска Чингисхана «несколько раз уводили жителей из города, так, что город почти полностью опустел, а при Тимуре, наоборот, в Самарканде поселили много новых жителей» [3, с. 160]. В результате походов и переселений в составе населения города бывали очень значительными [6, с. 132]. Но все же в итоге, монголы, пришедшие в ЦА, растворились к началу XIV в. среди своих тюркских подданных. Лишь на северо-западе Восточного Туркестана, в Джунгарии, появился новый монголоязычный этнос - западные монголы - ойраты, предки калмыков.
Наследие монгольской эпохи зримо проявилось в общественнополитическом устройстве центрально-азиатских обществ, высшее сословие которых на большей части ЦА составляли потомки Чингисхана по мужской линии - чингизиды. Таким образом, в ЦА сложилась традиция наследования верховной власти. На самом верху оказались те группы военной знати, которые были генеалогически связаны с «Золотым родом» Чингисхана, а его прямые потомки, чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри центрально-азиатских государств - наследников империй Чингисхана и его первых потомков - Золотой Орды и Чагатайского улуса.
К сер. ХУ-ХУ! вв. можно говорить не только о племенах и племенных союзах, но и о новом этнополитическом качестве - новых народностях ЦА -казахах, узбеках, кыргызах, каракалпаках и туркменах. Данное обстоятельство явилось следствием многовековых и глубинных процессов, которые приобрели определяющее значение с конца ХУ - нач. XVI в. Это была эпоха сложения тюркоязычных народов Центральной Азии, и поныне представленных на карте региона, становления их государственности и формирования самоназвания. События происходили на фоне кардинального изменения положения ЦА в системе международных торговых и культурных потоков в связи с великими географическими открытиями, когда мировая торговля сместилась в основном на морские пути, что предопределило упадок Великого Шелкового пути и, как следствие, увядание городской культуры в некоторых районах ЦентральноАзиатского региона в пользу кочевого образа жизни.
Следующий этап в истории Центральной Азии охватывает период взлета и распада мировой империи Тимуридов, возникновение и становление на ее осколках узбекских ханств - Хивинского, Бухарского в Средней Азии, а также казахского ханства, и их борьбу с последней кочевой империей в Центральной Азии - джунгарским ханством, процесс вхождения западной части Туркестана в состав Российской империи, Восточного Туркестана в состав Китая, судьбы которых им предстояло разделить. Трагической страницей для народов ЦА стало джунгарское нашествие [1, с. 131]. в пер. пол. ХУШ в., ослабившее хозяйственно-политические связи между государствами Центральной Азии, кочевыми и оседлыми народами. Джунгарское нашествие оставило глубокий след в социальных отношениях центрально-азиатских народов. Опустошение и разорение увеличили число бедных. Многие из них бежали на запад и север к русским границам. Взаимоотношения с Россией стали одной из главных задач казахских и среднеазиатских правителей. Это было крайне необходимо для борьбы с джунгарским ханством. Таковы были основные предпосылки событий ХУШ в., в итоге приведших к вхождению Казахстана в состав Российской империи и выходу последней на ближайшие подступы Средней Азии, что предрешило аналогичную судьбу и среднеазиатских народов, хотя это произошло несколько позднее, в XIX в.
Российско-центрально-азиатские отношения со времени зарождения с конца ХУ и до ХУШ-ХГХ вв. претерпели коренные изменения. Если до конца ХУП в. это были взаимоотношения независимых государств, несмотря на
нараставшую в течение двух столетий российскую экспансию на Восток, то с нач. ХУШ в. определилась устойчивая тенденция, особенно после реформ Петра Великого и создания Российской империи, направленная на постепенное поглощение ЦА Российским государством.
В сер. ХУШ в. резко меняется ситуация в Центральной Азии. Под натиском Китайской империи, где с 1644 г. правила маньчжурская династия Цин, пали джунгарское ханство и княжество Восточного Туркестана. Китай вплотную подвигает границы своих владений к ЦА, где с нач. ХУШ в. резко возросло влияние Российской империи [8, с. 73]. Тем не менее, угроза поглощения Казахстана и Средней Азии Китаем была вполне реальной и могла быть нейтрализована лишь мощью России, считавшей этот регион сферой своих интересов.
Китайский фактор качественным образом менял обстановку в ЦА. Потенциальная угроза со стороны Китая была несопоставима с угрозой со стороны Джунгарии. В то же время маньчжуро-китайские войска, сокрушив джунгарское государство, устроили массовую резню, физически уничтожив большую часть ойратов. И это обстоятельство потрясло народы Центральной Азии, обратившие свои взоры на Россию, как естественного союзника. Тем более что Российская империя продемонстрировала свои возможности в регионе, когда под угрозой военного вмешательства вынудила Иран, захвативший в первой пол. ХУШ в. часть Средней Азии, отказаться от вторжения в казахские степи. В итоге вопрос вхождения ЦА в ХУШ в. в состав России был лишь вопросом времени и исторически предрешенным.
Исходя из теории «наименьшего зла», представляется, что подчинение Российской империи в тех исторических условиях было предпочтительным, поскольку Россия была более передовой страной по сравнению с тогдашним Китаем. Так, де-факто, произошел раздел Центральной Азии между Россией и Китаем, хотя окончательно он оформился в ХК в. после вхождения Кокандского, Хивинского ханств и Бухарского эмирата в состав России, а также после разгрома в Восточном Туркестане государства Якуб-бека - Йетишаар (Семиградье), выходца из Коканда, временно восстановившего восточно-туркестанскую государственность и пользовавшегося поддержкой Британской и Османской империй, что, однако, не помогло ему устоять под военным натиском Китая, обеспечившего себе дипломатическую поддержку России. И с этого времени судьбы Центральной Азии решались в изменившихся геополитических условиях:
Казахстана и Средней Азии в составе Российской империи, а Восточного Туркестана в составе Китая, судьбы, которых им и предстояло разделить.
При этом следует заметить, что вхождение разных районов ЦА в состав указанных империй происходило неодинаково не только по времени. Присоединение Казахстана в состав России было в основном обеспечено дипломатическими средствами, хотя применялись и военные методы. В отношении Средней Азии мы видим обратную картину, здесь доминирующей стала военная составляющая. То же можно сказать о вхождении Восточного Туркестана в состав Китая.
Таковы были основные вехи исторического пути развития ЦентральноАзиатского региона до вхождения в состав Российской империи. Все это необходимо учитывать при современной ситуации, когда речь идет о создании нового сообщества народов под названием Евразийский союз.
* * *
1. Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Алматы, 2002.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
3. Вяткин В.Л. Афрасиаб-городище былого Самарканда. Ташкент 1927.
4. Кобзева О.П. Великий Шелковый путь. Ташкент. 2008.
5. Сагдуллаев А. Средняя Азия и Индия - формирование ранних путей историкокультурных связей // Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000. С. 119-120.
6. Сухарева О.А. Очерки по истории среднеазиатских городов // История и культура народов Средней Азии. М., 1976.
7. Ташенов Б. Евразийство в этнокультурной истории Казахстана. Алматы, 2000.
8. Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008.