УДК 94/47 + 271 ББК 63.3(2)52
СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОКРОВИТЕЛЬСТВА ЖИВОТНЫМ: из опыта взаимодействия в начале XX века
| Д.А. Ивочкин
Аннотация. В статье на основе анализа впервые введенных в научный оборот документов из фондов Государственного архива Смоленской области рассматривается опыт взаимодействия Смоленской епархии с Российским Обществом покровительства животным и его отдела в Смоленской губернии. Отдел общества осуществлял свою деятельность по трем направлениям: учреждение лечебниц и приютов для животных, охрана их от жестокого обращения и нравственная работа с населением посредством образовательных учреждений и привлечения духовенства Смоленской епархии. Средства, собранные от членов общества, направлялись для достижения поставленных задач. В статье прослеживается связь Общества с духовными образовательными учреждениями епархии, в первую очередь, со Смоленской духовной семинарией. Автор приходит к выводу, что взаимодействие отдела и духовной семинарии имело положительный нравственный эффект в деле воспитания смоленской молодежи.
Ключевые слова: нравственное воздействие; Смоленская епархия; Общество покровительства животным; Смоленская духовная семинария.
THE SMOLENSK DIOCESE AND THE RUSSIAN ANIMAL WELFARE SOCIETY: From the Experience of Interaction in Early 20th Century
I D.A. Ivochkin
289
Abstract. On the basis of the analysis of the documents first introduced into scientific circulation from the funds of the state archive of the Smolensk region, the article considers the experience of interaction of the Smolensk diocese with the Russian society of animal welfare and its Department in the Smolensk province. The Department of the society carried out its activities in three directions: establishment of hospitals and animal shelters, protection from ill-treatment and moral work with the population through educational institutions and involvement of the clergy of the Smolensk diocese. The funds collected from the members of the society were used to achieve the objectives. The article traces the connection of the Society with the spiritual educational institutions of the dio-
2/2019
Преподаватель ^
cese, first of all, with the Smolensk theological Seminary. The author comes to the conclusion that the interaction of the Department and the theological Seminary had a positive moral effect in the education of Smolensk youth.
Keywords: moral impact; Smolensk diocese; Animal Welfare Society; Smolensk Theological Seminary.
290
В области нравственного воздействия на жителей Смоленской губернии интересна работа Смоленского отдела Российского Общества покровительства животным во взаимодействии с представителями епархии.
Российское Общество покровительства животным было открыто 4 октября 1865 г. Оно состояло под покровительством великого князя Николая Николаевича Старшего [1, с. 3]. Согласно Уставу Общества, его цель состояла в следующем:
«1. Российское Общество покровительства животным имеет целью соединенными силами своих членов предохранять животных от жестокого и дурного обращения и вообще действовать на улучшение их участи.
2. Общество преимущественно имеет в виду отвращение и, по возможности, искоренение злоупотреблений и жестоких поступков, заключающихся: а) в оставлении домашних животных без необходимых средств к существованию, как то: без надлежащего помещения, достаточного корма, пользования в случае болезни и проч.; б) в употреблении животных для работ, не сообразных ни с их природой, ни с силой их; в) в жестоком обращении с убойным скотом во время убоя, равно как и вообще в мучении животных из удовольствия, прихоти и проч.» [там же, с. 2-3].
Для достижения поставленных целей Российское Общество покровительства животных предполагало осуществлять ряд мер, в том числе и
нравственного воздействия, а именно: 1) возбуждение, преимущественно в простом народе, сочувствия к животным; 2) издание и бесплатная раздача книг для этой цели; 3) наставление через духовенство [там же, с. 2].
Таким образом, в деятельности Общества можно выделить три главных направления: а) сохранение домашним животным здоровья и работоспособности; б) защита их от мучений и жестокого обращения и в) популяризация идей покровительства животным.
Члены общества делились на членов почетных, действительных и членов-корреспондентов. Для вхождения в состав действительных членов Общества необходимо было внести членский взнос в размере не менее 5 руб. серебром. Желающий стать почетным членом должен был внести не менее 300 руб. серебром. Члены-корреспонденты не обязывались вносить никакие взносы, однако им Устав предписывал, как и всем членам Общества, «споспешествовать трудам Общества и вообще содействовать достижению цели его учреждения, предупреждая всякие жестокости с животными и доводя о них до сведения Общества и подлежащих властей» [там же, с. 5].
Согласно Уставу, Общество имело право открывать отделы в губерниях империи. 28 февраля 1868 г. его правление направило Смоленскому губернатору Н.П. Бороздне отношение с приглашением учредить отдел Общества в Смоленской губернии [2, л. 1-2]. Одна-
ко на Смоленщине вплоть до начала ХХ в. отдел Общества открыт не был.
Смоленский отдел Российского Общества покровительства животным был открыт 10 ноября 1902 г. Данная организация появилась по инициативе смолян, желавших охранять животных от жестокого обращения с ними. В день открытия отдела стать его членами изъявили 139 человек, в их числе и духовенство епархии. После торжественного молебна, совершенного протоиереем С. Цветковым, учредительное собрание избрало председателя и членов правления отдела. Председателем был избран В.В. Философов, его заместителем — З.Г. Философова, членами правления стали: П.Ф. Ланин, А.О. Турцевич, В.К. Жегачев, Б.К. Гак-кель, А.А. Апсентов, Н.П. Возненко [3, л. 183]. Священником, духовно окорм-лявшим отдел, стал протоиерей С. Цветков. Он же пожелал войти в число членов организации, для чего внес пожертвование в размере 3 руб. 75 коп. [там же, л. 3].
После учредительного собрания, по предложению губернатора, от лица Смоленского отдела на имя тогдашней покровительницы Российского Общества покровительства животным императрицы Марии Федоровны была отправлена телеграмма с выражением верноподданнических чувств [там же, л. 183-183 об.].
Уже в первые годы существования в Смоленске отдела стало очевидным, что недостаточно лишь открывать лечебницы и приюты для животных — необходима духовно-нравственная работа с людьми, в первую очередь, с детьми. По замечанию члена отдела Н.П. Мухина, дети, разоряя гнезда птиц, до смерти замучивая кошек и собак, не видя при этом замечаний со
стороны взрослых, а иногда даже получая поощрения, со временем окончательно привыкают к страданиям не только животных, но и людей. «Мы видим его уже столь же беззастенчиво истязающим своего ближнего и, во всяком случае, безучастно и равнодушно относящимся к его страданиям. Для него ничего не остается святого, включительно до здоровья и жизни себе подобным» [там же, л. 177].
Н.П. Мухин предлагал искоренять детскую жестокость сначала в семье, затем в школе и только после нее в общей жизни гражданского общества. Однако, как он подчеркивал, семьи не находились на достаточно высоком нравственном уровне. Поэтому Мухин большую роль отводил школе. Он предложил обратиться к учителям светских и церковных учебных заведений с просьбой принять участие в деятельности отдела, предоставив учащимся право состоять членами организации с минимальными взносами или же вовсе без таковых. Для этого Н.П. Мухин просил правление направить ходатайства попечителю учебного округа и архиерею о разрешении учащимся подведомственных им учебных заведений вступать в члены-защитники Смоленского отдела Российского Общества попечительства животным, тем более что подобные прецеденты уже были в других губерниях [там же, л. 181].
Судя по протоколам заседаний правления, отдел получил разрешение епископа на привлечение учащихся школ духовного ведомства в работе организации [там же, л. 129].
24 января 1904 г. на заседании отдела по инициативе Л.В. Дединцевой было принято решение обратиться к директорам смоленских гимназий и
291
2/2019
Преподаватель
ВЕК
292
реального училища, к ректору духовной семинарии с просьбой, чтобы они предложили своим воспитанникам принять участие в деятельности Смоленского отдела Российского Общества покровительства животным. Для этого планировалось организовать ученический кружок. [там же].
В марте 1904 г. на имя ректора семинарии архимандрита Сильвестра (Братановского) было направлено письмо следующего содержания.
«<...> Смоленский отдел Общества покровительства животным <...> нашел нужным <...> постараться привлечь в свое общество местное юношество, участие которого как молодого, полного свежих сил элемента несомненно должно внести известную долю оживления в деятельности общества.
Так как задачи общества носят гуманитарный характер, а всякое гуманное дело развивает гуманное чувство в человеке, к чему стремится педагогика, то участие юношества в деятельности общества не может отозваться на него неблагоприятно, напротив, даже осознание долга и принятых на себя обязанностей должно только послужить к развитию энергии, характера и к серьезному отношению и уважению к общественному делу, что является одной из задач воспитания. Поэтому правление <...> решается покорнейше просить Ваше Высокопреподобие: не найдете ли Вы возможным предложить вверенным Вам воспитанникам, не пожелает ли кто из них принять
участие в деятельности Смоленского отделения» [там же, л. 126-126 об.].
К сожалению, в документах о деятельности Смоленского отдела, которые составляют лишь одно дело фонда № 900 Государственного архива Смоленской области и одно дело в составе фонда №1 того же архива, нет сведений, вступили ли семинаристы в члены общества. Можно предположить, судя по косвенным данным, что учащиеся семинарии участвовали в его работе [там же, л. 1-206].
Также неправомочно считать, что взаимоотношений общества и представителей Смоленской епархии не было. Несмотря на то, что нами не выявлен полный список членов общества, в документах все же прослеживается связь духовенства и отдела. Поэтому можно утверждать, что взаимоотношения Смоленской епархии и Смоленского отдела Российского Общества покровительства животным по нравственному оздоровлению смолян, в первую очередь молодежи, очевидна.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Устав Российского Общества покровительства животным. — СПб., 1865.
2. ГАСО. — Ф. 1. — Оп. 4. — Д. 260.
3. ГАСО. — Ф. 900. — Оп. 1. — Д. 1.
REFERENCES
1. GASO, F. 1, Op. 4, D. 260. (in Russian)
2. GASO, F. 900, Op. 1, D. 1. (in Russian)
3. Ustav Rossijskogo Obshchestva pokrovitel-stva zhivotnym, Saint-Petersburg, 1865. (in Russian)
Ивочкин Демьян Анатольевич, кандидат исторических наук, кандидат богословия, лауреат премии имени митрополита Макария (Булгакова), заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария, Смоленская Епархия Русской Православной Церкви, idar78@mail.ru Ivochkin D.A., PhD (history), PhD (theology), Winner of the Metropolitan Macarius (Bulgakov) Prize, Chairperson, Department of Theology and Church History, Smolensk Orthodox Theological Seminary, Smolensk Diocese of Russian Orthodox Church, idar78@mail.ru