Научная статья на тему 'Вклад духовенства Смоленской епархии в развитие естественных наук во второй половине XIX - начале ХХ века'

Вклад духовенства Смоленской епархии в развитие естественных наук во второй половине XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / «ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ» / УЧЕНЫЕ-ХРАМОСТРОИТЕЛИ / SMOLENSK DIOCESE / NATURAL SCIENCES / “SOCIETY FOR THE STUDY OF SMOLENSK PROVINCE” / THE SCIENTISTS-BUILDERS OF CHURCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

Духовенство Смоленской епархии во второй половине XIX начале ХХ века активно занималось изучением естественных наук, а также принимало участие в организации и деятельности естественнонаучных организаций. Представители духовного сословия после окончания семинарии продолжали обучение в светских высших учебных заведениях, получали ученые степени и вносили значимый вклад в развитие географии, почвоведения, медицины и других естественных наук. Ученые, не принявшие священного сана, своим долгом считали выстроить на родине храм, тем самым внося вклад в укрепление религиозности на местах. Священнослужители служили обществу проведением внебогослужебных чтений и бесед на естественнонаучные темы. Вклад представителей духовного ведомства в естествознание подтверждает тезис о взаимосвязи религии и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF CLERGY OF THE SMOLENSK DIOCESE IN THE DEVELOPMENT OF NATURAL SCIENCES IN THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The clergy of the diocese of Smolensk in the second half of XIX-early XX centuries was actively engaged in the study of natural Sciences and also participated in the organization and activities of science organizations. The representatives of the clergy after graduating from the Seminary, continued teaching in secular universities, got degrees and have made a significant contribution in the development of geography, soil science, medicine and other natural Sciences. Scientists, who have not accepted the Holy orders, considered it their duty to build the temple, thereby contributing to the strengthening of religiousness. The clergy served the society by holding a Liturgy of readings and talks on natural science topics. The contribution of the representatives of the spiritual authorities in science confirms the thesis about the relationship of religion and science.

Текст научной работы на тему «Вклад духовенства Смоленской епархии в развитие естественных наук во второй половине XIX - начале ХХ века»

УДК 908.470 ББК 63.3(2РОС-4)6-7

ВКЛАД ДУХОВЕНСТВА СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Д.А. Ивочкин

Аннотация. Духовенство Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ века активно занималось изучением естественных наук, а также принимало участие в организации и деятельности естественнонаучных организаций. Представители духовного сословия после окончания семинарии продолжали обучение в светских высших учебных заведениях, получали ученые степени и вносили значимый вклад в развитие географии, почвоведения, медицины и других естественных наук. Ученые, не принявшие священного сана, своим долгом считали выстроить на родине храм, тем самым внося вклад в укрепление религиозности на местах. Священнослужители служили обществу проведением внебогослужебных чтений и бесед на естественнонаучные темы. Вклад представителей духовного ведомства в естествознание подтверждает тезис о взаимосвязи религии и науки.

Ключевые слова: Смоленская епархия, естествознание, «Общество по изучению Смоленской губернии», ученые-храмостроители.

CONTRIBUTION OF CLERGY OF THE SMOLENSK DIOCESE IN THE DEVELOPMENT OF NATURAL SCIENCES IN THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

D.A. Ivochkin

Abstract. The clergy of the diocese of Smolensk in the second half of XIX-early XX centuries was actively engaged in the study of natural Sciences and also participated in the organization and activities of science organizations. The representatives of the clergy after graduating from the Seminary, continued teaching in secular universities, got degrees and have made a significant contribution in the development of geography, soil science, medicine and other natural Sciences. Scientists, who have not accepted the Holy orders, considered it their duty to build the temple, thereby contributing to the strengthening of religiousness. The clergy served the society by holding a Liturgy of readings and talks on natural science topics. The contribution of

278

the representatives of the spiritual authorities in science confirms the thesis about the relationship of religion and science.

Keywords: Smolensk diocese, natural Sciences, "Society for the study of Smolensk province", the scientists-builders of churches.

Настоящая работа посвящена вкладу православного духовенства в изучение естественных наук. Начиная с начала 1990-х гг. в исторической литературе появились исследования, в том числе и диссертационные, посвященные деятельности представителей духовного ведомства на ниве народного просвещения, изучению церковной истории, социального служения обществу, как в общероссийском плане, так и в отдельных регионах [1—4]. Однако общих трудов, освещающих рассматриваемую нами проблему, в настоящее время не выявлено. Отсутствуют они и в краевой историографии.

На протяжении советского периода, в силу идеологических установок, религия была объявлена антагонистом науки. Священнослужители считались «мракобесами», а верующие — невежественными и темными людьми. Опровержению данных мнений призвана послужить данная статья.

Духовенство Смоленской епархии в рассматриваемый период не только активно занималось исследованиями по истории края, составлением приходских летописей и организацией музеев [5, с. 129154], но и тесно сотрудничало с естественнонаучными учреждениями. Одной из подобных организаций на Смоленщине было «Общество по изучению Смоленской губернии» (далее — «Общество»).

«Общество» было образовано 6 ноября 1908 г. Главной целью его работы являлось естественнонаучное, сельскохозяйственное и общественно-экономическое изучение Смоленской губернии. Для достижения данной цели «Общество» учредило музей, создало библиотеку, организовывало выставки, собирало коллекции, издавало книги [6, с. 6].

Комитет «Общества» обратился к духовенству епархии с предложением вступать в состав его членов и просьбой «оказывать содействие ему по мере сил и возможностей в достижении целей» [7, с. 870].

Призыв комитета не остался без ответа. Со дня основания в работу «Общества» включились представители духовного ведомства: архимандрит Смоленского Спасо-Преоб-раженского Авраамиева мужского монастыря Игнатий (Чернцов), священники И.И. Лебедев, И.Я. Селезнев, П. Цветков, диакон Филонов, преподаватель Смоленского женского епархиального духовного училища И.И. Орловский [8, с. 4-5; 6, с. 4-5].

Значительный вклад в развитие метеорологических исследований в Смоленской губернии внес архимандрит Игнатий (в миру отставной артиллерийский офицер И.В. Чернцов). По его инициативе при Авраамиевом монастыре с 1887 г. стала действовать метеорологическая станция. Результаты наблюдений отец Игнатий еже-

280

дневно передавал по телеграфу в Санкт-Петербург, Вену, Стокгольм, Будапешт, Христианию и Триест.

В 1912 г. метеорологическая станция, вследствие перевода архимандрита Игнатия на новое место служения в Москву, была передана «Обществу» и перенесена в дом В.Л. Озмидова в Офицерской слободе, а затем размещена в Смоленской классической гимназии. Кроме «метеорологической станции 2 разряда с будкой» отец Игнатий подарил «Обществу» личные многолетние записи по метеорологии [8, с. 10].

О роли архимандрита Игнатия (Чернцова) в изучении губернии и его вкладе в естествознание свидетельствуют ниже приведенные строки адреса, поднесенного священнику «Обществом» во время прощания с ним при переводе в Москву:

«Ваше Высокопреподобие, отец Игнатий! Мысль, что изучение явлений природы, окружающей местности является делом не только интересным, но и необходимым — ни для кого не новая мысль. Но далеко не всякий признающий в теории полезность такого изучения, готов посвятить ему на практике свой труд, свои силы. Труд охотней прилагается к такому делу, которое по свойствам своим способно дать практические результаты непосредственно вслед за приложением этого труда. Дело изучения мало исследованных явлений природы не отличается упомянутой способностью.

Изучение это состоит главным образом в накоплении материалов, которые только в известной совокупности, по прошествии многих лет, могут ответить на интересующие общество вопросы.

Немногие труженики доживают до этого вожделенного времени.

Такая работа - работа неблагодарная, работа для тех, кто будет жить тогда, когда сам работник жить перестанет. Поэтому люди, посвящающие себя подобной деятельности, заслуживают особой признательности немногих, способных прозревать благие результаты этой деятельности в грядущем.

Общество изучения Смоленской губернии, поставившее своей задачей широкое изучение родного края, воспользуется накопленными Вами в течение более чем четверти века наблюдениями в области местных атмосферных явлений и примет на себя нравственное обязательство продолжать эти важные наблюдения. Это счастливое обстоятельство побуждает Общество выразить Вам глубочайшую благодарность и безграничное уважение за Вашу бескорыстную и высокополезную работу, высказать уверенность в том, что грядущие поколения смолян еще более оценят ее в свое время и пожелать Вам многих лет продуктивной деятельности на новом месте Вашего служения» [там же, с. 10-11].

Кроме изучения климата Смоленской губернии архимандрит Игнатий большое внимание уделял формированию библиотеки «Общества». Основание библиотеки было положено студенческим агрономическим кружком, который в 1911 г. передал «Обществу» 70 томов книг агрономического характера. Учитывая недостаток денежных средств библиотеки, в которой «Общество» предполагало сосредоточить литературу по изучаемым им направлениям, комплектование книжного фонда проис-

ходило на пожертвования членов организации и других благотворителей. Так, библиотека пополнялась книгами, пожертвованными частными лицами (Е.К. Святополк-Четвер-тинская, В.М. Бяшков, К.Д. Глинка, В.Н. Белькович, В.И. Грачев, В.Н. Добровольский, Е.Н. Клетнова, М.С. Калинин, Д.П. Сырейщиков, А.А. Ячев-ский, М.В. Аксенов, Н.И. Кришта-фович) и научными организациями (Метеорологическое бюро ученого комитета главного Управления Землеустройства). К числу частных жертвователей принадлежал и отец Игнатий. Кроме регулярных приобретений книг за собственный счет, отец архимандрит подарил при переезде в Москву «Обществу» личную научную библиотеку метеорологического характера [8, с. 9; 6, с. 10-11].

Обращая внимание на «крупные заслуги в деле изучения Смоленской губернии», годичное собрание членов «Общества» 13 января 1913 г. единогласно (22 человека) приняло решение избрать архимандрита Игнатия (Чернцова) своим почетным членом [8, с. 15]. На этом же собрании был заслушан доклад члена общества В.Н. Бельковича, который стал возглавлять метеорологическую станцию после отца Игнатия, на тему: «Об организации метеорологической сети в Смоленской губернии», в котором были затронуты вопросы организации и становления метеорологической службы под руководством архимандрита и намечены перспективы ее дальнейшего развития. Узнав об избрании почетным членом «Общества», отец Игнатий направил общему собранию телеграмму, в которой благодарил за оказанную честь и просил «передать собранию

благодарно-дружеский привет и в особенности В.Н. Бельковичу, докладчику по моему бывшему делу» [там же, с. 17].

Кроме архимандрита Игнатия (Чернцова), вопросам естествознания большое внимание уделял И.И. Орловский, сын священника села Даниловичи Ельнинского уезда Смоленской губернии. Являясь выходцем из духовного сословия, выпускником Смоленской духовной семинарии и Московской духовной академии, кандидатом богословия, И.И. Орловский преподавал в Смоленском епархиальном женском духовном училище историю, географию и физику. Кроме исследований по краевой истории, в 1907 г. Орловский опубликовал одно из первых научных описаний Смоленщины. Это книга «Краткая география Смоленской губернии» [9; 10, с. 307-310; 11].

В книге «Краткая география» И.И. Орловский, будучи историком (и по преимуществу — историком Смоленской епархии), поместил не только сведения о прошлом Смоленщины, но и охарактеризовал биологические, геологические и географические процессы губернии. Несмотря на ряд ошибок, исследование преподавателя епархиального училища стало «первым региональным географическим пособием для средних учебных заведений на территории Смоленщины» [12, с. 9].

По мнению исследователей, «Краткая география» стала классическим изданием научно-популярного плана и не утратила актуальности на современном этапе, являясь примером для написания подобных трудов нынешнему поколению уче-

281

ных, изучающих природные, социально-исторические и экономические процессы, происходившие на территории края в начале ХХ столетия [там же, с. 10]. Для историков же Смоленской епархии, по мнению автора настоящей статьи, важен вклад И.И. Орловского не только в церковное краеведение, но и в естествознание, с учетом анализируемой проблемы взаимодействия религии и науки.

Работа над книгой «Краткая география Смоленской губернии» потребовала от И.И. Орловского привлечения ряда источников. В первую очередь — это ответы священников епархии на вопросник «Программа для собирания сведений по описанию епархии», предложенный Орловским. Впоследствии именно письма епархиального приходского духовенства с ответами на «Программу» легли в основу «Краткой географии» и составили фонд И.И. Орловского в Государственном архиве Смоленской области, ныне являясь ценным историческим источником 282 [13, с. 150-159].

Кроме вопросов по истории сел, Орловский включил в список его интересующих направлений следующие пункты по естественным наукам — географии, биологии, зоологии, почвоведению и т.д.:

«<...> Выдающиеся в историческом, географическом и других отношениях названия деревень, урочищ и др. местностей.

<...> Поверхность прихода: холмы, горы, долины. Преобладающая почва; особенности. Подпочва; горные породы (известняки, песчаники, гранит, глины) и обнажения их в оврагах, берегах рек. Попадаются

ли окаменелости и кости допотопных животных? Минеральные богатства - каменный уголь, мел, фосфорит, торф, железо и проч.

Реки (если в приходе верховье реки, описать подробнее) и их притоки, замечательные ручьи, источники, озера, болота, «мхи», «окна», бездонные озера и болота, ключи, колодцы (святые, минеральные, «гремучие» и другие особенности). Особенности орошения и климата.

Особенности растительного и животного мира. Леса, ягодные растения, луга. Хищные и вредные животные. Исчезающие животные: лоси, рыси, козы, кабаны, выдры, бобры, черепахи и другие. Рыбы и насекомые (вымирающие виды)» [5, с. 250].

Можно сказать, что составление ответов на предложенные И.И. Орловским вопросы косвенно вовлекло духовенство епархии в изучение естественных наук. К 1906 г. у Орловского накопилось материала на 300 приходов. Практически во всех сохранившихся 183 описаниях содержатся естественнонаучные данные [14]. Считаем, что привлечение сельского духовенства к сбору сведений на местах способствовало самообразованию большого количества священнослужителей, повышая их образовательный уровень.

По мнению академика С.О. Шмидта, работа сельского духовенства над составлением описаний приходов использовалась и для просвещения народа, искореняя предрассудки и суеверия [15, с. 209]. Например, священник П.Г. Горанский, настоятель соборного храма в честь Рождества Богородицы г. Поречья Смоленской губернии, настолько серьезно отнесся к составлению описания прихода,

что зафиксировал редкие природные явления, очевидцем которых сам являлся. Здесь можно прочитать и о «нападении червей на лен», и о «солнечном затмении», и о «падении звезд», причем священник старался объяснить читателям указанные редкие явления с научной точки зрения [16, л. 44-47].

Некоторые священнослужители епархии профессионально занимались изучением лесного хозяйства. Так, известен священник г. Смоленска Федор Иванович Василевский, ученый-лесовод, окончивший в 1875 г. Московскую Петровско-Разумовскую академию [17, с. 18].

Вопросам научного ведения сельского хозяйства и агрономии большое внимание уделял преподаватель естественной истории и сельскохозяйственных дисциплин Смоленской духовной семинарии — священник Гавриил Степанович Крылов [там же, с. 25].

Членом Императорского географического общества состоял священник Смоленского уезда Григорий Соколов [там же, с. 36].

Примером гармоничного соединения православной веры и науки может служить жизнь и деятельность еще одного знаменитого уроженца села Даниловичи Ельнинского уезда. Это Михаил Дмитриевич Чаусов, доктор медицины, профессор Варшавского университета, основатель и на протяжении многих лет бессменный руководитель Русского Медицинского Общества в Варшаве.

Михаил Дмитриевич Чаусов родился в 1839 г. в семье священника села Даниловичи Дмитрия Чаусова. После окончания Рославльского духовного училища и Смоленской

духовной семинарии М. Чаусов поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, которую окончил в 1865 г. с серебряной медалью. Имея желание заниматься медициной, М.Д. Чаусов остался при академической кафедре хирургии для подготовки диссертации. В 1869 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Об организации кровяного свертка при перевязке сосудов» («Об организации тромба при лигатуре сосуда») [18, с. 1132].

Во время франко-прусской войны 1870 г. Чаусов был отправлен в зарубежную командировку для усовершенствования хирургических знаний. За рубежом он изучал опыт прусских полевых лазаретов и расширил свои знания в области военно-полевой хирургии. Одновременно М.Д. Чаусов ознакомился с неизвестными в России хирургическими инструментами, применявшимися на войне.

После возвращения с фронта в 1872 г. Чаусов был назначен профессором в Варшавский университет на кафедру оперативной анатомии. 283 В это время М.Д. Чаусов, занимаясь научной и преподавательской деятельностью, обратил внимание на отсутствие учебников по топографической анатомии. В 1876 г. вышел из печати первый выпуск «Руководства по топографической анатомии». Необходимо подчеркнуть, что данное издание, по мнению специалистов, «по простоте и ясности изложения являлось одним из лучших учебников по топографической анатомии» и было «единственным оригинальным на русском языке руководством по прикладной анатомии» [Там же, с. 1133].

По воспоминаниям И.И. Орловского, односельчанина и друга М.Д. Ча-усова, к профессору медицины людей привлекала его чисто русская натура с привитыми в детстве отцом-священником непоколебимыми нравственными принципами.

«Сын сельского священника, хотя и достигшего под старость, благодаря своему уму и характеру, обеспеченного положения и авторитета среди окружавших его, но до того времени бедного и невидного, Михаил Дмитриевич еще в юных годах прошел суровую школу труда и нужды. Впоследствии он нередко с гордостью указывал на то, что ему случалось „и в лапотках ходить и землю пахать прежде, чем он достиг титула превосходительства"» [там же, с. 1134].

Живя постоянно в Варшаве, Михаил Дмитриевич не забывал родного села. Он все летние и зимние каникулы проводил в Даниловичах. Профессор придерживался нравственных правил, основанных на уче-1ПЛ нии Православной Церкви. Одним 284 из главных дел для Чаусова стало возведение огромной (рассчитанной на 3000 человек) каменной церкви в родном селе.

«На дело постройки церкви он смотрел, как на задачу своей жизни, как на выполнение своего священного и обязательного долга перед своим родным селом и приходом. „Вы только подумайте, на чьи средства мы воспитывались в семинарии: ведь свечные-то суммы серый народ дает! А академии на чьи средства содержатся? Я в университете жалование немалое получаю, - откуда его казна берет? Ведь с тех же ,сивола-пых'. И другие платят? Так те другие

и учатся зато, у мужиченят много в университеты идет? Мы с вами там учимся, а их не пустим: места нет!"» [там же, с. 1135-1136].

Осознание неоплатного долга перед народом и мысль о необходимости оплатить хоть небольшую его часть родному селу сделались твердым убеждением Чаусова в последние годы жизни. Михаил Дмитриевич был избран председателем церковно-приходского попечительства. Возведение храма началось в 1903 г. Все дела по строительству контролировались профессором. Даже находясь в Варшаве, он был занят строительством церкви. Здесь же 29 августа 1903 г. Михаил Дмитриевич Чаусов умер.

По завещанию покойного, его тело привезли в деревянную старинную церковь Даниловичей. Отпевание состоялось 4 сентября 1903 г. У гроба Чаусова располагались венки от Варшавского университета, студентов, различных ученых и благотворительных учреждений. Заведуя кафедрой нормальной анатомии, М.Д. Чаусов занимался общественной работой. Он был секретарем факультета, дважды избирался деканом, редактировал «Университетские известия», на протяжении 7 лет состоял инспектором больниц гражданского ведомства. По меткому определению И.И. Орловского, Чаусов «в Варшаве был центром русского университетского мирка» [там же, с. 1134].

На могиле М.Д. Чаусова был установлен черный гранитный памятник. Друг и односельчанин профессора И.И. Орловский сказал в надгробной речи:

«Отныне могила Михаила Дмитриевича Чаусова надолго будет па-

мятна для Даниловичей, которые не забудут своего профессора и ктитора своего храма» [там же, с. 1137].

Ныне на кладбище одни безымянные холмики. Долгое время памятник с эпитафией был угловым столбом под колхозным домом. Краевед г. Рославля Смоленской области С.С. Иванов в 2002 г. случайно нашел две части памятника профессору на огороде местного жителя [19, с. 62].

После смерти М.Д. Чаусова строительство храма было завершено под руководством И.И. Орловского. В 1907 г. церковь была освящена. До наших дней храм не дошел [там же, с. 65].

Необходимо подчеркнуть, что М.Д. Чаусов был не единственным представителем духовного ведомства, избравшим медицину. После окончания Смоленской духовной семинарии, которая, несмотря на основной профиль — подготовку православных священнослужителей, все же давала и «хорошую подготовку к изучению медицины», 64 человека избрали врачебную профессию [17, с. 44]. Приведем наиболее яркие имена светил отечественной медицины.

Архангельский Иван Иванович (1832—1880), сын дьякона Юхновско-го уезда. Доктор медицины. В 1868 г. с серебряной медалью окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, во время учебы получал стипендию Министерства государственных имуществ. Первым в России сделал полное удаление матки и более 1000 крупных операций в брюшной полости.

Громов Сергей Алексеевич (1774— 1856), сын священника Гжатского уезда. Профессор судебной медицины и акушерства Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

После его смерти весь личный капитал (10 тысяч рублей), согласно завещанию, перешел в пенсионную кассу Смоленской епархии для приданного невестам духовного сословия.

Лебедев Михаил Дмитриевич (1849 — не раньше 1916), сын священника Гжатского уезда. Доктор медицины, приват-доцент Московского университета. Депутат I Государственной Думы от Смоленской губернии.

Оглоблин Алексей Алексеевич (1885—1975), сын священника Пореч-ского уезда. Доктор медицинских наук, профессор Смоленского государственного медицинского института.

Строганов Николай Алексеевич (1842—1894), сын протоиерея г. Рос-лавля. В 1870 г. окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Доктор медицины, профессор патологической анатомии Новороссийского университета [там же, с. 14-44].

Кроме ученых-храмостроителей М.Д. Чаусова и И.И. Орловского, жертвовавших свои средства на возведение церквей в родных селах, еще одним сыном священника, ставшим известным географом, был тайный советник, кавалер многих орденов Капитон Иванович Смирнов.

Капитон Иванович Смирнов родился в семье диакона села Дубров-на Юхновского (ныне Темкинский район) уезда Смоленской губернии 1 марта 1827 г. Учился сначала в Вяземском духовном училище, затем в Смоленском духовном училище. В 1839 г. поступил в младшее отделение Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. После окончания с серебряной медалью и со званием старшего учителя гим-

285

назии, с 1847 г. К.И. Смирнов несколько лет преподавал географию и латинский язык в Нижегородской гимназии. Затем он был назначен сначала инспектором 3-й Санкт-Петербургской гимназии, а из нее переведен на должность директора 2-й Санкт-Петербургской гимназии, где трудился более 25 лет [20, с. 156-157].

В свободное от службы время К.И. Смирнов занимался написанием учебников по географии. Его сочинение «Учебная книга географии, применительно к курсу средних учебных заведений Министерства Народного Просвещения (в 3-х частях» в течение 41 года выдержало 38 изданий, было переведено на болгарский язык. Много изданий также выдержала «Учебная книга географии, применительно к курсу учебных заведений духовного ведомства» [там же].

«Господу Богу угодно было благословить его труды: учебник его, не смотря на громадную конкуренцию, сразу занял выдающееся и прочное место inn среди своих соперников, мало этого — 286 он обратил на себя внимание даже за пределами России» [21, с. 995].

По мнению К.И. Смирнова, успех в его жизни был связан «с особым благословением Божьим» за послушание родителям, которые постоянно призывали его учиться, причем отец — диакон подчеркивал, что «последней рубахи не пожалею, чтобы дать тебе образование». Поэтому своим нравственным долгом он считал воздвигнуть в родном селе каменную церковь. Кроме того, в память о своем отце, безвозмездно обучавшем крестьянских детей, Смирнов решил возле нового храма построить приходскую школу.

Закладка церкви состоялась 10 октября 1893 г., освящение произошло 4 августа 1896 г. Возведение храма, посвященного Покрову Богородицы, обошлось К.И. Смирнову в 200 тысяч рублей. Видное место в церкви занимал дубовый двухъярусный иконостас с образами, написанными известным художником-передвижником академиком живописи А.И. Корзухиным [там же, с. 1218; 22, с. 576].

Необходимо подчеркнуть, что храм, воздвигнутый К.И. Смирновым, сохранился до наших дней и является действующим.

После освящения церкви состоялось освящение приходской школы. Примечательна речь протоиерея П. Заболотского, обращенная к Смирнову на торжественной трапезе, показывающая тесную связь ученого-географа с родным селом и религиозной верой:

«Ваше Превосходительство! Устроивши в этом селе церковь и школу, Вы дали поучительный урок, как нужно любить родину. Ваше всегдашнее пребывание в Санкт-Петербурге, ученые занятия, общество, среди которого Вы вращаетесь, Ваше заслуженное положение, дающее доступ в царские чертоги — все это держало Вас вдали от родины, сближало с иной средой и мало-помалу должно было изгладить из памяти Вашей воспоминания детства и юношества о родном захолустном селе. И Вашему Превосходительству, конечно, известны многие примеры, как питомцы нашей духовной школы, прокладывая себе дорогу в светских сферах, таили свое духовное происхождение, или стыдясь его, или опасаясь услышать обидные попреки, а

иные, без особых колебаний, готовы были бы объявить себя не помнящими родства и родины, чтобы вопрос о происхождении больше не пугал их страхами людского пренебрежения. Ваше Превосходительство, проходя длительный искус жизни, видимо всегда были на стороне того убеждения, что измена традициям родины и происхождения ниже Вашего достоинства, и Вы остались до сего времени признательным питомцем своего родного села и почтительным сыном своих родителей, устроивши при их могилах храм для всегдашней молитвы о них и о себе. Сюда Вы со всей щедростью внесли сбережения от Ваших ученых трудов, которые особенно чтит учащая и учащаяся Россия.

В нынешний день мы с Вами, Ваше Превосходительство, торжествуем блистательный конец Ваших четырехлетних забот и трудов о деле, особенно дорогом по понятиям нашего православного народа» [21, с. 1223-1224].

Кроме Покровского храма и приходской школы в родном селе, на средства К.И. Смирнова при возглавляемой им гимназии была устроена домовая церковь, имевшая дорогую богослужебную утварь, облачения и книги [20, с. 157].

За свои общественно-полезные труды К.И. Смирнов был награжден орденом святой Анны 1 степени, орденом святого Станислава 1 степени, орденом святого Владимира 3 и 2 степеней, бронзовой медалью на Андреевской ленте в память войны 1853-1855 гг., знаком отличия за беспорочную службу в течение 40 лет.

Умер К.И. Смирнов 5 января 1902 г. На похороны земляка собралось бо-

лее 200 прихожан села Дубровны, которые возложили на могилу венок в благодарность за сооружение на родине храма и церковно-приходской школы. Погребен К.И. Смирнов в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище [там же, с. 158].

Примером, подтверждающим предположение автора данного исследования о не противоречии науки и религии, может служить список выпускников Смоленской духовной семинарии, составленный П.В. Цеза-ревским. Из 311 семинаристов, избравших себе светскую профессию, кроме чиновников, учителей и военных, есть лица, внесшие вклад в естествознание. По мнению Цезаревского, представителям духовного сословия «пришлось часто играть роль некоторого культурного запаса, к которому за надлежащим материалом, и не без пользы для дела, часто случалось прибегать и при учреждении университетов, академий и институтов и для разных административных государственных надобностей» [17, с. 44].

Главной же гордостью Смоленской семинарии, помимо лиц высшей церковной иерархии, были ее выпускники, ставшие профессорами высших светских учебных заведений. Их 14. Ни одна светская школа Смоленщины не дала столько представителей научному миру в рассматриваемый период, как семинария, даже Смоленская классическая гимназия, несмотря на то, что «ее учебные программы в гораздо большей степени приноровлены к подготовке для прохождения светских высших курсов» [там же, с. 46].

Кроме специалистов по филологии, истории, педагогики, физике, математике, известны следующие

287

288

ученые-естественники, выходцы из духовного сословия.

Кулагин Николай Михайлович (1860-1940), сын священника Духов-щинского уезда. Доктор зоологии, профессор Московского сельскохозяйственного института, член-корреспондент Петербургской академии наук (1913), член-корреспондент РАН (1917). Автор более 30 работ по пчеловодству.

Нет нужды говорить о вкладе в почвоведение Докучаева Василия Васильевича (1846-1903), сына священника села Милюкова Сычев-ского уезда. Доктор геологии, выдающийся ученый, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. В 1885 г. получил полную Макариевскую премию Императорской Санкт-Петербургской академии наук в области естествознания [там же, с. 21].

Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть следующее. Представители духовного сословия Смоленской епархии, получив традиционное для своего происхождения образование, после окончания духовных семинарии и академии получали образование в высших светских учебных заведениях. После получения научных степеней они вносили значительный вклад и в религиозную сферу жизни российского общества. Войдя в научное сообщество, став известными учеными, большинство из них не разорвало связей с Русской Православной Церковью. Будучи одновременно широко образованными, они оставались глубоко верующими людьми. Если ученый не принимал священного сана, то выражением его религиозности являлось возведение храмов. Если же он

связывал свою дальнейшую жизнь с Церковью, то все полученные знания применялись на практике через организацию естественнонаучных учреждений, внебогослужебных чтений и бесед с паствой. Вся их жизнь являлась примером тесной взаимосвязи религиозной веры и науки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зубанова, С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук [Текст] / С.Г. Зубанова. -М., 1995.

2. Ивочкин, Д.А. Социальная и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв. (На материалах Смоленской губернии): Автореферат дис. ... канд. ист. наук [Текст] / Д.А. Ивочкин. - Брянск, 2010.

3. Пашенцев, Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX - начале ХХ в.: Дис. ... канд. ист. наук [Текст] / Д.А. Пашенцев. - М., 1995.

4. Штепа, А.В. Социальное служение Русской Православной Церкви во второй половине XIX - начале ХХ веков (на материалах Калужской епархии): Автореферат дис. ... канд. ист. наук [Текст] / А.В. Штепа. - Брянск, 2005.

5. Ивочкин, Рафаил, иеромонах. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ в. [Текст] / Рафаил Ивочкин. - Смоленск, 2012.

6. Отчет общества изучения Смоленской губернии по 1-е января 1912 года [Текст]. -Смоленск, 1912.

7. Новое общество в Смоленской губернии [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1908. - № 3. Отдел неофиц. -С. 870-871.

8. Отчет общества изучения Смоленской губернии за 1912 год [Текст]. - Смоленск, 1913.

9. Жиркевич, А.В. Ив. Ив. Орловский. (Биографический очерк с приложениями -двумя портретами Орловского и его статей) [Текст] / А.В. Жиркевич. - Вильно, 1909.

10. Ивочкин, Д.А. Представители духовного сословия в изучении и описании Смоленской епархии (вторая половина XIX - начало ХХ в.) [Текст] / Д.А. Ивочкин // Третьи всероссийские краеведческие чтения (Москва - Коломна, 22-23 июня 2009 г.) / Отв. ред. В.Ф. Козлов, отв. за вып. А.Г. Смирнова. - М., 2009. - С. 307-310.

11. Орловский, И.И. Краткая география Смоленской губернии [Текст] / И.И. Орловский. - Смоленск, 1907.

12. Евдокимов, М.Ю. Первый учебник по географии Смоленщины [Текст] / М.Ю. Евдокимов // Орловский И.И. Краткая география Смоленской губерн Евдокимова. Изд. 2. - Смоленск, 2006.

13. Ивочкин, Рафаил, иеромонах. Фонд Ивана Ивановича Орловского как источник по истории Русской Православной Церкви // Третьи Авраамиевские чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Рафаил Иво-чин. - Смоленск, 2005. - С. 150-159.

14. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). - Ф. 391. - Оп. 1. - Д. 1; 2; 3; 3-а; 4; 5; 6.

15. Шмидт, С.О. Сельские церковно-при-ходские летописи как историко-краевед-ческий материал [Текст] / С.О. Шмидт // Историческое краеведение. По материалам II Всесоюзной конференции по историческому краеведению. - Пенза, 1993. -С. 209.

16. Горанский, П.Г., священник. Историко-статистическое описание Соборной церкви города Поречья [Текст] / П.Г. Горан-ский // Архив мемориального дома-музея Н.М. Пржевальского.

17. Цезаревский, П.В. Страничка из истории Смоленской духовной семинарии [Текст].

- Смоленск, 1907.

18. Орловский, И.И. Михаил Дмитриевич Ча-усов (Некролог) [Текст] / И.И. Орловский // Смоленские епархиальные ведомости.

- 1903. - № 19. Отдел неофиц. - С. 11321137.

19. Ивочкин, Рафаил, иеромонах. Ельнинская земля: православные храмы [Текст] / Рафаил Ивочкин. - Смоленск, 2005.

20. К.И. Смирнов. (Некролог) [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1902.

- № 3. Отдел неофиц. - С. 156-157.

21. Освящение нового храма в селе Дубров-не, Юхновского уезда, Смоленской губернии [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1896. - № 19. Отдел неофиц.

- С. 993-1002, 1217-1226.

22. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область [Текст]. - М., 2001.

REFERENCES

1. Cezarevskij P.V., Stranichka iz istorii Smo-lenskoj duhovnoj seminarii, Smolensk, 1907. (in Russian)

2. Evdokimov M.Yu., "Pervyj uchebnik po geografii Smolenshchiny", in: Orlovskij I.I., Kratkaya geografiya Smolenskoj gubernii, 2 nd, Smolensk, 2006. (in Russian)

3. Goranskij P.G., svyashchennik, "Istoriko-statisticheskoe opisanie Sobornoj cerkvi goroda Porechya", in: Arhiv memorialnogo doma-muzeya N.M. Przhevalskogo. (in Russian)

4. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti (GASO), F. 391, Op. 1, D. 1; 2; 3; 3-a; 4; 5; 6. (in Russian)

5. Ivochkin D.A., "Predstaviteli duhovnogo so-sloviya v izuchenii i opisanii Smolenskoj 289 eparhii (vtoraya polovina XIX - nachalo ХХ

v.)", in: Treti vserossijskie kraevedcheskie chteniya (Moskva - Kolomna, 22-23 iyunya 2009 g.), ed. V.F. Kozlov, A.G. Smirnova, Moscow, 2009, pp. 307-310. (in Russian)

6. Ivochkin D.A., Socialnaya iprosvetitelskaya deyatelnost Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v provincii vo vtoroj polovine XIX - nachale ХХ vv. (Na materialah Smolenskoj gubernii), Extended abstract of PhD dissertation (History), Bryansk, 2010. (in Russian)

7. Ivochkin Rafail, ieromonah, Elninskaya zemlya: pravoslavnye hramy, Smolensk, 2005. (in Russian)

8. Ivochkin Rafail, ieromonah, "Fond Ivana Ivanovicha Orlovskogo kak istochnik po istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi", in: Tre -ti Avraamievskie chteniya: Proceedings of the vserossijskoj nauchno-prakticheskoj

Conference, Smolensk, 2005, pp. 150-159. (in Russian)

9. Ivochkin Rafail, ieromonah, Socialnaya i prosvetitelskaya deyatelnost Smolenskoj ep-arhii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv., Smolensk, 2012. (in Russian)

10. K.I. Smirnov (Nekrolog), Smolenskie ep-arhialnye vedomosti, 1902, No. 3, pp. 156157. (in Russian)

11. Novoe obshchestvo v Smolenskoj gubernii, Smolenskie eparhialnye vedomosti, 1908, pp. 870-871. (in Russian)

12. Orlovskij I.I., Kratkaya geografiya Smolenskoj gubernii, Smolensk, 1907. (in Russian)

13. Orlovskij I.I., Mihail Dmitrievich CHausov. (Nekrolog), Smolenskie eparhialnye vedomosti, 1903, No. 19, pp. 1132-1137. (in Russian)

14. Osvyashchenie novogo hrama v sele Du-brovne, YUhnovskogo uezda, Smolenskoj gubernii, Smolenskie eparhialnye vedomosti, 1896, No. 19, pp. 993-1002, 1217-1226. (in Russian)

15. Otchet obshchestva izucheniya Smolenskoj gubernii po 1-e yanvarya 1912 goda, Smolensk, 1912. (in Russian)

16. Otchet obshchestva izucheniya Smolenskoj gubernii za 1912 god, Smolensk, 1913. (in Russian)

17. Pashencev D.A., Blagotvoritelnaya deyatelnost russkoj pravoslavnoj cerkvi vo vtoroj polovine XIX- nachale XXv., PhD dissertation (History), Moscow, 1995. (in Russian)

18. Shmidt S.O., "Selskie cerkovno-prihodskie letopisi kak istoriko-kraevedcheskij material", in: Istoricheskoe kraevedenie. Po mate-rialam II Vsesoyuznoj konferencii po is-toricheskomu kraevedeniyu, Penza, 1993. (in Russian)

19. Shtepa A.V., Socialnoe sluzhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vekov (na materialah Kaluzhs-koj eparhii), Extended abstract of PhD dissertation (History), Bryansk, 2005. (in Russian)

20. Svodpamyatnikov arhitektury i monumental-nogo iskusstva Rossii: Smolenskaya oblast, Moscow, 2001. (in Russian)

21. Zhirkevich A.V., Iv.Iv. Orlovskij. (Biogra-ficheskij ocherk s prilozheniyami - dvumya portretami Orlovskogo i ego statej), Vilno, 1909. (in Russian)

22. Zubanova S.G., Pravoslavnaya cerkov v so-cialnoj, kulturnoj i duhovnoj zhizni rossijsk-ogo obshchestva XIX v., PhD dissertation (History), Moscow, 1995. (in Russian)

Ивочкин Демьян Анатольевич, кандидат исторических наук, кандидат богословия, первый проректор, заведующий кафедрой, кафедра богословских и церковно-исторических дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария, idar78@mail.ru tuU Ivochkin D.A., PhD in History, PhD in Theology, Vice-Rector, Department of Theological and Church-Historical Subjects, Head of the Department, Smolensk Orthodox Theological Seminary, idar78@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.