Научная статья на тему 'СМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

СМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
776
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соломатин Евгений Вячеславович, Козлов Вячеслав Александрович

В данное статье, в свете развития Вооружённых сил Российской Федерации, с учётом современных вызовов и угроз целостности Российской Федерации и защиты её интересов на геополитической арене, рассматривается роль и место средств массовой информации в системе военно-политической работы. Авторами даётся качественная характеристика информации как средству воздействия на личный состав с целью поддержания морально-политического и психологического состояния на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AS A MEANS OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF MILITARY-POLITICAL WORK

This article, in light of the development of the Armed Forces of the Russian Federation, taking into account the current challenges and threats to the integrity of the Russian Federation and the protection of its interests in the geopolitical arena, examines the role and place of the media in the system of military and political work. The authors give a qualitative characterization of the information as a means of influencing the personnel in order to maintain the moral, political and psychological state at a high level.

Текст научной работы на тему «СМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

13. Текучева И.В. О базисной категории "метод преподавания" в учебниках по методике преподавания русского языка начала ХХ в//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 1. - С. 82-90.

14. Текучева И.В. Теория и методика преподавания русского языка. практические занятия: методические рекомендации / И. Текучева; Департамент образования г. Москвы, Московский гуманитарный пед. ин-т, Каф. русского яз. и методики. Москва, 2006.

15. Текучева И.В., Громова Л.Ю. Обучение чтению: исторический аспект проблемы // В сборнике: Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство. Труды международной научной конференции. - 2015. - С. 381-385.

16. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Воспитание - XXI ВЕК. Методика и искусство. Волгоград, 2016. - 177 с.

17. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. -2018. - Т. 11. - № 2. - С. 265-274.

18. Tekucheva I.V., Gromova L.Y. On present state of teaching Russian language in Russia // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Т. 11. - № 14. - С. 6504-6511.

Педагогика

УДК 381.477

кандидат педагогических наук, доцент Соломатин Евгений Вячеславович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирское высшее командное училище Министерства Обороны Российской Федерации (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Козлов Вячеслав Александрович Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирское высшее командное училище Министерства Обороны Российской Федерации (г. Новосибирск)

СМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В данное статье, в свете развития Вооружённых сил Российской Федерации, с учётом современных вызовов и угроз целостности Российской Федерации и защиты её интересов на геополитической арене, рассматривается роль и место средств массовой информации в системе военно-политической работы. Авторами даётся качественная характеристика информации как средству воздействия на личный состав с целью поддержания морально-политического и психологического состояния на высоком уровне.

Ключевые слова: средства массовой информации, массовое сознание, воспитание, военно-политическое и психологическое состояние, военно-политическое пропаганда и агитация, информационная деятельность, информационно-воспитательное воздействие.

Annotation. This article, in light of the development of the Armed Forces of the Russian Federation, taking into account the current challenges and threats to the integrity of the Russian Federation and the protection of its interests in the geopolitical arena, examines the role and place of the media in the system of military and political work. The authors give a qualitative characterization of the information as a means of influencing the personnel in order to maintain the moral, political and psychological state at a high level.

Keywords: media, mass consciousness, upbringing, military-political and psychological state, military-political propaganda and agitation, informational activity, information and educational impact.

Введение. Особое место и роль в процессе формирования массового сознания занимают средства массовой информации. Умелая, грамотно организованная работа со средствами массовой информации в системе военно-политической работы в Вооружённых Силах должна формировать взгляды, установки, стереотипы и мотивы поведения военнослужащих, поддерживать высокое морально-политическое и психологическое состояние личного состава обеспечивая выполнение им поставленных задач.

Изложение основного материала статьи. Военно-политические органы осуществляют руководство военными средствами массовой информации (СМИ) в интересах решения задач военно-политической пропаганды и агитации [1]. Важность и необходимость средств массовой информации в системе военно-политической пропаганды и агитации обусловлена:

во-первых, уровнем влияния на морально-политическое и психологическое состояния военнослужащих. Правильно организованные и умело представленные органами военно-политической работы средства массовой информации, к которым в настоящее время относится и интернет, оказывают значительное влияние на формирование нравственности, духовности, морального духа и поведенческих установок личного состава, его психологической готовности к защите Отечества.

во-вторых, использованием СМИ в информационном противоборстве, которое ведется постоянно, как в мирное, так и в военное время. В настоящее время активно используются подрывные информационные и коммуникационные технологии в военно-политических целях, направленные против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств. В Доктрине информационной безопасности РФ подчеркивается: «Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей... Кроме того, одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях» [2]. В связи с лавинообразным развитием коммуникаций, расширением глобальных связей становится очевидным фактор осуществления, в невиданных ранее масштабах, информационно-психологического воздействия как на население, так и вооруженные силы противоборствующих сторон. В условиях, когда «гибридная» война против России превратилась в повседневный фактор существования нашей страны, успешное

противостояние угрозам нового вида в решающей степени будет зависеть от способности своевременно сформировать новое знание о войне и на этой основе определить стратегию государства в целом и стратегию строительства Вооруженных Сил в частности [3].

Таблица 1

Основные качественные характристики информации

Ценность Актуальность Доступность

Релевантность Своевременность Логичность

Достоверность Новизна Лаконичность

Точность Оперативность Однозначность

Полнота Время устаревания Конкретность

и др. и др. и др.

Информационно-воспитательное воздействие через СМИ на личный состав является важнейшей составляющей системы обучения и воспитания.

Этот вид деятельности является элементом информационного обеспечения, призванным воздействовать на эмоционально-волевую и поведенческую сферу военнослужащих в целях формирования у них высоких морально-политических и психологических, боевых качеств. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, передача ему необходимых знаний и навыков практических действий неразрывно связаны со средствами массовой информации, развитием с их помощью мировоззрения у личного состава, освоением исторического опыта и воинских традиций, формированием высоких морально-боевых качеств, то есть с воспитанием личности вооруженного защитника Отечества. Стоит отметить, что в настоящее время вопросами информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил занимается Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны который организует и осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение государственной политики в области обороны, а также информационное обеспечение деятельности Вооруженных Сил [4].

Анализ научных источников показал, что проблема информационно-воспитательного воздействия на личный состав через СМИ исследуется учеными многих наук гуманитарного цикла педагогики, психологии, философии, социологии, истории и др.

Частные вопросы информационно-воспитательного воздействия через СМИ на личный состав в боевых условиях, рассматривались в диссертационных исследованиях А.А. Жиляева (воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах); А.Г. Караяни (психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах); И.А. Липского (вопросы развития военно-педагогической информатики); С.Л. Рыкова (социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка) и др.

Рассматривая вопросы, связанные с практикой воспитания и обучения личного состава через СМИ необходимо отметить, что решать задачи одного из основных направлений военно-политической работы -военно-политической пропаганды и агитации приходится иногда в сложных условиях локальных военных конфликтов (военная операция в Сирии).

К таким условиям можно отнести и длительный отрыв военнослужащих от регулярного воздействия государственных средств массовой информации, сложные условия проведения информационно-воспитательной деятельности непосредственно в боевой обстановке, непрерывное информационно-психологическое воздействие противником с помощью своих средств СМИ (психологические операции -ПСО) и др.

Практика военно-политической пропаганды и агитации (агитационно-пропагандисткой работы) с использованием средств массовой информации позволила выявить и сформулировать следующие закономерности информационно-воспитательной деятельности.

а) общие закономерности:

- обусловленность содержания, организации и методики информационно-воспитательной деятельности характером общественных отношений, при которых она осуществляется под влиянием объективных факторов различного уровня (политических, экономических, военно-технических, духовных и др.);

- зависимость содержания, организации, методики информационно-воспитательной деятельности от ее направленности и условий, в которых она проводится. Суть заключается в том, что информационно-воспитательная деятельность по своему содержанию, организации, методике строится в зависимости от специфики аудитории, в которую целенаправленно передается определенная информация, с учетом задач и обстоятельств, которые решаются людьми в момент получения информации;

б) закономерности, действующие непосредственно в области информационно-воспитательной деятельности через СМИ и раскрывающие взаимосвязи с другими процессами и явлениями, происходящими в обществе и в Вооруженных силах:

- зависимость содержания, организации информационно-воспитательной деятельности через СМИ от характера международных отношений, военно-политической обстановки в мире, уровня и реальности военной опасности и военных угроз для нашего государства, а также от внутриполитической обстановки в стране;

- обусловленность влияния и действенности информационно-воспитательной деятельности на морально-политическое и психологическое состояние и боевой настрой военнослужащих в зависимости от содержания и основных направлений военной политики государства, политических целей, задач, решаемых Вооруженными силами;

- зависимость содержания, организации и действенности информационно-воспитательной деятельности от социально-экономической ситуации в обществе, в которой она осуществляется.

В условиях нарастания тенденции использования военной силы для достижения политических и экономических целей в межгосударственных отношениях, расширения конфликтного пространства по периметру границ Российской Федерации, трансформации угроз военной безопасности России

информационно-воспитательная деятельность ведется с целью разъяснения задач реформ, проводимых в стране и в армии, мобилизации военнослужащих на стойкое и мужественное преодоление временных трудностей, формирование у них убежденности в позитивных перспективах развития Российского государства.

Наиболее устойчивые, неоднократно повторяющиеся связи, присущие самому процессу информационно-воспитательной деятельности, с другими видами деятельности войск, затрагивает в своем исследовании В.П. Журавель. Важнейшими закономерностями этой группы он выделяет:

- тесную и неразрывная связь воспитательного процесса в рамках агитационно-пропагандисткой работы, со всей системой обучения, воспитания личного состава, повседневной деятельностью войск в мирных условиях и во время войны, зависимость информационно-воспитательной деятельности от технической оснащенности частей и соединений СМИ;

- зависимость эффективности информационно-воспитательной деятельности от уровня подготовки командиров, офицеров военно-политических структур и др. осуществляющих эту работу. Важно, чтобы указанные лица обладали необходимыми теоретическими знаниями, практическим опытом, определенным педагогическим мастерством, в совершенстве владели методикой воздействия на сознание и поведение военнослужащих, были способны организовать данную деятельность в любых условиях [5]. В этой связи необходимо отметить, что в исследовании С.Л. Рыкова указано, что информационно-воспитательное воздействие на личный состав является педагогической деятельностью, так как своей целью имеет оказание ценностно-нормативного влияния на армейскую аудиторию, воздействуя на ее сознание и поведение [6].

Перечисленные закономерности тесно и неразрывно связаны между собой, взаимообусловлены и проявляются через множество разнообразных, на первый взгляд случайных, порой трудно объяснимых явлений, что во многом снижает действенность информационно-воспитательной деятельности через СМИ. Однако несомненно, что познание закономерностей и учет специфики их проявления в воспитании личного состава способствуют эффективности воздействия на сознание и поведение военнослужащих.

Если говорить об эффективности воспитания с помощью средств массовой информации, то она достигается прежде всего благодаря содержанию информационного материала, благодаря которому у военнослужащих формируется правильное представление о сущности войны, характере современного боя и вооруженных конфликтов, вооружения и боевой техники как своих войск, так и войск противника.

В качестве примера можно провести освещение СМИ использования новых, современных средств вооружения в вооруженном конфликте в Сирии, где было апробировано более 600 современных образцов вооружения и техники [7].

Как показывает опыт, в том числе и через содержание информационно-воспитательной деятельности, у личного состава формируется эмоционально-волевая, морально-политическая и психологическая устойчивость, происходит процесс формирования нравственных убеждений.

Исходя из вышесказанного можно обозначить направления деятельности командиров и их заместителей по военно-политической работе по организации военно-политической пропаганды и агитации с помощью средств массовой информации. Рассмотрим их.

• Обеспечение комплексного использования всех имеющихся средств массовой информации, в том числе и военные СМИ, аудитория которых в основном представлена военнослужащими и их коллективами. Они имеют свою специфику, обусловленную целями, задачами и особенностями их деятельности, главная из которых - обеспечение безопасности страны в информационной сфере. Военные СМИ в настоящее время -это издания, радиостанции и телеканалы. Среди них - известная на всю страну газета «Красная звезда», журналы «Армейский сборник» и «Военная мысль», телеканал «Звезда». В настоящий момент Министерство обороны России не только рассказывает о российской армии в теле- и радиоэфире, но и выпускает более 20 периодических печатных изданий [8]. В связи с этим предполагается необходимость координации усилий по их применению со стороны различных должностных лиц, офицеров отделов военно-политической работы. Принцип вытекает из единства системы субъекта - объекта и средств, обеспечивающих беспрерывную их деятельность.

• Применение в информационно-воспитательной деятельности с помощью средств массовой информации компетентности, профессионализма, научного и педагогически обоснованного подхода. У руководителей и их заместителей по военно-политической работе должно быть четкое представление педагогических возможностей информационно-воспитательной деятельности через применение средств массовой информации. Работа в этом направлении должна осуществляться непрерывно, постоянно и, как показывает практика, целенаправленно, так как от этого во многом зависит ее действенность.

• В содержании информации и в процессе ее изложения через СМИ, центральное место должно занимать наиболее важное, специфическое сообщение, актуальное на текущий момент. Следовательно, информация должна соответствовать действительности, целям и задачам, выполняемым военнослужащими на данном этапе их службы, что обуславливает ее актуальность и своевременность.

• Коррекция, дозирование, разъяснение, своевременное изменение содержания информации, которая в силу своей достоверности имеет отрицательную направленность и может вызвать у военнослужащих такие негативные психические состояния как страх, паника, неуверенность в своих действиях.

Выводы. Потребность в военных средствах массовой информации в войсках обусловлена возрастающей актуальностью идеологической информации при формировании высокого морально-политического и психологического состояния военнослужащих, а также повышением значимости и масштабности информационного противоборства в мире и социально-политической обстановке в стране, районах постоянной дислокации подразделений и частей. Высокая значимость информационных процессов в Вооруженных Силах предопределила возникновение особого рода деятельности среди личного состава -информационной работы или информационного обеспечения, особенностью которого является решение информационно-аналитических и информационно-пропагандистских задач в интересах формирования высокого морально-политического и психологического состояния личного состава.

Опыт боевых действий войск в современных войнах и военных конфликтах за пределами Российской Федерации показывает, что военно-политическая пропаганда и агитация с использованием средств массовой информации, в первую очередь военных, при своевременно поставленных задачах и эффективной организации, при умелом применении технических средств, обладает значительным потенциалом духовного воздействия на умы и сердца личного состава. Пропагандистско-агитационные мероприятия с

использованием СМИ в боевой обстановке должны иметь ярко выраженный патриотический, социально-управленческий, мотивирующий, мобилизующий и педагогический характер.

Таким образом, анализ информационно-воспитательного влияния на военнослужащих позволяет сделать вывод, что в результате имеющихся социально-политических и экономических условий в России значимость информационно-воспитательной работы через СМИ в системе агитационно-пропагандистской работы, является бесспорной. Особую актуальность она приобретает в ходе вооруженных конфликтов где Вооруженные Силы РФ решают важные и сложные боевые задачи.

Литература:

1. Артюх М.А. Культурно-информационное противоборство: история и современность военная мысль. № 5 - 2020.

2. Бартош А.А. «Стратегия и контрстратегия гибридной войны // Военная Мысль. - № 10. - 2018.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 16.02.2018).

4. Журавель В.П. Совершенствование использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих внутренних воск МВД России: На опыте локальных военных конфликтов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2001

5. Мармаза С.А. Роль информационного фактора в повышении эффективности деятельности военно-управленческих структур // Военная Мысль. № 9 - 2019.

6. Информационное обслуживание в Вооруженных Силах России: Соцобеспечение: Министерство обороны РФ, 2020. URL: https://sc.mil.ru/

7. Организация информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Р.Х. Цаликова, Н.А. Панкова, И.Е. Конашенкова. - М.: Редакционно-издательский центр Министерства обороны Российской Федерации, 2018. - 392 с.

8. Основы военно-политической работы: учебник. - М.: ВУ, 2020. - 550 с.

9. Проверка боем: Российская газета. 2019. URL: https://rg.ru/2019/06/24/v-sirii-aprobirovano-bolee-600-obrazcov-vooruzheniia-i-tehniki.html

10. Рыков С.Л. Реализация воспитательного потенциала средств массовой информации в военно-педагогической деятельности. - М., ВУ. - 1995. - С. 8.

11. СМИ - еще один вид Вооруженных Сил. Военный портал. 2016. URL: http://milportal.ru/smi-eshhe-odin-vid-vooruzhennyh-sil-vazhno-umet-horosho-ego-primenyat

Педагогика

УДК 37.017.4

старший преподаватель кафедры методик начального и дошкольного образования Сорвачева Ирина Дмитриевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ТЕХНОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме нашего общества и системе дошкольного образования - духовно-нравственному воспитанию детей. В статье проанализированы современные педагогические технологии с точки зрения целесообразности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, патриотизм, педагогические технологии, воспитание, социокультурная среда, дошкольник.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of our society and the system of preschool education-spiritual and moral education of children. The article analyzes modern pedagogical technologies from the point of view of the expediency of their use in working with preschool children.

Keywords: spirituality, morality, education, patriotism, pedagogical technologies, education, socio-cultural environment, preschool child.

Введение. Современное общество порожденное, глубоким экономическим и социально-политическим кризисом определяет, приоритетным направлением в системе образования духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Современные педагогические технологии духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации необходимо рассматривать в контексте таких понятий: «патриотическое воспитание», «гражданское воспитание», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «воспитание».

Закон РФ «Об образовании» определяет обязанность и ответственность родителей в нравственном развитии личности ребенка [1, с. 71]. Авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обозначают воспитание патриотизма как социально-педагогический ресурс в становлении высоконравственного и компетентного подрастающего поколения.

Профессор С.Г. Молчанов дает определение нравственности с позиции социальной компетентности -теоретических понятий о нормах, ценностях, адекватных и позитивных способах поведения личности [3, с. 117].

В современных педагогических исследованиях (И.А. Рудовская, Ф.С. Левин-Ширина) нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается еще и с позиции эмпатии как сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательности и отзывчивости (Т.И. Бабаева, Л.А. Пеньковская). Теоретики и практики дошкольного образования указывают на сложность формирования духовно-нравственных ценностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.