А.Ш. САЛИХОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры информационного обеспечения Военного университета Министерства обороны России*
Информационное обеспечение войск в ходе миротворческой операции в рамках СНГ
Вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 г., боевые действия в Сирии актуализировали проблему морально-психологического обеспечения (МПО) личного состава силовых ведомств России, его защиты от негативного информационно-психологического воздействия противника. В ходе решения задач МПО востребованным является опыт информационно-пропагандистской работы в условиях вооруженных конфликтов и миротворческих операций в конце ХХ - начале ХХ1 в.
Первым опытом использования Коллективных миротворческих сил СНГ как временного коалиционного воинского формирования, создаваемого на период проведения операций по установлению и поддержанию мира, урегулированию конфликтов на территории государств-участников СНГ, стала миротворческая операция в Таджикистане. Именно там проверку на состоятельность прошли тактические органы информационного обеспечения Вооруженных Сил России.
Таджикский внутригосударственный вооруженный конфликт был вызван борьбой новых и старых элит за власть под коммунистическими, исламскими и националистическими лозунгами. Политическое противостояние вылилось в вооруженное противоборство. Таджикистан захлестнула волна гражданской войны, которая характеризовалась жестокостью и непримиримостью. Нестабильность государственной власти, оказание вооруженной помощи оппозиции из соседнего Афганистана ставили под сомнение само существование Таджикистана как суверенного государства.
В связи с обострением общественно-политической обстановки в республике главы государств-участников СНГ
* Салихов Александр Шарифович, е-таП: [email protected]
поддержали просьбу правительства Таджикистана о вводе в республику Коллективных миротворческих сил (КМС). Свое функционирование они начали 24 сентября 1993 г.
С первых дней командование КМС столкнулось с проблемой формирования информационной политики, направленной на обеспечение миротворческой операции, включающей в том числе и организационные вопросы.
В систему органов информационного обеспечения КМС в разное время входили: пресс-служба оперативного командования КМС (с 1998 г. - помощник командира по связям с общественностью и СМИ 201-й мотострелковой дивизии (МСД)); газета 201-й МСД «Солдат России»; телерадиоцентр 201-й МСД «ТВ-201»; телерадиоцентр 92-го мотострелкового полка (МСП); телерадиоцентр 149-го гв. МСП; приемный центр канала «Военный вестник» (ОТИК); фотостудия 201-й МСД (нештатная).
Руководство информационным обеспечением в подразделениях миротворческих сил осуществлялось штабом оперативного командования КМС только в рамках миротворческой операции. В повседневной жизнедеятельности руководство осуществлялось управлением 201 -й мотострелковой дивизии.
Начальник пресс-службы оперативного командования КМС назначался на полгода на ротационной основе, как правило, из числа офицеров пресс-службы и редакции газеты Приволжского военного округа.
Информационное обеспечение миротворческой операции включало ряд задач: разъяснение личному составу КМС легитимности выполнения задачи в соответствии с решением Совета глав государств и мандатом в указанных зонах ответственности; информационное сопровождение наблюдения за выполнением условий перемирий и соглашений о прекращении огня, действий при разъединении противоборствующих сторон, при создании демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров; создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка; освещение в СМИ установленных фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии; информационное содействие обеспечению прав и свобод человека, оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению и т.д.
Решение поставленных задач производилось в тесном взаимодействии с корпунктами российских СМИ, аккредитованных в Республике Таджикистан (ИТАР-ТАСС; ОРТ; РТР; «Интерфакс»); пресс-службой группы пограничных войск РФ в Республике Таджикистан; газетой группы пограничных войск РФ в РТ «Боевой дозор»; информационным агентством ТИА «Ховар» РТ; пресс-службами МО, МВД, КНБ, Президентской гвардии РТ; газетой МО РТ «Сарбаз»; Домом Радио РТ; печатными СМИ РТ; структурами по связям с общественностью и СМИ Миссии наблюдателей ООН; корпунктами иностранных СМИ.
Деятельность органов информационного обеспечения была направлена на установление доброжелательных отношений со СМИ (в том числе и зарубежными) в целях поддержания положительного настроя общественного мнения, сообщений и публикаций по проблемам группировки, а также с общественными организациями, заинтересованными во взаимодействии с различными (в том числе информационными) структурами КМС.
Органы информационного обеспечения осуществляли четкую и эффективную коммуникационную связь между своим командованием, СМИ и общественностью региона, направленную на достижение максимального эффекта в интересах КМС.
Основными принципами деятельности органов информационного обеспечения являлись: достоверность предоставляемой информации, оперативность, непрерывность процесса взаимодействия с общественностью и СМИ; научная обоснованность, базирующаяся на изучении и анализе публикаций, сообщений СМИ, общественного мнения и ситуации, возникающей вокруг и внутри КМС; позитивный и конструктивный подход в решении вопросов и проблем, возникающих у представителей масс-медиа, достижение эффекта опережающего информационного воздействия.
Одним из основных направлений деятельности органов информационного обеспечения КМС стало обеспечение работы представителей иностранных и отечественных СМИ во время повседневной деятельности КМС.
При необходимости довести до журналистов вопросы по жизнедеятельности КМС органы информационного обеспечения по согласованию с командующим КМС организовывали и проводили пресс-конференции или брифинги, на которых
командование разъясняло свою позицию по определенному вопросу или отвечало на интересующие журналистов вопросы.
Важным направлением деятельности органов информационного обеспечения являлось обеспечение работы иностранных и отечественных СМИ во время мероприятий, связанных с боевой подготовкой войск, а также при проведении военно-профессиональных праздников и юбилеев частей, входящих в КМС.
Еженедельно готовился доклад командующему КМС, в котором излагались результаты проведенных мероприятий, количество и проблематика подготовленных материалов для опубликования в СМИ, а также уточненный план работы на следующую неделю, порядок и тематика выступлений представителей командования в СМИ. Ежемесячно командующий получал доклад по информационной ситуации в районе дислокации подразделений КМС, в котором давался анализ опубликованных в местных СМИ материалов, касающихся деятельности КМС и предложений по совершенствованию информирования населения.
Успешное решение задач миротворческими силами во многом зависело от морально-психологического состояния личного состава. Несмотря на сложную обстановку офицерам пресс-службы и подчиненных структур удалось наладить необходимые контакты с представителями конфликтующих сторон, собирать и обобщать данные о морально-психологическом состоянии населения, личного состава подчиненных частей и подразделений, разъяснять населению роль и задачи миротворцев, пропагандировать их героический ратный труд.
Наиболее успешно функционировало издание 201-й МСД «Солдат России». Газета 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии начала издаваться 9 октября 1993 г.1 В штате редакции газеты было три офицера: редактор, ответственный секретарь, корреспондент-организатор и служащая РА, выполняющая обязанности корректора-машинистки. Была и своя типография, в
1 См.: Редакция газеты «Солдат России» 201-й военной базы России / Архив Фонда «Единство» // сепtcav.ru/vond-edinstwo. Дата обращения: 21.09.2015.
которой работали начальник типографии и пять военнослужащих по призыву.
Газета выходила высокой печатью, форматом А-3, первоначально с октября 1993 г. по апрель 1994 г. на 2 полосах, с апреля 1994 г. по конец 1994 г. на 4, далее на 8 стр. Максимальное количество полос - 24. Тираж с приложениями до государственной регистрации - 999 экз., после получения «Свидетельства о регистрации» - от 1,5 до 5 тыс. экз.1.
Приложения: газета казачьей общины «Амударьинская линия», газета православного Храма Великомученика и Победоносца Георгия «За други своя», газета русской общины «Восточный форпост». Основные тематические направления газеты были продиктованы особыми условиями, в которых находился личный состав дивизии: освещение боевых действий на таджикско-афганской границе, общественно-политическая обстановка в Республике Таджикистан и в сопредельных государствах, освещение проведения миротворческой операции, боевая подготовка и краеведение.
В газете публиковались фотографии и назывались фамилии солдат и офицеров, отличившихся в боях. Особой популярностью она пользовалась на заставах, блокпостах и в дальних гарнизонах. Объяснялось это тем, что газета «Солдат России» продолжительное время была в Таджикистане единственным доступным для военнослужащих российским печатным СМИ.
«Солдат России» распространялся за пределами российских воинских частей. Командование соединения использовало газету как средство борьбы с незаконными действиями местных властей, направленными на ущемление законных интересов российских военнослужащих. По итогам конкурса печатных изданий Министерства обороны РФ в 1995 г. газета 201-й МСД «Солдат России» была признана лучшей в Вооруженных Силах РФ.
После того, как в 1996 г. в Душанбинском гарнизоне 201-й МСД был развернут телецентр, образовавшийся тандем оказывал значительное влияние на общественно-политическую ситуацию в регионе. «ТВ-201» имело выделенную частоту и собственную съемочную, монтажную и ретрансляционную базу, что позволяло вести ежедневную независимую
1 Козлов А.В. От Афганистана до Чечни: газеты соединений и объединений в особых условиях. М., 2006, с. 8.
от местных властей ретрансляцию на Душанбе российских телеканалов и 3-часовое авторское вещание. В 1999 г. на базе телецентра была организована ретрансляция российских радиостанций.
Ведущим направлением работы информационных структур явилась пропаганда мужества, героизма и высокого боевого мастерства военнослужащих КМС. Несмотря на определенные цензорские рамки многие журналисты сумели показать всю напряженность и опасность воинского труда. При разработке этой темы наиболее часто использовался очерковый подход к подаче материалов, что позволяло на позитивных примерах показать весь путь становления героев, показать местным жителям истоки мужества, отваги, высоких профессиональных качеств воинов, ярко и образно представить сам факт подвига.
Показ примеров дружбы, войскового товарищества и наставничества, пропаганда дисциплинарной практики в работе командиров, распространение правовых знаний, выявление фактов неуставных взаимоотношений, борьба за здоровый образ жизни, - вся работа СМИ была направлена как непосредственно на войска, так и на членов семей военнослужащих. Командирам и воспитательным органам предписывалось повысить роль средств массовой информации, в том числе и гражданских, в освещении опыта и критическом анализе работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Результатом проводимой работы стала тенденция к снижению уровня правонарушений, что в свою очередь повлекло укрепление авторитета российских войск в этой стране. Говоря об успехах информационного обеспечения миротворческих сил в Республике Таджикистан, следует подчеркнуть, что за всё время проведения операции не был зафиксирован ни один случай попытки перехода военнослужащих КМС на сторону противоборствующих сил.
Разоблачение преступлений оппозиции, показ сильных и слабых сторон ее вооруженных формирований происходили непосредственно в ходе операции. В войсках распространялись соответствующие информационно-справочные материалы. Наиболее ярким было освещение преступлений по отношению к российским военным, гражданским специалистам, мирному населению и таджикским военнопленным.
Пропаганда идей российско-таджикской дружбы, боевого содружества воинов КМС и силовых структур Таджикистана
рассматривалась в качестве одного из основных направлений работы прессы. Серьезным недостатком в руководстве работой средств массовой информации стало запаздывание руководящих документов, которые должны были создавать юридическую основу для такой работы. Только в 1994 г. были введены основные правила поведения военнослужащих КМС в РТ («Кодекс миротворца»). С этого времени в СМИ в качестве одной из составляющих стала пропаганда благородных поступков воинов КМС по отношению к местному населению.
В 1997 г. благодаря произошедшим изменениям в штатной структуре, за счёт сокращения должности корреспондента-организатора в редакции газеты соединения в управление дивизии была введена должность помощника командира дивизии по связям с общественностью и СМИ (ПК по СО и СМИ). После упразднения пресс-службы ОК КМС помощник командира 201 -й МСД по связям с общественностью и СМИ выступал координатором деятельности российских военных органов информационного обеспечения на территории Республики Таджикистан. Для информирования населения были проведены десятки пресс-конференций, брифингов командования 201 -й МСД, организованы сопровождения российских и международных делегаций и отдельных представителей СМИ.
На базе информационных структур КМС удалось разработать и апробировать оптимальную модель работы командования со СМИ и общественными организациями в условиях миротворческих операций. Правомерно сказать, что был сделан определенный вклад в систему формирования информационной политики, проводимой в миротворческих операциях. Выводы, сделанные по результатам информационного обеспечения миротворческой операции в Таджикистане, были использованы командованием и информационными структурами по связям с общественностью и СМИ российских воинских контингентов миротворческих сил по линии СНГ в аналогичных операциях на постсоветском пространстве.
Салихов А.Ш. Информационное обеспечение войск в ходе миротворческой операции в рамках СНГ. В статье раскрываются основные направления информационного обеспечения Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан,
особенности деятельности военных информационных служб и средств массовой информации.
Ключевые слова: информационное обеспечение миротворческих операций, Коллективные миротворческие силы в Республике Таджикистан, военные информационные службы, военные средства массовой информации.
Salikhov A.Sh. Information support of troops during the peacekeeping operation within the boundaries of the CIS. The article reveals the main directions of information support of the Collective Peacekeeping Forces in the Republic of Tajikistan, the features of activity of the military information services and the media.
Keywords: information support of peacekeeping operations, Collective peacekeeping forces in the Republic of Tajikistan, military information services, military mass media.