Научная статья на тему 'ВООРУЖёННЫЕ СИЛЫ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА (1992-2008)'

ВООРУЖёННЫЕ СИЛЫ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА (1992-2008) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖёННЫЕ СИЛЫ РФ / ВООРУЖёННЫЕ СИЛЫ РТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНёРСТВО / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ОДКБ / ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АНТИТЕРРОР / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СНГ / 201-Я МСД / СССР / C.I.S. / ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / ARMED FORCES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN / STRATEGIC PARTNERSHIP / MILITARY SPECIALISTS / CSTO / TAJIK-RUSSIAN RELATIONS / ANTI-TERRORISM / MILITARY SAFETY / 201 MOTORIZED INFANTRY DIVISION / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуров В. А.

В статье показана роль и место Вооружённых сил РФ по поддержанию стратегического партнёрства с Республикой Таджикистан. Таджикистан последовательный союзник и партнёр России. Вооружённые силы Таджикистана создавались поэтапно с помощью России. Коллективные Миротворческие Силы, 201-я мотострелковая дивизия (201 Российская военная база) и пограничные войска РФ гарант безопасности в Таджикистане. Российские военные советники при Министерстве обороны Республики Таджикистан готовят военные кадры. Создание объединённых военных систем, военно-экономическое сотрудничество ОДКБ, антитеррористические учения в Центрально-Азиатском регионе обеспечение безопасности и независимости государств СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гуров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ARMED FORCES AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: SOME ASPECTS OF STRATEGIC PARTNERSHIP (1992-2008)

In the article the author analyzes the role and place of the Russian armed forces in the strategic partnership with Tajikistan, who is a steadfast ally and partner of Russia. The Tajikistan armed forces were successively built with Russia's help. The Collective Peacekeeping Forces, the 201 Motorized Infantry Division, (201 Russian Military Base) and Russian border guard are guarantees of security in Tajikistan. Russian military advisers at the Ministry of Defense of the Republic of Tajikistan train military personnel. The establishment of united military systems, military and economic cooperation within the Collective Security Treaty Organization (CSTO), anti-terrorism exercises in the Central Asia region ensure security and independence of the C.I.S. member states.

Текст научной работы на тему «ВООРУЖёННЫЕ СИЛЫ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА (1992-2008)»

УДК355(470).03 «1992 - 2008»

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА (1992 - 2008)

© 2011 В.А. Гуров

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 17.01.2011

В статье показана роль и место Вооружённых сил РФ по поддержанию стратегического партнёрства с Республикой Таджикистан. Таджикистан - последовательный союзник и партнёр России. Вооружённые силы Таджикистана создавались поэтапно с помощью России. Коллективные Миротворческие Силы, 201-я мотострелковая дивизия (201 Российская военная база) и пограничные войска РФ - гарант безопасности в Таджикистане. Российские военные советники при Министерстве обороны Республики Таджикистан готовят военные кадры. Создание объединённых военных систем, военно-экономическое сотрудничество ОДКБ, антитеррористические учения в Центрально-Азиатском регионе - обеспечение безопасности и независимости государств СНГ.

Ключевые слова: Вооружённые силы РФ, Вооружённые силы РТ, стратегическое партнёрство, военные специалисты, ОДКБ, таджикско-российские отношения, антитеррор, военная безопасность, СНГ, 201-я мсд, СССР.

В небольшой (15 лет) по историческим меркам период независимости Республика Таджикистан пережила много трудностей и испытаний, а главное - выдержала экзамен на прочность. Таджикско-российские отношения связывает давняя искренняя и братская дружба, скреплённая стратегическим партнёрством, и эта дружба прошла испытание временем. Когда Таджикистану было трудно, особенно в первые годы независимости, первой, кто протянул руку дружбы и помощи, была Российская Федерация.

Россия рассматривает Таджикистан как партнёра в стратегических, экономических и военно-политических вопросах. Таджикистан - последовательный союзник и верный партнёр России в Центрально-Азиатском регионе. В.В. Путин охарактеризовал работу Э. Рахмона в данный период следующими словами: «Эмомали Рахмо-нов занимает одно из ведущих мест среди политиков стран Содружества. Все его успехи свидетельствуют о том, что в Таджикистане проходит мирный процесс, аналогий которому нет в других странах, где существует известное напряжение. То, что происходит в Таджикистане, - хороший пример для многих народов и стран»1.

«Таджикистан продолжает считать Россию своим стратегическим партнёром и положительно оценивает сотрудничество двух государств... Россия является и останется стратегическим партнёром Таджикистана, - заявил президент Таджикистана Э. Рахмон в интервью катарскому телеканалу «Al- Jazeera». - Наши связи с ней во всех областях находятся на очень высоком уровне». Он добавил, что «наши военные и экономические связи, культурное и научное сотрудничество с этой

Гуров Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории. E-mail:zav.dpn2010@yandex.ru

страной получили широкое развитие»2.

Вооружённые силы Таджикистана создавались поэтапно, путём создания, укомплектования, размещения войск на важных военно-стратегических направлениях в условиях гражданской войны, в тесном взаимодействии с Россией. С развалом СССР Таджикистан не имел базы для создания собственных вооружённых сил, так как в советское время являлся мобилизационным резервом для комплектования частей и подразделений Вооружённых сил СССР, тогда как в Казахстане и Узбекистане, например, вооружённые силы создавались на базе бывших военных округов САВО и ТуркВО, а в Киргизстане и Туркменистане - на базе армейских корпусов. Поэтому создание Вооружённых сил Таджикистана началось с нуля, с военно-технической помощи Российской Федерации (КМС и 201-я мсд, пограничные войска РФ). Испытывая нехватку офицерского состава в связи с распадом СССР, Таджикистан сумел создать учебно-боевую базу с помощью военных советников и специалистов Минобороны РФ. На сегодня в Республике действуют два высших военно-учебных заведения: Военный институт МО РТ и Военный институт КНБ РТ. За этот период выпущено более 2000 молодых офицеров, на сборах командиров рот и командиров взводов повысили квалификацию более 1000 таджикских офицеров. Помимо этого таджикские курсанты и офицеры проходят обучение в военных заведениях России. За последние пять лет более 700 человек окончили высшие военные учебные заведения России, еще более 400 обучаются в настоящее время в военных вузах Российской Федерации. Около 50 старших офицеров окончили курсы совершенствования при военных академиях, в том числе

Отечественная история

Академии ГШ ВС России3.

Необходимо упомянуть российских военных советников при Министерстве обороны РТ, деятельность которых с 1998 по 2003 год была направлена на подготовку личного состава вооружённых сил РТ. А с 2003 года российские военные специалисты начали готовить мотострелков, десантников, разведчиков, артиллеристов, сапёров, военных юристов и других военных специалистов, в том числе и военных дирижёров4.

Стоит отметить, что военная помощь со стороны России оказывается практически всем странам Центральной Азии, но наиболее существенная оказана Таджикистану. Таджикская армия испытывает потребность в новой технике, оружии, боеприпасах, военном имуществе, а отсутствие на территории Таджикистана военно-промышленной базы не позволяет производить ремонтно-восстанови-тельные работы военной техники и вооружения. МО РФ оказывается материально-техническая помощь в проведении регламентных работ на различных видах техники. Поэтому же Россия передала Таджикистану в 2007-2008 гг. часть техники, вооружения и военные городки 201-й военной базы, дислоцирующейся в Таджикистане. Суммарная стоимость такого перевооружения составляет более 1 млрд. долларов США. Заметим, что это почти треть ВВП Таджикистана (в 2008 г., например, он был на уровне 3,5 млрд. долларов США), весь военный бюджет страны в 2008 г. не превысил 63 млн. долларов США, т.е. чуть более 5% от той помощи, которую оказала Россия5.

Таким образом, уровень подготовки вооружённых сил республики можно оценить как достаточный. Это и высокая тактическая маневренность боевых подразделений, и наличие навыков ведения боевых действий в горных условиях, и развитая система связи.

Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР. Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооружённых сил государств СНГ, реальное их состояние свидетельствовали о необходимости коллективной защиты. 15 мая 1992 года в Ташкенте между республиками Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном было достигнуто первое Соглашение о создании Договора о коллективной безопасности (ДКО) на правах долевого участия всех республик. В 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия, а в 1999 году, при продлении действий Договора, из его состава вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Безусловно, каждое государство вправе принимать решения по организации своей безопасности, в том числе и военной6. 18 сентября 2003 г. -дата создания ОДКБ. Дальнейшее развитие ОДКБ, приоритетные направления определены, согласованы, документально оформлены и подписаны главами всех государств-участников. К числу основных относятся следующие:

1. Создание объединённых военных систем ОДКБ должно происходить на основе согласованных концептуальных взглядов на цели, принципы и задачи, которые возлагаются на объединённые (региональные) группировки войск (сил). Правовую основу для создания и развития этих систем определяют Основные направления коалиционного военного строительства ОДКБ, утвержденные Советом коллективной безопасности от 18 июня 2004 года в г. Астана7.

2. Формирование Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ, взамен ранее действующей аналогичной комиссии СНГ, имеющее целью более полное и эффективное использование потенциала сотрудничества в рамках ОДКБ; создание благоприятных условий для углубления военно-экономической интеграции, в том числе и в оборонно-промышленном комплексе государств-участников. Это широкий комплекс вопросов, в том числе - разработка и реализация долгосрочных программ военно-экономического сотрудничества; сохранение специализации и кооперации производителей товаров военного назначения и их качества; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; модернизация вооружения и военной техники и т.д.

3. Развитие и совершенствование противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Это сделано для того, чтобы иметь объединённую систему, позволяющую выполнять задачи противовоздушной обороны во всём воздушном пространстве регионов ОДКБ по единому замыслу и плану применения. Задача, безусловно, сложная, но при тесном и продуманном военно-экономическом сотрудничестве - выполнимая.

4. Главные цели военно-технического сотрудничества (ВТС) направлены на решение стержневых задач: формирование эффективной системы коллективной безопасности и укрепление военно-технических позиций Организации в различных регионах мирового сообщества. Проработанный и принятый государствами-членами ОДКБ механизм формирования и реализации программы ВТС даёт основания полагать, что национальные и коалиционные силы ОДКБ к 2010 году выйдут на современный уровень.

5. Подготовка военных кадров, формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооружённых сил, других войск и воинских формирований государств -членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения8.

Итоги деятельности ОДКБ, особенно в последние годы, значительны. Сделано многое, как в организационном плане, так и в практической плоскости. В 2004-2007 гг. проведены совместные командно-штабные учения «Рубеж», в 2007 г. -антитеррористические учения на полигоне «Че-баркуль» ПУрВО (РФ), в январе 2008 г. - совместные полковые командно-штабные учения на

полигоне «Ляур» (РТ), которые предусматривали отработку задач по сплочению органов военного управления и принятию решений, исходя из той обстановки, которая наиболее вероятна в современных условиях борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком9.

ОДКБ сегодня, и в обозримой перспективе, является той основополагающей реальностью, которая в состоянии противостоять современным нарастающим вызовам и угрозам. Это не возврат к Варшавскому Договору и не реанимирование понятия «холодной войны». ОДКБ не считает нужным соперничать с другими организациями и блоками. Её главная задача - обеспечить безопасность и независимость своих государств, направлять и интегрировать свои усилия с другими организациями, военно-политическими блоками с тем, чтобы обеспечить стабильность в мире и противостояние всем угрозам XXI века. Государства-участники ОДКБ никого не рассматривают в качестве своих противников и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Договор остаётся открытым для присоединения к нему всех стран, разделяющих его цели и принципы.

По линии ОДКБ, считает В.В. Путин, удалось достичь серьёзных результатов. «Главным образом, они лежат в сфере военно-технического сотрудничества. Мы утвердили окончательно список всех документов, согласно которым члены ОДКБ будут получать российское вооружение и специальную технику не только для своих вооружённых сил, но и для специальных служб, фактически по внутренним российским ценам»10.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мирзошоев С. Миротворец. Душанбе: Одиб, 2004. С.2.

2 Интервью Э. Рахмона катарскому телеканалу «А1-

Jazeera» от 18 мая 2007 года, ИНТЕРФАКС.

3 См.: Отчёт о работе, проделанной военными специалистами МО РФ в ВИ МО РТ за 2005-2008 гг. Текущий архив Главного Управления Международного военного сотрудничества МО РФ (ГУ МВС МО РФ). 2008 год; Парамонов В., Столповский О. // Время Востока. 2008. 11 дек.

4 См.: Соглашение между МО РФ и МО РТ от 18.08.2003 года «О направлении военных специалистов РФ в РТ» №355\5\3565. Текущий архив Главного Управления Международного военного сотрудничества МО РФ (ГУ МВС МО РФ). 2003 год.

5 См.: Гуфронов Д. Безопасность - как основа стратегических отношений России и Таджикистана // Азия-плюс. 2008. 30 янв.; Матвеев А. Военная мощь - за счет Москвы // Военно - промышленный курьер, 2007 31 окт.

6 См.Иванов С. Проблемы требуют объективных оценок // Политика. 2003. №61.

7 См.: Документы ОДКБ: О Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ; Решение СКБ О коллективных силах быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. 2004. 18 мая. Астана. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dkb.gov.ru/start/ index.htm (дата обращения 21.12.2010).

8 См.: Документы ОДКБ: О развитии процесса совместного обучения кадров и специалистов для вооруженных сил государств-членов Организации ДКБ. 2003. 28 апр. Душанбе; Соглашение о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ. 2005. 23 июня. Москва. [Электронный ресурс] - URL: http://www.dkb.gov.ru/start/ index.htm (дата обращения 21.12.2010).

9 См.: Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и его адаптация к современной геополитической ситуации. 2000. 24 мая. Минск; О Программе совместных мер в рамках ОДКБ в сфере борьбы терроризмом и наркоугрозой. 2006. 23 июня. Минск. [Электронный ресурс]. URL: http://wwwdkb.govru/ start/index.htm (дата обращения 21.12.2010).

10 Владимир Путин высоко оценил работу трех саммитов (СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ), завершившихся в Душанбе 4-5 октября 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31519/6278165.html (дата обращения 21.12.2010).

RUSSIAN ARMED FORCES AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: SOME ASPECTS OF STRATEGIC PARTNERSHIP (1992 - 2008)

© 2011 V.A. Gurov

Togliatti State University

In the article the author analyzes the role and place of the Russian armed forces in the strategic partnership with Tajikistan, who is a steadfast ally and partner of Russia. The Tajikistan armed forces were successively built with Russia's help. The Collective Peacekeeping Forces, the 201 Motorized Infantry Division, (201 Russian Military Base) and Russian border guard are guarantees of security in Tajikistan. Russian military advisers at the Ministry of Defense of the Republic of Tajikistan train military personnel. The establishment of united military systems, military and economic cooperation within the Collective Security Treaty Organization (CSTO), anti-terrorism exercises in the Central Asia region ensure security and independence of the C.I.S. member states. Key words: Armed Forces of the Russian Federation, Armed Forces of the Republic of Tajikistan, strategic partnership, military specialists, CSTO, Tajik-Russian relations, anti-terrorism, military safety, C.I.S., 201 Motorized Infantry Division, USSR.

Vladimir Gurov, Candidate of History, Professor, History Department. Е-mail: zav.dpn2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.