мутолирати васеи атолг аз ин ду минтакаи азим, тавлиди таракаттои инкилобг ва таъсисёбии Лумтурии Толикистон гардидааст, мавриди баррасг ва тадкик карор дода шуда, дар ин замина муаллиф аз мутимтарин сабабто ва омилтои таъсиррасонанда ба лараёни мутолирати атолг дар шароити тозираи лумтург ибрози андеша намудааст.
SULTANOVSH. M.
ABOUT THE HISTORY OF TAJIK MIGRATION’S BEGINNING
The historical events of the end of 19th and early 20th in Central Asia and Russia in the epoch of development of capitalism which brought into massive migration in vast territory and the causes of population migration in present time are touched in this article.
АЛИДЖАНОВА А.Х.-
ст. преподаватель кафедры международных отношений ТГУПБП
О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В ушедшем XX веке регион Центральной Азии обрел огромный экономический, производственный и научно-технический потенциал. Республика Таджикистан занимает в этом плане ключевое положение в устойчивом развитии центральноазиатского региона. Республика, являясь богатейшей страной по природным и гидроэнергетическим ресурсам, привлекает интересы многих стран мира. Одно совместное интегрированное развитие ее оборонных отраслей позволит Таджикистану отодвинуть угрозы и разрешить вызовы, возникающие в последнее время не только в регионе Центральной Азии.
К таким угрозам можно отнести самый опасный источник военнополитической и криминальной нестабильности - соседний Афганистан. С утверждением здесь власти талибов проблема Афганистана для государств Центральной Азии, в том числе и для Таджикистана, стала угрожающей по таким параметрам, как военный, идеологический и экономический.
15 апреля 1997 г., накануне подписания итогового документа 1997 г., поставившего точку в гражданской конфронтации, Президент Э.Ш.Рахмонов говорил: «Мне особенно хочется подчеркнуть роль российского контингента в установлении прочного мира в Таджикистане. Это отвечает нашим внешним интересам и интересам России в регионе. Все это благоприятно влияет не только на стабилизацию обстановки в Таджикистане, но и отрезвляет силы, пытающиеся подорвать геополитические позиции России, Таджикистана, СНГ. Россия сегодня сдерживает эскалацию межафганского конфликта на территорию Таджикистана. Российские и таджикские пограничники несут совместную службу на границе. Но с чисто военной точки
зрения российские пограничники охраняют не только Таджикистан, но и Россию».1
Нормативно-правовую базу российско-таджикского сотрудничества формируют более 170 договоров и соглашений. Принятые правовые документы регулируют различные направления двустороннего взаимодействия, в том числе и в военной сфере. Среди них ключевыми являются договор «О сотрудничестве в военной области» от 25 мая 1993 года и договор «О союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век» от
16 апреля 1999 года.
Если заглянуть в историю, Россия и Таджикистан как стратегические партнеры имеют общую заинтересованность в объединении своих усилий для противодействия внешним угрозам.
Опыт военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации сложился уже в период преодоления общегражданского кризиса в Таджикистане 1991-1993 гг. В отсутствие единого союзного центра, выступавшего ранее в роли арбитра между спорящими сторонами, возникла настоятельная необходимость выработать в рамках существующих межгосударственных структур СНГ механизм урегулирования конфликтных ситуаций.
Коллективные миротворческие силы (КМС) в Таджикистане были созданы в 1993 г. на базе 201 МСД. Старание Москвы привлечь к "миротворчеству" другие страны СНГ, в первую очередь соседние центральноазиатские, не увенчалось успехом, участие Киргизии и Узбекистана в КМС было номинальным. КМС в Таджикистане действовали в полном соответствии с Уставом ООН и Уставом СНГ, а также согласно Протоколу о "Статусе групп военных наблюдателей и КМС в СНГ" от 15 мая 1992 г.
Сложившаяся в регионе к середине 1993 г. сложная военно-политическая обстановка явилась причиной создания КМС СНГ в Таджикистане. Главы государств Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, опираясь на международный опыт, а также на основании решения Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 г. «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном» и по просьбе руководства Республики Таджикистан, подписали 24 сентября 1993 г. в Москве Соглашение о коллективных миротворческих силах.2
Введение КМС было мерой вынужденной и необходимой, что было связано с политической ситуацией осени 1993 г. Основные задачи, которые решали КМС на территории Таджикистана за период с 1993 г. по июнь 2000г., состояли в следующем:
- содействие нормализации обстановки на таджикско-афганской границе;
1 Содружество. Россия - Таджикистан: межрегиональное сотрудничество. - 2009, №7, стр.10
2 Проблемы и перспективы развития СНГ. / Центральная Азия и Кавказ, 2000, №2, стр.2
- оказание помощи в доставке, охране и распределении международной гуманитарной помощи;
- создание условий для безопасного возвращения беженцев на Родину из сопредельных стран;
- охрана жизненно важных народнохозяйственных объектов;
- сопровождение личного состава, оружия, боеприпасов ОТО в назначенные пункты сбора, содействие ликвидации заграждений и минных полей.
С начала существования КМС до 2000 года включительно ими было перевезено около 10 тыс. беженцев, свыше 300 т. гуманитарных грузов, было выполнено свыше 24 тыс. самолетовылетов и перевезено более 500 т. грузов и более 7,5 тыс. беженцев. Также было разминировано 25 км. дорог, в том числе участок дороги Шагон - Зигар протяженностью 16 км. Было ликвидировано более 100 минных полей, разминировано в общей сложности свыше 80 объектов народнохозяйственного назначения.1
Контингентом КМС в республике были выполнены особо трудные задачи. Силы КМС многократно сопровождали колонны грузовиков с гуманитарными грузами ООН по перевозкам. Они проехали по территориям, контролировавшимся враждующими группировками. Многие жители отдаленных районов благодаря доставке этих грузов были спасены от голода и эпидемий.
Вначале договорно-правовая база российско-таджикского военного сотрудничества совершенствовалась и расширялась. 11 июня 2008 года Госдума РФ ратифицировала соглашение с РТ о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Согласно принятому документу, Россия и Таджикистан совместно анализируют военно-политическую обстановку в регионе и на основе их общего замысла определяют состав коалиционной группировки войск. Коалиционная группировка, состоящая из боеготовых воинских контингентов, выделяемых из состава ВС РФ и РТ, планируют ее применение в соответствии с законодательством каждой из сторон. В Российском Генеральном штабе считают, что ратификация соглашения будет способствовать объединению усилий в обеспечении совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства обеих стран. Это соглашение заключено сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды при отсутствии уведомления сторон об отказе от него.
С целью отработки алгоритма совместных действий ВС России и Таджикистана на регулярной основе проводятся учения на полигоне Ляур (20 км севернее Душанбе). Сюда привлекаются подразделения из состава 201-й российской военной базы и таджикской армии. Министр обороны
1 Султанов Ш. Проблемы и перспективы развития СНГ // Ленинабадская правда, 2000, от 9 сент.
Республики Таджикистан генерал-полковник Шерали Хайруллоев по этому поводу отмечает: «Военное и военно-техническое сотрудничество с Россией осуществляется в соответствии с подписанными соглашениями и по ежегодным планам военного сотрудничества. На основании договоренностей по подготовке офицерских кадров в военных учебных заведениях МО РФ обучаются: в академиях - более 50 офицеров, в военных институтах и университетах МО РФ - почти 280 курсантов. В настоящее время более 170 выпускников Военного лицея МО РТ продолжают учебу в военных заведениях России».1
В настоящее время на территории Таджикистана на договорной основе дислоцируется значительный российский воинский контингент, в состав которого входят более 10 воинских частей и подразделений различных родов войск.
201-я военная база (бывшая 201-я мотострелковая дивизия). В состав базы входят: управление 201-й мотострелковой дивизии, 92-й
мотострелковый полк, 998-й самоходно-артиллерийский полк, 1098-й
зенитно-ракетный полк, 783-й отдельный батальон разведки и
радиоэлектронной борьбы, 1058-й центр связи, 212-й и 252-й отдельные батальоны связи, 295-й отряд психологических операций, ряд других вспомогательных подразделений; место дислокации указанных частей -г.Душанбе; 191-й мотострелковый полк; место дислокации - г.Курган-Тюбе; 149-й мотострелковый полк; место дислокации -г.Куляб; 670-я авиационная группа и 303-я отдельная вертолетная эскадрилья. Место дислокации -аэродром г.Душанбе.
Подразделения предназначены для оказания воздушной огневой поддержки российским подразделениям и частям таджикских ВС в случае боевых действий на территории Таджикистана. На вооружении авиагруппы и вертолетной эскадрильи находятся 6 самолетов-штурмовиков Су-25, 12 вертолетов Ми-8 и Ми-24; 109-й отдельный оптико-электронный узел системы контроля космического пространства «Нурек» (объект 7680
«Окно»), Расположен в районе г.Нурек в горах Санглох на высоте более 2,2 тысяч метров над уровнем моря. Предназначен для обнаружения пуска баллистических ракет и отслеживания их на траектории полета во всем диапазоне высот движения космических объектов над Евразией, Северной и Центральной Африкой, а также прилегающими акваториями Индийского, Тихого и Атлантического океанов.
По мнению ряда военных экспертов, учитывая место дислокации, комплекс обеспечивает решение всех возлагаемых на него задач с той же эффективностью, с какой подобные задачи решаются Наземной электроопти-ческой системой наблюдения дальнего космоса (ОЕООББ) США, состоящей из четырех станций. Они равномерно расположены вдоль земного экватора
1 Содружество. Россия - Таджикистан: межрегиональное сотрудничество. - 2009, №9, стр.12.
(США, о. Диего-Гарсия, Южная Корея, Гавайские острова). На основании межправительственного соглашения оптико-электронный узел «Нурек» в 2006 году передан в собственность РФ в счет погашения задолженности Таджикистана перед Россией.
Талибы неоднократно предъявляли претензии Таджикистану по поводу предоставления силам "Северного альянса" воздушной базы на своей территории.
Надо сказать, что в центральноазиатском регионе в настоящее время с серьезными угрозами для своей национальной безопасности сталкиваются не только расположенные здесь государства, но и их союзники - Россия и другие государства СНГ.
В сложившейся в настоящее время в Афганистане ситуации, кроме региональной, есть и другая глобальная сторона, задевающая международную безопасность. Экстремизм, будь он религиозный или политический, а тем более тот и другой одновременно,- проблема не только для государств Центральной Азии, но и для всего мира.
Удары по Нью-Йорку и Вашингтону, совершённые террористами, захватившими самолеты с заложниками, - прямое этому доказательство. Крайне опасен международный терроризм, окрашенный в религиознофанатичный тон, и вдвойне опасен терроризм, возведенный в ранг государственной политики. По сложившейся традиции, руководство талибов встало на опаснейший путь. Они превратили свою территорию в опорный пункт для подготовки террористов, мировой центр по производству наркотиков.
Проблемы такого рода, возникшие перед мировым сообществом, не под силу решить одному какому-то государству мира. Лишь воля и консолидированные усилия всех государств, а не только граничащих с Афганистаном, способны изменить ситуацию в этом очаге экстремизма, международного терроризма и наркоторговли.
Россия и Таджикистан как стратегические партнеры имеют общую заинтересованность в объединении своих усилий для противодействия этим угрозам. Опыт военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации сложился ещё в период преодоления общегражданского кризиса в Таджикистане 1991-1993 гг.
В то время возникла настоятельная необходимость выработать в рамках существующих межгосударственных структур СНГ механизм урегулирования конфликтных ситуаций. На этапе завершения периода гражданского противостояния в Таджикистане такие механизмы были уже созданы и апробированы. Основная нагрузка по формированию и поддержанию сил, обеспечивающих успешный ход мирного процесса на территории СНГ, легла на плечи России. Это было во многом оправдано сохранившимися тесными экономическими и культурными связями между государствами бывшего Союза ССР, в которых Россия всегда играла доминирующую роль.
Ныне сотрудничество между Республикой Таджикистан и Россией осуществляется в соответствии с "Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами -участниками Договора о коллективной безопасности" от 15 мая 1992 г. и межправительственным Соглашением Республики Таджикистан и Российской Федерации от 27 января 1994 г. "О военно-техническом сотрудничестве". Военное сотрудничество осуществляется на нескольких уровнях и по нескольким направлениям. Прежде всего, сотрудничество по линии встреч глав государств СНГ, встреч секретарей Совета Безопасности СНГ, по линии Министерств обороны, иностранных дел, двухсторонних встреч и переговоров.
Согласно действующим нормативно - правовым договорам, основными направлениями военно-технического сотрудничества между Таджикистаном и Россией являются:
- обучение и подготовка национальных военных кадров в вузах Министерства обороны РФ. В начале 2000 года льготное обучение в военных вузах РФ проходили 500 человек из числа военнослужащих, еще 30 человек из числа выпускников школ РТ.
- Поставка для вооруженных сил РТ боеприпасов, вооружения и военной техники, военно-технического имущества.
- Ремонт военной техники и вооружения на ремонтных предприятиях Министерств обороны обоих государств и сотрудничество в рамках объединенной системы ПВО государств-участников СНГ.
В перспективе к числу новых направлений военно-технического сотрудничества между РТ и РФ относятся:
- совместная реконструкция и дальнейшее использование в интересах наших вооруженных сил аэродрома"Айни";
- подготовка специалистов-электронщиков на базе оптико-электронного узла "Нурек" для последующего исследования космического пространства в научных и оборонных целях.
Вопросы военного сотрудничества обсуждались на встрече Президентов Э. Ш. Рахмонова и В. В. Путина во время саммита в конце января 2000 г. Были достигнуты договоренности по координации усилий в борьбе с международным терроризмом, уточнены позиции государств по сотрудничеству в рамках ООН и действующей под ее эгидой "Группы 6 +2". Кроме того, делегация Таджикистана приняла на себя обязательство разработать проект Программы действий антитеррористического центра, создающегося на территории Таджикистана в 2000-2003 гг.
В связи с общим ухудшением международной обстановки у границы проблемы дальнейшего военно-политического и военно-технического сотрудничества России и Таджикистана на южных рубежах СНГ приобретают еще большую актуальность.
После визита Президента В.Путина в г.Душанбе осенью 2004 года военно-техническое сотрудничество между Россией и Таджикистаном
заметно активизировалось. В период 2005-2006 гг. Москва предоставила Таджикистану безвозмездную военную помощь в размере более 26 млн. долларов. В частности, только осенью 2006 года таджикским ВВС было передано 4 вертолета Ми-8 и Ми-24, 4 учебно-боевых самолета Л-39. В 2007 году в рамках военно-технического сотрудничества РФ передала вооруженным силам Таджикистана ряд единиц авиационной техники, в том числе 2 ударных вертолета Ми-24, имущество военного назначения и обмундирование на сумму свыше 50 млн. долларов.1
Кроме того, в октябре 2007 года была достигнута договоренность о безвозмездной передаче ВС Таджикистана значительной части военной техники и боеприпасов 201-й российской военной базы. Данный процесс начался в 2008 году и проходит поэтапно. Общая сумма переданной техники и боеприпасов составит порядка 1 млрд. долларов. В таких объемах военную помощь почти на безвозмездной основе Россия в постсоветское время еще никому не оказывала.
Теперь можно говорить о достаточно масштабном усилении боевого потенциала таджикской армии. В составе 201-й российской военной базы насчитывается около 160 танков (Т-62 и Т-72) и 160 БМП, 140 БТР. Кроме того, Таджикистану решено ещё передать дивизионный артиллерийский комплект - три дивизиона гаубиц Д-30 (72 единицы), 9 батарей 81-мм и 120мм минометов (72 единицы), в том числе боекомплекты к ним, зенитные средства - в основном ПЗРК типа «Игла», а также ЗСУ «Шилка» и «Оса» -около 30 единиц.
Министерства обороны двух стран рассматривают также возможность создания в Таджикистане регионального центра по ремонту и модернизации бронетанковой техники и артиллерийских систем. Последним примером такого рода является то, что в рамках военно-технического сотрудничества Россия передала силам противовоздушной обороны Таджикистана зенитноракетный комплекс «Печора-2М».
По словам начальника пресс-службы Минобороны Таджикистана Фаридуна Махмадалиева: «Комплекс будет обслуживаться таджикскими специалистами, прошедшими курс обучения в системе российских ПВО». По данным Махмадалиева, подобные ракетные комплексы имеются сегодня только в России и Таджикистане.
Значение военно-экономического и научно-технического
сотрудничества для России с Таджикистаном отметил министр обороны Республики Таджикистан генерал-полковник Шерали Хайруллоев: «Россия была, есть и будет нашим стратегическим партнером. Мы поддерживаем политику России по решению международных проблем. Присутствие российских войск на нашей территории охлаждает «горячие головы» некоторых политиков в отношении внутреннего государственного устройства
1 Георгиев В. Россия формирует в Таджикистане новую авиабазу и Индия выступает здесь ее партнером. // Ленинабадская правда, 8 нояб., 2000г.
Таджикистана. Республика Таджикистан придает приоритетное значение сотрудничеству со своим великим стратегическим партнером, каким является Российская Федерация. События, которые происходят в мире, показывают, что эффективная стратегия борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом должна базироваться на коллективном участии в ней всех заинтересованных стран».1
Богатый опыт взаимного сотрудничества, единые цели и задачи двух стран, политическая воля руководства Таджикистана и России позволят и в дальнейшем развивать и расширять военные и военно-технические связи, преодолевая возникающие проблемы и трудности.
Ключевые слова: потенциал Центральной Азии, военно-политическая
нестабильность, соседний Афганистан, нормативно-правовая база, российско-таджикское сотрудничество, военные и военно-технические связи, стратегия борьбы, международный терроризм, религиозный экстремизм.
АЛИЛОНОВА А.Х.
РОЖЕЪ БА ЬАМКОРИЬОИЬАРБЦ-ТЕХНИКИИРУСИЯБОЖУМЬУРИИ
ТОЖИКИСТОН
Дар маыола сухан оид ба масоили ьамкориьои ьарбц-техникии Русия ва Тожикистон, вазъияти л>орї, самтто ва дурнамои ин тамкорито меравад. Тожикистон бо захираьои щании табиц ва гидроэнергетикц диыыати давлатьои манотиыи дигарро ба худ жалб мекунад. Ьамкорц дар соьаи мудофиа ба жумьурц имконият медиьад то худро аз хатари беруна эмин дорад. Ьамкории Тожикистон бо Русия азр=и 170 шартномаьо ва созишномаьо ба танзим дароварда мешавад, ки то имр=з фаъолияти оньо дар соьаи техникаи ьарбц низ мустаткам идома дорад.
ALIJONOVA A.KH.
THE PROBLEM OFMILITIARY AND TECHNICAL COORPERATION BETWEEN RUSSIA AND REPUBLIC OF TAJIKISTAN
In this article is considered the problem of military and technical cooperation between Russia and Republic of Tajikistan. Tajikistan is rich with natural resources and hydro energetic resources. Cooperation in the sphere of defense gives possibility to protect itself from outside danger.
Tajikistan’s cooperation with Russia according 170 treaties and agreements which is valid till now are vividly shown in this article.
1 Содружество. Россия - Таджикистан: межрегиональное сотрудничество. - 2009, №7 стр.12