Научная статья на тему 'Иностранные военные базы на территории постсоветской Центральной Азии'

Иностранные военные базы на территории постсоветской Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
2409
213
Поделиться
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННЫЕ БАЗЫ / КАЗАХСТАН / КОСМОДРОМ "БАЙКОНУР" / ПОЛИГОН "САРЫ-ШАГАН" / КЫРГЫЗСТАН / АВИАЦИОННАЯ БАЗА В Г. КАНТ / ТАДЖИКИСТАН / 201-Я РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ БАЗА / УЗБЕКИСТАН / БАЗА США "КАРШИ — ХАНАБАД"

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Кутнаева Нурия

В международных отношениях крах биполярной системы конца XX века привел к кардинальным изменениям; в частности, масштабные войны уступили место локальным конфликтам. На смену "жесткой силе" все больше приходит "мягкая сила": государственные акторы вытесняются международными и неправительственными организациями, транснациональными компаниями и даже террористическими группировками. Тем не менее в обеспечении безопасности государств все еще продолжают действовать некоторые механизмы, ранее присущие биполярной системе. Речь идет о военных базах за рубежом, которые в условиях глобализации продолжают играть столь же значительную роль в международных отношениях, как и во времена "холодной войны". Вопрос о важности наличия подобных объектов на территориях государств, а также о преимуществах, которые они дают разместившим их странам, будет рассмотрен на примере Центральной Азии (ЦА).

Текст научной работы на тему «Иностранные военные базы на территории постсоветской Центральной Азии»

ИHOCTPAHHЫIE BOEHHblE БАЗЫ HA TEPPИTOPИИ ПOCTCOBETCКOЙ ЩИ^АЛЬ^Й АЗИИ

Нурия КУТНАЕВА

руководитель программы «Международные отношения» Международного университета в Центральной Азии (МУЦА)

(Бишкек, Кыргызстан)

Введение

В международных отношениях крах биполярной системы конца XX века привел к кардинальным изменениям; в частности, масштабные войны уступили место локальным конфликтам.

На смену «жесткой силе» все больше приходит «мягкая сила»: государственные акторы вытесняются международными и неправительственными организациями, транснациональными компаниями и даже террористическими группировками.

Тем не менее в обеспечении безопасности государств все еще продолжают действовать некоторые механизмы, ранее присущие биполярной системе. Речь идет о военных базах за рубежом, которые в условиях глобализации продолжают играть столь же значительную роль в международных отношениях, как и во времена «холодной войны».

Вопрос о важности наличия подобных объектов на территориях государств, а также о преимуществах, которые они дают разместившим их странам, будет рассмотрен на примере Центральной Азии

(ЦА)1.

1 В данной статье под Центральной Азией подразумеваются 5 постсоветских республик — Республика Казахстан (РК), Кыргызская Республика (КР), Республика Таджикистан (РТ), Туркменистан, Республика Узбекистан (РУз).

В данной работе под военными базами имеются в виду «специально оборудованные в этом отношении районы, используемые государством для расположения своих вооруженных сил применительно к предполагаемым или возникшим театрам военных действий»2.

Необходимо уточнить, что термин «военный объект» следует употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет о военном присутствии в ЦА России; словосочетание «военная база» связано с другими государствами.

Создание военных баз на пространствах иных стран характерно для истории всех империй, которые осуществляли не только территориальную экспансию, но и контроль над прилегающими территория-ми3; например, империя Александра Македонского, Венецианская и Генуэзская республики, а также колониальные империи Франции и Англии4.

2 Словарь международного права / Авт. кол.: С.Б. Бацанов, Г.К. Ефимов, В.И. Кузнецов и др. Дипломатическая акад. МИД СССР. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1986. С. 19.

3 См.: Драгунский Д. Издержки империи // Космополис, Зима 2007/2008, № 3 (19). С. 5—10.

4 См.: Lachowski Z. Foreign Military Bases in Eurasia // SIPRI Policy Paper No. 18, June 2007. Sweden. P. 78.

В основе статьи — доклад автора на международной конференции «Современные вызовы безопасности Центральной Азии» в Международном университете в ЦА (МУЦА), Кыргызстан, 15 мая 2010.

В годы «холодной войны» США и СССР, как основные игроки на международной арене, были заинтересованы в существовании своих военных баз в различных странах, так как это помогало им применять стратегию устрашения и проводить политику «сдерживания»; близость к театру военных действий обеспечивала возможность сбора разведданных и оказания при необходимости определенной военной поддержки.

После окончания «холодной войны» дислокация военных баз России и США существенно изменилась. С 1988-го по 1995 год военно-политическое руководство США закрыло 97 зарубежных военных баз5. В 2001 году Соединенные Штаты объявили

о закрытии к 2003 году еще нескольких своих зарубежных баз и их перемещении с европейского театра военных действий в другие регионы мира6. Изменения были связаны с отказом Пентагона от принципа стационарного базирования, предполагающего, что враг заранее известен. Вместо этого Д. Рамсфелд предложил признать, что теперь не ясно, откуда может появиться опасность и какого рода будет эта опасность7. Поэтому на вооружение была взята формулировка «место, а не база». По официальным данным, на сентябрь 2006 года в распоряжении Пентагона имелось примерно 823 военные базы за рубежом8.

5 См.: Ibid. P. 7—8.

6 См.: Юрченко В.П. О планах по изменению базирования ВС США за рубежом // Институт Ближнего Востока, 27 январь 2004 [http:// www.iimes.ru/rus/stat/2004/27-01-04.htm].

7 См.: U.S. Department of Defense. News Transcript: Secretary Rumsfeld Media Availability En Route to Guam, 13 November 2003 [http://www.defense. gov/ Transcripts/Transcript.aspx?TranscriptID=2934].

8 Причем в это число не входил Центр транзит-

ных перевозок в Кыргызстане (тогда еще база «Ма-

нас»). Причина в том, поясняет специальный отчет

Пентагона за 2007 год, что для включения в этот список площадь объекта должна превышать 10 акров или объем инвестиций — 10 млн долл. (т.н. Оценка

Что касается России, то уже к началу 2000-х годов ее руководство вынуждено было закрыть почти все базы в «дальнем зарубежье»; на то имелись разные причины, прежде всего экономические и политичес-кие9. В настоящий момент Российская Федерация имеет 25 зарубежных военных баз, 24 из которых дислоцируются в постсоветских странах и одна — в Сирии (Тартус)10.

Важно отметить, что Китай, сосед стран ЦА и важный игрок в данном регионе, вообще не имеет военных баз за рубежом и, по сообщениям печати, не стремится их иметь11.

Итак, ниже будут рассмотрены следующие вопросы:

1) в каких республиках ЦА располагаются военные объекты;

2) какие страны имеют военные объекты в ЦА;

3) для чего предназначены военные объекты;

4) на каких финансовых условиях предоставляется территория (безвозмездное пользование, арендная плата или компенсационная основа);

5) используется ли для создания объектов старая инфраструктура или строится новая.

замены оборудования — Plant Replacement Value) (см.: Department of Defense. Base Structure Report Fiscal Year 2007. P. 22 [www.defense.gov/pubs/bsr_2007_ baseline.pdf]). Если учесть, что 10 акров соответствуют 4,05 га, а территория ЦТП — около 224 га, то причина его невключения в перечень, вероятно, лежит в экономической плоскости.

9 Например, изменение внутриполитической ситуации в Сомали повлекло вывод российского военного контингента из этой страны в 1991 году.

10 См.: Лукин М. Все российские базы // Ком-мерсантъ-Власть, 21 мая 2007, № 19 (723) [http://www. kommersant.ru/doc.aspx?docsid=766827].

11 См.: Чаплыгина М. Пекин не планирует создание военных баз на чужой территории — военные // РИА Новости, 11 марта 2010 [http://rian.ru/ defense_safety/20100311/213467753.html].

Казахстан — РФ

После распада СССР в Казахстане сохранились некоторые военные объекты. После 1991 года Россия выплачивает республике арендную плату за их использование.

В их число входят:

1. 5-й Государственный испытательный полигон Министерства обороны (МО) РФ — космодром «Байконур» — самый большой зарубежный объект Российской Федерации, на долю которого приходится 70% всех космических запусков России12; по соглашению 1994 года, Россия выплачивает Казахстану за его эксплуатацию 115 млн долл. арендной платы13. Кроме того, РФ обязалась содействовать Казахстану в реализации космических проектов, например в сфере «спутниковой связи и исследования природных ресурсов Земли, в создании совместных структур и подготовке специалистов по космической технике»14. В 2004 году срок аренды был продлен до 2050 года.

2. Объекты 929-го Государственного летно-испытательного центра МО РФ имени В.П. Чкалова (929-й ГЛИЦ ВВС). В общей сложности 5 испытательных полигонов расположено на территории Западно-Казахстанской, Атырауской и Манги-стауской областей (231 СИП, 170 СИП, 171 ИП, 85 ИП, 525 ОИС)15; они предназначены для испытания новых образцов вооружений и боевой подготовки летчиков ВВС и авиации ВМФ. До 1 января 2005 года ежегодная оплата за аренду полигона составляла 1,814 млн долл., а с 2005 года — 4,454 млн долл.16 Кроме того, РК имеет приоритетное право на приобретение новых видов вооружения и военной техники, прошедших отработку на данных полигонах17.

3. 4-й Государственный центральный межвидовой полигон (ГЦМП). С 1 января 2005 года ежегодная арендная плата за пользование его объектами и боевыми полями составляет 0,682 млн долл. (ранее она составляла 1,022 млн долл.)18.

3.1. В состав 4-го ГЦМП входит 10-й Государственный испытательный полигон (полигон «Сары-Шаган» — в/ч 03080). Он был построен около озера Балхаш согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина от 18 августа 1956 года с целью отработки технических решений будущей боевой системы, обеспечивающей защиту от МБР США; полигон упоминается в Договоре по ПРО от 1972 года19. Интересно, что именно на данном полигоне в 1961 году в ходе испытаний впервые в мире была уничтожена головная часть баллистической ракеты Р-12 противоракетой В-100020. В настоящий момент Сарышаганский полигон используется для испытания новых

12 См.: Военные базы РФ за границей. Справки // РИА Новости, 15 февраля 2010 [http://www.rian.ru/ spravka/20100215/209344182.html].

13 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «Об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур», 28 марта 1994 [http://www.baikonuradm.ru/index. php?mod1=npЫ&npЫd=46].

14 Там же.

15 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О порядке использования 929-го Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации», 20 января 1995 [http://www.infopravo. by.ru/fed1995/ch04/akt16953.shtm].

16 См.: Казинформ: В. Путин подписал четыре закона о ратификации соглашений с Казахстаном // Сайт Посольства Республики Казахстан, 23 апреля 2007 [http://kazembassy.ru/press_servюe/news/?newsid=2845].

17 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О порядке использования 929-го Государственного летно-испытательного центра...»

18 Там же.

19 См.: Мейлицев В. Антиядерный щит // Спецназ России, декабрь 2005, № 12 (111) [http://www.specnaz.ru/ article/?837].

20 См.: Фролова Т., Богатырев А. Сто ракетных перехватов [http://www.redstar.ru/2006/03/23_03/5_ 01.html].

элементов комплекса средств преодоления ПРО «в условиях, максимально приближенных к боевым»21. Ежегодная оплата за аренду полигона до

1 января 2005 года составляла 19,97 млн долл., а в последующие годы — 18,932 млн долл.22

3.2. До апреля 2010 года в состав 4-го ГЦМП также входил полигон Эмба (5580-я база обеспечения испытательных работ). Он был предназначен для проведения испытаний и работ на полях падения элементов ракет, запускаемых с полигона Капустин Яр (РФ) в сторону полигона Сары-Шаган. В настоящий момент база находится в процессе закрытия23; общая площадь ее территории составляла 2 960 144,6 га, а ежегодная арендная плата составляла 0,718 млн долл.24

4. Отдельный радиотехнический узел, ОРТУ ОС-2 «Балхаш» (населенный пункт Сары-Шаган, г. Приозерск, Балхаш). После распада СССР, согласно двустороннему соглашению, заключенному в 1994 году, узел Балхаш, включая радиолокационные станции (РЛС) «Днепр» и «Дарьял-У», стал собственностью Республики Казахстан25. Радиолокационная станция «Днепр» контролирует воздушно-космические пространства Пакистана, Китая, Индии, части Индийского океана (Бенгальский залив); она может отслеживать до 1300 объектов26. С

2001 года радиотехнический центр Сары-Шаган входит в состав Космических войск РФ.

5. Отдельный транспортный авиаполк, части обеспечения и передовой поисковый командный пункт; с 1980 года они дислоцируются в г. Костанай.

Все военные объекты РФ в Казахстане были сооружены в советские годы (в основном начиная с 1960-х гг.). После распада СССР они были переданы республике, и в настоящее время благодаря военно-техническому сотрудничеству между РФ и РК продолжают обеспечивать обороноспособность России на платной основе.

Кыргызстан — РФ

В Кыргызстане имеется 5 военных объектов Российской Федерации.

1. 999-я российская авиационная база в г. Кант является частью авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР). База осуществляет контроль воздушного пространства ЦА и в случае необходимости может наносить удары по террористическим формированиям. Согласно подписанному в сентябре 2003 года соглашению территория

21 С полигона Капустин Яр успешно запустили баллистическую ракету // Лента.Ру, 23 апреля 2006 [http://www.lenta.ru/news/2006/04/23/rocket/].

22 См.: Казинформ...

23 См.: Дмитриев И., Ряховская М. Российские ракеты гниют в Казахстане // Версия, 5 апреля 2010 [http://versia.ru/articles/2010/apr/05/poligon_emba_5].

24 См.: Казинформ.

25 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «О порядке содержания и использования узла Балхаш системы предупреждения о ракетном нападении, расположенного на территории Республики Казахстан», 14 декабря 1994.

26 См.: Маринин И. «Днепр» на Балхаше // Новости космонавтики, 2009, № 9 [http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/320/34.shtml].

базы передана российской стороне на безвозмездной основе27. В 2009—2010 годах финансирование базы было увеличено в 2 раза — с 640 млн (2003—2008 гг.) до 1,7 млрд руб.28; ее контингент насчитывает 500 российских военнослужащих. Кроме того, здесь находятся 5 штурмовиков Су-25, 4 учебных самолета Л-39 и

2 вертолета Ми-829. Авиабаза напрямую подчиняется 5-й армии ВВС и ПВО Приволжско-Уральского военного округа; это первая база, которая была создана за пределами РФ после распада СССР.

2. 954-я испытательная база противолодочного вооружения «Кой-Сары» ВМФ РФ.

Она расположена в г. Каракол Иссык-Кульской области (около озера Иссык-Куль); здесь испытывается торпедное вооружение. Согласно соглашению между Россией и Кыргызстаном от 5 июля 1993 года данная база признана собственностью РФ30.

3. 338-й узел связи ВМФ РФ дислоцируется в г. Кара-Балта (Чалдовар). Он призван обеспечивать связь Главного штаба ВМФ России с подводными лодками и надводными кораблями РФ, находящимися в Тихом и Индийском океанах. Кроме того, узел производит радиотехническую разведку в интересах Главного штаба ВМФ России31. Условия предоставления данного объекта в пользование РФ неизвестны.

4. Автоматическая сейсмическая станция № 1 находится в п. Ичке-Суу (Иссык-Кульская область) и является подразделением Сейсмической службы Министерства обороны РФ32. Она предназначена для контроля за испытаниями и применением ядерного оружия во всем мире, а также для наблюдения за землетрясениями. Ее аренда осуществляется на компенсационной основе, то есть Институту сейсмологии Национальной академии наук КР и Министерству чрезвычайных ситуаций КР предоставляется оперативная информация о времени и силе землетрясений на территории республики, а научно-исследовательским учреждениям Кыргызстана оказывается техническое содействие33.

Кроме того, на территории Кыргызстана планировалось размещение дополнительного воинского контингента РФ, а также учебного центра для подготовки российских и кыргызстанских военнослужащих; до 1 ноября 2009 года стороны должны были подписать соглашения о пребывании второй российской военной базы (предположительно, в Баткенской области)34, однако этого не произошло.

27 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой «О статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Кыргызской Республики», 22 сентября 2003 [http://bestpravo.ru/fed2003/data03/tex14395.htm].

28 См.: Россия увеличила финансирование авиабазы в Кыргызстане в 2009—2010 гг. в два раза // АКИpress, 5 декабря 2008 [http://kg.akipress.org/news/64758].

29 См.: Ибралиев Ж., Носов В. За пять лет своего существования штат авиабазы увеличился в 10 раз // ИА «24^», 24 октября 2008 [http://www.24.kg/community/2008/10/24/96121.html].

30 См.: «Военные базы РФ за границей. Справки».

31 См.: Лукин М. Указ. соч.

32 Радиосейсмическая лаборатория (автономный сейсмический пункт) № 17 в п. Майлуу-Сай (Джалал-Абадская область) была расформирована. Вместо нее был оставлен автономный сейсмический пункт — АСП, который остается в ведении РФ.

33 Федеральный Закон Российской Федерации «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Кыргызской Республики от 21 октября 1994 г.», 17 июля 2009 [http://ntc.duma.gov.ru/ duma_na/asozd/asozd_text.php?nm=159-%D4%C7&dt=2009].

34 См.: А. Малашенко: Российская база может стать не только фактором стабильности в регионе // Аз-

затык, 29 октября 2009 [http://www.azattyk.kg/content/Kyrgyzstan___Russia_Malashenko/1864106.html].

Кыргызстан — США

Центр транзитных перевозок США в Кыргызстане

19 декабря 2001 года кыргызской стороной было ратифицировано соглашение между правительством КР и США, согласно которому Кыргызстан предоставил аэропорт «Манас» для размещения сил Антитеррористической коалиции (АТК)35. Первоначально контингент авиабазы «Манас» был представлен военнослужащими из 12 стран АТК. Впоследствии почти все они вывели свои военные формирования из Кыргызстана. С июня 2009 года база «Манас» была перепрофилирована в Центр транзитных перевозок (ЦТП); в его задачу входит доставка пассажиров и грузов в Афганистан (и обратно) на военно-транспортных самолетах. Кроме того, самолеты-топливозаправщики производят заправку самолетов в воздухе (над территорией Афганистана).

Ежемесячно через ЦТП в Афганистан и обратно проходят 15 тыс. военнослужащих и 500 т грузов36. Площадь базы составляет 224 га, и арендная плата за нее со временем повысилась: с 2002-го по 2005 год в республиканский бюджет поступило 8 млн долл.37 Впоследствии цена аренды была поднята до 17,5 млн долл.38; в 2009 году она составила 60 млн долл.39

В конце 2009 — начале 2010 годов рассматривался вопрос о строительстве на юге республики Тренировочного центра США стоимостью 5,5 млн долл., однако, как нам представляется, речь шла не о военной базе, а о подготовительном центре для кыргызского спецназа40.

Таджикистан — РФ

1. 201-я российская военная база (РВБ) была открыта в октябре 2005 года на базе 201-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в Т аджикистане с 1945 года. База подчиняется командованию Приволжско-Уральского военного округа РФ и обеспечивает защиту таджикско-афганской границы (в случае прорыва вооруженных формирований со стороны Афганистана) и пресечение действий незаконных вооруженных формирований. Воинские части дислоцируются в трех местах: в Душанбе (штаб базы), Курган-Тюбе (191-й мотострелковый полк) и Кулябе (149-й гвардейский мотострелковый полк). РВБ имеет три полигона, использующихся для проведения боевой подготовки воинского кон-

35 См.: Джоробекова А.Э., Момошева Н.К. Хроника внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики (1991—2002). Бишкек, 2003. С. 181.

36 См.: В «Манасе» опровергли приостановку транзита военнослужащих США в Афганистан // NEWSru.com, 13 апреля 2010 [http://txt.newsru.com/world/13apr2010/manasrenew.html].

37 См.: Касыбеков А. Миллионы для антитеррористов // Вечерний Бишкек, 15 ноября 2005. С. 3.

38 К тому же, международный аэропорт «Манас» за предоставляемые услуги (взлет, посадка, парковка и др.) получает за год около 21 млн долл. (см.: Касыбеков А. Признания полковника Смита // Вечерний Бишкек, 12 июня 2008. С. 7).

39 См.: Транзитный центр США в Киргизии будет военным объектом — депутат // РИА Новости, 25 июня 2009 [http://www.rian.ru/defense_safety/20090625/175378736.html].

40 См., например: Ответ Отдела по связям с общественностью посольства США в Бишкеке. В работе: Кыргызстан: Посольство США распространило разъяснения по поводу «новой военной базы в Баткене» // Фергана.ру, 9 марта 2010 [http://www.ferghana.ru/news.php?id=14168].

тингента. Это самая крупная база РФ в ЦА, ее штатная численность составляет около 7 тыс. чел., причем 20% служащих проживают в РТ постоянно41; она используется Россией на безвозмездной основе.

2. 1109-й отдельный оптико-электронный узел «Нурек» («Окно», объект 7680). Он

предназначен для обнаружения и расчета параметров движения космических объектов на высоте от 2 000 до 40 000 км. Комплекс способен осуществлять глобальный контроль за космическими объектами над Евразией, Северной и Центральной Африкой, а также акваториями Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Строительство данного комплекса началось в 1979 году; в 1992 году оно было законсервировано из-за гражданской войны в РТ и возобновилось лишь в 1997 году. Комплекс действует на основании специального соглашения между правительствами РФ и РТ от 28 января 1994 года. В 2004 году «Нурек» на 49 лет был передан в собственность РФ в обмен на погашение долга Таджикистана перед Россией42. При этом символическая арендная плата за «Нурек» составляет всего 39 центов в год43. Узел входит в состав 45-й дивизии контроля космического пространства, которая подчиняется 3-й отдельной армии ракетно-космической обороны космических войск РФ.

Таджикистан — Франция

С декабря 2001 года в аэропорту г. Душанбе дислоцируется французская военная база. Отряд французских ВВС осуществляет техническую поддержку коалиционных сил в рамках антитеррористической операции в Афганистане. В разное время штатная численность базы колебалась от 170 до 230 военных44. На базе имеются 6 истребителей «Мираж» и 4 военно-транспортных самолета ВВС Франции. Французская сторона не платит арендную плату за использование территории, однако оказывает содействие Таджикистану в улучшении инфраструктуры аэропорта. В частности, на восстановление взлетно-посадочной полосы уже потрачено около 5,5 млн долл.45 Кроме того, официальный Париж уже выделил долгосрочный льготный кредит на сумму в 20 млн евро для финансирования строительства нового терминала в душанбинском аэропорту, в сооружение которого предполагается вложить 27 млн евро46.

41 См.: Завизьон: за пределами России солдаты лучше понимают, что такое Родина // РИА-Новости, 8 ноября 2006 [http://rian.ru/interview/20061108/55451253.html].

42 Сумма долга составляла 305,730 млн долл. по состоянию на 15 июля 2004. Кроме передачи «Нуре-ка», РТ обязалась предоставить 75% минус одна акция Сангтудинской ГЭС-1 в счет доли России (см.: Госдума ратифицировала соглашение с Таджикистаном о передаче России «Нурека» в счет долга // ИА REGNUM, 25 июня 2008 [www.regnum.ru/news/1019131.html]; Президент подписал закон об урегулировании задолженности Таджикистана перед Россией // Российская Газета, 15 июля 2008 [http://www.rg.ru/2008/07/15/ tadzhikistan-anons.html]).

43 См.: Таджикистан готов шантажировать Россию: военная база США или энергетический конфликт // ИА REGNUM, 7 июля 2009 [www.regnum.ru/news/1183055.html].

44 См.: Tajikistan: The French Military Remains a Welcome Presence in Dushanbe // Eurasia net, 17 марта 2009 [http://www.eurasianet.org/departments/insightb/articles/eav031709a.shtml].

45 См.: Таджикистан просит Францию ускорить строительство в аэропорту Душанбе // ИА REGNUM, 11 января 2010 [http://www.regnum.ru/news/1241475.html].

46 См.: Фируз И. Рогунская война? Таджикистан за неделю // ИА REGNUM, 15 февраля 2010 [www. regnum.ru/news/1254107.html].

Узбекистан — США

С 2001-го по 2005 год в г. Ханабад (в 10 км от г. Карши Кашкадарьинской области) дислоцировалась Военно-воздушная база США «Карши — Ханабад» (К-2). Она была создана в соответствии с соглашением между правительствами РУз и США «О транзите по территории и доступе к военной инфраструктуре в Республике Узбекистан и ее использовании», которое было подписано 7 октября 2001 года; в этом документе не шла речь о выплатах арендной платы47. База использовалась для поставок продовольствия и военного имущества воинского контингента АТК в Афганистане и для авиационной поддержки проводимых операций; ее контингент составлял около 1 500 военнослужа-щих48. Впоследствии со стороны РУз было представлено 6 вариантов соглашений об арендных выплатах за использование К-2. По словам подполковника Мэппена, «американские переговорщики были озадачены тем, как упорно Узбекистан добивался денежных выплат, особенно после того, как им объяснили, что на других театрах .другие государства сами платят за то, чтобы американские воинские формирования остались бы на их территориях. Затем они стали задумываться об альтернативных местах дислокации базы»49.

За 2001—2002 годы США выплатили Узбекистану 15,7 млн долл., а с января 2003-го по май 2005 года — 23 млн долл.50 Однако руководство РУз обвинило США в том, что не производились выплаты за взлет-посадку воздушных судов и, кроме того, был причинен вред экологии51. В 2005 году база была закрыта в связи с критикой США действий руководства Узбекистана во время андижанских событий в мае 2005 года.

Узбекистан — Германия

Согласно межправительственному соглашению между ФРГ и РУз, заключенному в

2002 году, в г. Термез действует база ВВС Германии52, контингент которой размещается на военном аэродроме; ее штатная численность составляет 300 чел.53 В задачи базы входит обеспечение деятельности военных из состава немецкого контингента в Афганистане, в том числе переброска грузов и войск на немецкие базы в Афганистане — в города Маза-ри-Шариф, Кундуз и Файзабад.

По поводу денежной компенсации за пользование базой имеются сведения, что на начало 2009 года ФРГ инвестировала в модернизацию базы 12 млн евро54; по другим дан-

47 См.: Nichol J. Uzbekistan’s Closure of the Airbase at Karshi-Khanabad: Context and Implications // Congressional Research Service Report RS22295, 29 марта 2006. P. 2 [http://stuff.mit.edu/afs/sipb/contrib/ wikileaks-crs/wikileaks-crs-reports/RS22295.pdf].

48 См.: Бурнашев P., Черных И. Вооруженные силы Республики Узбекистан // Континент, 29 января —

11 февраля 2003, № 2 (89) [http://www.continent.kz/2003/02/15.html].

49 Цит. по: Nichol J. Op. cit. P. 3.

50 См.: Wright R., Tyson A.S. U.S. Evicted From Air Base In Uzbekistan // Washington Post, 30 June 2005 [http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/07/29/AR2005072902038.html].

51 См.: Пресс-релиз МИД Республики Узбекистан, 7 июля 2005 года [http://old.gov.uz/ru/

content.scm?contentId=13693].

52 Аэродром в Термезе начал использоваться раньше — с конца 2001 года, однако соглашение было подписано только в 2002 году.

53 См.: База в Термезе пока остается за бундесвером // Немецкая волна, 24 ноября 2005 [http://www.dw-world.de/dw/article/0,,1791693,00.html].

54 См.: Министр обороны Германии прибыл в Узбекистан // Еженедельный вестник НИА «Туркистон-пресс», 9—14 марта 2009 [http://uz.mofcom.gov.cn/accessory/200903/1237200713561.doc].

ным, за ее использование немецкая сторона ежегодно платит 3 млн евро55 и, кроме того, 240 тыс. евро за проживание немецких военнослужащих (ежемесячно) и 600 евро за каждую подачу трапа56.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

■ Во-первых, вполне очевиден тот факт, что направленность внешней политики двух стран, претендующих на лидерство в ЦА, отчетливым образом различается.

Приводимые ниже таблица и карта свидетельствуют, что по количеству иностранных военных объектов (все они российские) лидирует Казахстан; ни одной базы АТК там не имеется.

В Узбекистане, напротив, вообще нет российских объектов, что неудивительно, учитывая его прозападную направленность (особенно до 2005 г.). Впоследствии официальный Ташкент «обратился лицом» к России, однако территорию для нужд ОДКБ не предоставил, хотя такая возможность имелась (оставленная США база «Карши — Ханабад»). Бывшая база К-2 в Ханабаде и немецкая база в г. Термез действуют в рамках антитеррористической операции в Афганистане.

Таблица 1

Иностранные военные объекты в ЦА после 1991 года

p Казахстан Узбекистан

Кыргызстан Таджикистан

1. Космодром «Байконур» 999-я российская авиационная база в г. Кант 201-я российская военная база (РВБ) Военно-воздушная база США «Карши — Ханабад» (не действует)

2. Объекты 929-го Государственного летноиспытательного центра — 5 испытательных полигонов 954-я испытательная база противолодочного вооружения «Кой-Сары» ВМФ РФ 1109-й отдельный оп-тико-элект-ронный узел «Нурек» База ВВС Германии в г. Термез

3. 4-й Госу- Полигон дарствен- «Сары-ный цент- Шаган» рапьный 338-й узел связи ВМФ РФ Французская военная база в г. Душанбе

межвидо- Полигон вой поли- Эмба (в гон процессе закрытия) І

55 См.: Nichol J. Op. cit. P. 3.

56 См.: Ibidem.

Таблица 1 (продолжение)

■ Во-вторых, в Кыргызстане имеются военные базы РФ и США (по одной); кроме того, имеется еще 3 военных объекта, используемых для военных нужд РФ, но не располагающих собственными вооруженными силами.

Похожая ситуация существует и в Таджикистане: здесь два российских объекта (военная база и «Нурек»), причем контингент военной базы является самым многочисленным из всех, расположенных в странах ЦА.

Кроме того, здесь существует и французская военная база АТК. В этом контексте хотелось бы обратить внимание, что создание российской военной базы в КР (2003 г.) и перепрофилирование 201-й мотострелковой дивизии в российскую военную базу в РТ (2005 г.) последовали после открытия в конце 2001 года баз АТК («Манас» в КР и в г. Душанбе). В данной связи возникает справедливый вопрос, появились бы российские базы в этих республиках, если бы там не были открыты базы АТК.

■ В-третьих, все военные объекты на территории государств ЦА используют инфраструктуру советских времен; исключение составляет Центр транзитных перевозок США в КР. На примере полигона Эмба (РК) и автономного сейсмического пункта (КР) становится ясно, что Россия постепенно отказывается от использования объектов, требующих больших затрат.

■ В-четвертых, благодаря территориальной близости, большим территориям объектов и налаженному военно-техническому сотрудничеству между Казахстаном и РФ все военные объекты в РК функционируют на основе арендной платы.

В Кыргызстане и Таджикистане все российские военные объекты действуют на безвозмездной или компенсационной основе. Предположительно, это связано с пониженной инвестиционной привлекательностью данных стран, их географической удаленностью от РФ и малыми размерами (т.е. невозможностью создания полигонов).

Мы полагаем, что одним из важных факторов, способствующих предоставлению странами ЦА своих территорий для размещения на них военных объектов других держав, является их заинтересованность в обеспечении собственной безопасности.

Например, отсутствие развитой военной авиационной составляющей было основной причиной открытия военных баз в Кыргызстане и Таджикистане; Узбекистан получал и продолжает получать определенные бонусы от западных стран за предоставление своей территории.

Нельзя забывать и о том, что КР и РТ сильно зависят от российской миграционной политики, касающейся «гастарбайтеров»: если будет поднят вопрос о введении арендной платы, РФ может ужесточить миграционное законодательство, что негативно отразится на социально-политической обстановке в данных республиках.

Карта 1

Дислокация иностранных военных объектов в республиках Центральной Азии

ҐГ

РОССИЯ

Отдельный транспортный авиаполк, г. Костанай

Полигоны: 231 СИП,', 170 СИП, 171 ИП /О і

Полигон 85 ИП

*■1 ■рит'"

Полигон Эмба (в процессе закрытия)

КАЗАХСТАН

5

I-

Полигон «Сары-Шаган»

Л*

Г

І

525 ОИС, Форт-Шевченко

^АЗЕРБАЙДЖАН

НЬл/

Космодром

«Байконур»

Отдельный радиотехнический ■ узел «Балхаш» Центр

транзитных 999-я российская авиационная перевозок база в г. Кант

УЗБЕКИСТАН

338 узел связи ВМФ РФ,

г. Кара-Балта ■ • —станция № 1

База ВВС США КЫр1ЫЗСТАН------Ичке-Суу

«Карши — Ханабад»

(К-2) (закрыта)

Автоматическая і__і сейсмическая

N

ТУРКМЕНИСТАН

А

ИРАК

и"

ИРАН

\

Г <

г. Термез

954-я испытательная і* база противолодочного

ТАДЖИКИСТАН в°°ружения «Кой-Сары»

. Л . Оптико-электронный узел База ВВС «Нурек»

ФРГ |езТ""" 201-я российская КИТАЙ

военная база (Душанбе,

Куляб, Курган-Тюбе)

АФГАНИСТАН ПАКИСТАН

И с т о ч н и к: авторская версия.

■ В-пятых, на глобальном уровне предоставление территории для военных баз создает у государств ЦА иллюзию причастности к «большой политике» (в рамках антитеррористических операций АТК и ОДКБ) и дает возможность рассчитывать на поддержку мировых держав в решении внутриполитических вопросов.

Для самих же мировых держав, прежде всего западных, вопрос военных баз в ЦА отчасти является «головной болью», и они, естественно, задаются целым рядом вопросов: «Не могли бы они более жестко критиковать власти республик ЦА, если бы там не было их военных объектов?», «Что важнее — демократические ценности или стабильное функционирование военных объектов?» и т.п.

В этой связи уместно вспомнить, с одной стороны, критику андижанских событий со стороны США и ЕС и последовавшее за этим закрытие базы К-2, и, с другой — потворствование Запада в усилении авторитарного режима в КР.

Подводя итоги, можно сказать, что цели размещения военных баз остались теми же, что и во времена «холодной войны»: близость к театру военных действий, защита союзников, переброска воинского контингента и сдерживание, причем функция устрашения выступает уже не так рельефно, как это было ранее. Однако теперь театр военных действий сместился с запада на восток, и, кроме того, введен новый принцип — «место, а не база».

Как долго просуществуют иностранные объекты, и прежде всего военные базы в ЦА, покажет время. Однако уже сейчас ясно, что вопрос существования иностранных военных объектов оказывает значительное влияние как на внутреннюю политику стран ЦА, так и на международные отношения на региональном и глобальном уровнях.