Научная статья на тему 'СМИ как фактор результативности взаимодействия комплекса «Государство–инноватор–потребитель инновации»'

СМИ как фактор результативности взаимодействия комплекса «Государство–инноватор–потребитель инновации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ИННОВАЦИИ / НОВЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петроченко Анна Геннадиевна

Посвящена специфике взаимодействия медиа и участников Государственной программы инновационного развития. Предлагается оригинальная комплексная градация основных компонентов, задействованных в строительстве инновационно ориентированной модели белорусской экономики. Определяются роль, цели, задачи СМИ в рамках этой последовательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ как фактор результативности взаимодействия комплекса «Государство–инноватор–потребитель инновации»»

Петроченко Анна Геннадиевна аспирант БГУ (Республика Беларусь) кафедра истории журналистики, г. Брест hanna.petrachenka@gmail. com

СМИ как фактор результативности взаимодействия комплекса «государство-инноватор-потребитель инновации»

Наука об инновациях имеет почти вековую историю исследования, однако все еще находится в стадии становления и конктеризации. На современном этапе инновационная деятельность характеризуется понятием «софтизация», когда признается важность невещественных факторов в инновационном процессе. Так, белорусский исследователь социологии инноваций Е. Кучко утверждает, что на фоне нехватки знаний об особенностях инновационного процесса и факторах, влияющих на его протекание, отсутствуют эффективные формы управления инновационными процессами и ресурсами с учетом особенностей реальных социальных отношений и специфики объективной социокультурной среды, которая инициирует появление и реализацию всех видов инновационной деятельности во всех сферах социальной жизни, включая технико-технологическую и экономическую [Кучко, 2009, 35]. Автор дает определение категориям «распространение инновации» и «диффузия инновации», подчеркивая специфическое свойство последнего передавать инновации по каналам коммуникации между членами социальной системы во времени, тиражирование инновации, расширение ее использования на смежных или других объектах, в различных сферах социальной жизни [Кучко, 2009, 193]. Действительно,

интерпретация инновационного цикла не только как технико-экономического, но и как общественного явления открывает его сложную коммуникационную модель обмена информацией множества компонентов во множестве областей. Ввиду неоднородных нелинейных отношений, возникающих в рамках инновационного цикла, пропорционально возрастает число контактов среди участников этого процесса, где особое место отводится СМИ как мощному открытому источнику распространения и обмена информацией. Г. Ковалев отмечает, что динамика и результаты создания и реализации новшеств, безусловно, зависят от самих участников инноваций и их взаимодействия, однако эффективность инновационного процесса обеспечивается не

столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью переход от любого предыдущего этапа к последующему [Ковалев, 2000, 156]. Трансфер новаций из одной стадии рабочего цикла в другую не представляется возможным в изоляции от коммуникационных отношений, обмен информацией выступает условием приемлемости достигнутых результатов и их дальнейших преобразований. Таким образом, новая социальная реальность требует корректировки концепций, роли и задач масс-медиа.

Инноватизация является объективной реальностью современного белорусского общества. Одним из ключевых направлений развития Республики Беларусь на современном этапе, согласно Национальной стратегии устойчивого социальноэкономического развития до 2020 г., является системная модернизация национальной экономики. Речь идет о формировании высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам, что происходит в рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (далее - ГПИР), первый этап которой проходил в 2007-2010 гг., второй выполняется в 2011-2015 гг. Поэтому в целях усовершенствования национальных экономических процессов требуется четко определить фундаментальные, то есть глобальные механизмы формирования и функционирования инновационного ресурса во всех без исключения социально-экономических системах [Скаленко, 2007, 57]. СМИ в данном контексте создают специфическое общественное мнение, стимулирующее творческую активность и открытость общества к изменениям через соответствующую переориентацию организационной культуры на инновации.

Одновременно с этим коммуникационная среда как область перцепции общественной экономической действительности трансформируется в динамике актуальных для данного социального пространства тенденций. Обращаясь к изменениям в медиаландшафте, мы говорим о возникновении новых текстовых экспериментов (жанры и текстовые формы), новых путей репрезентации социальной действительности, новых взаимоотношений между субъектами и медиатехнологиями и др. [Lister, 2009, 12-13]. Новая социальная реальность приводит к корректировке концепций, ролей и задач масс-медиа. Так, качественный анализ газет Брестского региона показал прямую зависимость тематического разнообразия публикаций от вектора реализации ГПИР на макроуровне [Петроченко, 2011, 296-298]. Приоритетным

направлением инновационной политики Брестской области на 2011-2015 гг. является техническое перевооружение ведущих действующих производств (совпадает с задачами первого этапа [Костыко, 2007, 39]. В качестве технологической доминанты области выступают предприятия, специализирующиеся на производстве продукции пищевой промышленности (36,8 % общего объема), среди прочих востребованы машиностроительная, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и отрасли легкой промышленности [Четырбок, 2008, 16]. Инновационная политика региона стала органической частью содержания коммуникационного процесса: в печатных изданиях регулярно появляется информация об обновлении ассортимента выпускаемой в регионе продукции («Новая жизнь ковров?» — здесь и далее примеры из региональной газеты «Вечерний Брест»); о производстве продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение («Брестская альтернатива АЭС»); о развитии инфраструктуры придорожного сервиса («Бизнес с большой дороги»); о туристической индустрии («Приют Манарага на Мухавце»); о создании, развитии и расширении производства товаров и услуг в малых и средних городских поселениях, сельской местности («Креатив для районной «бытовки»); а также освещение экономического и инвестиционного потенциала области («Есть контакты. Ждем контрактов»).

Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», вступивший в силу в январе 2013 года, регулирует отношения между институтами, участвующими в реализации ГПИР. Данный нормативно-правовой акт опускает факт (а значит, и механизм) взаимодействия средств массовой информации с субъектами инновационной инфраструктуры. В это же время в тексте ГПИР (разработчик - Государственный комитет по науке и технологиям) указана необходимость участия масс-медиа в реализации данной программы (информационное обеспечение инновационных процессов через СМИ), однако алгоритм коммуникации не описан [Государственная программа, 2011, 67-68]. Не будем отрицать высокий потенциал региональной периодики, где пресса - их инкорпорированная часть, с точки зрения взаимодействия и взаимовлияния с институтами-участниками реализации ГПИР. Это взаимодействие несет важное практическое значение для повышения эффективности реализации национальной инновационной стратегии. Результатом использования СМИ в данном

направлении является формирование устойчивых моделей коммуникаций на всех стадиях развития и совершенствования инновационных процессов в белорусской социально-экономической системе. Безусловно, эффективность деятельности по созданию инноваций определяется, в первую очередь, результативностью работы каждого из практически задействованных компонентов. Функции СМИ в данном комплексном процессе выявились в ходе расширения научного знания об инноватике и сформировались как качественное использование коммуникации на стыках базисных элементов инновационного процесса.

Рассмотрим динамику отношений медиа с иными институтами на обобщенной модели создания инновационного продукта, выделив рамочные блоки комплекса: государство, инноватор (совокупность инвестора, производственного предпринимателя и носителя идеи) и потребитель инновации. Государство выступает в качестве заказчика, инициатора, регулятора, продавца и потребителя инновационного продукта. Конкретизация функций, ролей, механизмов воздействия и взаимодействия, задач и стратегий государства происходит в контексте основополагающих направлений экономического развития, исходя из которых, инновационный путь является определяющим. Блок «государство» является наиболее предсказуемым компонентом в данной коммуникационной системе: деятельность госаппарата регламентируется нормативными актами, основные: Государственная программа инновационного

развития РБ, Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в РБ». Материальная оболочка репрезентируется государственными институтами. Инноватор представляется совокупностью автора (соавторов) инновации и инновационной инфраструктуры, сопровождающих существование новшества на всех стадиях, начиная от зарождения идеи, заканчивая внедрением в производство. К субъектам инновационной инфраструктуры относятся: технопарки, центры трансфера технологий, венчурные организации, организации по финансированию и страхованию инноваций, иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами [Закон, 2013, 14]. Потребитель инновации - вариантный образ, отдельное лицо или группа, рассматриваемый как реципиент инновационного продукта, как средство для реализации следующего, более сложного государственного заказа, как носитель инновационных идей, а также коррелятор и транслятор внутренних и внешних (социальных) факторов инновационного процесса.

Отмечается неравномерность коммуникационного процесса и различная степень потребности в участии СМИ для оптимизации реализации инновационной задачи. На этапе «государство-инноватор» коммуникации присуща изолированность от третьих лиц, закрытость для СМИ (ввиду либо незавершенности научно-исследовательской и/или опытно-конструкторской разработки, либо коммерческой или другого вида тайны на более поздних стадиях создания новшества). На внутреннем уровне коммуникационный процесс отвечает за регулирование системы взаимоадаптации и взаимосоответствия элементов инфраструктуры инновационной системы, а связь с социальной средой только приобретает очертания, что выражается в диагностировании и прогнозировании специфики осуществления инновационных процессов и условий их успеха у потребителя.

Роль СМИ значительно усиливается на следующем за производством этапе жизненного цикла инновации, во взаимодействии «инноватор-потребитель инновации». В стадии завершения создания новшества СМИ участвуют в тиражировании специализированной информации в узких кругах (каталоги высокотехнологичных товаров Республики Беларусь, каталоги инновационных проектов и разработок, бюллетени регистрации НИР, ОКР, ОТР, информационноаналитические издания и др.), а коммуникативная роль возлагается на центры инновационной инфраструктуры, отвечающие за трансфер технологий. Центр трансфера технологий оказывает услуги по информационному продвижению новшеств и/или продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств, посредством организации участия субъектов инновационной деятельности в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий, изготовления рекламно-информационной продукции. Инициатором коммуникации являются структуры, нацеленные информировать стратегически выгодный сегмент рынка, характер коммуникации формируется посредством запросов потенциальных потребителей товара, где в качестве потребителя, как правило, выступают субъекты хозяйствования, государственные структуры, промышленные предприятия, а не отдельные граждане. Когда же мы рассматриваем потребителя инновации как физическое лицо, информация интерпретируется как средство и условие для существования инновации и ее дальнейшего продвижения. Трансляция потребителю знаний о товаре через СМИ важна, так как это деятельность направлена на

материализацию новаций. Безусловно, целью любой научно-исследовательской и/или опытно-конструкторской работы является создание новшества, но новшество без социализации, то есть коммерциализации и выхода на потребительский рынок не имеет смысла. Кроме того, сущность нововведения видится не только в удовлетворении текущих потребностей, но в производстве новых потребностей, направленных на изменение человеческого общества [Тард, 1996, 3].

Анализируя факторы эффективной коммуникации в ряде «государство-инноватор-потребитель инновации», целесообразно ввести понятие «государство-потребитель инновации», где СМИ по-прежнему придерживаются задачи оптимизации инновационного процесса. Данный процесс видится как планомерное всестороннее информирование через СМИ об основах государственной инновационной политики, что приводит к постепенному формированию общественного мышления, содействующего расширению спроса на инновации, увеличению креаторов инноваций, развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Когда интересы людей совпадают с интересами государственной социально-экономической стратегии развития, то человеческие ресурсы получают эффективную аккумуляцию и распределение по областям идеологических интересов государства. Этот феномен объясняется тем, что общественное сознание является информационным отражением определенных явлений, происходящих в социальной системе. СМИ являются одновременно и поставщиком сообщений об инновациях, и базой данных о потребностях населения в них.

Отсутствие детализации коммуникационных связей СМИ с субъектами инновационного комплекса в нормативно-правовом пространстве Беларуси не умаляет роли данного института в реализации национальной инновационной программы, а вместе с этим и формировании уникальной белорусской социально-экономической системы. Средства массовой информации, как на микро-, так и на макроуровне выступают общественным механизмом легитимизации национальной инновационной программы, что сопряжено с образованием нового типа сознания у граждан, необходимого условия для поддержания инновационной среды и стимулов рождения потребностей в новых инновациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костыко А. Брестский регион в инновационном климате // Наука и инновации. - 2007. - №9. - С. 39-41.

2. Скаленко А. Глобальная научно-информационная основа инновационного процесса // Наука и инновации. - 2007. - №4. - С. 57-58.

3. Государственная программа инновационного развития Республики

Беларусь на 2011 - 2015 годы: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г., № 669 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [сайт]. URL:

http: //www. pravo. by/main. aspx?guid=3871 &p0=C21100669&p2={NRPA} (дата обращения 17 января 2013)

4. Ковалев, Г. Д. Инновационные коммуникации: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАИА, 2000. 288 с.

5. Кучко, Е.Е. Социология инноваций. Мн.: Белгосуниверситет, 2009.

340 с.

6. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 № 425-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [сайт]. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11200425&p1=1 (дата обращения 18 января 2013).

7. Петроченко, А.Г. Региональная пресса в инновационной деятельности (на примере Брестской области) // Журналістьіка-2011: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 13-й Міжнар. навук.-практ.канф.,прысвеч. 90-годдзю БДУ, Вып. 13. / Бел. гос. ун-т [под ред. С.В. Дубовік]. Мн.: Изд-во БДУ, 2011. 435 с.

8. Тард, Г. Социальная логика. СПб.: Соц.-психол.центр, 1996. 548 c.

9. Четырбок, Н. П. Организационно-экономический механизм формирования и реализации региональной инновационной политики (на примере Брестской области): автореф. ... дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Мн.: Нац. Акад. Наук, 2008. 22 с.

10. Lister M. New Media: A Critical Introduction. Second edition. UK, 2009.

404 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.