Научная статья на тему 'Инновационная деятельность и возможности развития'

Инновационная деятельность и возможности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проровский Андрей, Четырбок Наталья

Эта статья описывает особенности инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь и предлагает способы повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation and opportunities of development

This article describes the features of innovation infrastructure in the Republic of Belarus, and suggests ways to improve its efficiency.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность и возможности развития»

ковской системы долевое участие в БВФ должно осуществляться только за счет собственных средств банков (в объеме не более 5% их собственного капитала), обеспечиваться гарантиями Правительства, Национального банка. Также целесообразно предоставить возможность участвовать в БВФ без предварительного разрешения Национального банка. Такое право должны иметь финансово устойчивые банки с относительно высокой степенью капитализации (объем собственного капитала не менее 40 млн евро), с момента регистрации которых прошло не менее 5 лет.

На данный момент вышеназванным критериям соответствуют девять из десяти крупнейших банков Беларуси, и при вложении ими в БВФ 5% собственного капитала общая сумма привлеченных средств составит примерно 1,6 трлн рубл., или 190 млн долл. При условии, что доля банков составит 51%, и с учетом средств Белинфон-да совокупная величина уставного капитала БВФ может сложиться в размере около 350—370 млн долл.

Для предприятий-заемщиков преимуществом данной формы финансирования является отсутствие необходимости в передаче права на часть собственности фирмы (рис. 6). В целом предполагается, что БВФ будет финансировать инновационные разработки на стадии «стартап», «ранний рост», тогда как на более поздних этапах банки смогут участвовать в инвестиционном кредитовании инновационных фирм, предоставлять долгосрочные кредиты и лизинг, использовать проектное финансирование и осуществлять операции факторинга.

Литература

1. Программа социально-экономического развития Республ ики Беларусь на 2011-2015 годы. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь 11.04.2011 №136. Электронный ресурс: http://www.pravo.by/main. aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2={NRPA}.

2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник. 2012. С. 15.

3. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник. 2012. С. 149-151.

4. Электронный ресурс:

http://www.president.gov.by/press125604. МтШос.

5. Экономическая газета, №62(1581) от 21.08.2012.

Андрей Проровский,

завкафедрой

мировой экономики,

маркетинга,

инвестиций Брестского

государственного

технического

университета,

кандидат

технических наук,

доцент

Наталья Четырбок,

завкафедрой управления, экономики и финансов БрГТУ, кандидат

экономических наук, доцент

Инновационная деятельность и возможности развития

В 90-х гг. в Беларуси был выбран стратегический курс, направленный на создание экономики, основанной на науке и технологиях. Для его реализации было принято более 25 законов,указов Президента, свыше 40 постановлений правительства и других органов государственного управления.

В июле 2012 г. Президент подписал законы Республики Беларусь №424-З «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной инновационной политики и инновационной деятельности» и №425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». В последнем определены цели, основные задачи, принципы формирования, формы государственного регулирования инновационной политики. Также в нем прописаны понятия инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, финансирования и стимулирования инновационной деятельности и венчурных проектов.

Национальная инновационная система республики была

Я

я

определена как ряд законодательных, структурных и функциональных элементов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности. Управление посредством формирования, одобрения и внедрения программ (инновационных проектов) различного уровня осуществляют Президент, Совет Министров, республиканские органы власти, НАН Беларуси, другие государственные организации и органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Финансирование ведется из республиканского или местного бюджетов, собственных средств организаций, а также за счет кредитных ресурсов, инновационных фондов, иностранных инвестиций, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и других предусмотренных законодательством средств.

Отраслевые инновационные фонды являются главным механизмом финансирования инновационной деятельности в производственном секторе экономики страны. Они составляют основную долю капиталовложений, направляемых на покупку машин и оборудования, из них формируется треть внутренних затрат на исследования и разработки, что в совокупности с расходами бюджета составляет 75% инвестиций в сферу НИОКР. К сожалению,

о

X X

3!

X

Инновации

Финансовый „

иНститут Приоритеты инновационно ориентированных предприятий

Предоставляют кредиты под определенные проценты при условии гарантии Банки их возврата. Из-за политики низких рисков кредитования банки практически не работают

с инновационными компаниями на начальных этапах их становления

Инвестиционные институты Работают, как правило, в области невысоких финансовых рисков, предпочитая иметь дело с партнерами, имеющими хорошую репутацию в мире бизнеса

Инвестиционные фонды Концентрируются на определенных видах бизнеса, процедуры принятия решения об инвестировании в них весьма сложны и длительны, для обращения в эти фонды существуют многочисленные ограничения и условия

Акционерный капитал Создается для привлечения путем котировки и продажи акций на фондовом рынке. Распространенный эффективный механизм инвестирования, требующий довольно высоких начальных затрат и профессиональной реализации. Обычно используется успешными компаниями

Индивидуальные инвесторы Самый простой и наиболее доступный способ привлечения средств в инновационную компанию, однако является наименее обильным источником финансирования и связан с наибольшей степенью риска

Венчурные фонды Специализируются на инвестировании в инновационные проекты, создаются для работы в зоне наибольшего риска, вследствие чего их инвестиции являются самыми дорогими. Процедуры рассмотрения заявок и принятия решения относительно просты и оперативны

Таблица 1.

Финансовые

институты,

обеспечивающие

инновационную

деятельность

о х

X

3

X

33000

32500

32000

31500

31000

30500

Рис. 1. 30000

Количество 29500

занятых в научных

исследованиях, 29000

человек [2]

многие другие инструменты финансирования инноваций малоэффективны (табл. 1), что обусловлено в том числе низкой заинтересованностью частных инвесторов в обеспечении рисковых проектов. В целом в Беларуси расходы на технологические инновации равняются только 3% ВВП (в развитых странах — 8%), что не соответствует требованиям современной экономики. Наукоемкость ВВП в республике также находится на низком уровне (0,7%), тогда как в западноевропейских государствах этот индикатор составляет 2—3%, а критическим считается значение 2% (в Беларуси - 0,9%) [2]. Нужно отметить, что более 80% научных (94,4% фундаментальных и 72,5% прикладных) исследований выполнены организациями НАН Беларуси, министерств образования,здравоохранения и промышленности.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Инновационная инфраструктура республики представлена следующими элементами: научно-технические парки (11 ед.), центры трансфера технологий (35), венчурные организации (1), научно-производственные центры (40), инновационные центры (76), бизнес-инкубаторы (9), научно-технические библиотеки (490), инновационно активные предприятия (381), Парк высоких технологий (1), Белорусский инновационный фонд (1), про-ектно-конструкторские организации (25), инжиниринговые организации (10) [1].

В 2005 г. Президент подписал Декрет №12 «О парке высоких технологий», согласно которому резиденты ПВТ получают следующие преференции:

■ освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;

■ освобождение от налога на прибыль, недвижимость, добавленную стоимость по оборотам от реализации, земельного налога на период строительства(но не более 3 лет);

■ освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в 1Т-отрасли;

■ уплата подоходного налога работников по ставке 9%, не включаемого в совокупный годовой доход.

В отличие от большинства европейских и азиатских технопарков, ПВТ является виртуальной структурой,поскольку его правовые рамки распространяются на всю территорию страны и резидент парка может пользоваться всеми преимуществами ПВТ независимо от своего месторасположения.

Помимо ПВТ инновационная инфраструктура представлена следующими предприятиями: РИУП «Технопарк БНТУ «Политехник», БОКУП «Центр внедрения научно-технических разработок» (г. Брест), РИУП «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета», РИУП «Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета», КУП «Гомельский научно-технологический парк», КПТУП «Минский областной технопарк», ЗАО «Технологический парк Могилев», ООО «Технопарк Полесье», ООО «Минский городской технопарк» и центры трансфера технологий в каждом регионе. В отличие от свободных экономических зон они не имеют (за исключением ПВТ) льгот и преференций, а хозяйственную деятельность осуществляют за счет собственных средств. Кроме того, нужно отметить, что в национальной инновационной системе Республики Беларусь отсутствует такой необходимый элемент, как рынок научно-технической продукции.

В целом можно утверждать, что сфера инноваций в республике находится на стадии развития. Высокий научно-исследовательский потенциал, значительные достижения в науке и технике, существенный задел в фундаментальных исследованиях, уникальная научно-производственная база используются малоэффективно и слабо ориентированы на производство. Главной причиной этого является отсутствие действенного механизма рыночного

стимулирования внедрения инновационных разработок.

В настоящее время разработана и действует Госпрограмма инновационного развития на 2011—2015 гг. Она устанавливает целевые индикаторы на 2015 г., в том числе:

■ трехкратное увеличение финансирования научно-исследовательской деятельности в сфере высоких технологий (по сравнению с 2008-2010 гг.);

■ рост в 2-3 раза высокотехнологичного экспорта;

■ достижение уровня финансирования инновационной деятельности до 2% ВВП, увеличение доли расходов на развитие материально-технической базы научно-исследовательских учреждений до 10% от общих затрат на науку, исследования и инновации;

■ увеличение до 20% инновационной продукции в промышленном производстве;

■ повышение доли сертифицированной продукции до 80%;

■ снижение износа активной части основных фондов до 50%;

■ рост доли занятых в высоко- и среднетехнологических секторах до 7-10%;

■ обеспечение защиты прав на промышленную собственность за рубежом [3].

Количество организаций, выполняющих НИР, в стране составляет 468 единиц, а численность персонала в последние 20 лет установилась на уровне около 32 тыс. человек. При этом отмечается тенденция к снижению количества работников высшей квалификации: в 2001-2011 гг. число кандидатов наук уменьшилось на 14%, докторов наук - на 11% (рис. 1).

Внутренние расходы на НИР составляют более 280 млн долл., однако для повышения инновационной активности инвестиции необходимо увеличивать. Кроме того, если рассмотреть структуру затрат на НИОКР (рис. 2), то можно сделать вывод, что в период кризиса 2009-2010 гг. произошли определенные изменения - стали преобладать продуктовые инновации. Доля инновационно активных

50

40

10

0 —

1ПППМ

2005

Продуктовые инновации

2006

2007

2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009

2010

Процессные инновации

структур среди организаций промышленности составляет 15,4%; удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции промышленности достиг 14,5%, что недостаточно для экономики страны. Несмотря на то что затраты на технологические инновации в организациях промышленности достигли 900 млн долл., экономика Беларуси является главным образом реципиентом зарубежных инноваций, тогда как экспорт отечественной инновационной продукции остается на относительно низком уровне.

Таким образом, для преодоления негативных тенденций в развитии инновационной деятельности необходимо осуществить ряд проектов и программ. В первую очередь требуется совершенствование законодательства, в том числе в сфере защиты интеллектуальной собственности, вопросах финансового обеспечения,законодательного закрепления форм сотрудничества в рамках инновационной деятельности. Особое внимание следует уделить государственной поддержке инноваторов посредством предоставления льготных кредитов, минимизации налоговых платежей, субсидирования, а также оказания информационной, правовой помощи.

Еще одна важная задача -создание и развитие системы маркетинга, целью которой станет налаживание связей между

Продуктовые и процессные инновации

предприятиями-инноваторами и конечным потребителем, в том числе за счет поиска потребности в инновационных решениях, систематизации и анализа требований покупателей к продукции. Зачастую именно разрыв между спросом и предложением приводит к неудачам - предприятия предлагают новые товары, тогда как потребителю нужны новые выгоды. Кроме того, особое внимание должно уделяться дальнейшему развитию центров трансфера технологий, созданию технопарков, для которых будут предусмотрены налоговые, таможенные и социальные льготы. Также необходимо оказывать содействие развитию венчурных фондов, для чего требуется разработать и принять соответствующее законодательство,создать льготный режим для деятельности венчурных компаний.

Реализация этих мер составляет основу коммерциализации инноваций, повышает устойчивость наукоемкого сектора, увеличивает скорость реакции инновационной системы на изменение рынков.

Литература

1. Научно-техническая и инновационная деятельность. Электронный ресурс: http://www.gknt.org.by/.

2. Национальная инновационная система. Электронный ресурс: http://www.belisa.org.by/.

3. Обзор инновационного развития Республики Беларусь. Европейская экономическая комиссия, ООН. Нью-Йорк, Женева, 2011.

Рис. 2.

Структура затрат на НИОКР в Республике Беларусь, % [2]

о

X X

3!

X

60

30

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.