_
СО I—
ои
со
И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде.
Фридрих Август фон Хайек
Особенности формирования
национальной инновационной системы
Светлана Дадалко,
завкафедрой маркетинга Международного университета «МИТСО», кандидат экономических наук, доцент
Иулиания Вострокрылова,
студентка факультета международных экономических отношений и менеджмента Международного университета «МИТСО», победитель ХХШ Республиканского конкурса научных работ студентов вузов
Ключевой особенностью современного типа воспроизводства выступает формирование и последовательное совершенствование национальной инновационной системы (НИС), основной целью которой является обеспечение устойчивого и эффективного роста экономики и повышение качества жизни населения путем использования интеллектуального потенциала, реализации новых знаний с помощью опережающего развития науки, образования и наукоемкого производства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», понятие «национальная инновационная система» определяется как совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность [1]. НИС формируется на основании Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь [2].
Все компоненты НИС (рис. 1) в нашей стране имеются. Однако их наличие само по себе не дает оснований утверждать, что система окончательно создана. Нормативно недостаточно урегулированы многие вопросы, в частности: какие государственные органы (должностные лица) являются координатором создания системы, каков их правовой статус, функциональные обязанности и полномочия, порядок взаимодействия с другими госорганами, регулирующими развитие отдельных ее структур [3].
Ключевым достижением государственной инновационной политики в период 2007-2015 гг. стало формирование соответствующего законодательства. За период 2011-2015 гг. появились новые инструменты стимулирования НИС [3]:
■ нормативное требование к государственным заказчикам ГНТП по обеспечению коммерциализации созданных
за бюджетные средства результатов научно-технической деятельности в течение трех лет с момента их создания;
■ предоставление права вузам и научным организациям выступать учредителями предприятий для реализации инновационных проектов, предусматривающих введение в гражданский оборот научных разработок;
■ налоговые льготы производителям инновационных и высокотехнологичных товаров, включенных в перечни, утверждаемые Правительством;
■ инновационные ваучеры и гранты для физических лиц и субъектов малого предпринимательства, выдаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе для коммерциализации объектов промышленной собственности;
■ использование средств республиканских и местных инновационных фондов для реализации проектов государственными и частными предприятиями.
Рис. 1. Компоненты НИС Республики Беларусь
Источник: авторская разработка на основе [1]
Таблица. Сравнительная характеристика отдельных показателей IЫБ по Республике Беларусь за 2015 г. со средними показателями по ЕС
Источник: авторская разработка на основе [6,7]
Вместе с тем реально из указанных инструментов работают и широко используются лишь два: налоговые льготы, использование средств инновационных фондов. Как следствие, созданные на законодательном уровне механизмы стимулирования не внесли существенного вклада в национальную экономику знаний.
Государственные программы инновационного развития (ГПИР) - средство реализации стратегии в соответствии с общим пятилетним циклом планирования. Сейчас реализуется уже третья программа - на 2016-2020 гг. [4]. Она, как отмечает Европейская экономическая комиссия ООН во Втором обзоре инновационного развития Республики Беларусь, включает ряд амбициозных проектов и целей модернизации экономики и укрепления ее конкурентоспособности на международном уровне, однако в практическом отношении в основном повторяет концептуальный план, формат и структуру предыдущих программ [5].
Существуют различные методики оценки уровня инновационности и способности
к опережающему экономическому росту в целом. Еврокомиссия использует так называемое Табло инновационного союза (ГШ). Сравнительная характеристика показателей Беларуси со средними значениями по ЕС в ГШ представлена в таблице. Как видим, образованных кадров в Беларуси достаточно, следует отметить положительную разницу по доле молодежи в возрасте 20-24 лет, получившей по крайней мере общее среднее образование.
Вместе с тем финансирование НИОКР со стороны как государства, так и коммерческих организаций и их доля в ВВП существенно ниже среднего мирового показателя.
Вовлеченность в инновационный процесс малых и средних предприятий практически в десять раз меньше по сравнению с уровнем стран ЕС. Это свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов стимулирования сотрудничества государства и бизнеса, правового обеспечения государственно-частного партнерства.
Большая доля занятости в наукоемких видах деятельности к общей занятости (105% к среднему показателю по ЕС), увы, не сопровождается ни ускоренными темпами роста вклада средне-и высокотехнологичной продукции в торговый баланс страны, ни высоким удельным весом инновационных товаров и услуг в общем товарообороте. А сравнительно высокие цифры продаж инновационной продукции вызывают сомнение, поскольку не конкретизируется степень новизны («для рынка» или «для фирмы»).
Показатель Беларусь ЕС Беларусь/ЕС, % Беларусь/ЕС, +/-
Обеспечение ресурсами
Человеческие ресурсы
Выпуск аспирантов и докторантов (МСКО 6) на 1000 чел. населения в возрасте 25-34 лет 0,7 1,8 38,9 -61,1
Население в возрасте 30-34 лет, имеющее завершенное высшее образование, % 28,4 38,5 73,8 -26,2
Молодежь в возрасте 20-24 лет, получившая по крайней мере общее среднее образование, % 92,6 82,6 112,1 12,1
Финансы и государственная поддержка
Доля государственных расходов на НИОКР в ВВП, % 0,18 0,72 25,0 -75,0
Деятельность предприятий
Инвестиции предприятия
Доля коммерческих расходов на НИОКР в ВВП, % 0,34 1,30 26,2 -73,8
Доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг), % 1,73 0,69 250,7 150,7
Сотрудничество и предпринимательство
Доля МСП, осуществляющих внутренние инновации, в общем числе МСП, % 4,41 28,7 15,4 -84,6
Доля МСП, участвующих в совместных инновационных проектах, в общем числе обследованных организаций,% 0,48 10,3 4,7 -95,3
Результаты
Инновационно активные организации
Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП, % 3,49 30,6 11,4 -88,6
Доля МСП, внедряющих маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП, % 1,54 36,2 4,3 -95,7
Экономические эффекты
Занятость в наукоемких видах деятельности (производство и услуги) к общей занятости (на конец года), % 28,49 13,9 205,0 105,0
Экспорт средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров, % 30,3 56,1 54,0 -46,0
Экспорт наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг, % 33,4 63,1 52,9 -47,1
Продажа новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте, % 12,34 12,4 99,5 -0,5
Инструменты развития
Паритет сложившихся положительных и отрицательных тенденций инновационной среды схематически представлен на рис. 2. Увеличение доли интеллектуальной составляющей в цене материа-лоемкой промышленной продукции в долгосрочной перспективе обеспечит Беларуси улучшение внешнеторгового баланса и повышение конкурентоспособности ее экономики.
Тенденции инновационной среды в Республике Беларусь
Важным направлением социально-экономического развития государства становится научно инновационная безопасность. Для ее обеспечения необходимо постоянно совершенствовать НИС, инновационную политику и институциональную среду.
Потенциал нашей страны реализуется недостаточно эффективно, что отмечено во Втором обзоре инновационного развития Республики Беларусь. Во-первых, «в инновационной политике все еще доминирует вертикальная составляющая: ее элементы преобладают как в ГПИР, так и в государственных программах научных исследований и государственных научно-технических программах. В то же время современная инновационная политика в основном является горизонтальной: она обеспечивает неограниченные возможности поддержки инноваций всем без исключения, заранее не определяя, кто может получить к ней доступ. Выбор проектов для финансирования производится на основе открытых конкурсов, без дискриминации заявителей, а финансирование выделяется наиболее успешным заявкам, поданным в этом
процессе» [5]. В ГПИР на 2016-2020 гг. не указаны конкретные экономические инструменты в поддержку инновационного предпринимательства и средства, выделяемые на эти цели. Наряду с чрезмерным акцентированием внимания на технологических инновациях практически игнорируются другие их типы [5].
Кроме того, остаются неясности с юридическим статусом прав интеллектуальной собственности, их должны предусматривать нормы регулирования в соответствии с Указом Президента от 04.02.2013 г. № 59 [8]. Такая ситуация существенно затрудняет последующий процесс их коммерциализации.
Роль государственного сектора в управлении инновациями определена четко, однако на данном этапе в НИС слабые связи и недостаточно возможностей (инструментов) для взаимодействия между ее участниками, отсутствует спонтанное, идущее снизу вверх, сотрудничество.
Негативно влияет на формирование и развитие НИС республики преимущественно административный подход (сверху вниз), а не профессионализм, к процессу принятия решений. Это обусловлено «сложностью структуры государственных органов с широкими полномочиями при проведении научно-технической и инновационной политики» [5].
Существует ряд проблем и в области финансирования инновационных проектов МСП, которое осуществляется через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Во-первых, помощь оказывается в форме возвратных займов. Между тем, согласно мировому опыту, на самом раннем этапе целесообразнее практика инновационных
Преобладание вертикальной составляющей в связях между субъектами НИС
Развитая система государственных учреждений
Слабые связи и возможности для взаимодействия между участниками
Преимущество административного подхода к процессу принятия решений
Дефицит инновационных МСП и их ограниченное финансирование
Отсутствие стратегического подхода к повышению роли научно-технических исследований в инновациях
Низкая доля собственных НИР для нужд производства
Высокий уровень развития человеческого потенциала
Равные возможности доступа к ресурсам
Развитая фундаментальная наука
Низкий уровень развития инфраструктуры инофрмационно-компьютерных технологий
Отрицательные тенденции инновационной среды Республики Беларусь
Положительные тенденции инновационной среды Республики Беларусь
Рис. 2.
Положительные и отрицательные тенденции инновационной среды Республики Беларусь
Источник:
авторская разработка
ваучеров и грантов или акционерное финансирование, но у нас эти инструменты пока на стадии эксперимента. Во-вторых, суммы небольшие. В-третьих, доступ к ним ограничивается спецификой условий их предоставления. В развитых странах значительный вклад в поддержку инноваций вносит частный сектор. У нас такой вид деятельности развивается слабо, хотя сеть бизнес-ангелов и венчурных инвесторов работает с 2010 г.
В международном рейтинге ГШ Беларусь оценивается неоднозначно и по человеческим ресурсам. Так, среднее и высшее образование характеризуется высокой привлекательностью, но подобный вывод нельзя сделать по отношению к защите кандидатских и докторских диссертаций.
Сравнение данных по нашей стране со средними показателями по ЕС также показывает низкий уровень инвестиций в исследования со стороны бизнеса и государственного сектора, даже если принять во внимание разницу в уровне доходов. Общие расходы на научно-технические исследования в течение последних 20 лет не растут, оставаясь на уровне примерно 0,7% ВВП. Это отражает отсутствие стратегического подхода к повышению роли научно-технических исследований в инновациях и усвоению знаний из-за рубежа. Доля сотрудников научной сферы в численности работающего населения на протяжении последнего десятилетия находится на уровне 7% [5].
Собственные научные исследования проводят лишь 26% производственных компаний Республики Беларусь, что в два раза меньше, чем в среднем по странам ЕС [6]. Несмотря на большое количество крупных предприятий в структуре промышленности, которые в целом, как правило, активно инвестируют в целевые научные разработки, «инновации в Беларуси в основном связаны с приобретением оборудования и машин, а не с такой неосязаемой деятельностью, как научно-технические исследования и обучение» [5].
На динамику формирования НИС также негативно влияет дефицит инновационных МСП. Ощущается нехватка автономных небольших субъектов хозяйствования и мелких специализированных поставщиков в разных отраслях, чем тормозится диверсификация инновационных действий.
Мероприятия по активизации НИС
На основе изучения опыта стран с малой открытой экономикой - мировых лидеров инноваций, нами разработана система мероприятий инновационного развития Республики Беларусь:
■ институциональное оформление доверительных отношений между организациями, постоянный поиск и разработка новых форм и способов взаимодействий, создание механизма инвестирования;
■ законодательное закрепление порядка образования инновационных сетей предприятий, прежде всего на региональном уровне, а также включение в международные инновационные сети;
■ стимулирование сотрудничества университетов, НИИ, бизнеса, потребителей и поставщиков;
■ упрощение формирования и деятельности организаций, ассоциаций, союзов;
■ содействие коммерциализации новых продуктов и технологий;
■ обеспечение законодательного регулирования
не только устойчивых взаимодействий (например, кластеров), но и сотрудничества для реализации конкретных инновационных проектов;
■ наделение субъектов НИС, прежде всего субъектов инновационной инфраструктуры, компетенциями по организации совместных проектов;
■ формирование внутринациональной сетевой инновационной инфраструктуры устранит дублирование функций организаций и объединит усилия при реализации масштабных проектов;
■ принятие единого нормативного правового акта, регулирующего важнейшие вопросы взаимодействия
в инновационной сфере как на национальном, так и на международном уровне.
Государственно-частное партнерство поможет создать условия для роста неформальных сетей, а также кооперирования акторов и появления платформ для исследований и инноваций.
Инфраструктура капитализации и внедрения разработок
Нами предлагаются следующие пути развития новой инфраструктуры капитализации и внедрения инноваций, основанной на сотрудничестве изобретателей, инвесторов, посредников и потребителей:
■ создание института инновационного страхования (для производителей) и дотаций (для потребителей);
■ реализация защиты прав на интеллектуальную собственность и пресечение недобросовестного использования ее продуктов посредниками, к которым обращаются субъекты НИС;
■ вхождение в международные цепочки создания стоимости;
■ стимулирование взаимодействия участников национальной инновационной системы (например, путем реализации программ и проектов, требующих
Инструменты развития
I
вовлечения различных субъектов НИС, в том числе предоставляя приоритет таким проектам на конкурсах по выделению финансирования); налаживание кооперации в научно-исследовательской деятельности, производственно-внедренческом процессе и бизнес-сообществе при помощи содействия увеличению количества транзакций, постоянному расширению круга партнеров.
Ключевую роль в НИС должны играть университеты: и как исследовательские центры, и как структуры, отвечающие за подготовку квалифицированных кадров, а также несущие «общественную» нагрузку по коммуникации с заинтересованными лицами и трансферу знаний и технологий. Необходимо вовлекать студентов в предпринимательскую деятельность, содействовать основанию бизнеса на базе университетских связей, в том числе с помощью формирования технопарков и стартапов. Сотрудничество «университеты - производство» активизирует деятельность вузов, которые могут продавать патенты и передавать права на интеллектуальную собственность бизнес-сообществу.
Для облегчения технологического трансфера перспективно создание сети патентных экспертов. Компании - инновационные посредники (брокеры) содействуют трансферу и диффузии технологий, а также валоризации результатов НИОКР. Ускорить интеграцию между субъектами НИС, расширить объем междисциплинарных исследований, а также снизить транзакционные и трансформационные издержки помогут «мегасайенс-центры» [9]. Инновационные кредиты и страхование создадут возможности высокорисковых инвестиций. Следует расширять аутсорсинго-вые отношения и их международную форму -оффшоринг, бизнес-ассоциации и альянсы, поддерживать создание межорганизационных инновационных сетей, особенно между высоко- и низкотехнологичными фирмами. Важным связующим звеном таких сетей являются консалтинговые компании, осуществляющие поиск инновационных решений и партнеров. Самоорганизующиеся инновационные сети, стратегические альянсы, которые предполагают вовлечение в НИС поставщиков и потребителей также могут стимулировать ее функционирование. Поддержит стремление к новшествам предприятий и потребителей внедрение целевых дотаций, чтобы на начальном этапе уравнять в цене инновационную продукцию и обычную (традиционную).
^Л«»"".....
■ммммммммшшнш
Законо- Фонды Инновационные Центры Бизнес-
дательное финансовой программы развития инкубаторы
регулирование поддержки
НАН
Информационные центры
НИЛ
Технопарки
Внешние кафедры
Инновационные
Финансовые Венчурные Иностранные консалтинговые
институты фонды Предприятия инвесторы компании
''"«I,
'"Hill mil
iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
,,ЗД[С|
1111111111111111111111111111111 и 11
Ориентация государственной политики на активизацию взаимодействия науки, образования и предпринимательства будет способствовать развитию инновационных МСП. Предлагаемая схема взаимодействия субъектов национальной инновационной системы представлена на рис. 3.
Для успешного завершения формирования НИС в Беларуси необходимо последовательно, организованно и быстро реализовать изложенные мероприятия. При этом важна стратегическая цель - создание и полноценное, грамотное использование научных достижений в качестве основы для технологической и институциональной модернизации страны, построения экономики знаний, повышения глобальной конкурентоспособности, обеспечения стабильного развития. СИ
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10.07.2012 г., № 425-3.- Минск, 2012.
2. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь //http://www.gknt. gov.by.
3. Крупский Д.М. Национальная инновационная система Беларуси: проблемы и перспективы развития:учеб. пособие.- Минск, 2015.
4. Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2016.
5. Второй обзор инновационного развития Беларуси // Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций.- Нью Йорк; Женева, 2016.
6. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник / под ред. И.С. Кангро [и др.] / Нац. стат. комитет Республики Беларусь.- Минск, 2016.
7. Innovation Union Scoreboard 2015 / European Commission //http://ec.europa.eu/growth/ industry/innovation.
8. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь, 04.02.2013 г., № 59 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2013.
9. Иншакова Е., Ворошилина А. Роль мегасайенс-центров в осуществлении мегапроектов // Наука и инновации. 2013, № 11. С. 32-34.
Рис. 3.
Предлагаемая схема
взаимодействия субъектов НИС
Источник:
авторская разработка