Научная статья на тему 'Особенности формирования национальной инновационной системы'

Особенности формирования национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадалко Светлана, Вострокрылова Иулиания

В статье анализируются результаты национальной инновационной системы (НИС) в Республике Беларусь. Авторы предлагают возможные пути активизации субъектов НИС и ее интеграции в экономику знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the national innovation system formation

The article analyses the results of the national innovative system (NIS) development in the Republic of Belarus. The authors suggest possible ways of activating the subjects of the NIS and its integration into the knowledge economy.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования национальной инновационной системы»

_

СО I—

ои

со

И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде.

Фридрих Август фон Хайек

Особенности формирования

национальной инновационной системы

Светлана Дадалко,

завкафедрой маркетинга Международного университета «МИТСО», кандидат экономических наук, доцент

Иулиания Вострокрылова,

студентка факультета международных экономических отношений и менеджмента Международного университета «МИТСО», победитель ХХШ Республиканского конкурса научных работ студентов вузов

Ключевой особенностью современного типа воспроизводства выступает формирование и последовательное совершенствование национальной инновационной системы (НИС), основной целью которой является обеспечение устойчивого и эффективного роста экономики и повышение качества жизни населения путем использования интеллектуального потенциала, реализации новых знаний с помощью опережающего развития науки, образования и наукоемкого производства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», понятие «национальная инновационная система» определяется как совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей,

осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность [1]. НИС формируется на основании Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь [2].

Все компоненты НИС (рис. 1) в нашей стране имеются. Однако их наличие само по себе не дает оснований утверждать, что система окончательно создана. Нормативно недостаточно урегулированы многие вопросы, в частности: какие государственные органы (должностные лица) являются координатором создания системы, каков их правовой статус, функциональные обязанности и полномочия, порядок взаимодействия с другими госорганами, регулирующими развитие отдельных ее структур [3].

Ключевым достижением государственной инновационной политики в период 2007-2015 гг. стало формирование соответствующего законодательства. За период 2011-2015 гг. появились новые инструменты стимулирования НИС [3]:

■ нормативное требование к государственным заказчикам ГНТП по обеспечению коммерциализации созданных

за бюджетные средства результатов научно-технической деятельности в течение трех лет с момента их создания;

■ предоставление права вузам и научным организациям выступать учредителями предприятий для реализации инновационных проектов, предусматривающих введение в гражданский оборот научных разработок;

■ налоговые льготы производителям инновационных и высокотехнологичных товаров, включенных в перечни, утверждаемые Правительством;

■ инновационные ваучеры и гранты для физических лиц и субъектов малого предпринимательства, выдаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе для коммерциализации объектов промышленной собственности;

■ использование средств республиканских и местных инновационных фондов для реализации проектов государственными и частными предприятиями.

Рис. 1. Компоненты НИС Республики Беларусь

Источник: авторская разработка на основе [1]

Таблица. Сравнительная характеристика отдельных показателей IЫБ по Республике Беларусь за 2015 г. со средними показателями по ЕС

Источник: авторская разработка на основе [6,7]

Вместе с тем реально из указанных инструментов работают и широко используются лишь два: налоговые льготы, использование средств инновационных фондов. Как следствие, созданные на законодательном уровне механизмы стимулирования не внесли существенного вклада в национальную экономику знаний.

Государственные программы инновационного развития (ГПИР) - средство реализации стратегии в соответствии с общим пятилетним циклом планирования. Сейчас реализуется уже третья программа - на 2016-2020 гг. [4]. Она, как отмечает Европейская экономическая комиссия ООН во Втором обзоре инновационного развития Республики Беларусь, включает ряд амбициозных проектов и целей модернизации экономики и укрепления ее конкурентоспособности на международном уровне, однако в практическом отношении в основном повторяет концептуальный план, формат и структуру предыдущих программ [5].

Существуют различные методики оценки уровня инновационности и способности

к опережающему экономическому росту в целом. Еврокомиссия использует так называемое Табло инновационного союза (ГШ). Сравнительная характеристика показателей Беларуси со средними значениями по ЕС в ГШ представлена в таблице. Как видим, образованных кадров в Беларуси достаточно, следует отметить положительную разницу по доле молодежи в возрасте 20-24 лет, получившей по крайней мере общее среднее образование.

Вместе с тем финансирование НИОКР со стороны как государства, так и коммерческих организаций и их доля в ВВП существенно ниже среднего мирового показателя.

Вовлеченность в инновационный процесс малых и средних предприятий практически в десять раз меньше по сравнению с уровнем стран ЕС. Это свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов стимулирования сотрудничества государства и бизнеса, правового обеспечения государственно-частного партнерства.

Большая доля занятости в наукоемких видах деятельности к общей занятости (105% к среднему показателю по ЕС), увы, не сопровождается ни ускоренными темпами роста вклада средне-и высокотехнологичной продукции в торговый баланс страны, ни высоким удельным весом инновационных товаров и услуг в общем товарообороте. А сравнительно высокие цифры продаж инновационной продукции вызывают сомнение, поскольку не конкретизируется степень новизны («для рынка» или «для фирмы»).

Показатель Беларусь ЕС Беларусь/ЕС, % Беларусь/ЕС, +/-

Обеспечение ресурсами

Человеческие ресурсы

Выпуск аспирантов и докторантов (МСКО 6) на 1000 чел. населения в возрасте 25-34 лет 0,7 1,8 38,9 -61,1

Население в возрасте 30-34 лет, имеющее завершенное высшее образование, % 28,4 38,5 73,8 -26,2

Молодежь в возрасте 20-24 лет, получившая по крайней мере общее среднее образование, % 92,6 82,6 112,1 12,1

Финансы и государственная поддержка

Доля государственных расходов на НИОКР в ВВП, % 0,18 0,72 25,0 -75,0

Деятельность предприятий

Инвестиции предприятия

Доля коммерческих расходов на НИОКР в ВВП, % 0,34 1,30 26,2 -73,8

Доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг), % 1,73 0,69 250,7 150,7

Сотрудничество и предпринимательство

Доля МСП, осуществляющих внутренние инновации, в общем числе МСП, % 4,41 28,7 15,4 -84,6

Доля МСП, участвующих в совместных инновационных проектах, в общем числе обследованных организаций,% 0,48 10,3 4,7 -95,3

Результаты

Инновационно активные организации

Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП, % 3,49 30,6 11,4 -88,6

Доля МСП, внедряющих маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП, % 1,54 36,2 4,3 -95,7

Экономические эффекты

Занятость в наукоемких видах деятельности (производство и услуги) к общей занятости (на конец года), % 28,49 13,9 205,0 105,0

Экспорт средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров, % 30,3 56,1 54,0 -46,0

Экспорт наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг, % 33,4 63,1 52,9 -47,1

Продажа новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте, % 12,34 12,4 99,5 -0,5

Инструменты развития

Паритет сложившихся положительных и отрицательных тенденций инновационной среды схематически представлен на рис. 2. Увеличение доли интеллектуальной составляющей в цене материа-лоемкой промышленной продукции в долгосрочной перспективе обеспечит Беларуси улучшение внешнеторгового баланса и повышение конкурентоспособности ее экономики.

Тенденции инновационной среды в Республике Беларусь

Важным направлением социально-экономического развития государства становится научно инновационная безопасность. Для ее обеспечения необходимо постоянно совершенствовать НИС, инновационную политику и институциональную среду.

Потенциал нашей страны реализуется недостаточно эффективно, что отмечено во Втором обзоре инновационного развития Республики Беларусь. Во-первых, «в инновационной политике все еще доминирует вертикальная составляющая: ее элементы преобладают как в ГПИР, так и в государственных программах научных исследований и государственных научно-технических программах. В то же время современная инновационная политика в основном является горизонтальной: она обеспечивает неограниченные возможности поддержки инноваций всем без исключения, заранее не определяя, кто может получить к ней доступ. Выбор проектов для финансирования производится на основе открытых конкурсов, без дискриминации заявителей, а финансирование выделяется наиболее успешным заявкам, поданным в этом

процессе» [5]. В ГПИР на 2016-2020 гг. не указаны конкретные экономические инструменты в поддержку инновационного предпринимательства и средства, выделяемые на эти цели. Наряду с чрезмерным акцентированием внимания на технологических инновациях практически игнорируются другие их типы [5].

Кроме того, остаются неясности с юридическим статусом прав интеллектуальной собственности, их должны предусматривать нормы регулирования в соответствии с Указом Президента от 04.02.2013 г. № 59 [8]. Такая ситуация существенно затрудняет последующий процесс их коммерциализации.

Роль государственного сектора в управлении инновациями определена четко, однако на данном этапе в НИС слабые связи и недостаточно возможностей (инструментов) для взаимодействия между ее участниками, отсутствует спонтанное, идущее снизу вверх, сотрудничество.

Негативно влияет на формирование и развитие НИС республики преимущественно административный подход (сверху вниз), а не профессионализм, к процессу принятия решений. Это обусловлено «сложностью структуры государственных органов с широкими полномочиями при проведении научно-технической и инновационной политики» [5].

Существует ряд проблем и в области финансирования инновационных проектов МСП, которое осуществляется через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Во-первых, помощь оказывается в форме возвратных займов. Между тем, согласно мировому опыту, на самом раннем этапе целесообразнее практика инновационных

Преобладание вертикальной составляющей в связях между субъектами НИС

Развитая система государственных учреждений

Слабые связи и возможности для взаимодействия между участниками

Преимущество административного подхода к процессу принятия решений

Дефицит инновационных МСП и их ограниченное финансирование

Отсутствие стратегического подхода к повышению роли научно-технических исследований в инновациях

Низкая доля собственных НИР для нужд производства

Высокий уровень развития человеческого потенциала

Равные возможности доступа к ресурсам

Развитая фундаментальная наука

Низкий уровень развития инфраструктуры инофрмационно-компьютерных технологий

Отрицательные тенденции инновационной среды Республики Беларусь

Положительные тенденции инновационной среды Республики Беларусь

Рис. 2.

Положительные и отрицательные тенденции инновационной среды Республики Беларусь

Источник:

авторская разработка

ваучеров и грантов или акционерное финансирование, но у нас эти инструменты пока на стадии эксперимента. Во-вторых, суммы небольшие. В-третьих, доступ к ним ограничивается спецификой условий их предоставления. В развитых странах значительный вклад в поддержку инноваций вносит частный сектор. У нас такой вид деятельности развивается слабо, хотя сеть бизнес-ангелов и венчурных инвесторов работает с 2010 г.

В международном рейтинге ГШ Беларусь оценивается неоднозначно и по человеческим ресурсам. Так, среднее и высшее образование характеризуется высокой привлекательностью, но подобный вывод нельзя сделать по отношению к защите кандидатских и докторских диссертаций.

Сравнение данных по нашей стране со средними показателями по ЕС также показывает низкий уровень инвестиций в исследования со стороны бизнеса и государственного сектора, даже если принять во внимание разницу в уровне доходов. Общие расходы на научно-технические исследования в течение последних 20 лет не растут, оставаясь на уровне примерно 0,7% ВВП. Это отражает отсутствие стратегического подхода к повышению роли научно-технических исследований в инновациях и усвоению знаний из-за рубежа. Доля сотрудников научной сферы в численности работающего населения на протяжении последнего десятилетия находится на уровне 7% [5].

Собственные научные исследования проводят лишь 26% производственных компаний Республики Беларусь, что в два раза меньше, чем в среднем по странам ЕС [6]. Несмотря на большое количество крупных предприятий в структуре промышленности, которые в целом, как правило, активно инвестируют в целевые научные разработки, «инновации в Беларуси в основном связаны с приобретением оборудования и машин, а не с такой неосязаемой деятельностью, как научно-технические исследования и обучение» [5].

На динамику формирования НИС также негативно влияет дефицит инновационных МСП. Ощущается нехватка автономных небольших субъектов хозяйствования и мелких специализированных поставщиков в разных отраслях, чем тормозится диверсификация инновационных действий.

Мероприятия по активизации НИС

На основе изучения опыта стран с малой открытой экономикой - мировых лидеров инноваций, нами разработана система мероприятий инновационного развития Республики Беларусь:

■ институциональное оформление доверительных отношений между организациями, постоянный поиск и разработка новых форм и способов взаимодействий, создание механизма инвестирования;

■ законодательное закрепление порядка образования инновационных сетей предприятий, прежде всего на региональном уровне, а также включение в международные инновационные сети;

■ стимулирование сотрудничества университетов, НИИ, бизнеса, потребителей и поставщиков;

■ упрощение формирования и деятельности организаций, ассоциаций, союзов;

■ содействие коммерциализации новых продуктов и технологий;

■ обеспечение законодательного регулирования

не только устойчивых взаимодействий (например, кластеров), но и сотрудничества для реализации конкретных инновационных проектов;

■ наделение субъектов НИС, прежде всего субъектов инновационной инфраструктуры, компетенциями по организации совместных проектов;

■ формирование внутринациональной сетевой инновационной инфраструктуры устранит дублирование функций организаций и объединит усилия при реализации масштабных проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ принятие единого нормативного правового акта, регулирующего важнейшие вопросы взаимодействия

в инновационной сфере как на национальном, так и на международном уровне.

Государственно-частное партнерство поможет создать условия для роста неформальных сетей, а также кооперирования акторов и появления платформ для исследований и инноваций.

Инфраструктура капитализации и внедрения разработок

Нами предлагаются следующие пути развития новой инфраструктуры капитализации и внедрения инноваций, основанной на сотрудничестве изобретателей, инвесторов, посредников и потребителей:

■ создание института инновационного страхования (для производителей) и дотаций (для потребителей);

■ реализация защиты прав на интеллектуальную собственность и пресечение недобросовестного использования ее продуктов посредниками, к которым обращаются субъекты НИС;

■ вхождение в международные цепочки создания стоимости;

■ стимулирование взаимодействия участников национальной инновационной системы (например, путем реализации программ и проектов, требующих

Инструменты развития

I

вовлечения различных субъектов НИС, в том числе предоставляя приоритет таким проектам на конкурсах по выделению финансирования); налаживание кооперации в научно-исследовательской деятельности, производственно-внедренческом процессе и бизнес-сообществе при помощи содействия увеличению количества транзакций, постоянному расширению круга партнеров.

Ключевую роль в НИС должны играть университеты: и как исследовательские центры, и как структуры, отвечающие за подготовку квалифицированных кадров, а также несущие «общественную» нагрузку по коммуникации с заинтересованными лицами и трансферу знаний и технологий. Необходимо вовлекать студентов в предпринимательскую деятельность, содействовать основанию бизнеса на базе университетских связей, в том числе с помощью формирования технопарков и стартапов. Сотрудничество «университеты - производство» активизирует деятельность вузов, которые могут продавать патенты и передавать права на интеллектуальную собственность бизнес-сообществу.

Для облегчения технологического трансфера перспективно создание сети патентных экспертов. Компании - инновационные посредники (брокеры) содействуют трансферу и диффузии технологий, а также валоризации результатов НИОКР. Ускорить интеграцию между субъектами НИС, расширить объем междисциплинарных исследований, а также снизить транзакционные и трансформационные издержки помогут «мегасайенс-центры» [9]. Инновационные кредиты и страхование создадут возможности высокорисковых инвестиций. Следует расширять аутсорсинго-вые отношения и их международную форму -оффшоринг, бизнес-ассоциации и альянсы, поддерживать создание межорганизационных инновационных сетей, особенно между высоко- и низкотехнологичными фирмами. Важным связующим звеном таких сетей являются консалтинговые компании, осуществляющие поиск инновационных решений и партнеров. Самоорганизующиеся инновационные сети, стратегические альянсы, которые предполагают вовлечение в НИС поставщиков и потребителей также могут стимулировать ее функционирование. Поддержит стремление к новшествам предприятий и потребителей внедрение целевых дотаций, чтобы на начальном этапе уравнять в цене инновационную продукцию и обычную (традиционную).

^Л«»"".....

■ммммммммшшнш

Законо- Фонды Инновационные Центры Бизнес-

дательное финансовой программы развития инкубаторы

регулирование поддержки

НАН

Информационные центры

НИЛ

Технопарки

Внешние кафедры

Инновационные

Финансовые Венчурные Иностранные консалтинговые

институты фонды Предприятия инвесторы компании

''"«I,

'"Hill mil

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

,,ЗД[С|

1111111111111111111111111111111 и 11

Ориентация государственной политики на активизацию взаимодействия науки, образования и предпринимательства будет способствовать развитию инновационных МСП. Предлагаемая схема взаимодействия субъектов национальной инновационной системы представлена на рис. 3.

Для успешного завершения формирования НИС в Беларуси необходимо последовательно, организованно и быстро реализовать изложенные мероприятия. При этом важна стратегическая цель - создание и полноценное, грамотное использование научных достижений в качестве основы для технологической и институциональной модернизации страны, построения экономики знаний, повышения глобальной конкурентоспособности, обеспечения стабильного развития. СИ

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10.07.2012 г., № 425-3.- Минск, 2012.

2. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь //http://www.gknt. gov.by.

3. Крупский Д.М. Национальная инновационная система Беларуси: проблемы и перспективы развития:учеб. пособие.- Минск, 2015.

4. Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2016.

5. Второй обзор инновационного развития Беларуси // Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций.- Нью Йорк; Женева, 2016.

6. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник / под ред. И.С. Кангро [и др.] / Нац. стат. комитет Республики Беларусь.- Минск, 2016.

7. Innovation Union Scoreboard 2015 / European Commission //http://ec.europa.eu/growth/ industry/innovation.

8. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь, 04.02.2013 г., № 59 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2013.

9. Иншакова Е., Ворошилина А. Роль мегасайенс-центров в осуществлении мегапроектов // Наука и инновации. 2013, № 11. С. 32-34.

Рис. 3.

Предлагаемая схема

взаимодействия субъектов НИС

Источник:

авторская разработка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.